приемов анализа, сравнения, синтеза и обобщения. Последовательность появления словообразовательных форм в речи детей с ОНР определяется их семантикой и функцией в общей структуре языка. Литература:
1. Дунаева Н. Ю. Учимся правильно произносить звуки. Веселая школа / Н. Ю. Дунаева, С. В. Зяблова. Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2014. 96 с.
2. Жукова Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. Изд-во: КнигоМир, 2011. 320 с.
3. Козырева О.А. Использование речевых игр на логопедических занятиях / О.А. Козырева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2015. № 2. С. 11-13.
4. Лалаева Р. И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. Ростов н/Д: «Феникс», 2014. 224 с.
5. Логопедия. Основы теории и практики // сост. Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. Москва: Эксмо, 2011. 288 с.
6. Лопатина Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. СПб.: «СОЮЗ», 2013. 192 с.
7. Нищева Н. В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР (с 4 до 7 лет) // Н.В. Нищева. СПб Детство-Пресс, 2009. 352 с.
8. Ромусник М. Н. Комплексный подход в работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Логопед в дет. саду. 2016. № 7. С. 15-16.
9. Филичева Т. Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова, Г. В. Чиркина. М.: Дрофа, 2010. 192 с.
10. Чиркина Г. В. Методы обследования речи детей. // М.: Просвещение, 2010. 192 с.
Педагогика
УДК 378.147:376.1
кандидат педагогических наук, доцент Голикова Елена Михайловна
ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург); кандидат педагогических наук, доцент Тиссен Петр Павлович
ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)
ТЕХНОЛОГИИЯ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ АДАПТИВНОГО
ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Аннотация. Современная образовательная политика направлена на подготовку высококвалифицированного молодого поколения. Данные требования и позволили определить условия направленные на решение поставленных задач, вопросов связанных с сопровождением студентов с отклонениями в состоянии здоровья в системе высшего образования. Разработанная технология является как процессом, так и результатом, определяющим вектор, который задает дальнейшее направление жизнедеятельности: социальную активность, коммуникативность, профессионализм и заботу о своем здоровье, как важное составляющее в решении жизненных задач.
Ключевые слова: адаптивное физическое воспитание, студенты, социальное развитие.
Annotation. Modern educational policy is aimed at training a highly qualified young generation. These requirements and allowed to determine the conditions aimed at solving the tasks, questions associated with accompanying students with disabilities in the health system in the higher education system. The developed technology is both a process and a result that determines the vector that sets the direction of life: social activity, communication, professionalism and health care, as an important component in solving life problems.
Keywords: adaptive physical education, students, social development.
Введение. Актуальность подготовки молодых специалистов с каждым годом не только не снижает потребности общества, а наоборот проявляет активность к тому, какой специалист придет в организацию и проявит себя как профессионал своей деятельности. Существенную роль процесса освоения профессии играет набор компетенций того или иного направления подготовки и их освоение, условия их реализации в вузе, индивидуальные особенности обучающегося (активность, «здоровье» в широком смысле его понимания, осознания себя в будущей профессии), то есть его социальное развитие. При этом статистика показывает, что «здоровье» и забота о нем у студенческой молодежи по иерархии стоит на последнем месте, это существенно отличается от данных приведенных в отчетах НЦЗД РАМН утверждающих, что из школ выпускается 12 % функционально и физических здоровых школьников. Данный вопрос заставляет переживать за состояние здоровье молодого поколения нашей страны в целом как нации и в частности как квалифицированного специалиста различного рода деятельности. И позволяет сформулировать вопрос «Насколько молодое поколение справится со столь важными задачами современного высокотехнологичного производства и запросом работодателя? Сможет ли он быть не только профессионалом своего дела, а уметь применять набор компетенций в иных видах деятельности?». А это заложено в понимании самой сути компетентностного подхода высшего образования. Здоровье играет существенную роль в саморазвитии и самосовершенствовании молодого поколения, и с каким багажом он войдет во взрослую жизнь напрямую зависит от тех педагогических условий, которые ему предоставляет система высшего образования.
Раскрываемая нами проблема позволила поставить цель, какой набор педагогических условия позволит решить вопрос социального развития студентов с отклонениями в состоянии здоровья в систему высшего образования и сформировать тот набор компетенций, который позволит себя реализовать себя в дальнейшей жизнедеятельности. В процессе были определены задачи, одной из которых является разработка технологии социального развития студентов в вузе, реализация, которой будет осуществляться в системе адаптивного физического воспитания.
Изложение основного материала статьи. Проведя исследование, был выявлен контингент студентов, у 68 % студентов имелись хронические заболевания, у 38 % из них выявлены сопутствующие заболевания и вторичные отклонения, сформировавшиеся ещё в школьной жизни, на фоне основного диагноза.
Рисунок 1. Нозологическая характеристика заболеваемости (студенты 17-24 лет)
Отнесение студентов с нарушениями функционального состояния органов и систем организма к нетипичным влечет за собой изменения структуры личностных характеристик, обусловленные отношением общества к людям, получившим статус инвалида. Один из отечественных психологов Ю. Ф. Поляков, рассматривает инвалидность следующим образом: «...в центре проблемы находится человек с заболеванием, трудностями адаптации и самореализации, связанные с состоянием здоровья». Особенности психики, вызванные болезнью, обусловливают трудности адаптации человека, которые, в свою очередь приводят к повышению риска возникновения болезненных состояний (Р. А. Лурия, 1944; Л. В. Мардахаев 2017; Л. Л. Шпак, 2016). В норме и патологии психо-эмоциональное развитие имеет поступательный поэтапный характер. На фоне деформированных закономерностей развития при различной патологии формируются различного рода социальные отклонения, а также в противовес определены характеристики социального развития.
п/п № Влияние отклонений в состоянии здоровья Компоненты соц. развития Характеристики социального развития
1 - изолированность от общества, - агрессивность или эгоцентризм, - задержка вербального общения, - пассивность и подчиняемость, - отсутствие инициативы, - тревога и потеря уверенности в себе. социальная развитость личности. - степень реализации своих возможностей; - сформированная идентичность; - интересы (самоценности, способности); - самооценка, самоуважение, осознания «Я».
2 - нарушение самоконтроля, саморегуляции, - деструктивное поведение, - неадекватное поведение, - стремление уйти от реальности, - обеднение социального опыта. нормативность социального развития. - принятие и использование нравственных социальных норм; - полоролевое поведение; - следование моральным нормам поведения.
3 - пассивность, - трудности в освоении проф. компетенций, - искусственным путем стремятся изменить свой мир, ошибаясь при выборе микросоциума, - низкий уровень коммуникативных связей, - сложность адаптации, - трудности рефлексии. готовность к профессиональной деятельности. - способность планировать свою жизнедеятельность; - критичность к себе, своей деятельности и ее результатам; - ориентация на изучения и выполнение профессиональных действий.
4 - низкая двигательная активность, - несформированность двигательных качеств и способностей, - тревожность, потеря уверенности в себе, - стресс, - неупорядоченность и хаотичность образа жизни, - наличие вредных привычек. здоровая психофизическая деятельность - понимание и ощущение непрерывности, стабильности идентичности собственного физического и психо-социального «Я»; - соответствие психологического восприятия экзо- факторов, социальным условиям и ситуациям; - обладать способностью, совершенствовать поведение с учетом жизненных обстоятельств, развитие мыслительной деятельности.
Все эти изменения требует целенаправленного педагогического сопровождения в преодолении недуга, способствующего совершенствованию адаптационных механизмов и восстановлению организма.
В практике вузовского образования пытаются искать механизмы сопровождения учащейся молодежи, включая и в общественную деятельность, однако не всегда они доступны для всех. И поэтому возник вопрос, как обеспечить вхождение вчерашнего школьника в систему профессионального образования и сформировать те социально важные характеристики, которые будут пролонгированного воздействовать, обеспечивая его дальнейшую жизнедеятельность и во взрослой жизни. В данной роли в системе вузовского образования выступает адаптивная физическая культура как интегральная дисциплина, позволяющая организовать те условия и ту педагогическую систему, в которой студент с отклонениями в состоянии здоровья будет осваивать такие навыки, которые ему будут необходимы в жизни, и сформировать метопозицию к самостоятельности.
Адаптивное физическое воспитание направлено на формирование и поддержание здорового стиля жизни студенческой молодежи с отклонениями в состоянии здоровья в процессе обучения в вузе. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.
Анализ исследований показал, что сопровождение специальных медицинских групп осуществляется, но даже если физическая культура осуществляется в вузе, то она применяется в зависимости от учебного плана направления и профиля подготовки, то есть 2-3 года, и в большей степени реализуется по остаточному принципу, в качестве реферативных заданий, или просто не реализуется, а студенты с инвалидностью вообще не вовлечены. Мы предлагаем следующую схему реализации адаптивной физической культуры не разделяя студентов по общим заболеваниям и инвалидности, опираясь на такой принцип не то чего нет у студента, а то, что есть. Для этого разработана базовая модель индивидуальной образовательной траектории, реализуемая четыре года, в которой отражены все условия сопровождения студента в процессе обучения: подходы, принципы, методы, формы, средства адаптивного физического воспитания, противопоказания и критерии социальной развитости.
Основными компонентами выступают: аксиологический, гносеологический, здоровьесберегающий, эмоционально-волевой, экологический, физкультурно-оздоровительный, позволяют перейти к рассмотрению ее функциональной составляющей в ВПО (формирующая; информативно-коммуникативная; диагностическая; адаптивная; рефлексивная; интегративная).
Первый этап и курс - диагностически-адаптационный, осуществляется диагностика, студенты адаптируются к систематическим занятиям физической культурой, осваивают двигательные действия, элементы спортивных игр.
Второй этап - 2 и 3 курс коррекционно-развивающий, осуществляется коррекция нарушений и развитие двигательных способностей, коммуникативных связей, самостоятельности, активности.
Третий этап и 4 курс - повторно-стабилизационный, направлен на закрепление освоенных навыков, студенты имели возможность заниматься в секциях, а также участие студентов в спортивно-массовых мероприятиях, их организацию.
Гибкая структура и организация управления позволяют организовать высоко результативный образовательный процесс даже в разновозрастных группах с различными адаптационными механизмами организма - то есть создания инклюзивная образовательной среды [2]. В формировании групп студентов с отклонениями в состоянии здоровья необходимо соблюдать принцип кластерности то есть распределение обучающихся по конкретным критериям, применять такие типы кластеров как функционально-технологические, адаптивно-корректирующие, профессионально-пролонгированные.
Качественная реализация адаптивного физического воспитания через технологию индивидуальных образовательных траекторий в системе высшего образования создаст платформу не просто включения студента с отклонениями в состоянии здоровья и инвалида в вузе, а заложит базовую основу для становления социальной развитости, взаимодействия со сверстниками, сориентировать на формирование активной жизненной позиции, позволяющего получить профессиональное образование, конкурировать на рынке труда, а не просто жить на пенсию по инвалидности.
Для того чтобы определить насколько эффективна действует данная технология определены структурные характеристики включающие в себя 15 показателей, сформированность которых представляется в виде трех уровней:
- нормативный уровень (60-75 баллов);
- пограничный уровень (45-59 баллов);
- аномальный уровень (15-44 балла).
По результатам комплексного расчета баллов в экспериментальной группе студенты набрали среднее значение по 15 показателям - 65 баллов. Это подтверждает степень сформированности социальной структуры студентов с ОВЗ, включающая в себя: степень формирования и реализации сил человека, его возможностей, способностей, таланта; комплексность компетенций общественно-приемлемых с возможностью принимать на себя ответственность, участвовать в реализации решений, в развитии демократических институтов; компетенций, касающихся жизни в поликультурном обществе. Устойчивость связей компонентов социального развития студентов, обеспечивает сформированность социальных ценностей с внутренним благополучием. У студентов контрольной группы показатели были ниже и составили 49 баллов, что является пограничным уровнем сформированности компонентов социального развития студентов. В данном случае проявления социальной развитости находятся на границе общественных норм, студенты испытывают трудности при интеграции в группу, общение в коллективе и совместная деятельность зачастую вызывают напряжение. Достоверность различий в группах проверялась и-критерием Манна-Уитни по 15 признакам. Данный метод позволил выявить достоверность различий между группами, и подтвердил эмпирическое значение и-критерия отражает то, насколько велика зона совпадения
между группами, чем меньше иэмп а данном случае оно находится в зоне значимости тем более вероятно, что различия достоверны.
Выводы. Главной идей технологии заключается в развитии активности самого студента, индирективность образовательного процесса, направленная на уважение позиции каждого студента, формируя стержень не только в результате взаимодействия, но и понимании собственного «Я» учитывая его индивидуальность, снижая пассивные характеристики (терпимость, подчиняемость), формируя доминантные социальные качества (смелость, умение отстаивать свои взгляды, непримиримость к недостаткам), позволяющая осуществлять переход от дифференциации к персонификации образования, от учебно-познавательной к учебно-исследовательской деятельности, от репродуктивных форм освоения знаний к творческим.
Использование широкого спектра технологии социального развития в системе адаптивного физического воспитания дает возможность педагогу продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности студентов с отклонениями в состоянии здоровья. Новые жизненные условия, выдвигают свои требования к выпускнику вуза, вступающих в жизнь: они должны быть не только знающими и умелыми, но мыслящими, инициативными, самостоятельными.
Литература:
1. Акимова Л.А. Педагогика здоровья: монография / Л.А. Акимова, Е.М. Голикова, Н.В. Сократов, П.П. Тиссен. - Оренбург, Экспресс - печать, ОГПУ, 2013. - 428 с.
2. Ахметшина Ю.В. Динамический процесс развития социальной компетенции студентов в энергоинформационной системе / Ю.В. Ахметшина // Интеграция образования. 2012. - № 3. - С. 59 - 63.
3. Баевский Р.М. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний / Р.М. Баевский, А.П. Берсенева. - М.: Медицина, 1977. - 235 с.
4. Бальсевич В.К. Основные положения концепции интенсивного инновационного преобразования национальной системы физкультурно-спортивного воспитания детей, подростков и молодежи России / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. - 2002. - № 3. - С. 2.
5. Васильева О.С. Роль образования в сфере психологии здоровья в формировании гуманистической системы ценностей / О.С. Васильева // Российский психологический журнал. - 2010. - Т. 5 - № 5. - С. 36 - 40.
6. Галанкин Л.Н. Здоровая молодежь - здоровое общество / Л.Н. Галанкин. - СПб.: Нормедиздат, 2005. - 368 с.
7. Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник / С.П. Евсеев. - М.: Спорт, 2016. - 616 с.
8. Лубышева Л.И. О программных основах вузовского физкультурного воспитания / Л.И. Лубышева, Г.М. Грузных // Теория и практика физической культуры. - 1990. - № 3. - С. 42 - 44.
9. Шклярук В.Я. Самосохранительное поведение в молодежной среде / В.Я. Шклярук // СОЦИС. -2008. - № 10. - С. 139 - 142.
10. Щедрина А.Г. Понятие и структура индивидуального здоровья человека : методология системного подхода / А.Г. Щедрина // Медицина и образование в Сибири. - 2009. - № 5. - С. 8.
Педагогика
УДК 373:371.38:371.7:78
доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной и инновационной деятельности Гордиенко Татьяна Петровна
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет» (г. Симферополь); преподаватель кафедры вокального искусства и дирижирования Орлова Юлия Александровна
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет» (г. Симферополь)
ТРАДИЦИОННОЕ И НОВАТОРСКОЕ В УРОКЕ МУЗЫКИ С ПОЗИЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ
Аннотация. В статье рассматривается сущность здоровьесберегающих технологий как дополнительных принципов педагогической работы, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Накопленные многовековой отечественной хоровой практикой традиционные приемы работы с детскими певческими голосами осмысливаются как базисные методические установки для современной вокально-хоровой методики. представлена характеристика арт-терапии как одного из действенных и весьма результативных здоровьеориентированных методов хоровой работы, включающих дыхательную и артикуляционную гимнастику, элементы логоритмики, приёмы ритмотерапии, фольклорную терапию. Особое внимание в статье уделено коллективному инструментальному музицированию на свирели как дополняющему хоровую работу приему здоровьесбережения на уроках музыки в общеобразовательной школе.
Ключевые слова: здоровье, здоровьесберегающие педагогические технологии, образовательный процесс, отечественная хоровая педагогика, приемы арт-терапии, игра на свирели.
Annotation. The article deals with the essence of health-saving technologies as additional principles of pedagogical work aimed at preserving and strengthening the health of students. The traditional methods of working with children's singing voices accumulated by the centuries-old domestic choral practice are interpreted as basic methodological guidelines for modern vocal and choral techniques. The article also presents the characteristics of art therapy as one of the most effective and highly effective health-oriented methods of choral work, including breathing and articulation exercises, elements of logorhythmics, rhythm therapy techniques, folk therapy. Particular attention is paid to the collective instrumental music playing on the pipe as a complement to the choral work of health care at music lessons in secondary school.
Keywords: health, health-saving pedagogical technologies, educational process, domestic choral pedagogics, art therapy techniques, playing the flute.