Научная статья на тему 'Традиции профессиональной подготовки воспитателей дошкольных учреждений на Волыни второй половины XIX — первой половины ХХ вв'

Традиции профессиональной подготовки воспитателей дошкольных учреждений на Волыни второй половины XIX — первой половины ХХ вв Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная подготовка воспитателя / педагогический институт / учительская семинария / частная семинария для воспитателей охоронок / краткосрочные курсы / семинары / children’s playgrounds / teacher’s institute / technical training of the preschool teachers / kindergarten / normal school / short-term classes / seminars

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бубин Алла Александровна

В статье раскрыта специфика профессиональной подготовки воспитателей на Волыни во второй половине XIX — первой половине ХХ века. На основе анализа исторических публикаций и архивных материалов охарактеризованы различные формы повышения профессиональной подготовки педагогов дошкольных учреждений края. Определены возможности творческого использования достижений дошкольного воспитания Волыни в образовательной практике современных высших учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бубин Алла Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The traditions of the technical education of the preschool teachers of preschool institutions in Volyn in the second half of XIX — the first half of

In the article one defined the peculiarity of the technical education of the preschool teachers in Volyn in the second half of XIX — the first half of ХХ centuries. On the grounds of analysis of historical publications and archival materials one characterized the different forms of professional advancement of the preschool teachers of the preschool institutions of abovementioned region. One determined the possibilities of creative use of achievements of preschool education of Volyn at educational practice of modern higher education institutions.

Текст научной работы на тему «Традиции профессиональной подготовки воспитателей дошкольных учреждений на Волыни второй половины XIX — первой половины ХХ вв»

The traditions of the technical education of the preschool teachers of preschool institutions in Volyn in the second...

Section 3. Distance Education

Bubin Alla Oleksandrivna, Lutsk pedagogical college, teacher of preschool pedagogy E-mail: [email protected]

The traditions of the technical education of the preschool teachers of preschool institutions in Volyn in the second half of XIX — the first half of ХХ centuries

Abstract: In the article one defined the peculiarity of the technical education of the preschool teachers in Volyn in the second half ofXIX — the first half ofXX centuries. On the grounds of analysis of historical publications and archival materials one characterized the different forms of professional advancement of the preschool teachers of the preschool institutions of abovementioned region. One determined the possibilities of creative use of achievements of preschool education of Volyn at educational practice of modern higher education institutions.

Keywords: technical training of the preschool teachers, kindergarten, children’s playgrounds, teacher’s institute, normal school, short-term classes, seminars.

Бубин Алла Александровна, Луцкий педагогический колледж, преподаватель дошкольной педагогики E-mail: [email protected]

Традиции профессиональной подготовки воспитателей дошкольных учреждений на Волыни второй половины XIX — первой половины ХХ вв

Аннотация: В статье раскрыта специфика профессиональной подготовки воспитателей на Волыни во второй половине XIX — первой половине XX века. На основе анализа исторических публикаций и архивных материалов охарактеризованы различные формы повышения профессиональной подготовки педагогов дошкольных учреждений края. Определены возможности творческого использования достижений дошкольного воспитания Волыни в образовательной практике современных высших учебных заведений.

Ключевые слова: профессиональная подготовка воспитателя, педагогический институт, учительская семинария, частная семинария для воспитателей охоронок, краткосрочные курсы, семинары.

Процесс развития национальной системы образования Украины на современном этапе требует тщательного анализа отечественного педагогического опыта прошлого и творческого, эффективного использования его познавательновоспитательного потенциала.

Историко-педагогические аспекты становления и развития общественного дошкольного воспитания в Украине, особенности профессиональной подготовки воспитателей прошлого нашли свое отражение в научных трудах Л. Артемовой, Н. Лысенко, Л. Лохвицькой, З. Нагачевськой,

15

Section 3. Distance Education

Л. Писоцькой, С. Попиченко, А. Рего, Т. Степановой и др.

Цель статьи — раскрыть традиции профессиональной подготовки воспитателей дошкольных учреждений Волыни во второй половине XIX — первой половине ХХ вв.

Во второй половине XIX в. на Волыни не было ни одного педагогического учебного заведения, в котором осуществлялась профессиональная подготовка воспитателей. Отметим, что уже в конце XIX в. в Волынской губернии действовало пять заведений, но они предназначались для профессиональной подготовки только учителей, а не воспитателей дошкольных учреждений.

В начале ХХ в. педагогическое образование в регионе представлено двухгодичными курсами, открытыми при Житомирском двухклассной училище (1903) и Ровенском втором высшем начальном училище (1919). В 1913 году на Волыни функционировала Житомирская учительская семинария. Учителей-женщин готовила школа в с. Секунь Ковельского уезда, а также женская Житомирская церковная учительская школа при Корецком монастыре. Однако нами не найдено документального подтверждения того, что указанные учреждения готовили воспитателей дошкольных учреждений [9, 420].

Отметим, что после утверждения советской власти на Волыни, большинство воспитателей дошкольных учреждений смогли получать образование в средних школах, на различных курсах, однако настоящих «фребеличок», которые закончили Фребелевского педагогический институт, в регионе насчитывалось меньше десяти.

Обращаем внимание на то, что на Волыни в начале ХХ в. не было специальных педагогических заведений, готовящих воспитателей, поэтому педагоги получали образование в других регионах Украины. Как утверждает И. Улюкаева, в середине 20-х годов ХХ века в УССР лишь три института в Киеве, Харькове и Одессе обеспечивали возможность студентам специализироваться в дошкольном воспитании [10, 67].

Волынский губернский отдел народного образования испытывал недостаток работников дошкольного воспитания, поэтому заботился о том, чтобы подготавливать педагогов местными сила-

ми. В частности, 21 мая 1919 года одновременно начали работу курсы дошкольного воспитания и руководителей детских площадок для 50 слушателей. Программа курсов по дошкольному воспитанию предусматривала лекции из цикла таких учебных дисциплин: гигиена детей, детские болезни, уход за детьми раннего возраста, детская психология, дошкольное воспитание, физическое воспитание, ребенок и мир природы, эстетическое воспитание, рисование, лепка, ручной труд, подвижные игры, музыка и пение.

Среди слушателей курсов были представители из Овруча, Коростеня, Звягеля, Старокон-стантинова, Черняхова, с которыми была проведена разъяснительная работа по обустройству дошкольных учреждений, летних площадок, с целью их организации в ближайшее время [7, 1].

Для повышения квалификации педагогов в Житомире, Шепетовке, Коростене в 1922 г. проводились краткосрочные курсы, а на местах организовывались районные курсы, съезды, самокурсы [11, 131].

После заключения 18 марта 1921 в г. Риге мирного договора часть Волынской губернии (Во-лынское воеводство) была присоединена к Польше. Вследствие этих общественно-политических событий система образования в Волынском воеводстве в декабре 1939 г. перешла под юрисдикцию польской государственной политики.

В 1924-1925 учебном году в Польше действовало семь государственных и пять частных захо-ронкових семинарий, которые готовили дошкольных работников. Отметим, что среди них не было ни одного польско-украинского, тем более — украинской. Воспитатели дошкольных учреждений Волынского воеводства получали образование в учительских семинариях Кракова, Львова, Перемышля, при которых было организовано Фребелевского обучение, частных семинариях для воспитателей охоронок католического союза полек в Варшаве [1, 15].

Следует отметить, что руководство Волынского школьного округа выдвигало достаточно высокие требования к образованию и опыту педагогической работы руководительниц охоронок. Об этом свидетельствуют архивные материалы за 1929 г.: руководитель приюта в Усти-

16

The traditions of the technical education of the preschool teachers of preschool institutions in Volyn in the second...

луге Мария Мешковская получила образование 6 классов пансиона, курсы фребеличок для руководителей охоронок Управления общества дошкольного воспитания в Италии, работала руководительницей шесть лет [2, 39]. Отметим, что руководительница охранки для детей и приюта для пожилых людей в Жидычине Хелена Ксенко училась в гимназии г. Люблина и там же закончила педагогические курсы при семинарии. Она имела опыт работы учителя общих школ, воспитателя и руководительницы охранки более трех лет [2, 88].

Массовое открытие дошкольных учреждений в 30-х годах ХХ в. УССР повлекло новую проблему — отсутствие педагогических кадров со специальным профессиональным образованием, которых на всю страну насчитывалось 500 специалистов [8, 240]. Многие воспитатели Волыни после подготовки на курсах продолжали обучение на заочных и вечерних отделениях педагогических техникумов.

Отметим, что еще до начала Второй мировой войны в крае была значительная потребность в переподготовке кадров дошкольного воспитания. Именно поэтому в г. Луцке было организовано месячные курсы переподготовки инспекторов и заведующих дошкольных учреждений, на которых обучалось 35 человек [3, 1].

Для обеспечения детских площадок воспитателями Волынский областный отдел народного образования организовал в марте 1941 г. одномесячные курсы подготовки воспитателей на 130 человек [4, 1].

Поскольку педагогические школы (Владимир-Волынская, Любешовская, Луцкая), которые действовали на территории Волыни, не занимались подготовкой воспитателей, поэтому для дошкольных работников региона, которые не имели соответствующей педагогического образования, были созданы условия для вступления на заочное отделение Львовского педагогического училища до 10 июня 1946 г. и на заочное отделение Харьковского государственного педагогического института дошкольных работников до 1 июля 1946 г. [6, 32].

С 1945 г. сектор дошкольного воспитания Волынского областного отдела народного образо-

вания, с целью повышения квалификации педагогических работников дошкольных учреждений и детских колхозных площадок организовывал курсы, семинары, методические объединения заведующих и воспитателей. В частности, с 10 мая 1946 г. были организованы в Луцке, Ковеле, Владимире-Волынском 15-ти дневные курсы подготовки воспитателей сельских детских площадок для слушателей в количестве 100 человек. В июне 1946 г. было организовано в Луцке курсы переподготовки для 35 воспитателей [6, 23].

В октябре 1949 г. Институт усовершенствования квалификации учителей провел одномесячные курсы переподготовки воспитателей и заведующих детских садов, на которых обучалось 17 человек. Достаточное внимание на курсах уделялось практическим занятиям на базе детских садов города [5, 22].

В системе профессиональной подготовки педагогических кадров в области дошкольного образования особенное значение принадлежит ознакомлению студентов с историей развития выбранной специальности. Поэтому мы считаем целесообразным включение в программу учебной дисциплины «История педагогики», в частности таких тем, как: «Учреждения для воспитания и обучения детей дошкольного возраста на Волыни во второй половине XIX в.», «Деятельность общественных объединений Волыни по популяризации идей дошкольного воспитания», «Развитие общественного дошкольного воспитания на Волыни в первой половине ХХ в.», «Специфика подготовки воспитателей в учреждениях профессиональной подготовки региона».

Ценным аспектом изучения опыта работы дошкольных учреждений края исследуемого периода считаем необходимым привлечение студентов, в частности Луцкого педагогического колледжа к ознакомлению с традициями дошкольного воспитания Волынского региона. Отметим, что во время изучения модуля «Развитие теории и практики дошкольного воспитания» учебной дисциплины «Педагогика дошкольное» и на лекционных занятиях «Дошкольное образование в Украине» учебной дисциплины «Введение в специальность» направления подготовки 6.010101 «Дошкольное образование»

17

Section 3. Distance Education

студенты I и II курсов осуществляют историкопедагогический анализ развития общественного дошкольного воспитания на Волыни во второй половине XIX — первой половине ХХ вв.

Мы рекомендуем изучать деятельность дошкольных учреждений Волыни второй половины XIX — первой половины ХХ вв. и широко применять его в учебно-воспитательном процессе педагогических колледжей, институтов, университетов путем наполнения учебных дисциплин

соответствующей информацией с целью существенного углубления профессиональной подготовки воспитателей национальных дошкольных заведений Украины.

Несомненно, усвоение положительного опыта дошкольных учреждений края студентами при изучении истории педагогики, дошкольной педагогики способствовать творческому использованию достижений дошкольного образования края в современных дошкольных учреждениях.

Список литературы:

1. Адамек И. Теория и практика подготовки детей к школе в условиях развития польского дошкольного (вторая половина XIX века - 1918 гг.): Автореф. дис. на соиск. уч. ступени д-ра пед. наук: спец. 13.00.01 “Общая педагогика, история педагогики”/Адамек Ирэна. - К., 2001. - 52 с.

2. ГАВО, ф. 46, оп. 1, д. 5846, л. 39, 88.

3. ГАВО, ф. Р-59, оп. 1, д. 35, л.1.

4. ГАВО, ф. Р-59, оп. 1, д. 75, л.1.

5. ГАВО, ф. Р-59, оп. 6, д. 1, л.22.

6. ГАВО, ф. Р-59, оп. 8, д.1, л.23, 34.

7. ГАЖО, ф. Р-280, оп. 1, д. 42, л.1.

8. Степанова Т. М. Эволюция содержания дошкольного образования во второй половине ХХ века: монография/Татьяна Михайловна Степанова. - М.: Слово, 2010. - 423 с.

9. Ткачук А. П. Образовательная политика царского правительства на Украине и ее реализация на Волыни (XIX - начало ХХ в.)/А. П. Ткачук//Актуальные проблемы истории и литературы Волыни и Киевщины: сб. наук. пр./под ред. В. А. Ершова. - Житомир: Волынь, 1999. - Ч. 2. - С. 418-425.

10. Улюкаева И. Педагогическое образование в 30-е годы/И. Улюкаева//Дошкольное воспитание. -1994. - № 10. - С. 9-10.

11. ЦГАВОВУ Украины, ф. 166, оп. 3, д. 890, л. 131.

18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.