УДК 37.035.3
ББК 74.03 ГСНТИ 14.09.29 Код ВАК 13.00.01
Колокольникова Зульфия Ульфатовна,
кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики и психологии, Лесосибирский педагогический институт - филиал Сибирского федерального университета; 662544, Красноярский край, г. Лесосибирск, ул. Белинского, д. 10, кв. 11; e-mail: [email protected]
Лобанова Ольга Борисовна,
кандидат педагогических наук, доцент, доцент, кафедра педагогики и психологии, Лесосибирский педагогический институт - филиал Сибирского федерального университета; 662544, Красноярский край, г. Лесосибирск, ул. Победы, д. 49, кв. 47; e-mail: [email protected]
ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРИЕНИСЕЙСКОЙ СИБИРИ В 20-Е ГГ. ХХ В.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: учреждения социального воспитания; Приенисейская Сибирь в 20-е гг. ХХ в.; единая трудовая школа; школа-коммуна; трудовое воспитание.
АННОТАЦИЯ. Рассматриваются вопросы, связанные с целевыми, содержательными и организационными аспектами трудового воспитания в Приенисейской Сибири в 20-е гг. ХХ в. На основе анализа архивных материалов дается характеристика трудового воспитания в учреждениях социального воспитания (школа-коммуна, школа крестьянской молодежи, трудовой городок и др.).
Lobanova Olga Borisovna,
Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Chair of Pedagogy and Psychology, Lesosibirsk Pedagogical Institute, Branch of Siberian Federal University, Lesosibirsk.
Kolokolnikova Zulfiya Ulfatovna,
Candidate of pedagogy, Associate Professor, Head of the Chair of Pedagogy and Psychology, Lesosibirsk Pedagogical Institute, Branch of Siberian Federal University, Lesosibirsk.
LABOR EDUCATION IN THE INSTITUTIONS OF SOCIAL EDUCATION IN ENISEY-SIDE SIBERIA IN THE 20'S OF THE XX C.
KEY WORDS: institutions of social education; Enisey-side Siberia in the 20's of the XX c.; unified labor school; school-commune; labor education.
ABSTRACT. The article is devoted to the questions related to the target, substantial and organizational aspects of labor education in Enisey-side Siberia in the 20's of the XX c. There is a characteristic of labor education in the institutions of social education based on the analysis of archive materials (school-commune, school of peasant youth, labor camp).
Трудовое воспитание во все времена являлось одной из важнейших задач формирования личности. Однако его цель, роль, функции и организационные основы в различных социально-экономических и культурно-исторических условиях имели свои особенности. Значение и роль трудового воспитания в развитии детей отмечали в своих трудах великие педагоги Х1Х - ХХ веков: П. Ф. Каптерев, П. Ф. Лес-гафт, К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко,
С. Т. Шацкий, В. А. Сухомлинский и др. Основы трудового воспитания, профильного обучения и теоретические основы формирования политехнических знаний отражены в трудах Ю.К. Васильева, A. A. Кузнецова,
В. Г. Каташева, И. Л. Курамшина, Ю. А. Кустова, Л. Н. Нугумановой, В. В. Серикова,
Ю. С. Тюнникова и др. Историко-педагогические аспекты трудового воспитания отражены в диссертационных исследованиях и монографиях Л. Г. Андреевой (2001),
И. Н. Белых (2009), В. В. Бибиковой (2008),
Ю. А. Бороздина (2001), Е. Н. Салтанова (2005), И. В. Сиверской (2003), С. Н. Ценю-ги (2010), Н. А. Шумаковой (2004) и др. Современных исследований диссертационного и монографического характера по проблемам трудового воспитания в учреждениях социального воспитания в Сибири в 20-е гг. ХХ в. обнаружено не было.
Подготовка подрастающего поколения к трудовой деятельности, является важной задачей процесса трудового воспитания. Однако её цели и принципы, содержание, методы и формы организации и меняются в зависимости от социально-экономических и культурно-исторических условий жизни людей. Особый интерес в истории нашей страны представляет период 20-х гг. ХХ в. как время кардинальных изменений всех сфер общественной жизни, в том числе и образования.
Революционные события 1917 г. привели к реформированию всех сторон общественной жизни, в том числе и системы
© Колокольникова З. У., Лобанова О. Б., 2013
образования. Ведущей идеей, определившей развитие отечественной системы образования в 20-е гг. ХХ в., являлась идея перехода от «школы учебы» к «школе труда». Одной из задач создания новой трудовой школы была организация производительного труда и социального воспитания, основанная на образовании школьного коллектива на началах самоуправления и эпизодического участия в таких работах, общественное значение которых видно непосредственно (10, с. 19).
В документах, регламентирующих работу новой школы («Основные принципы единой трудовой школы», «Положение о единой трудовой школе»), был сделан акцент на том, что школа становится трудовой. На основе вышеперечисленных документов социальное воспитание приобрело статус государственного и осуществлялось через учреждения социального воспитания: учреждения для нормальных детей, учреждения для трудновоспитуемых, учреждения для физически дефективных и умственно отсталых детей. Работа учреждений социального воспитания строилась на трудовом принципе, который заключался в изучении трудовой деятельности людей и в посильном труде самих учащихся, «...причем труд этот должен был носить характер политехнического труда, а не узкоремесленного» (8, с. 25).
В своем исследовании мы остановимся на организации трудового воспитания в учреждениях для нормальных детей: единая трудовая школа (ЕТШ), школа-коммуна, дом ребенка, детский дом, детский приют, опытная школа, детский трудовой городок, дом подростка, школа крестьянской молодежи и др. Отметим, что учреждения социального воспитания реализовывали программу единой трудовой школы, совмещая учебный процесс и обеспечение условий для жизни и социализации детей. Виды и объем труда зависели от возрастных особенностей детей, от характера и вида труда, целевой установки учреждения социального воспитания: «...Необходимо привлечение детей к общественным работам (уборке снега, посильным огородным и садовым работам) совместно с другими школами и с коллективом взрослых, как это организуется для игр и других развлечений» (10, с. 18). Основой понятия «трудовая школа» было требование связи в педагогическом процессе производительного труда с умственным развитием (7, с. 504). В единой трудовой школе определялись как основные следующие виды труда: бытовой, политехнический, производительный (табл.1).
Характеристика видов труда в единой трудовой школе
Таблица 1.
Вид труда Характеристика
Политехнический труд «Создание чего-то нужного с общественной точки зрения» (7, с. 673). Каждая работа в процессе обучения - основа для получения технических, социальных и организационных навыков. Теоретическое и практическое знакомство с трудовой деятельностью людей, с организацией труда (личного, физического, умственного, общественнополезного и др.).
Бытовой труд «.То, что делают сами дети в условиях того или иного социального окружения» (7, с. 677). Организация бытового труда в семье зависит от того, где они проживают: - город (помощь родителям по дому - стирка, уборка, мытье посуды и др); - деревня (участие в сельскохозяйственном труде: уход за животными, работа в поле, на огороде и др.). Организация бытового труда в школе: работа по благоустройству школы, работа на пришкольном участке, работа в библиотеке, школьном музее, живом уголке и др.
Производительный труд «Связь школы с индустриальным и сельскохозяйственным производством» (7, с. 696). Труд сельскохозяйственный: огородничество, садоводства, полеводство, животноводство и др. Труд ремесленный в пришкольных мастерских: сапожное дело, столярное дело и др. Школьная кооперация. Труд на производстве: работа у станка на заводе и др.
Обучение в ЕТШ должно было иметь общеобразовательный политехнический характер на обеих ступенях. В дошкольных учреждениях практиковалась игра-труд, в
школах I ступени - домоводство, огородничество, работы по украшению школы, несложные виды общественно полезного труда; в школах II ступени - труд в производ-
ственных мастерских, работа на фабриках и заводах (8, с. 26). Для учащихся I ступени рекомендовалось введение энциклопедического преподавания, концентрирующегося вокруг трудовых процессов с разделением на два цикла. Первый цикл включал в себя «активное изучение заранее подобранных объектов - продуктов производства, либо предметов культурного назначения. Методами изучения должны были стать наблюдения, экскурсии, воспроизведение составных частей трудовых актов. Второй, более расширенный цикл, - систематическое ознакомление детей при помощи самостоятельной работы с историей труда и на этой основе с историей всего общества» (11).
Труд учащихся II ступени рассматривался как реальный производительный труд на ближайших производствах, фабриках, заводах при обязательном сохранении
его воспитательного характера. Видное место отводилось эстетическому развитию детей: рисование, лепка, эскизы, проекты, иллюстрации должны были присутствовать на каждом уроке. Общими принципами новой школы объявлялись добровольная дисциплина, взаимопомощь, самоуправление на началах полного равенства, коллективное начало повсюду, где это возможно, стремление к достижению общего результата (11).
Трудовое воспитание в единой трудовой школе реализовывалось повсеместно с учетом специфических региональных особенностей: способ производства и хозяйствования, уровень экономического развития, климатические условия и др. Следует отметить, что в 20-е годы на территории Прие-нисейской Сибири существовали все основные группы учреждений социального воспитания (табл. 2).
Таблица 2.
Учреждения социального воспитания для нормальнъх детей
Типы учреждений социального воспитания для нормальных детей Количество учреждений социального воспитания Приенисейской Сибири 1920-1926 гг.
школа-коммуна Красноярский уезд (1)
дома ребенка Красноярский уезд (3) Канский уезд (1) Ачинский уезд (2) Юг губернии (1) Енисейский уезд (1)
детские дома Канский уезд (7) Красноярский уезд (8) Ачинский уезд (1) Юг губернии (8) Енисейский уезд (4)
детские приюты Минусинский уезд (3)
опытная школа Ачинский уезд (1)
дом подростков Канский уезд (1)
детские трудовые городки Красноярский уезд (2) Ачинский уезд (1) Юг губернии (1)
школа крестьянской молодежи Красноярский уезд (2) Юг губернии (3) Канский уезд (2) Ачинский уезд (1)
После революции 1917 г., в условиях массового сиротства и беспризорности, основными учреждениями социального воспитания стали государственные детские дома. Все дети-сироты признавались «детьми государства». В таких учреждениях уделяли основное внимание физическому сохранению ребенка (обеспечение питанием, жильем, одеждой, медицинским контролем), а также воспитанию и обучению в соответствии с Положением о единой трудовой школе. В детских домах бытовой труд был ориентирован на самообслуживание и сопровождал жизнедеятельность школы. Большое значение приобретал
производительный труд, который способствовал формированию трудовых навыков, помогал воспитать у подростка полезные привычки, давал ему возможность получить специальность и усовершенствовать ее. Что касается финансового обеспечения, то детские дома, ясли выживали во многом за счет собственного хозяйства.
Интересна организация трудового воспитания в трудовых городках Приенисей-ской Сибири. Структура городка была следующей: дом ребенка, детский сад, детский дом, школа 1 ступени, подготовительный класс ремесленного хозяйственного учили-
ща, интернат этого училища. В городке имелись: столярная, жестяная, портновская, сапожная мастерские и мастерские по обработке льна, гончарное и ободно-колесное заведение, кузница, паровая мельница, электростанция, сельскохозяйственные угодья, хозяйство с лошадьми, коровами, телятами, свиньями, птицей (3, л. 41).
В сельских районах Приенисейской Сибири с 1924 г. популярным типом учреждений социального воспитания становится школа крестьянской молодежи (ШКМ), целью которой являлась «.подготовка культурного земледельца, общественника, кооператора» (8, с. 28). Кроме общеобразовательных занятий в ШКМ присутствовали следующие виды работы: практические занятия в хозяйстве школы, работа по организации показательных опытов и улучшений в крестьянском хозяйстве по заданиям школы и общественно-агрономическая работа (8, с. 31). Первые ШКМ в исследуемом регионе были открыты в селах Тасеевское, Рыбинское, Сухобузимское, Назаровское (9, с. 266). ШКМ решали и социальные задачи села: создание примерных показательных сельских хозяйств среднего типа при школах, чтобы они в будущем на практике могли доказать крестьянину преимущества приложения науки к сельскому хозяйству (9, с. 268). Для этого при школах были организованы различные кружки, ученики принимали участие в общественной работе, организовывалось подсобное хозяйство при школе, вырабатывались планы экскурсий, учениками подготавливались доклады о проделанной работе (9, с. 269). Исследование показывает, что в ШКМ активно внедрялся метод проектов, который соединял общеобразовательную составляющую и сельскохозяйственную направленность учебного процесса и трудовое воспитание в единое целое.
Еще одним типом учреждения социального воспитания, где активно реализовывались идеи единой трудовой школы, были школы-коммуны, которые в Приенисейской Сибири стали открываться с 1920 г. как опытно-показательные. Как правило, школы-коммуны включали детский сад, школу I и II ступени и открывались в сельской местности. Для осуществления задач единой трудовой школы при школе-коммуне, кроме обычных для трудовых школ мастерских, организовывалось собственное сельское хозяйство во всех его видах: полеводство, молочная ферма и пр. Хозяйство подобных школ зачастую обслуживало учебные нужды всех трудовых общеобразовательных школ города и губернии, всех ступеней и особенно педагогических заведений и педагогических курсов. Коммуна имела своей целью «воспи-
тание нового человека, чуждого мелкобуржуазных пережитков и традиций и сознательного члена коммунистического общества»; «создание экспериментальной показательной лаборатории нового коммунистического воспитания».
Занятия в школе-коммуне были организованы по всем предметам трудовой школы, но «применительно к сельскохозяйственному труду и условиям летней жизни с их богатыми впечатлениями и переживаниями» (9, с. 199). В связи с тем, что поступающие дети были с разной степенью общеобразовательной подготовки, предлагалось занятия вести «независимо от программ и планов», разбивая детей на группы не по классам, а «по роду занятий, по индивидуальным наклонностям и развитию». Планы занятий по труду, общеобразовательным предметам, искусству, физкультуре разрабатывались школьным советом «в процессе творческой педагогической работы». Время воспитанников распределялось следующим образом: умственный труд - 5 часов 45 минут, физический труд - 3 часа, сон - 10 часов, время по личному усмотрению - 5 часов 15 минут (6, л. 30).
В связи с ограниченностью средств, которые выделялись на содержание школы-коммуны в исследуемый период, сельскохозяйственный профиль школы окончательно закрепился: сеяли пшеницу, сажали огород (капуста, помидоры, горох, огурцы, морковь и др.), выращивали цветы и др. В отчётах о работе школы говорилось: «Воспитание детей в школе-коммуне направлено в сторону выработки в детях общественно-трудовых навыков и коммунистического мировоззрения. Они принимают активное участие в хозяйственной жизни, исполняя посильные работы по огороду и полю, по уборке помещения в мастерских, наблюдают за поддержанием порядка» (4, л. 2).
В коммуне работало несколько мастерских - сапожная, столярная, пошивочная. Участие ребят в работе мастерских было обязательным. Начиная со второго класса каждый ребёнок школы I ступени должен был работать под присмотром мастера от двух до четырёх часов в неделю, девочки-учащиеся II ступени - 6 часов, мальчики - 9 часов. Работа велась на самом серьёзном уровне: принимались заказы от населения, учреждений (1, лл. 3, 7).
Таким образом, в сложных социальноэкономических и культурно-исторических условиях функционирования системы учреждений социального воспитания в 20-х гг. ХХ в. в Приенисейской Сибири был осуществлен переход от «школы учебы» к «школе труда». Многообразие видов труда (политехнический, бытовой, производи-
тельный) определяло содержание трудового материалов позволил показать многообра-
воспитания в школе-коммуне, детском до- зие методов и форм трудового воспитания и
ме, детском трудовом городке, школе кре- взаимосвязь трудового обучения и трудово-
стьянской молодежи и др. Анализ архивных го воспитания с реальным трудом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Государственный архив Красноярского края. Ф. 93. Оп. 1. Д. 36. Л. 3, 7.
Д. 83, ЛЛ. 1, 4, 8. Д. 95. ЛЛ. 25, 41. Д. 124. Л. 2.
Д. 200, ЛЛ. 8-9.
2. Государственный архив Красноярского края. Ф. 93. Оп. 1.
3. Государственный архив Красноярского края. Ф. 93. Оп. 1.
4. Государственный архив Красноярского края. Ф. 93. Оп. 1.
5. Государственный архив Красноярского края. Ф. 93. Оп. 1.
6. Государственный архив Красноярского края. Ф. 137. Оп. 1. Д. 89. Л. 30.
7. Педагогическая энциклопедия: в 3 т. Т. 1. / Под. ред. А. Г. Калашникова. М. : Работник просвещения, 1927.
8. Педагогическая энциклопедия : в 3 т. Т. 2. / Под. ред. А. Г. Калашникова. М. : Работник просвещения, 1928.
9. Бибикова В. В. Становление единой трудовой школы в 20-е годы ХХ века в Приенисей-ской Сибири. Красноярск : ВВВ, 2008.
10. Добровольский В. Школа социального воспитания // Народное просвещение. 1920. №16-17.
11. Корякин А. Н. Единая трудовая школа: проблемы создания и специфики в Вятском регионе в 1920-х годах / / Современные проблемы науки и образования. 2012. № 3.
12. Шумакова Н. А. Социализация подростка в системе общего школьного образования и социального воспитания Приенисейской Сибири в 20-е годы XX века (1918-1931 гг.) : дис. ... канд. пед. наук. Красноярск, 2004.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. З. А. Адольф.