Научная статья на тему 'Домузыкальный этап развития детского голоса'

Домузыкальный этап развития детского голоса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
975
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОНОПЕДИЧЕСКИЙ МЕТОД РАЗВИТИЯ ГОЛОСА / РАЗВИВАЮЩИЕ ГОЛОСОВЫЕ ИГРЫ / ГОЛОСОВЫЕ СИГНАЛЫ ДОРЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ / СПОНТАННЫЕ ГОЛОСОВЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ / ЭЛЕМЕНТАРНОЕ ГОЛОСОВОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трифонова Инна Александровна

Целью развития детского голоса является сохранение национальной вокально-хоровой культуры. В статье предложен алгоритм работы развития детского голоса на начальном этапе обучения с опорой на современные направления научной мысли. Описанная технология может служить базой практической деятельности учителей начальных классов, учителей музыки, хормейстеров. The aim of child voice cultivation is pre

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Домузыкальный этап развития детского голоса»

И. А. Трифонова ДОМУЗЫКАЛЬНЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ГОЛОСА

Работа представлена кафедрой музыкального образования Института психологии, педагогики, социального управления Тюменского государственного университета.

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Н. Г. Тагильцева

Целью развития детского голоса является сохранение национальной вокально-хоровой культуры. В статье предложен алгоритм работы развития детского голоса на начальном этапе обучения с опорой на современные направления научной мысли. Описанная технология может служить базой практической деятельности учителей начальных классов, учителей музыки, хормейстеров.

Ключевые слова: фонопедический метод развития голоса, развивающие голосовые игры, голосовые сигналы доречевой коммуникации, спонтанные голосовые проявления, элементарное голосовое музицирование.

I. Trifonova

PRE-MUSIC STAGE OF CHILD VOICE CULTIVATION

The aim of child voice cultivation is preservation of the national vocal-choral culture. The paper presents the algorithm of child voice cultivation at the beginning stage of training with provisionfor the modern trends of scientific thought. The technique described can be a basis for practical activity ofprimary school teachers, music teachers and chorus masters.

Key words: phonopedic method of voice cultivation, developing voice games, voice signals ofpreverbal communication, spontaneous vocal manifestations, elementary singing.

В специальной литературе и средствах массовой информации в последнее десятилетие много говорится о катастрофическом наращивании неблагополучия детей в сфере нарушений речи. Эти недостатки, отражающиеся на обучении школьников, в том числе на овладении иностранными языками, можно назвать лишь верхушкой айсберга. Негативные влияния экологии, респираторные заболевания, постоянный эмоциональный дискомфорт в обществе - все это причины голосовых проблем учащихся и взрослых. В своей статье «Неравномерность развития голоса и ее устранение в элементарном голосовом музицировании» [7] автор указывает также одну из причин проблемы и предлагает пути ее решения.

Еще в 1972 г. в своей книге Д. Е. Огороднов с позиции серьезного отношение к проблеме вокального воспитания советует вводить в школах такие формы работы как «вокальная зарядка» и «вокальная минутка», с «подключением к делу учителей начальных классов» [5, с. 3].

В 1990-х гг. в Ленинградской области в результате обобщения педагогического и методического опыта автора многоуровневой обучающей программы В. В. Емельянова «Фонопедический метод развития голоса» (далее - ФМРГ) было доказано, что обучение воспитателей дошкольных учреждений и учителей начальных классов по I уровню ФМРГ «Развивающие голосовые игры», разработанному совместно в автором статьи, дает положительные результаты в поддержке голосовых аппаратов детей и учащихся в здоровом состоянии. Применение же этих упражнений учителями музыки позволяет быстрее и эффективнее ввести учащихся в вокально-хоровую деятельность и может рассматриваться как подготовка к будущей певческой работе на уроках музыки.

Известно, что работу с детьми дошкольного и младшего школьного возраста эффективнее проводить в игровой форме. Таким образом, название I уровня ФМРГ «Развивающие голосовые игры» отражает его содержание.

Включение упражнений в ежедневную работу с учащимися в качестве «голосовой гимнастики» дает учителю возможность решать задачи оздоровления голосового аппарата учащихся. Это развитие и охрана голоса, профилактика заболеваний голосового аппарата и расстройств голосовой функции, развитие фонематических способностей, эмоциональной сферы и творческого потенциала. В этом аспекте, отстранившись от перспектив музыкального развития и сосредоточившись на вышеуказанном направлении, I уровень ФМРГ можно рассматривать как часть самостоятельной педагогической технологии, овладение и использование которой не требует от учителя специального музыкального образования. Поэтому далее алгоритм работы по развитию голоса детей дошкольного и младшего школьного возраста, включающий упражнения I уровня ФМРГ «Развивающие голосовые игры» (далее - РГИ), будем называть «технологией».

Целью РГИ является домузыкальное освоение координации голосообразующих движений со слуховым восприятием фонетики и звуковысотности. Приоритетными задачами РГИ с точки зрения автора должны являться следующие:

• профилактика заболеваний голосового аппарата и расстройств голосовой функции;

• развитие фонематического и эмоционального слуха.

Значительная часть заболеваний голосового аппарата и расстройств голосовой функции имеет причину в нерациональном травмирующем голосообразовании в речи. Введение голосовой функции в оптимальный режим работы через упражнения РГИ, основанные на механизмах природной автоматики, тренировка мышечных систем, участвующих в голосообразовании, включение защитных механизмов голосообразования, способствуют профилактике заболеваний и расстройств голоса.

Фонематический слух - это способность воспринимать и распознавать элементы речи, звуковую и двигательную «окраску» гласных и согласных. Слышание элемента речи (фонемы) является восприятием в равной степени

звука и движения, его порождающего. Развитие этой способности идет через осознание артикуляторных движений и связывание их со слуховым образом фонемы.

Эмоциональный слух, или восприятие эмоционального содержания речевой интонации, развивается через эмоциональное переживание игровых ситуаций с включением голоса.

По определению академика П. В. Симонова эмоция - это «отражение мозгом ... какой-либо актуальной потребности и вероятности ее удовлетворения» [6, с. 20]. Потребности, связанные с выживанием, т. е. биологическим существованием организма, называются «витальными» (vita - жизнь). Именно эти потребности вызывают глубинные эмоции, выражаемые голосом так называемыми сигналами доречевой коммуникации [4], генетически укорененными в эмоциональную сферу человека.

Развитие эмоциональной сферы без раскрытия творческих возможностей учащихся вряд ли можно считать полноценным. Создание учителем ситуаций, включающих воображение, желание сотворить что-то свое, личностное, индивидуальное, отличное от других, естественно вкрапляется в технологию РГИ, чему способствует исключительно игровая форма занятий.

Следовательно, еще одной задачей технологии можно считать развитие творческого потенциала детей. Технология включает в себя специально разработанные тексты, игровые задания, способствующие осознанию голосовых сигналов доречевой коммуникации (далее ГСДК), их энергетики, осознанному использованию режимов работы гортани. Произвольное включение ГСДК в процессе выполнения упражнений, словесных или сю-жетно-визуальных заданий учителя, в игровых или творческих ситуациях, раскрывает и развивает эмоциональную сферу детей.

Голосовые сигналы доречевой коммуникации - это «эволюционно древние механизмы голосообразования, несущие эмоциональную информацию, которые являются биоакустическим фундаментом любых проявлений голосовой активности человека» [2, с. 38]. Это - смех, плач, стон, вздох, вскрик, писк,

вой, визг, всхлип, натуживание, инспираторная фонация (звук на вдохе: удивление, испуг).

Данную (предварительную) работу можно характеризовать как краткий (вводный) этап спонтанного (стихийного) голосового проявления. Спонтанными голосовыми проявлениями называются «любые звуки неречевого характера (или в соединении, или в чередовании с речью) спонтанно организуемые во времени и/или по высоте. Это может быть повторение какого-либо звука, слога, слова, ритмичное произнесение слов, «мысли вслух» с напеванием, имитация окружающих нас звуков» [1, с. 61-62].

Важно, что материалом для спонтанных голосовых проявлений могут выступать голосовые сигналы доречевой коммуникации в том случае, когда они издаются вне ситуации, вызывающей их. Если ребенок плачет - это ГСДК, а если имитирует в игре плач куклы - это уже спонтанное голосовое проявление. Если такой же плач куклы имитируется ребенком еще раз по заданию учителя (возможно даже в сопровождении импровизированной игровой ситуации), - то это уже можно назвать элементарным голосовым музицированием по аналогии с направлением Орф-педагогики «Элементарное музицирование» [1, с. 60].

На вводном этапе разнообразные звукои-митационные заданий объединяются в блоки упражнений (игр). Они вводятся в определенной последовательности:

1) произвольная подражательная звукоими-тация, в том числе имитация звуков живого и неживого окружающего мира (с применением неголосовых звуков артикуляционной мускулатуры);

2) произвольная имитация непроизвольных голосовых сигналов доречевой комму-ника ции;

3) произвольное звукоизвлечение по словесному или сюжетно-визуальному заданию учителя в игровой творческой ситуации.

Все упражнения ФМРГ, в том числе РГИ, включают важнейший элемент, названный «приемом». Методологической основой обучающей программы является тезис: голосовой аппарат является самонастраивающейся,

саморегулирующейся и самообучающейся системой [1, с. 49]. В практике это выражается в следующем: введение приема организует некоторые условия, не позволяющие издать звук только под влиянием слухового представления. Приемом нужно считать «необычное, не используемое в быту неречевое и непевческое движение голосового аппарата» [3, с. 6], опережающее возникновение привычного гласного или согласного. Вследствие использования в упражнении приема прогнозируемо и автоматически возникает искомый результат. Многократно воспроизведенный на разнообразном материале прием дает необходимый тренаж голосового аппарата и голосовой функции. Все многообразие упражнений основано на четырех приемах в их последовательности или одновременном сочетании (комбинации).

Структура РГИ объединяет три цикла упражнений:

1-й цикл - «Артикуляционная гимнастика»: разогрев и подготовка к дальнейшей работе мышц лица и ротоглоточной полости. Знакомство с активностью мышц лица и ротоглотки в деятельности отличающейся от речевой. Запоминание уровня активности и произвольное включение мышц в деятельность. Игровые, творческие ситуации упражнений артикуляцион ной гимнастики помогают воспитать отражение эмоциональной сферы в мимических проявлениях.

2-й цикл - «Координирующие интонационно-фонетические упражнения»: знакомство с наличием разных голосов (режимов работы гортани) с их тембральными и динамическими различиями, звуковысотными и энергетическими возможностями; освоение приемов метода в домузыкальном варианте; осознание интонации вне связи с речью, связь интонации с режимами работы гортани, приемами метода, эмоционально-образными представлениями и самочувствиями; осознание фонетических элементов языка в изолированном от речи виде; произвольная связь режимов работы гортани, интонации и энергетики с речевыми заданиями.

Упражнения 2-го цикла представлены в двух вариантах исполнения в зависимости от обучающей ситуации и возраста детей.

Абстрактный вариант - приемы ФМРГ положенные на интонационно-фонетическую основу (например: У - УО - УОА - УОАЭ - УОАЭЫ). Конкретный - прием, заключенный в стихотворном тексте или сопровождающий таковой (например: «слУшай шОрох - чАща лЕса дЫшит; гУлко гОнит гАлок вЕтер вЫше»).

3-й цикл - «Активизирующие упражнения на основе голосовых сигналов доречевой коммуникации (ГСДК)»: активизация всей голосообразующей системы, в том числе центральной ее части - соответствующих отделов центральной нервной системы. Включение механизмов голосообразования генетически заложенных эволюционным процессом, базирующихся на природной автоматике и предназначенных для обслуживания и выведения наружу эмоций. Выход на энергетические затраты, минимально необходимые для развития голоса. Произвольная имитация различных голосовых сигналов доречевой коммуникации, их осознание и фиксация резонаторных, слуховых, вибрационных, энергетических и эмоциональных ощущений, которые их вызывают и которыми они сопровождаются.

Упражнения РГИ расположены в последовательности постепенного усложнения как самих двигательных, слуховых и звуковых заданий, так и формы их изложения и выполнения: от игры к обучающему и тренирующему алгоритму (в описании упражнений - конкретный и абстрактный варианты). Время урока, затрачиваемое на упражнения I уровня, может не превышать 3-5 минут.

Возраст детей, с которыми учитель работает на I уровне, может быть разным в зависимости от конкретной ситуации обучения. Например, учителю, заинтересованному в охране голоса учащихся его класса, можно ввести РГИ в ежедневный тренаж на одной из перемен. В процессе такой тренировочной работы голосовому аппарату ребенка даже при травмирующем поведении на переменах, неизбежном в условиях школы, будет обеспечена компенсация, а значит здоровьесбережение. Учителю же будет дана возможность одним конкретным приемом практически мгновенно перевести учащихся из травмирующего голосового режима в целесообразный голосовой

режим с входом в класс или началом урока. Кроме того, словесные задания в процессе работы по I уровню помогут сформировать язык общения.

Учителю музыки, взявшему в начале учебного года ранее не обучавшихся пению детей среднего школьного возраста, необходимо будет в течение какого-то времени вести работу по I уровню. Конечно, учащиеся данного возраста, скорее всего, смогут выполнить упражнения в их абстрактном варианте. Если же нет, то нужна игра, присущая данной возрастной группе, и учителю необходимо будет привнести в работу разнообразнейший арсенал игровых ситуаций, подходящих к каждому определенному упражнению, вплоть до каждого движения артикуляционной гимнастики. Нужно также позаботиться о многообразном наглядном материале - от картинок до кукольного театра и костюмированных сценок. В другом случае, в работе с первоклассниками уже занимавшимися по методу, можно явно отказаться от игровых упражнений вообще, либо использовать их абстрактный вариант, или возвращаться к каким-либо из них по мере необходимости.

Если ребенок не посещал дошкольные учреждения, где есть вероятность воздействия на него методами, развивающими эмоциональную сторону личности и ее проявления, в том числе голос, то в школьном возрасте могут быть трудности на уроках музыки с восприятием пения как эмоционально мотивированного процесса. Эти трудности с взрослением усугубляются. Но и с приходом в школу возможна коррекция голосообразования и речи ребенка технологией, предусматривающей творческий компонент. Для учителя музыки введение учащихся на начальном этапе в вокально-хоровую работу, в том числе решение проблемы «гудошников», можно рассматривать как перевод спонтанных голосовых проявлений на осознанный целенаправленный уровень, т. е. в элементарное голосовое музицирование. Осваивая игровые упражнения домузыкаль-ного уровня, учитель косвенно формирует элементы вокальной культуры, заложенные в системе упражнений всех уровней - от начального до высшего.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг. СПб.: Лань, 2007. 192 с.

2. Емельянов В. В. О неравномерности развития голосового аппарата и голосовой функции // Музыкальное движение: вчера, сегодня, завтра. СПб.: ЛОИРО, 1998. С. 37-39.

3. Емельянов В. В., Трифонова И. А. Развивающие голосовые игры: Методическая разработка для самостоятельной работы студентов по I уровню обучения программы Фонопедический метод развития голоса. Тюмень: Тюм ГУ, 2005. 40 с.

4. Морозов В. П. Язык, понятный всем на земле // Наука и жизнь. 1980. № 10. С. 57-60.

5. Огороднов Д. Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе: Методическое пособие. Л., 1972. 152 с.

6. Симонов П. В. Эмоциональный мозг. М.: Наука, 1981. 184 с.

7. Трифонова И. А. «Неравномерность развития голоса и ее устранение в элементарном голосовом музицировании». Педагогические системы развития творчества: Материалы 4-й Всероссийской НПК. Екатеринбург: УрГПУ, 2005. Ч. I. С. 158-162.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.