Научная статья на тему 'ТРАДИЦИОННАЯ АЛТАЙСКАЯ КУХНЯ В СЕЛЕНИИ ЯЗУЛА'

ТРАДИЦИОННАЯ АЛТАЙСКАЯ КУХНЯ В СЕЛЕНИИ ЯЗУЛА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
129
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТРАДИЦИОННАЯ АЛТАЙСКАЯ КУХНЯ В СЕЛЕНИИ ЯЗУЛА»

Участники экспедиционной группы «Социокультурная психология и антропология»

На основании проделанной нами работы и собранной информации можно сказать, что нам не удалось собрать достаточного количество материала, подтверждающего литературные источники. Так, мы не записали подробного описания внешности духов воды и огня, легенду об образовании аржанов, объяснения их целебных свойств и т. д. При этом мы подтвердили сохранность почитания на Алтае духа хозяина (хозяйки) огня и духов аржанов, связанных с ним обрядов. Кроме того, мы обнаружили не упомянутые в литературе верования и обряды, такие как почитание отдельного духа очага, запрет ходить за водой ночью. Из этого мы можем сделать вывод, что традиции теленги-тов при смене поколений (даже за достаточно короткое время, т. к. статья Ж. В. Посконной написана в 2016 году) претерпевают значительные изменения, что говорит об их живости и активном бытовании. Мы не можем точно сказать, беднеют ли они при этом и пропадает ли из них пласт, связанный с объяснением обрядов (например, легенда о наделении аржанов их целебными свойствами), или же дело в нашей недостаточной компетентности (поверхностном интервью), малом количестве времени на работу в селе и недостаточности собранного материала.

Литература

Балашов 2004 — Балашов О. Д. Исследовательская работа «Культ воды и гор у алтайцев» [рукопись]. М., 2004.

Посконная 2016 — Посконная Ж. В. Традиционное мировоззрение алтайцев: культ огня и феномен жизни // Вестник КемГУКИ. 2016. Т. 35. С. 49-58.

Традиционная алтайская кухня в селении Язула

Данное исследование проводилось в рамках экспедиции группы «Социокультурная психология и антропология» в селении Язула Улаганского района Республики Алтай. Фокусом нашего исследования было изучение особенностей национальной кухни теленгитов, проживающих в данной местности.

Язулинская традиционная кухня имеет свою специфику, обусловленную во многом особенностями проживания на территории гор. Коренными жителями села Язула являются телен-гиты, которые традиционно являются полукочевым народом. У них сезонное кочевье происходит и сейчас: жители Язулы перегоняют скот с зимних стоянок на летние и наоборот. Датой основания селения Язула считается 1802 год. Название переводится как «ранняя весна». Основным видом деятельности здесь является скотоводство, что касается земледелия, то оно не является распространенным явлением из-за климатических условий — вечной мерзлоты и высокогорья.

Авторы:

Варвара Иванова, Алиса Куклина, Злата Щербакова

Научный консультант:

Елена Игорьевна Адамян,

к. филол. н.

Аарчы

Емкость для айрана

Один из респондентов Алексей Осипович Петпенеков 1967 г. р. (записано со слов) рассказывал, что раньше в Язуле росли даже яблони, но теперь из-за климатических изменений они не растут. В связи с этим овощи и фрукты преимущественно привозные. Хотя в некоторых домах занимаются выращиванием картофеля и морковки, а пять семей в последние годы стали держать у себя в огородах парники. Начал это делать русский Владимир Труляев, уроженец Санкт-Петербурга.

Скотоводство определило традиционную кухню селения Язула, в которую входят изделия из молока и мяса; овощи встречаются не так часто. Злаки сейчас здесь не выращиваются, но используются в традиционной кухне. Мясо и молоко преимущественно используется коровье, реже мясо овцы. Конину употребляют в данной местности исключительно в похоронно-поми-нальной обрядности, и то не все семьи.

Итак, изделия из молока.

Почти в каждой язулинской семье имеется хотя бы одна корова, ее доят как женщины, так и мужчины. Из полученного молока производят такие продукты, как аарчы, курут, каймак, айран, арачка, алтайский чай.

Каймак - местные сливки. Для приготовления используют слегка нагретое свежее молоко, его пропускают через респиратор, так, чтобы с одной стороны вытекали жирные сливки, а с другой обезжиренное молоко — аброт. Это едят как на праздниках, так и в повседневной жизни, еще им принято встречать гостей.

Аарчы — один из самых распространенных продуктов, который с виду напоминает кефир, а по вкусу представляет собой сочетание творога с молоком и сахаром. Берут айран, его варят на большом костре в течение четырех часов, затем дают остыть, а после эту жидкость процеживают через мешок. В ходе чего получается аарчы и саарсу — желтая жидкость, которую дают коровам. Аарчы является основой для других блюд алтайской кухни. Это любимое лакомство многих жителей. Так, Юлия Альбертовна Темдекова (1989 г. р.) как-то в разговоре призналась: «Люблю замороженный аарчы, он на вкус как мороженное». Он действительно на вкус напоминает мороженное.

Курут или кадыкту аарчы — это копченый сыр, приготовленный из высушенного аарчы, топленого масла, сахара, в который иногда добавляют перемолотые ягоды черемухи.

Айрак или Айран — по вкусу похож на кефир с творожными комочками. После того как свежее молоко скиснет, в него добавляют свежее. Этот цикл повторяют несколько раз до нужной консистенции.

Арачка, аракы — язулинское название местного алкоголя, по-алтайски называют Аккын аракызы. Напиток, содержащий 25-30 градусов, на вкус как водка с запахом айрана (кефира). По словам самих язулинцев, готовить аракы стали реже. Причиной

Участники экспедиционной группы «Социокультурная психология и антропология»

этому послужило строительство аилов на новый лад. В новых отсутствует даже очаг (есть только печь), который необходим для установки конструкции. Аппарат для приготовления аракы довольно сложный. На треногу устанавливают козан — металлический таз с айраном, сверху которого размещают чуурым — незакрытое деревянное ведро, на котором размещается алюминиевый таз с холодной водой, чтобы пар не уходил, под этот таз кладут плотную ткань, также между тазом и ведром располагают талай — деревянную плоскую дощечку, из которой выходит чор-го - трубочка, из которой и вытекает готовый аракы. То есть пар от айрана поднимается к тазу с холодной водой, который в свою очередь охлаждает этот пар, делая из него капли, падающие на деревянную дощечку и скатывающиеся по трубке в кувшин. Готовкой арачки алтайцы занимаются чаще всего летом, так как это время сватовства и свадеб, на которых подают и дарят аракы. Арачку, как и другие напитки, принято передавать по часовой стрелке. Юлия Альбертовна Темдекова (1989 г. р., Язула): «Сама я его не готовлю, этим муж мой занимается. Это тяжелый труд».

Также у алтайцев из традиционных напитков есть чай, но это не чай в обычном нашем понимании. В его приготовлении используется черный листовой чай, молоко, топленое масло, соль по вкусу и толокно (теленгиты предпочитают называть толокно толкан). Молоко добавляют как цельное, так и сухое, поскольку некоторые семьи отказались от содержания коров. Юлия Альбертовна Темдекова (1989 г. р.) говорит: «Я сама этот чай не особо пью, но готовлю, когда дети попросят. Я привыкла к обычному черному чаю из пакетиков, быстрого приготовления». А в 2003 году, в предыдущей экспедиции, почти ни в одном аиле не было черного чая — только алтайский.

Толкан готовят так: берут зерна и обжаривают без масла. Потом их отделяют от колосьев с помощью эскина — полукруглой деревянной доски с бортиками вдоль округлой стороны. Следом за этим зерна перемещают в сокы - ступу, и толкут с помощью сокы бала, что переводится как «дитя ступы» — пестик. Дальше все растирают при помощи узкого камня об широкий, как лист А4, рифленый камень. Юлия Альбертовна Темдекова (1989 г. р.): «Многие сейчас уже готовый покупают (толкан), а мы берем у бабушки, только она уже пользуется современными приспособлениями приготовления толкана». Здесь респондент имела в виду блендер-мясорубку. Агнесса, 2006 г. р.: «Мы пьем и алтайский чай, но и черный, но без добавок».

Алтайский чай у теленгитов принято всегда подавать гостям, и выпить гостю желательно не менее двух чашек. Если человек выпивает одну чаша, то считается, что он останется один и не найдет себе пару, а если выпить вторую чашку не до конца, а на половину, то ребенок может родиться лысым.

Перейдем к мясным блюдам, которые распространены в данном селении.

Аппарат для изготовления арачки (молочной водки)

Курут

Калтыр

Борсок

Одним из основных мясных блюд язулинской кухни является баранина. Осенью жители начинают готовить запасы мяса на зиму, которые местные жители называют согум. В год одна семья может съесть около десяти тушек барана.

Кочо — очень наваристый мясной бульон с перловой кашей. Мясо для бульона варят достаточно долго, в среднем на это уходит четыре часа. Его подают на всех праздниках особенно на свадьбах и на празднование первого дня рождения ребенка. Это блюдо нельзя встретить на похоронном и поминальном столе. Юлия Альбертовна Темдекова (1989 г. р.): «Я люблю кочо с приправами [травами], а вот моя семья зелень не любит. Они вообще ни лук, ни чеснок, ни зелень не едят. Это у саал [знатный язулинский род, к которому принадлежат ее муж и дети], они вообще все не едят такого». Мы видим, что овощи не очень популярны среди язулинцев, и преимущество отдается мучным и мясным изделиям.

Каан — кровяная колбаса — подается как самостоятельное блюдо, но в постоянный рацион еды не входит, чаще ее подают на праздниках. Заливают свежую кровь козы или барана в кишку и варят. Можно добавить чеснок и лук. Юлия Альбертовна Темдекова (1989 г. р.): «Наиболее вкусные кишки у коня, но мы его не едим».

Несмотря на то, что в этих краях охота на оленей и маралов запрещена, наиболее распространенным блюдом у язулинцев является именно оленина или мясо маралов. Почти в каждой семье нас угощали ими.

Мы уже отмечали особую любовь язулинцев к мучным изделиям. В данной местности мы встретили следующие изделия:

Калтыр — лепешки. Готовятся они из муки, соли, сахара, молока, наполовину разбавленного с водой, или просто на воде, жарятся на растительном масле, для пышности теста могут добавить дрожжи.

Борсок, он же бурсак — это шарообразная выпечка из того же теста, что и калтыр, но немного сладковатая. Его едят с любыми молочными продуктами. Этим блюдом принято встречать гостей.

Самой необычной едой нам показалась ак балкаш, белая глина. Ее добавляют в лекарство «Смекта», поэтому на вкус они очень похожи. Она не продается, глину нужно добывать в восьми километрах от Язулы. Глину едят в основном в лекарственных целях, нам объяснили это отсутствием витаминов в организме. Юлия Альбертовна Темдекова (1989 г. р.): «Я сама ее обожаю, при беременности только ей и питалась... А, ну, еще курут [копченый сыр] и чай пила».

Стоит заметить, что еда используется не только для утоления голода, но и в ритуальных действиях, в качестве жертвоприношения духам. Например, перед началом трапезы глава семьи кладет кусок еды в огонь. Когда люди идут в священные

Участники экспедиционной группы «Социокультурная психология и антропология»

места (на аржаны-источники), они разводят костер и переносят его угли на отдельный камень. Далее проводят тот же самый обряд, чтобы не разозлить духов, не стоит кидать в очаг соль, мусор, плевать и тыкать острым концом чего-либо.

Таким образом, мы убедились в том, что основную часть язулинской традиционной кухни занимают молочные, мясные и мучные изделия. Алтайская кухня сама по себе весьма разнообразна, так, например, распространенным является употребление конины, оленины, баранины и реже говядины. В селении Язула наиболее частотными оказались говядина, мясо марала и косулятина.

Выражаем огромную благодарность за сотрудничество, радушие и открытость жителям Язулы, а в особенности Ю. А. Темдековой.

Глина

Источники:

Тюркские народы Сибири / Отв. Ред.: Д. А. Функ, Н. А. Томилов. М.: Издательство «Наука», 2006.

Музыкальная культура селения язула Улаганского района Республики Алтай

Селение Язула расположено в Улаганском районе республики Алтай на высоте 1500 метров над уровнем моря. На сегодняшний день численность постоянно проживающего населения здесь около 260 человек — это алтайцы-теленгиты. Есть несколько точек зрения на время образования села. Есть версия, что дата основания 1802 год [Список населенных мест Сибирского края 1928]. Однако большинство ученых склоняются к мнению, что на административном уровне село сложилось к 1912 году. В то время А. Абрамовым, Н. И. Давидовичем и Д. М. Кучинским было зафиксировано 15 семей, живших достаточно богато [Из истории села Язула].

По словам Аруны Александровны Мамаевой (Петпенекова, 1987 г. р.), еще до революции местные жители собирались семьями по праздникам, пели песни и слушали кайчи (сказитель, исполнитель старинных песен, который пользуется горловым пением (каем) и топшуром), который на тот момент проживал в деревне. Вот как кайчи описывает Асканаков Алексей Андреевич (1973 г. р., с. Улаган): «Кайчи — это народные воспита... воспеватели. Они уважали свой Алтай. Они уважали свой каждый деревья уважали. Кайдары — это воспевать».

Во время нашего пребывания в селении Язула с 12 по 24 июля 2019 года мы не встретили ни одного кайчи. Последний исполнитель кая Ырыс Таташев из этого селения умер в 2004 году. В 2003 году в экспедиции нашей группы был также

Автор:

Ирина Гарикова

Научный консультант:

Юлия Сергеевна Овчинникова,

к. культ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.