Научная статья на тему '«СВОИ» И «ЧУЖИЕ» В ПРЕДСТАВЛЕНИИ ЖИТЕЛЕЙ ЯЗУЛЫ'

«СВОИ» И «ЧУЖИЕ» В ПРЕДСТАВЛЕНИИ ЖИТЕЛЕЙ ЯЗУЛЫ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
35
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««СВОИ» И «ЧУЖИЕ» В ПРЕДСТАВЛЕНИИ ЖИТЕЛЕЙ ЯЗУЛЫ»

Участники экспедиционной группы «Социокультурная психология и антропология»

селения в сфере труда не наблюдается. Тем не менее, жители деревни Язула не теряют родственные связи и стараются регулярно навещать свою семью. Мы встретили разное отношение к жизни в городе в зависимости от возраста респондентов. Точно установлено широкое использование русского языка в сравнении с ситуацией, наблюдавшейся в 2003.

«Свои» и «чужие» в представлении жителей Язулы

Летом 2019 года группа «Социокультурная психология и антропология» Школы № 1553 имени В. И. Вернадского отправилась в экспедицию в Республику Алтай в селение Язула Улаганского района, где проживают алтайцы-теленгиты. Мы проводили исследование про представление жителей Язулы о «своих» и «чужих». Эта тема является одним из важных аспектов социальной жизни любой культурной общности, и мы ее затрагиваем в наших экспедициях в различные регионы.

Представление о «своих» и «чужих» является основным механизмом социальной идентификации и обособления, в результате которой формируются особенности локальной, региональной, этнической и субэтнической идентичности.

До 2000 года теленгиты не считались отдельным народом, а были частью алтайцев, но на рубеже веков правительство РФ добавило теленгитов в состав КМН (коренных малочисленных народов). Сначала большая часть теленгитов была против выделения себя как отдельного народа из алтайцев, но через несколько лет (9, если точнее) большая часть опрошенных была уже не против, осознав наличие ряда льгот, предусмотренных для коренного народа.

Теленгиты проживают в двух районах: Кош-Агаческий и Улаганский. Но если в Кош-Агаческом примерно 55% казахов и всего 2% теленгитов так себя заявили при переписи населения (337 человек по данным 2002 года), то в Улаганском районе в 2002 году записало себя теленгитами 20% от общего населения. После того, как было найдено компромиссное решение назвать теленгитов не отдельно от алтайцев, а алтайцами-теленгитами, то фактически все население Улаганского района назвало себя именно этим коренным народом (по переписи населения 2011 года — 98%). В самой Язуле проживает около 260 человек, из которых все теленгиты, кроме одного русского.

Часть респондентов объясняют различие между теленги-тами и другими этническими группами алтайцев по-разному. С одной стороны, свидетельствуют о том, что у теленгитов отличается диалект и даже фенотип. В частности отмечаются более луноликие лица. Но, с другой стороны, часть жителей отмечают, что выделение теленгитов из группы алтайцев носит искусственный характер.

Автор:

Всеволод Хухлаев

Научный консультант:

Наталья

Владимировна

Ткаченко,

к. психол. н.

Экспедиции

Дети Язулы: теленгиты и метисы (мать теленгитка, отец - русский)

На вопрос о том, кто они, часть наших респондентов отвечают алтайцы, а часть — теленгиты.

В Язуле мы встречали жителей родом из Саратана, Улага-на и других селений Улаганского района. Несмотря на то, что часть респондентов проживают в Язуле много лет (например, учитель математики проживает там более 25 лет), чтобы считаться местным, нужно родиться в Язуле.

К понятию «свои» жители Язулы причисляют членов своей семьи, сеока, а также других жителей своей части села.

У жителей Язулы мы встречали разные самохарактеристики. Так, Радмила Толбанова 1991 г. р., рожденная в Саратане, говорит: «В Язуле люди более открытые (по сравнению с Сара-таном), они готовы помочь, если там кто-то работает, строится, никто никого не зовет, они сами приходят помогают, ты к любому человеку можешь зайти в дом, поговорить».

О жителях села как открытых и щедрых, не думающих только лишь о деньгах, отзываются Диндиля (рождена в Язуле) и Владимир (рожденный в Санкт-Петербурге) Труляевы. Выражается это, по их словам, в легком и небрежном отношении к имуществу, в том числе к телефонам. «Вот, дети берут дорогой телефон, бросят, телефон разобьется. Я говорю — ну что же ты даешь детям такую дорогую вещь, а они отвечают: "А-а-а-а-а, подумаешь какой-то телефон. Какая-то вещь". И так во всем» (Владимир Валерьевич Труляев, 1972 г. р.).

Жителей своего села как людей, которые помогают друг другу (не только родственников, но и соседей), характеризуют многие наши респонденты.

Разные жизненные обстоятельства могут собрать за общим делом всех людей. Например, принято помогать строить дом, аил. Если в селе кто-то умирает, все село идет в дом умершего помогать, выражает соболезнования, поминает. И женщины, и мужчины. Приносят деньги, продукты. Зачастую год после смерти принято всем селом помогать семье покойного. По словам наших респондентов, эта помощь не зависит от материальной обеспеченности семьи покойного.

Представление о себе складывается также из устоявшейся практики территориальной идентичности. В селе Язула жители выделяют несколько частей, название которых в определенных обстоятельствах прикрепляется и к жителям, которые в них живут.

Так, Радмила Талбанова 1991 г. р. говорит, что Язула делится на следующие части: «Ну там Заречная, они себя заречники называют. Улица центральная — центральными называем. Там (слева от центральных — гаан кыра, что значит большое поле. Так же есть байбыж баажи, то есть начало реки. Есть также — новое, там построено два дома, но они как бы отдельно (от всех)».

Между разными частями селения проводятся спортивные состязания между людьми. Например, на Масленицу, Новый

368

Исследователь^евеаг^ег • 4/2020

Участники экспедиционной группы «Социокультурная психология и антропология»

год. В селе есть переходящий кубок, который вручается победителю. «Но вообще часто центральные отличаются. Ну оно и понятно, их больше» (Диндиля Труляева).

Жители Язулы оценивают себя также в контексте с жителями других деревень и даже республик. Так, у язулинцев сложилась давняя история отношений с тувинцами, которые оцениваются исключительно как конокрады. Каждый респондент разговор о тувинцах начинал с истории о краже своих или коней соседей. Истории сопровождались примерами или жесткого противостояния, когда дело доходило до полиции: «Конечно, идут в полицию, самосудом у нас никто не занимается, могут просто поймать, последний раз воровали 3-4 года назад» (Юлия Альбертовна Темдекова), или особого, почти философского отношения к своим соседям. Один респондент даже указал, что не все тувинцы воры, но среди них есть особая каста — конокрадов, где воспитывается особое чувство гордости за способность хитро и ловко увести коней из-под носа пастуха. И тогда кража чужого воспринимается как почти искусство (Владимир Труляев).

Язулинцев называют апачи, что значит — буйные (Юлия Альбертовна Темдекова). Эту характеристику жители получили благодаря вспыльчивому нраву.

К своим ближайшим соседям язулинцы относятся неоднозначно. Так, Радмила Толбановна (1991 г. р. из Саратана) говорила «в Саратане влияние интернета сделало свое дело. Между собой так открыто искренне не общаются там, в Саратане все какие-то скрытные, раздражительные». Иными словами, саратанцев недолюбливают: «Одним словом все — саратанцы! И этим все сказано».

Такое отношение к саратанцам некоторые наши респонденты связывают с тем, что у жителей этой деревни больше ресурсов, они более обеспеченные, «сытые». У них всегда есть связь, интернет, более близкое расположение к центру.

Подводя предварительный вывод, можно отметить, что в понятие «своих» у жителей Язулы входит семья, жители своей части деревни, жители села, жители Алтая. Реже упоминался род, или сеок.

В то же время, в понятие «чужих» включены жители ближайшего села Саратан и жители Тувы. Важно также отметить, что даже те жители, которые проживают более 20 лет в селе, не считают Язулу своим населенным пунктом, а себя считают пришлыми. Для того, чтобы быть включенным в понятие «свой», необходимо родиться в Язуле.

Радмила Талбанова (рожденная в Саратане, вышедшая замуж в Язулу) с дочкой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.