Научная статья на тему 'Как форма подготовки воспитателя детского сада в Приенисейской Сибири в 20-е годы ХХ века'

Как форма подготовки воспитателя детского сада в Приенисейской Сибири в 20-е годы ХХ века Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
241
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ / TRAINING TEACHERS / СИСТЕМА ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ / SYSTEM OF PRESCHOOL EDUCATION / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КУРСЫ / TEACHER TRAINING COURSES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колокольникова Зульфия Ульфатовна

В статье рассматривается период становления системы профессиональной подготовки педагогов учреждений дошкольного образования в первые годы советской власти в Сибири, выявляются ведущие формы подготовки воспитателя детского сада

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL COURSESAS A FORM OF TRAINING KINDERGARTEN TEACHER IN YENISEY SIBERIA IN 20-ies OF THE 20th CENTURY

The article deals with the period of formation of the system of training preschool teachers in the first years of Soviet power in Siberia. The issue identifies the leading forms of training a kindergarten teacher.

Текст научной работы на тему «Как форма подготовки воспитателя детского сада в Приенисейской Сибири в 20-е годы ХХ века»

И

13 ОПЫТА РЕГИОНАЛЬНЫХ ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

З. У. Колокольникова

Педа1

логические курсы как форма подготовки воспитателя детского сада в приенисейской сибири

В 20-е ГОДЫ XX ВЕКА

УДК 373.24 ББК 74.03 (2)

в статье рассматривается период становления системы профессиональной подготовки педагогов учреждений дошкольного образования в первые годы советской власти в сибири, выявляются ведущие формы подготовки воспитателя детского сада

ключевые слова: профессиональная подготовка педагогов; система дошкольного воспитания; педагогические курсы.

Z.U. Kolokolnikova

Pedagogical coursesas a form

OF TRAINING KINDERGARTEN TEACHER

IN YENISEY SIBERIA IN 20-ies OF THE 20th CENTURY

The article deals with the period of formation of the system of training preschool teachers in the first years of Soviet power in Siberia. The issue identifies the leading forms of training a kindergarten teacher.

Keywords: training teachers; system of preschool education; teacher training courses.

Проблема модернизации учреждений дошкольного образования осо-

бенно остро проявилась в последние годы в связи с изменившейся в стране демографической ситуацией. Возросла потребность в дошкольных образовательных учреждениях разного типа

(частные детские сады, группы кратковременного пребывания, детские комнаты и др.) и, как следствие, в педагогах дошкольного образования и их подготовке. Опыт подготовки педагогов-дошкольников в Приенисейской Сибири в 20-е гг. ХХ в. представляет

165

интерес в региональной историко-пе-дагогической науке.

Отдельные аспекты проблемы профессиональной подготовки педагогов-дошкольников нашли отражение в работах С. В. Жундриковой, А. И. Шилова (2004), Н. М.. Шкля-евой (2005), О. Г. Чечулиной (2007), О. Б. Лобановой (2008), Т. В. Скляр (2009), Е. В. Чмелевой (2010), Е. Н. Мишаковой (2012), однако отсутствует целостный научный анализ подготовки дошкольных работников в Сибири.

Частично проблему подготовки педагогических кадров в Сибири до революции 1917 г. решали учительские семинарии, учительские институты, церковно-учительские семинарии, женские гимназии с педагогическим классом и педагогические курсы. Первые педагогические курсы в Енисейской губернии были открыты в 1911 г. (по правилам 1907 г.) при Красноярском втором высшем начальном училище и имели своей целью дать педагогическое образование молодым людям, желающим посвятить себя деятельности в начальных училищах. В 1912 г. организованы курсы в г. Ачинск при Ачинском начальном училище. Срок обучения на курсах длился два года. Позднее, в 1916 г. в Енисейской губернии начали работу краткосрочные педагогические курсы, предназначенные для «учащих» начальных министерских училищ в Енисейской губернии. Стоит отметить, что педагогическое образование в Сибири начала ХХ в. было ориентировано на подготовку педагогов начальной школы. Учреждений и курсов

по подготовке педагогов дошкольного воспитания в Сибири в начале ХХ в. не существовало.

После революции организация дошкольного воспитания стала делом государственного масштаба, и одной из важнейших задач стала задача подготовки работников для дошкольного образования, наряду с пропагандой идей дошкольного воспитания и разработкой его теоретических основ, развертыванием сети дошкольных учреждений в различных уголках страны. Активно обсуждается решение этих задач на Первом (1919), Втором (1921) и Третьем (1924) Всероссийских съездах по дошкольному воспитанию, где в числе делегатов были представители всех регионов страны [6. С. 1032].

Новая российская государственная система профессиональной подготовки дошкольных работников начала складываться после революции и гражданской войны. Поставленные задачи воспитания нового поколения выдвинули вопрос о выборе средств быстрого достижения результатов в условиях несформировавшейся методологической и материально-технической базы. Вопросы профессионального образования были в компетенции специально созданных подразделений при Наркомпросе, которым впервые пришлось решать вопросы профессиональной подготовки воспитателей детского сада на государственном уровне. Острая кадровая нехватка и сложные экономические условия требовали быстрой подготовки дошкольных работников при минимальных финансовых затратах. В связи с этим

С. Т. Шацким и Е. И. Тихеевой были разработаны две концепции профессиональной подготовки, которые были представлены в докладах на Втором Всероссийском дошкольном съезде

[2. С. 10-15].

Согласно концепции С.Т. Шацкого, подготовку дошкольных работников следовало осуществлять через курсы: 1) основные курсы, рассчитанные на несколько лет; 2) краткосрочные курсы, постоянно «сопутствующие работе районов»; 3) серии курсов эпизодических: «они должны вестись по методу краткосрочных курсов при участии известных руководителей». С. Т. Шацкий рассматривал подготовку дошкольного педагога как приобретение им эмпирического опыта с последующим теоретическим обоснованием. Это было обусловлено тем, что большинство курсантов были из рабочих и крестьян, не умевших читать и писать.

Концепция Е. И. Тихеевой предполагала долгосрочную и краткосрочную подготовку и была сходна с концепцией К. Д. Ушинского. Однако длительность долгосрочных курсов определялась ею не менее чем в 4-5 лет. Согласно предложенной концепции, на курсы принимались лица, имеющие среднее образование, а также обладающие психическим и физическим здоровьем, но главными, по ее мнению, были «глубокий идейный интерес, любовь к детям и культура духа» [2. С. 10-11]. Мы видим, что Е. И. Тихеева выступала за образование педагогов дошкольного воспитания, предполагающее серьезную базовую теоретическую подготовку, а

также следующую из нее практическую.

В 1919 г. с учетом сложившихся общественно-экономических условий и потребности народного образования в профессиональных кадрах была принята концепция С. Т. Шацкого, которая позволяла выходцам из рабоче-крестьянской среды получать необходимые практические навыки для работы с дошкольниками. Концепция же Е. И. Тихеевой нашла свое отражение в программах и планах вузовской подготовки уже в 30-е годы ХХ века. Традиции курсовой подготовки, которые составили основу подготовки фребеличек и садовниц еще в дореволюционной России, стали основной формой и в послереволюционный период.

В Приенисейской Сибири становление системы дошкольного воспитания началось с января 1920 г. В отчетах дошкольной секции Енисейского ГубОНО отмечалось, что в 1920 г. «на учет по губернии было взято 120 000 детей дошкольного возраста. В дошкольных учреждениях обслуживалось 22 000, не охвачено дошкольными учреждениями 98 000 из-за отсутствия помещений и педагогов» [3. Д. 39. Л. 75]. Как следствие реализации Положения о единой трудовой школе, во всех городах Приенисейской Сибири стали активно открываться дошкольные учреждения (в первую очередь детские площадки и детские сады, детские ясли) использовались такие формы, как детский очаг, вечерняя комната при клубе, ясли-площадка и др. [5. С. 75]. Заметно выросла потребность в

167

квалифицированных педагогах, так, в отчете о работе дошкольного подотдела Енисейского ГубОНО за 1920 год отмечено, что «с первых же шагов обнаружилось полнейшее отсутствие подготовленных работников специалистов-дошкольников» [3. Д.14. Л. 17].

Начиная с 1920 г., в уезды были посланы организаторы дошкольных учреждений, проводились курсы для дошкольниц, был организован дошкольный культпоход. Коллективы детских садов были связаны с женотделами и проводили работу по пропаганде общественного дошкольного воспитания. Матери-работницы посещали собрания, принимали участие в субботниках по благоустройству детских садов, в организации и работе вечерних комнат для детей при клубах и рабочих общежитиях. Многие из общественниц стали позже активными членами дошкольного культпохода, учились на курсах, чтобы работать на летних площадках с детьми.

В эти годы краткосрочные курсы (шестинедельные) были организованы во многих городах Приенисейской Сибири: Красноярске (месячные губернские курсы для учителей школы 1 ступени), Ачинске (уездные курсы для малоподготовленных учащих и вольнослушателей), Канске (уездные курсы для учителей сельских школ), Минусинске и Енисейске (двухнедельные курсы политграмоты) и др. Первые краткосрочные инструкторские курсы для руководительниц дошкольных учреждений были организованы в первой половине 1920 года по инициативе дошкольного подотдела

Енисейского ГубОНО. Дошкольным подотделом были разработаны инструкции общего характера для дошкольников, положения о детском саде, доме ребенка, детской площадке, детском доме смешанного характера. На курсах обучалось 75 слушательниц, полный курс прослушали 55 и были распределены по всей губернии: «В г. Красноярске — руководительницами дошкольного возраста в первую школу-коммуну (11), в Дом ребенка № 1 (4), на городские детские площадки (15), во второй детский сад общества «Самодеятельность» и площадку при ней (5), в детский дом (3); в г.Енисейск (1), в г.Минусинск (4), в библиотеки (2), остальные по болезни не могут быть назначены (6)» [3. Д.

14. Л. 31].

В 1921 г. секцией дошкольного воспитания г. Ачинска было предложено организовать дошкольные курсы, создать передвижные библиотеки с подбором необходимой литературы по дошкольному воспитанию [1. Д. 56. Л. 12]. В апреле 1921 г. в Ачинске были открыты вторые краткосрочные курсы по системе М. Монтессори [1. Д. 56. Л. 2]. Там же на организованных с 15 июня по 1 августа 1921 г. курсах слушателям читали лекции по истории культуры, естествознанию, гигиене и оказанию первой помощи, были подготовлены доклады: «Организация детского сада», «День в детском саду», «Дом ребенка Марии Монтессори» [1. Д. 56. Л. 22].

Краткосрочные курсы имели целью подготовку работников для различных типов дошкольных учреждений, в основном для детских площадок и де-

тских садов. Например, учебный план краткосрочных курсов-практикумов был рассчитан на шесть недель (34 рабочих дня по 6 часов, всего 204 ч.) и включал теоретическую подготовку (116 ч.), практику в дошкольных учреждениях (54 ч.), практические занятия (34 ч.). Программа курсов включала изучение следующих вопросов:

— принципы, цели и задачи советского народного образования и место дошкольного воспитания в нем;

— организация и основные моменты содержания работы учреждений преддошкольного возраста;

— развитие и организационные формы дошкольного дела в РСФСР;

— содержание и методы работы дошкольных учреждений;

— о политпросветработе в деревне и место дошкольной работы в ней.

Практические занятия были посвящены рисованию, лепке, работе по дереву, музыке и пению, организованным играм. [4. Д. 105. Л.10-11 об]. Практика в дошкольных учреждениях включала в себя наблюдение за работой воспитателей и самостоятельную работу в детском саду. По окончании курсов слушательницам выдавалось соответствующее удостоверение и вменялось в обязанность по прибытии на места сделать доклады на темы, проработанные на курсах [3. Д. 129. Л. 87].

Для подготовки педагогических кадров в Приенисейской Сибири использовались не только краткосрочные курсы, но и открываются долгосрочные курсы в г. Красноярске. К 15 октября 1921 г. «закончены годичные курсы по подготовке дошкольных

работников в количестве 32 человек, которые и разосланы по уездам» [3. Д. 95. Л. 13]. На следующий год 15 октября 1922 г. закончились очередные годичные дошкольные курсы в Красноярске и был произведен выпуск еще 32 дошкольниц. Выпускницы были распределены следующим образом: «Для продолжения образования на дошкольном факультете ИНО (3), дошкольные учреждения г. Красноярска (13), дошкольные учреждения Красноярского уезда (5), в Минусинский уезд (3), в Ачинский уезд (7), в Канский уезд (1)» [3. Д. 130. Л. 61 об].

Создаются условия для организации академического педагогического образования и с этой целью перепрофилируются и открываются педагогические техникумы в Красноярске и Минусинске. На 1922/23 учебный год в ведении ГубПрофОбра по Енисейской губернии находились Практический институт народного образования с дошкольным и школьным отделениями [3. Д. 125. Л. 83] и педтехникум в Минусинске со школьным и дошкольным отделением, где использовались эвристический, лабораторно-трудовой, аналитический, синтетический методы, публичная защита рефератов, а на старших курсах — лекционные методы преподавания; из форм работы — экскурсии, вечерние дополнительные занятия [3. Д. 125. Л. 389]. Красноярский институт Народного Образования (ИНО) с тремя отделениями существовал с 1920 г. взамен бывших в Красноярске трех педагогических учебных заведений: Учительской семинарии, Педагогических курсов и

169

Учительского института. Число учащихся на 1 ноября 1922 г. составляло 184, а преподавателей — 54 человека [3. Д. 130. Л. 105]. В октябре 1922

г. было организовано дошкольное отделение при ИНО (Красноярском пе-дтехникуме с 1924 г., а позднее педагогическом училище им. Горького), где специальные дисциплины вели пионеры дошкольного воспитания Красноярска: Е. Ф. Зыкова, Е. И. Брагина, В. П. Михайлова [10. С. 175]. Несколько позднее при Красноярском педтех-никуме было открыто вечернее дошкольное отделение. К началу 1927 г. на дошкольном отделении обучался 31 человек. Система преподавания была семинарско-лабораторная [4. Д. 156. Л. 45]. Кроме того, планировалась работа одногодичных (для окончивших девятилетку) и двухгодичных курсов (для окончивших семилетку) при пед-техникуме, которые выпускали бы до 60 педагогов в год [4. Д. 156. Л. 46]. Преподаватели Красноярского ИНО (педтехникума) активно принимали участие в составлении и реализации программ краткосрочных курсов в первой четверти ХХ в. [3. Д. 255. Л. 21].

Для дошкольной работы на детских площадках и вечерних комнатах, особенно в летнее время, активно использовался ресурс учащихся педтех-никумов не только дошкольного, но и школьного отделений. Например, на школьном отделении Красноярского педтехникума к 1927 г. «несколько часов в неделю на двух последних курсах было посвящено вопросам дошкольного воспитания, с целью привлечения слушателей на площадки» [4. Д. 105. Л. 13]. Кроме того, 8-ая и

9-ая группы отдельных девятилетних школ работали с педагогическим уклоном, например, девятилетняя школа № 2 г. Красноярска.

Для повышения уровня образованности руководительниц и приобретения опыта в детских садах городов Приенисейской Сибири в 20-е гг. еженедельно организовывали собрания с разбором работы прошедших дней. В Ачинске рассматривали и обсуждали все недочеты с последующим планированием на следующую неделю. При детском саде № 2 Красноярска был организован центр по подготовке и повышению квалификации дошкольных работников, при нем обобщался опыт работы дошкольных учреждений. На базе этого детского сада проходили недельные семинары дошкольных работников, месячные курсы по подготовке руководителей и воспитателей дошкольных летних площадок [3. Д.55. Л. 16]. Кроме того, реализовывались и другие формы повышения квалификации. Еще в начале 20-х гг. дошкольной секцией Енисейского ГубОНО было предложено «для поднятия интенсивности работы в уездах созвать съезд всех заведующих дошкольными секциями уездов с целью инструктирования, обмена мнений по текущей работе и для написания одного плана работы на будущее в конце августа-начале

сентября» [3. Д. 39. Д.75; Д.95. Л. 13 об]. В 1922 г. были проведены: городская конференция дошкольных работников в Красноярске, на которой «обсуждались вопросы, выдвинутые жизнью дошкольных учреждений», уездная дошкольная конференция

в Ачинске и Енисейске [3. Д. 95. Л. 19]. В 1922/23, 1923/24 уч. гг.

были проведены учительские конференции и уездные курсы в уездных городах (Канск, Енисейск) [3. Д. 159а. Л. 120], работал институт самообразования педагогов в Минусинске [3. Д. 129. Л. 82]. В Красноярске повышение квалификации проходило при Доме Просвещения посредством кружковой работы, регулярно работал дошкольный кружок, «объединивший руководительниц детских садов и Домов ребенка, учащихся Педагогического техникума и всего насчитывал не менее 40 участников»

[3. Д. 255. Л. 21].

Обеспеченность педагогическими кадрами дошкольных учреждений оставляла желать лучшего, но, используя различные формы подготовки дошкольниц, в 1920—25 гг. наметилась положительная динамика. В отчетах о работе губернского отдела народного образования было отмечено, что к 1925 г. «работники дошкольных учреждений на 65 % прошли дошкольную подготовку, общее образование их

список

1. Ачинский филиал ГАКК Ф. 18 Отдел народного образования при Ачинском уездном исполкоме рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов за 1917—1925 годы, Опись 1, Д. 56.

2. Всероссийский дошкольный съезд (2-й съезд): Доклад С. Т. Шацкого о подготовке дошкольных работников по дошкольному воспитанию. Доклад Е. И. Тихеевой о подготовке работников для учреждений дошкольного возраста // Народное просвещение. — 1921. — № 94. — С. 10—15.

3. ГАКК, Ф.Р.93 Енисейский гу-

не ниже среднего» [3. Д. 255. Л. 19]. Система подготовки и переподготовки дошкольных работников постоянно развивалась «путем курсов, съездов-коопераций, путем кружковой работы» [Там же].

Таким образом, важнейшей проблемой в организации дошкольного воспитания в Приенисейской Сибири в 20-е годы ХХ века было отсутствие профессиональных педагогов, вместе с тем именно в эти годы, используя дореволюционный опыт организации «педагогического дела», наиболее активно велось строительство новой системы подготовки педагогов дошкольных учреждений: через краткосрочные и долгосрочные дошкольные курсы, собрания и семинары, конференции, кружковую работу. При педтехнику-мах открывались дошкольные отделения, часть дошкольниц могла принять участие во всероссийских съездах и конференциях, курсах повышения квалификации в центре, что привело к резкому количественному и качественному росту профессионально-педагогической среды Приенисейской Сибири.

литературы

бернский отдел народного образования,

Опись 1, Д. 14, 39, 55, 95, 125, 129, 130, 159а, 255.

4. ГАКК, Ф.Р.-137 Красноярский окружной отдел народного образования,

Опись 1, Д. 105, 156.

5. Колокольникова, З. У. Дошкольное воспитание в Приенисейской Сибири в 20-е годы ХХ века / З. У. Колокольникова // Вестник КГПУ им В. П. Астафьева. - 2012. - № 2. - С. 72-77.

6. Педагогическая энциклопедия / под ред. А. Г. Калашникова, Т. 1, - М. : Работник просвещения, 1927. - 1160 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.