КОНТ ТЕПТ
Кондрашова Н. В. Летопись важнейших событий становления и развития региональной системы дошкольного образования в Мордовии с 1913 по 2013 годы // Концепт. - 2013. - № 09 (сентябрь). -ART 13176. - 0,6 п. л. - URL: http://e-
научно-методический электронный журнал ^^да/тУб. 1^. - Г- с. рег. Эл №фС 77-АРТ 13176 УДК 373.2 49965. - ББЫ 2304-120Х.
Кондрашова Наталья Владимировна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики дошкольного и начального образования ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева», г. Саранск [email protected]
Летопись важнейших событий становления и развития региональной системы дошкольного образования в Мордовии с 1913 по 2013 годы
Аннотация. Статья представляет собой летопись исторических событий и фактов о развитии системы дошкольного образования в Мордовии на протяжении 100 лет. В ней представлены ключевые события, повлиявшие на становление, развитие и модернизацию дошкольной сети, системы подготовки кадров для ДОУ и управления дошкольным образованием Мордовии на разных исторических этапах, а именно в период открытия первых дошкольных учреждений (1913-1917 годы); становления дошкольного образования как важного звена государственной образовательной системы (1917 - начало 30-х годов); интенсивного развития дошкольного образования (30-50-е годы ХХ века); устойчивого развития дошкольного образования (60-80-е годы ХХ столетия); муниципализации и модернизации дошкольного образования (90-е годы ХХ века - 2010 год) и на современном этапе (с 2010 года и по настоящее время).
Ключевые слова: дошкольное образование, этап, региональная система, столетие, летопись, дошкольное учреждение.
2013 год - особенный в истории дошкольного образования. В этом году исполняется ровно 100 лет с момента открытия первых детских садов на территории современной Республики Мордовия.
В Мордовии дошкольная сеть развивалась поэтапно, сложно и противоречиво. Период зарождения дошкольных учреждений по инициативе общественности сменился этапом становления учреждений как звена государственной образовательной системы, когда акцентировалось внимание на построении работы с учетом этнокультурной специфики. В последующем активно осуществлялось создание дошкольной сети, учитывающей характер трудовой и общественной занятости населения в различные сезоны, а также ценностно-целевые ориентиры повышения ресурсной обеспеченности и качества работы учреждений в конкретно-исторических условиях. В процессе укрепления дошкольной сети, с одной стороны, отмечалось увеличение количества постоянно действующих дошкольных учреждений и улучшение ресурсной обеспеченности из-за ведомственной принадлежности, с другой - наличие сложностей с охватом детей дошкольными учреждениями, снижением уплотненности групп, отражением регионального аспекта в воспитательно-образовательной работе. В контексте современных политических, социально-экономических и иных преобразований в стране в целом и регионе в частности кардинальные изменения коснулись и дошкольной сети Республики Мордовия, повлияв на видовое разнообразие, ведомственную принадлежность, ресурсную и программно-методическую обеспеченность учреждений. Педагогическая деятельность современных учреждений дошкольного образования не столь единообразна как в предыдущие годы и отражает исследовательский характер деятельности отдельных педагогических коллективов. К числу нововведений последних лет следует отнести открытие центров развития ребенка, работу отдельных учреждений в инновационном режиме, разнообразие об-
f\j ■Л f\j
http://e-koncept.ru/2013/13176.htm
КОНТ тнпт
Кондрашова Н. В. Летопись важнейших событий становления и развития региональной системы дошкольного образования в Мордовии с 1913 по 2013 годы // Концепт. - 2013. - № 09 (сентябрь). -ART 13176. - 0,6 п. л. - URL: http://e-
научно-методический электронный журнал konceptru/2013'/i3i76.htm: - г'ос. per. Эл№ФС 77-ART 13176 УДК 373.2 49965. - ISSN 2304-120Х.
разовательных услуг и групп кратковременного пребывания для детей дошкольного возраста, увеличение финансовой самостоятельности отдельных учреждений и перевод их на самоокупаемость. Современная система дошкольных учреждений стремится в наибольшей степени отвечать запросам основных потребителей ее услуг и региональным условиям функционирования. В целом с момента открытия первых учреждений и по настоящее время условно можно выделить шесть этапов развития региональной системы дошкольного образования. Остановимся на каждом из этих периодов более подробно и выделим наиболее важнейшие исторические события, повлиявшие на рассматриваемый процесс [1-4].
Первый этап зарождения дошкольных учреждений (1913-1917 годы)
Этот период обусловлен активизацией общественно-педагогического движения, усилением внимания к вопросам развития общественных форм воспитания дошкольников.
Для этого периода характерно:
- открытие немногочисленных детских садов, площадок и яслей по инициативе общественности;
- осуществление в учреждениях преимущественно присмотра и ухода за детьми;
- подготовка работников для дошкольных учреждений на столичных курсах и т. д.
Ключевым событием рассматриваемого периода стало открытие первых учреждений для детей дошкольного возраста в Мордовском крае. В 1913 году один детский сад был открыт в городе Кадоме (просуществовал только год) и один в городе Темникове (он с момента открытия активно действовал около 80 лет), основными воспитанниками которых изначально являлись дети различных социальных слоев [5]. Детский сад, открытый в Темникове в 1913 году первоначально располагался в деревянном здании на улице Р. Люксембург. Его воспитанниками являлись 30 детей различных социальных слоев.
Второй этап становления дошкольного образования как звена
государственной образовательной системы (1917 - начало 30-х годов)
Этот период связан с образовательной и национальной политикой Советской России, приобретением дошкольными учреждениями государственного статуса и возможностью реализации потребностей этнокультурного и образовательного развития нерусских этносов, в том числе и мордвы (табл. 1).
Для этого период характерно:
- функционирование сезонных и стационарных дошкольных учреждений, доминирование летних учреждений;
- Наличие 3 подходов в деятельности дошкольных учреждений (часть учреждений решали задачи присмотра и ухода за детьми; другие учреждения реализовывали педагогические задачи; в отдельных детских садах осуществлялась работа с опорой на родной язык и национальную культуру воспитанников);
- появление в крае системы краткосрочной подготовки специалистов дошкольного образования и т. д.
http://e-koncept.ru/2013/13176.htm
КОНТ тнпт
научно-методический электронный журнал ART 13176 УДК 373.2
Кондрашова Н. В. Летопись важнейших событий становления и развития региональной системы дошкольного образования в Мордовии с 1913 по 2013 годы // Концепт. - 2013. - № 09 (сентябрь). -ART 13176. - 0,6 п. л. - URL: http://e-
koncept.ru/2013/13176.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
Таблица 1
Ключевые события
1917-1918 годы Подписаны Декрет Совнаркома (9 ноября 1917 года) и Декларация «О дошкольном воспитании» (20 декабря 1917 года) и «Основные принципы единой трудовой школы» (16 декабря 1918 года), которые обусловили коренные изменения в образовательной системе и жизни российского общества. Принятие этих документов способствовало включению дошкольного воспитания в систему народного образования и приобретению детскими дошкольными учреждениями государственного статуса. В итоге становление дошкольного воспитания по всей стране, в том числе и на территории Мордовского края, стало во многом обусловливаться развитием государственной системы образования [6].
1919 год 7 февраля был утвержден мордовский отдел Народного комиссариата просвещения, который возглавил П. П. Башаев [7]. Он был организован после того как направляющим и регулирующим центром в Советском правительстве по решению национальных вопросов с 6 октября 1917 года стал Народный Комиссариат по делам национальностей (далее Наркомнац)
1919-1921 годы В Мордовском крае создавалась сеть местных представительств Наркомнаца: при исполкомах губернских и уездных советов организовывались национальные отделы и подотделы (а именно, при Тамбовском, Самарском, Саратовском и других губисполко-мах); при губернских и уездных комитетах партии образовывались национальные мордовские секции. Всю их работу с 18 июля 1921 года координировало Центральное бюро мордовских секций при Центральном Комитете Российской Коммунистической партии большевиков (далее ЦК РКП (б). Деятельность указанного Наркомнаца и его местных представительств охватывала различные стороны хозяйственной и культурнополитической жизни мордвы и тем самым способствовала изменению патриархального семейного уклада этого этноса [8-10]
1921 год В Мордовии открываются Ардатовский и Саранский педагогические техникумы, которые долгие годы в Мордовском крае осуществляли подготовку специалистов дошкольного образования [11]
1928 год Создан Дом мордовки, который оказывал большое содействие в обучении национальных кадров для работы в детских садах. Решая вопросы подготовки женщин нерусской национальности для различных отраслей народного хозяйства и повышения их социальной активности, Дом мордовки организовывал курсы и для работников системы дошкольного воспитания. В частности, в декабре 1929 года было принято решение о том, что «на курсах, проводимых в Доме мордовки, надо готовить колхозные кадры-организаторов хозяйств заведующих и воспитателей колхозных садов, площадок, яслей. В 1930 году Дом мордовки выполняя вышеуказанное партийное постановление, готовил из крестьянок-мордовок организаторов по отдельным отраслям сельского хозяйства, а также советский кооперативный женский актив» [12]
Третий этап интенсивного развития дошкольного образования (начало 30-х - 50-е годы ХХ столетия)
Этот этап ознаменован установлением государственного монополизма во всех сферах общественной жизни. Как следствие этого устойчивой тенденцией рассматриваемого периода становилась централизация управления в области дошкольного образования. Функции контроля и координирования деятельности педагогических работников МАССР в этот период возлагались на подотделы по дошкольному воспитанию при местных органах образования и республиканский методический кабинет (табл. 2).
Для этого периода характерно:
- многообразие видов учреждений (в их числе сезонные и постоянные; массовые, образцовые, примитивы и оздоровительные);
- установление единообразия в работе всех дошкольных учреждений на основе типовых программ и без опоры на региональную специфику;
<х» О <х»
http://e-koncept.ru/2013/13176.htm
КОНТ ТЕПТ
Кондрашова Н. В. Летопись важнейших событий становления и развития региональной системы дошкольного образования в Мордовии с 1913 по 2013 годы // Концепт. - 2013. - № 09 (сентябрь). -ART 13176. - 0,6 п. л. - URL: http://e-
koncept.ru/2013/13176.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
научяо-методический электронный журнал ART 13176 УДК 373.2
- совершенствование подготовки дошкольных работников за счет использования не только краткосрочных курсов, но и очной и заочной форм обучения в педагогических училищах МАССР, а также применения средств повышения профессиональной компетентности педагогов и т. д. [13].
Таблица 2
Ключевые события
1930 год Открылся Ичалковский педагогический техникум, который в последующие годы стал осуществлять подготовку специалистов дошкольного образования
1932 год Открылся Зубово-Полянский педагогический техникум, который в последующие годы начал осуществлять подготовку специалистов дошкольного образования
1932 год Для повышения профессиональной компетентности практических работников дошкольных учреждений в Мордовии стали предприниматься меры по организации заочного обучения на базе педагогических техникумов республики [14]
1932 год Вслед за введением всеобщего, обязательного и повсеместного начального обучения (1930 год), с 1932 года приоритетной задачей в области дошкольного воспитания стало «достижение дошкольного всеобуча» [15]
1932 год На основании решения ЦК ВКП (б) от 28 августа 1932 года при Мордовском здравотделе было создано Ясельное управление[16]
1932 год Состоялась I Областная конференция работников дошкольного образования. Участниками конференции осознавалась и обсуждалась необходимость приспособления программ к этнокультурным условиям региона
1932 год Стали организовываться образцовые дошкольные учреждения, имевшие достаточно основательную материально-техническую базу, уровень проводимой воспитательнообразовательной работы и организуемые для обобщения и распространения лучшего педагогического опыта
1934 год Совет Народный комиссаров издает постановление «О повышении квалификации учителей», а 6 февраля принимается решение о создании Института повышения квалификации работников народного образования при Мордовском Областном отделе народного образования [17]
1934 год Планировалась организация педологической экспедиции, основной целью которой являлось изучение умственного и физического развития мордовских детей. Основную исследовательскую работу должны были проводить сотрудники НИИ под общим руководством Г. А. Ласа. В планы педологической экспедиции входило проведение исследовательской работы в двух типичных мордовских районах с целью определения особенностей умственного и физического развития мордовских детей, изучения социальной среды их пребывания. На основе полученных данных предусматривалась разработка стандартов умственного и физического развития детей мордовской национальности [18].
1937 год В декабре на первой республиканской конференции работников дошкольных учреждений и детских домов МАССР участниками было решено «Поставить перед Народным Комиссариатом Просвещения вопрос о необходимости срочно организовать в городе Саранске дошкольный методический кабинет» [19]
Этап устойчивого развития дошкольного образования (60-80-е годы ХХ столетия)
На протяжении этого периода в условиях усиления централизации и унитари-зации отечественного дошкольного образования отмечалось:
- укрепление и развитие сети за счет стационарных яслей, садов и ясли-садов;
- совершенствование педагогической работы при использовании обновленной типовой программы воспитания и обучения в детском саду от 1962 г.;
- совершенствование системы подготовки и повышения квалификации работников дошкольного образования на основе ранее апробированных способов ее осуществления и т. д. (табл. 3).
гм yj nj
http://e-koncept.ru/2013/13176.htm
КОНТ тнпт
научно-методический электронный журнал ART 13176 УДК 373.2
Кондрашова Н. В. Летопись важнейших событий становления и развития региональной системы дошкольного образования в Мордовии с 1913 по 2013 годы // Концепт. - 2013. - № 09 (сентябрь). -ART 13176. - 0,6 п. л. - URL: http://e-
koncept.ru/2013/13176.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
Таблица 3
Ключевые события
1959-1960 годы В МАССР активизировалась работа по пополнению сети новым видом дошкольных учреждений - ясли-садов. Необходимость создания этого вида дошкольных учреждений была продиктована рядом причин. С одной стороны, изучение законов и особенностей развития детей раннего возраста способствовало переоценке бытовавшего ранее мнения об определяющем значении питания и санитарно-гигиенических условий в развитии детей (решением этих вопросов занимался на данный момент Минздрав). С другой - со стремлением создать последовательную и преемственную систему воспитания детей раннего и дошкольного возраста, отвечающую задачам последующего обучения в школе. Как правило, открытие нового вида ДОУ в этот период осуществлялось путем объединения детских садов и яслей в одно учреждение. Практические работники республики в своих отчетах по поводу объединения ДОУ сообщали, что полезная площадь на каждого ребенка с 3,3-3,5 квадратных метров значительно увеличивалась при сохранении прежнего состава воспитанников за счет переоборудования хозяйственных помещений разных ДОУ, которые ранее располагались в одном здании. В 1959 г. в республике действовало уже 90 учреждений[20]
1961 год Состоялся первый выпуск дошкольного отделения Ичалковского училища [21]
Этап муниципализации и модернизации сети учреждений дошкольного образования (90-е годы ХХ века - 2010 годы)
Развитие системы дошкольного образования с 90-х годов ХХ века вплоть до 2010 года осуществлялось в условиях модернизации, децентрализации и регионализации всей отечественной системы образования и во многом было обусловлено региональными особенностями. Этот период ознаменован переводом значительной части ДОУ Мордовии в муниципальную собственность, сокращением дошкольной сети, открытием новых видов учреждений, групп кратковременного пребывания. Кроме того, в эти годы отмечалось:
- создание многофункциональной сети, включающей и национальные детские сады, внедрение малозатратных форм дошкольного образования;
- построение педагогического процесса на основе выбираемой педагогическим коллективом каждого ДОУ комплексных и парциальных программ, внедрение национально-регионального компонента образовательного стандарта;
- введение подготовки педагогов дошкольного образования с высшим специальным образованием на базе Мордовского государственного педагогического института и пр. (табл. 4).
Современный этап (с 2010 года и по настоящее время)
Современный этап развития дошкольных учреждений с 2010 г. ознаменован предстоящими кардинальными изменениями в области дошкольного образования. в их числе:
- усиление вариативности дошкольного образования за счет развития инновационных форм;
- информатизация дошкольного образования;
- обновление содержания и технологий педагогической деятельности в условиях внедрения федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы, переосмысление педагогической работы и программно-методического обеспечения учреждения;
- совершенствование системы подготовки педагогов дошкольного образования.
(V Г /V
http://e-koncept.ru/2013/13176.htm
КОНТ тнпт
научно-методический электронный журнал ART 13176 УДК 373.2
Кондрашова Н. В. Летопись важнейших событий становления и развития региональной системы дошкольного образования в Мордовии с 1913 по 2013 годы // Концепт. - 2013. - № 09 (сентябрь). -ART 13176. - 0,6 п. л. - URL: http://e-
koncept.ru/2013/13176.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
Таблица 4
Ключевые события
1990 год Впервые в республике появилась возможность готовить специалистов высшего образования для ДОУ, т. к. на базе Мордовского государственного педагогического института создан и с 5 октября начал действовать как самостоятельное структурное подразделение факультет дошкольного воспитания
1990 год При Мордовского республиканском институте повышения квалификации работников образования создана кафедра дошкольного и начального образования
1998 год С этого года активно внедряются новые формы дошкольного образования, обеспечивающие кратковременное пребывание дошкольников в образовательных учреждениях и содействующие повышению охвата детей общественным дошкольным воспитанием. В их числе: адаптационные, физкультурно-оздоровительные, группы развития и подготовки детей к школе, выходного дня, медико-социально-педагогической реабилитации, группы одаренных детей
2001 год Опубликована программа для реализации национально-регионального компонента дошкольными образовательными учреждениями Мордовии. Программа «Валдоня» («Светлячок») [22] основана на результатах многолетней научно-исследовательской работы преподавателей Мордовского государственного педагогического института им. М. Е. Евсевьева в области этнокультурного образования дошкольников
2002 год 22 ноября 2002 года успешно защищена кандидатская диссертация по теме «Становление и развитие дошкольного образования в Мордовском крае (1900-1950-е годы)» [23]. Это первая научная работа, в которой введены в научный оборот ранее не используемые архивные документы и материалы периодической печати о дошкольном образовании в Мордовии, воссоздана целостная картина становления и развития системы дошкольного образования в Мордовском крае с момента открытия первых садов до 50-х годов ХХ века; определены основные этапы данного процесса; обоснованы особенности организации и содержания деятельности детских учреждений Мордовии; изучены содержание, основные подходы и формы организации воспитательнообразовательной работы ДОУ и пр.
2003 год В процесс подготовки специалистов на факультете дошкольного воспитания Мордовского государственного педагогического института введен курс по выбору о становлении и развитии дошкольного образования на территории Мордовии
2007 год В 2007-2008 годах под руководством Н. В. Кондрашовой осуществлялась работа в рамках Гранта РГНФ «РК 2007 Волжские земли: Республика Мордовия» по теме «Состояние и перспективы развития дошкольных образовательных учреждений в Республике Мордовия»
2008 год Начался перевод отдельных дошкольных образовательных учреждений в автономные с целью наиболее полного удовлетворения потребностей населения в услугах дошкольного образования. К 2010 году коло 3,1% ДОУ от общей численности в республики - автономные
2008 год При финансовой поддержке РГНФ и Правительства РМ опубликована первая монография о дошкольном образовании в Мордовии «Состояние и перспективы развития дошкольных образовательных учреждений в Республике Мордовия: монография» [24], которая в 2009 году стала Лауреатом Всероссийского конкурса «Лучшая научная книга года», проводимого Фондом развития отечественного образования
http://e-koncept.ru/2013/13176.htm
КОНТ ТЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 13176 УДК 373.2
Кондрашова Н. В. Летопись важнейших событий становления и развития региональной системы дошкольного образования в Мордовии с 1913 по 2013 годы // Концепт. - 2013. - № 09 (сентябрь). -ART 13176. - 0,6 п. л. - URL: http://e-
koncept.ru/2013/13176.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
Ключевые события
Таблица 5
2010 год Состоялось открытие первого частного детского сада в Республике Мордовия
2010 год Открыт Центр продленного дня при ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева», в котором реализуются дополнительные образовательные услуги для детей дошкольного и младшего школьного возраста
2011 год Коллективом Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева опубликована программа «Мы в Мордовии живем»[25], которая является примерным региональным модулем программы для дошкольных образовательных учреждений, подготовленным с учетом достижений науки и практики дошкольного образования и в соответствии с действующими «Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
2011 год В республике начата онлайн запись в дошкольные образовательные учреждения
2011 год В ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» впервые осуществлен набор абитуриентов для подготовки специалистов среднего профессионального дошкольного образования. В настоящее время среднее профессиональное образование по специальности Дошкольное образование получают свыше 40 человек
Итак, в 2013 г. Мордовия отмечает столетие с момента открытия первых детских садов. За вековой период становления и развития системы дошкольного образования на территории Мордовии были достигнуты несомненные успехи. Накопленный вековой опыт убеждает, что успешность развития дошкольного образования во многом зависит от консолидированных усилий государственных, общественных организаций и ведомств, многофункциональности и разнообразия видов учреждений дошкольного образования, действующих с учетом специфики поликультурного региона и с разным режимом работы, удобным для различных категорий населения, мно-гоканальности их финансирования, возможности проявления педагогами самостоятельности и инициативы и т. д.
Ссылки на источники
1. Кондрашова Н. В. Становление и развитие дошкольного образования в Мордовском крае (19001950-е гг.): дис. ... канд. пед. наук. - Саранск, 2002. - 198 с.
2. Кондрашова Н. В., Зарубина О. В. Создание сети учреждений дошкольного воспитания на территории Мордовии в первой половине ХХ в. // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. - 2010. - № 2. - С. 84-94
3. Кондрашова Н. В. Методологические основы изучения дошкольного образования Мордовии // Гуманитарные науки и образование. - 2010. - № 3. - С. 7-12.
4. Кондрашова Н. В. Дошкольное воспитание на территории Мордовии в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период // Вестник нИи гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. - 2010. - № 4 (16 2010). - С. 94-101.
5. Не хочется верить, что он отжил свое // Темниковские известия. - 1998. - 31 октября. - С. 2.
6. Народное образование в СССР: сб. документов. 1917-1973 / Сост. А. А. Абакумов, Н. П. Кузин и др. - М.: Педагогика, 1974. - С. 137-145.
7. Очерки истории Мордовской организации КПСС / Ред. кол. Г. М. Измалкин и др. - Саранск: Мор-дов. кн. изд-во, 1979. - 712 с.
8. Ульянов Г. К. вопросу о подготовительных работах по всеобщему обучению среди нацмен // Народное просвещение. - 1928. - № 8-9. - С. 141-152.
9. Очерки истории Мордовской организации КПСС. Указ. соч.
10. Васькин И. А. Народы, возрожденные октябрем. - Саранск: Ковылкинская типография, 1971.
11. Кондрашова Н. В. Подготовка и стимулирование педагогов к обеспечению качества дошкольного образования в Мордовии // Казанский педагогический журнал. - 2008. - № 6. - С. 62.
12. Климкина А. В. Женщины Мордовии в борьбе за социализм (1919-1929 гг.) / Под ред. В. Н. Смирновой. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1975. - С. 122.
pu "7 fu
http://e-koncept.ru/2013/13176.htm
КОНТ ТЕПТ
Кондрашова Н. В. Летопись важнейших событий становления и развития региональной системы дошкольного образования в Мордовии с 1913 по 2013 годы // Концепт. - 2013. - № 09 (сентябрь). -ART 13176. - 0,6 п. л. - URL: http://e-
koncept.ru/2013/13176.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
научяо-методический электронный журнал ART 13176 УДК 373.2
13. Кондрашова Н. В. Становление и развитие... Указ. соч.
14. ЦГА РМ, фр - 297, оп. 1, д. 64, л. 47.
15. ЦГА РМ, фр - 297, оп. 1, д. 65, л. 94.
16. ЦГА РМ, фр - 150, оп. 1, д. 22, л. 258.
17. Седакова Л. В. Институту - 70! // Народное образование Республики Мордовия. - 2004. - № 1. - С. 9.
18. Богданов Д. Изучить умственное и физическое развитие ребенка // Красная Мордовия. - 1934. -
12 января. - С. 4.
19. ЦГА РМ, фр - 704, оп. 1, д. 73, л. 45.
20. ЦГА РМ, фр - 464, оп. 1, д. 2628, л. 1; там же д. 2471, л. 1, л. 4, л. 18.
21. Летопись Ичалковского педагогического колледжа. - URL: http://mich.edurm.ru/index.php.
22. Валдоня (Светлячок): программа и метод. рекомендации для дошкольных образовательных учреждений Республики Мордовия / отв. ред. И. М. Фадеева. - Саранск : Тип. «Крас. Окт.», 2001. - 108 с.
23. Кондрашова Н. В. Становление и развитие... Указ. соч.
24. Кондрашова Н. В. Состояние и перспективы развития дошкольных образовательных учреждений в Республике Мордовия. - Саранск, 2008. - 127 с.
25. Мы в Мордовии живем: пример. регион. модуль программы дошк. образования / О. В. Бурляева и
др. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2011. - 104 с.
Kondrashova Natalya,
candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of the Department of pedagogics of pre-school and primary education «State Mordovian Pedagogical institute named after M.E. Evseveva», Saransk [email protected]
Chronicle of major events of the formation and development of the regional system of preschool education in Mordovia since 1913 till 2013
Annotation. The article is a chronicle of historical events and facts about the development of the system of preschool education in Mordovia for over 100 years. The material presented on the stages: the opening of the first stage of preschool institutions (1913-1917 biennium); the stage of formation of preschool education as an important part of state educational system (1917 - beginning of 30-ies); a stage of intensive development |SSN 2304-120X of pre-school education (30-50-s of the XX century); the stage of sustainable development of pre-school education (60-80-ies of the XX century); stage municipalization and modernization of preschool education (90-ies of the XX century - 2010); the modern stage (2010 - present).
Keywords: preschool education, stage, a regional system, the 100th anniversary, the chronicle, preschool.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
977230412013509
http://e-koncept.ru/2013/13176.htm