Боярчук Андрей Владимирович
ОБРАЗОВАНИЕ ПРАВОСЛАВНЫХ СВЯЩЕННИКОВ ЗАПАДНЫХ УЕЗДОВ ВОЛЫНСКОЙ ГУБЕРНИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА
В статье продемонстрированы изменения в образовании волынских православных священников в первой половине XIX века. Установлено, что в начале века большинство составляли приходские иереи, получившие только домашнее образование. Многие униатские священнослужители, перешедшие в православие, заканчивали светские, духовные униатские и римско-католические школы Речи Посполитой. Если в начале Х!Х века священники учились всего два-три года в духовных учебных заведениях, то в середине Х!Х века они в основном заканчивали полный курс обучения. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/3/2017/9/9.html
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2017. № 9(83) C. 44-48. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2017/9/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
УДК 271.2-725:37(477.82) Исторические науки и археология
В статье продемонстрированы изменения в образовании волынских православных священников в первой половине XIX века. Установлено, что в начале века большинство составляли приходские иереи, получившие только домашнее образование. Многие униатские священнослужители, перешедшие в православие, заканчивали светские, духовные униатские и римско-католические школы Речи Посполитой. Если в начале XIX века священники учились всего два-три года в духовных учебных заведениях, то в середине XIX века они в основном заканчивали полный курс обучения.
Ключевые слова и фразы: духовное образование; клировые ведомости; священник; духовное учебное заведение; Волынская духовная семинария; Волынская губерния.
Боярчук Андрей Владимирович
Восточноевропейский национальный университет имени Леси Украинки, г. Луцк, Украина [email protected]
ОБРАЗОВАНИЕ ПРАВОСЛАВНЫХ СВЯЩЕННИКОВ ЗАПАДНЫХ УЕЗДОВ ВОЛЫНСКОЙ ГУБЕРНИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА
На протяжении веков православное духовенство на Волыни образовало отдельную социальную группу с собственными внутренними и внешними характеристиками, которые изменялись в зависимости от циви-лизационного развития социума. После разделов Речи Посполитой в конце XVIII века волынское духовенство приспосабливалось к духовно-образовательной культуре Российской империи, поэтому важно показать его образовательный уровень в первой половине XIX века.
Изменения в образовании волынского православного клира в первой половине XIX века ещё не были предметом научных исследований. В украинской историографии встречаются только роботы, в которых представлены отдельные аспекты истории Волынской духовной семинарии. Так, по мнению Сергея Лищука, студенты Волынской духовной семинарии, учившиеся там в 1796-1825 годах, получали довольно хорошие знания [5, а 79]; в то же время историк Василий Милусь отмечает, что первые выпускники Волынской семинарии учились не более года, поэтому уровень их образования не мог быть достаточным для надлежащей работы среди прихожан в условиях поликонфессионального общества [8, а 113].
Цель статьи - проследить изменения в образовании православных священников на Волыни на протяжении первой половины XIX века.
После присоединения Волыни к Российской империи в конце XVIII века в регионе началось восстановление церковно-административной структуры Православной церкви. В 1793 году была основана православная епархия второго класса под названием «Минская, Изяславская и Брацлавская», в состав которой должны были войти и волынские приходы [9]. С увеличением их количества в 1795 году была открыта Житомирская викарная кафедра [12], а в конце 1799 года Житомирская епархия получила самостоятельность в управлении и стала называться Волынско-Житомирской [11].
Одновременно происходил процесс присоединения униатов к православию. «Пастырская грамота» с призывом к переходу на православие рассматривалась светской властью как «самый надежный способ для утверждения тамошнего народа в единомыслии и покое» [10, с. 509]. Униатские священники, переходя на «благочестие», пополняли сословие православного клира. В приходы, в которых духовные лица отказывались менять конфессию, присылали православных священнослужителей из соседних епархий [13, а 238-239] или молодых священников, только что получивших духовный сан. Таким образом, православное духовенство на Волыни в начале XIX века формировалось из священников, рукоположенных епископами Православной церкви, и униатских, перешедших на православие.
Анализ клировых ведомостей показывает, что в 1807-1808 годах в православных приходах Луцкого уезда служили 114 иереев, из которых 94 (82,4%) получили домашнее образование; в Ковельском уезде в 1808 году таких насчитывалось 12 (35,2%) из 34, а во Владимир-Волынском уезде - 50 (34,1%) из 147 [2, д. 11, 100, 260]. Итак, в самом начале Х1Х века в трех названных уездах немногим более половины священников не имели духовного образования; остальные учились в светских школах, открытых польской Эдукационной комиссией [6, а 122], и духовных униатских и римско-католических учебных учреждениях Речи Посполи-той (см. Таблицу 1).
Данные из Таблицы 1 также свидетельствуют, что из 295 православных священников, служивших в 1807-1808 годах в трех западных уездах Волынской губернии, только 18 получили образование в Волынской духовной семинарии. Она была открыта в уездном городе Остроге в 1796 году в корпусах Преображенского монастыря. Первых учеников разделили на четыре класса по уровню знаний: риторический, высший грамматический, низший грамматический и класс пиитики [8, а 111-112]. С 1799 года в семинарии уже были такие классы: богословский, философский, риторический, три грамматические и класс пиитики [15, а 3]. Обучение в каждом из них продолжалось один год, неуспевающие могли учиться в каждом классе по два-три года [3, а 24]. В клировых ведомостях за 1808 год священник ковельской Введенской церкви Иоанн
Малеванский записал, что обучался в Волынской семинарии три года риторике, два - философии и столько же - богословию. Настоятель Успенского храма с. Олизаров Владимир-Волынского уезда в таком же документе отметил, что его студии в семинарии длились шесть лет - начинались с низших классов и закончились изучением риторики [2, д. 11, л. 12, 196].
Таблица 1.
Количество православных священников Луцкого, Ковельского и Владимир-Волынского уездов, получивших образование в различных учебных заведениях
(данные на 1807-1808 годы) [2, д. 11, 100, 260]
Священники в приходах
Учебные заведения Луцкого Ковельского Владимир-Волынского Всего
уезда уезда уезда
Кременецкая школа 2 1 2 5
Житомирская школа 1 1 1 3
Луцкая школа 6 - 1 7
Замойская академия - - 1 1
Владимир-Волынская василианская школа 4 15 71 90
Любарская василианская школа 1 1 6 8
Любешовская пиярская школа - 3 1 4
Хелмская духовная семинария - - 3 3
Волынская духовная семинария 6 2 10 18
Всего 20 23 96 139
В учебном курсе богословских наук в Волынской семинарии сначала ученики получали базовые знания о богословии с разделением его на «Истинное» и «Откровенное», далее семинаристы изучали «Богословие толковательное». На занятиях ученики работали с книгами «Новая Скрижаль», «Разъяснение на литургию» богослова Иоанна Дмитриевского, «Библейская история» немецкого ученого эпохи Просвещения Иоганна Гюбнера. Курс философии включал логику, науки метафизические (онтологию, космологию и психологию), науки практические (общую моральную философию, естественное право, этику и политику), историю философии. Семинаристы также изучали общие свойства физических тел, статику, механику, гидравлику [5, с. 75-77]. В классе риторики воспитанникам семинарии преподавали орфографию, начала этимологии, основы латинского языка; семинаристы изучали стихотворения Вергилия, Горация, Овидия, читали священную историю, расширенный катехизис [15, с. 5].
В начальный период функционирования Волынской духовной семинарии были также особые «экстраординарные» классы, где воспитанники изучали греческий, французский, немецкий языки, математику и основы медицины [Там же, с. 6]. Тогда семинаристы, как правило, учились четыре года. Редко кто из них оканчивал полный курс обучения [2, д. 11, 100].
В приходах Владимир-Волынского уезда служило три священника, получивших образование в Хелмской духовной семинарии [Там же, д. 11], открытой по инициативе униатского епископа Хелмского Максимилиана Рылла в 1759 году [6, с. 118]. О предметах и сроке обучения в этом учебном заведении информацию оставил иерей Николаевского храма с. Заполье Владимир-Волынского уезда Иоанн Лиликович. Он записал в клировых ведомостях за 1808 год, что учился в Хелмской семинарии десять лет - сначала в низших классах, а затем изучал синтаксис, поэтику, риторику, арифметику, философию, латинский и польский языки [2, д. 11, л. 62].
В начале XIX века много священников, служащих в волынских храмах, получили образование в духовных и светских школах Речи Посполитой. В последней трети XVIII века они подчинялись ведомству Эду-кационной комиссии - правительственного органа управления образованием, созданного в 1773 году. Их территориальное расположение фактически воспроизводило сетку размещения бывших иезуитских коллегиумов [17, s. 76-77].
Данные из Таблицы 1 свидетельствуют о том, что многие иереи учились во Владимир-Волынской василиан-ской школе, история которой начинается в XVI веке с приходской школы при Свято-Успенском кафедральном соборе. В 1746 году польский король Август III предоставил василианам грамоту на содержание во Владимире «школ латинских», где могли бы изучать науки "inclusive do filozofii". Уже в 1768 году школа имела шесть классов: инфима, грамматика, синтаксис, поэзия, риторика, философия. В последней четверти XVIII века в образовательной модели были проведены реформы, которые заключались в усилении изучения естественных наук, истории и права, западноевропейских языков: английского, французского и итальянского [1, s. 205-206]. Священник Преображенской церкви с. Рогожаны Владимир-Волынского уезда в клировых ведомостях за 1808 год записал, что изучал во Владимир-Волынской василианской школе синтаксис, поэзию, арифметику, риторику, философию, латинский и польский языки. Его студии длились десять лет. Иерей Воздвиженского храма с. Полон-на того же уезда отметил, что учился в школе только два года грамматике [2, д. 11, л. 33, 112].
Следует также вспомнить об окружной шестиклассной школе в Кременце. Там преподавали грамматику, синтаксис, арифметику, начала географии, основы морали и латинского языка, физику, право, риторику [17, s. 76, 95-96, 100]. Например, священник Воскресенской церкви с. Загоров Луцкого уезда Иоанн
Тобчацкий отметил в клировых ведомостях за 1807 год, что учился в этой школе четыре года «по синтаксису» [2, д. 260, л. 50]. В Луцкой подокружной школе было всего три класса с двухлетним сроком обучения в каждом. В этом учебном заведении преподавались практически те же предметы, что и в Кременецкой окружной школе, но предметной специализации учителей не было [16, s. 114, 116, 128; 17, s. 77; 18, s. 42, 58; 19].
Через двадцать лет (в 1828 году) среди православных священников, служивших в приходах Ковельского, Владимир-Волынского и Луцкого уездов (224 священнослужителя), только 58 иереев имели домашнее образование; остальные учились в духовных и светских учебных заведениях (см. Таблицу 2).
Таблица 2.
Образование православных священников Владимир-Волынского, Ковельского и Луцкого уездов (данные на 1828 год) [2, д. 24, 118, 277]
Уезд Учебные заведения Домашнее образование Всего
Волынская духовная семинария Светские и духовные униатские и римско-католические школы Речи Посполитой
Владимир-Волынский 51 28 21 100
Ковельский 18 21 10 49
Луцкий 37 11 27 75
Всего 106 60 58 224
Из Таблицы 2 видно, что почти половина священников, служивших в приходах Луцкого, Владимир-Волынского и Ковельского уездов в 1828 году, получили духовное образование в Волынской духовной семинарии; около 50 из них учились в классах высшего отделения, ещё 41 заканчивали низшее, а 10 - низшее и среднее отделения [2, д. 24, 277]. С 1817 года это учебное заведение работало по новому уставу, утвержденному Святейшим Синодом в 1814 году. Классы богословия, философии, риторики и поэтики реорганизовали: первый - в высшее отделение, второй - в среднее отделение со сроком обучения в каждом по одному году; третий и четвертый классы составили низшее отделение, в котором семинаристы должны были учиться четыре года [15, а 16-18, 219].
К середине XIX века образование волынских православных священников изменилось: все приходские иереи закончили духовные учебные заведения (см. Таблицу 3).
Таблица 3.
Образование православных приходских священников Владимир-Волынского, Ковельского и Луцкого уездов (данные на 1851 год) [2, д. 31, 144-148, 298-301]
Уезд Учебные заведения Всего
Волынская духовная семинария Литовская духовная семинария Луцкая духовная семинария Милецкое уездно-приходское училище Дерманское уездно-приходское училище
Владимир-Волынский 59 6 - - 1 66
Ковельский 38 14 15 2 - 69
Луцкий 50 5 - 1 - 56
Всего 147 25 15 3 1 191
Как видно из Таблицы 3, Волынская духовная семинария стала основным учебным заведением подготовки священников, которые служили в приходах Ковельского, Владимир-Волынского и Луцкого уездов в 1851 году. В низших классах они изучали латинский язык, географию, краткий катехизис, священную историю, арифметику; в средних - русскую и латинскую поэзию, священную историю, катехизис, географию, всемирную историю; в старших классах - историю философии, логику, физику, метафизику, естественную историю, богословие, историю церкви, греческий, французский и немецкий языки, толкование Евангелия, искусство написания проповедей [7, с. 18]. В клировых ведомостях церквей Владимир-Волынского, Ковельского и Луцкого уездов за 1851 год священники указывали, что закончили полный курс обучения в семинарии [2, д. 144-148].
Волынские священники, перешедшие в православие после ликвидации Униатской церкви в Российской империи в 1839 году, получали образование в Литовской духовной семинарии. Она была открыта в 1828 году на базе униатского уездного училища в Жировицком Свято-Успенском мужском монастыре по инициативе члена униатского департамента Петербургской римско-католической коллегии священника Иосифа Семашко. Одной из задач учебного заведения была подготовка священников, готовых поддержать сближение, а затем и объединение униатов с Православной церковью. После Полоцкого церковного собора 1839 года Литовская
духовная семинария стала православной, а в 1845 году её перевели в Вильно [4]. Пять выпускников Литовской семинарии, работавших в приходах Ковельского уезда в 1851 году, закончили учебное заведение с аттестатами II разряда, еще три иерея получили аттестаты I разряда [2, д. 144-148]. Все эти священники перед обучением в семинарии получали образование в светских уездных училищах, поэтому в Литовской семинарии учились только два года. Например, настоятель Успенской церкви с. Кортелисы Ковельского уезда Андрей Когачевский записал в клировых ведомостях за 1851 год, что он после окончания светского уездного училища два года изучал в семинарии риторику, философию и богословские науки, завершив студии с аттестатом II разряда [Там же, д. 148, л. 51 зв.].
Из Таблицы 3 видно также, что в Ковельском уезде в 1851 году духовные требы прихожанам оказывали 15 иереев, которые учились в Луцкой духовной семинарии. Это были бывшие униатские священники. Луц-кая семинария функционировала с конца XVIII века до 20-х годов XIX века [6, с. 119-120]. Все священники до обучения в семинарии получали образование в светских уездных училищах. В клировых ведомостях они указали, что в Луцкой духовной семинарии прошли полный курс богословских наук [2, д. 144-148].
Лишь отдельные священнослужители, проводившие богослужение в храмах Ковельского, Владимир-Волынского и Луцкого уездов в 1851 году, заканчивали Милецкое и Дерманское уездно-приходские училища, основанные в 1833 году [14, с. 102-103]. Милецкое четырехклассное училище было открыто для обучения детей униатского духовенства, а з 1842 года - православного клира. Дерманское училище, основанное по инициативе епископа Волынского и Житомирского Иннокентия (Сельнокринова-Коровина), до 1852 года было двухклассным. Поступить в упомянутые училища могли дети священно- и церковнослужителей (в возрасте не менее 9-12 лет), которые умели читать и писать на русском языке и знали таблицу умножения [15, с. 72, 173].
Итак, в начале 50-х годов XIX века среди священников, работавших в приходах западных уездов Волынской губернии, 77% составляли выпускники Волынской духовной семинарии. Гораздо меньше иереев заканчивали Луцкую и Литовскую семинарии, Милецкое и Дерманское уездно-приходские училища.
Подводя итоги, можно утверждать, что за первую половину XIX века образование волынских православных священников существенно изменилось. В начале века абсолютное большинство иереев, которые находились в приходах Ковельского, Луцкого и Владимир-Волынского уездов, имели только домашнее образование. Многие священнослужители заканчивали школы, организованные польской Эдукационной комиссией, некоторые -Хелмскую и Острожскую духовные семинарии, но они в своём большинстве не проходили полного курса обучения. До 20-х годов XIX века втрое сократилось количество священников с домашним образованием, вдвое уменьшилось число иереев, которые учились ещё в польских школах. Их места постепенно заняли выпускники Волынской духовной семинарии. К 50-м годам XIX века в волынских приходах уже не было священнослужителей с домашним образованием; абсолютное большинство иереев закончили Волынскую семинарию.
Список источников
1. Волощенко C. Учшвський склад Володимирського васитанського колепуму в першш третиш XIX столггтя // II Lubelska Jesien Historyczna: Materialy z Mi^dzynarodowej Studentsko-Doktoranskiej Konferencji Naukowej 25-27.10.2013 r. Lublin: Wydzial Humanistyczny UMCS, 2014. S. 203-210.
2. Государственный архив Волынской области. Ф. 35. Волынская духовная консистория. Оп. 5.
3. Жилюк С. 1 Росшська православна церква на Волиш: 1793-1917 рр. Житомир: Журфонд, 1996. 174 с.
4. «Литовсью eпархiальш ввдомостЬ» як джерело з iсторil Жировицького духовного училища в 1872-1877 рр. [Электронный ресурс]. URL: http://ukrbukva.net/page,20,103622-Litovskie-eparhial-nye-vedomosti-kak-istochnik-po-istorii-Zhirovickogo-duhovnogo-uchilisha-v-1872-1877-gg.html (дата обращения: 04.08.2017).
5. Лщук С. В. Навчальний процес у Волинськш духовнш семшари (1796-1825) // Науков1 записки Нацюнального ушверситету «Острозька академ1я». Острог: Вид-во Нац. ун-ту «Острозька академ1я», 2012. Вип. 19. С. 69-81.
6. Лось В. Е. Ушатська Церква на Правобережий Украш наприкшщ XVIII - першш половит XIX ст.: оргашзацшна структура та культурно--релитйний аспект / в1дп. ред. Л. А. Дубровша. Ки!в, 2013. 300 с.
7. Макарчук О. О. «1нструкщя про виховну д1яльшсть учител1в Волинсько! духовно! семшари» як зразок морально-етичного кодексу педагога XIX ст. // Науковий вюник Схдаоевропейського национального ушверситету 1м. Леи Укра!нки: Теор1я та гстор1я педагогжи. Луцьк, 2012. C. 17-21.
8. Милусь В. З гстори Волинсько! духовно! семшари // Волинська духовна семшар1я: до 20-р1ччя вщродження: зб. матер1ал1в наук.-практ. конф. з нагоди ювшею 20-р1ччя вщродження Волин. духовн. семшари. Луцьк: Волин. обл. друк., 2010. С. 111-141.
9. О приведении епархиальных границ сообразно границам губерний и об учреждении новых епархий: Высочайше утвержденный доклад Синода. 1799. Октября 16 // Полное собрание законов Российской империи (ПСЗРИ). Собрание первое. СПб.: Тип. II Отделения Собственной Е.И.В. Канцелярии, 1830. Т. XXV. № 19156.
10. Об устранении всяких препятствий к обращению униатов к Православной Греческой Церкви: Именной [указ], данный правящему должность генерал-губернатора минского, изяславского и брацлавского генерал-поручику Ту-толмину. 1794. Апреля 22 // ПСЗРИ. Собрание первое. СПб.: Тип. II Отделения Собственной Е.И.В. Канцелярии, 1830. Т. XXIII. № 17199.
11. Об учреждении в трех присоединенных от Польши губерниях и в Каменецкой области по одному мужескому и одному женскому монастырю: Именной [указ], данный Синоду. 1795. Апреля 12 // ПСЗРИ. Собрание первое. СПб.: Тип. II Отделения Собственной Е. И. В. Канцелярии, 1830. Т. XXIII. № 17318.
12. Об учреждении епархий в новоприобретенных от Польши областях: Именной [указ], данный Синоду. 1793. Апреля 13 // ПСЗРИ. Собрание первое. СПб.: Тип. II Отделения Собственной Е. И. В. Канцелярии, 1830. Т. XXIII. № 17113.
13. Петров Н. И., Малышевский И. И. Волынь. Исторические судьбы Юго-Западного края / издано при Министерстве внутренних дел П. Н. Батюшковым. СПб.: Тип. Товарищества «Общественная польза», 1888. 416 с.
14. Рожко В. €. Духовш православш освггш заклади Волиш X-XX ст.: ют.-краезнав. нарис. Луцьк: Мед1а, 2002. 280 с.
15. Теодорович Н. И. Волынская духовная семинария: 1796-1900 гг. Почаев, 1901. 1023 с.
16. Gizycki J. Bazylianie we Wlodzimierzu i Tryhorach. Krakow, 1912. 173 s.
17. Horyn R. Problematyka etyczna i moralna w pismach Antoniego Poplawskiego (1739-1799), pijara, czlonka Komisji Edukacji Narodowej: Praca doktorska napisana na seminarium z teologii moralnej pod kierunkiem ks. prof. dra hab. Jana Kowalskiego. Wroclaw, 2009. 249 s.
18. Moszynski A. Kronika Kollegium Lubieszowskiego xx. Pijarow. Krakow, 1876. 174 s.
19. Taraszkiewicz J. Poczqtki dzialalnosci zakonu pijarow w Lubieszowie czyli Nowym Dolsku na Ukrainie // Синопсис: текст, контекст, медiа. 2015. № 2. С. 1-9.
EDUCATION OF ORTHODOX CLERGYMEN OF WESTERN DISTRICTS OF VOLYN PROVINCE IN THE FIRST HALF OF THE XIX CENTURY
Boyarchuk Andrei Vladimirovich
Lesya Ukrainka Eastern European National University in Lutsk, Ukraine [email protected]
The article describes changes in education of Volyn Orthodox clergymen in the first half of the XIX century. It is shown that at the beginning of the century the majority of them was formed by parochial priests, who had received only home education. Many Uniate priests converted to Orthodoxy graduated from secular, Uniate and Roman-Catholic religious schools of the Polish-Lithuanian Commonwealth. If at the beginning of the XIX century the clergymen studied for just two-three years at religious educational institutions, then by the middle of the XIX century the majority of them completed the full course of studies.
Key words and phrase: religious education; clergy records; priest; religious educational institution; Volyn Orthodox Theological Seminary; Volyn province.
УДК 130.123 Философские науки
Статья посвящена реконструкции этического содержания работы русского экзистенциального философа Н. А. Бердяева «О назначении человека. Опыт парадоксальной этики». Авторами устанавливается, что в основании учения Н. А. Бердяева о добре и зле лежит проблема теодицеи. Показано соотношение категорий добра, зла и свободы. Выявляются различия «меонической» и рациональной свободы. На основе выделенных Н. А. Бердяевым трех типов этических систем описаны специфические характеристики исследуемых категорий (в контексте этики закона, благодати, творчества).
Ключевые слова и фразы: этика; русская этика; мораль; добро; зло; свобода; нравственная жизнь; Бог; теодицея; этика Н. А. Бердяева.
Валеева Галина Викторовна, к. филос. н., доцент Слобожанин Алексей Вячеславович, к. филос. н.
Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого stark. k@ram bler. ru
ДОБРО И ЗЛО В РАБОТЕ Н. А. БЕРДЯЕВА «О НАЗНАЧЕНИИ ЧЕЛОВЕКА.
ОПЫТ ПАРАДОКСАЛЬНОЙ ЭТИКИ»
Добро и зло как основополагающие категории этики выражают нравственное поведение человека, а также представления о его существовании. Добром является все то, что имеет положительную оценку и значимость; это «наиболее обобщенная форма разграничения и противопоставления нравственного и безнравственного, имеющего положительное и отрицательное моральное значение, того, что отвечает содержанию требований нравственности, и того, что противоречит им» [5]. Зло - обратная сторона добра; это «представления о безнравственном, противоречащем требованиям морали, заслуживающем осуждения» [Там же]. Добро и зло -универсальны, поскольку через эти нравственные категории рассматриваются взаимоотношения между людьми, а также выражаются представления о бытии человека. Добро и зло - субъективны, поскольку то, что для одних добро, для других является злом; непосредственны, так как зависимы от исторических условий; взаимосвязаны и обнаруживаются в постоянном противодействии.
Опыт русских мыслителей, как отмечает В. К. Чернусь, есть ни что иное как «ответ на происходящие в первой половине XX века катастрофические события... XX век окончательно разрушил оптимистическое представление эпохи Просвещения о том, что человек добр по природе. Исторические факты доказали обратное, а старые объяснения проблемы существования зла как недостатка добра не удовлетворяли ни отечественных философов, ни время, в которое они жили» [6]. Так, проблема добра и зла явилась одной из центральных в этическом учении русского философа Н. А. Бердяева. К ней мыслитель обращается во многих своих исследованиях: «Дух и реальность», «Смысл творчества», «Смысл истории», «Миросозерцание