Научная статья на тему 'Соотношение народной и государственной медицины в системе жизнеобеспечения населения Ульяновского Поволжья'

Соотношение народной и государственной медицины в системе жизнеобеспечения населения Ульяновского Поволжья Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
354
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Порозова А. Д.

В статье рассматривается роль и место традиционной народной медицины в современном здравоохранении и жизни этноса. Дается анализ анкет подворного опроса жителей сел Ульяновской области, где выясняется соотношение роли народной и государственной медицины. А также дан анализ таблиц, показывающий в процентах отношение различных возрастных и половых групп населения к средствам народной медицины, который подтверждает их значение в настоящее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Correlation of folk and state medicine in the system of population life support of Uliyanovsk Povolzhie

The role and place of traditional folk medicine in modern public health and ethnos life are regarded in this article. The questionnaires analysis of households inquiries of Uliyanovsk region villages population is given here, where correlation of folk and state medicine role is founded out. Also the tables' analysis which shows the attitude per cent of different age and sex groups of population to means of folk medicine and which also confirms its importance at the present time, is given in this work.

Текст научной работы на тему «Соотношение народной и государственной медицины в системе жизнеобеспечения населения Ульяновского Поволжья»

СООТНОШЕНИЕ НАРОДНОЙ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ МЕДИЦИНЫ В СИСТЕМЕ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ УЛЬЯНОВСКОГО ПОВОЛЖЬЯ

В статье рассматривается роль и место традиционной народной медицины в современном здравоохранении и жизни этноса. Дается анализ анкет подворного опроса жителей сел Ульяновской области, где выясняется соотношение роли народной и государственной медицины. А также дан анализ таблиц, показывающий в процентах отношение различных возрастных и половых групп населения к средствам народной медицины, который подтверждает их значение в настоящее время.

Предметом исследования данной статьи является традиционная народная медицина, или «этномедицина», и ее место в современной жизни этноса. Термин «этномедицина» применительно к понятию «народная медицина» стал использоваться в российской науке в 1960-70-е годы, когда Ю.В. Бромлей применил этот термин как синоним к более широкому пониманию термина «народная медицина» [8: 7; 9: 1278], означающий совокупность методов и средств лечения, применяемых в быту того или иного народа.

Традиционный опыт этномедицины в области медицинских знаний сейчас используется во многих странах. Наша страна также внесла значительный вклад в развитие и изучение этой науки (М.Д. Торен, Ю.В. Бромлей, С.А. Токарев и др.). Регулярно проводятся всероссийские научно-практические конференции по этнографии, куда включены вопросы, затрагивающие проблемы народной медицины. Отличаясь устойчивостью и массовостью, народные-медицинские знания принято называть традиционными. Как часть традиционной культуры народная медицина несет «основную этнографическую нагрузку, выполняет этнические функции и поэтому составляет ядро предметной области этнографической науки» [1: 5].

Среди современных исследователей опыт народной медицины тюркской и финно-угорской языковых групп населения Ура-ло-Поволжья в своих работах описывает и обобщает профессор Л.И. Никонова. Она раскрывает практическую значимость традиционной медицины тюрков и финно-угорского населения данного региона. Особое место в исследованиях Л.И. Никоновой занимает описание методов и средств, применяе-

мых татарами, башкирами, чувашами и мордвой для профилактики и лечения различных заболеваний в системе их жизнеобеспечения. Исследованиями этномедицины различных регионов России занимаются также такие ученые, как В.И. Харитонова, И.В. Ильина, Л.Н. Щанкина, И.А. Кандрина, Г.Н. Мальцев, Н.Е. Мазалова, Л.М. Кадырова и др.

Интерес к народной медицине (этноме-дицине) вызван прежде всего неограниченными возможностями использования многовекового опыта народа в области медицинских знаний. Известно, что многие современные методы лечения и лекарственные средства уходят корнями к народной медицине. Во-вторых, современное изучение народной медицины, как любой другой вид народных знаний, представляет собой неотъемлемую часть культуры любого этноса [2: 3].

Народную медицину можно подразделить на две части: бытовую, носителем которой является каждый человек, каждая семья, и «профессиональную», представленную знахарями, колдунами, шаманами и т.д., то есть людьми, для которых врачевание стало их ремеслом. Между бытовой и профессиональной народной медициной существует «обратная связь», обеспечивающая при лечении особую психологическую атмосферу [2: 6].

Передача медицинской информации в быту первоначально была в традиционноустной форме и хранилась только в человеческой памяти. Поэтому она подвергалась трансформации, то есть часть информации терялась или искажалась [1:4]. Закрепление такой информации частично обеспечивалось культурными механизмами в виде семейных традиций, обрядов, культов, ритуалов. С появлением письменной информа-

ции (в виде рукописных сборников) народная медицина становится материальным носителем и хранителем медицинских знаний [2: 6]. Некоторые такие носители (источники) дошли до настоящего времени и изучаются медиками.

При отсутствии медицинских учреждений и лекарственных препаратов, плохом медицинском обслуживании и полной безграмотности крестьяне Симбирско-Ульяновского Поволжья второй половины XIX - начала XX в. шли за помощью к местным лекарям и знахарям, практикующим по медицинским сборникам (целебник, зелийник, травник, цветник и др.), которые долгое время служили единственным руководством по лечению больных.

Нет сомнений, что в традиционной медицине, основанной на народном эмпирическом опыте, было много нерационального, а порой даже вредного для здоровья, например лечение сулемой, парами киновари и мышьяка, настойкой из сушеных тараканов или майских жуков. Вследствие незнания анатомии и причин заболевания все лечение деревенских лекарей травами и лечебной магией сводилось к снятию сглаза и порчи. Правда, были «травматологи», вправляющие вывихи, лечившие опущение внутренних органов, переломы костей, которые имели некоторые представления об анатомии человека, изучая ее на животных; «хирурги», лечившие порезы, укусы, нарывы и т.д., используя при этом знания о травах, средствах животного и минерального происхождения [5: 3].

Необходимо отметить, что было и рациональное зерно в этих лекарственных средствах и методах лечения. Научная медицина, изучая всевозможные настои, отвары, порошки, мази и другие целебные вещества, применяемые в народной медицине, исследуя их воздействие на организм человека, отбирала все полезное для своей практики. По этому поводу академик Б.В. Петровский (министр здравоохранения СССР) в своем выступлении сказал: «Современная научная медицина берет из тысячелетнего опыта народа все ценное и рациональное, что там накоплено, и отбрасывается то, что может принести вред здоровью человека» [7: 12].

В настоящее время человек все больше использует достижения науки (химии, физики, техники и др.), перестает активно двигаться, дышит загрязненным воздухом, пьет отравленную воду, употребляет синтетическую пищу. Поскольку современные экологические условия обитания человека не отвечают нормам системы жизнеобеспечения, то это приводит к приобретению человеком новых болезней, некоторые из них возникают также и в результате социальных антагонизмов между людьми, вызванных завистью, злобой, агрессией. Современная научная (рациональная) медицина предлагает большое количество новейших химических и синтетических средств и методов лечения заболеваний. Однако эти средства не всегда благоприятно воздействуют на состояние здоровья человека. Вылечивая один больной орган, приводят к заболеванию других. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), на 1998 г. 5% больных страдают от лекарственной зависимости и побочных заболеваний [6: 37].

Еще один, по мнению В.Г. Власова, недостаток современной медицины, «порожденный идеологией физиологического универсализма», заключается в том, что лекарственные средства часто назначаются больным без учета индивидуальных особенностей человека, а это ведет к снижению результативности лечения. Практикующие врачи как бы проводят над каждым пациентом «лабораторный эксперимент», в ходе которого подбирают для него индивидуально приемлемые лекарственные средства. Специалисты считают, что этого не происходило в архаической народно-медицинской практике, т.к. в основу лекарственных средств и методов их применения были положены «этно-специфические физиологические черты» отдельных этносов, то есть для каждого этноса существует свой набор лекарственных снадобий, характерный только для его биологических особенностей [3: 342].

Населением Ульяновского Поволжья накоплен огромный опыт в области фармакологии и фармакопеи. На данной территории произрастает более 200 лекарственных растений, многие из них используются в промышленном приготовлении различных лекарственных

средств. В начале XX века 80% лекарственных препаратов в России изготовлялось из растений. К середине XX века это соотношение резко сдвинулось в сторону синтетических веществ, но все же более 45% лекарств содержат растительную основу [2; 4: 274].

В бытовой народной медицине Симбирско-ульяновского Поволжья в лечебных целях применялись как дикорастущие, так и культивированные растения. Широко использовались средства животного и минерального происхождения. Например, при желудочно-кишечных заболеваниях крестьяне использовали молочнокислые продукты, при простудных заболеваниях и при обморожении - барсучий, гусиный, а при туберкулезе собачий жир. В качестве антисептического средства применяли мочу человека и животных. При ожогах использовали желчь животных и рыб, при заболевании суставов прикладывали голубую глину и т.д. Широко было распространено физиотерапевтическое лечение (согревающие компрессы, примочки, тепло русской печи, пар и жар русских бань и др.). Многие рецепты из народной медицины изучены и используются в современной медицине в качестве лекарственных средств. Стоит только заглянуть на прилавки аптек, и можно увидеть целый арсенал лекарств, изготовленных из природных веществ - биологических и минеральных. Здесь и лечебные препараты на основе вытяжек из лекарственных трав, и сухие сборы от различных заболеваний, и различные мази, бальзамы и многое другое.

Современная медицина (рациональная), прежде чем стать научной, прошла большой и сложный путь. Базируясь на знаниях и практическом опыте народной медицины (этноме-дицины), развиваясь в научном направлении, рациональная медицина достигла значительных успехов в области борьбы с различными заболеваниями и давно отделилась от своей «прародительницы». Но за последнее время социально-экономические условия жизни народа все чаще заставляют научную медицину обращаться к народной. И дипломированные врачи начинают рекомендовать пациентам «бабушкины рецепты» или просто обратиться к бабушке-знахарке, чтобы заговорила фурункул или рожу, бородавки или дру-

гие кожные заболевания. Несмотря на достижения научно-технического прогресса, человек остается неразрывно связанным с природой. И в трудную минуту на помощь может всегда прийти все, что создано ею (природой) и накоплено практикой народной медицины: растения, минералы, грязи, вода, песок, глина, даже запахи и ароматы цветов. А научиться и правильно использовать все это нам помогает народная медицина.

Для выяснения отношения современного этноса к средствам и методам лечения народной медицины нами обследовано 19 районов Ульяновской области, собрано и проанализировано более 500 анкет подворного опроса жителей сел.

На вопрос «Если заболели, куда идете лечиться?» 50,7% ответили, что идут к врачу. 40% сообщили, что сначала идут к врачу, а потом к знахарю. 40% лечатся своими средствами, используя рецепты из народной медицины. 8,3% сельских жителей все же обращаются (если врач не помогает) к знахарям-«бабушкам».

Лечение травами применяют 73,4% респондентов. Это самый большой процент применяемых биологических средств лечения. Второе место из этой группы отводится продуктам пчеловодства. На их долю приходится 63,9%. На третьем месте оказались средства животного происхождения, конкретно молочные продукты (49,3%). Небольшой процент отводится лечению выделениями человека и животных (соответственно 25,4% и 7,1%).

На вопрос «Применяете ли вы средства минерального происхождения?» 44,9% дали положительный ответ 29,2% применяют для лечения воду естественных источников и родников, а также минеральные воды. 42,8% жителей используют физиотерапевтические средства: тепло, холод (накладывают холодные и согревающие компрессы), используют тепло русской печи, а также жар и пар русской бани (36,3%). Народную хирургию и травматологию применяют 37,5% респондентов.

На вопрос «Применяете ли вы лечебную магию?» ответы распределились следующим образом: «не применяю» - 30,4%, «лечу сама сглаз и снимаю порчу» - 1,2%, «применяю лечебную магию, лечусь заговорами» - 14,6%,

«лечусь молитвами» - 18,3% и т.д. В анкете исследовались и другие вопросы.

Для выяснения отношения к народным средствам лечения среди разных возрастных и половых групп нами был выборочно проведен опрос 350 жителей сел Ульяновской области. Рассмотрим, как относятся к народной медицине представители разных возрастных групп населения (без учета полового признака).

Как мы видим из данных табл. 1, жители до 30 лет (молодой возраст) дали большой процент позитивного отношения к народным средствам медицины (80,7%). Видимо, на формирование мировоззрения этой возрастной группы оказал влияние период перестроечного времени, когда появился интерес к народной медицине. Эта же тенденция прослеживается и в старшей возрастной группе (80,2%), где народные традиции еще хорошо сохранились. Им же (пожилой возраст) принадлежит наименьший процент негативного отношения к народной медицине (4%). Видимо, многие из них помнят, как лечили их родители.

Теперь рассмотрим отношение к народной медицине у различных возрастных и одновременно половых групп населения Ульяновской области.

Анализ таблицы №2 говорит о том, что в каждой возрастной группе приоритет принадлежит женскому полу. Среди пожилого возраста женщин, относящихся отрицательно к народной медицине, в нашем примере вообще нет. Из числа мужчин, негативно относящихся к народной медицине, старшего (25%) и среднего возраста (22,7%) значительно больше. Сказалось, видимо, атеистическое воззрение на мир, формировавшееся в советский период времени развития страны и то, что мужчины всегда мало доверяли средствам народной медицины и из их числа было меньше знахарей. Максимальное число процентов (свыше 80%) с позитивным отношением к народной медицине приходится на женщин молодого и особенно пожилого возраста (соответственно 83,2% и 84,7%). Женское население больше пользуется народно-медицинскими знаниями и больше им доверяет, чем мужское население.

Анализируя анкеты и таблицы, мы пришли к следующему выводу: в целом по всем возрастным и половым группам населения сильно возрос интерес к народной медицине, и в первую очередь к биологическим средствам лечения. Более открыто стала приме-

Таблица №1

Влияние возраста на отношение к народной медицине в %

отношение к народной медицине 18 - 30 лет 31 - 55 лет 56 - 80 и более

Негативное (не верю) 17 (12,6 %) 12 (10,5 %) 4 (4,0 %)

Среднее (верю, не верю) 9 (6,7%) 14 (12,3 %) 16 (15,8 %)

109 88 81

Позитивное (верю) (80,7 %) (77,2 %) (80,2 %)

135 114 101

Опрошено 350 чел (100%) (100%) (100%)

Таблица №2

Влияние пола и возраста на отношение к народной медицине у различных возрастных групп в %

Возраст 18 - 30 18 - 30 5 5 31 5 5 31 0 8 5 0 8 42 5

Пол мужской женский мужской женский мужской женский

Отрицательное, негативное 3 (18,7 %) 14 (11,8%) 5 (22,7 %) 7 (7,6 %) 4 (25,0 %) -

Среднее 3 (18,7 %) 6 (5,0 %) 5 (22,7 %) 9 (9,8 %) 3 (18,7 %) 13 (15,3 %)

Положительное, позитивное 10 (62,6%) 99 (83,2%) 12 (54,6%) 76 (82,6%) 9 (56,3 %) 72 (84,7 %)

всего в % 16 (100%) 119 (100%) 22 (100%) 92 (100%) 16 (100%) 85 (100%)

няться лечебная магия как психотерапевтическое средство воздействия на человека (заговоры, молитвы и их сочетание). История свидетельствует, что вера в сверхъестественные силы природы и Бога существовала всегда. Трудно сказать, что больше помогало людям: биологические средства лечения или вера во Всевышнего. Ни одно дело в народе не обходилось без молитв. Любой врачеватель, чем бы он ни лечил, обязательно обращался с молитвой к Богу и ко всем святым за помощью к исцелению. При использовании трав (их срезкой, сушкой, лечением), средств животного или минерального происхождения читалась молитва. Вера в Высшую духовную силу помогала врачевателю облегчить страдания больного, а больному исцелиться. Для верующего важно искренне, с верой обратиться к Богу за помощью. Всякое лечение должно начинаться с духовного стремления человека очиститься и справиться с посланным ему испытанием. Самые главные молитвы при ле-

чении у православных крестьян Симбирско-Ульяновского Поволжья - это «Отче наш», «Пресвятая Богородица», «Николай Угодник», «Живые помощи». Татары при лечении читают молитвы из Корана: «Аятел Курси», «Ан нас суросе», «Фалах суросе» и другие.

Таким образом, традиционная народная медицина сохраняет свою роль в системе жизнеобеспечения до настоящего времени. Живучесть этих традиций поддерживается социально-экономическими причинами. Народ вынужден заниматься самолечением, т.к. государственная медицина становится труднодоступной. Приемы врача, проведение всевозможных анализов, лечение пациентов в больницах осуществляется на платной основе, и не только в областных, но и в участковых районных больницах. А сложные хирургические операции вообще стали недоступными для многих жителей области. Ведь недаром прилавков магазинов раскупаются многочисленные книги по народной медицине.

Список использованной литературы:

1. Брехман, И.И. Народная медицина в свете теории информации [Текст] / И.И. Брехман // Этнографические аспекты изучения народной медицины: тезисы Всероссийской научной конференции 10-12 марта 1975. / Институт этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая АН СССР. - Л.: Наука, 1975. - С. 4-5.

2. Бромлей, Ю.В. Народная медицина как предмет этнографических исследований [Текст] / Ю.В. Бромлей, А.А. Воронов // Советская этнография. - 1996. - N 5. - С. 3-18.

3. Власов, В.Г. Место этнической медицины в современном мире [Текст] / В.Г. Власов // VI конгресс этнографов и антропологов России, Санкт-Петербург, 28 июня - 2 июля 2005: тезисы докладов / Отв. ред. Ю.К. Чистов. - СПб.: МАЭ РАН, 2005. - С. 342.

4. Вопросы фармакогнозии: сборник научных трудов. [Текст] /Ленинградский химико-фармацевтический институт. Вып. 5. Т. XXVI. - Л.: Изд-во Ленингр. хим.-фармацевтич. института, 1968. - С. 274.

5. Маркова, И.И. Полная энциклопедия народной медицины [Текст] / И.И. Маркова. - СПб.; М.: Олма Пресс, 2005. - 649 с.

6. Никонова, Л.И. Традиционная медицина финно-угорских народов Поволжья и Приуралья как часть системы жизнеобеспечения [Текст] / Л.И. Никонова. - Саранск: МГПИ, 2000. - 180 с.

7. Литературная газета. - 1974, 1 мая. - С. 12.

8. Бромлей, Ю.М. Этносы и этнические процессы в современном мире. [Текст] / Ю.М. Бромлей, П.И. Пучков // Народы мира: историко-этнографический справочник /Гл. ред. Ю.М. Бромлей. - М.: Советская энциклопедия, 1988. - С. 7-16.

9. Социология. Энциклопедия. [Текст] - Минск: Книжный дом, 2003. - 1311 с.

Статья поступила в редакцию 26.12.06

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.