Научная статья на тему 'Уровень «Школьного» образования духовенства уездных городов России в XVIII В. (Ржев и осташков)'

Уровень «Школьного» образования духовенства уездных городов России в XVIII В. (Ржев и осташков) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
294
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВЕРСКАЯ ЕПАРХИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / XVIII ВЕК / РЖЕВ / ОСТАШКОВ / TVER EPARCHY / EDUCATION / XVIII CENTURY / RZHEV / OSTASHKOV

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Матисон Андрей Викторович

В статье исследуется история подготовки в духовных учебных заведениях кандидатов на священно-церковнослужительские должности в двух уездных городах Тверской губернии Ржеве и Осташкове. На рассмотрение выносятся вопросы о количестве в этих городах клириков, получивших специальное образование или не имевших его, влиянии окончания различных классов семинарии или духовного училища на получение приходских должностей и на дальнейшее прохождение службы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«School» educational level of provincial Russian Town’s clergy (Rzhev and Ostashkov)

History of clergy position candadates’ education in two towns of Tver province -Rzhev and Ostashkov is covered in the present article. Questions in consideration are as follows: total number of clergymen, that attended special training, or missed it completely, how different amount of classes attended at seminary or religious school influence service position occupation and overall career advancement.

Текст научной работы на тему «Уровень «Школьного» образования духовенства уездных городов России в XVIII В. (Ржев и осташков)»

Вестник ПСТГУ

II: История. История Русской Православной Церкви.

2012. Вып. 3 (46). С. 7-15

Уровень «школьного» образования духовенства уездных городов России в XVIII в.

(Ржев и Осташков)

А. В. Матисон

В статье исследуется история подготовки в духовных учебных заведениях кандидатов на священно-церковнослужительские должности в двух уездных городах Тверской губернии — Ржеве и Осташкове. На рассмотрение выносятся вопросы о количестве в этих городах клириков, получивших специальное образование или не имевших его, влиянии окончания различных классов семинарии или духовного училища на получение приходских должностей и на дальнейшее прохождение службы.

Тема духовного образования в России не раз становилась предметом рассмотрения специалистов. Это объясняется не только вниманием исследователей к истории Русской Православной Церкви и «духовного сословия», но также и особым значением самих духовных школ. На протяжении достаточно долгого времени наряду с учебными заведениями для дворянства они оставались фактически единственными образовательными учреждениями в стране. Более того, именно эти школы были призваны готовить не только служителей Церкви и духовных пастырей, но одновременно и учителей «грамотности» для основной массы населения.

При изучении духовного образования историками значительное внимание уделялось XVIII в. — периоду становления и развития учебных заведений для священно-церковнослужителей. Еще в начале столетия все клирики, состоявшие при храмах, не оканчивали никаких учебных заведений. Обучение детей духовенства не выходило за рамки семьи, где они учились грамоте и церковной службе. Широкая система духовных школ в России начинает складываться в 1720-е гг., что было связано с требованиями верховной власти о замещении вакансий в составе клира только кандидатами, получившими образование в специальных учебных заведениях.

Рассматривая различные аспекты данной темы, большинство исследователей пришли к сходному выводу о том, что, несмотря на появление в России сети духовных школ, значительная часть священно-церковнослужителей на протяжении XVIII в. оставалась или вовсе без всякого образования, или получала

достаточно низкое образование, будучи исключаема из младших классов1. В то же время, формулируя этот вывод, исследователи в значительной степени опирались на статистические источники, которые слабо отражают специфику различных групп духовенства.

Занимаясь изучением духовенства Твери XVIII в., мы обнаружили, что уровень образования в этом типичном губернском городе Центральной России совсем не соответствовал общей картине, отраженной учеными. Более В0 % кандидатов на приходские должности, определенные к тверским храмам с 1720-х гг. и до конца XVIII в., учились в Тверской духовной семинарии или в других духовных школах, причем значительная часть из них окончила полный курс семинарии, получив богословское образование2. Рассматривая священно-церковнослужителей Твери, мы опирались в основном на массовые первичные источники: ревизские сказки, клировые и исповедные ведомости, делопроизводственную документацию консистории, семинарские ведомости и др.

В работе также было сформулировано положение о том, что «исследование духовенства как некоей единой социальной категории не является полностью правомерным и вызывает необходимость отдельного изучения священно-церковнослужителей столиц, кафедральных центров, небольших уездных городов и сельских клириков»3. Продолжая начатые исследования, в настоящей статье мы рассматриваем уровень «школьного» образования и его влияние на службу духовенства в двух уездных городах Тверской губернии в XVIII в. — Ржеве и Осташкове. При этом полученные данные сопоставляются с уровнем подготовки священно-церковнослужителей в самом кафедральном центре.

Ржевский уезд был включен в Тверскую епархию в первой половине XVIII в. Ржев в этот период представлял собою типичный уездный город Европейской части России. Осташков получил статус города только в 1770 г., а до этого местные храмы находились на территории Синодальной (в XVII в. — Патриаршей) и Иосифо-Волоцкой монастырской слобод. Слободы входили в состав Ржевского уезда, но вместе с тем Осташковская церковная десятина была выделена из Ржевской церковной десятины еще в 1бВ4 г. В свою очередь, еще до присвоения Осташкову статуса города в 174б г., одна из местных церквей была переименована в собор и здесь оказалась учреждена «протопопия»4.

1 См., например: Знаменский П. В. Духовные школы в России до реформы 1В0В года. СПб., 2001 [переиздание]. С. 307, 574; Лебедев В. Б. Псковское духовенство во второй половине XVIII в. Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Великий Новгород, 2003. С. 1б; Миронов Б. Н. Социальная история России периода империи (XVIII — нач. XX в.). Генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства. СПб., 1999. Т. 1. С. 383; Никольский Н. М. История русской церкви. М., 1985. С. 228—229; Смолич И. К. История Русской Церкви. 1700—1917 // История Русской Церкви. М., 199б. Т. В. Ч. 1 [переиздание]. С. 409—410; Федоров В. А. Русская Православная Церковь и государство. Синодальный период. 1700—1917. М., 2003. С. 90; Freeze G. L. The Russian Levites: Parish Clergy in the Eighteenth Century. Cambridge, 1977. P. 104.

2 См. подробнее: Матисон А. В. Православное духовенство русского города XVIII века: генеалогия священно-церковнослужителей Твери. М., 2009. С. 114—117.

3 Там же. С. 1бВ.

4 Токмаков И. Ф. Город Осташков и его уезд: Сб. историко-статистических и археологических сведений. М., 190б. С. 42, 81; Холмогоровы В. и Г. Материалы для истории, археологии

В Твери архиерейская школа, рассчитанная на подготовку всего епархиального духовенства, была учреждена в 1722 г. епископом Сильвестром (по другим данным, фактически открыта в 1724 г. при епископе Феофилакте). Первоначально в ней учились чтению, чистописанию и арифметике, а в 1732 г. добавилось изучение греко-славянской грамматики и десятословия. Одними из первых учителей в школе были представители духовенства Твери, сами не имевшие слишком высокого уровня образования: дьячок Иван Денисов и сын священника Алексей Иванов (последний, возможно, проходил курс в Новгородской учительской семинарии)5. В 1739 г. епископ Митрофан ввел изучение латыни, и школа была преобразована в семинарию. Вначале преподавателями новой семинарии стали выпускники Киевской духовной академии, малороссы Алексей Могилянский и Василий Трояновский6.

В XVIII в. обучение в духовных семинариях было восьмиклассным. В первом («аналогия») и во втором («инфима») классах изучали краткий катехизис, русское правописание и грамматику. Третий класс («грамматика») был посвящен освоению латинской и церковнославянской грамматики и арифметики, а четвертый («синтаксис») — географии и истории. В пятом классе («пиитика») проходили классическую поэзию, основы классической мифологии и церковный устав, а в шестом («риторика») — библейскую историю и риторику. В седьмом классе («философия») изучали логику, матафизику, естественную историю, историю философии и, наконец, в высшем, восьмом («богословие»), — герменевтику, догматику, нравственное богословие, апологетику и историю Церкви и т.д.7

Помимо Тверской духовной семинарии, в некоторых городах Тверской епархии появились со временем собственные духовные школы. В Осташковских слободах такая школа была учреждена в середине XVIII в. В 1748 г. осташковским клирикам было предложено организовать духовное училище «на свой счет», которое в январе 1751 г. приступило к обучению детей духовенства. В училище было четыре класса, идентичные низшим классам семинарии. среди учителей оказались переведенные из преподавателей Тверской духовной семинарии Семен Алексеев (преподавал в Осташкове в 1751—1752 гг.) и Андрей Григорьевич Посников (преподавал в Осташкове в 1751—1753 гг.), выпускник Тверской семинарии и Московской академии Петр Андреевич Клобуков (преподавал в Осташкове в 1751—1753 гг.), Яков Судаков (преподавал в Осташкове в 1753—1758 гг.) и Степан Третьяков. Последний был выпускником Тверской семинарии и Московской академии и преподавал в Осташкове в 1753—1758 гг., потом оказался переведен в Тверскую духовную семинарию, а позднее постригся в монашество с именем Сильвестр и с 1771 г. был строителем (настоятелем) Житенного монастыря. Осташковское училище, которое в некоторых документах именовалось семинарией, действовало в течение восьми лет и в 1758 г. было закрыто, а учени-

и статистики церквей города Ржева и его уезда с городом Осташковым и его уездом. XVII и XVIII столетий // Тверские епархиальные ведомости. 1894. № 1. Приложение. С. 3, 7.

5 Знаменский П. В. Цит. соч. С. 98; Тверские епархиальные ведомости. 1879. № 1. Часть неофициальная. С. 7—8.

6 Тверские епархиальные ведомости. 1886. № 4. Часть неофициальная. С. 106—111.

7 Смолич И. К. Цит. соч. С. 409—410.

ки переведены в Тверскую семинарию. Это создало серьезные проблемы, т. к. в Тверь для избежания чрезмерного наплыва учеников некоторое время допускали только священнических и диаконских сыновей, а с 1768 г. — только священ-нических8.

В 1771 г. последовал указ об учреждении духовных училищ (школ) в Осташкове и некоторых других городах Тверской епархии, и в 1772 г. возрожденное училище приступило к своей деятельности. Руководство училищем было поручено протоиерею Троицкого собора Осташкова Семену Ивановичу Верещагину и иеромонаху Житенного монастыря Сильвестру (Третьякову), которые именовались надзирателями. В училище по-прежнему имелось четыре класса, соответствующие низшим классам Тверской духовной семинарии. Ученики, успешно завершившие обучение в Осташкове, отправлялись для продолжения образования в Тверскую семинарию9.

Необходимо отметить, что духовные власти по возможности стимулировали получение высокого образования детьми клириков. Например, когда в 1759 г. прихожане осташковского Троицкого собора просили о произведении во дьячка сына соборного протопопа семинариста Прохора Игнатьевича Суворова (будущего профессора Московского университета), то ему было велено продолжать обучение, а должность за ним закрепить для получения доходов, но исправлять ее «наймом»10. Одновременно, когда наличие образования стало одним из необходимых условий для замещения значительных должностей в составе клира, об обучении детей хлопотали и сами родители. Так, в 1765 г. священник Петр Андреевич Клобуков просил закрепить место дьячка при том же соборе за его сыном Николаем, однако сообщал, что пока сын «грамоте совершенно изучит-ся», то тесть Петра, а Николая дед — осташковский купец Егор Красильников найдет для исправления должности «наймом» нужного человека11.

При изучении духовенства Твери ранее был установлен уровень подготовки 205 человек, определенных на службу к городским храмам: 168 из них (82 %) получили то или иное образование и только 37 (18 %) не имели его. При этом в отношении 139 священно-церковнослужителей известно, из какого именно класса семинарии они были выпущены: 18 — из низших классов («аналогии», «инфимы», «грамматики», «синтаксимы»), 39 — из средних классов («пиитики», «риторики»), 82 — из высших классов («философии», «богословия»)12.

8 Государственный архив Тверской области (далее: ГАТО). Ф. 160. Оп. 12. Д. 10. Л. 1—2; Д. 447. Л. 1—3; Тверские епархиальные ведомости. 1878. № 4. Часть неофициальная. С. 96, 98-99, 102-105, 109-110.

9 Тверские епархиальные ведомости. 1878. № 5. Часть неофициальная. С. 118-120, 122, 124. В 1771-1777 гг. училище именовалось «Осташковския школы», а в 1777-1785 гг. — «Осташков-ския церковныя школы», т.к. в городе появилась и гражданская школа. После 1785 г. некоторое время именовалось «гимназией», а потом окончательно закрепляется название «духовное училище» (Там же. С. 118; ГАТО. Ф. 575. Оп. 1. Д. 888. Л. 48 об.; Д. 917. Л. 8 об.). В Тверской епархии духовные училища (школы), кроме Осташкова, возникли также в Кашине (1768), в Торжке (1772) и в Бежецке (1776) (см.: Знаменский П. В. Цит. соч. С. 511).

10 ГАТО. Ф. 160. Оп. 12. Д. 460. Л. 1-2.

11 Там же. Д. 487. Л. 1.

12 Матисон А. В. Цит. соч. С. 114-117.

Ситуация в Ржеве кардинально отличается от тверской. Мы располагаем данными об уровне образования 79 клириков, приступивших к службе при ржевских храмах после 1-й ревизии 1723 г. (т. е. со времени возникновения первой духовной школы в Твери) и до конца XVIII в.13 Совсем немногие из них — 21 человек (26,6 %) — получили ту или иную школьную подготовку, а 58 человек (73,4 %) вовсе не имели никакого образования. В отношении большинства ржевских священно-церковнослужителей, получивших образование, присутствует указание, что они учились в Тверской духовной семинарии. Известно, какие именно классы закончили 17 из этих клириков: 2 человека — низшие, 7 человек — средние и 8 человек — высшие.

В свою очередь в Осташкове оказалось возможным установить степень образования 80 человек, определенных на священно-церковнослужительские должности в тот же период14. Из их числа 59 человек (73,7 %) были выпущены из какого-либо учебного заведения и только 21 человек (26,3 %) нигде не учились. Абсолютное большинство осташковцев учились на территории Тверской епархии (в Тверской семинарии и Осташковском духовном училище), в отношении малого числа лиц нет указания на конкретное учебное заведение и, наконец, один человек получал образование в семинарии Троице-Сергиевой лавры. Это был сын учителя Осташковского духовного училища и священника Троицкого собора Петра Андреевича Клобукова — Николай Клобуков, состоявший впоследствии причетником Воскресенской церкви, а потом определенный в «приказные служители»15. Источники позволяют выяснить, из каких классов были выпущены 49 человек из осташковских священно-церковнослужителей, получивших духовное образование: 12 — из низших классов, 18 — из средних и 19 — из высших.

Теперь рассмотрим, каким образом от окончания низших, средних или высших классов или отсутствия образования зависело получение тех или иных приходских должностей в начале духовной карьеры и дальнейшая служба, и первоначально приведем данные о ситуации в Твери. Абсолютное большинство

13 Здесь и далее общие подсчеты по Ржеву проведены по: ревизским сказкам (ГАТО. Ф. 312. Оп. 6. Д. 93, 203, 293), делопроизводственным документам Тверской духовной консистории (ГАТО. Ф. 160. Оп. 13. Д. 2-7, 13, 17, 85, 87, 92-95, 99, 204, 204/2-204/4, 204/6, 204/8204/10, 204/12, 204/13, 204/16, 204/19, 208, 209, 272/1, 272/2, 272/4, 272/9, 272/12, 272/15, 272/19, 272/24, 272/27, 272/31, 696, 699, 701, 703, 705, 706, 709, 712-714, 717, 722, 728, 731, 732, 736, 739, 740, 743, 746, 747, 748/13, 3254, 3256, 3260, 3261, 3263-3265, 3268-3270, 3273, 3274, 3276, 3279, 3280, 3283-3285, 3290, 3293, 3295, 3297, 3300, 3303, 3304, 3316, 3317, 3490-3492, 3494, 3499, 3668, 3669, 3670, 3671, 3691), клировым ведомостям (ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 16307, 16312), исповедным ведомостям (ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 17475).

14 Здесь и далее общие подсчеты по Осташкову проведены по: ревизским сказкам (ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 16308, 18325; Ф. 312. Оп. 6. Д. 293), делопроизводственным документам Тверской духовной консистории (ГАТО. Ф. 160. Оп. 12. Д. 1-4, 7, 9-13, 16, 17, 19-22, 25, 32, 35, 39, 40, 42-46, 4--51, 55, 224, 226, 229-232, 234, 239, 246, 257, 312-316, 318, 320, 323, 324, 326, 327, 329, 331, 445-451, 453, 455, 457, 459-461, 463-465, 467, 469, 470, 473, 475, 477, 480, 482-487, 494, 495, 503, 505, 514-516, 518-520, 523, 531, 536, 540, 544, 545, 553, 555, 556), клировым ведомостям (ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 16307, 16312), исповедным ведомостям (ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 17476).

15 ГАТО. Ф. 160. Оп. 12. Д. 42. Л. 1-1 об.; Д. 320. Л. 1-2.

не получивших образования или выпущенных из низших классов поступили к храмам церковнослужителями, и только несколько человек были рукоположены в сан диакона. Среди выпускников средних классов большинство также были первоначально произведены на должности церковнослужителей, треть была сразу рукоположена в сан диакона, и только один человек — в сан священника. И, наконец, из числа учеников, выпущенных из высших классов, единицы стали причетниками, подавляющее большинство — диаконами и более 20 человек — священниками. В процессе дальнейшей службы в Твери среди лиц, никогда не учившихся в школах или учившихся только в низших классах, большинство так и продолжали службу причетниками, и только небольшая часть стала со временем диаконами и священниками (многие еще в 1740— 1760-е гг., когда система духовных учебных заведений только выстраивалась). Среди исключенных из средних классов около половины также остались церковнослужителями, остальные были произведены в сан диакона или священника. Из числа выпускников высших классов менее трети были диаконами, подавляющее большинство стали священниками в городе, а со временем более 10 из них (все — выпускники класса «богословия») достигли протоиерейского сана16.

В Ржеве большинство из 58 человек, не учившихся в школах, при поступлении на службу были определены причетниками (пономарями и дьячками) — 44 человека. Остальные стали священнослужителями: 9 человек — диаконами и 5 человек — священниками. Церковнослужителями также оказались в начале службы оба выпускника низших классов и два выпускника средних классов, а остальные пять человек, выпущенные из «пиитики» и «риторики», были рукоположены в сан диакона. В ходе дальнейшей службы некоторые из церковных причетников, не имевших образования или выпущенных из младших классов, продвинулись по карьерной лестнице. Из их числа в священнослужители были рукоположены 14 человек. Среди выпущенных из средних классов в ходе службы один из двух церковнослужителей был рукоположен в сан священника (дьячок Преображенского собора Николай Степанович Протопопов — в 1776 г. к Успенскому собору) и два диакона из пяти также стали священниками (диакон Ильинской церкви при Большой Коше Ржевского уезда Петр Климентов — в 1759 г. при Покровской церкви, диакон Богородицерождественской (Ильинской) церкви Алексей Степанович Протопопов — в конце 1760-х или в начале 1770-х гг. при той же церкви)17.

Наконец, из 8 выпускников высших классов при определении на службу в Ржеве четыре человека стали диаконами, а еще четыре — были сразу рукоположены в сан священника. В числе последних все оказались выпускниками класса «богословия»: Петр Козьмич Чеснов, рукоположенный в сан священника в 1758 г. и через четыре года произведенный в протоиерея Успенского собора Ржева, Афанасий Никифорович Носов, рукоположенный в сан священника и ставший протоиереем того же собора в 1777 г., Иван Иосифович Преображенский, рукоположенный в сан священника к Преображенской церкви в 1784 г., Иван

16 См.: Матисон А. В. Цит. соч. С. 117, 120-123.

17ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 16307. Л. 6 об., 9 об.; Оп. 13. Д. 701. Л. 3-3 об.; Д. 706. Л. 1, 4 об.; Д. 3297. Л. 2-2 об., 4, 14-15.

Матвеев, рукоположенный в сан священника к Петровской церкви в 1790 г.18 Из выпускников высших классов в дальнейшем священниками стали еще два диакона: служивший при Успенском соборе Михаил Семенович Посников в 1753 г. был рукоположен к Преображенской церкви, а состоявший при Богородицерож-дественской (Ильинской) церкви Тимофей Николаевич Протопопов в 1796 г. — к той же Преображенской церкви19.

В Осташкове все лица, не имевшие образования или выпущенные из младших классов (как правило, Осташковского духовного училища), были первоначально определены на церковнослужительские должности. В ходе дальнейшей службы при осташковских церквях из 21 причетника, не имевшего образования, 7 человек стали священнослужителями, преимущественно в 1740—1750-е гг., но из 12 выпускников младших классов никто во диаконы или священники произведен не был.

Из числа 18 выпускников средних классов абсолютное большинство после выпуска из «духовных школ» также были определены дьячками и пономарями, и только три человека стали диаконами: Иван Андреевич Суворов в 1755 г. был рукоположен к Троицкому собору, Давид Макарович Первухин в 1750-е гг. — в село Крутца Кашинского уезда (с 1759 г. — священник в Осташкове), Матвей Дмитриев в 1780-е гг. — к Мироносицкой церкви Твери (с 1790 г. — священник в Осташкове)20. В дальнейшем из числа выпускников средних классов восемь человек так и остались дьячками и пономарями, но три человека были рукоположены в сан диакона и четыре человека — в сан священника. Среди последних оказались: пономарь Троицкого собора Никита Игнатьевич Суворов — с 1757 г. священник здесь же, дьячок Троицкого собор Никифор Андреевич Суворов — с 1762 г. диакон здесь же и с 1764 г. священник Воскресенской церкви, дьячок Троицкого собора Марк Иванович Кобыляков — с 1753 г. диакон и с 1756 г. священник здесь же, дьячок Троицкого собора Иван Григорьев — с 1792 г. диакон и с 1796 г. священник Знаменского монастыря21.

Среди 19 выпускников высших классов в Осташкове в начале службы четыре поступили в причетники, пять были рукоположены в сан диакона и десять — в сан священника. Из их числа — после выпуска из Тверской духовной семинарии и до поступления на духовную службу — четыре человека продолжали свое образование в Москве: братья Андрей и Дмитрий Николаевичи Колоколовы — в университете, Григорий Васильевич Деянов и Петр Андреевич Клобуков — в духовной академии22. Последний до производства в сан священника служил учителем, а кроме него преподавателями до рукоположения в сан священника были: Семен Иванович Верещагин, Андрей Григорьевич Посников и Иван Никитич Суворов23. В ходе дальнейшей службы среди выпускников высших классов

18 ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 16312. Л. 180 об.-181, 198 об.-199; Оп. 13. Д. 3295. Л. 2, 10.

19 Там же. Оп. 13. Д. 3264. Л. 1-1 об.; Ф. 312. Оп. 6. Д. 293. Л. 267.

20 Там же. Ф. 160. Оп. 1. Д. 16307. Л. 135 об.; Д. 16312. Л. 11 об.-12; Д. 18325. Л. 10 об.; Оп. 12. Д. 450. Л. 1-1 об., 4-4 об., 7; Д. 461. Л. 1-1 об., 4 об.

21 Там же. Оп. 1. Д. 16312. Л. 3; Д. 18325. Л. 13-14; Оп. 12. Д. 448. Л. 2-2 об., 6; Д. 453. Л. 1-1 об., 5 об.; Д. 469. Л. 1-1 об., 6 об.; Д. 475. Л. 1; Ф. 312. Оп. 6. Д. 293. Л. 413.

22 Там же. Ф. 160. Оп. 1. Д. 18325. Л. 1 об., 10; Д. 21234. Л. 5 об.; Оп. 12. Д. 447. Л. 1-3.

23 Там же. Оп. 12. Д. 10. Л. 1-2, 4, 5; Д. 447. Л. 1-4; Д. 473. Л. 1-1 об.; Ф. 312. Оп. 6. Д. 293. Л. 406 об.

в сан священника были рукоположены еще несколько человек: диакон Преображенской церкви Марк Харитонович Аниханов — в 1771 г. к церкви Знаменского монастыря, диакон Воскресенской церкви Иван Давидович Первухин — в 1784 г. к той же церкви, диакон Троицкого собора Григорий Васильевич Деянов — в 1784 г. к церкви Знаменского монастыря24. Помимо упоминавшихся выше выпускников высших классов, еще до рукоположения в сан служивших преподавателями учебных заведений, несколько человек преподавали в Осташковском духовном училище, уже став священнослужителями: указанные Григорий Васильевич Деянов и Иван Давидович Первухин (первоначально учитель, а с 1786 г. — надзиратель в училище), священники Воскресенской церкви Илья Петрович Овсянкин и Никита Андреевич Суворов25.

Рассмотренные данные об уровне образования духовенства двух уездных городов Тверской епархии в XVIII в. дают в итоге абсолютно разные результаты. Если в Осташкове ту или иную школьную подготовку имели более 70 % клириков, приближаясь по этому показателю к Твери, то в Ржеве только около 25 % священно-церковнослужителей получили какое-то образование. Несомненно, на такие показатели влияла близость учебного заведения к месту службы клириков: в Осташкове школа находилась в самом населенном пункте, а священно-церковнослужители Ржева для того, чтобы определить своих сыновей в школу, должны были отправлять их в другой город.

В то же время в Осташкове так же, как и в Твери, наличие большого числа кандидатов на приходские места в XVIII в. не позволяло, как правило, лицам, не имевшим школьной подготовки или уволенным из низших классов, занять священнослужительскую должность в городе (для уволенных из младших классов не только сразу после завершения образования, но даже и на протяжении службы). В большинстве случаев все священники в Осташкове, как и в Твери, и значительная часть диаконов были выпускниками именно старших классов семинарии. В свою очередь в Ржеве отсутствие достаточного числа «образованных кадров» и сохранявшаяся одновременно традиция наследования приходских мест создали ситуацию, когда не только почти все причетники, но и часть священнослужителей в городе не имели никакого образования.

Таким образом, положение в Осташкове опровергает сложившуюся в историографии концепцию об уровне образования русского духовенства в XVIII столетии, а ситуация в Ржеве — прямо подтверждает ее. Это еще раз позволяет утверждать, что изучение различных групп православного приходского духовенства России требует индивидуального подхода, и сформулированные в исторической литературе общие выводы могут применяться при анализе различных аспектов истории священно-церковнослужителей только с большой осторожностью.

Ключевые слова: Тверская епархия, образование, XVIII век, Ржев, Осташков.

24 ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 18325. Л. 6, 13; Оп. 12. Д. 246. Л. 1-1 об., 3-4, 10 об.

25 Там же. Ф. 575. Оп. 1. Д. 888. Л. 48 об.; Тверские епархиальные ведомости. 1878. № 5. Часть неофициальная. С. 123.

«School» educational level of provincial Russian Town’s clergy (Rzhev and Ostashkov)

A. Matison

History of clergy position candadates’ education in two towns of Tver province — Rzhev and Ostashkov — is covered in the present article. Questions in consideration are as follows: total number of clergymen, that attended special training, or missed it completely, how different amount of classes attended at seminary or religious school influence service position occupation and overall career advancement.

Keywords: Tver eparchy, education, XVIII century, Rzhev, Ostashkov.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.