Научная статья на тему 'Конфессиональные конверсии греко-католиков во второй четверти XIX В. (на примере Волынской губернии)'

Конфессиональные конверсии греко-католиков во второй четверти XIX В. (на примере Волынской губернии) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
485
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРЕКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ (УНИАТСКАЯ) ЦЕРКОВЬ / ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ / ВОЛЫНСКАЯ ГУБЕРНИЯ / КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОНВЕРСИИ / GREEK-CATHOLIC (UNIATE) CHURCH / ORTHODOX CHURCH / CATHOLIC CHURCH / VOLYN PROVINCE / CONFESSIONAL CONVERSIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Голий Роман Валентинович

В статье проанализированы факторы и мотивы конфессиональной конверсии греко-католиков на православие и католичество в Волынской губернии во второй четверти XIX в. В частности, рассмотрены следующие предпосылки конфессиональных трансформаций: правительственная политика, законодательное поле православно-униатских браков, конверсия униатов на католичество как фактор сдерживания перехода греко-католиков в православие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Confessional conversions of greek-catholics in the second quarter of the XIX century (on the example of Volyn province)

The article analyses factors and motives of confessional conversion of Greek Catholics to Orthodoxy and Catholicism in the Volyn province. In particular, we consider such prerequisites of confessional transformations: governmental policy, legislative base of orthodox-uniat marriages, the conversion to Catholicism of the uniates as factor of deterring of transition of greek-catholics to Orthodoxy.

Текст научной работы на тему «Конфессиональные конверсии греко-католиков во второй четверти XIX В. (на примере Волынской губернии)»

СОЦИАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ

УДК 94(47).07:271.4:271.2

Р. В. Голий

Конфессиональные конверсии греко-католиков во второй четверти XIX в. (на примере Волынской губернии)

В статье проанализированы факторы и мотивы конфессиональной конверсии греко-католиков на православие и католичество в Волынской губернии во второй четверти XIX в. В частности, рассмотрены следующие предпосылки конфессиональных трансформаций: правительственная политика, законодательное поле православно-униатских браков, конверсия униатов на католичество как фактор сдерживания перехода греко-католиков в православие.

The article analyses factors and motives of confessional conversion of Greek Catholics to Orthodoxy and Catholicism in the Volyn province. In particular, we consider such prerequisites of confessional transformations: governmental policy, legislative base of orthodox-uniat marriages, the conversion to Catholicism of the uniates as factor of deterring of transition of greek-catholics to Orthodoxy.

Ключевые слова: греко-католическая (униатская) церковь, православная церковь, католическая церковь, Волынская губерния, конфессиональные конверсии.

Key words: Greek-Catholic (Uniate) Church, Orthodox Church, Catholic Church, Volyn province, confessional conversions.

В начале 90-х гг. XVIII в. подавляющее большинство приходов на Волыни принадлежала к греко-католической (в документах указанного времени - «униатской», или - «греко-униатской») церкви. Однако уже в 1794-1796 гг. после II и III разделов Речи Посполитой и формирования Волынской губернии в составе Российской империи состоялся переход значительного числа приходов к православной (в документах - «греко-российской») церкви. В результате в 1799 г. в пределах губернии была основана Волынская православная епархия.

В первой четверти XIX в. количество переходов униатских приходов в православие заметно снизилось. Но после поражения польского восстания 1830-1831 гг. конфессиональные конверсии возобновились. В частности, во время правления в Российской империи Николая I (1825-1855) активизировались личные и коллективные присоединения униатов к православию. Эти конверсии

© Голий Р. В., 2014

имели место в Украине (особенно в Волынской губернии) и Белоруссии, где существовали греко-католические приходы до 1839 г.

Историография означенной проблемы значительная. В частности, тематика присоединения греко-католиков к православию в XIX в. широко представлена в диссертационных исследованиях Виктории Билык [1], Богдана Бойко [2], Валентины Лось [7]. Кроме того, проблематика конверсии униатов в православие (в большей или меньшей степени) рассматривалась в монографиях украинских историков Сергея Жилюка [5], Владимира Рожко [8], Олега Крыжанов-ского и Сергея Плохия [6], Надежды Стоколос и Русланы Шеретюк [9], польских исследователей Витольда Клобука [11] и Мариана Радвана [12], французского ученого Даниэля Бовуа [10] и др. Однако специальных работ, где были бы выяснены факторы индивидуальных конверсий униатского населения в Волынской губернии, пока еще нет.

Вместе с тем определение таких факторов непростая задача. Ведь невозможно точно и исчерпывающе ответить, что именно заставляло конкретных лиц становиться православными или католиками. Поэтому мы в данной статье ставим цель выяснить, по крайней мере, те причины конфессиональной конверсии, которые возникали в контексте правительственной политики, и оставляем без внимания аспекты «неоткрытого» (официально незафиксированного) перехода униатов в православие или католичество.

Часто в исторических источниках за общими формулировками, вроде «осознали истинное учение Греко-российского исповедания» или «добровольно приняли государственную религию», спрятаны другие (в меньшей степени психологические) мотивы перехода в православие. Поэтому при выяснении такого неконкретного предмета исследования, как причины и предпосылки конверсии униатов, мы использовали наряду с общенаучными методами и узкоспециальную историческую герменевтику.

Процедура перехода происходила двумя способами: либо с разрешения архиерея с предоставлением консистории (администрации епархии) подписки в том, что лицо обязалось соблюдать православие [4. Д. 109. Л. 13], или без просьбы на то разрешения архиерея и без предоставления подписки [4. Д. 981. Л. 5]. То есть уже обращенным считалось лицо, принимавшее таинства в православном храме, независимо от того, был ли документирован его переход или нет.

Итак, теоретически человек, который хотел перейти в православие, мог обойтись без предусмотренной бюрократической процедуры, принимая во внимание несогласованность отдельных нормативных актов, регламентирующих конверсию в православие и запрет перехода в другие исповедания. Важно отметить, что в ис-

точниках упоминается также специальная категория лиц - «отступники» - которые были крещены или исповедовались в православной церкви, отошли к другому исповеданию, но должны были «вернуться к государственному вероисповеданию» [3. Д. 391. Л. 2].

После поражения польского восстания 1830-1831 гг. правительственная политика приобрела тенденцию, откровенно направленную на присоединение униатских прихожан к греко-российской (православной) церкви. В конце 1835 г. Синод разослал каждой епархии по 10 экземпляров брошюры «Общее наставление священникам относительно заблуждающих от истины веры». В сопроводительном указе отмечалось, чтобы информация о книге не разглашалась, потому что предназначалась только для священников, в приходах которых были «заблудшие» или на которых возлагались специальные функции по обращению иноверцев. Из присланных экземпляров Синод предлагал две брошюрки дать в семинарии, где студентов должны были готовить к миссионерству [4. Д. 30. Л. 1].

В начале 1836 г. архиепископ Иннокентий обязал духовенство Волынской епархии активизировать в своих приходах миссионерскую деятельность среди иноверцев. В секретном письме в консисторию от 19 февраля архиерей после краткого анализа предпосылок тогдашнего состояния конфессиональных отношений на Волыни отметил, что в течение предыдущих трех лет успех в обращении униатов не был значительным [4. Д. 158. Л. 1 об.]. Поэтому духовным правлениям и благочинным было предписано направить приходским священникам распоряжение о соблюдении тщательности при обращении иноверцев.

Из официальных документов Волынской духовной консистории можно выделить следующие объективные (в контексте правительственной политики) причины конверсии униатов:

• переход в православие, закрытие или опечатывание униатских монастырей, церквей и часовен, следовательно, невозможность выполнять униатами привычных для себя религиозных практик в униатских храмах;

• юридические нормы, которые регламентировали браки неправославных с православными и обязывали воспитывать в православии детей в таких семьях.

Первый мотив ярко прослеживается при рассмотрении конфессиональных трансформаций в уездах, где были упразднены униатские монастыри. Так, 25 ноября 1832 г. священник с. Старый Почаев направил епископу рапорт о переходе в православие двух пар молодых людей, хотевших вступить в брак [3. Д. 971. Л. 4, 7]. Всего, по рапортам уездных благочинных, в 1832 г. в Кременецком уезде (к которому принадлежал Старый Почаев) крестилось и присоедини-

лось к православию 238 униатов [3. Д. 1040. Л. 1-12], а в других уездах вместе - 1. Причина такой поразительной разницы, очевидно, заключалась в том, что в Кременецком уезде на православие в 1831 г. был переведен Почаевский монастырь.

Предпосылка конверсии, связанная с отсутствием униатского храма, ярко просматривается в процессе перехода часовни в селе Лопушня Кременецкого уезда (1836-1839). В обращении грекокатолических прихожан к православному архиерею говорилось о насущной необходимости переноса вещей с опечатанной в 1834 г. униатской часовни в местную православную церковь. Мы полагаем, что поступок лопушнянских прихожан был вызван комплексом причин. С одной стороны, здесь присутствует контекст конфессиональной правительственной политики - закрытие часовни («опечатывание» гражданской властью) в 1834 г. Однако имеют место и психологические мотивы - ведь униаты присоединились к православию в надежде, что вещи, которые они подарили местной часовне, будут перенесены к православной церкви и должным образом ухожены [4. Д. 158. Л. 9-14; Д. 502. Л. 6].

В первой трети XIX в. «смешанный» (православно-униатский) брак не был очень распространенной мотивацией перехода. Ведь до 1840 г. в Российской империи действовали нормы, согласно которым лица православного и «иноверного» исповеданий могли заключать брак без обязательств относительно себя, а лишь с обязательствами относительно своих детей. В частности, православно-униатские браки регламентировались следующими актами: приказ Сената Римско-католическому департаменту от 4 марта 1798 г., чтобы венчать смешанные браки только после согласования времени с российским (православным) священником, когда можно совершить венчание; утвержденное императором мнение Государственного совета от 30 сентября 1830 г., где подтверждались нормы 1798 г., но воспрещалось заключать договоры, по которым дети могли воспитываться не в православном исповедании [3. Д. 770. Л. 4-5].

29 декабря 1830 г. Синод приказал, чтобы православные священники крестили детей у родителей любого другого исповедания только после предварительного объяснения им обязательства воспитывать этих детей в «правилах государственной веры» [3. Д. 99, Л. 1-5]. Впоследствии, если кто-то из детей смешанного брака переходил в унию, то наличие или отсутствие подписки о упоминаемых выше обязательствах становилось весомым доказательством при рассмотрении дел в суде.

Так, 24 декабря 1832 г. униатский священник Фадей Леничевсь-кий, служивший в Садочкивском храме, крестил ребенка, у которого отец - православный, прихожанин Рахманивской церкви, а мать -

латинского обряда [3. Д. 1079. Л. 9-9 об., 29 об]. Однако оказалось, что при браке не было дано обязательств относительно крещения и воспитания детей в православном исповедании. Поэтому, согласно мнению Государственного совета от 30 сентября 1830 г. и указу Синода от 12 октября 1832 г., о том случае делопроизводство было прекращено [3. Д. 1079. Л. 33-34].

Иногда лица, которые при венчании дали соответствующую подписку, пытались различными способами избежать обязательства крестить своих детей в православии. Например, униатский священник села Корчик Заславского уезда крестил ребенка, но записал об этом не в метрику, а на отдельной бумаге, чтобы не было доказательств нарушения подписки, данной отцом при заключении брака [4. Д. 708. Л. 2]. Конечно, успехом такие действия завершиться не могли. В конечном итоге после одобрения императором Полоцкого акта 1839 г. греко-католическая церковь официально перестала существовать в губерниях Западного края Российской империи (в частности, и в Волынской губернии), а все униатские прихожане автоматически стали считаться православными без выяснения их согласия.

Вместе с тем во второй четверти XIX в. на Волыни имели место униатско-католические конверсии. Однако они не приобрели значительного размаха, ведь такие конфессиональные трансформации запрещало законодательство Российской империи, в частности п. 4, ст. 90, Т. XIV, Свода законов [4. Д. 1186. Л. 2]. Переходы в католичество не приветствовались и униатскими консисториями. Например, в письме викария Литовской епархии официала Антония Тупальского отмечалось: «по всей епархии был обнародован именной указ, что если бы кто-то осмелился с Униатского обряда перевести в Римский, то должен быть лишен должности» [3. Д. 1054. Л. 430]. В целом такие конверсии количественно уступали переходам униатов в православие. В частности, если в начале 1838 г. в Староконстанти-новском уезде было всего 17 униатов, то за полугодие двое из них перешли в католичество, а пятеро - в православие [4. Д. 786. Л. 122-149].

Возможно, определенную роль в тяготении униатов к латинскому обряду сыграло частичное ополячевание униатского богослужения (т. е. введение польского языка и богослужебных особенностей, характерных для польских римско-католических служб). Также важную роль в униатско-католических конверсиях имела позиция местных помещиков. Так, по рапорту Дубенского духовного правления от 11 марта 1835 г., в с. Добратин из унии в католичество перешли три человека, взятых помещицей во двор еще с малых лет в 1803 или 1804 г. [3. Д. 1021. Л. 27 об.]. Поскольку конверсия в католичество

была запрещена, то этих конвертантов органы власти пытались заставить вернуться к унии.

Однако после 1839 г., когда все греко-католики уже считались православными, появилась еще одна проблема - конверсия в православие тех униатов, которые уже успели ранее перейти в латинский обряд. В православии такие лица не получали Святых Таинств, возможно даже не были ни разу там на богослужении. Соответственно, эти конвертанты имели основания, чтобы отрицать свою принадлежность к «господствующему вероисповеданию».

Проблема их конверсии имела несколько вариантов решения. Часть таких лиц переходила в православие без сопротивления, а часть оставалась в католичестве. Последних органы власти причисляли к «отступникам» и вынуждали к конверсии. Впрочем, были единичные случаи, когда таким конвертантам разрешалось (без публичной огласки) оставаться католиками. Например, в 1837 г. Волынская консистория сообщила губернскому правлению о троих лицах из городка Корец, перешедших из унии в католичество. Пока дело рассматривали, то уния была упразднена и все греко-католики уже считались православными. В итоге один человек стал православным в 1840 г. без привлечения суда, второй умер в 1841 г., а третий перейти в православие отказывался. Наконец, в 1847 г. консистория тайным письмом приказала не трогать того человека за неимением доказательств и из-за категорического его отказа к присоединению.

Определенные обстоятельства конверсии на римско-католичество во второй четверти ХІХ в. видны при сравнении православного (куда бы униаты должны были перейти по решению Полоцкого собора) и католического прихода, который мог быть по соседству с православным (например, такое соседство имело место в Шумбаре, Кеременецкого уезда). Шумбарский православный священник служил по очереди в трех храмах: на первое воскресенье -в одном приходе, на другое - в приписной церкви, на третье - еще в одном отдельном приходе. То есть богослужение происходило раз на три воскресенья и на праздники, а в шумбаском католическом костеле - почти ежедневно [4. Д. 348. Л. 1 об.]. Внутри православный храм был меньших размеров по сравнению с католическим [4. Д. 348. Л. 2 об.]. Православный священник, перешедший из унии, не учился в православных школах и не имел образцового наставника в православных догматах, а местные прихожане в детстве получили иноверное воспитание и, кроме того, многие из них имели семейные связи с поляками. Поэтому запрет ходить в костел прихожанами не воспринимался, а он «казался им диким, неслыханным и очень досадным» [4. Д. 348. Л. 2 об.]. В конечном итоге в 1837 г. сложилась ситуация, при которой местные православные, «не ожидая опреде-

ленного времени, когда должна быть в приходской своей церкви Божественная служба, постоянно... ходят к тринитарному костелу» [4. Д. 348. Л. 2]. Конечно, такое сравнение не касалось всех православных церквей и католических костелов. Однако в отдельных случаях эти отличия все же могли повлиять на местную конфессиональную ситуацию.

Итак, можно выделить две комплексные группы предпосылок конверсии униатов в православие в Волынской губернии во второй четверти XIX в.: 1) ликвидация униатских монастырей, церквей и часовен, следовательно, невозможность выполнять религиозные практики в униатских храмах; 2) юридические нормы, регламентировавшие браки неправославных с православными и обязывавшие воспитывать детей от смешенных браков в православии. Кроме того, на Волыни имели место униатско-католические конверсии (как средство для сдерживания перехода греко-католиков в православие), хотя их количество было значительно меньшим по сравнению с переходами на православие.

Список литературы

1. Білик В. А. Греко-уніатської церква на Правобережній Україні наприкінці

XVIII - у 30-х рр. ХІХ ст.: дис. ... канд. іст. наук: 07.00. - Луцьк, 2о09.

2. Бойко Б. Є. Трансформаційні процеси в житті християнських конфесій

на Волині періоду її перебування у складі Російської імперії (1793-1917 рр.): дис........................................................................ канд. іст. наук: 09.00.11. - К., 2009.

3. Государственный архив в Житомирской области (ГАЖО). Ф. 1. Оп. 7.

4. ГАЖО. Ф. 1. Оп. 8.

5. Жилюк С. І. Російська православна церква на Волині (1793-1917 рр.). -Житомир, 1996.

6. Крижанівський О. П., Плохій С. М. Історія церкви та релігійної думки в Україні: у 3 кн. - К., 1994. - Кн. 3: Кінець XVI - середина XIX століття.

7. Лось В. Е. Історія Греко-уніатської церкви на Правобережній Україні кінця XVIII - першої половини ХІХ ст.: джерелознавчий аспект: автореф. дис. ... канд. іст. наук: 07.00.06 / Дерд. ком. арх. України, Українського НДІ арх. справи та документознавства. - К., 2007.

8. Рожко В. Є. Нарис історії Української православної церкви на Волині (870-2000). - Луцьк, 2001.

9. Стоколос Н., Шеретюк Р. Драма Церкви (До історії скасування Греко-Уніатської Церкви в Російській імперії та викорінення її духовно-культурних надбань): моног. - Рівне, 2011.

10. Beauvois D. Polacy na Ukrainie 1831-1863. Szlachta polska na Wotyniu, Podolu i Kijowszczyznie. - Paryz, 1988.

11. Kotbuk W. Koscioty wschodnie na ziemiach dawnej Rzeczypospolitej 17721914. - Lublin, 1992.

12. Radwan M. Carat wobec Kosciota greckokatolickiego w zaborze rosyjskim (1795-1839). - Roma-Lublin, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.