Научная статья на тему 'Ираклий Лисовский и поиск статуса униатской церкви в России в царствование Павла i'

Ираклий Лисовский и поиск статуса униатской церкви в России в царствование Павла i Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
421
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИЯ / УНИАТСКАЯ ЦЕРКОВЬ / УНИАТСКОЕ ДУХОВЕНСТВО / ПРАВОСЛАВИЕ / КАТОЛИЦИЗМ / АРХИЕПИСКОП / ДИОЦЕЗИЯ / КОНСИСТОРИЯ / UNION / UNIONS CHURCH / UNIONS CLERGY / ORTHODOXY / CATHOLICISM / ARCHBISHOP / A DIOCESION / A CONSISTORY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Галанов Михаил Маркович

Рассматривается деятельность униатского архиепископа Ираклия Лисовского, направленная на нахождение места и роли униатской церкви в Российской империи. Особое внимание уделено урегулированию процесса перехода из одного вероисповедания в другое и разбору дел по поводу нарушения законодательства в этой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Галанов Михаил Маркович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Irakly Lisovsky and Searching for the Uniat Church Status in Russia during the Reign of Paul I

Activity of Uniat Church archbishop Irakly Lisovsky directed at finding a place and a role of Uniat Churches in Russian Empire is considered in the article. Special attention the author pays to regulation of transition from one religion to another and to analysis of cases on violation of the legislation in this sphere.

Текст научной работы на тему «Ираклий Лисовский и поиск статуса униатской церкви в России в царствование Павла i»

ББК 63.3(2)513-7

М.М. Галанов

Ираклий Лисовский и поиск статуса униатской церкви в России в царствование Павла I

Ключевые слова: уния, униатская церковь, униатское духовенство, православие, католицизм, архиепископ, диоцезия, консистория.

Key words: union, unions church, unions clergy, Orthodoxy, Catholicism, archbishop, a diocesion, a consistory.

История униатской церкви дала достаточно известных фигур. Одной из них, действовавшей в трудное переломное время присоединения западных - белорусских и украинских - земель к России в конце XVIII в. был архиепископ Ираклий Одровонж-Лисовский. К. Говорский посвятил ему свою работу, в которой, оценивая его роль, писал: «Этот незабвенный архипастырь, оказывая нелицемерное расположение к православию, явное обнаруживал стремление к воссоединению с ним всех унитских в России церквей и, одушевляясь этой мыслью, энергически действовал к приготовлению униатов к счастливому сему событию...» Лисовский, по мнению Говорского, осуществлял эту политику путем: «а) восстановления в своей епархии обрядов восточной церкви, которые униатское духовенство последних времен. обезобразило введением чуждого духу нашей церкви латинизма;

б) ослаблением сильного влияния на дела веры ордена базилианов, чрез подчинение их епископской власти;

в) восстановлением духовных училищ и полоцкой семинарии для белого духовенства; г) отделением униатского в России духовенства от юрисдикции римского архиепископа, исходатайствовав у русского правительства учреждение в римской коллегии особого департамента для униатских дел, который впоследствии переименован в самостоятельную коллегию» [1, с. 97-98]. Архиепископ Антоний (Зубка) писал о защите Лисовским униатов от натиска латинян [2, с. 292]. А. Сапунов считал его «нисколько не похожим на своих предшественников» и отмечал его борьбу с «вредным влиянием монахов-базилиан» [3, с. 15-16].

Йозеф (Ираклий) Лисовский родился в 1734 г.

7 апреля 1784 г. стал архиепископом Полоцким. Кавалер орденов Святого Станислава, Александра Невского и Святого Владимира, он был сыном небогатого помещика Лепельского уезда Витебской губернии, по исповеданию принадлежал к римско-католической вере. Окончив светскую школу в Умани, он стал монахом ордена Базилианцев, а потом архимандритом Свято-Онуфриевского монастыря. В 1787 г. встречал Екатерину

II, едущую на юг, в Мстиславле вместе с православным архиепископом Могилевским Георгием Конисским и католическим архиепископом Могилевским Станиславом

Богушом-Сестренцевичем. Он воспитывал приходских священников в православном духе [4, с. 185].

В письме от 4 ноября 1795 г. окружному начальнику Кременецкого повета, капитану российской армии Федору Паскевичу (отцу будущего фельдмаршала И.Ф. Паскевича-Эриванского. - М.Г.) секретарь Русской базилианской провинции Ян Громачевский сообщал, что «он не уверен в том, действительный ли он (Лисовский. - М.Г.) унит...» [5, с. 263].

И. Лисовский искал место униатов на фоне противостояния православия и католицизма. Он напомнил Риму умозаключение Екатерины II о том, что «восстановление мира и единства в этом регионе требует отмены союза с Римом.». Лисовский предположил, что римский папа Пий VI мог предложить России договориться о церковном союзе на основе рекомендаций, сделанных царю Петру Великому богословами Сорбонны в 1717 г. Суть их сводилась к тому, что союз христианских церквей мог быть достигнут на базе признания духовной власти папы и позволения каждой церкви иметь собственное вероисповедание и автономию в управлении.

Отчаянные попытки Лисовского найти и представить российскому государству союз, поддерживающий автономию униатской церкви, вызвали некоторую настороженность в Риме. В сентябре 1796 г. архиепископ Полоцкий докладывал в Рим, что униатская церковь в Белоруссии потеряла одну треть своих приходов и три монастыря в пользу православия, и в то же время двести тысяч человек, обращенных в католичество [6, р. 104].

3 сентября 1796 г. Лисовский в письме к Холмскому и Бельскому униатскому епископу Петру Важинскому доказывал, что российская церковь верит в то же, что и греко-униаты, что она совершает таинства по тому же обряду. Он искоренял в церквях латинские нововведения. Поборники римского католицизма стали интриговать против него, сначала клеветой и злоречием, а потом доносами. Инициаторами интриги были архимандриты монастырей: Белоцерковского - Солятыцкий, Полоцкого - Новаковский, Пустинского - Жабо, Борисоглебского - Шулякович, а также вице-президент Римско-католического департамента Лобаржевский. Они направили в Санкт-Петербург делегацию в составе игуменов Дорошевского и Кириата и иеромонаха Ермоловича, которые обвинили Лисовского в превышении власти [4, с. 190-191].

И. Лисовский отправил в столицу своего соратника Григория Кохановича с целью вручения Павлу I объяс-

ИСТОРИЯ

нительного письма, которое заканчивалось следующим образом: «О, прости дерзновению моему, Государь, к которому побудила меня скорбь, моё невинное страдание! Велика печаль моя, Государь, но несравненно обширнее вера моя в неограниченность милости твоей!» Коханович получил аудиенцию императора, сумел оправдать Лисовского в его глазах, а трое изветчиков были посажены в Петропавловскую крепость [4, с. 191].

22 ноября белорусский губернатор Т.И. Тутолмин на основании распоряжения генерал-прокурора графа А.Н. Самойлова от 7 ноября 1796 г. пишет письмо И. Лисовскому о приведении униатов к присяге Павлу I [7, с. 537-542].

9 февраля 1797 г. Минское губернское правление отправило на имя И. Лисовского письмо, в котором сообщало об аресте городничим г. Слуцка бароном фон Шталем приходского униатского ксёндза Слуцкого уезда Яна Касперского за обращение в униатскую веру лиц, принявших греческое вероисповедание, и просило прислать униатского депутата для принятия судебного решения по закону. 22 февраля Лисовский получил письмо и дал ответ о принятии мер, полученный в Минске 28 февраля 1797 г. [7, с. 550].

И. Лисовский, извещая письмом от 22 февраля 1797 г. председателя духовного униатского правления в Лядах Тадеуша Лебединского о проезде через Минск

- Толочин - Оршу папского нунция Лоренцо Литты в Москву, писал: «Горячо молитесь, братья, чтобы Бог наставил всех духовных и светских российских вельмож так, как нашего наидобрейшего монарха, чтобы было приступлено к всеобщему умиротворению церкви Божией - римской и греческой. Теперь наступила золотая пора, когда папский легат будет при дворе российском. Какое бы то всеобщее наступило счастие.» [8, с. 373-374].

2 апреля 1797 г. Минское губернское правление сообщило И. Лисовскому нижеследующее. 24 марта в правление поступил рапорт премьер-майора Соина, который был направлен для расследования причин отступления от православной веры в униатство. Соин писал, что в с. Подчатье Пинского уезда поселяне приняли к себе безместного униатского попа Григория Черняковского на приход, насильно выгнав православного священника Шпаковского, отобрав у него ключи от церкви и называя схизматиком. Черня-ковский четыре дня отправлял акафисты и преподавал христианские требы по униатскому обряду. При этом он говорил, что является посланником Лисовского. Правление рекомендовало консистории, чтобы без-местные униатские священники ни на один час не задерживались в православных сёлах, а если кто зайдёт, то будет арестован и отправлен в правление. 25 апреля Лисовский получил это послание и 12 мая отправил ответ, в котором соглашался с предложениями правления и заявлял, что он Черняковского не посылал и предлагал поступить с ним по закону [7, с. 552-554].

30 марта консистория Полоцкого архиепископства рассмотрела несколько вопросов. Во-первых, Волынский воевода князь Сангушко предложил, чтобы безместным униатским капелланам было разрешено отправлять священные литургии. Архиепископ был вынужден озвучить ещё раз мотивы государственной власти, запретившей это делать, а именно - чтобы не будить у перешедших в православие прихожан воспоминания и иллюзии. Во-вторых, Мядзельский декан Игнатий Пузыренский подал в консисторию прошение

о помощи униатскому обряду против латинских ксёндзов, склонивших в латинство почти весь Ножицкий приход [7, с. 54б-547]. В-третьих, было рассмотрено письмо Белорусскому униатскому архиепископу от визитатора литовских монастырей Сильвестра Антоновича. Последний писал, что если безместные капелланы будут уходить в латинский обряд, «вскоре амвоны останутся без проповедников, школы без учителей». Антонович рекомендовал в советники консистории Иосафата Верещаку, в президиум правления - Тадеуша Лебединского или Ираклия Рымашевского, секретарём правления - викария Филиппа Добровольского. Он так же наметил состав «Schola publica»: префект школы

- Винцент Бельский, профессор риторики - Януарий Быстрый, профессор математики - Ясон Гедройц, профессор физики - Георгий Журомский, профессор морали - Иустин Зданович [7, с. 548].

Kак только Павел I стал императором, ему начали подавать меморандумы о злоупотреблениях, происходивших по отношению к униатам в последние годы. Первый такой документ поступил от бывшего униатского митрополита Тадеуша Ростоцкого при посредничестве бывшего короля Речи Посполитой Станислава-Августа, приехавшего на коронацию в Москву. Среди потока жалоб и анализа незавидного положения униатов содержится очень любопытная характеристика личности и деятельности И. Лисовского. Вот она: «Так как речи нового назначенного пастыря, архиепископа Полоцкого, его святейшества Лисовского, который устойчиво придерживается единства на 100 и 150 миль, ни прибыли, ни выгоды для духовных своих потребностей не имея, ослабили наш «корабль» и от исповедания нашего отступают, то увидели мы его намерение сопротивляющимся обещать толерантность и вольность исповедания. Да еще в каждой диоцезии объединенные церкви, приходы и милосердие позволил, чтобы каждый остался при своем, какое есть в душе, исповедании» [9, s. 244-245]. Kак видим, отношение коллег к архиепископу весьма противоречивое: вроде бы и толерантен, и борется за единство с православием бескорыстно, но униатские позиции подрывает.

В это же время в дневнике Сестренцевича появляется очень интересная запись, дающая понимание того сложного положения, в котором находился И. Лисовский и представляемая им униатская церковь.

8 апреля 1797 г. автор, со слов коадьютора папского

нунция в России Джованни-Антонио Бенвенути, отметил, что Полоцкий архиепископ не захотел повидаться с нунцием в Толочине и уехал якобы по Высочайшему вызову. Кроме этого, он не хотел принимать письмо от нунция, а выслушал только содержание, прочитанное ему курьером-священником. Наблюдательный Се-стренцевич, как нам представляется, делает верный вывод о боязни Лисовского скомпрометировать себя тесным общением с посланником Ватикана в глазах императора [10, с. 25-26].

20 июля 1797 г. Павел I своим именным указом повелел униатам все метрики и метрические книги отправлять для регистрации и хранения православному архиепископу Минскому и Волынскому Иову (Потемкину). Получив этот указ, минский губернатор

З.Я. Карнеев вызвал Лисовского, чтобы тот позаботился об активном исполнении подчиненным ему духовенством этого распоряжения. Архиепископ издал 18 сентября в развитие указа свое постановление и поехал сам по минским окрестностям с его разъяснениями и призывами к выполнению. Следствием указа были вызов униатских священников в уездные учреждения и требование дать подробные данные по присланному Иовом реестру, а именно: сколько изб, душ обоего пола, церковных фундушей и бедных приходов, грозя в случае неповиновения суровыми карами [9, s. 243].

Униатское духовенство восприняло эти события как первый шаг для дальнейшего отрыва от унии, как нависшую над их церковью и судьбой беду, ощущали себя заброшенными собственным епископом, о котором в это время помощник бывшего митрополита о. Феодосий Гловневский писал своему родственнику, бывшему епископу Брестскому Арсению Гловневскому: «Лисовский как будто вышел из нашего реестра и полагался на прибыли, полученные от схизмы» [9, s. 243].

Оказавшись, как они считали, в критическом положении, группа униатских иерархов Минской губернии 30 сентября направила обращение на имя Л. Литты. Рассказав нунцию о грозивших унии принуждении и опасности, иерархи заканчивали свое письмо так: «В таком положении и стеснении не знает римско-униатский клир наивысшую силу всемогущего господина, где бы искать помощь и спасение, однако возлагаем надежды на твою священную милость, которой святой столицей поручены заботы, пишем своими слезами, печалями и стонами, которые текут к ногам милосердного покровителя, а мольбы и наисильнейшие просьбы помощи и защиты выражаем и несломленные заявляем, что имущество, жизнь и здоровье, а также сердце и душу повергаем Всемогущему Богу и Христовой власти существующего наместника. Днем и ночью Вашей милости богомольцами и до скончания света верными и наипокорнейшими подданными остаемся. Римско-униатский клир Минской губернии» [9, s. 243].

2 октября на имя И. Лисовского поступило постановление римско-католического департамента юстиц-коллегии за подписью вице-президента Игнатия Ло-баржевского о надлежащем наблюдении за ведением дел в его консистории и порядком представления документов в департамент [7, с. 563].

5 декабря Полоцкая консистория подала на подпись Лисовского, а он утвердил четыре ведомости о римско-униатских парохиях Блонского, Игуменского, Минского и Несвижского деканатов и три ведомости о капланах, парохии которых присоединились к «благочестивой религии» в Блонском, Игуменском и Несвижском деканатах. Согласно этим документам, в Блонском деканате присоединились 20 церквей, Игуменском - 17, Минском - 45, а Несвижском - 18. Парохи с семьями составили 2226 чел. в Игуменском деканате, а в Несвижском - 2882 чел. Прихожан с семьями было: в Игуменском деканате - 17104 чел., а в Несвижском - 14171 чел. [7, с. 565-566].

26 января 1798 г. И. Лисовский рассмотрел полученные Полоцкой консисторией просьбы «безместных униатских священников». На просьбу Павла Борзаковского от 23 августа 1797 г., двадцать лет отслужившего в Фастовском приходе Волынской губернии, который в 1795 г. отошёл к греко-российской церкви и просившего определить его викарием в Любоничский приход Бобруйского деканата, была наложена положительная резолюция. Архиепископ отклонил прошение от 23 августа 1797 г. Петра Бычковского, который в связи с переходом его Поблинского прихода Глусского деканата Полесской суррогации к греко-российской церкви хотел, чтобы его утвердили викарием Грод-ского прихода того же деканата, но Лисовский занял сторону занимавшего это место Захария Орешкевича. И, наконец, архиепископ утвердил просьбу Ермолая Можанского, поданную 6 октября 1797 г., который был лишён средств после «ухода на благочестие» Дроз-динского и Сможицкого приходов и хотел получить право отправлять церковные требы жителям селений Сокольского прихода [7, с. 572-573].

1 марта 1798 г. в Микулинском Бернардинском костёле за подписью униатского архиепископа Лисовского был опубликован указ «о дозволении всем униатским попам литургисать в римских костёлах и желающим, присоединённым из унии к благочестию прихожанам, преподавать христианские требы, совращая, таким образом, прихожан в унию и католичество». Помещица Сулистровская в 1798 г. в Дри-зенском уезде не допустила освятить православную церковь (в приходе проживало 1229 православных и 600 униатов). Помещица Г айкова чинила препятствия переходу в православие, а помещик Кобылянский запретил прихожанам бывать у православного священника Цитовича [11, с. 383-386].

28 апреля 1798 г. Сенату был дан именной указ «Об оставлении из бывших в присоединённых к России

история

областях разных Униатских Епархий Архиепископства Полоцкого и Епископства Бржестского и Луцкого; и о распространении указа о Епархиях Римской веры и на униатов» (имеется в виду именной указ от того числа, определявший структуру управления римско-католической церкви в России. - М.Г.) [12, с. 222]. В Полоцк назначался архиепископ Ираклий Лисовский, в Брест - бывший епископ Арсений Гловневский, а в Луцке оставался старый епископ Станислав Левинский [12, с. 222].

Едва ли не центральной проблемой в деятельности архиепископа Лисовского и его консистории было урегулирование процесса перехода из одного вероисповедания в другое и разбор дел по поводу нарушения законодательства в этой сфере. 28 января 1798 г. бывший профессор моральной теологии базилианин Климент Давидовский из с. Борковичи подал прошение о переходе в латинский обряд с приложением ходатайства от С. Сестренцевича, но получил отказ [7, с. 580].

6 февраля Докшицкий суррогат Франчишек Будай в своем рапорте на имя Лисовского сообщил, что в Докшицкой суррогации и Минском деканате «нет ни одной бенефиции, отпавшей в благочестие» (т.е. перешедшей в униатство. - М.Г). «Наши капланы, - писал далее Будай, - не имея от нас ни малейшей поддержки в притеснениях от ксендзов-латинников, обращающих в свой обряд прихожан и самих даже капланов женатых, не умеющих грамматики, в столь тяжком преследовании находясь, обратились к губернатору, подав именные реестры перешедших; губернатор, взяв их в свою протекцию, писал епископу латинскому Цецишевскому, спрашивая, по какому праву допускают насилие в нарушение изданных указов и своих посланий.» [7, С. 583]. Также Будай доносил, что в Слонимском повете доминикане принудили пять парохий к латинскому обряду. Получив сообщение об этом, Литовский генерал-губернатор князь Н.В. Репнин вызвал номината суффрагании и Виленского оффициала Константина Пильховского, который выдал двух самых ревностных доминиканцев, отправленных Репниным в Петербург для разбирательства, а жителям пяти парохий велел вернуться в униатство [7, с. 583].

По рапорту Будая 9 февраля Полоцкая консистория приняла постановление о реорганизации Докшицкой суррогации в Дисненскую, ссылаясь на более удобное географическое расположение этого религиозного центра. 13 февраля Лисовский утвердил это решение [7, с. 581]. 3 марта Дисненское суррогацийное правление прислало в Полоцкую консисторию благодарность за реорганизацию [7, с. 582].

18 февраля направил в Полоцкую консисторию свой рапорт, посвященный переходу униатов в латинство, Логойский суррогат и Гаенский парох Иосиф Шидловский. Он писал, что Хоценчицкий парох Михаил Подгайский перевел насильно часть своей

парохии в латинство, больше всего в Лукавецкой каплице, при помощи Виленского земского судьи Бригитты Шумской и Каролинского капеллана Сумарака. Когда Шидловский начал выяснение ситуации, он получил письмо от Минского латинского оффициала Климента Букатого, датированное 8 февраля, в котором тот писал, что не знает Подгайского и запретил смену вероисповедания, наложив отрицательную резолюцию. На это Шидловский 12 февраля ответил: «Письма Вашей милости совершенно недействительны, ибо Подгойский на посланный ответ по его делу с высмеиванием отвечал, что наше оффициальство шутя так ответило». Сам суррогат в рапорте указал, что Букатый «от всего сторонится и дает двусмысленные ответы». 16 февраля Шумская написала Шидловскому, что «каплица моя никакого насилия не знала до сего дня, терпит его теперь чрез несправедливое наложение интердикта со стороны суррогата.» [7, с. 584].

14 апреля 1798 г. полоцкий архиепископ Ираклий Лисовский подписал указ о запрете униатским капланам благословлять браки своих прихожан с грекороссийскими подданными без сношения с их священниками [7, С. 584].

16 июня минский суррогат Ян Яхимович докладывал в консисторию, что «благочинные . упросившись в Бобруйские Никольскую и Ильинскую церкви для отправления службы и исповеди людей своего исповедания, потом их запечатали, которые, когда тамошние капланы пооткрывали, Минский и Волынский архиепископ Потемкин (Иов. - М.Г), приехавши сам, за такое будто дерзновение выговаривал указанным капланам, наистрожайше запретил вступать в церкви и обещал прислать своих священников; так, сперва посоливши, потом посластивши, Бобруйских парохов Никольского - Бордзяковского и Ильинского - Тара-севича, а также Мацкевича, пароха третьей церкви на расстоянии миль трех от Бобруйска, наклонил к благочестию, и, забравши церкви, с гневом велел выбросить оказавшуюся утварь по католическому обряду; а какие бесправия учинены над женой Бордзяковского, осуждавшей это, и иными, описывать не смею, не получив еще точных сведений.» [7, с. 584-585].

Как видим, ситуация, сложившаяся вокруг перемены вероисповедания, была очень сложной для униатов. И католики, и православные, нарушая российское законодательство, делали все, чтобы перетянуть униатов на свою сторону. Представляется к тому же, что Римско-католическая церковь в связи с этим была в более выигрышном положении, так как совсем недавно население этих мест проживало в католической Речи Посполитой.

Одним из важнейших шагов И. Лисовского в качестве главы униатской церкви в России было написание письма, адресованного папе Римскому Пию VII. Архиепископ высказал пожелание, «чтобы в это время великого бедствия униатов верховный перво-

священник поддержал их каким-либо спасительным образом. Одно из двух средств остается для этого, -или переход всех, если можно, в обряд латинский, но это весьма трудно по причине грубости и невежества народа; другой же способ, самый желательный, к коему склоняются мысли всех, - возобновить желание и позаботиться об общей и полной унии русской церкви с римскою». Лисовский просил римского первосвященника сделать внушение Павлу I о пагубности раздела церквей, чтобы император «открыл свою мысль и волю предстоятелям России в таком именно роде» [13, с. 330].

Одновременно Лисовский пытался объяснить ситуацию с положением униатов и свою позицию в этом вопросе российским властям. Вот что он писал Павлу I: «.униты не пользовались таким значением, каким бы следовало, ибо, при существовании доселе департамента юстиц-коллегии, им достался жребий рабства. Таков взгляд на унитов, - и какая остается апостольскому престолу надежда на дальнейшее распространение и усиление униатской церкви, когда

и отечественные законы, под угрозою уголовного наказания, запрещают допускать и принимать в нее кого-либо из господствующей религии, и, наконец, многие из монашествующих и светских латинян, имеющих приходы, привлекают унитов.к своему обряду? Скажу более, - может ли в России распространяться уния, когда чрез заключение браков унитов с неунитами, что не воспрещено, один дом разделен надвое, подчиняется по этой самой причине власти двух парохов, и третьему - обряда латинского? Отсюда в консисториях.почти ежедневно возникают тяжбы и жалобы о надлежащем совершении таинств униатскими священниками.» [5, с. 268].

Несмотря на активную деятельность по защите униатской церкви в качестве юридически самостоятельного религиозного института, в годы царствования Павла I добиться серьезных позитивных результатов Ираклию Лисовскому не удалось. Объективный процесс внутреннего выхолащивания униатства, перехода части носителей вероисповедания в католицизм, а другой части - в православие продолжался.

Библиографический список

1. Говорский, К. Взгляд на состояние униатской церкви в Белоруссии со времени возвращения этой страны к России / К. Говорский// Вестник Юго-Западной России. - 1863/1864.

- Т. 3. - Январь.

2. Антоний (Зубка), архиепископ. О греко-униатской церкви в Западном крае / архиепископ Антоний // Русский вестник. - 1864. - Т. 53. - №9.

3. Сапунов, А. Судьба православия в Полоцкой епархии / А. Сапунов // Полоцкие епархиальные ведомости. - 1889.

- №10.

4. Записки Василия Лужинского, архиепископа Полоцкого // Православный собеседник. - 1884. - Т. 2. - №6.

5. Петров, Н.И. Очерк истории Базилианского ордена в бывшей Польше / Н.И. Петров // Труды Киевской духовной академии. - 1872. - Т. 1. - №2.

6. Flinn, J.T. Iraklii Lisovskii, Metropolitan of the Uniate Church (1806-1809) and Reform in the Russian Empire / J.T. Flinn // The Slavonic and East European Review. - 1999.

- Vol. 77. - №1.

7. Описание документов Архива западнорусских униатских митрополитов. - СПб., 1907.

8. Рункевич, С.Г. История Минской архиепископии (1793-1832) / С.Г. Рункевич. - СПб., 1893.

9. Likowski, Edw. Dzieje Kosciola unickego na Litwie i Rusi w XVIII i XIX wieku, uwazane glownie ze wzgledu na przyczyny jego upadku / Edw Likowski. - Poznan, 1880.

10. Дневник Сестренцевича, первого митрополита римско-католических церквей в России. Ч. 1 / пер. В. Крик-сина // Старина и новизна. - 1913. - Т. 16.

11. Коялович, М.О. История воссоединения западнорусских униатов старых времен / М.О. Коялович. - СПб., 1873.

12. Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ-I). - СПб., 1830. - Т. 25.

13. Петров, Н.И. Белоруссия и Литва. Исторические судьбы Северо-Западного края / Н.И. Петров, М.И. Городецкий. - СПб., 1890.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.