ДУХОВНОЕ СОСЛОВИЕ ЕНИСЕИСКОИ ГУБЕРНИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА ХХ вв.
Енисейская губерния, духовенство, сословная принадлежность, хлебная руга, земельный надел,
плата за требы, духовные учебные заведения.
Невозможно представить дореволюционную Россию без духовного сословия. Интерес к православной церкви и духовенству появился у исследователей еще в середине XIX в. Работы этого периода носили описательный характер, освещая сложное материальное положение православного клира и основные проблемы во взаимоотношениях церкви и государства. Советских авторов более всего интересовали вопросы идейной принадлежности священников и их антиреволюционная деятельность в 1905 и 1917 гг Духовное сословие не являлось предметом исторических исследований. В последние двадцать лет вновь появились работы С.В. Римского, С. Фирсова, Т.Г. Леонтьевой, в которых освещаются вопросы церковных реформ второй половины XIX в., характеризуются изменения положения духовного сословия, дается оценка реформам приходской жизни. Большое количество статей и диссертаций, характеризующих быт, воспитание, образование духовенства, написано на основе региональных материалов в последние годы. В Енисейской губернии проблемам православной церкви и духовного сословия посвящены статьи Г Персианова, В.В. Чернышевского, А.П. Добронов-ской. В 2008 г. вышел сборник статей Ю.В. Болдырева «История православия на берегах Енисея», обобщающий материал по истории Енисейской и Красноярской епархий до революции 1917 г. Во всех работах последних лет характеристика духовенству давалась лишь в контексте истории возникновения и развития Енисейской епархии.
Главная проблема, которую выделяют современные историки, изучая духовное сословие во второй половине XIX века, - это его неоднозначное положение среди других сословий Российской империи. Являясь по определению привилегированным сословием, духовенство по образу жизни и доходам не отличалось от крестьян и мещан. Из-за бедности православного клира, его зависимости от прихожан у последних было негативное отношение к священнослужителям.
Сегодня православная церковь вновь возрождается. Открываются новые приходы, строятся церкви, в Красноярске уже несколько лет проходят Рождественские чтения, с этого года в школах введен предмет «Религиоведение». Православная церковь все активнее участвует в общественной жизни страны. Под влиянием сегодняшних перемен характеристика духовного сословия во второй половине XIX - начале ХХ вв., изменение его правового положения, его материального обеспечения, образовательного уровня становятся весьма актуальными.
Духовное сословие в Российской империи было многочисленным. В 1899 г. в монастырях находилось 52 304 человека, а белое духовенство составляло 103 296 человек [Бонч-Бруевич, 1975, с. 209]. Однако для Сибири, как и для России в целом, характерен процесс уменьшения процентной доли духовенства в составе населения [Дрибас, 2005, с. 15]. Духовное сословие по отношению к населению Енисейской губернии на 1882 г. составляло 0,4 %, а на 1896 г. - 0,3 %
[Обзор..., 1883, с. 15; Обзор..., 1897, с. 19]. Е.А. Дегальцева сообщает: «Динамика сословного состава населения городов Сибири с 1861 по 1917 гг. показывает сокращение целого ряда сословий, дворян и духовного сословия более чем в 3 раза, купцов и почетных граждан в 2,7 раза за счет резкого увеличения крестьянства в 4 раза» [Дегальцева, 2005, с. 15].
Ю.М. Гончаров также отмечает, что население городов Сибири образует группы скорее на основе профессионального признака, чем по традиционному сословному признаку.
Проанализировав клировые ведомости Енисейской епархии, можно сделать некоторые выводы и охарактеризовать духовное сословие во второй половине XIX - начале ХХ вв. В середине XIX в. и вплоть до 80-х гг. духовное сословие Енисейской епархии формируется из приезжих священников (табл. 1). Во вновь созданную епархию приезжали священнослужители из Калужской, Саратовской, Тамбовской губерний, в меньшей степени из соседних Томской и Иркутской губерний. В Европейской России вакантных священнических мест не хватало, тогда как в сибирских епархиях было достаточно вакансий. С 1880-х гг. причт уже формируется из местного духовенства. Священнослужители в середине XIX в. на сто процентов были выходцами из духовного сословия (табл. 2). Однако к началу 1900-х гг. дети священников получают светское образование и занимают места преподавателей, государственных служащих, военных, врачей. А в духовное сословие активно вступают представители податных сословий: крестьяне, казаки и мещане, для повышения своего социального статуса. Священнослужителями в это время часто становятся бывшие сельские учителя. К подобным выводам приходит и исследовательница Л.К. Дрибас: «Ярко в сибирских городах проявилась тенденция превращения духовного сословия в профессиональную группу, особенно среди церковнослужителей. В Красноярске причетниками из иносословных было 25 %» [Дрибас, 2005, с. 15]. Такой же процент священников и дьяконов принадлежал к иным сословиям.
Если проанализировать уровень образования приходского причта, опираясь на данные табл. 3, то явно видна тенденция к тому, что в священнослужители идут люди, получившие начальное духовное образование.
Таблица 1
Количество приезжих священнослужителей в Енисейской губернии 1862-1912 гг.
Год Общее число человек Приезжие священники Местные священники
количество человек % количество человек %
1862 70 63 90 7 10
1874 50 27 51 23 49
1889 70 4 5,8 66 94,2
1902 70 14 20 56 80
1912 130 16 12,3 114 87,7
Таблица 2
Сословный состав священноцерковнослужителей Енисейской губернии 1862-1912 гг.
Год Общее число человек Из духовенства Иные сословия
количество человек % количество человек %
1862 70 70 100 - -
1874 50 50 100 - -
1889 70 66 94,2 4 5,8
1902 70 60 85,7 10 14,3
1912 130 87 70 43 30
Таблица 3
Уровень образования духовенства Енисейской губернии 1862-1912 гг.
Год Общее число человек Духовные училища Духовные семинарии Иные учебные заведения
количество человек % количество человек % количество человек %
1862 70 26 63 44 37 - -
1874 50 25 50 25 50 - -
1889 70 38 54,2 23 32,8 9 12,8
1902 70 25 36 29 41 16 23
1912 130 52 40 38 29,2 40 30,8
Кроме того, даже в начале ХХ в. большинство клира имеет за плечами только училище или несколько классов семинарии. Еще одна особенность формирования духовенства - в священнослужители в начале ХХ в. идут люди вовсе без специального духовного образования, закончившие светские учебные заведения. Таким образом, можно сделать вывод о том, что образование служителей культа к началу ХХ в. в Енисейской губернии становится менее качественным и светским, а духовенство епархии не отличается высоким образовательным уровнем, получая только начальное или неоконченное семинарское (среднее) образование. Обучать сыновей в семьях священнослужителей было необходимо, потому что наследовать приход сын мог, только получив специальное духовное образование. Обучение одного ребенка в духовном училище в год обходилось в среднем в 200 рублей. Поэтому образование получал, как правило, старший сын, а остальные дети обучались дома. Младшие сыновья исполняли обязанности псаломщика при отце. Во второй половине Х1Х в. дети священнослужителей получили право поступать в гимназии, военные учебные заведения и университеты. Из-за высокой стоимости обучения многие священники по-прежнему отдавали своих детей в духовное училище, но среди городского духовенства явно видна тенденция к тому, чтобы дать детям светское образование. Примером может служить семья священника Иоанна Рачковского, дочери которого закончили женскую гимназию, а сыновья получили специальности военного, врача, чиновника. Как наиболее яркий пример можно привести судьбу городского головы С.П. Смирнова. Павел Степанович Смирнов - сын священника села Абаканского Минусинского уезда. Томскую духовную семинарию он не окончил, уволился и поступил писцом в Консисторию. Но, поработав там, ушел учеником аптекаря и в аптеку «Швикарт и Зайдель», затем слушал лекции в Казанском университете. В 1884 г. получил диплом провизора и стал управляющим аптекой. 22 июня 1910 г. он был избран головой г. Красноярска. Под его руководством в Красноярске строятся водопровод, проводится освещение, открываются новые библиотеки. В 1914 г. он вновь получил пост главы города, но в этом же году он умирает [Бердников, Лонина, 2003, с. 201].
Также следует сказать несколько слов о семейном положении причта. Отношения в семьях священнослужителей во второй половине XIX в. определялись нормами церковного права и традиционными взглядами на брак, семью, детей. Епископы не могли жениться, они принадлежали к черному духовенству. Священником или дьяконом мог стать только женатый человек, безбрачный священнослужитель мог быть посвящен в сан после 40 лет без права вступления в брак в будущем. Неженатые выпускники духовной семинарии могли быть учителями или надзирателями в духовных учебных заведениях, псаломщиками в церквях.
В отличие от мирян, которым было разрешено вступать в брак трижды, представители духовенства могли вступать в брак только один раз. Развод был категорически запрещен. Раннее вдовство и невозможность вторично вступить в брак заставляли священнослужите-
лей в одиночку воспитывать своих детей. В начале ХХ в. в среде православного духовенства активно обсуждался вопрос о разрешении вдовым священнослужителям повторно вступать в брак. Согласно клировым ведомостям Архивного агентства администрации Красноярского края, не вступившими в брак являлись только псаломщики и дьяконы, которые не успели этого сделать в связи с юным возрастом, а также вдовые священнослужители. Обычно тридцатилетний священник во второй половине XIX в. состоял в браке и имел троих детей. Брали в жены девушек из духовного сословия, дочерей мещан, купцов или чиновников.
Семьи священнослужителей были простые одно- и двухпоколенные, состоящие из супругов с детьми или без них. Как правило, вдовые матери священнослужителей доживали свой век при сыновьях, исполняя, кроме того, обязанности просфорни при церкви и получая за это хлебную ругу около 20 пудов в год [АААКК. Ф. 674. Д. 1851. Л. 4]. Основываясь на данных табл. 4, можно сделать вывод, что семьи духовенства были малодетными по меркам XIX в. - до трех детей. Историк В.А. Зверев в своих статьях подчеркивает, что бедные крестьянские семьи имели двух-трех ребятишек, большее число невозможно было прокормить, а вот зажиточные крестьянские семьи имели пять и более детей. Только в начале ХХ в. увеличивается количество семей священнослужителей, где более трех ребятишек. Это связано прежде всего с ростом материального достатка в семьях церковнослужителей к началу ХХ в. и большей возможностью для родителей дать детям образование.
Семьи прихожан несколько отличались по своему составу от семей причта. Крестьянская семья формировалась из родственников по мужской линии, в нее входило несколько поколений. Крестьяне воспитывались в православном духе, и брак воспринимали прежде всего как свой моральный долг и залог благосостояния и общественного престижа. Дети составляли благословение божье и выражали собой присутствие святого духа в семье [Анисимова, 2004, с. 39].
Таб л и ц а 4
Количество детей в семьях священнослужителей Енисейской губернии 1862-1912 гг.
Год Количество детей в семье
до 3 детей 4-7 детей более 7 детей бездетные
Кол-во браков % Кол-во браков % Кол-во браков % Кол-во чел. %
1862 38 54 27 38,5 2 2,8 3 4,2
1874 30 54,2 11 28,5 - - 6 17,1
1889 38 54,2 22 31,4 1 1,5 9 12,8
1902 22 31,4 30 42,9 5 7,1 13 18,6
1912 47 36 46 35,4 8 6,1 29 22,5
Крестьянская семья отличалась от городской семьи. Крестьянская семья не имела того характера хозяйственной изолированности супружеской четы, какая была у городской семьи. В городе семья, как правило, состояла из супружеской четы и детей. Семьи священнослужителей в большей степени соответствовали городским семьям, нежели сельским.
Доходы семей священнослужителей были невелики и складывались из следующих пунктов: 1) жалованье от казны. «Священник от казны получает жалованье 176 р. 40 к. и псаломщик 58 р. 80 к.» (в 80-е гг. XIX в.) [АААКК. Ф. 674. Д. 1861. Л. 7]; 2) плата за требы; 3) хлебная руга от крестьян, которая во второй половине XIX в. была почти полностью отменена из-за бедности крестьянских хозяйств; 4) земельный надел. Кроме того, священнослужители были освобождены от всех налогов и повинностей, что несколько улучшало их материальное положение по сравнению с податными сословиями.
Приходские священники получали жалованье от государства, которое составляло одну из статей их доходов. Например, священник Каратузской Петропавловской церкви Минусинского уезда получал жалованье от казны 180 рублей, псаломщик - 60 рублей и дьякон -60 рублей [АААКК. Ф. 674. Д. 4862. Л. 15]. С.В. Римский приводит данные о том, что доход среднего крестьянина также составлял 180 рублей в год. Несколько больше получали жалованье священники-миссионеры Туруханского края и Минусинского уезда. «Жалованье положено от казны священнику 600 рублей в год и псаломщику 200 рублей, на разъезды обоим 50 рублей в год и от Миссионерского общества священнику и псаломщику по 200 рублей в год» [Краткое описание приходов..., 1995, с. 228]. Однако, например, священники Благовещенского прихода города Красноярска вовсе не получали жалованье от казны, потому что приход считался достаточно богатым и прихожане могли сами содержать клир. Ряд современных исследователей приходят к выводу, что семья сельского священника по достатку немногим превосходила среднюю крестьянскую семью.
Следующей статьей доходов каждого прихода были земли: усадебные, пашенные и сенокосные. Приход в среднем имел от 30 до 50 десятин сенокосной земли, которую сдавали в аренду. Отдельные приходы Минусинского уезда имели более 100 десятин земли. Земля могла приносить в приходе от аренды в среднем по 50 копеек с десятины [АААКК. Ф. 658. Д. 321. Л. 12]. Почти в каждом приходе были и десятины негодной земли. Аренда как статья доходов в православных церквях нашей губернии встречалась крайне редко. Суммы, получаемые от нее, были невелики. Например, во втором благочинии Ачинского округа (1898 г.) Николаевской Изынжульской церкви аренда земли приносила доходу всему причту 110 рублей в год, а в Скрепочиновской церкви Михаила Архангела того же уезда - 28 рублей в год [АААКК. Ф. 674. Д. 2591. Л. 28].
Совсем небольшие средства приход получал от продажи свечей, молитв и венчиков. Кроме денежных сборов, крестьяне платили священникам оброк в виде руги. Со второй половины ХГХ в. из натурального этот оброк стал денежным. Суммы его в разных приходах были различные, от 200 до 400 рублей. Особенно часто руга практиковалось в тех приходах, где у клира не было своей земли.
Многие приходы получали хорошую спонсорскую помощь от самих прихожан, которая также составляла часть доходов клира, но за это священники должны были бесплатно выполнять все требы (рождение, крещение, венчание и отпевание). «Члены причта пользуются добровольными приношениями от прихожан в виде дара чаем, сахаром, рыбою, но не более как на 50 рублей в год на весь причт», - отмечалось в отчете епископа за 1877 г. [АААКК. Ф. 674. Д. 1299. Л. 14 об.]. Помощь прихожан в содержании своего прихода была различной. Существовали кружечные и кошельковые сборы, пожертвования в пользу церкви и причта от состоятельных людей прихода, пожертвования на содержание и украшение храмов, на церковно-приходские школы и благотворительные учреждения прихода. Чаще жертвовали большие суммы на украшение храмов, чем на помощь духовенству и церковно-приходские школы. «На построение и украшение церквей (по всей епархии в 1898 г.) пожертвовано 53 221 руб., на призрение бедных духовного звания 1374 руб.» [АААКК. Ф. 674. Д. 4381. Л. 82]. Духовенство зависело от достатка своей паствы, поэтому суммы сборов необыкновенно разнятся. С.В. Римский утверждает: «Структура пожертвований свидетельствует об однозначно негативном отношении прихожан к причтам: деньги в основном жертвовали на храм, а на содержание причтов поступали очень незначительные суммы» [Римский, 1999, с. 354].
Таким образом, следует сказать, что духовенство Енисейской губернии к началу ХХ в. стало менее замкнуто благодаря тому, что в него включались представители податных сословий, а дети священнослужителей все чаще стали выбирать светскую карьеру. Доходы причта, складывающиеся из нескольких источников, таких как жалованье, плата за требы, аренда земель, были невысокими, и семья священника по своему материальному положению
редко превосходила семью среднего крестьянина. Хочется подчеркнуть еще одну особенность: причт в большей мере зависел от своих прихожан, чем от государства. Эта зависимость тяготила священников и часто отталкивала от них односельчан.
Библиографический список
1. Анисимова Л.Ю. Эволюция функций крестьянской семьи в Приенисейском регионе в 1920-е годы: дис. ... канд. ист. наук. Красноярск: РИО КГПУ, 2004. 228 с.
2. Бердников Л.П., Лонина С.Л. Два века Красноярского самоуправления. Красноярск, 2003. 284 с.
3. Бонч-Бруевич В.Д. Средства русского клерикализма // Религия и церковь в истории России: сб.
статей. М., 1975. С. 200-211.
4. Дегальцева Е.А. Образ жизни сибиряков во второй половине XIX - начале ХХ вв. Барнаул, 2005. 387 с.
5. Дрибас Л.К. Образ жизни духовенства губернских и областных центров Восточной Сибири во второй половине ХК в.: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Иркутск, 2005. 26 с.
6. Краткое описание приходов Енисейской епархии. Репринтное воспроизведение издания 1916 года. Красноярск, 1995. 243 с.
7. Обзор Енисейской губернии за 1882 г. Красноярск, 1883. 37 с.
8. Обзор Енисейской губернии за 1896 г. Красноярск, 1897. 53 с.
9. Римский С.В. Российская церковь в эпоху великих реформ. М., 1999. 567 с.
Архивные материалы
10.Архивное агентство администрации Красноярского края (АААКК). Ф.674 (Духовная консистория Енисейская). Оп. 1. Д. 1851. Л. 4; Д. 1861. Л. 7; Д. 4862. Л. 15; Д. 2591. Л. 28; Д. 1299. Л. 14 об.; Д. 1178. Л. 20, Л. 26; Д. 4381. Л. 82; Ф. 658 (Ачинское духовное правление). Оп. 1. Д. 321. Л. 12.