Научная статья на тему 'Подготовка педагогов дошкольного воспитания в Приенисейской Сибири в 20-е гг. ХХ в'

Подготовка педагогов дошкольного воспитания в Приенисейской Сибири в 20-е гг. ХХ в Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
262
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДОШКОЛЬНЫЙ РАБОТНИК / ВОСПИТАТЕЛЬ / КРАТКОСРОЧНЫЕ И ДОЛГОСРОЧНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КУРСЫ / ПРИЕНИСЕЙСКАЯ СИБИРЬ / PRE-SCHOOL EDUCATION / PRE-SCHOOL WORKER / SHORT-TERM AND LONG-TERM TEACHER TRAINING COURSES / YENISEI SIBERIA / TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колокольникова Зульфия Ульфатовна

Статья посвящена историко-педагогическому анализу проблемы подготовки работников дошкольного воспитания в Приенисейской Сибири в 20-е гг. ХХ в., уточнены некоторые историко-педагогические факты. Дана характеристика основных форм подготовки педагогов дошкольного воспитания, реализованных в Приенисейской Сибири в 20-е гг. ХХ вв. В статье представлены программа краткосрочных курсов и динамика развития таких форм подготовки, как долгосрочные курсы и подготовка в учреждениях профессионального образования. Использован широкий спектр архивных материалов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARATION OF PRE-SCHOOL EDUCATION TEACHERS OF YENISEI SIBERIA IN THE 20-IES OF THE XX CENTURY

The paper is devoted to the historical-pedagogical analysis of the problem of pre-school workers' preparation in Yenisei Siberia in the 20-ies of the XX century. Besides, it specifies some historical facts. The paper also gives the characteristics of the main forms of pre-school teachers' preparation implemented in Yenisei Siberia in the mentioned period. The program of short-term teacher training courses as well as the development dynamics of such forms of preparation as long-term teacher training courses and preparation in institutions of vocational education are presented in the paper. The author used a wide range of archival materials

Текст научной работы на тему «Подготовка педагогов дошкольного воспитания в Приенисейской Сибири в 20-е гг. ХХ в»

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРИЕНИСЕЙСКОЙ СИБИРИ В 20-е гг. XX в.

PREPARATION OF PRE-SCHOOL EDUCATION TEACHERS OF YENISEI SIBERIA IN THE 20-IES OF THE XX CENTURY

З.У. Колокольникова Z.U. Kolokolnikova

Дошкольное воспитание, дошкольный работник, воспитатель, краткосрочные и долгосрочные педагогические курсы, Приенисейская Сибирь. Статья посвящена историко-педагогическому анализу проблемы подготовки работников дошкольного воспитания в Приенисейской Сибири в 20-е гг. XX в., уточнены некоторые историко-педагогические факты. Дана характеристика основных форм подготовки педагогов дошкольного воспитания, реализованных в Приенисейской Сибири в 20-е гг. XX вв. В статье представлены программа краткосрочных курсов и динамика развития таких форм подготовки, как долгосрочные курсы и подготовка в учреждениях профессионального образования. Использован широкий спектр архивных материалов.

Pre-school education, pre-school worker, teacher, short-term arid long-term teacher training courses, Yenisei Siberia.

The paper is devoted to the historical-pedagogical analysis of the problem of pre-school workers' preparation in Yenisei Siberia in the 20-ies of the XX century. Besides, it specifies some historical facts. The paper also gives the characteristics of the main forms of pre-school teachers' preparation implemented in Yenisei Siberia in the mentioned period. The program of short-term teacher training courses as well as the development dynamics of such forms of preparation as long-term teacher training courses and preparation in institutions of vocational education are presented in the paper. The author used a wide range of archival materials.

Проблема модернизации учреждений дошкольного образования актуализировалась в последние годы в связи с изменившейся в стране демографической ситуацией. Возросла потребность в дошкольных образовательных учреждениях разного типа (частные детские сады, группы кратковременного пребывания, детские комнаты и др.) и, как следствие, в педагогах дошкольного образования и их подготовке. Опыт подготовки педагогов-дошкольников в Приенисейской Сибири в 20-е гг. XX в. представляет интерес в региональной историко-педагогической науке.

Проведенный историографический анализ литературы, освещающей проблему профессиональной подготовки, позволяет заключить, что отсутствует целенаправленный научный анализ вопросов подготовки дошкольных работников в России и в Сибири. Отдельные аспекты этой проблемы нашли отражение в работах C.B. Жундрико-вой (2004), О.Б. Лобановой (2008), E.H. Мишако-вой (2012), Т.В. Скляр (2009), А.И. Шилова (2004), Н.М. Шкляевой (2005), О.Г. Чечулиной (2007) и др. Исследования Т.В. Скляр и Е.В. Чмелевой основы-

ваются на становлении и развитии теории и практики дошкольного воспитания в конце XIX - начале XX вв.; О.Г. Чечулиной - системе повышения квалификации как фактора становления и развития дошкольного воспитания в Западной Сибири 1917-1940 гг.; предметом изучения Н.М. Шкляевой выступили становление и тенденции развития содержания дошкольного образования в отечественной педагогике 1920-х гг. В диссертационных исследованиях С.В. Жундриковой и E.H. Мишаковой отражены отдельные аспекты подготовки педагогов дошкольного воспитания в дореволюционный и послереволюционный периоды на примере центральных регионов России.

Основатели идеи дошкольного воспитания Ф. Фребель, М. Монтессори, A.C. Симонович, Е.И. Тихеева, Ю.И. Фаусек придавали большое значение подготовке «садовницы». В конце XIX в. у детских садовниц, руководительниц детских садов, появляется возможность получить подготовку в России (Москва, Петроград, Киев, Воронеж, Самара и др.). Инициаторами и создателями курсов в конце XIX - начале XX вв. выступали общественные ор-

З.У. КОЛОКОЛЬНИКОВА. ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРИЕНИСЕЙСКОЙ СИБИРИ В 20-е rr. XX в.

ганизации или частные лица. Подготовка на курсах имела теоретическую и практическую составляющую. Программа курсов по подготовке «фре-беличек» включала три цикла предметов: 1) вопросы физического развития; 2) вопросы психического развития; 3) вопросы педагогического характера. Ученицы на практике знакомились с детскими играми и рассказами, изучали произведения Ф. Фребе-ля, учились делать простейшие детские игрушки, шить детское белье и платья, стирать, гладить и др. [Мишакова, 2012, с. 209]. Стоит отметить, что педагогическое образование в Сибири начала XX в. было ориентировано на подготовку педагогов начальной школы. Учреждений и курсов по подготовке педагогов дошкольного воспитания в Сибири в начале XX в. не существовало, и к работе с детьми дошкольного возраста привлекались лица, в основном не имеющие специального педагогического образования. Поэтому главной проблемой дошкольных учреждений в конце XIX - начале XX вв. являлась нехватка квалифицированных кадров.

После революции организация дошкольного воспитания стала делом государственного масштаба, и одной из важнейших задач была объявлена задача подготовки работников для дошкольного образования, наряду с пропагандой идей дошкольного воспитания и разработкой ее теоретических основ, развертыванием сети дошкольных учреждений в различных уголках страны. Активно обсуждается решение этих задач на I (1919) и II (1921) III (1924) Всероссийских съездах по дошкольному воспитания, где в числе делегатов были представители всех регионов [Педагогическая энциклопедия..., 1927, с. 1032].

Новая российская государственная система профессиональной подготовки дошкольных работников начала складываться после революции и Гражданской войны. Поставленные задачи воспитания нового поколения выдвинули вопрос о выборе средств быстрого достижения результатов в условиях несформировавшейся материально-технической и методологической базы. Вопросы профессионального образования были в компетенции специально созданных подразделений при Наркомпросе, которым впервые пришлось решать вопросы профессиональной подготовки воспитателей детского сада на государственном уровне. С.Т. Шацким и Е.И. Тихеевой были разработаны две

концепции профессиональной подготовки и представлены в докладах на Всероссийском дошкольном съезде [Всероссийский дошкольный съезд..., 1921, с. 10-15].

Согласно концепции С.Т. Шацкого, подготовку дошкольных работников следовало осуществлять через долгосрочные и краткосрочные курсы. С.Т. Шацкий рассматривал подготовку дошкольного педагога как приобретение им эмпирического опыта с последующим теоретическим обоснованием. Концепция Е.И. Тихеевой предполагала долгосрочную и краткосрочную подготовку и была сходна с концепцией К.Д. Ушинского. Однако длительность долгосрочных курсов определялась ею не менее чем в 4-5 лет [Всероссийский дошкольный съезд...,1921, с. 10-11]. Мы видим, что в 1919 г. с учетом сложившихся общественно-экономических условий и потребности народного образования в профессиональных кадрах была принята концепция С.Т. Шацкого, которая позволяла выходцам из рабоче-крестьянской среды получать необходимые практические навыки для работы с дошкольниками. Концепция же Е.И. Тихеевой нашла свое отражение в программах и планах вузовской подготовки уже в 30-е гг. XX в. Традиции курсовой подготовки, которые составили основу подготовки фребеличек и садовниц еще в дореволюционной России, стали основной формой и в послереволюционный период.

Рассмотрим на примере Приенисейской Сибири основные формы подготовки педагогов-дошкольников в 20-е гг. XX в. Только с января 1920 г. началось становление системы дошкольного воспитания в Приенисейской Сибири. В отчетах дошкольной секции Енисейского ГубОНО отмечалось, что в 1920 г. «на учет по губернии было взято 120 000 детей дошкольного возраста. В дошкольных учреждениях обслуживалось 22 000, не охвачено дошкольными учреждениями 98 000, из-за отсутствия помещений и педагогов» (ГАКК. Ф. Р.-93. Оп. 1. Д. 39. Л.75). Дошкольные учреждения (в первую очередь детские площадки и детские сады) активно открывались во всех городах Приенисейской Сибири в 20-е гг. XX в. в рамках реализации Положения об единой трудовой школе. В связи с ростом сети дошкольных учреждений (детский сад, детский очаг, вечерняя комната при клубе, детские ясли, детские площадки, ясли-площадка и др.)

[Колокольникова, 2012, с.75] выросла потребность в квалифицированных педагогах. Так, в отчете о работе дошкольного подотдела Енисейского ГУБОНО за 1920 г. отмечено, что «с первых же шагов обнаружилось полнейшее отсутствие подготовленных работников специалистов-дошкольников» (ГАКК. Ф. Р. 93. Оп.1. Д.14. Л. 17).

Начиная с 1920 г. в уезды были посланы организаторы дошкольных учреждений, проводились курсы для дошкольниц. В 1923 г. общее число курсов в РСФСР составляло 493, а уже к 1924 - 553 [Педагогическая энциклопедия..., 1927, с.1057]. В 1920 г. краткосрочные курсы (шестинедельные) были организованы во многих городах Приенисейской Сибири: Красноярск (месячные губернские курсы для учителей школы 1 ступени), Ачинск (уездные курсы для малоподготовленных учащих и вольнослушателей), Канск (уездные курсы для учителей сельских школ), Минусинск и Енисейск (двухнедельные курсы политграмоты) и др. Первые краткосрочные инструкторские курсы для руководительниц дошкольных учреждений были организованы еще в первой половине 1920 г., по инициативе дошкольного подотдела Енисейского ГубОНО. Дошкольным подотделом были разработаны инструкции общего характера для дошкольников, положения о детском саде, доме ребенка, детской площадке, детском доме смешанного характера. На курсах обучалось 75 слушательниц, полный курс прослушали 55 и были распределены по всей губернии: «...в г. Красноярске - руководительницами дошкольного возраста в первую школу-коммуну (11), в Дом ребенка № 1 (4), на городские детские площадки (15), во второй детский сад об-ва "Самодеятельность" и площадку при ней (5), в детский дом (3); в г. Енисейск (1), в г. Минусинск (4), в библиотеки (2), остальные по болезни не могут быть назначены (6)» (ГАКК. Ф. Р.93. Оп. 1. Д. 14. Л. 31).

В 1921 г. секцией дошкольного воспитания г. Ачинска было предложено организовать дошкольные курсы, создать передвижные библиотеки с подбором необходимой литературы по дошкольному воспитанию (Архив г. Ачинска. Ф. 18. Оп. 1. Д. 56. Л. 12). В апреле 1921 г. в г. Ачинске были открыты вторые краткосрочные курсы по системе М. Монтессори (Архив г. Ачинска. Ф. 18. Оп. 1. Д. 56. Л. 2). На организованных с 15 июня по 1 августа 1921 г. в г. Ачинске курсах курсисткам читали

лекции по истории культуры, естествознанию, гигиене и оказанию первой помощи, были подготовлены доклады: «Организация детского сада», «День в детском саду», «Дом ребенка Марии Монтессори» (Архив г. Ачинска. Ф. 18. Оп. 1. Д. 56. Л. 22).

Краткосрочные курсы имели целью подготовку работников для различных типов дошкольных учреждений, в основном для детских площадок и детских садов. Например, учебный план краткосрочных курсов-практикумов был рассчитан на шесть недель (34 рабочих дня по б часов, всего 204 ч.) и включал теоретическую подготовку (116 ч.), практику в дошкольных учреждениях (54 ч.), практические занятия (34 ч.). Программа курсов включала изучение следующих вопросов: принципы, цели и задачи советского народного образования и место дошкольного воспитания в нем; организация и основные моменты содержания работы учреждений преддошкольного возраста; развитие и организационные формы дошкольного дела в РСФСР; содержание и методы работы дошкольных учреждений; о политпросветработе в деревне и месте дошкольной работы в ней. Практические занятия были посвящены рисованию, лепке, работе по дереву, музыке и пению, организованным играм (ГАКК. Ф. Р.-137. Оп. 1. Д. 105. Л. 10-11об). Практика в дошкольных учреждениях включала в себя наблюдение за работой воспитателей и самостоятельную работу в детском саду. По окончании курсов слушательницам выдавалось соответствующее удостоверение и вменялось в обязанность по прибытии на места сделать доклады на темы, проработанные на курсах (ГАКК. Ф. Р.-93. Оп. 1. Д. 129. Л. 87).

Для подготовки педагогических кадров в Приенисейской Сибири использовались не только краткосрочные курсы, открываются и долгосрочные курсы в г. Красноярске. К 15 октября 1921 г. «закончены годичные курсы по подготовке дошкольных работников в количестве 32 человек, которые и разосланы по уездам» (ГАКК. Ф. Р.-93. Оп. 1. Д. 95. Л. 13) На следующий год 15 октября 1922 г. закончились очередные годичные дошкольные курсы в г. Красноярске и был произведен выпуск еще 32 дошкольниц. Выпускницы были распределены следующим образом: «для продолжения образования на дошкольном факультете ИНО (3), дошкольные учреждения г. Красноярска (13), дошкольные учреждения Красноярского уезда (5), в Минусинский уезд

З.У. КОЛОКОЛЬНИКОВА. ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРИЕНИСЕЙСКОЙ СИБИРИ В 20-е гг. XX в.

(3), в Ачинский уезд (7), в Канский уезд (1)» (ГАКК. Ф. Р.-93. Оп. 1. Д. 130. Л. 61об).

Создаются условия для организации академического педагогического образования и с этой целью перепрофилируются и открываются педагогические техникумы в гг. Красноярске и Минусинске. На 1922/23 уч. г. в ведении ГубПрофОбра по Енисейской губернии находились Практический институт народного образования с дошкольным и школьным отделениями (ГАКК. Ф. Р.-93. Оп. 1. Д. 125. Л. 83) и педтехникум в г. Минусинске со школьным и дошкольным отделением, где использовались эвристический, лабораторно-трудовой, аналитический, синтетический методы, публичная защита рефератов, а на старших курсах - лекционные методы преподавания; из форм работы - экскурсии, вечерние дополнительные занятия (ГАКК. Ф. Р.-93. Оп. 1. Д. 125. Л. 389). Красноярский институт Народного Образования (ИНО) с тремя отделениями существовал с 1920 г. взамен бывших в Красноярске трех педагогических учебных заведений: Учительской семинарии, Педагогических курсов и Учительского института. Число учащихся на 1 ноября 1922 г. составляло 184, а преподавателей -54 человека (ГАКК. Ф. Р.-93. Оп. 1. Д. 130. Л. 105). В октябре 1922 г. было организовано дошкольное отделение при ИНО (Красноярском педтехникуме с 1924 г., а позднее педучилище им. Горького), где специальные дисциплины вели пионеры дошкольного воспитания г. Красноярска: Е.Ф. Зыкова, Е.И. Брагина, В.П. Михайлова [Циванюк, 1970, с. 175]. Несколько позднее при Красноярском педтехникуме было открыто вечернее дошкольное отделение. Педтехникум имел три корпуса, в которых размещались учебные здания и квартиры преподавателей, школа. Срок обучения в педтехникуме составлял 4 года. Обучение велось на русском языке, и отделений для нацменьшинств не было. Стипендия составляла 8,50 руб. в месяц в 1924/25 уч. г. К началу 1927 г. на дошкольном отделении обучался 31 человек. Система преподавания была семинарско-лабораторная (ГАКК. Ф.Р.-137. Оп. 1. Д. 156. Л. 45). Кроме того, планировалась работа одногодичных (для окончивших девятилетку) и двухгодичных курсов (для окончивших семилетку) при педтехникуме, которые выпускали бы до 60 педагогов в год (ГАКК. Ф. Р.-137. Оп. 1. Д. 156. Л. 46). Преподаватели Красноярского ИНО (педтехникума) активно принима-

ли участие в составлении и реализации программ краткосрочных курсов в первой четверти XX в. (ГАКК. Ф. Р.-93. Оп. 1. Д. 255. Л. 21).

Для дошкольной работы на детских площадках и вечерних комнатах, особенно в летнее время, активно использовался ресурс учащихся пед~ техникумов не только дошкольного, но и школьного отделений. Например, на школьном отделении Красноярского педтехникума к 1927 г. «несколько часов в неделю на двух последних курсах было посвящено вопросам дошкольного воспитания, с целью привлечения слушателей на площадки» (ГАКК. Ф. 137. Оп. 1. Д. 105. Л. 13). Кроме того, 8 и 9 группы отдельных девятилетних школ работали с педагогическим уклоном, например девятилетняя школа № 2 г. Красноярска.

Для повышения уровня образованности руководительниц и приобретения опыта в детских садах городов Приенисейской Сибири в 20-е гг. еженедельно организовывали собрания с разбором работы прошедшего дня. В г. Ачинске рассматривали и обсуждали все недочеты с последующим планированием на следующую неделю. При детском саде № 2 г. Красноярска был организован центр по подготовке и повышению квалификации дошкольных работников, при нем обобщался опыт работы дошкольных учреждений. На базе этого детского сада проходили недельные семинары дошкольных работников, месячные курсы по подготовке руководителей и воспитателей дошкольных летних площадок (ГАКК. Ф. Р.-93. Оп.1. Д. 55. Л. 16). Кроме того, реализовывались и другие формы повышения квалификации. Еще в начале 20-х гг. дошкольной секцией Енисейского ГубОНО было предложено «для поднятия интенсивности работы в уездах созвать съезд всех заведывающих дошкольными секциями уездов с целью инструктирования, обмена мнений по текущей работе и для написания одного плана работы на будущее в конце августа - начале сентября» (ГАКК. Ф. Р.-93. Оп. 1. Д. 39. Л. 75. Д. 95. Л. 13об). В 1922 г. были проведены: городская конференция дошкольных работников в г. Красноярске, на которой «обсуждались вопросы, выдвинутые жизнью дошкольных учреждений», уездная дошкольная конференция в гг. Ачинск и Енисейск (ГАКК. Ф. Р.-93. Оп. 1. Д. 95. Л. 19). В 1922/23, 1923/24 уч. гг. были проведены учительские конференции и уездные курсы в уезд-

ных городах (Канск, Енисейск) (ГАКК. Ф. Р.-93. Оп. 1. Д. 159а. Л. 120), работал институт самообразования педагогов в г. Минусинске (ГАКК. Ф. Р.-93. Оп. 1. Д. 129. Л. 82). В г. Красноярске повышение квалификации проходило при Доме Просвещения посредством кружковой работы. «Регулярно работал дошкольный кружок, объединивший руководительниц детских садов и Домов ребенка, учащихся Педагогического техникума и всего насчитывал не менее 40 участников» (ГАКК. Ф. Р.-93. Оп. 1. Д. 255. Л. 21).

Обеспеченность педагогическими кадрами дошкольных учреждений оставляла желать лучшего, но с использованием различных форм подготовки дошкольниц в 1920-1925 гг. наметилась положительная динамика, и в отчетах о работе губернского отдела народного образования было отмечено, что к 1925 г. «работники дошкольных учреждений на 65 % прошли дошкольную подготовку, общее образование их, ни ниже среднего» (ГАКК. Ф. Р.-93. Оп. 1. Д. 255. Л. 19). Подготовка и переподготовка дошкольных работников охватывала все больший процент и проводилась «путем курсов, съездов-кооперации, путем кружковой работы» (Там же).

Таким образом, важнейшей проблемой в организации дошкольного воспитания в Приенисейской Сибири в 20-е гг. XX в. было отсутствие профессиональных педагогов. Подготовка руководительниц дошкольных учреждений велась через краткосрочные и долгосрочные дошкольные курсы, собрания и семинары, конференции, кружковую работу. При педтехникумах открывались дошкольные отделения, апробировались новые формы повышения квалификации дошкольных работников.

Список сокращений

1. Архив г. Ачинска -Ачинский филиал ГАКК. Ф. 18.

Отдел народного образования при Ачинском

уездном исполкоме рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов за 1917-1925 годы. Оп. 1. Д. 56.

2. ГАКК - Государственный архив Красноярского края. Ф. Р.-93. Енисейский губернский отдел народного образования. Оп. 1. Д. 14, 39, 55, 95, 125, 129, 130, 159а, 255, 287. Ф. Р.-137. Красноярский окружной отдел народного образования. Оп. 1. Д. 105. 156.

Библиографический список

1. Всероссийский дошкольный съезд (2-й съезд): доклад С.Т. Шацкого о подготовке дошкольных работников по дошкольному воспитанию, доклад Е.И. Тихеевой о подготовке работников для учреждений дошкольного возраста // Народное просвещение. 1921. № 94. С. 10-15.

2. Колокольникова З.У. Дошкольное воспитание в Приенисейской Сибири в 20-е годы XX века // Вестник К ГПУ им В.П. Астафьева, 2012. № 2. С. 72-77.

3. Мишакова E.H. Подготовка специалистов дошкольного образования и воспитания в России: историко-педагогический аспект// Преподавание историко-педагогических дисциплин в учреждениях высшего профессионального образования: содержание и современные подходы: сб. науч.тр. / под общ ред. М.В. Богуславского и С.В. Куликовой. Волгоград: Перемена, 2012. С. 208-213.

4. Педагогическая энциклопедия / под ред А.Г. Калашникова. М.: Работник просвещения, 1927. Т. 1. 1160 с.

5. Циванюк К.Д. Развитие дошкольного воспитания в г. Красноярске за 50 лет // Народное образование в Красноярском крае за годы Советской власти. Красноярск, 1970. С. 171-184.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.