Научная статья на тему 'СВАДЕБНАЯ ОБРЯДНОСТЬ ТЕЛЕНГИТОВ УЛАГАНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ'

СВАДЕБНАЯ ОБРЯДНОСТЬ ТЕЛЕНГИТОВ УЛАГАНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
267
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СВАДЕБНАЯ ОБРЯДНОСТЬ ТЕЛЕНГИТОВ УЛАГАНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ»

Джалома

Джалома

Важной составляющей повседневной обрядности является повязывание лент на особых местах. Это делают на новолуние или растущей луне. В Улаганском районе мы видели только белые ленты на аржанах, перевалах, переправах. А ленты трех цветов — белого, синего, красного — на месте весеннего и осеннего моления рядом с селением. Эта лента является подношением хозяевам места. А трех цветов — небу, огню, воде. Правда, семантика цветов в сознании разных респондентов варьирует.

Поведение в особе время и особых местах

Считается, что нельзя звать детей по имени после заката, только по ложному, либо балам (ребенок), чтобы его не утащили злые духи. Но сейчас это редко соблюдается.

В аржанах нельзя показывать язык и громко разговаривать. А также приходить на аржан с украшениями (чтобы не дразнить хозяина аржана).

Через перевал, если переезжают днем, то останавливаются, повязывают джалому и кладут камень, взятый внизу подъема. А если ночью, то нельзя останавливаться, громко говорить или слушать музыку.

Таким образом, мы выявили достаточную устойчивость обрядового сопровождения жизненного пути человека, а также сохранные повседневные регулятивы, определяющие поведение человека в пространстве и времени, во взаимодействии с огнем, водой, хозяевами мест. При этом наблюдается повышение вариативности в отношении обязательности исполнения тех или иных действий, обрядов и ритуалов. Многие молодые люди отмечают, что им старики рассказывали, но они не слушали, теперь жалеют, но спросить не у кого — что и как следует делать. При такой самооценке утери ряда традиций все-таки многие значимые обряды устойчивы в исполнении для большинства жителей Язулы.

Автор:

Серафима Сафронова

Научный консультант:

Луиза Игоревна Адамян, к. психол. н.

Свадебная обрядность теленгитов Улаганского района Республики Алтай

Этим летом наша группа «Социокультурная психология и антропология» проводила свое исследование в селе Язула Улаганского района Республики Алтай. Селение было выбрано не случайно, в 2003 году наша группа уже изучала социокультурные особенности данного селения. На данный момент здесь проживает 260 человек, около 60 детей сейчас учатся в Язулин-ской базовой школе. Село состоит приблизительно из 80 домов, на территории многих участков находятся аилы и коновязи. Наша группа изучала различные аспекты жизни коренного

Участники экспедиционной группы «Социокультурная психология и антропология»

населения, проживающего в долине Чулышмана. Фокусировкой моего исследования стала свадебная обрядность. Интерес к этой теме появился после того, как многие жители во время нашего пребывания в селении уезжали на свадьбы в другие селения, такие как Улаган и Саратан.

Свадьба у алтайцев традиционно состоит из нескольких частей: «воровство» невесты — урдашр, сговор — озочарш; сватовство — куда; алтайская свадьба — алтай той и русская свадьба.

Воровство невесты

Некоторые респонденты вспоминали: «Сперва, когда невеста с женихом знакомятся, то получалось так, что раньше, в старину, жених невесту воровал» (Айдана, Улаган, запись 25.07.2003 г.)

Раньше невесту могли украсть в прямом смысле этого слова, сейчас же мы зафиксировали, что просто осталось название, а на самом деле жених просто приходит за невестой и вместе с ней идет в дом к своим родителям, возможно, к тетке. Так было у нашего респондента Айгуль Алексеевны Тарабашевой (1989 г. р., Язула): «С ним к его тете пришли, зашли, поздоровались, сели, они мне в голову платок завязали, платье одели, потом молочка в таких пиалах дали выпить». Как рассказывает Марина Алексеевна Кидынова: «После приезда в доме родителей мужа начинается праздник, дают молоко, если я согласна, то должна выпить это молоко, потом на голову платок повязывают. При родителях нужно ходить в платке — уважение к старшим». В доме невесту сперва одевают в красивое платье или длинную кофту, повязывают на голову платок и дают выпить молока из пиалы.

Сговор

Далее происходит озочарш, который представляет собой официальное объявление родителей жениха родителям невесты о том, что их дочь выходит замуж. Родня жениха приезжает со специальным сосудом, который называется тожур, наполненным арочкой, молочной водкой. Если родители невесты не против последующего сватовства, то они принимают сосуд и пробуют напиток, после этого назначают дату сватовства. По словам Айгуль Алексеевны Тарабашевой (1989 г. р., Язула): «Когда первый раз привели девушку домой, напоили, накормили, платок повязали, после этого, например, родители жениха едут извещать родителей девушки о том, что ваша дочка уже наша невестка, хотите, не хотите — назначайте дату сватовства. Если родители девушки против, то могут приехать и забрать. Дату сватовства назначают именно родители невесты».

Если же их что-либо не устраивает, то они приезжают в дом к жениху и забирают свою дочь. Но, по словам Юлии Альбертовны Темдековой, 1989 г. р., сейчас в селе такие случаи очень редки.

Тожур

Сватовство проходит дома у родителей невесты, туда съезжается вся родня жениха, которая имеет возможность приехать. Они привозят разные национальные блюда и выпивку, а также подарки.

Первыми в дом входят жених и невеста, держа в руках ветви можжевельника с повязанными на них ленточками. Они проходят по кругу, здороваясь и знакомясь со всеми. Если сватовство проходит в аиле, то молодые должны обойти вокруг очага по солнцу. Далее идут родственники жениха, которые также знакомятся со всеми. После идет отец жениха, держа в руках рюмку. Сзади идут несколько родственников с тожуром — это сосуд, наполненный алтайской традиционной водкой (сейчас они бывают разных форм). К ручке тожура должны быть привязаны традиционные ленты (кялома). По словам Айгуль Алексеевны Тарабашевой, 1989 г. р.: «Тожур называется, сосуд такой, тожур обязательно, когда на сватовство едешь, там еще должны обязательно быть привязаны, например, к ручке ленточки». Отец жениха идет по кругу, держа рюмку, наполненную алтай арахы-ном, в правой руке, и придерживая снизу левой рукой. Перед каждым родственником невесты отец присаживается на колено и ждет, пока родственник невесты пригубит напиток. В это время родственники жениха стоят позади отца жениха и поют специальные песни, исполняемые только на сватовстве. Родня невесты может требовать петь еще и еще, пока сидящий перед отцом родственник невесты не выпьет водки. Так отец должен пройти три круга по солнцу. В конце этого действия отец жениха дарит тожур отцу невесты. Далее родственники жениха накрывают стол для родни невесты из тех блюд, которые они с собой привезли. По словам Талбановой Радмилы Алексеевны (1991 г. р., Саратан): «Водка тоже должна быть на алтайской свадьбе. Когда стол накрывают, родственники мужа кормят огонь, а когда со стороны невесты — уже нет. Все спиртное, которое привозят родственники со стороны мужа, заносят в дом невесты, и только хозяйка решает, сколько кому выдавать».

Над столом натягивают специальную ткань, также привезенную в подарок родителям невесты. Она может быть однотонной или разноцветной, в зависимости от желания, длиной примерно в пять метров. Как говорит Айгуль Алексеевна Тара-башева, 1989 г. р.: «И еще ткань особенную, я не знаю, как это называется, но ее длина достигает примерно пять метров, но это может быть однотонная какая-то, может пестрая, на усмотрение, заносят ее вместе с продуктами. Все продукты раскладывают на маленьком столике и эту ткань, которую привезли, они ее туда развешивают, потом родители невесты могут эту ткань по своему усмотрению. Могут штору из нее сделать».

После того, как вся родня невесты наелась, все кушанья убирают, и родственники невесты начинают потчевать родню жениха. Как наелись все, родственники жениха начинают

Участники экспедиционной группы «Социокультурная психология и антропология»

дарить подарки родственникам невесты и завязывать специальные пояса — кур, раньше такие пояса должны были быть строго белого цвета, сейчас же могут быть и разноцветными, на усмотрение родственников жениха, длиной такие пояса обычно в три метра. Их повязывают в два оборота на всех собравшихся родственников невесты, некоторым также затыкают за пояс бутылки с национальной водкой. В это время родители невесты дарят рубашки и платки родственникам жениха, но не всем, а только самым старшим и главным (как было у Тарабашевой Айгуль Алексеевны 1989 г. р.: «Самым главным, родителям, тетям, дядям, например, родным сестрам, братьям могут сделать, если есть возможность»). Также они должны одеть будущего мужа, на свое усмотрение. Как это было у Тарабашевой Айгуль Алексеевны, 1989 г. р.: «В моем случае мои родители одели рубашку, джинсовый костюм, со штанами, с этим и норковую шапку». После приношения подарков родители с двух сторон садятся обратно за стол и обговаривают дату свадьбы. Она не может происходить во время убывающей луны, поэтому обычно свадьбы устраивают в новолуние, так как она является большим праздником. Обычно это также приходится на конец августа, начало сентября, так как в это время начинает поспевать урожай. Также бывают случаи: «Могут и не договориться, потом скажут друг другу: "Давайте попозже договоримся".

Также рассказывает Тарабашева Айгуль Алексеевна: «Сейчас еще делают так, называется шалте, это во время сватовства родственники невесты предъявляют свои требования, у нас это не распространено, а в других районах очень даже распространено».

Сундук с приданым

Алтайская свадьба

Невесте на свадьбе обязательно нужно иметь приданое, в него должен включаться большой деревянный сундук, который делают на заказ. Туда складывают множество всего: «Ну обычно родственники привозят, это обязательно сундук, в сундуке лежат иголки, нитки, поварешки, кастрюли, посуда, пиалы обязательно, тарелки, вилки, ложки, все что пригодится в быту для девушки, все туда складывается. Туда должны еще обязательно положить продукты: конфеты, чай, печенье, все, что туда можно, все туда складывают». «Кровать обязательно, с невесты, а с жениха обязательно матрас, одеяло и подушку», — говорит Тарабашева Айгуль Алексеевна 1989 г. р.

В самом начале на алтайской свадьбе невесту отвозят в дом к тете жениха, туда также приезжают его родственники, привозят еду и кормят невесту. После этого ее красят, одевают. Родные тетки жениха и невесты (динелери) берут ее под руки и ведут в дом жениха, где он ее ждет. Перед невестой идут родные племянники, держа занавес, который делает мама невесты (после свадьбы он должен висеть еще три года), занавес должен быть

Современные вариации чегедека (свадебного алтайского платья)

закреплен на березах или лиственницах. Сзади идут женщины из семьи и поют традиционные песни. Невеста доходит до дома будущего мужа, и далее все обычно происходит в аиле. Около противоположной входу стены ставят кровать, которую обязательно делают перед свадьбой. Тарабашева Айгуль Алексеевна говорит, что кровать должны делать родственники невесты. Но Юлия Альбертовна Темдекова, 1989 г. р., и Людмила Васильевна, 1952 г. р., упоминают, что все должно делаться со стороны жениха. На кровать кладут привезенные женихом подушки и одеяла.

Невеста с процессией входит в аил и садится на кровать, занавес ставят прямо перед кроватью, а тетки заходят за занавес к невесте и начинают плести ей косы, каждая тетя по косе, причем для каждой тети покупают отдельную новую расческу, которую после свадьбы динелери оставляют у себя. До свадьбы невеста обычно ходит с одной косой, поэтому традиция с расчесыванием волос и созданием двух кос символизирует как бы сплетение двух родов. В косы обычно вплетают ленты или покупают специальные украшения вместо них. По ходу плетения тети должны петь песни или говорить пожелания.

После того, как невесте заплели косы, жених приходит и садится рядом с невестой. После этого родной дядя жениха встает с правой стороны от занавеса, держа в руках ружье или кнут. Он долго говорит пожелания и после этого концом оружия поднимает занавес и закидывает его наверх. После этого дарит предмет жениху. Невесте дают пиалу с молоком, которое она начинает пить и передает своему будущему мужу, который его допивает. Далее накрывают стол, на котором должно обязательно присутствовать национальное блюдо — перловка с говядиной, после того, как все поели, жених и невеста переодеваются в классические черно-белые одежды и едут на катания. Во время катаний обязательно привязывают ленточку, чтобы последующая совместная жизнь была счастливой (по аналогии с вешаньем замка).

Традиционный алтайский костюм называется чегедек, его молодоженам шьют на заказ. Традиционно выбор цвета и ткани алтайского костюма совпадает с занавеской (койжа), которая висит вокруг брачной кровати молодоженов. Женский костюм обычно состоит из нижнего платья, чаще белого, поверх него одевается специальная длинная жилетка, украшенная специальными ракушками каури, которые часто используют алтайцы для своих нарядов (они также бывают на украшениях для волос, которые покупают невесте для свадьбы). Цвет жилетки обычно выбирают родственники жениха. Также есть головной убор, чем-то напоминающий русский кокошник. У мужчины традиционный костюм состоит из рубашки, которую обычно подвязывают пояском.

Далее происходит этап русской свадьбы, который ничем не отличается от современных русских (точнее, современных городских) свадеб.

Участники экспедиционной группы «Социокультурная психология и антропология»

Разводы у алтайцев сейчас довольно распространены, никаких особых обрядов при этом не проводится. Инициатором также может быть женщина.

Таким образом, в ходе нашего исследования мы обнаружили сохранность алтайских традиций, связанных с празднованием свадьбы. Мы сравнили результаты экспедиции 2019 года с результатами экспедиции 2003 года, проводившейся под руководством А. С. Обухова и В. Л. Кляуса, и существенных изменений нами зафиксировано не было.

Современный вид чегедека

История и современность кордона Язула

Наша группа «Социокультурная психология и антропология» в экспедиции работала в теленгитском селении Язула Улаганского района Республики Алтай. В 8 километрах на юго-восток от селения вверх по Чулышману находится бывшая пограничная застава, а ныне кордон Язула. Про это мы знали заранее. Одной из тем исследований у нас были история и современное состояние этого исторического места.

Мы пришли на кордон. Первое, что бросилось в глаза — крепкие деревянные построенные вручную срубы, простоявшие здесь уже век, и красота местной природы: горы, луга, реки. Здесь, в тайге, можно встретить большое разнообразие животных, например, марала, архара, медведя. К сожалению, на сегодняшний день многие из животных находятся на грани исчезновения. Поэтому Алтайскому государственному заповеднику требуется постоянный контроль и забота.

История Алтайского биосферного заповедника с момента своего создания в начале 1930-х годов неразрывно связана с Пограничными войсками СССР в недалеком прошлом и с Федеральной пограничной службой ФСБ России в настоящем. До 1944 года юго-восточную часть заповедника, проходящую по государственной границе с Тувинской Народной Республикой, охраняли пограничные заставы Бугузун, Язула, Чодро, Коо и другие [Веселовский, Маринин, Лукьяненко 2017]. Кордон Язула пережил много поколений людей: все постройки, предметы быта, обиход жизни представляют историческую ценность, т. к. сохраняются в первозданном виде с момента постройки и до сегодняшнего дня. Побывав на кордоне, можно погрузиться в жизнь прошлого, познакомиться с ее историей.

Работа пограничников на заставе в основном заключалась в непрерывном патрулировании таежной местности, Сергей Евгеньевич Шевченко (1972 г. р.) говорит: «Они (пограничники) каждый день уходили на наряд, границу надо постоянно смотреть». Здесь и далее мы цитируем его высказывания.

Авторы:

Ирина Бродская, Ярослава Макеева, Василий Кочергин, Игорь Бычков

Научный консультант:

Ирина Александровна Гришина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.