Научная статья на тему 'Реализация инклюзивного образования в вузе'

Реализация инклюзивного образования в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
484
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТИВНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ADAPTIVE PHYSICAL EDUCATION / ОБУЧАЮЩИЕСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / STUDENTS WITH DISABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голикова Елена Михайловна, Сидорова Ирина Геннадьевна

Последние годы существенное значение приобретают модели и программы включения студентов с ограниченными возможностями здоровья в структуру общего образования. В результате проведенного исследования разработана модель сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через систему адаптивного физического воспитания направленная на социальное развитие и вхождения человека с инвалидностью в профессиональную деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Голикова Елена Михайловна, Сидорова Ирина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPLEMENTATION OF INCLUSIVE EDUCATION AT THE UNIVERSITY

Last years models and programs of inclusion of students with limited opportunities of health in structure of the General education. As a result of the study, a model of support of students with disabilities through the system of adaptive physical education aimed at social development and the entry of a person with disabilities into professional activity.

Текст научной работы на тему «Реализация инклюзивного образования в вузе»

Педагогика

УДК: 367.2: 378.014.3

кандидат педагогических наук, доцент Голикова Елена Михайловна

ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург); кандидат медицинских наук, доцент Сидорова Ирина Геннадьевна

ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

РЕАЛИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ

Аннотация. Последние годы существенное значение приобретают модели и программы включения студентов с ограниченными возможностями здоровья в структуру общего образования. В результате проведенного исследования разработана модель сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через систему адаптивного физического воспитания направленная на социальное развитие и вхождения человека с инвалидностью в профессиональную деятельность.

Ключевые слова: адаптивное физическое воспитание, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья.

Annotation. Last years models and programs of inclusion of students with limited opportunities of health in structure of the General education. As a result of the study, a model of support of students with disabilities through the system of adaptive physical education aimed at social development and the entry of a person with disabilities into professional activity.

Keywords: adaptive physical education, students with disabilities.

Введение. В нашей стране право на доступное бесплатное образование имеет каждый гражданин. Однако далеко не каждый может воспользоваться данным правом в полной мере, так, как этого требует законодательство РФ. Речь идет о категории людей, которая имеет ограниченные возможности здоровья. Именно для таких обучающихся с особыми потребностями получение безвозмездных образовательных услуг является проблематичным. Причин тому множество: элементарная нехватка или полное отсутствие специальных учреждений, условий для занятий, учебных программ, которые бы учитывали специфические особенности подобных обучающихся. Ежегодно в России растет число нетрудоспособных людей, нуждающихся в особых условиях получения образования. Поэтому, на фоне масштабности данной проблемы возникает острая необходимость в принятии мер, направленных на осуществление рационального образовательного процесса для населения с ограниченными возможностями здоровья: получении доступного, или в настоящее время актуального инклюзивного образования.

Инклюзивное образование - один из процессов модификации общего образования, основывающийся на осознании и понимании обществом того, что люди с физическими, функциональными нарушениями и инвалиды, наряду со здоровыми, должны общаться, жить в социуме. Это обусловливается формированием условий доступного образования для всех, непосредственно учитывая доступ к образованию и для обучающихся с инвалидностью. Само инклюзивное образование подразумевает различные подходы к обучению, их разработку, способствующие учету особенностей занимающихся для удовлетворения индивидуальных потребностей в обучении и интеграцию молодого поколения с отклонениями в состоянии здоровья в общество здоровых сверстников.

Социализация и интеграция как форма социальной жизни человека предусматривает неограниченное участие и свободу выбора его форм и способов во всех социальных процессах, в реализации различных социальных ролей и функций, на всех ступенях образования, на работе, в процессе досуга. Влияние экзо- и эндо- факторов ставит перед молодым поколением проблему адаптации к жизни, что всегда связано с необходимостью освоения новых и приспособление имеющихся жизненно необходимых двигательных умений и навыков, развития и совершенствования специальных физических и психических качеств и способностей.

В связи с этим возникает необходимость разработки и научное обоснование процесса системы диагностики и коррекции физической подготовленности и здоровья в обеспечении образовательного процесса и физического воспитания студентов имеющих ограниченные возможности здоровья [5].

Формулировка цели статьи. Основной задачей нашего исследования было определить особенности инклюзивного образования в образовательных организациях высшего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через систему адаптивного физического воспитания.

Изложение основного материала статьи. В российском образовании вопрос (проблема) о включении студентов с ограниченными возможностями в полноценный образовательный процесс с помощью инклюзии рассматривается относительно недавно, хотя еще во второй половине двадцатого века правительство СССР предпринимало меры для внедрения инклюзивного образования на территорию своего государства. Являясь сравнительно новым подходом в обучении студентов-инвалидов, реализация инклюзивного образования требует тщательной организации по внедрению данного образовательного процесса в систему российского образования в целом. От государства требуется непосредственное участие в осуществлении данной программы образования. Каждый выпускник школы, какой бы он ни был - здоровый или с отклонениями в развитии имеет право на получение достойного профессионального образования. Таким образом, внедрение инклюзивного образования позволит обучающимся - инвалидам быть полноправными участниками учебно-воспитательного процесса. Однако построение инклюзивной практики в основном общем образовании окажется ограниченным, если не предусмотреть развитие инклюзивного подхода в системе среднего и высшего профессионального образования. Проблемный контекст данной задачи очень широк и требует большого анализа системных возможностей. Осторожный и продуманный опыт столичных вузов говорит о готовности решать эти проблемы ответственно, с пониманием того, что профессиональное образование может предоставить лицам с ограниченными возможностями здоровья возможность реализовать свой жизненный шанс, а не остаться на иждивении у общества. Вышесказанное определило роль инклюзивного физкультурного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Институтом физической культуры и спорта Оренбургского государственного педагогического университета осуществляется инклюзивная форма обучения, которая базируется на технологии индивидуальной образовательной траектории, разрабатываемые в научно-практическом центре адаптивного спорта и

физической реабилитации ФГБОУ ВО «ОГПУ» направленные на формирование междисциплинарного инклюзивной процесса для включения их, в образовательные организации способствующие взаимодействия образовательной, физкультурной и здоровьеформирующей среды.

В основе реализации инклюзивной формы образования легла научно-методическая работа последних 10 лет, способствующая решению теоретико-методологических проблем в аспекте профессионально-личностного развития студентов как здоровых, так и с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов в образовательном пространстве физической культуры, а также интеллектуализации, интеграции науки и практики в рамках межвузовского взаимодействия, повышению квалификации специалистов в сфере физической культуры, спорта и туризма.

Оптимизация процесса «вхождения» вчерашнего школьника в систему внутривузовских отношений ориентирована на применение всего комплекса мер, где определяющую роль идеи играет концепция коллектива, опирающаяся на идеи системности, комплексности, интеграции. Целевыми ориентирами, которого являются: формирование личности, всесторонне и гармонически развитая личность, расширение социальной активности, формирование ответственности, формирование целостной научно обоснованной картины, создание доброжелательных отношений в коллективе сверстников и с педагогами, приобщение всех участников образовательного процесса к общечеловеческим ценностям - семья, труд, знания, культура, мир, человек. В процессе получения физкультурного образования в инклюзивной среде у учащихся интенсивнее происходит переход от адаптации к процессу интериоризации (норм и ценностей внутреннего мира человека, способ перевода ценностей внутренний мир человека, способ перевода ценностей в структуру «Я») [4].

В процесс обучения были разработаны индивидуальные образовательные траектории, при которых учащийся овладевает системой знаний и умений по физической культуре, здоровьесохранению, здоровьесбережению, совокупность которых явилось основой всей сферы физультурно-оздоровительной деятельности, а также персонифицированные физкультурно-оздоровительные занятия направленные на выполнение тех видов деятельности, которые студент с отклонениями в состоянии здоровья мог саморегулировать. Изначально были определены условия персонифицированной физкультурно-оздоровительная среды - это проектная среда, в которой студент с отклонениями в состоянии здоровья самостоятельно персонифицирует свой образ жизни, формируя персонифицированность личности (открывает свои способности, особенности) при этом принимает социальные стандарты [3].

Использование широкого спектра технологий в формировании индивидуальной образовательной траектории дает возможность педагогу продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности учащихся. Новые жизненные условия, выдвигают свои требования к выпускнику педагогического вуза (учителя физической культуры), вступающих в жизнь: они должны быть не только знающими и умелыми, но мыслящими, инициативными, самостоятельными.

Как показывают наши исследования, главный принцип современной системы образования - «каждый учится своим темпом», который положен в основу различных вариантов организации индивидуальной образовательной траектории инклюзивного высшего образования. В основу организации обучения положен принцип ступенчатости обучения, предполагающий индивидуальный темп прохождения учебного курса студентов с ограниченными возможностями здоровья. Гибкая структура и организация управления позволяют организовать высоко результативный образовательный процесс даже в разновозрастных группах с различными адаптационными механизмами организма - то есть создания инклюзивная образовательной среды [2].

При разработке и внедрении индивидуальных образовательных траекторий в систему адаптивного физического воспитания обязательным требованием является применение общих принципов.

Социальные принципы направлены на духовное и культурное развитие личности студентов с ограниченными возможностями здоровья и общества, в котором они живут и взаимодействуют, что и определяет их социализацию в процессе обучения и реализации профессиональной направленности.

Принцип социализации позволяет студенту с ОВЗ усвоить знания, ценности, нормы, обычаи, культурные традиции общества, которые он познает в общении и деятельности, результатом чего является активное воспроизводство социального опыта, позволяющего ему функционировать в качестве полноправного члена общества.

Принцип гуманистической направленности предполагает взаимодействие всех участников образовательного процесса, способствующего саморазвитию и самостоятельности, с учетом его прав и свобод обучающегося, чувства собственного достоинства, формированию ответственности, уважительного взаимоотношения к обучающимся.

Общеметодические принципы раскрывают отправные положения, способствующие определению общей стратегии организации образовательного процесса студентов с ОВЗ в профессиональной образовательной среде.

Принцип доступности определяет требования оптимального соответствия задач, средств и методов обучения возможностям данной категории обучающихся, способствующих обеспечению оптимальных условий обучения, формированию и развитию свойств личности, исключению негативных и вредных последствий влияния на психическое, эмоциональное и функциональное состояние студентов с ограниченными возможностями здоровья.

Принцип систематичности и последовательности предполагает изучение материала в определенной последовательности, установление ассоциаций межпредметных связей (между предметами и явлениями) и является важнейшим в обучении студентов с ОВЗ, который необходимо реализовывать методом «опережающего обучения».

Специально-педагогические принципы отражают важнейшие концептуальные положения профессионального образования студентов с ограниченными возможностями здоровья:

- принцип диагностирования является универсальным, так как затрагивает все стороны личности и пронизывает систему освоения знаний и жизнедеятельности студентов с ОВЗ: направлен на изучение результатов формирования личности для накопления социального опыта при сохранении динамической стабильности (центробежные процессы уравновешиваются и становятся центростремительными), то есть обеспечивает устойчивость существования в социуме, фиксируя показатели проявления личности, в процессе обучения в профессиональной организации;

- принцип дифференциации и индивидуализации носит индивидуальный характер, конкретизирует

дифференцированный подход, создает благоприятные условия обучения учитывая, как индивидуальные особенности студента с ограниченными возможностями здоровья, так и типологические свойственные данной категории, позволяя не исключать из образовательного процесса обучающихся, но создавая доступное для них содержание обучения через организацию, приемы и способы, использование разнообразных моделей гибридного обучения, при этом не забывая о принципе коллективного обучения, так как только в едином учебном процессе удается максимально реализовать задачи развития личности студентов с ограниченными возможностями здоровья;

- принцип адекватности, оптимальности и вариативности педагогических воздействий вытекает из признания необходимости поддержания здоровья обучающихся за счет активности как биосоциального условия их жизнедеятельности, саморазвития и совершенствования индивидуальных возможностей.

В формировании групп студентов с отклонениями в состоянии здоровья необходимо соблюдать принцип кластерности то есть распределение обучающихся по конкретным критериям, применять такие типы кластеров как функционально-технологические, адаптивно-корректирующие, профессионально-валеологические, компенсирующие, специализированно-прикладные, профессионально-пролонгированные, административно-управленческие, креативно-развивающие, научно-исследовательские [3].

Изменения в состоянии здоровья, патологические нарушения у студентов с ОВЗ существенно влияют на формирование и развитие личностных факторов риска, которые служат механизмом защиты, то есть выполняют задачу компенсации личностных аномалий. Неблагоприятные факторы, сопровождающие процесс обучения, патологические процессы, развивающиеся в результате болезней, с одной стороны, разрушают целостность и естественность функционирования организма, с другой - формирует у студентов с ОВЗ комплекс психической неполноценности, характеризующийся тревогой, потерей уверенности в себе, пассивностью, изолированностью или наоборот - эгоцентризмом и агрессивностью, что приводит к тяжелейшим стрессовым состояниям и не может не сказаться на эффективности усвоения учебного материала и полноценного освоения выбранной специальности.

В существующей ситуации возникает объективная потребность в нивелировании отрицательного влияния неблагоприятных факторов, сопровождающих процесс обучения и адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья к новым условиям жизнедеятельности. Создание оптимальных условий для жизнедеятельности, восстановления утраченного контакта с окружающим миром, успешного лечения и последующих коррекций, психолого-педагогической реабилитации, социально-трудовой адаптации и интеграции этих людей в общество относится сегодня к числу первостепенных государственных задач.

Главной целью, определяющей стратегические направления вузовского образования, является обеспечение условий, способствующих реализации особых образовательных потребностей студентов с ограниченными возможностями здоровья (имеющих в результате травмы или заболевания стойкие функциональные нарушения), их подготовке к самостоятельной взрослой жизни. В системе высшего образования должны быть созданы условия для соблюдения здорового образа жизни, среди которых особую роль занимает физическая культура.

Адаптивное физическое воспитание направлено на формирование и поддержание здорового стиля жизни студенческой молодежи с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения в вузе. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.

Основными компонентами выступают: аксиологический, гносеологический, здоровьесберегающий, эмоционально-волевой, экологический, физкультурно-оздоровительный, позволяют перейти к рассмотрению ее функциональной составляющей в высшем образовании (формирующая; информативно-коммуникативная; диагностическая; адаптивная; рефлексивная; интегративная).

Для организации внеурочных занятий на основном этапе применяется: дополнительные физкультурно-оздоровительной занятия во второй половине дня и/или секции и спортивной направленности. Занятия осуществляются, а протяжение всего учебного года студентов с ограниченными возможностями здоровья не менее четырех часов в неделю. Данная деятельность направлена на достижение воспитательных результатов, социализации учащихся. Занятия проводятся между студентами второго и третьего курса, что позволяет достичь необходимого результата, через постепенную организацию деятельности, на основе коллективно-творческих дел с применением элементов ценностного общения, социального моделирования с участием всего социума образовательного пространства. Реализуются занятия в среде учащихся объединенных единым интересом к деятельности и имеющих сходный уровень развития познавательных интересов, инициативы, активности.

Выявлена причинно-следственная связь, раскрывающаяся в неравномерности социального развития студентов с ОВЗ, воздействуя на снижение их социальной активности, что зависит от таких факторов, как социальный опыт, заболевание, двигательная активность, самостоятельность, мышление, коммуникативная сфера, условия среды, микро- и макросоциум. В рамках исследования определены компоненты и структурные характеристики социального развития студентов, включающие в себя 15 показателей, сформированность которых представляется в виде трех уровней: нормативный уровень (60-75 баллов) -соответствие социальных норм; пограничный уровень (45-59 баллов) - личностные проявления находятся на границе социальных норм; аномальный уровень (15-44 балла) - социальные личностные аномалии и деформации.

По результатам комплексного расчета баллов в экспериментальной группе студенты набрали среднее значение по 15 показателям - 65 баллов. Это подтверждает степень сформированности социальной структуры личности, включающая в себя: степень формирования и реализации сил человека, его возможностей, способностей, таланта; комплексность компетенций общественно-приемлемых с возможностью принимать на себя ответственность, участвовать в реализации решений, в развитии демократических институтов; компетенций, касающихся жизни в поликультурном обществе. У студентов

контрольной группы показатели были ниже и составили 49 баллов, что является пограничным уровнем сформированности компонентов социального развития личности студентов с ОВЗ.

Выводы. При обучении в образовательной организации высшего образовании студентов с ограниченными состояниями здоровья разработаны индивидуальные образовательные траектории, при которых учащийся овладевает системой знаний и умений по физической культуре, здоровьесохранению, здоровьесбережению. Формирование социальной развитости представляет собой целостную картину взаимодействия всех участников образовательного процесса, а результат сформированности показателей социальности зависит от активности студентов с ОВЗ, улучшения состояния здоровья, формирующего здоровый стиль жизни, расширению социальных связей и т.д. Весь процесс обучения строится с учетом социально-педагогических принципов и компонентов здоровьесберегающих технологий.

Литература:

1. Алехина, С. В. Инклюзивное образование. Выпуск 1 / С. В. Алехина, Н. Я. Семаго, А. К. Фадина. -М.: Центр «Школьная книга», 2010. - 272 с.

2. Артемьев, А. И. Социология личности: учеб. пособие / А. И. Артемьев. Алматы: Бастау, 2001. - 253 с.

3. Голикова, Е. М. Персонификация личности студента с отклонениями в состоянии здоровья в процессе физкультурно-оздоровительных занятий. / Е. М. Голикова, П. П. Тиссен // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2014. - № 6. - С. 60-63.

4. Орлова, А. Б. Психология личности и сущность человека: парадигмы, проекции, практики: учеб пособие / А. Б. Орлова. - М.: «Академия», 2002. - 272 с.

5. Сидорова, И. Г. Проблемы образовательного процесса и физического воспитания студентов, включенных по состоянию здоровья в специальные медицинские группы / И. Г. Сидорова, Т. А. Хорошева // Международная научно-практическая конференция «Современное образовательное пространство: риски и безопасность»: сборник статей / ФГБОУ ВПО «ОГПУ». - Оренбург, 2014. - С. 274-276.

Педагогика

УДК: 796.853.232

преподаватель кафедры физической подготовки Горелик Андрей Витальевич

Сибирский юридический институт МВД России (г. Красноярск); кандидат педагогических наук, доцент Осипов Александр Юрьевич

Институт физической культуры, спорта и туризма, Сибирский федеральный университет,

Красноярский государственный медицинский университет имени профессора

В. Ф. Войно-Ясенецкого, Сибирский юридический институт МВД России (г. Красноярск);

кандидат педагогических наук Приходов Дмитрий Сергеевич

Красноярский государственный медицинский университет имени профессора

В. Ф. Войно-Ясенецкого. Сибирский государственный университет науки

и технологий имени академика М. Ф. Решетнева (г. Красноярск)

АНАЛИЗ КАЧЕСТВА СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ БОРЬБЫ МОЛОДЫХ (15-18 ЛЕТ) РОССИЙСКИХ ДЗЮДОИСТОВ С УЧЕТОМ ДАННЫХ СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ КОЭФФИЦИЕНТОВ АТЛЕТОВ

Аннотация. Спортивные единоборства являются популярными видами спорта в Российской Федерации. В последние годы выявлен некоторый спад результатов Российских атлетов на соревнованиях высокого уровня в различных видах спортивной борьбы (дзюдо и самбо). Эксперты связывают падение результатов со значительными изменениями в правилах соревнований в данных видах спортивных единоборств.

Статья посвящена анализу качества соревновательной борьбы молодых (15-18 лет) дзюдоистов. Для объективного анализа использовались некоторые соревновательные коэффициенты атлетов. За время исследований выявлена существенная (Р<0,01) динамика снижения количества Shido и временных интервалов между атакующими действиями. Общее количество технических действий незначительно увеличилось. Количество успешных технических действий дзюдоистов значительно (Р<0,01) снизилось. Данные исследований свидетельствуют о необходимости внесения изменений в процесс подготовки дзюдоистов. Необходимо добиваться существенного увеличения активных атакующих действий выполняемых атлетами в соревновательных поединках.

Ключевые слова: Дзюдо; самбо; соревновательная деятельность; рост спортивных результатов; соревновательные коэффициенты; анализ встреч.

Annotation. Combat sports are popular sports in the Russian Federation. In recent years, there has been some decline in the results of Russian athletes in high-level competitions in various kinds of wrestling (judo and sambo). Experts attribute the fall in results to significant changes in the rules of competition in these types of martial arts.

The article is devoted to the analysis of the quality of the competitive wrestling of young (15-18 years) judokas. For objective analysis, some competitive coefficients of athletes were used. During the research, a significant (P<0,01) dynamics of decreasing the amount of Shido and time intervals between attacking actions was revealed. The total number of technical actions has slightly increased. The number of successful technical actions by judokas has significantly decreased (P<0,01). The research data indicate the need for changes in the training of judokas. It is necessary to achieve a significant increase in the active attacking actions performed by athletes in competitive matches.

Keywords: Judo; sambo; competitive activity; growth of sports results; competitive coefficients; analysis of competitive matches.

Введение. Различные виды спортивных единоборств, культивируемые в Российской Федерации, исторически занимают ведущие места по уровню популярности и количеству проводимых соревнований. Особой популярностью в нашей стране, в силу исторических предпосылок, пользуются такие виды спортивной борьбы, как дзюдо и самбо. Давние победные традиции, опора на национальные виды борьбы, большое количество лиц, занимающихся данными видами единоборств, позволяют болельщикам надеяться на значительное количество призовых мест и медалей, завоеванных нашими борцами на соревнованиях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.