Научная статья на тему 'Дошкольное воспитание в Приенисейской Сибири в 20-е годы ХХ века'

Дошкольное воспитание в Приенисейской Сибири в 20-е годы ХХ века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
354
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОБЩЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДЕТСКИЙ САД / ПРИЕНИСЕЙСКАЯ СИБИРЬ / PRE-SCHOOL EDUCATION / PUBLIC EDUCATION / KINDERGARTEN / YENISEI SIBERIA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Колокольникова Зульфия Ульфатовна

Статья посвящена историко-педагогическому анализу проблемы становления дошкольного воспитания в Приенисейской Сибири в 20-е годы ХХ века, уточнены некоторые историко-педагогические факты. Выделен круг проблем, связанных с организацией детских садов в Приенисейской Сибири в 20-е годы ХХ века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRE-SCHOOL EDUCATION IN THE YENISEI SIBERIA IN 20-IES OF THE TWENTIETH CENTURY

This article focuses on the historical and pedagogical analysis of the problem of the formation of pre-school education in the Yenisei Siberia in the 20-ies of the twentieth century, clarifies some historical and educational facts. The range of the issues related to the organization of kindergartens in the Yenisei Siberia in 20-ies of the twentieth century is identified.

Текст научной работы на тему «Дошкольное воспитание в Приенисейской Сибири в 20-е годы ХХ века»

ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В ПРИЕНИСЕЙСКОЙ СИБИРИ В 20-е ГОДЫ XX ВЕКА

Дошкольное воспитание, общественное воспитание, детский сад, Приенисейская Сибирь.

Развитие и становление дошкольного воспитания в Сибири начала XX века представляет особый интерес в региональной историко-педагогической науке. В отечественной дошкольной педагогике имеется ряд исследований, освещающих проблемы развития системы дошкольного воспитания на материалах отдельных республик и округов: Е.Г. Андреева (Белоруссия, 1986); Л.В. Балтина (Украина, 1983); Л.М. Волобуева (Москва, 1994); Г.А. Медведева (Алтайский край, 1992); Т.В. Скляр (Амурская область, 2009); Е.А. Шкатова (Магаданская область, 2001) и др. В них раскрыты особенности становления и развития дошкольного воспитания, присущие рассматриваемым регионам, но нужно отметить недостаток работ, изучающих историю дошкольного образования в Сибири, и в Приенисейской Сибири в частности. Отдельные аспекты становления образования, школы и системы образования в целом в Сибири дореволюционного и послереволюционного периодов отражены в исследованиях В.В. Бибиковой, Е.В Ким, А.И. Шилова, И.Н. Белых, Н.А. Шумаковой и др.

Енисейская губерния являлась самостоятельной территориальной единицей с 1822 года. С 1925 года в связи с образованием территориальной единицы более широкого масштаба — Сибирского края — территория Енисейской губернии была включена в его состав, а в 1934 г. была образована такая административно-территориальная единица, как Красноярский край. Неустойчивость административного деления исследуемого региона в 20-е годы XX века вызвала необходимость выбора наиболее адекватного названия территории. В историко-педагогических исследованиях (В.В. Бибиковой, И.Н. Белых, Н.А. Шумаковой и др.) общепринятым названием территории бывшей Енисейской губернии является понятие «Приенисейская Сибирь».

До революции в Красноярске дошкольное воспитание было представлено учреждениями детского призрения (приюты, очаги и т. д.) и частными детскими садами и яслями (Баландиной, Грудининой, Павловой). Самый первый опыт организованного содержания деревенских детей дошкольного возраста в Енисейской губернии относят к 1902 году. Благодаря частной инициативе В.А. Баландиной (урожденной Емельяновой), в ее родном селе Новоселово были организованы в летние месяцы 1902—1904 годов детские ясли, где содержались крестьянские дети. Это были первые бесплатные сельские детские ясли не только в Енисейской губернии, но и во всей Сибири.

А.Д. Грудинина в 1912 году открыла в Красноярске частный детский сад и школу. В детский сад принимались дети обоего пола от 3,5 до 8 лет, плата составляла 60 рублей в год. Посещало сад и школу 22 ребенка. Школа готовила детей в приготовительный и 1-й классы мужской и женской гимназий, реального училища. По мнению А. Оносовского, «детский сад Грудининой был поставлен очень хорошо и значительно превосходил детский сад г-жи Павловой (около городского сада). В России детские сады являются еще новостью и существуют в немногих сравнитель-

но городах, преимущественно на нашей западной окраине» [Начальная школа..., 1914, с. 69]. В Красноярске к 1912 году было 2 частных детских сада, которые посещало около 50 детей, а в 1916 году уже 4 детских сада.

Вести о февральской революции 1917 года были положительно встречены в Сибири и вызвали многолюдные собрания, митинги и шествия в крупных городах Сибири, в том числе и в Красноярске. Сибиряки в основном приветствовали свержение монархии. Временное правительство приступило к формированию новых государственных органов. Во главе губерний были поставлены губернские правительственные комиссары, в то же время сохранялся, где это возможно, сложившийся аппарат управления. Одновременно с формированием властных органов в Сибири создавались Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов как органы народного самоуправления. В Советах были представлены различные партии. В Сибири, в отличие от многих западных районов страны, сохранялись спокойствие и стабильность.

К лету 1917 года нарастает разочарование политикой Временного правительства: продолжается мировая война, растет инфляция, проходят демонстрации под антивоенными лозунгами (Красноярск, Ачинск, Томск и др). К июлю 1917 года большевикам удается прочно закрепиться только в двух Советах Сибири — Красноярском и Томском. Сибирь в целом представляла собой «небольшевистский район» России. 16 октября, накануне Октябрьского переворота 1917 года, в Иркутске открылся первый съезд Советов Сибири, на нем был образован общесибирский руководящий орган - Центросибирь. 25 октября 1917 года в результате переворота Временное правительство было свергнуто и приняты первые декреты.

Большую актуальность общественное дошкольное воспитание в России приобрело с приданием ему статуса государственности сразу после октябрьских событий

1917 года. В стране были изданы документы, часть из которых напрямую касалась дошкольной ступени (От дошкольного отдела Государственной комиссии по просвещению 1917 г.; Положение об единой трудовой школе РСФСР, Основные принципы ЕТШ 1918 г.). Согласно этим документам, образование начиналось с дошкольного возраста, причем его предполагалась сделать не только «общественным, но и общеобязательным». «Общественное (бесплатное) воспитание детей должно начаться с первого дня рождения ребенка. Система дошкольного воспитания должна являться составной частью всей школьной системы и должна быть органически связана в одно целое со всей системой народного образования» [История..., 1988, с. 41-42]. Согласно положению об ЕТШ, «к единой школе присоединяется детский сад для детей от 6 до 8-летнего возраста» [Там же, с. 44]. Так, создание дошкольных учреждений стало государственным делом, а дошкольное образование впервые в стране приобрело государственный статус.

Красноярск был одним из первых городов, где была установлена Советская власть (29 октября 1917 г.), одновременно советская власть победила в Ачинске (28 октября) и в Минусинске (31 октября), а в ноябре-декабре 1917 года - в деревнях Енисейской губернии, что совсем не было характерно для Сибири. В феврале

1918 года в Иркутске состоялся II Всесибирский съезд Советов, который одобрил деятельность Центросибири и поддержал все постановления Совета Народных Комиссаров. К апрелю 1918 года новая власть была установлена почти на всей территории Сибири.

С ноября 1917 по 1919 год, а затем и позднее в Красноярске было открыто несколько временных детских площадок, которые в дальнейшем стали очагами, а некоторые из них были преобразованы в детские сады. В эти годы организацией дет-

ских площадок (как начальный этап дошкольной работы) занимались благотворительные общества, сохранившиеся как наследие дореволюционной Сибири, в частности «Общество попечения начального образования», которое имело ряд отделов, в том числе «Детский труд и отдых». На средства общества в 1918 году была открыта детская площадка в Юдинском саду, на Каче. К концу работы площадки, т. е. осенью, общество объявило, что оно имеет средства для открытия детского сада, который и был открыт осенью 1918 года в доме Сибирцева, на Каче (руководитель площадки и детского сада - Е.Ф. Зыкова). В детском саду было организовано двухразовое питание. Рабочими и членами общества «Детский труд и отдых» было изготовлено большое количество игрового материала. Детский сад жил своей жизнью, но приближение войск Колчака тревожило все население и местные власти. По воспоминаниям Е.Ф. Зыковой: «И вот в город вошли колчаковцы. Персонал детского сада за несколько часов проводил или раздал родителям детей, и все мы ушли из детского сада, который просуществовал всего несколько месяцев» [Циванюк, 1970, с. 173].

Становление дошкольного воспитания в Енисейской губернии с 1917 по 1919 год - малоизученная проблема, а недостаток архивных материалов создает сложности в восстановлении хронологии этого процесса. Нужно отметить, что положения и инструкции по дошкольному образованию были реализованы только после окончательного установления новой власти.

6 января 1920 года Красная Армия при поддержке партизан заняла Красноярск, начинаются реформирование школы и создание детских садов в соответствии с документами по народному образованию, принятыми новой властью (о передаче в ведение Наркомпроса образовательных учреждений всех ведомств от 30 мая 1918 г.; создание губернских уездных отделов народного образования с подотделами от 18 июня 1918 г.; Инструкция по ведению очага и детского сада от

1919 г.; Декларация по дошкольному воспитанию от 1920 г. и др.). Енисейский губернский отдел народного образования был организован 6 января 1920 года, на 4 дня раньше, чем в Новониколаевске, где было учреждено СибОНО. В статье К.Д. Циванюка отмечено, что «детский сад по пер. Покровскому (Грудининой) был национализирован в 1919 году и ему был присвоен первый номер» [Циванюк, 1970, с. 179]. По данным архива, за детский сад была выплачена А.Д. Грудининой компенсация в размере «124 000 рублей за взятое у ней губнаробразом имущество, согласно оценки комиссии и по описи, составленной той же комиссией» (ГАКК. Ф.Р. 93. Оп. 1. Д. 55. Л. 77). А.Д. Грудинина исполняла обязанности заведующей детским садом до июня 1920 года, а затем была освобождена от своих обязанностей. Выплата компенсации и увольнение Грудининой прошло одним приказом по Енисейскому губернскому отделу народного образования за № 52 от 7.06.1920. Следовательно, частный детский сад Грудининой был национализирован уже в 1920 году, что не могло случиться в 1919 году, т. к. Красноярск с осени

1918 и до января 1920 года находился под властью антибольшевистского правительства.

В период Гражданской войны (1918—1922) промышленность и сельское хозяйство региона сильно пострадали. Положение усугубилось суровыми морозами зимы 1919—1920 годов, голодом, эпидемиями тифа и холеры, уменьшением населения и т. д. В этих сложных социально-экономических условиях продолжалось становление дошкольного воспитания в регионе.

Детские сады открываются во всех городах Приенисейской Сибири в 20-е годы. Архивные данные показывают, что уже к 1921 году было открыто 29 детских садов

на территории Енисейской губернии, можно отметить высокие темпы развития сети дошкольных учреждений, часть из которых открывалась на базе детских летних площадок. В Ачинске на октябрь 1921 года существовало 2 детских сада, а на декабрь 1921 года функционирует уже три детских сада, которые посещают 180 детей (табл. 1). Нужно отметить, что посещаемость к осени понижалась до 50 %. Это объяснялось тем, что дети из беднейшей части города не имели одежды и обуви (Архив г. Ачинска. Ф. 18. Оп. 1. Д. 56. Л. 8).

Таблица 1

Сведения о дошкольных учреждениях Енисейской губернии к 1 октября 1921 года (ГАКК. Ф.Р. 93. Оп.1. Д.95. Л. 11)

Местонахождение, уезд Название Кол-во учреждений Кол-во детей Кол-во педагогов Примечание

Красноярск Д/с Очаг Дом ребенка 7 1 660 91 140 30 6 19 Один при школе-коммуне

Канск Д/с Дом ребенка 7 1 383 20

Ачинск Д/с Дом ребенка Колония 1 1 345 48 30 14 7 4 2 в городе 2 в уезде

Енисейск Д/с Дом ребенка 1 1

Минусинск Д/с Дом ребенка 2 1 175

Всего 29

Деятельность детских садов, открываемых в 20-е годы XX века, строилась на опыте дореволюционных частных детских садов, работавших по системе Ф. Фребе-ля, М. Монтессори, А.С. Симонович, С.Т. Шацкого и др. Необходимо отметить, что в 20-е годы большую актуальность приобретают идеи коммунистического дошкольного воспитания, идеологами которого в этот период становятся Н.К. Крупская, А.В. Луначарский и др.

Подтверждением того, что зарубежные и отечественные теории дошкольного воспитания стали отправной точкой в деле организации дошкольного воспитания в Приенисейской Сибири в 20-е годы XX века стали архивные материалы. Несмотря на определенные усилия в области развития дошкольного воспитания, единой программы воспитания детей дошкольного возраста не существовало. Это следует из отчета секции дошкольного воспитания Ачинска от 17 марта 1921 года. «В силу того, что дошкольное воспитание слишком ново, а особенно оно ново в Сибири, работать приходится почти наугад. Нет педагогической литературы по дошкольному воспитанию, не приходится уже говорить о специальной библиотеке, нет подготовленных работников, отсутствуют, какие бы то ни было, материалы и пособия. В садах применяется система Фребеля (плетение, кубики-кирпичики, сгибание) и Монтессори, но очень слабо, так как весь его дидактический материал приобрести нет возможности. Нет той обстановки, которая необходима при системе Монтессори. Поэтому руководителям приходится часть брать из Фребеля, часть из Монтессори и свободного воспитания и работать, насколько позволяют материалы и обстановка» (Архив г. Ачинска. Ф. 18. Оп. 1. Д. 56. Л. 19).

В становлении дошкольного воспитания в 20-е годы XX века главной была задача улучшения общественного воспитания детей (создание сети дошкольных учреждений: яслей, садов, очагов и т. п.) и раскрепощения женщин для активного их участия в общественном производстве и общественно-политической жизни (программа РКП (б) 1919 г.). В соответствии с постановлениями первых Всероссийских съездов по дошкольному воспитанию (апрель и ноябрь 1921 г., октябрь 1924 г., декабрь 1928 г.) и указаниями Наркомпроса коллективами детских садов велась работа по пропаганде общественного дошкольного воспитания, привлечению широких масс трудящихся к участию в деле дошкольного строительства и изысканию таких форм и методов работы, которые бы наиболее полно решали задачи коммунистического воспитания детей дошкольного возраста.

На предприятиях, в учреждениях, магазинах, клубах, красных уголках организовывались большие тематические выставки. Коллективы детских садов были связаны с женотделами и проводили совместную работу по пропаганде общественного дошкольного воспитания. Матери-работницы посещали собрания, некоторые из них принимали участие в субботниках по благоустройству детских садов, в организации и работе вечерних комнат для детей при клубах и рабочих общежитиях. Многие из общественниц стали позже активными членами дошкольного культпохода, они учились на курсах, чтобы работать на летних площадках с детьми.

Организаторы детских садов Приенисейской Сибири в изучаемый период сталкивались с целым рядом проблем, самой сложной из которых была проблема отсутствия специальных помещений, нехватки материальных средств на необходимый инвентарь, питание и выплату заработной платы. Часть проблем предполагалось устранять на местах. «Помещения детских садов г. Енисейска не отвечали своим требованиям. Было решено, что в отношении оборудования недочеты должны быть устранены. Нужно вовлечь в это дело шефствующие производства в городе. В колхозах также найдутся хорошие столяры, которые справятся с эти делом и таким образом детские сады вполне будут оборудованы мебелью. Недостаток игрушек можно изжить путем заказа педтехникуму, там делают игрушки» (ГАКК. Ф. 1413. Оп. 1. Д. 1. Л. 32). В связи с расширением работ по обустройству детских садов были сделаны крупные заказы на дошкольные пособия и мебель в Ачинске. Существенной проблемой было то, что дошкольные учреждения не располагали учебно-методической базой для работы с детьми дошкольного возраста, не хватало квалифицированных педагогов.

В наступившем 1922 году в связи с новой экономической политикой и при недостатке продовольственных ресурсов в Приенисейской Сибири размах развития дошкольных учреждений резко сокращается. В отчетах Енисейского ГубОНО можно увидеть следующее: «Хозяйственное содержание и содержание технического персонала в детучреждениях передается на местные средства, а количество детских пайков сокращено вдвое. Произведено значительное сокращение штатов как педагогического, так и технического персонала, что не могло не отразиться на работе и жизни детских учреждений» [Народное образование..., 1922, с. 7]. Маломощные дошкольные учреждения были закрыты для того, чтобы поддержать более жизнеспособные учреждения: закрыли все детские сады в Ачинске и Енисейске, в Красноярске количество садов уменьшилось с 7 до 4, всего по Приенисейской Сибири количество дошкольных учреждений уменьшилось с 29 до 23 (табл. 2) [Бибикова, 2008, с. 66]. Для сравнения: в Амурской области к 1925 году было только 3 детских сада [Скляр, 2009, с. 57].

Таблица 2

Сведения о дошкольных учреждениях Енисейской губернии на ноябрь 1922 года [Бибикова, 2008, с. 66]

Название Кол-во учреждений, местонахождение, уезд Общее кол-во

Красно- ярск Ачинск Мину- синск Канск Ени- сейск Кол-во детей Кол-во педаго- гов

Д/с 4 — 1 1 _ 325 20

Очаг 1 — — — — 70

Дом ребенка 3 1 1 1 1 630 58

Дошкольные группы 3 2 1 3 - 380 31

при д/д

Всего учреждений И 3 3 5 1 23

Из вышеизложенного видно, что становление дошкольного воспитания в При-енисейской Сибири в 20-е годы XX века проходило сложные этапы, связанные с историческими, политическими и социально-экономическими преобразованиями в регионе. Проблемами, с которыми сталкивались организаторы детских садов в Приеннисейской Сибири, в изучаемый период были: слабая материально-техническая база, непопулярность дошкольного воспитания, отсутствие поддержки населения, слабая теоретическая и практическая основа для организации дошкольного воспитания, недостаток методического обеспечения, отсутствие профессиональных педагогов и др. В изучаемый период отмечен значительный рост числа детских садов в регионе. В целом, практика дошкольного воспитания в 20-е годы. XX века и ее анализ позволили создать теоретическую и практическую базу для развития отечественного дошкольного воспитания.

Список сокращений

ГАКК - Государственный архив Красноярского края.

Библиографический список

1. Бибикова В.В. Становление единой трудовой школы в 20-е годы XX века в Приени-сейской Сибири. Красноярск, 2008. 352 с.

2. История советской дошкольной педагогики: хрестоматия / сост. Н.Б. Мчедлидзе. М.: Просвещение, 1988. 447 с.

3. Начальные школы города Красноярска / под ред. А. Оносовского. Красноярск, 1914. 76 с.

4. Народное образование в Енисейской губернии. Красноярск, 1922. 18 с.

5. Скляр Т.В. Становление и тенденции развития дошкольного воспитания в Амурской области: дис. ... канд. пед. наук. Благовещенск, 2009. 168 с.

6. ТТив а шок К.Д. Развитие дошкольного воспитания в г. Красноярске за 50 лет// Народное образование в Красноярском крае за годы Советской власти. Красноярск, 1970. 198 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.