Научная статья на тему 'Роль современной музыки в развитии мировоззрения молодёжи'

Роль современной музыки в развитии мировоззрения молодёжи Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
458
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / НАСТАВНИК / ПРОИЗВЕДЕНИЯ / “ОМНИБУС” / ТЕАТР “ИЛЬХОМ” / КОМПОЗИТОР / СОВРЕМЕННАЯ МУЗЫКА / ТУРГУН АЛИМАТОВ / АРТЁМ КИМ / YOUTH / MENTOR / WORKS / "OMNIBUS” / THEATRE “ILKHOM” / COMPOSER / MODERN MUSIC / TURGUN ALIMATOV / ARTEM KIM

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Досимбетов Батир Хайтмуратович

В данной статье под термином современной музыки следует понимать не рок, поп, джаз или другие направления, а такие исполнительские стили, как имперсионизм, эксперсионизм, модернизм и минимализм. Важно говорить об их роли в развитии сознания молодежи. Прежде всего, мы излагаем наши мысли о музыкальном процессе настоящего: профессиональное и любительское исполнение. Профессиональное исполнение отличается своим совершенством, разумным подходом к каждой мелодии. Совершенство в том, что: вести себя во время исполнения, каждый штрих, каждый звук, каждый лад должен быть на своем месте; А любительское исполнение, наоборот, отличается поведением на сцене, некоторыми аспектами мелодии, незаметным исчезновением некоторых элементов, нерегулярными штрихами, исполнением ладов, не свойственных звучащему произведению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF MODERN MUSIC IN THE DEVELOPMENT OF YOUTH WORLDVIEW

In this article, the term modern music should not be understood as rock, pop, jazz or other trends, but such performing styles as impersionism, expersionism, modernism and minimalism. It is important to talk about their role in the development of youth consciousness. First of all, we express our thoughts about the musical process of the present: professional and amateur performance. Professional performance is distinguished by its perfection, reasonable approach to each melody. The perfection is that: behave during the performance, every stroke, every sound, every fret should be in its place; And Amateur performance, on the contrary, differs in behavior on a scene, some aspects of a melody, imperceptible disappearance of some elements, irregular strokes, execution of the frets which are not peculiar to the sounding work.

Текст научной работы на тему «Роль современной музыки в развитии мировоззрения молодёжи»

РОЛЬ СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКИ В РАЗВИТИИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ МОЛОДЁЖИ Досимбетов Б.Х. Email: Dosimbetov17141@scientifictext.ru

Досимбетов Батир Хайтмуратович - старший преподаватель, кафедра народного инструментального исполнительства, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье под термином современной музыки следует понимать не рок, поп, джаз или другие направления, а такие исполнительские стили, как имперсионизм, эксперсионизм, модернизм и минимализм. Важно говорить об их роли в развитии сознания молодежи. Прежде всего, мы излагаем наши мысли о музыкальном процессе настоящего: профессиональное и любительское исполнение. Профессиональное исполнение отличается своим совершенством, разумным подходом к каждой мелодии. Совершенство в том, что: вести себя во время исполнения, каждый штрих, каждый звук, каждый лад должен быть на своем месте; А любительское исполнение, наоборот, отличается поведением на сцене, некоторыми аспектами мелодии, незаметным исчезновением некоторых элементов, нерегулярными штрихами, исполнением ладов, не свойственных звучащему произведению.

Ключевые слова: молодежь, наставник, произведения, "Омнибус", театр "Ильхом", композитор, современная музыка, Тургун Алиматов, Артём Ким.

THE ROLE OF MODERN MUSIC IN THE DEVELOPMENT OF YOUTH WORLDVIEW Dosimbetov B.H.

Dosimbetov Batir Hаitmuratovich - Lecturer, DEPARTMENT OF NATIONAL INSTRUMENTAL PERFORMANCE, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: in this article, the term modern music should not be understood as rock, pop, jazz or other trends, but such performing styles as impersionism, expersionism, modernism and minimalism. It is important to talk about their role in the development of youth consciousness. First of all, we express our thoughts about the musical process of the present: professional and amateur performance. Professional performance is distinguished by its perfection, reasonable approach to each melody. The perfection is that: behave during the performance, every stroke, every sound, every fret should be in its place; And Amateur performance, on the contrary, differs in behavior on a scene, some aspects of a melody, imperceptible disappearance of some elements, irregular strokes, execution of the frets which are not peculiar to the sounding work.

Keywords: youth, mentor, works, "Omnibus", theatre "Ilkhom", composer, modern music, Turgun Alimatov, Artem Kim.

УДК 78.01

В музыкальном исполнении сложилась традиция наставничества. В Центральной Азии она появилась в очень давние времена. Это можно объяснить так: музыка или музыкальные инструменты передаваясь от учителя к ученику, от отца к сыну наша музыкальная культура продолжается. Во всех сферах искусства, будь то пение, музыкальное исполнение, во всех есть традиция наставничества.

В модернизации обучения современного музыкального стиля большую роль играют в основном наставники, а именно профессора и концертмейстеры. Этот процесс происходит так: сначала учитель исполняет, выделяет лучших исполнителей

и их голосовые записи, слушают вместе. Затем на примере ноты совместно анализируется мелодия, студенту дается задание на дом, запомнить и выучить наизусть мелодию. На следующем уроке студент сам выступает без помощи учителя, останавливается на непонятных местах и спрашивает о некоторых аспектах. Учитель исправляет недостатки в исполнении студента, и для обеспечения его безупречного исполнения на дому будет поставлена задача усовершенствовать исполнение произведения. Этот процесс зависит также от объёма и уровня сложности произведения. В короткие сроки трудно выучить определенную мелодию. Как сказал наш наставник, народный артист Узбекистана, лауреат ордена великих заслуг Тургун Алиматов: «На изучение одного произведения требуется не так много времени, но для ее профессионального исполнения потребуется много лет".

Особенно важную роль в переходе от поколения к поколению классического музыкального наследия играет эта система "наставник и ученик". Надо особенно отметить, что и в системе высшего учебного заведения традиции "наставник и ученик" показывает свои наилучшие результаты. В давние времена по этой традиции узбекская традиционная музыка устно перешёл от поколения к поколению. А сегодня, мы живём в мире развитых информационных технологий, коммуникаций и в этом плане традиции "наставник и ученик" приобрели современный характер.[1]

А требования к изучению современной музыки требуют творческого подхода к каждому звуку. Каждый звук сохраняет в себе абстрактность, секретность. Например, сочиняя новое произведение для ная композитор, который имеет современную направленность, изучает все возможности данного инструмента, далее сочиняет музыку и в основном показывает свое мнение, а также его красоту, неизвестные другим людям. Звук ная сильный, свистящий, резкий, несколько матовый. При игре на нае применяются различные виды мелизмов, сложные пассажи, разнообразные штрихи (легато, стаккато, портаменто). [2]

Каждый из современных направлений имеет свои требования и имеет большое значение в воспитании молодежи. Каждый из этих направлений раскрывает особенные черты создателя шедевра. Анализируя направление минимализма: при этом в основном используются минимальные звуки, а исполнение одной и той же музыкальной темы в разных вариантах характерно данному направлению, а это побуждает молодежь много работать с меньшим количеством возможностей. В этом плане, если посмотреть на деятельность оркестра "Омнибус", созданный при государственной консерватории Узбекистана, то их руководитель-композитор Артем Ким много слушает узбекские традиционные и другие современные произведения. Он является отличным исполнителем национального инструмента танбур, кроме того, он может играть почти на всех видов европейских инструментов. Когда дело дошло до сочинения мелодий, начал работать над анализом Шнитских работ, композитора пропагандировавший современное исполнительство в начале прошлого века. После создания оркестра "Омнибус" работал над современными направлениями, приобщая молодых композиторов к творчеству в современном направлении, записывая их новые произведения на магнитных лентах и издавая их в качестве аудиодисков. В частности, в голландской Академии "Атлас" не нашелся ему равных в работе с оркестровой командой, занимающейся исполнением произведений современных композиторов по всему миру. Он гармонично сочетал узбекские традиционные мелодии с направлением современной музыки.

В театре "Илхом" во многих спектаклях занимался музыкальным озвучиванием (озвучки с музыкой), то есть оживлением музыкальных декораций на сценах, таких как плачь, война, веселье, любовное выражение, эти звуки вживую отражали разные инструменты такие как саксофон, барабан, най, кошнай, танбур, сато.

Артем Ким проводил научные исследования по восстановлению древних звуков в макомах. Микрохроматика, который неоднократно изучали европейские музыковеды, то есть на одной октаве не двенадцать нот, как сейчас, а еще три нот

между каждые полтона, определяя места в центовом измерении, доказывая, что октава может создавать музыку из тридцать три нот. Нельзя не говорить, что это научное исследование был основным толчком в восстановлении древних нот узбекского макома.

В фестивале "Навруз садолари" приняли участие оркестр из Бурятии, ансамбли народных инструментов из Монголии, Кыргызстана, Казахстана, Таджикистана. В составе ансамблей каждый народ участвовал со своими национальными костюмами, исполняли народные песни и сочинения, составленные в современных направлениях. Основной программой фестиваля стала композиция Дилором Саидаминовой под названием "Сароб" Произведение было в современном направлении, и слушатели по-разному принимали исходя из своего понимание, мировоззрение.

Учитывая, что музыка оказывает большое влияние на сознание человека, его мышление, необходимо, конечно же, представить молодежи произведения, состоящие из оригинальных мелодий. Именно эти аспекты следует учитывать в создаваемых современных произведениях. Передача таких музыкальных образцов молодым людям будет очень полезной. Каждый слушатель понимает современную музыку через свое мировоззрение, мышление. Если мы хотим, чтобы современная музыка расширила мировоззрение молодежи, то следует обратить внимание на их создание в оригинальных нотах, исполнение на профессиональном уровне. Ведь такие произведения призывают молодежь к творчеству, прогрессу в каждом деле, к многогранности, к мастерству своего дела.

Список литературы /References

1. Матякубов Ш.Б. «Традиции "наставник и ученик" в обучении традиционного исполнительства», // Проблемы педагогики. № 2 (41), 2019.

2. Досимбетов Батир. «Най - неповторимый инструмент в музыкальном наследии Узбекистана», // Наука, образование и культура. №2(26), 2018.

ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ МАСТЕРСТВО УЗБЕКСКОЙ

ПИАНИСТКИ МАДИНЫ ФАЙЗИЕВОЙ Исмаилова Г.Б. Email: Ismailova17141@scientifictext.ru

Исмаилова Гулноза Бахрамовна - преподаватель, отделение специального фортепиано, Республиканский специализированный музыкальный академический лицей им. В. Успенского Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: одной из самых ярких пианисток, активно выступающих на узбекских и международных концертных сценах, является лауреат международных конкурсов, доцент кафедры специального фортепиано Государственной консерватории Узбекистана Мадина Файзиева, художественный облик которой притягателен. Наряду с ясным логическим мышлением, артистическим темпераментом, масштабом исполнительских концепций её отличают загадочность, харизма, строгость. Эти черты пианистки проявляются и в её игре - строго академической и в то же время импровизационно свободной. Техническое совершенство исполнительского искусства Файзиевой находится на высоте, где на первый план выступают поэтичность, образный мир музыки, который она вдохновенно раскрывает в общении со слушателями, доставляя им эстетическое сопереживание в процессе художественного восприятия. Игра пианистки зачаровывает своим тонусом, красотой звучания, высочайшей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.