Научная статья на тему 'Особенности реализации адаптационных дисциплин (модулей) в процессе профессиональной подготовки студентов с ОВЗ и инвалидностью в вузе'

Особенности реализации адаптационных дисциплин (модулей) в процессе профессиональной подготовки студентов с ОВЗ и инвалидностью в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
264
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ОВЗ / АДАПТАЦИОННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛИ) / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ADAPTATION OF STUDENTS WITH DISABILITY AND LIMITED OPPORTUNITIES OF HEALTH / ADAPTATION DISCIPLINES (MODULES) / VOCATIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горюнова Лилия Васильевна, Заводный Никита Александрович

В статье раскрывается потенциал адаптационных дисциплин (модулей) как средства адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью к процессу профессиональной подготовки в вузе. В ходе исследования авторами определены три вида адаптационных дисциплин (модулей), реализуемых в отечественных вузах и выделены основные способы их включения в структуру учебного плана профессиональной подготовки по адаптированной основной профессиональной образовательной программы высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горюнова Лилия Васильевна, Заводный Никита Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF REALIZATION OF ADAPTATION DISCIPLINES (MODULES) IN THE COURSE OF VOCATIONAL TRAINING OF STUDENTS WITH LIMITED OPPORTUNITIES OF HEALTH AND DISABILITY IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION

In article the potential of adaptation disciplines (modules) as means of adaptation of students with limited opportunities of health and disability to process of vocational training in higher education institution is realized. During the research authors defined three types of adaptation disciplines (modules) realized in domestic higher education institutions and the main ways of their inclusion in structure of the curriculum of vocational training on adapted the main professional educational program of the higher education are allocated.

Текст научной работы на тему «Особенности реализации адаптационных дисциплин (модулей) в процессе профессиональной подготовки студентов с ОВЗ и инвалидностью в вузе»

создавать благоприятный комплекс педагогических условий, логически организованных и направленных на достижение здоровьесберегающих целей.

Несмотря на то, что использование элементов арт-терапии и здоровьесберегающих возможностей коллективного музицирования на свирели ещё не нашло в условиях урока музыки должного массового применения, многие учителя уже начали активно осознавать продуктивность воздействия ее элементов на подрастающее поколение. В педагогической среде постепенно формируется понимание эффективности работы по коррекции здоровья и успешной социализации воспитанников.

Отрадно, что в педагогическом сообществе неуклонно растет понимание больших возможностей урока музыки как урока здоровьесбережения детей, осознание широкой педагогической перспективы для больших перемен и начала нового, здоровьесберегающего этапа преобразования современной школы.

Литература:

1. Казанчеев В.П. Основы общей валеологии: учебное пособие / В.П. Казанчеев, Н.А. Склянова. -Новосибирск: Наука, 1998. - 248 с.

2. Космовская М.Л. Девять уроков игры на свирели: донотный и нотный периоды: Учебное пособие. -Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2011. - 47 с.

3. Космовская М.Л. Методические рекомендации для проведения уроков практического музицирования на свирели. - Курск: Изд-во. Курск.гос. пед. ун-та, 2002. - 15 с.

4. Космовская, М.Л. Научно-методическое руководство игры на свирели / Репринтное издание с брошюры 1993 года. - Курск: Курс. гос. ун-т, 2011. - 16 с.

5. Лебедева, Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий / Л.Д. Лебедева. -СПб.: Речь, 2003. - 256 с.

6. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе: Методическое пособие / Н.К. Смирнов, М.В. Аносова, Е.Г. Афанасова. - М.: АПК и ПРО, 2002. - 121 с.

Педагогика

УДК: 378.1

доктор педагогических наук, профессор Горюнова Лилия Васильевна

Академия психологии и педагогики Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Южный федеральный университет» (г. Ростов-на-Дону); кандидат педагогических наук, доцент Заводный Никита Александрович

Институт физической культуры и спорта Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Донской государственный технический университет» (г. Ростов-на-Дону)

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ АДАПТАЦИОННЫХ ДИСЦИПЛИН (МОДУЛЕЙ) В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ В ВУЗЕ

Аннотация. В статье раскрывается потенциал адаптационных дисциплин (модулей) как средства адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью к процессу профессиональной подготовки в вузе. В ходе исследования авторами определены три вида адаптационных дисциплин (модулей), реализуемых в отечественных вузах и выделены основные способы их включения в структуру учебного плана профессиональной подготовки по адаптированной основной профессиональной образовательной программы высшего образования.

Ключевые слова: адаптация студентов с инвалидностью и ОВЗ, адаптационные дисциплины (модули), профессиональная подготовка.

Annotation. In article the potential of adaptation disciplines (modules) as means of adaptation of students with limited opportunities of health and disability to process of vocational training in higher education institution is realized. During the research authors defined three types of adaptation disciplines (modules) realized in domestic higher education institutions and the main ways of their inclusion in structure of the curriculum of vocational training on adapted the main professional educational program of the higher education are allocated.

Keywords: adaptation of students with disability and limited opportunities of health, adaptation disciplines (modules), vocational training.

Введение. Обновленная государственная программа «Доступная среда» (2011-2020 гг.) определила с 2016 года в качестве обязательного параметра оценки эффективности и качества деятельности образовательных организаций высшего образования, наличие специальных условий для обучения по программам высшего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью [5]. Следовательно, одним из ключевых принципов образования студентов с ОВЗ и инвалидностью в системе высшего образования, является принцип адаптации. Данный принцип является метопринципом, поскольку выступает в качестве стратегии становления и развития инклюзивного высшего образования. Профессиональная подготовка студентов с ОВЗ и инвалидностью в образовательной организации высшего образования в своем развитии имеет три адаптационные стратегии: стратегия сегрегации (студенты с ОВЗ и инвалидностью обучаются в специальных образовательных организациях отдельно от норматипичных сверстников); стратегия интеграции (студенты с ОВЗ и инвалидностью обучаются в специально созданных для них в вузе студенческих групп); стратегия инклюзии (студенты с инвалидностью и ОВЗ обучаются в обычных учебных студенческих группах). Система современного высшего образования, выстроенная на основе стратегии инклюзии позволяет осуществлять качественную и эффективную профессиональную подготовку такой категории студентов, сформировать высокий уровень их конкурентоспособности на рынке труда, сделать их успешными в профессиональной среде.

Изложение основного материала статьи. Разработка адаптированной основной профессиональной образовательной программы с учетом психофизиологических особенностей такой категории людей и является одним из ключевых условий функционирования системы инклюзивного образования в вузе. Согласно Методическим рекомендациям по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса [1], в ходе разработки основной профессиональной

образовательной программы разработчикам следует, исходя из индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, предусмотреть включение в ее вариативную часть специализированных адаптационных дисциплин (модулей).

Своевременная адаптация на первых годах обучения в вузе студентов с ОВЗ и инвалидностью детерминирует успешность процесса профессиональной подготовки такой категории обучающихся. С момента осознания периода обучения в вузе как первого этапа включения студентов с ОВЗ и инвалидностью в профессиональное сообщество, значимость адаптационного процесса еще более возрастает. Первые годы обучения студента в вузе могут стать либо фундаментом его дальнейшего развития, либо привести к различным деформациям в поведении, в общении. Эффективная адаптация и обучение студента на первом курсе способствует формированию его отношения к учебной и профессиональной деятельности, продолжается процесс самоопределения студента в жизни и профессии. Проведенный опрос студентов Южного федерального университета с ОВЗ и инвалидностью показал, что студенты с ОВЗ и инвалидностью, в том числе имеющие опыт обучения в образовательных организациях системы среднего профессионального образования, испытывают определенные трудности в процессе адаптации к учебе и жизни в университете. Отметим, что в этих условиях, первая неудача может привести к потере перспектив и разочарованию в выборе пути своего дальнейшего развития, а значит к отстраненности и пассивности.

Адаптационный процесс в вузе, носит индивидуальный характер и обеспечивает приспособление человека к новым условиям своей жизнедеятельности, формирование новых поведенческих моделей, повышение эффективности учебной деятельности. Так же, данный процесс выполняет и компенсирующую функцию, связанную с эффектом компенсации привычного набора качеств и компетенций, недостающими, но необходимыми в новых условиях. Успешность личности в ходе адаптации обеспечивает ее функционирование в динамичных условиях и постоянно изменяющейся обстановке своей профессиональной подготовки. В случае не успешной адаптации, обучающейся может испытывать дополнительные нагрузки, затруднения в своей жизни и деятельности.

В ходе исследования, нами были определены общие проблемы, с которыми сталкивается студент, в том числе и студент с ОВЗ и инвалидностью, и которые определяют необходимость адаптации их к условиям вуза. К таким проблемам мы отнесли: радикальную смену социального окружения и как следствие, возникновение проблем первичной социализации в вузовской среде; смену системы обучения с классно-урочной на лекционно-семинарскую, с обязательной самостоятельной работой и влияние стереотипов школьной учебной деятельности, что ведет к снижению успеваемости и качества обучения; построение коммуникаций со сверстниками и педагогами; смену социально-бытовых условий жизнедеятельности, с усилением ведения самостоятельной жизни; проблемы связанные с незнанием основ обучения в условиях вуза и как следствие не использование его возможностей в полном объеме для собственного личностно-профессионального роста и совершенствования. Выявленные проблемы позволили определить четыре основных направления процесса адаптации студентов на первых годах обучения в вузе:

- адаптироваться к организационным особенностям образовательного процесса в вузе;

- адаптироваться к новому коллективу сверстников и профессорско-педагогического состава вуза;

- адаптироваться к новым условиям жизни, самостоятельной ее организации;

- адаптироваться к новым отношениям с родителями и близкими.

Адаптационный процесс студентов первого курса с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья представляет собой многоплановую проблему [4]. Результаты нашего исследования показали, что студенту с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью необходимо вести адаптационный процесс по тем же четырем направлениям, однако каждое из направлений начинает обладать новыми характеристиками, которые определяются психофизическими особенностями студента. Итак, рассмотрим основные особенности адаптации студентов данной категории к обучению в вузе. Адаптация студентов с ОВЗ и инвалидностью к новым организационным условиям обучения осложняется таким фактором, как дискретность знаний. Данная проблема связана с тем, что студенты, обучающиеся в инклюзивных группах, имеют опыт освоения содержания в различных формах, связанных с особенностями их нарушений. Наибольшее отличие в представлениях о процессе обучения имею студенты, у которых в прошлом было комбинированное обучение, т.е. обучение в массовой школе, чередовалось с домашним обучением, что чаще всего сопровождалось достаточно щадящим режимом работы. Такая форма обучения, вносит еще одну дополнительную отличительную особенность в процесс адаптации студентов с ОВЗ и инвалидностью, это оторванность от коллектива сверстников, что в условиях вуза требует усиление второго направления адаптационного процесса для таких категорий студентов, поскольку у них в большей степени наличевствует социально-педагогическая дезадаптация. Две вышеперечисленные проблемы, в совокупности с третьей проблемой, которая связанна со здоровьем обучающегося оказывают влияние и на два последних направления адаптационного процесса. На наш взгляд первые два направления адаптации студентов с ОВЗ и инвалидностью в вузе, должны начинаться с освоения ими адаптационных дисциплин (модулей).

Согласно методическим рекомендациям Министерства образования и науки 2014 года [1] одним из ключевых элементов адаптированной основной профессиональной образовательной программы высшего образования для студентов с ОВЗ и инвалидностью является включение в учебный план подготовки адаптационных дисциплин (модулей), с целью обеспечения первичной социально-профессиональной адаптации обучающихся данной категории к условиям получения профессионального образования в вузе. Адаптационные дисциплины (модули), представляя собой значимый компонент адаптированной основной профессиональной образовательной программы профессионального образования в вузе, выполняют компенсаторную и корректирующую функции, позволяют решать задачи формирования у студентов с ОВЗ и инвалидностью определенного набора компетенций, которые обеспечивают минимизацию влияния ограничений здоровья на процесс освоения программы профессиональной подготовки, повышая тем самым степень готовности обучающегося к образовательно-профессиональной деятельности в реальных условиях системы высшего образования.

Перечень адаптационных дисциплин образовательная организация высшего образования устанавливает самостоятельно, исходя из особенностей образовательного процесса, его ресурсного обеспечения, особенностей и потребностей обучающихся с ОВЗ и инвалидностью. Е.А. Мартынова в своих работах отмечает, что адаптационными дисциплинами могут быть социально-гуманитарные дисциплины профессионального профиля [2]. Адаптационные дисциплины (модули) по мнению ученого должны иметь

две направленности: педагогическую и коррекционную. Освоение студентами с ОВЗ и инвалидностью содержание адаптационных дисциплин носящих педагогическую направленность способствует формированию у них компетенций, обеспечивающих успешное освоение избранной программы подготовки в условиях конкретного вуза, а так же построению индивидуальной образовательной траектории с учетом психофизиологических особенностей и выявленных возможностей обучающегося [3]. Освоение студентами с ОВЗ и инвалидностью содержание адаптационных дисциплин (модулей) носящих коррекционную направленность способствует компенсации недостатков предшествующих уровней образования, развитию интеллектуально-познавательных, эмоционально-волевых личностных качеств студентов данной категории. Следует отметить, что освоение содержания адаптационных дисциплин (модулей) студентами с ОВЗ и инвалидностью должно так же обеспечивать их подготовку к профессиональной социализации на этапе прохождения практик и дальнейшего трудоустройства.

Проведенный анализ опыта отечественных вузов, реализующих адаптивные основные профессиональные образовательные программы, показал, что адаптационные дисциплины (модули), представленные в программах, имеют различные содержательные основы и формы их реализации. Например, Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана, уже многие годы реализует систему инклюзивного образования студентов с ОВЗ и инвалидностью и включил в программы профессиональной подготовки такую адаптационную дисциплину как «Технологии социальной интеграции в условиях образовательной и трудовой деятельности», которая носит преимущественно коррекционную направленность. В качестве адаптационных дисциплин, Новосибирский государственный технический университет предлагает студентам с ОВЗ, такие дисциплины как «Правовые основы социальной поддержки», «Социально-психологический практикум». В программу подготовки студентов с ОВЗ и инвалидностью Омский государственный педагогический университет включил адаптационную дисциплину «Компьютерные технологии в инклюзивном образовании». В Челябинском государственно университете в учебный план введены адаптационные дисциплины «Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний», «Технологии интеллектуального труда» и т.д. В ходе исследования нами были определены три вида адаптационных дисциплин (модулей), реализуемых в отечественных вузах. К первому виду, относятся адаптационные дисциплины (модули), направленные на обеспечение развития у студентов с ОВЗ и инвалидностью навыков организации своей деятельности в новых образовательно-профессиональных условиях, формирования умений использовать информационно-коммуникационные технологии в процессе профессиональной подготовки. Ко второму виду адаптационных дисциплин (модулей) относятся те, которые способствуют построению межличностных отношений в условиях образовательно-профессионального пространства, формированию навыков эффективной коммуникации в ходе освоения образовательной программы в вузе. Третий вид адаптационных дисциплин (модулей) включает в себя дисциплины, освоение которых обеспечивает адаптацию к новым условиям жизнедеятельности студентов такой категории в социуме и профессии с учетом особенностей ограничений здоровья. Отметим, что предшествовать процессу выбора студентом с ОВЗ и инвалидностью адаптационной дисциплины (модуля) должна диагностика барьеров, затруднений, проблемных вопросов, с которыми пришел студент, организуемая структурным подразделением вуза, занимающегося сопровождением такой категории студентов.

Анализ научно-методической литературы позволил нам выделить основные способы включения адаптационных дисциплин (модулей) в структуру учебного плана профессиональной подготовки по адаптированной основной профессиональной образовательной программы высшего образования. Первый способ включения таких дисциплин в учебный план тесно связан с функционированием в вузах системы довузовской подготовки абитуриентов с ОВЗ и инвалидностью. Данная система позволяет реализовать дополнительные образовательно-реабилитационные программы, в структуру которых очень органично вписываются адаптационные дисциплины (модули). Это один из наиболее эффективных вариантов освоения адаптационных дисциплин (модулей), ориентированных на успешное дальнейшее обучение абитуриента с ОВЗ и инвалидностью, который позволяет решить существенную проблему, выявленную в ходе нашего исследования. Проблема связанна с отсутствием желания у студентов данной категории выбирать адаптационные дисциплины из линейки курсов по выбору. Причина такого нежелания, как отметили сами студенты, в ходе анкетирования, заключается в том, что пока они осваивают адаптационные дисциплины, их однокурсники изучают те дисциплины по выбору, которые непосредственно связанны с процессом формирования профессиональных компетенций в ходе подготовки. К сожалению, не все студенты с ОВЗ и инвалидностью включены в систему довузовской подготовки, поэтому, следует предусмотреть возможность освоение такой категории студентов адаптационных дисциплин (модулей) в ходе образования в вузе. Рассмотрим другие способы включения адаптационных дисциплин (модулей) в учебный план. Второй способ связан с включением адаптационных дисциплин (модулей) в часть курсов по выбору, как альтернативных, к уже имеющимся. Третий способ позволяет включить адаптационные дисциплины (модули) в структуру учебного плана как факультативные дисциплины. Организация процесса освоения образовательных программ в Южном федеральном университете, позволяет выделить еще один, четвертый способ включения адаптационных дисциплин (модулей) в учебный план подготовки. В университете действует «Стандарт проектирования и реализации образовательных программ», согласно которому в обязательном порядке в структуру учебного плана всех направлений подготовки, реализуемых в университете, включен модуль университетской академической мобильности, с целью индивидуализировать образовательный процесс и создать условия для студентов университета сформировать дополнительные компетенции на стыке разных научных направлений, выходя за пределы предметной области образовательной программы, которую они осваивают. Итак, адаптационные дисциплины (модули) включены в пул дисциплин, освоение которых проходит в рамках модуля университетской академической мобильности и реализуется одним структурным подразделением. Такой способ позволяет решить ряд существенных задач, связанных с организацией учебного процесса. Освоение модуля академической мобильности студентами осуществляется в единый для всех структурных подразделений университета день. Студенты с ОВЗ и инвалидностью обучаются на различных направлениях подготовки и в разных структурных подразделениях университета, у которых нет возможности организовать для одного или двух обучающихся такой категории освоение адаптационных дисциплин (модулей), а реализация данных дисциплин в рамках освоения модуля университетской академической мобильности позволяет формировать сводные группы студентов различных направлений и делает процесс освоения адаптационных дисциплин (модулей) оптимальным по затратам. Опыт применения

данного способа в реализации адаптационных дисциплин в учебном процесса позволил создать условия для его освоения не только студентам с ОВЗ и инвалидностью, но и всем желающих студентам с особыми образовательными потребностями, что позволяет создать в университете условия для широкой инклюзии. Следует так же отметить, что использование одного способа освоения данных дисциплин не исключает параллельное использование и всех остальных. Данный факт, свидетельствует о том, что создание условий для применения всех способов включения адаптационных дисциплин (модулей), позволяет выстроить многовариативную модель их освоения в вузе.

Выводы. Таким образом, адаптационные дисциплины (модули) являются средством эффективной адаптации студентов с ОВЗ и инвалидностью к особенностям образовательного процесса профессиональной подготовки в вузе. Содержание адаптационных дисциплин (модулей) определяется в соответствии с основными направлениями процесса адаптации: к организационным особенностям образовательного процесса в вузе; к новому коллективу сверстников и профессорско-педагогического состава вуза; к новым условиям жизни, самостоятельной ее организации; к новым отношениям с родителями и близкими. Многообразие способов включения адаптационных дисциплин (модулей) в учебный план профессиональной подготовки студентов с ОВЗ и инвалидность позволяет выстроить многовариативную модель их освоения в вузе.

Литература:

1. Методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса (утв. Министерством образования и науки РФ 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн). Система ГАРАНТ. и^±йр:/^едагап!ги/70680520/#^5УОТ^6ТС

2. Мартынова Е.А. Организационно-педагогическая деятельность по построению и реализации индивидуальной образовательной траектории для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в системе инклюзивного образования // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 5.; URL:http://srience-educatюn.ш/ш/artide/view?id=25173

3. Леханова О.Л. Повышение реабилитационного потенциала студентов с инвалидностью средствами специализированных адаптационных дисциплин // Проблемы современного педагогического образования. 2016. №52-31. С. 141-153

4. Мартынова Е.А. Социальная адаптация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе формирования общекультурных компетенций при инклюзивном профессиональном образовании. / Сборник научных статей «Социокультурная интеграция и специальное образование». М.: Издательство «Перо». 2015. 552 с. С. 486-493.

5. Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2015 г. N 1297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы" (с изменениями и дополнениями). Система ГАРАНТ. URL:http://base.garant.ru/77668698/#ixzz5YMabXuAP

Педагогика

УДК: 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Дедюкина Марфа Ивановна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск); магистрант 2 курса Замятина Раиса Васильевна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск)

КРИТЕРИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. В статье представлен анализ управления образовательной организацией. Раскрыты критерии оценки эффективности управленческой деятельности в дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова: образовательная организация, эффективное управление, критерии эффективности управления.

Annotation. The analysis of management of the educational organization is presented in article. Criteria for evaluation of efficiency of administrative activity in the preschool educational organization are disclosed. Keywords: educational organization, effective management, criteria of management.

Введение. В настоящее время система образования претерпела большое количество преобразований, обусловленных выходом федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Один из главных требований современного общества — это повышение качества образования на всех его ступенях. Деятельность любого образовательного учреждения направлена на поиск нового механизма управления, которое в свою очередь, способствовало бы росту каждого члена организации и достижению наивысших результатов деятельности всей организации. Проблема оценки управления привлекала внимания многих научных деятелей во все временные периоды. По мнению Ю. А. Конаржевского эффективность организации управления - это создание благоприятных условий для достижения коллективом поставленных целей в кратчайшие сроки при наивысших качественных и количественных показателях и наименьших затратах [11.

Под управлением понимают совокупность процессов, обеспечивающих поддержание системы в заданном состоянии или перевод ее в новое более эффективное состояние организации через разработку и реализацию целенаправленных воздействий. Эффективность - это характеристика процессов и воздействий управленческого характера, показывающая, прежде всего, степень достижения запланированных целей. Таким образом, деятельность, которая частично или полностью приводит к достижению поставленных целей, считается эффективной. Основными проблемами оценки эффективности управления образовательной организацией на данном этапе является: - отсутствие методик измерения эффективности управления; -наличие единых критериев оценки эффективности управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.