Научная статья на тему 'Проблемы обучения студентов традиционному инструментальному исполнительству на основе современных педагогических технологий'

Проблемы обучения студентов традиционному инструментальному исполнительству на основе современных педагогических технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
114
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ / НАСТАВНИК / СТУДЕНТ / ТРАДИЦИОННОЕ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТАХНОЛОГИИ / ЗАНЯТИЯ / МУЗЫКА / TEACHER / MENTOR / STUDENT / TRADITIONAL INSTRUMENTAL PERFORMANCE / PEDAGOGICAL TACHNOLOGY / CLASSES / MUSIC

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдугаппоров Абдуфаттох Абдураззакович

Обучение традиционному инструментальному исполнительству требует особой педагогической технологии, особого подхода и педагога, и студента, то есть будушего профессионального исполнителя. Во время занятий педагог как наставник определяет индивидуальный портрет будущего профессионального исполнителя. Отмечает некоторые особенности студента и подбирает современные методы педагогических технологий. В данной статье дается информация о мерах, которые необходимо предпринять, чтобы сформировать правильное отношение студента к занятиям, получить высокий уровень исполнительских навыков, эффективно используя время. Кроме того, речь идет об особой роли и правильной организации самостоятельных занятий в этом направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF TEACHING STUDENTS TRADITIONAL INSTRUMENTAL PERFORMANCE ON THE BASIS OF MODERN PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES

Training in traditional instrumental performance requires a special pedagogical technology, a special approach of both the teacher and the student, that is, the future professional performer. During the classes, the teacher as a mentor determines the individual portrait of the future professional performer. Notes some features of the student and selects modern methods of pedagogical technologies. This article provides information about the measures that need to be taken to form the correct attitude of the student to classes, to get a high level of performance skills, using time effectively. In addition, we are talking about the special role and proper organization of self-study in this direction.

Текст научной работы на тему «Проблемы обучения студентов традиционному инструментальному исполнительству на основе современных педагогических технологий»

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ТРАДИЦИОННОМУ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОМУ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВУ НА ОСНОВЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ Абдугаппоров А.А. Email: Abdugapparov17141@scientifictext.ru

Абдугаппоров Абдуфаттох Абдураззакович - доцент, кафедра традиционного исполнительства, Государственная Консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: обучение традиционному инструментальному исполнительству требует особой педагогической технологии, особого подхода и педагога, и студента, то есть будушего профессионального исполнителя. Во время занятий педагог как наставник определяет индивидуальный портрет будущего профессионального исполнителя. Отмечает некоторые особенности студента и подбирает современные методы педагогических технологий. В данной статье дается информация о мерах, которые необходимо предпринять, чтобы сформировать правильное отношение студента к занятиям, получить высокий уровень исполнительских навыков, эффективно используя время. Кроме того, речь идет об особой роли и правильной организации самостоятельных занятий в этом направлении.

Ключевые слова: педагог, наставник, студент, традиционное инструментальное исполнительство, педагогические тахнологии, занятия, музыка.

PROBLEMS OF TEACHING STUDENTS TRADITIONAL INSTRUMENTAL PERFORMANCE ON THE BASIS OF MODERN PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES Abdugapparov AA.

Abdugapporov Abdufattokh Abdurazzakovich - Associate Professor, DEPARTMENT OF TRADITIONAL PERFORMANCE, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: training in traditional instrumental performance requires a special pedagogical technology, a special approach of both the teacher and the student, that is, the future professional performer. During the classes, the teacher as a mentor determines the individual portrait of the future professional performer. Notes some features of the student and selects modern methods of pedagogical technologies. This article provides information about the measures that need to be taken to form the correct attitude of the student to classes, to get a high level of performance skills, using time effectively. In addition, we are talking about the special role and proper organization of self-study in this direction. Keywords: teacher, mentor, student, traditional instrumental performance, pedagogical tachnology, classes, music.

УДК 372.878

Студент не должен слепо подчиняться указаниям и мыслям своего учителя, а должен уметь выражать свое личное отношение к занятию, выполняя его. Урок, который будет проводиться под руководством педагога, имеет большое значение, но эта работа не отрицает важности самостоятельной работы студента, необходимо изучить, не отменяя времени, затрачиваемого на самостоятельное обучение студента. Для этого необходимо объяснить студенту, как организовать самостоятельное

обучение, на что обратить больше внимания. Рациональное и эффективное использование времени должно быть одним из принципов самостоятельной работы. Еще одним из основных принципов является регулярность занятий. С самого начала обучения исполнительному процессу необходимо сформировать у студента навыки регулярной самостоятельной работы. Обычно, даже если регулярность трудно достичь, желательно, чтобы такие занятия постепенно становились привычными. В большинстве случаев причина, по которой не готово домашнее задание, заключается не в плохом отношении ученика к уроку или лености, а в том, что он не до конца понимает задачу, не знает подход к изучению музыкального произведения. Поэтому задача, поставленная для самостоятельной работы, должна быть подробно объяснена, с учетом возможностей студента. Некоторые студенты много раз повторяют музыкальное произведение, данное во время самостоятельного занятия, от начала до конца. При этом смысл и особенности музыкального произведения не могут быть полностью и точно проанализированы. Произведение поверхностно повторяется для того, чтобы он мог выступать перед учителем. Еще одним недостатком самостоятельной работы является то, что студенты не могут контролировать свои выступления в процессе подготовки к заданию. Например, в запоминании текста музыкального произведения некая нота изучается неправильно, и студент этого не замечает. Или некий способ исполнения будет выполнен неправильно, и это также будет отклонено от точки зрения ученика. Такой недостаток устраняет учитель во время урока. Навыки контроля своих действий во время исполнения, правильностью звучания не проявляются у студентов само собой, а достигаются за счет плановых занятий. Важность самоконтроля для исполнителя огромна, благодаря ему можно устранить недостатки в исполнении. Чем точнее, конкретнее поставлена задача для самостоятельного обучения, тем легче становится задача студента во время самостоятельной занятии. Надо особенно отметить, что и в системе высшего учебного заведения традиции "наставник и ученик" показывает свои наилучшие результаты. В давние времена по этой традиции узбекская традиционная музыка устно переходила от поколения к поколению. А сегодня, мы живём в мире развитых информационных технологий, коммуникаций и в этом плане традиции "наставник и ученик" приобрели современный характер [1].

Каждый исполнитель запоминает музыкальное произведение, исходя из своих способностей и возможностей. В этом отношении трудно найти единственное руководство для всех. У некоторых исполнителей более развита зрительная память, а у других слуховая память более мощная. По этой причине их методы запоминания произведения разнообразны. Дело в том, что независимо от того, каким методом запоминается музыкальное произведение, оно должно прочно закрепиться в памяти исполнителя. В настоящее время увеличение количества осваиваемых данных в учебных заведениях требует меньших затрат времени и большего количества результатов. Успешность самостоятельного обучения студентов способствует тому, что занятия в классе под руководством наставника приближаются к тому же самостоятельному занятию. При этом студент самостоятельно выполняет все задания, и учитель дает свои указания по мере необходимости. Но надо отметить, что внедряя в учебный процесс инновационных технологий, учителя получают много новостей, особенно об уровне развития общества, растут их светские знания в педагогике, кроме того, развиваются студенты, улучшаются навыки в музыкальной индустрии, и, конечно же учебная программа постепенно усиливается за счёт обмена мнениями и расширение экспериментальных знаний [2].

Есть ряд важных аспектов выполнения домашнего задания, которые студент должен помнить. Рассмотрим некоторые из них: в первую очередь музыкальное произведение должно быть правильно истолковано студентом, то есть правильное раскрытие сущности произведения должно быть поставлено в качестве основной задачи. Как уже говорилось ранее, при правильном понимании смысла произведения

важны такие вопросы, как выбор стилей исполнения, соблюдение знаков, правильность постановки апплекатуры. Во время самостоятельного занятия ученика его внимание обязательно должно быть сосредоточено на выполнении конкретной задачи. В противном случае занятие может быть бессмысленной и студент не может достичь каких-либо результатов. Некоторые студенты забывают, что во время освоения музыкального произведения больше внимания надо уделять нотному тексту, а исполнение должно быть выразительным. Во избежание этого недостатка в центре внимания студентов всегда должна стоять задача выразительного исполнения. Другими словами, студенты должны уделять столько же внимания выразительному выступлению исполнителя, сколько приложить усилия для усвоения текста произведения. Когда студент допускает ошибку, он должен тщательно повторить этот фрагмент с умеренной скоростью. Тогда он правильно определит причину допущенной ошибки и примет меры по ее недопущению. Ошибки в исполнении студентов также отличаются друг от друга. Возвращение некоторых случаев становится привычным у студентов, и ошибка в определенной части произведения повторяется почти каждый раз. Причиной этого может быть неправильно выбранная аппликатура, способ исполнения или другой недостаток. Правильное определение причины возникновения таких ошибок является залогом ее устранения. Даже если ошибки носят случайный характер, их следует избегать. Независимо от того, каковы ошибки, студент должен сделать одной из своих главных целей - найти меры по их устранению во время самостоятельного обучения. В результате обучения исполнению на танбуре студент должен уделять некоторое время своему отдыху, так как занятия приводят к умственной и физической усталости. В противном случае качество исполнения может ухудшиться, а ошибки и недостатки могут быть допущены.

Список литературы /References

1. Матякубов Ш.Б. «Традиции "наставник и ученик" в обучении традиционного исполнительства», «Проблемы педагогики». № 2 (41), 2019.

2. Шомуротова М. «Применение инновационных технологий в индивидуалных уроках традиционной музыки на основе Восточной педагогики. / Application innovative technologies in individual lessons of traditional music on the basis of East pedagogics. «Проблемы современной науки и образования». № 12 (132), 2018.

ИСТОКИ УЗБЕКСКОЙ УВЕРТЮРЫ В ТРАДИЦИОННОМ МУЗЫКАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ Радман Р.Ф. Email: Radman17141@scientifictext.ru

Радман Римма Фарук - докторант (PhD), Институт искусствознания Академии наук Республики Узбекистан, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье анализируются истоки жанра увертюры - одного из самых популярных в современном композиторском творчестве Узбекистана. Они рассмотрены на примере сравнения современных сочинений таких композиторов, как Р. Абдуллаев, А. Мансуров, М. Бафоев, М. Атаджанов с жанрами и формами традиционной музыки: Шодиёна, вступительные пьесы к традиционным зрелищным представлениям, отчасти жанр «пешрав». Основное внимание уделено вопросам функциональности, образности, а также тембрового воплощения в исследуемых сочинениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.