СООТНОШЕНИЕ НАРОДНОЙ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ МЕДИЦИНЫ В СИСТЕМЕ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ УЛЬЯНОВСКОГО ПОВОЛЖЬЯ
В статье рассматривается роль и место традиционной народной медицины в современном здравоохранении и жизни этноса. Дается анализ анкет подворного опроса жителей сел Ульяновской области, где выясняется соотношение роли народной и государственной медицины. А также дан анализ таблиц, показывающий в процентах отношение различных возрастных и половых групп населения к средствам народной медицины, который подтверждает их значение в настоящее время.
Предметом исследования данной статьи является традиционная народная медицина, или «этномедицина», и ее место в современной жизни этноса. Термин «этномедицина» применительно к понятию «народная медицина» стал использоваться в российской науке в 1960-70-е годы, когда Ю.В. Бромлей применил этот термин как синоним к более широкому пониманию термина «народная медицина» [8: 7; 9: 1278], означающий совокупность методов и средств лечения, применяемых в быту того или иного народа.
Традиционный опыт этномедицины в области медицинских знаний сейчас используется во многих странах. Наша страна также внесла значительный вклад в развитие и изучение этой науки (М.Д. Торен, Ю.В. Бромлей, С.А. Токарев и др.). Регулярно проводятся всероссийские научно-практические конференции по этнографии, куда включены вопросы, затрагивающие проблемы народной медицины. Отличаясь устойчивостью и массовостью, народные-медицинские знания принято называть традиционными. Как часть традиционной культуры народная медицина несет «основную этнографическую нагрузку, выполняет этнические функции и поэтому составляет ядро предметной области этнографической науки» [1: 5].
Среди современных исследователей опыт народной медицины тюркской и финно-угорской языковых групп населения Ура-ло-Поволжья в своих работах описывает и обобщает профессор Л.И. Никонова. Она раскрывает практическую значимость традиционной медицины тюрков и финно-угорского населения данного региона. Особое место в исследованиях Л.И. Никоновой занимает описание методов и средств, применяе-
мых татарами, башкирами, чувашами и мордвой для профилактики и лечения различных заболеваний в системе их жизнеобеспечения. Исследованиями этномедицины различных регионов России занимаются также такие ученые, как В.И. Харитонова, И.В. Ильина, Л.Н. Щанкина, И.А. Кандрина, Г.Н. Мальцев, Н.Е. Мазалова, Л.М. Кадырова и др.
Интерес к народной медицине (этноме-дицине) вызван прежде всего неограниченными возможностями использования многовекового опыта народа в области медицинских знаний. Известно, что многие современные методы лечения и лекарственные средства уходят корнями к народной медицине. Во-вторых, современное изучение народной медицины, как любой другой вид народных знаний, представляет собой неотъемлемую часть культуры любого этноса [2: 3].
Народную медицину можно подразделить на две части: бытовую, носителем которой является каждый человек, каждая семья, и «профессиональную», представленную знахарями, колдунами, шаманами и т.д., то есть людьми, для которых врачевание стало их ремеслом. Между бытовой и профессиональной народной медициной существует «обратная связь», обеспечивающая при лечении особую психологическую атмосферу [2: 6].
Передача медицинской информации в быту первоначально была в традиционноустной форме и хранилась только в человеческой памяти. Поэтому она подвергалась трансформации, то есть часть информации терялась или искажалась [1:4]. Закрепление такой информации частично обеспечивалось культурными механизмами в виде семейных традиций, обрядов, культов, ритуалов. С появлением письменной информа-
ции (в виде рукописных сборников) народная медицина становится материальным носителем и хранителем медицинских знаний [2: 6]. Некоторые такие носители (источники) дошли до настоящего времени и изучаются медиками.
При отсутствии медицинских учреждений и лекарственных препаратов, плохом медицинском обслуживании и полной безграмотности крестьяне Симбирско-Ульяновского Поволжья второй половины XIX - начала XX в. шли за помощью к местным лекарям и знахарям, практикующим по медицинским сборникам (целебник, зелийник, травник, цветник и др.), которые долгое время служили единственным руководством по лечению больных.
Нет сомнений, что в традиционной медицине, основанной на народном эмпирическом опыте, было много нерационального, а порой даже вредного для здоровья, например лечение сулемой, парами киновари и мышьяка, настойкой из сушеных тараканов или майских жуков. Вследствие незнания анатомии и причин заболевания все лечение деревенских лекарей травами и лечебной магией сводилось к снятию сглаза и порчи. Правда, были «травматологи», вправляющие вывихи, лечившие опущение внутренних органов, переломы костей, которые имели некоторые представления об анатомии человека, изучая ее на животных; «хирурги», лечившие порезы, укусы, нарывы и т.д., используя при этом знания о травах, средствах животного и минерального происхождения [5: 3].
Необходимо отметить, что было и рациональное зерно в этих лекарственных средствах и методах лечения. Научная медицина, изучая всевозможные настои, отвары, порошки, мази и другие целебные вещества, применяемые в народной медицине, исследуя их воздействие на организм человека, отбирала все полезное для своей практики. По этому поводу академик Б.В. Петровский (министр здравоохранения СССР) в своем выступлении сказал: «Современная научная медицина берет из тысячелетнего опыта народа все ценное и рациональное, что там накоплено, и отбрасывается то, что может принести вред здоровью человека» [7: 12].
В настоящее время человек все больше использует достижения науки (химии, физики, техники и др.), перестает активно двигаться, дышит загрязненным воздухом, пьет отравленную воду, употребляет синтетическую пищу. Поскольку современные экологические условия обитания человека не отвечают нормам системы жизнеобеспечения, то это приводит к приобретению человеком новых болезней, некоторые из них возникают также и в результате социальных антагонизмов между людьми, вызванных завистью, злобой, агрессией. Современная научная (рациональная) медицина предлагает большое количество новейших химических и синтетических средств и методов лечения заболеваний. Однако эти средства не всегда благоприятно воздействуют на состояние здоровья человека. Вылечивая один больной орган, приводят к заболеванию других. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), на 1998 г. 5% больных страдают от лекарственной зависимости и побочных заболеваний [6: 37].
Еще один, по мнению В.Г. Власова, недостаток современной медицины, «порожденный идеологией физиологического универсализма», заключается в том, что лекарственные средства часто назначаются больным без учета индивидуальных особенностей человека, а это ведет к снижению результативности лечения. Практикующие врачи как бы проводят над каждым пациентом «лабораторный эксперимент», в ходе которого подбирают для него индивидуально приемлемые лекарственные средства. Специалисты считают, что этого не происходило в архаической народно-медицинской практике, т.к. в основу лекарственных средств и методов их применения были положены «этно-специфические физиологические черты» отдельных этносов, то есть для каждого этноса существует свой набор лекарственных снадобий, характерный только для его биологических особенностей [3: 342].
Населением Ульяновского Поволжья накоплен огромный опыт в области фармакологии и фармакопеи. На данной территории произрастает более 200 лекарственных растений, многие из них используются в промышленном приготовлении различных лекарственных
средств. В начале XX века 80% лекарственных препаратов в России изготовлялось из растений. К середине XX века это соотношение резко сдвинулось в сторону синтетических веществ, но все же более 45% лекарств содержат растительную основу [2; 4: 274].
В бытовой народной медицине Симбирско-ульяновского Поволжья в лечебных целях применялись как дикорастущие, так и культивированные растения. Широко использовались средства животного и минерального происхождения. Например, при желудочно-кишечных заболеваниях крестьяне использовали молочнокислые продукты, при простудных заболеваниях и при обморожении - барсучий, гусиный, а при туберкулезе собачий жир. В качестве антисептического средства применяли мочу человека и животных. При ожогах использовали желчь животных и рыб, при заболевании суставов прикладывали голубую глину и т.д. Широко было распространено физиотерапевтическое лечение (согревающие компрессы, примочки, тепло русской печи, пар и жар русских бань и др.). Многие рецепты из народной медицины изучены и используются в современной медицине в качестве лекарственных средств. Стоит только заглянуть на прилавки аптек, и можно увидеть целый арсенал лекарств, изготовленных из природных веществ - биологических и минеральных. Здесь и лечебные препараты на основе вытяжек из лекарственных трав, и сухие сборы от различных заболеваний, и различные мази, бальзамы и многое другое.
Современная медицина (рациональная), прежде чем стать научной, прошла большой и сложный путь. Базируясь на знаниях и практическом опыте народной медицины (этноме-дицины), развиваясь в научном направлении, рациональная медицина достигла значительных успехов в области борьбы с различными заболеваниями и давно отделилась от своей «прародительницы». Но за последнее время социально-экономические условия жизни народа все чаще заставляют научную медицину обращаться к народной. И дипломированные врачи начинают рекомендовать пациентам «бабушкины рецепты» или просто обратиться к бабушке-знахарке, чтобы заговорила фурункул или рожу, бородавки или дру-
гие кожные заболевания. Несмотря на достижения научно-технического прогресса, человек остается неразрывно связанным с природой. И в трудную минуту на помощь может всегда прийти все, что создано ею (природой) и накоплено практикой народной медицины: растения, минералы, грязи, вода, песок, глина, даже запахи и ароматы цветов. А научиться и правильно использовать все это нам помогает народная медицина.
Для выяснения отношения современного этноса к средствам и методам лечения народной медицины нами обследовано 19 районов Ульяновской области, собрано и проанализировано более 500 анкет подворного опроса жителей сел.
На вопрос «Если заболели, куда идете лечиться?» 50,7% ответили, что идут к врачу. 40% сообщили, что сначала идут к врачу, а потом к знахарю. 40% лечатся своими средствами, используя рецепты из народной медицины. 8,3% сельских жителей все же обращаются (если врач не помогает) к знахарям-«бабушкам».
Лечение травами применяют 73,4% респондентов. Это самый большой процент применяемых биологических средств лечения. Второе место из этой группы отводится продуктам пчеловодства. На их долю приходится 63,9%. На третьем месте оказались средства животного происхождения, конкретно молочные продукты (49,3%). Небольшой процент отводится лечению выделениями человека и животных (соответственно 25,4% и 7,1%).
На вопрос «Применяете ли вы средства минерального происхождения?» 44,9% дали положительный ответ 29,2% применяют для лечения воду естественных источников и родников, а также минеральные воды. 42,8% жителей используют физиотерапевтические средства: тепло, холод (накладывают холодные и согревающие компрессы), используют тепло русской печи, а также жар и пар русской бани (36,3%). Народную хирургию и травматологию применяют 37,5% респондентов.
На вопрос «Применяете ли вы лечебную магию?» ответы распределились следующим образом: «не применяю» - 30,4%, «лечу сама сглаз и снимаю порчу» - 1,2%, «применяю лечебную магию, лечусь заговорами» - 14,6%,
«лечусь молитвами» - 18,3% и т.д. В анкете исследовались и другие вопросы.
Для выяснения отношения к народным средствам лечения среди разных возрастных и половых групп нами был выборочно проведен опрос 350 жителей сел Ульяновской области. Рассмотрим, как относятся к народной медицине представители разных возрастных групп населения (без учета полового признака).
Как мы видим из данных табл. 1, жители до 30 лет (молодой возраст) дали большой процент позитивного отношения к народным средствам медицины (80,7%). Видимо, на формирование мировоззрения этой возрастной группы оказал влияние период перестроечного времени, когда появился интерес к народной медицине. Эта же тенденция прослеживается и в старшей возрастной группе (80,2%), где народные традиции еще хорошо сохранились. Им же (пожилой возраст) принадлежит наименьший процент негативного отношения к народной медицине (4%). Видимо, многие из них помнят, как лечили их родители.
Теперь рассмотрим отношение к народной медицине у различных возрастных и одновременно половых групп населения Ульяновской области.
Анализ таблицы №2 говорит о том, что в каждой возрастной группе приоритет принадлежит женскому полу. Среди пожилого возраста женщин, относящихся отрицательно к народной медицине, в нашем примере вообще нет. Из числа мужчин, негативно относящихся к народной медицине, старшего (25%) и среднего возраста (22,7%) значительно больше. Сказалось, видимо, атеистическое воззрение на мир, формировавшееся в советский период времени развития страны и то, что мужчины всегда мало доверяли средствам народной медицины и из их числа было меньше знахарей. Максимальное число процентов (свыше 80%) с позитивным отношением к народной медицине приходится на женщин молодого и особенно пожилого возраста (соответственно 83,2% и 84,7%). Женское население больше пользуется народно-медицинскими знаниями и больше им доверяет, чем мужское население.
Анализируя анкеты и таблицы, мы пришли к следующему выводу: в целом по всем возрастным и половым группам населения сильно возрос интерес к народной медицине, и в первую очередь к биологическим средствам лечения. Более открыто стала приме-
Таблица №1
Влияние возраста на отношение к народной медицине в %
отношение к народной медицине 18 - 30 лет 31 - 55 лет 56 - 80 и более
Негативное (не верю) 17 (12,6 %) 12 (10,5 %) 4 (4,0 %)
Среднее (верю, не верю) 9 (6,7%) 14 (12,3 %) 16 (15,8 %)
109 88 81
Позитивное (верю) (80,7 %) (77,2 %) (80,2 %)
135 114 101
Опрошено 350 чел (100%) (100%) (100%)
Таблица №2
Влияние пола и возраста на отношение к народной медицине у различных возрастных групп в %
Возраст 18 - 30 18 - 30 5 5 31 5 5 31 0 8 5 0 8 42 5
Пол мужской женский мужской женский мужской женский
Отрицательное, негативное 3 (18,7 %) 14 (11,8%) 5 (22,7 %) 7 (7,6 %) 4 (25,0 %) -
Среднее 3 (18,7 %) 6 (5,0 %) 5 (22,7 %) 9 (9,8 %) 3 (18,7 %) 13 (15,3 %)
Положительное, позитивное 10 (62,6%) 99 (83,2%) 12 (54,6%) 76 (82,6%) 9 (56,3 %) 72 (84,7 %)
всего в % 16 (100%) 119 (100%) 22 (100%) 92 (100%) 16 (100%) 85 (100%)
няться лечебная магия как психотерапевтическое средство воздействия на человека (заговоры, молитвы и их сочетание). История свидетельствует, что вера в сверхъестественные силы природы и Бога существовала всегда. Трудно сказать, что больше помогало людям: биологические средства лечения или вера во Всевышнего. Ни одно дело в народе не обходилось без молитв. Любой врачеватель, чем бы он ни лечил, обязательно обращался с молитвой к Богу и ко всем святым за помощью к исцелению. При использовании трав (их срезкой, сушкой, лечением), средств животного или минерального происхождения читалась молитва. Вера в Высшую духовную силу помогала врачевателю облегчить страдания больного, а больному исцелиться. Для верующего важно искренне, с верой обратиться к Богу за помощью. Всякое лечение должно начинаться с духовного стремления человека очиститься и справиться с посланным ему испытанием. Самые главные молитвы при ле-
чении у православных крестьян Симбирско-Ульяновского Поволжья - это «Отче наш», «Пресвятая Богородица», «Николай Угодник», «Живые помощи». Татары при лечении читают молитвы из Корана: «Аятел Курси», «Ан нас суросе», «Фалах суросе» и другие.
Таким образом, традиционная народная медицина сохраняет свою роль в системе жизнеобеспечения до настоящего времени. Живучесть этих традиций поддерживается социально-экономическими причинами. Народ вынужден заниматься самолечением, т.к. государственная медицина становится труднодоступной. Приемы врача, проведение всевозможных анализов, лечение пациентов в больницах осуществляется на платной основе, и не только в областных, но и в участковых районных больницах. А сложные хирургические операции вообще стали недоступными для многих жителей области. Ведь недаром прилавков магазинов раскупаются многочисленные книги по народной медицине.
Список использованной литературы:
1. Брехман, И.И. Народная медицина в свете теории информации [Текст] / И.И. Брехман // Этнографические аспекты изучения народной медицины: тезисы Всероссийской научной конференции 10-12 марта 1975. / Институт этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая АН СССР. - Л.: Наука, 1975. - С. 4-5.
2. Бромлей, Ю.В. Народная медицина как предмет этнографических исследований [Текст] / Ю.В. Бромлей, А.А. Воронов // Советская этнография. - 1996. - N 5. - С. 3-18.
3. Власов, В.Г. Место этнической медицины в современном мире [Текст] / В.Г. Власов // VI конгресс этнографов и антропологов России, Санкт-Петербург, 28 июня - 2 июля 2005: тезисы докладов / Отв. ред. Ю.К. Чистов. - СПб.: МАЭ РАН, 2005. - С. 342.
4. Вопросы фармакогнозии: сборник научных трудов. [Текст] /Ленинградский химико-фармацевтический институт. Вып. 5. Т. XXVI. - Л.: Изд-во Ленингр. хим.-фармацевтич. института, 1968. - С. 274.
5. Маркова, И.И. Полная энциклопедия народной медицины [Текст] / И.И. Маркова. - СПб.; М.: Олма Пресс, 2005. - 649 с.
6. Никонова, Л.И. Традиционная медицина финно-угорских народов Поволжья и Приуралья как часть системы жизнеобеспечения [Текст] / Л.И. Никонова. - Саранск: МГПИ, 2000. - 180 с.
7. Литературная газета. - 1974, 1 мая. - С. 12.
8. Бромлей, Ю.М. Этносы и этнические процессы в современном мире. [Текст] / Ю.М. Бромлей, П.И. Пучков // Народы мира: историко-этнографический справочник /Гл. ред. Ю.М. Бромлей. - М.: Советская энциклопедия, 1988. - С. 7-16.
9. Социология. Энциклопедия. [Текст] - Минск: Книжный дом, 2003. - 1311 с.
Статья поступила в редакцию 26.12.06