Section 7. Pedagogy
11. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: в 2 т. М.: Педагогика, 1989. Т. 1. 485 с.
12. Сериков В. В. Личностно ориентированное образование//Педагогика. 1994. № 5. С. 16-19.
13. Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. М.: Знание, 1983.
14. Шиянов Е. Н. Развитие личности в обучении. М.: Академия, 1999. 288 с.
15. Шрамко И. В. Условия самореализации личности в образовательной среде вуза//Педагогическое образование в России. 2011. № 4. С. 34-38.
Zhumabayeva Aziya Eleupanovna, Head of early years and primary school education department, Doctor of education, Professor, Ospanov Tolegen Karazhanovich, Candidate of education, Professor, Kdyrbayeva Azatkul Ahmetovna, Candidate of physics and mathematics, Professor, Omarova Gulnar Joldasovna, Master of education, senior lecturer, Yerkebayeva Saule Jomartovna, Master of education, senior lecturer, Tajiyeva Marzhan Kadirbayevna, Master of education, lecturer Abay Kazakh National Pedagogical University, Almaty, Kazakhstan
E-mail: [email protected]
The comparative analysis of early years practitioner’s training in the Republic of Kazakhstan and abroad (England, Russia, Latvia)
Annotation: The article considers tasks of EY practitioner’s training in Kazakhstan and abroad. It analyses an experience of early years institution’s development in these countries.
Key words: early childhood education, kindergarten, early childhood institution, curriculum, national standard of early childhood education, bachelor, master degree.
Жумабаева Азия Елеупановна, зав. кафедрой теории и методики дошкольного и начального образования, доктор пед. наук, профессор, Оспанов Толеген Каражанович, кандидат пед. наук, профессор, Кдырбаева Азаткуль Ахметовна, кандидат физ.- мат. наук, профессор, Омарова Гульнар Жолдасовна, магистр педагогики, старший преподаватель, Еркебаева Сауле Жомартовна, магистр педагогики, старший преподаватель, Таджиева Маржан Кадирбаевна, магистр педагогики, преподаватель (Казахский Национальный педагогический университет им. Абая, Алматы, Казахстан)
E-mail: [email protected]
Сравнительный анализ подготовки специалистов дошкольного образования в Республике Казахстан и за рубежом (Англия, Россия, Латвия)
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы профессиональной подготовки специалистов дошкольного образования в Республике Казахстан и странах ближнего и дальнего зарубежья. Проводится анализ опыта развития дошкольных организаций образования в этих странах.
Ключевые слова: дошкольное образование, детский сад, дошкольная организация образования, программа обучения, государственный стандарт дошкольного образования, бакалавриат, магистратура.
В современных условиях инновационных преоб- специалистов дошкольного образования. В связи
разований образовательной сферы меняется страте- с этим становится необходимым обратить внимание гия подготовки специалистов, в том числе и будущих на использование позитивного опыта, накопленного
106
Секция 7. Педагогика
в истории отечественного дошкольного образования, у истоков которого были такие видные педагоги и общественные деятели как Н. Кулжанова, О. Д. Мух-ля, Е. Л. Романова, М. Г. Солдатова. К. Д. Травина, М. Ф. Покровский, Ш. Бегимбетова и другие.
История развития дошкольной системы Казахстана восходит к началу XX века. С 1917 года в республике стали создаваться дошкольные организации в виде детских площадок. Одними из первых они открылись в городах Семипалатинск и Верный (ныне г. Алматы). В Семипалатинске в 1921 году насчитывалось 5 детских площадок: по одной для мусульманских и еврейских, три — для русских детей. В Верном функционировала одна детская площадка на 300 детей, которую вскоре преобразовали в детский сад по инициативе слушательницы Петроградских фребелевских курсов
О. Д. Мухля. Для организации работы детского сада в помощь воспитателям О. Д. Мухля издает первую книгу методического характера «Детский сад и его работа» (1919), в которой излагает рекомендации по работе с детьми дошкольного возраста с учетом местных условий. В ряде областей создавались дошкольные юрты по обучению матерей правильному уходу за ребенком, дошкольные библиотеки, проводились «недели ребенка» [1].
Выдающийся вклад в развитие системы дошкольного образования и воспитания, расширение сети детских садов, в разработку научных начал дошкольного воспитания внесла Назипа Кулжанова (1887-1934). Автор известных работ « Дошкольное воспитание» (1923), «Мать и дитя» (1927) и других статей по дошкольному воспитанию и другим общественно-педагогическим проблемам, которые оказали позитивное влияние на их развитие., Большую роль в развитии дошкольного воспитания в Казахстане сыграл также М. Ф. Покровский, который организовал дошкольные учреждения в г. Акмолинске.
В 1922 году в целом в республике работали 22 детских сада и площадки. С начала 30-х годов были открыты несколько учительских и педагогических институтов в областных центрах страны, ряд педучилищ, а также создан научно-исследовательский институт педагогических наук (1933 г.).
К 1940 году во всех областях функционировало 517 дошкольных организаций с охватом более 21 тысячи детей дошкольного возраста Примечательно, что за годы Великой Отечественной войны было открыто еще 188 яслей-садов Основная задача дошкольных организаций до 1961 года в основном состояла в присмотре и уходе за детьми занятых на работе родите-
лей, в то же время большое внимание уделялось их физическому развитию и охране здоровья. Работали в дошкольных организациях в основном выпускники педагогических училищ [2].
К 1990 году число дошкольных организаций достигло своего пика и составило 8881, их посещало 47,8% детей страны от 2 месяцев до 7 лет.
Начиная с переходного периода в 1991 году сеть дошкольных организаций в республике снизилась на 80% в результате передачи детских садов в негосударственный сектор за счет их приватизации (19972000 г.), в итоге к 2001 г. потеряно 82% яслей- садов. Охват детей от 0 до 7 лет снизился до 10% и функционировало лишь 1158 дошкольных организаций
В 1998-1999 гг., в результате специально принятых мер стали происходить положительные изменения: процесс закрытия дошкольных организаций прекращается, постепенно открываются ранее закрытые дошкольные учреждения. Детский сад действительно становится основной формой дошкольного воспитания и обучения детей, эффективной моделью первой ступени непрерывного образования и ранней социализации детей. В дошкольных организациях воспитывалось 146,4 тысяч детей или 15% от общего количества детей дошкольного возраста.
В ноябре 1999 г. правительство Казахстана приняло постановление № 1762 «О вопросах обязательной предшкольиой подготовки детей», согласно которому в образовательных учреждениях могут открываться одногодичные предшкольные классы для подготовки детей к школе. Это постановление позволило охватить до 70% детей 5-6 — летнего возраста. Норма обязательной предшкольной подготовки стала одним из достижений страны в пользу детей дошкольного возраста..
Республика Казахстан — единственная из стран СНГ законодательно закрепила право ребенка на предшкольную подготовку. В этом же году президент страны Н. Назарбаев определил, что восстановление и развитие системы дошкольного образования является одним из национальных приоритетов в образовании.
В современных условиях развитие системы дошкольного образования в значительной степени обусловлено тем, насколько эффективно осуществляется подготовка и переподготовка педагогических кадров. Важным шагом стало введение в 2000 году специальности «Педагогика и методика дошкольного воспитания» в «Классификатор специальностей высшего образования», то есть была восстановлена подготов-
107
Section 7. Pedagogy
ка кадров с высшим образованием по дошкольным специальностям. В эти годы разработаны и прошли апробацию 19 учебно-методических комплексов из 82 наименований на государственном и русском языках. Уже в 2003-2004 учебном году более 220 тысяч воспитанников предшколы были обеспечены первым поколением учебников. В течение последующих 10 лет эти показатели непрерывно возрастали [3].
В 2006 году был утвержден государственный общеобязательный стандарт высшего профессионального образования (бакалавриат) для специальности «Дошкольное обучение и воспитание», в 2009 году этот стандарт был переработан, дополнен определением общих и специальных профессиональных компетенций выпускников. Компетентностный подход выступает основой обновления содержания профессионального образования. Таким образом, были созданы условия для подготовки специалистов с высшим образованием для дошкольных организаций. Этому способствует открытие в каждом областном педвузе факультетов ПМНО и дошкольного обучения и воспитания. Расширяется прием в магистратуру по данной специальности.
В настоящее время в 22 вузах республики осуществляется подготовка специалистов данного профиля. Действующий государственный общеобразовательный стандарт высшего образования Республики Казахстан по специальности 5 В010100 — «Дошкольное воспитание и образование» предусматривает получение студентами общекультурного уровня и профессиональной подготовки. В нем определены следующие направления деятельности преподавателей вуза в формировании профессиональной компетентности студентов: применение педагогических технологий в преподавании предметных дисциплин (эмпирический уровень); реализация комплексной программы подготовки студентов к профессиональной деятельности (теоретический уровень); организация практической и исследовательской деятельности студентов в инновационных дошкольных организациях (практический уровень).
Таким образом, модернизация системы высшего педагогического образования напрямую связана с возросшими требованиями к уровню компетентности бакалавра по дошкольному обучению и воспитанию.
Большой интерес вызывает система подготовки педагогов для дошкольных организаций в России, так как здесь решаются похожие проблемы: определение содержания, методов и средств дошкольного образо-
вания, наиболее подходящих для гармонического, психофизического и социального развития детей; перестройка деятельности дошкольных учреждений с целью наиболее полного удовлетворения нужд семьи. Обзор российского опыта дошкольного образования позволяет максимально возможно учесть специфику профессиональной деятельности будущего специалиста дошкольного образования и определить перечень специальных педагогических компетентностей, необходимых для ее успешного осуществления.
В 60-е годы XIX века в российском педагогическом образовании произошли важные преобразования, обусловленные интенсивным развитием капиталистических отношений, активным общественно-педагогическим движением, законодательной деятельностью Министерства народного просвещения. Последствием этих изменений явилось пробуждение у широкой общественности (педагогов, родителей, врачей, молодежи и других) интереса к проблемам дошкольного периода детства и возникновение нового для России воспитательно-образовательного учреждения — детский сад.
Первые российские дошкольные учреждения создавались по образцу фребелевских детских садов Германии. Автор системы общественного дошкольного воспитания Ф. Фребель как важную составляющую педагогической системы рассматривал организацию подготовки воспитателя детского сада, в которую включал знание физиологии ребенка, психологии и педагогики, общекультурных дисциплин. Отношение к системе Фребеля в России было двояким: одни считали необходимым внедрять ее в том виде, как она применялась в Германии, другие стремились брать из нее идеи для последующей доработки и реализации в российских условиях.
В начале XX века российская педагогическая общественность горячо поддерживала идею общественного дошкольного воспитания, детские сады назывались лучшей школой социального воспитания. Знакомство с различными педагогическими системами, теоретическая разработка проблем воспитания русскими педагогами (К. Д. Ушинский, Е. Н. Водовозова, А. С. Симонович, И. А. Сикорский и другие), собственный опыт организации дошкольных учреждений позволили в достаточно сжатые сроки заложить концептуальные основы самобытной национальной системы общественного дошкольного воспитания в России.
В первые годы XX века наблюдался численный рост дошкольных учреждений, которые характери-
108
Секция 7. Педагогика
зовались видовым разнообразием: приюты, детские сады — частные, общественные (народные), семейные, ясли, детские колонии, площадки, очаги. Во всей России до 1917 г. существовало 285 дошкольных учреждений (яслей, детских очагов, детских садов), общее число детей в них было около 5 000 [4].
Первые русские детские сады создавались в помощь семье, стремящейся дать полноценное воспитание своим детям. Цель воспитания по Фребелю -развитие природных способностей детей — как нельзя лучше соответствовала запросам прогрессивных родителей того времени.
Увеличение количества дошкольных учреждений обусловливалось социально-педагогическими причинами. Школа предъявляла определенные требования к уровню подготовленности ребенка. Родители не всегда могли подготовить детей к школе. Развитие промышленности, особенности жизни во время первой мировой войны повлияли на процесс активного привлечения дееспособных матерей в производственную сферу. Деятельность по созданию народных детских садов, очагов, детских площадок и других учреждений выполнялась как социальный заказ общества.
Инициаторами создания первых детских садов выступали частные лица и общественные организации — педагогические общества и кружки. Среди первых: Московское общество воспитательниц и учительниц (1870 г.), Санкт-Петербургское Фребелев-ское общество (1871 г.).
В связи с революционными событиями 19051907 гг. наметилась динамика роста педагогических и общественных объединений. Увеличение сети детских дошкольных учреждений вызвало создание в России педагогических курсов по подготовке детских садовниц.
Одним из первых вопрос о специальном педагогическом образовании поставил К. Д. Ушинский, который дал научное обоснование значения этого вида подготовки. «А почему же и не быть педагогическому факультету? Целью было бы изучение человека во всех проявлениях его природы с специальным приложением к искусству воспитания» [5].
Проблема подготовки руководительниц и воспитательниц детских садов становится одной из актуальных. Считалось, что не только воспитатели, но и содержательница детского сада должна иметь ценз не ниже учительницы начального училища, т. е. обязательное педагогическое образование. Таким образом, специальная подготовка педагогических работников для общественного дошкольного воспи-
тания выделилась из системы женского образования и являлась частью общепедагогической подготовки.
В советское время в 20-е — 30-е годы XX века государственное профессиональное образование дошкольных работников было представлено разными типами учебных заведений, содержание учебных планов которых было направлено на квалификационную подготовку и обеспечение кадрами всех ступеней системы дошкольного воспитания и образования (детские сады, курсы, педтехникумы — педучилища, вузы).
Особую роль в подготовке специалистов дошкольного образования сыграл старейший педагогический вуз России, известный как второй МГУ—Московский государственный педагогический институт (МГПИ).
Преподавательским коллективом педагогического факультета МГПИ были разработаны организационные и теоретические положения построения учебного процесса подготовки специалистов для учебно-воспитательных учреждений страны, определены и развиты направления научного изучения проблем общественного дошкольного воспитания, послужившие основой для государственной педагогической системы.
В настоящее время этот вуз переименован в Московский государственный педагогический университет и является центром подготовки научных и педагогических кадров для системы образования страны.
Одним из мировых лидеров в сфере образования является Англия, наиболее крупная историческая и административная часть Великобритании, в которой сложилась и эффективно функционирует многоступенчатая система подготовки педагогических кадров. Многочисленные британские реформы и инновации последние трех десятилетий в этой сфере опираются на уходящие в многовековую историю традиции этого европейского государства и являются их дальнейшим развитием. Их изучение позволяет не только переосмыслить накопленный поколениями опыт и понять истоки многих происходящих в стране процессов, но и вывести всю систему педагогического образования на качественно новый уровень.
Быстрое развитие сети дошкольных учреждений в Англии началось в годы Второй мировой войны. В этот период основным видом дошкольных учреждений стали платные круглосуточные ясли, куда принимали детей в возрасте от нескольких месяцев до 5 лет. В соответствии с «Актом об образовании» 1944 года дошкольное воспитание должно было стать
109
Section 7. Pedagogy
всеобщим, где было предусмотрено, что дети 2-5 лет должны посещать начальную школу, для малышей от 2-5 лет предназначены специальные классы, которые могут быть государственными (бесплатными) или частными. В связи с тем, что власти больше внимания уделяли развитию среднего и высшего образования, положения, изложенные в законе, не были реализованы.
В 60-е годы увеличилось число частных учреждений, среди которых распространение получили игровые группы. В 1962 году была создана Ассоциация дошкольных игровых групп. В 1970-1980-е годы хотя и были предприняты попытки укрепить государственную систему дошкольного воспитания, но выделяемые средства были явно недостаточны, чтобы решить эту проблему.
В 1989 году в Великобритании принят «Закон о детях», который вступил в силу в октябре 1991 года. Основные положения предусматривали усиление государственного контроля за учреждениями дошкольного воспитания. Подлежали регистрации все дошкольные службы, няни, родители, организующие семейные детские сады, дневные ясли, работающие свыше шести недель в году. В 1996 году лишь более половины детей в возрасте до 5 лет посещали различные типы дошкольных учреждений.
В 2000 году британское правительство ввело так называемую базовую ступень, которая включает дошкольные учреждения, находящиеся на бюджетном финансировании и предоставляющие образование детям 3-5 лет. Базовая ступень распространяется и на негосударственные учреждения, если они получают определенные правительственные субсидии. Все эти учреждения обязаны следовать единой государственной образовательной программе (« Программа — руководство для базовой ступени», 2000) и реализовать цели раннего обучения, установленные Законом 2002 года. Предпринятые меры способствовали усилению контроля над дошкольным образованием, приведению его к единой системе, повышению статуса и качества. Образовательные программы для разных ступеней носят название «Куррикулум».. Введение единого программного документа в значительной степени регламентировало и структурировало учебно-воспитательный процесс в дошкольных учреждениях Великобритании. В 2002 году была выпущена программа для детей от рождения до 3 лет «От рождения до трех — это важно» и принято кардинальное решение объединить базовую ступень (3-5 лет) с ранним возрастом
(0-3 лет) и разработать единую образовательную программу [6].
Количество детей, получающих бесплатное образование, постоянно увеличивается. Это происходит в результате внедрения с 1998 года специальной правительственной программы. Согласно ей, дети 4-х летнего (а с 2004 года и 3-х летнего) возраста имеют право на бесплатное дошкольное образование в объеме 12,5 часов в неделю на протяжении 38 недель в год. Это право их родители могут реализовать не только в государственных, но и частных и некоммерческих дошкольных учреждениях, если таковые участвуют в данной программе.
В настоящее время в Англии функционируют дошкольные учреждения разных типов. Они различаются по источникам финансирования, целям, содержанию и режиму работы, контингенту детей, особенностям организации своей деятельности. Это ясельные школы (англ. Nurseryschools, учреждения образовательного типа для детей 2/3-5 лет) и классы, дневные ясли, семейные, игровые и ясельные центры, клубы матери и ребенка, игровые группы, библиотеки игрушек. Дошкольное образование обеспечивают также нулевые или подготовительные классы школ (приемные классы) и частные няни, многие из которых стремятся получить государственную аккредитацию.
Наибольшей популярностью у родителей пользуются игровые группы, делающие акцент на социальном развитии ребенка, а также ясельные школы и подготовительные классы, как заведения, прежде всего образовательного типа.
Таким образом, концепция английского детского сада, сложившаяся за длительную историю развития характеризуется, прежде всего, личностным направлением и индивидуальным подходом к детям. Важное место отводится игре, созданию предметно-развивающей среде, причем акцент делается на его развивающем аспекте.
В Англии нет официальных, документов, регламентирующих содержание работы дошкольных учреждений. Работники дошкольных учреждений самостоятельно составляют программы в соответствии с указаниями, получаемыми на специальных конференциях и курсах. Однако в последнее время ученые и практики поднимают вопрос о необходимости создания национальной программы воспитания для дошкольных учреждений. Разнообразие типов учреждений привело к разнообразию содержания работы с детьми. Характерной особенностью, объединяющей практически все программы дошкольных учреждений,
110
Секция 7. Педагогика
является всестороннее развитие детей, при усилении личностной направленности воспитания и обучения. В практике английских дошкольных учреждений активно используются методы М. Монтессори [6].
Профессиональные стандарты для педагогов, в том числе для воспитателей (Professional Standards for Teachers), разработанные Департаментом образования и Агентством по подготовке и развитию педагогических кадров (TDA), используются в Англии с 1998 г. На протяжении десятилетия эти документы неоднократно уточнялись (последняя версия — 2007 г.)
Особенностью стандартов для учителей в Англии является то, что к ним прилагается руководство, которое обеспечивает процедуру выявления сформированное™ профессиональных компетенций и предполагает взаимосвязь требований стандартов. Согласно требованиям стандартов, каждый вуз обязан: разработать программу курса обучения, содержание которой обеспечит достижение стандарта для получе-
ния статуса квалифицированного учителя; оценить сформированность каждой из компетенций стандарта; подготовить каждого студента к преподаванию на двух основных ступенях Государственного учебного плана; предоставить возможности реализации индивидуальных образовательных потребностей студентов; ознакомить всех студентов с требованиями стандарта и помочь им выстроить образовательный маршрут оптимально, чтобы все требования стандарта были выполнены; организовать партнерство со школами и детскими садами и совместно осуществлять подготовку и оценивание детей; координировать теоретическую подготовку в вузе с практической на рабочем месте.
На наш взгляд, именно в этот период были заложены основы практико-ориентированной модели подготовки будущих специалистов на рабочем месте, которая играет ведущую роль в современном высшем профессиональном образовании страны.
Список литературы:
1. Жарикбаев К. Б. История развития педагогической мыслив Казахстане.- Алма-Ата, 1968.- 167 с.
2. Баймуратова Б. Б. Дошкольным учреждениям Казахстана- 60 лет//Бастауыш мектеп.- 1980.-№ 3
3. Джадрина М. Ж., Байжасарова Г. З. Теоретико-методологические аспекты развития школьного и дошкольного образования в условиях ориентации на результат. Алматы. 2006.- 255 с.
4. Жундрикова С. В. Подготовка специалистов дошкольного воспитания в РСФСР (1917-1941 гг.). — М.,2006
5. История дошкольной педагогики в России\Под ред. С. Ф. Егорова, Хрестоматия.- М., 1999
6. Gillard D. Education in England: a brief history.- 2012 (электронный ресурс)
Ishkova Elena Ivanovna, Eletski State University IA Bunin, assistant preschool department and correctional pedagogy
E-mail: [email protected]
Television as a component of the educational activities of preschool children
Abstract: the article describes the capabilities and features ofthe television as a component ofthe educational activities ofpreschool children. The article provides guidelines for the parents for the organization ofwatching TV in the family. Keywords: Television, preschool child, information, TV culture.
Ишкова Елена Ивановна, ассистент кафедры дошкольной и коррекционной педагогики ЕГУ им. И. А. Бунина E-mail: [email protected]
Телевидение как компонент образовательной деятельности детей дошкольного возраста
Аннотация: в статье раскрываются возможности и особенности телевидения как компонента образовательной деятельности дошкольника, даются методические рекомендации родителям для организации просмотра телепередач в семье.
111