между группами, чем меньше иэмп а данном случае оно находится в зоне значимости тем более вероятно, что различия достоверны.
Выводы. Главной идей технологии заключается в развитии активности самого студента, индирективность образовательного процесса, направленная на уважение позиции каждого студента, формируя стержень не только в результате взаимодействия, но и понимании собственного «Я» учитывая его индивидуальность, снижая пассивные характеристики (терпимость, подчиняемость), формируя доминантные социальные качества (смелость, умение отстаивать свои взгляды, непримиримость к недостаткам), позволяющая осуществлять переход от дифференциации к персонификации образования, от учебно-познавательной к учебно-исследовательской деятельности, от репродуктивных форм освоения знаний к творческим.
Использование широкого спектра технологии социального развития в системе адаптивного физического воспитания дает возможность педагогу продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности студентов с отклонениями в состоянии здоровья. Новые жизненные условия, выдвигают свои требования к выпускнику вуза, вступающих в жизнь: они должны быть не только знающими и умелыми, но мыслящими, инициативными, самостоятельными.
Литература:
1. Акимова Л.А. Педагогика здоровья: монография / Л.А. Акимова, Е.М. Голикова, Н.В. Сократов, П.П. Тиссен. - Оренбург, Экспресс - печать, ОГПУ, 2013. - 428 с.
2. Ахметшина Ю.В. Динамический процесс развития социальной компетенции студентов в энергоинформационной системе / Ю.В. Ахметшина // Интеграция образования. 2012. - № 3. - С. 59 - 63.
3. Баевский Р.М. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний / Р.М. Баевский, А.П. Берсенева. - М.: Медицина, 1977. - 235 с.
4. Бальсевич В.К. Основные положения концепции интенсивного инновационного преобразования национальной системы физкультурно-спортивного воспитания детей, подростков и молодежи России / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. - 2002. - № 3. - С. 2.
5. Васильева О.С. Роль образования в сфере психологии здоровья в формировании гуманистической системы ценностей / О.С. Васильева // Российский психологический журнал. - 2010. - Т. 5 - № 5. - С. 36 - 40.
6. Галанкин Л.Н. Здоровая молодежь - здоровое общество / Л.Н. Галанкин. - СПб.: Нормедиздат, 2005. - 368 с.
7. Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник / С.П. Евсеев. - М.: Спорт, 2016. - 616 с.
8. Лубышева Л.И. О программных основах вузовского физкультурного воспитания / Л.И. Лубышева, Г.М. Грузных // Теория и практика физической культуры. - 1990. - № 3. - С. 42 - 44.
9. Шклярук В.Я. Самосохранительное поведение в молодежной среде / В.Я. Шклярук // СОЦИС. -2008. - № 10. - С. 139 - 142.
10. Щедрина А.Г. Понятие и структура индивидуального здоровья человека : методология системного подхода / А.Г. Щедрина // Медицина и образование в Сибири. - 2009. - № 5. - С. 8.
Педагогика
УДК 373:371.38:371.7:78
доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной и инновационной деятельности Гордиенко Татьяна Петровна
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет» (г. Симферополь); преподаватель кафедры вокального искусства и дирижирования Орлова Юлия Александровна
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет» (г. Симферополь)
ТРАДИЦИОННОЕ И НОВАТОРСКОЕ В УРОКЕ МУЗЫКИ С ПОЗИЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ
Аннотация. В статье рассматривается сущность здоровьесберегающих технологий как дополнительных принципов педагогической работы, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Накопленные многовековой отечественной хоровой практикой традиционные приемы работы с детскими певческими голосами осмысливаются как базисные методические установки для современной вокально-хоровой методики. представлена характеристика арт-терапии как одного из действенных и весьма результативных здоровьеориентированных методов хоровой работы, включающих дыхательную и артикуляционную гимнастику, элементы логоритмики, приёмы ритмотерапии, фольклорную терапию. Особое внимание в статье уделено коллективному инструментальному музицированию на свирели как дополняющему хоровую работу приему здоровьесбережения на уроках музыки в общеобразовательной школе.
Ключевые слова: здоровье, здоровьесберегающие педагогические технологии, образовательный процесс, отечественная хоровая педагогика, приемы арт-терапии, игра на свирели.
Annotation. The article deals with the essence of health-saving technologies as additional principles of pedagogical work aimed at preserving and strengthening the health of students. The traditional methods of working with children's singing voices accumulated by the centuries-old domestic choral practice are interpreted as basic methodological guidelines for modern vocal and choral techniques. The article also presents the characteristics of art therapy as one of the most effective and highly effective health-oriented methods of choral work, including breathing and articulation exercises, elements of logorhythmics, rhythm therapy techniques, folk therapy. Particular attention is paid to the collective instrumental music playing on the pipe as a complement to the choral work of health care at music lessons in secondary school.
Keywords: health, health-saving pedagogical technologies, educational process, domestic choral pedagogics, art therapy techniques, playing the flute.
Введение. Сущность современных педагогических принципов здоровьесберегающего обучения и воспитания сводится к гармоничному развитию школьников, к формированию умений активно адаптироваться к окружающей обстановке, к воспитанию у подрастающего поколения ответственного отношения к самому себе, к своему здоровью и к окружающему миру. Здоровьесберегающие технологии являются дополнением к традиционной педагогической работе, они направлены на сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Понятие «Здоровьесберегающие педагогические технологии» впервые применил Н. Смирнов для характеристики форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья [6]. На сегодняшний день формулировка «здоровьесберегающие педагогические технологии» широко истолковывается с различных аспектов образовательного процесса. Наибольшее внимание привлекают вопросы формирования педагогической компетентности в области здоровьесберегающей педагогики (И. Бердников, Т. Богачева, В. Колбанов, Е. Маргиева, Е. Руднева, Е. Сунгурова и другие). Представляют интерес и психологические аспекты реализации системы здоровьесберегающего образования и воспитания (И. Кузнецова, А. Митяева, Н. Полетаева, Л. Баянова).
Также активно рассматриваются проблемы организации здоровьесберегающего обучения путём создания безопасной образовательной среды (А. Абаев, М. Безруких, М. Ермакова, Г. Зайцев, Ю. Смирнова и другие). Активно поднимаются задачи подготовки педагогических работников в области применения здоровьесберегающих технологий (Б. Ананьев, И. Бердников, В. Давыдов, Н. Тригуб, Е. Сунгурова), а также овладение необходимыми педагогическими компетенциями в области применения здоровьесберегающих технологий (И. Байденко, Л. Болотов, Н. Кузьмина, В. Лобачев, А. Маркова, Л. Митина, Л. Петровская, И. Чупаха и др.).
Цели и задачи статьи:
- обозначить преемственность знаний в отечественной методике хорового пения в области здоровьесбережения детских голосов;
- выявить базисные здоровьесберегающие методические установки для современной вокально-хоровой работы с школьниками;
- охарактеризовать практические способы внедрения приёмов арт-терапии в процесс вокально-хоровой деятельности детей с целью сохранения и коррекции их здоровья.
Изложение основного материала статьи. Среди школьных дисциплин эстетического цикла важнейшим является предмет «Музыка», нацеленный на действенное эмоциональное развитие детей средствами хорового музицирования, которое на протяжении многих веков зарекомендовало себя исключительным средством приобщения детей к искусству. Безусловно, за многовековую историю становления отечественного музыкального воспитания вокально-хоровая педагогика накопила огромный багаж специфических здоровьесберегающих приемов работы, ставших основополагающими в современных методах работы с детским хором.
Ещё первые отечественные методические пособия, созданные в XVII веке («Мусикийская грамматика» Н. Дилецкого, «Азбуковник») были ориентированы на звонкое и высокое звучание, ровность и среднюю силу звука («меру гласа»), плавность дыхания и взаимосвязь его с формированием гласных, выработку правильной дикции и эмоциональную отзывчивости в пении.
Систематизация основных методико-педагогических принципов работы с детскими голосами произошла в XIX веке в трудах М. Глинки, А. Варламова, С. Смоленского, С. Миропольского, А. Карасёва, А. Пузыревского, Д. Зарина, А. Маслова, А. Никольского, других православных регентов и светских педагогов, отмечавших не только воспитательное значение вокально-хорового обучения, но и его огромное влияние на формирование позитивной духовной культуры и физическое благополучие подрастающего поколения.
Сложившаяся отечественная методика бережного отношения к детским голосам, основанная на физиологически оправданных позициях вокально-хорового обучения с учётом возрастных особенностей детского голоса, в ХХ веке обогатилась многочисленными научно-лабораторными исследованиями строения детского голосового аппарата (В. Багадуров, Е. Малинина, С. Гиммельфаб и др.) и изучением причин его заболеваний (И. Левидов, Е. Малютин, В. Петров, К. Гарри-Пшеничникова, Е. Гембицкая и др.), что и послужило выработке основных принципов охраны и гигиены детского голоса (В. Морозов, А. Разварин, Д. Юрченко и др.).
В свете актуальности здоровьесберегающих технологий, реализуемых в вокально-хоровой работе с детьми в современной школьной практике, отработанные временем педагогические постулаты не только не утратили своей методической ценности, но и получили дальнейшую научно-теоретическую разработку в трудах таких лидеров, как Э. Абдуллин, А. Анисимов, М. Арпентьева, Л. Безбородова, Н. Вайнулавичене, Н. Винницкая, Л. Горбачева, В. Живов, Ю. Кузнецов, А. Леонова, Е. Матевосова, Л. Сахаутдинова, Г. Стулова, Д. Огороднов, Г. Струве и другие, чья практическая педагогическая деятельность привела к формированию современной певческой валеологии, основанной на преемственности знаний в области здоровьесбережения детских голосов.
Отечественная хоровая педагогика в ходе многовековой истории и обширной практики сформировала и накопила многие методические установки для современной вокально-хоровой работы. Это соблюдение регистровой структуры детских голосов, правильная работа с голосовыми резонаторами, исключение любого перенапряжения в звучании детских голосов, выработка у детей устойчивого навыка целесообразного певческого дыхания, физиологически оправданное распевание детских голосов, качественная работа над развитием артикуляционного аппарата, выбор посильного певческого репертуара, ориентированного на художественную ценность, возрастную доступность и достаточное разнообразие по характеру, жанрам, стилям, тональным планам.
Помимо этих «базисных» методических принципов, в современном обучении младших школьников нашли свое формирование и практическое применение элементы арт-терапии как одного из наиболее мягких, но весьма результативных методов педагогической работы, направленных на сохранение и коррекцию здоровья детей, их гармоничное воспитание и успешную социализацию.
Термин «арт-терапия» в значении «лечение искусством» впервые применил художник А. Хилл для воздействия на туберкулезных больных средствами художественного искусства. Эффективности использования различных видов арт-терапии в коррекции и лечении детей уже посвящен широкий спектр
отечественных и зарубежных трудов (А. Захаров, А. Копытин, М. Киселев, И. Мамайчук, Н. Сучкова, Ю. Некрасова, Р. Хайкин, Е. Рау, В. Фолке, Т. Келлер, А. Миллер, М. Бруно и др.). Основные виды и направления современной арт-терапии подробно характеризуются в работе Л. Лебедевой [5].
Опыт арт-терапии в последние годы активно внедряется в отечественную педагогическую сферу, в том числе, в процесс музыкального образования, с целью как сохранения здоровья учащихся, так и для коррекции различных психофизических отклонений в развитии детей. Урок музыки может апеллировать к таким специальным приемам арт-терапии, ориентированным на здоровьесохраняющую модель обучения, как дыхательная и артикуляционная гимнастика, элементы логоритмики, приемы ритмотерапии, фольклорная терапия, коллективное инструментальное музицирование на свирели. Они не занимают большого количества времени в учебной работе, но, как показывает практика, могут активно влиять на состояние здоровья детей. Так, дыхательная гимнастика значительно улучшает дренаж бронхов, увеличивает жизненную ёмкость легких, способствует повышению сопротивляемости детей к простудным заболеваниям, снимает усталость и напряжение, стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, содействует лечению кашля и бронхиальной астмы.
Использование чистоговорок, отдельных упражнений на ясное произношение гласных, быстрое и четкое выговаривание согласных, применение строчек известных детских стихотворений во время распевания в разных темпах, ритмах и эмоциональных интонациях способствуют снятию зажимов, оптимизируют работу резонаторов и гортани. Фонопедическая гимнастика и речевые игры содействуют исправлению малоподвижности и зажатости нижней челюсти, гармонизуют деятельность лицевых мышц, активизируют работу языка, способствуют преодолению вялости губ, существенно корректируют невнятность и неотчетливость дикции, которой в большинстве своем обладают современные школьники.
Внедрение фольклорной терапии как психокоррекционного средства воздействия на здоровье благоприятствует гармонизации отношений детей с окружающим миром. Ценность фольклорных произведений для школьников обусловлена высокой интонационной доступностью, легкостью запоминания, особым рифмованным сочетанием звуков, что активно способствует развитию слуха, чувства ритма, связности и образности речи.
В силу своего «обрядового» бытования, наиболее доступный и понятный детям календарный фольклор становится удобным и мобильным средством педагогически-творческой интеграции в единый временной цикл, приуроченный к определенному времени года, например, к сбору урожая, встрече Нового года, проводу Масленицы, встрече Весны и т.д. Использование в работе с школьниками тематических фольклорных уроков или проведение ярких календарных праздников значительно активизирует творческую жизнь детей, способствует укреплению гармоничных коммуникативных отношений, обогащает и оживляет учебно-воспитательный процесс, развивает позитивизм, формирует «правильные» музыкальные интересы и толерантное сознание, расширяет мировоззрение.
В современной вокально-хоровой работе особо востребованными оказываются элементы логопедической ритмики. Развитие чувства ритма происходит в доступной для детей форме в виде активных ритмических минуток или игр с рифмованным воспроизведением слов. В занятия вариативно включаются пальчиковые игры под музыку, гимнастика для глаз, различные виды ходьбы (четвертями, восьмыми, шестнадцатыми, пунктирным ритмом и т.д.), элементы логопедической гимнастики, мимические упражнения.
Каждый из этих видов работы активизирует работу детского мышления, повышает способность к охвату и систематизации учебной информации, развивает логичность словесных высказываний, содействует развитию и улучшению памяти. Логопедическая ритмика обладает оздоровительно-коррекционным потенциалом и мультисенсорными возможностями воздействия, необходимыми для успешного обучения и воспитания детей с речевыми патологиями и нарушениями эмоционально-личностного развития. Музыкально-ритмические упражнения, на которые уходит всего 2-3 минуты урока, оказывают благоприятное воздействие на ритм сердечных сокращений, глубину и частоту дыхания, способствуют снятию мышечного и эмоционального утомления, благоприятствуют восстановлению физических и эмоциональных сил, концентрируют внимание, повышают работоспособность, развивают фантазию и воображение.
Огромный здоровьесберегающий потенциал имеет и коллективное музицирование на элементарных детских инструментах, создающее для детей возможность радостного «выплеска» чувств, творческого самовыражения, практического развития творческих способностей. Наиболее приемлемым и доступным инструментом для детей является свирель - несложный народный духовой инструмент флейтового типа, знакомство с принципами игры на котором не займет много времени. Методика игры на свирели основывается на народной системе обучения (повторение, подражание, подбор по слуху), поэтому ее удобно применять в целях обучения детей без знания нотных знаков.
Впервые методику обучения игре на свирели детей младшего возраста разработала московский педагог-новатор Э.Я. Смелова ещё в 80-е годы ХХ века [4]. Успешные результаты внедрения этой методики изложены в работах М.Л. Космовской [2; 3]. Методику Э. Смеловой в настоящее время активно применяют многие российские педагоги, потому что она наиболее гармонично соответствует целям и задачам коллективного музицирования на уроках музыки - научить быстро, несложно и интересно.
С точки зрения здоровьесбережения игра детей на свирели способствует вентиляции лёгких, тренировке дыхания. Во время игры на свирели дети массируют кончики пальцев со множеством нервных окончаний, что способствует улучшению работы нервных центров. Детям нравится играть на свирели, поскольку в достаточно короткий срок они разучивают и запоминают большое количество мелодий, в результате чего повышается работоспособность, активно развивается воображение, расширяется творческое мировоззрение, значительно улучшается чистота интонирования выученных на свирели мелодий.
Выводы. Урок музыки в силу своей творческой природы таит в себе огромный потенциал для творческой комбинации различных здоровьесберегающих педагогических идей, интересных и неординарных подходов, нестандартных методов и способов работы с учащимися. Урок музыки заключает в себе возможность разнообразного претворения как традиционно сложившихся и уже испытавших многовековую практику применения, так и совершенно инновационных приемов арт-терапии, еще «нащупывающих» себе пути в современном педагогическом пространстве. Любой творчески работающий учитель музыки, обладающий компетенциями в применении здоровьесберегающих технологий, имеет возможность применять в своей работе массу интересных и неординарных подходов, нестандартных методов и способов обучения,
создавать благоприятный комплекс педагогических условий, логически организованных и направленных на достижение здоровьесберегающих целей.
Несмотря на то, что использование элементов арт-терапии и здоровьесберегающих возможностей коллективного музицирования на свирели ещё не нашло в условиях урока музыки должного массового применения, многие учителя уже начали активно осознавать продуктивность воздействия ее элементов на подрастающее поколение. В педагогической среде постепенно формируется понимание эффективности работы по коррекции здоровья и успешной социализации воспитанников.
Отрадно, что в педагогическом сообществе неуклонно растет понимание больших возможностей урока музыки как урока здоровьесбережения детей, осознание широкой педагогической перспективы для больших перемен и начала нового, здоровьесберегающего этапа преобразования современной школы.
Литература:
1. Казанчеев В.П. Основы общей валеологии: учебное пособие / В.П. Казанчеев, Н.А. Склянова. -Новосибирск: Наука, 1998. - 248 с.
2. Космовская М.Л. Девять уроков игры на свирели: донотный и нотный периоды: Учебное пособие. -Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2011. - 47 с.
3. Космовская М.Л. Методические рекомендации для проведения уроков практического музицирования на свирели. - Курск: Изд-во. Курск.гос. пед. ун-та, 2002. - 15 с.
4. Космовская, М.Л. Научно-методическое руководство игры на свирели / Репринтное издание с брошюры 1993 года. - Курск: Курс. гос. ун-т, 2011. - 16 с.
5. Лебедева, Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий / Л.Д. Лебедева. -СПб.: Речь, 2003. - 256 с.
6. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе: Методическое пособие / Н.К. Смирнов, М.В. Аносова, Е.Г. Афанасова. - М.: АПК и ПРО, 2002. - 121 с.
Педагогика
УДК: 378.1
доктор педагогических наук, профессор Горюнова Лилия Васильевна
Академия психологии и педагогики Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Южный федеральный университет» (г. Ростов-на-Дону); кандидат педагогических наук, доцент Заводный Никита Александрович
Институт физической культуры и спорта Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Донской государственный технический университет» (г. Ростов-на-Дону)
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ АДАПТАЦИОННЫХ ДИСЦИПЛИН (МОДУЛЕЙ) В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ В ВУЗЕ
Аннотация. В статье раскрывается потенциал адаптационных дисциплин (модулей) как средства адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью к процессу профессиональной подготовки в вузе. В ходе исследования авторами определены три вида адаптационных дисциплин (модулей), реализуемых в отечественных вузах и выделены основные способы их включения в структуру учебного плана профессиональной подготовки по адаптированной основной профессиональной образовательной программы высшего образования.
Ключевые слова: адаптация студентов с инвалидностью и ОВЗ, адаптационные дисциплины (модули), профессиональная подготовка.
Annotation. In article the potential of adaptation disciplines (modules) as means of adaptation of students with limited opportunities of health and disability to process of vocational training in higher education institution is realized. During the research authors defined three types of adaptation disciplines (modules) realized in domestic higher education institutions and the main ways of their inclusion in structure of the curriculum of vocational training on adapted the main professional educational program of the higher education are allocated.
Keywords: adaptation of students with disability and limited opportunities of health, adaptation disciplines (modules), vocational training.
Введение. Обновленная государственная программа «Доступная среда» (2011-2020 гг.) определила с 2016 года в качестве обязательного параметра оценки эффективности и качества деятельности образовательных организаций высшего образования, наличие специальных условий для обучения по программам высшего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью [5]. Следовательно, одним из ключевых принципов образования студентов с ОВЗ и инвалидностью в системе высшего образования, является принцип адаптации. Данный принцип является метопринципом, поскольку выступает в качестве стратегии становления и развития инклюзивного высшего образования. Профессиональная подготовка студентов с ОВЗ и инвалидностью в образовательной организации высшего образования в своем развитии имеет три адаптационные стратегии: стратегия сегрегации (студенты с ОВЗ и инвалидностью обучаются в специальных образовательных организациях отдельно от норматипичных сверстников); стратегия интеграции (студенты с ОВЗ и инвалидностью обучаются в специально созданных для них в вузе студенческих групп); стратегия инклюзии (студенты с инвалидностью и ОВЗ обучаются в обычных учебных студенческих группах). Система современного высшего образования, выстроенная на основе стратегии инклюзии позволяет осуществлять качественную и эффективную профессиональную подготовку такой категории студентов, сформировать высокий уровень их конкурентоспособности на рынке труда, сделать их успешными в профессиональной среде.
Изложение основного материала статьи. Разработка адаптированной основной профессиональной образовательной программы с учетом психофизиологических особенностей такой категории людей и является одним из ключевых условий функционирования системы инклюзивного образования в вузе. Согласно Методическим рекомендациям по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса [1], в ходе разработки основной профессиональной