Научная статья на тему 'Традиции «Наставник и ученик» в обучении традиционному исполнительству'

Традиции «Наставник и ученик» в обучении традиционному исполнительству Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1686
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАСТАВНИК / УЧЕНИК / ПЕДАГОГ / УЧИТЕЛЬ / ТРАДИЦИОННОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО / МУЗЫКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матякубов Шавкат Батирович

Традиция «наставник и ученик» актуальна тем, что она обеспечивает студентам возможность работать непосредственно над своим исполнительством, подходить с учетом их индивидуальных особенностей, создавать благоприятные условия для дальнейшего развития существующих талантов. Такие ситуации воспитывают у молодежи не только ответственный подход к трудовой и производственной деятельности, но и духовно-нравственные качества, такие как уважение к труду других, честный труд, гордость за эффективность труда. В воспитании детей особое внимание следует уделять эффективному использованию национальной системы воспитания народа в соответствии с обычаями, традициями, этикой своего народа, древних предков и в этом направлении учителя не должны упускать из виду свои силы и умения. В этой статье говорится кратко о важности традиции «наставник и ученик» в традиционном музыкальном исполнительстве. А также упоминаются обязанности и педагогические принципы в этой традиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Традиции «Наставник и ученик» в обучении традиционному исполнительству»

ТРАДИЦИИ «НАСТАВНИК И УЧЕНИК» В ОБУЧЕНИИ ТРАДИЦИОННОМУ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВУ Матякубов Ш.Б.

Матякубов Шавкат Батирович - доцент, кафедра традиционного исполнительства, Государственная Консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: традиция «наставник и ученик» актуальна тем, что она обеспечивает студентам возможность работать непосредственно над своим исполнительством, подходить с учетом их индивидуальных особенностей, создавать благоприятные условия для дальнейшего развития существующих талантов. Такие ситуации воспитывают у молодежи не только ответственный подход к трудовой и производственной деятельности, но и духовно-нравственные качества, такие как уважение к труду других, честный труд, гордость за эффективность труда. В воспитании детей особое внимание следует уделять эффективному использованию национальной системы воспитания народа в соответствии с обычаями, традициями, этикой своего народа, древних предков и в этом направлении учителя не должны упускать из виду свои силы и умения. В этой статье говорится кратко о важности традиции «наставник и ученик» в традиционном музыкальном исполнительстве. А также упоминаются обязанности и педагогические принципы в этой традиции.

Ключевые слова: наставник, ученик, педагог, учитель, традиционное исполнительство, музыка.

УДК 372.878

Традиции «наставник и ученик» - воспитание у молодежи профессиональных навыков, повышение духовно-просветительского потенциала, поиск, творчество, одним словом, имеют большое значение для формирования всесторонне зрелой личности. Другой характерной особенностью является то, что в нем формируется уверенность в собственных возможностях студента, правильная оценка ситуации и волевые качества, а также социальная активность ученика находится под контролем наставника [1]. Самый большой долг учителя - подготовить умных, грамотных и способных учеников, способных внести свой достойный вклад в развитие страны. Для того, чтобы учитель подготовил хорошего ученика, он должен прежде всего обладать профессиональным потенциалом, духовно развитым, широким мировоззрением и здоровым мышлением.

«Наставник и ученик» по сути, это слово соответствует не только нашему национальному музыкальному исполнительству, но и традициям представителей других сфер. Что касается непосредственно музыкальной сферы, то они с давних времён развивались на основе «наставник и ученик», а также были средством обеспечения преемственности поколений. Под традициями «наставник и ученик» мы понимаем гармонично развитого ученика, который может не только изучать музыкальное искусство от учителя и передавать его следующему поколению, но и воплощать в себе личностные, нравственные качества, все положительные качества наставника. В Узбекистане, на мой взгляд, и в настоящее время традиции «наставник и ученик» полностью сохранены. Никаких сомнений в этом нет. Особенно важную роль в переходе от поколения к поколению классического музыкального наследия играет эта система «наставник и ученик». Надо особенно отметить, что и в системе высшего учебного заведения традиции «наставник и ученик» показывает свои наилучшие результаты. В давние времена по этой традиции узбекская традиционная музыка устно перешёл от поколения к поколению. А сегодня, мы живём в мире развитых информационных технологий, коммуникаций и в этом плане традиции «наставник и ученик» приобрели современный характер. В чем мы это видим? В этом случае мы можем привести примеры аудио, видеозаписей, компакт-дисков или живых исполнений. Или у нас есть уроки, которые составляют обширную аудиторию,

9

которую мы называем «мастер-классами», или сольные концерты старших наставников. С этой точки зрения можно сказать, что нынешняя молодежь живет в развитом периоде традиций «наставник и ученик». В давних традициях «наставник и ученик» учитель не только давал ученику указания, но и подготовил их к самостоятельной деятельности, а также давал возможность после себя перенять опыт, знания и навыки из поколения в поколение.

Отношения «наставник и ученик» целесообразно вести по определенной программе, плану. В этом отношении в формах работы с учеником учитель должен соблюдать:

- вооружение учащихся знаниями в соответствии с требованиями времени, законодательством общества в воспитательном воздействии;

- научить стремиться к единой цели, видеть результат работы;

- позитивное влияние на психику, духовность ученика и в то же время быть требовательным;

- привитие уважения к себе и другим;

- шагать вперёд, глядя на успех;

- установить положительную обратную связь;

- сосредоточиться на использовании различных методов воспитания;

- в процессе воспитания учитель должен быть всесторонним: моральным, этическим, профессиональным примером;

- формирование чувства долга, ответственности и т.д.

В традициях «наставник и ученик» важное место занимают следующие педагогические принципы:

- сознательность и активность, то есть полное осознание сути, конкретных аспектов, характера той или иной деятельности, которую он или она занимает, действительность в его перспективах и развитии;

- аккуратность в овладении секретами традиционной музыки;

- учитывать тесную связь образования с жизнью;

- учет взаимосвязи теоретических знаний с практикой в направлении независимости, творческого поиска;

- иметь четкое логическое регулирование, последовательно определяющее содержание обучения, воспитания и этапы обучения;

- учет возрастных и индивидуальных особенностей ученика;

Таким образом, использование традиций «наставник и ученик» в системе высшего образования дает продуктивный результат. В соответствии с идеями педагогического образования практические навыки и навыки формируются путем непосредственного обучения, то есть непосредственного выполнения определенной деятельности на практике. В первую очередь надо отметить что старшие наставники, музыканты имеют свой исполнительский стиль, своеобразную школу. На этом основании ученики, любящие их искусство, стремящиеся к изучению исполнительского стиля, напрямую связаны с этими учителями. В каком смысле это связано? Например, привязка учителя к ученику или ученика к наставнику во многом зависит от мастерства и признания. То есть наставник должен иметь уникальным мастерством, а ученик должен признать его как идеального наставника, исполнителя [2]. Ученик должен уметь наслаждаться искусством исполнения своего наставника и в полной мере поглощать это искусство. При этом неразрывно связываются не только понимание, но и сердце, боль, печаль и радость. Тогда ученик признает учителя. Если эти вещи не интересуют его, это означает, что он склонен к другому школу, другому наставнику.

Список литературы

1. Куронов М. Мактаб маънавияти ва миллий тарбия. Тошкент: Фан, 1995.

2. Авлоний Абдулла. Туркий гулистон ёхуд ахлок. Тошкент: У^итувчи, 1992.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.