Научная статья на тему 'Традиции молодой городской семьи Подмосковья в современных условиях. Часть вторая. Культурно-исторический опыт семейной стратегии и сохранение элементов традиционализма (семейной взаимопомощи и солидарности) как важнейший фактор стабилизации российского общества'

Традиции молодой городской семьи Подмосковья в современных условиях. Часть вторая. Культурно-исторический опыт семейной стратегии и сохранение элементов традиционализма (семейной взаимопомощи и солидарности) как важнейший фактор стабилизации российского общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
306
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Ключевые слова
МОЛОДАЯ ГОРОДСКАЯ СЕМЬЯ / ТРАДИЦИИ СЕМЬИ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / YOUNG URBAN FAMILY / FAMILY TRADITION / SOCIO-CULTURAL VALUES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Прохорова Эльза Модестовна, Фодоря Анна Юрьевна

В современных условиях в области семейных отношений утрачивается содержание традиций каждого народа, но одновременно складываются общие, единые традиции, которые перестают быть чисто национальными. В процессе интернационализации семейных обычаев и традиций некоторые из них перестают соблюдаться, видоизменяются, а затем исчезают, вытесняются или заменяются новыми. Семейные традиции изменяют свой облик, структуру и содержание, способствуя развитию и оздоровлению отношений между людьми (например, обычай гостеприимства).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Прохорова Эльза Модестовна, Фодоря Анна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In modern conditions contents of each nation traditions in the area of family relations is lost, but at the same time are formed the general, common traditions, which are no longer purely national. In the process of family customs and traditions internationalization, some of them are no longer observed, modified, and then disappear, replaced or overwritten. Family traditions change their shape, structure and content, promoting development and improvement of relations between people (for example, the custom of hospitality).

Текст научной работы на тему «Традиции молодой городской семьи Подмосковья в современных условиях. Часть вторая. Культурно-исторический опыт семейной стратегии и сохранение элементов традиционализма (семейной взаимопомощи и солидарности) как важнейший фактор стабилизации российского общества»

УДК 314.6

ТРАДИЦИИ МОЛОДОЙ ГОРОДСКОЙ СЕМЬИ ПОДМОСКОВЬЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ СЕМЕЙНОЙ СТРАТЕГИИ И СОХРАНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТРАДИЦИОНАЛИЗМА (СЕМЕЙНОЙ ВЗАИМОПОМОЩИ И СОЛИДАРНОСТИ) КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР СТАБИЛИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Прохорова Эльза Модестовна, кандидат биологических наук, профессор,

Фодоря Анна Юрьевна, кандидат социологических наук, доцент, Vedernikov@RandK.com,

ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва

In modern conditions contents of each nation traditions in the area of family relations is lost, but at the same time are formed the general, common traditions, which are no longer purely national. In the process of family customs and traditions internationalization, some of them are no longer observed, modified, and then disappear, replaced or overwritten. Family traditions change their shape, structure and content, promoting development and improvement of relations between people (for example, the custom of hospitality).

В современных условиях в области семейных отношений утрачивается содержание традиций каждого народа, но одновременно складываются общие, единые традиции, которые перестают быть чисто национальными. В процессе интернационализации семейных обычаев и традиций некоторые из них перестают соблюдаться, видоизменяются, а затем исчезают, вытесняются или заменяются новыми. Семейные традиции изменяют свой облик, структуру и содержание, способствуя развитию и оздоровлению отношений между людьми (например, обычай гостеприимства).

Keywords: young urban family, family tradition, socio-cultural values

Ключевые слова: молодая городская семья, традиции семьи, социокультурные ценности

В российском обществе социокультурная среда в настоящее время изменилась по сравнению с той, что была в традиционном обществе, где становление семейно-брачных отношений в значительной степени определялась социальной средой и процессом семейно-бы-товой социализации молодежи в многопоколенной семье. Сегодня традиции уже не играют в нашем обществе прежней роли, а семейно-бытовая социализация молодежи практически не осуществляется в рамках института семьи. Так, по материалам проведенного Академией проблем социальной работы мониторингового исследования социально-экономического потенциала российских семей (генеральную совокупность составили студенты столичных вузов — более 5 тыс. респондентов обоего пола в возрасте от 17 до 25 лет), до 75% детей нахо-

дятся в конфликте с родителями, а семейная жизнь родителей является образцом только для 28% студентов, и лишь треть детей хотели бы быть похожими на своих родителей [1].

Согласно данным проведенного нами социологического опроса1, место и ситуация, при которых респонденты познакомились с будущим супругом (супругой), преимущественно связаны с родственным кругом общения, учебой или работой и сферой досуга и отдыха [3]. С будущим супругом познакомили родственники 41,65% женщин г. Мытищи

1 Опрошенные нами в 2004—2006 гг. молодые жители Московской области (выборка — 2 тыс. человек) могут быть сгруппированы в следующие группы, обладающие схожими социально-экономическими и культурными характеристиками: 1) г. Мытищи (31,25% респондентов); 2) г. Королев (33,33% респондентов); 3) гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад (35,37% респондентов).

и 8,25% женщин г. Королева. Среди студентов, которых с будущими супругами познакомили родственники, 83,3% женщин г. Мытищи. Среди сотрудников фирм и частных предприятий 6,5% женщин г. Королева с будущими супругами познакомили родственники. Друзья познакомили с будущим супругом 10% мужчин г. Королева, 25% мужчин и 28,35% женщин г. Мытищи, 8,35% женщин г. Королева, 50% женщин из остальных четырех городов. Студентов, которых с будущими супругами познакомили друзья, — 40% мужчин и 16,7% женщин г. Мытищи. Среди государственных служащих, которых с будущими супругами познакомили друзья, — 40% женщин г. Мытищи, 50% мужчин г. Королева, 100% мужчин и 100% женщин гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад. Сотрудников фирм и частных предприятий, которых друзья познакомили с будущим супругом, — 20% мужчин и 16,7% женщин г. Королева.

Вместе учились с будущим супругом 10% мужчин г. Мытищи и 10% мужчин г. Королева, 8,35% женщин г. Королева. Среди сотрудников фирм и частных предприятий, которые учились вместе с будущим супругом, — 20% мужчин и 16,7% женщин г. Королева.

Вместе работали с будущим супругом 10% мужчин г. Королева и 25% мужчин гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад, а также 20% женщин г. Мытищи, 41,7% женщин г. Королева и 50% женщин гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад. Среди студентов, которые с будущими супругами вместе работали, — 50% женщин г. Королева. Среди государственных служащих, которые с будущими супругами вместе работали, — 20% женщин г. Мытищи. Сотрудников фирм и частных предприятий, которые познакомились с будущим супругом на работе, — 20% мужчин и 16,7% женщин г. Королева, 50% мужчин гг. Ивантеевка, Красноар-мейск, Пушкино, Сергиев Посад.

Случайно в местах отдыха (на дискотеке, в кафе и т. д.) с будущим супругом познакомились 50% мужчин г. Мытищи, 45% мужчин г. Королева, 25% мужчин из остальных четырех городов, 20% женщин г. Мытищи, 41,7% женщин г. Королева, 50% женщин из остальных четырех городов. Студентов, которые с будущими супругами познакомились в местах отдыха случайно, — 50% мужчин г. Мытищи, 50% женщин г. Королева, 100% женщин

гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад. Среди государственных служащих, которые с будущими супругами познакомились в местах отдыха, — 40% женщин г. Мытищи, 50% мужчин г. Королева, 100% женщин гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад. Среди сотрудников фирм и частных предприятий, которые познакомились с будущим супругом в местах отдыха, — 40% мужчин и 33,4% женщин г. Королева, 50% мужчин гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад.

С будущим супругом родители, дяди (тети), другие родственники, а также соседи наших респондентов не знакомили. 10% мужчин г. Королева, опрошенных нами (20% мужчин — сотрудников фирм и частных предприятий), с будущей супругой познакомили брат или сестра. 35% мужчин и 16,5% женщин г. Королева с будущим супругом познакомили друг или подруга. Среди государственных служащих, которых с будущим супругом познакомил друг, 50% мужчин г. Королева. Среди сотрудников фирм и частных предприятий, которых с будущим супругом познакомили друзья, — 20% мужчин и 33% женщин г. Королева. 25% женщин г. Королева и 50% женщин гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад познакомили с будущим супругом знакомые. Среди студентов, которых с супругом познакомили знакомые, — 50% женщин г. Королева, среди государственных служащих — 66% женщин гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад, среди сотрудников фирм и частных предприятий — 33% женщин гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад, т. е. в знакомстве с будущим супругом роль сверстников (друзей и знакомых) значительно выше, чем роль родственников (особенно старших). Таким образом, можно констатировать преимущественно нетрадиционную ориентацию молодежи в вопросах брачного знакомства.

На вопрос «Как долго Вы встречались до начала совместной жизни?» респонденты ответили следующим образом:

а) меньше месяца со своей будущей супругой встречалось 50% мужчин — государственных служащих г. Королева, что составляет 25% от общего числа опрошенных мужчин г. Королева;

б) полгода с будущими супругами встречались 45% мужчин г. Королева, 25% мужчин

из остальных четырех городов, 30% женщин г. Мытищи, 58% женщин г. Королева. Среди студенток г. Королева 50% встречалось с будущими супругами полгода. Среди государственных служащих — женщин г. Мытищи 60% с будущими супругами встречались полгода, среди госслужащих — мужчин г. Королева этот показатель составляет 50%. Среди сотрудников фирм и частных предприятий, которые встречались с будущим супругом полгода, — 40% мужчин и 66% женщин г. Королева, 50% мужчин гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад;

в) год встречались до начала совместной жизни с будущим супругом 10% мужчин г. Королева, 16,7% женщин г. Мытищи, 8,5% женщин г. Королева, 16,5% женщин из остальных четырех городов. Студенток, которые с будущими супругами встречались год, 33,4% в г. Королеве, 33% в гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад. В г. Королеве среди мужчин — сотрудников фирм и частных предприятий, которые встречались с будущим супругом год, 20%, а среди женщин — 16,7%;

г) больше года с будущим супругом встречались 10% мужчин г. Королева, 75% мужчин из остальных четырех городов, 26,7% женщин г. Мытищи, 33,5% женщин г. Королева, 66,5% женщин из остальных четырех городов. Студенток, которые с будущими супругами встречались больше года, — 33,4% в г. Мытищи, 50% в г. Королеве, 33% в гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад. Мужчин — государственных служащих, которые с будущими супругами встречались более года, 100% в гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад, а женщин — госслужащих, соответственно, 20% в г. Мытищи и 100% в гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад. Среди мужчин — сотрудников фирм и частных предприятий, которые встречались с будущим супругом более года, — 20% в г. Королеве, 50% в гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад; среди женщин — сотрудников фирм — 16,7% в г. Королеве. Таким образом, характерно, в основном, серьезное отношение к заключению брака, которое

объясняет длительный период предбрачного знакомства. Молодежь не спешит связывать себя

брачными обязательствами, стараясь сначала «встать на ноги».

На вопрос «По чьей инициативе было принято решение о заключении брака?» респонденты ответили следующим образом:

— 45% мужчин г. Королева и 75% мужчин гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад приняли решение о заключении брака по собственной инициативе. Среди мужчин-госслужащих этот показатель составляет 50% в г. Королеве, 100% в остальные четырех городах, среди мужчин, работающих в коммерческих фирмах, 40% в г. Королеве, 100% в гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад.

— 46,5% женщин г. Мытищи, 41,65% женщин г. Королева и 16,5% женщин гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад приняли решение о заключении брака по инициативе своего супруга. Среди студенток г. Мытищи, а также гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад, этот показатель равен 33%. Среди женщин-госслужащих этот показатель составляет 60% в г. Мытищи; среди женщин, работающих в коммерческих фирмах в г. Королеве, — 83,3%.

Решение о заключении брака было принято совместно (на семейном совете) двумя родительскими семьями у 40% мужчин г. Королева, 45% женщин г. Мытищи, 58,35% женщин г. Королева, 83% женщин гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад. Среди студенток этот показатель составляет 50% в г. Мытищи, 100% в г. Королеве, 66% в гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад. Среди госслужащих-мужчин г. Королева эта цифра достигает 20%, среди госслужащих-женщин — соответственно 40% в г. Мытищи, 100% в гг. Ивантеевка, Красноар-мейск, Пушкино, Сергиев Посад. Среди мужчин г. Королева, работающих в коммерческих фирмах, 60% приняли решение о заключении брака на семейном совете. Таким образом, решение о заключении брака в большинстве случаев было принято или совместно (на семейном совете) двумя родительскими семьями, или самим мужчиной.

Согласно материалам проведенного Академией проблем социальной работы мониторингового исследования социально-экономического потенциала российских семей (генеральную совокупность составили студенты

столичных вузов — более 5 тыс. респондентов обоего пола в возрасте от 17 до 25 лет), у 25% женихов и невест к моменту подачи заявлений родители не были знакомы с будущей невесткой или зятем. Более 55% студентов обоего пола намереваются сделать свой выбор супруга, пренебрегая мнением родителей: 27,8% молодых мужчин и 50,7% женщин заявили, что они выслушают мнение своих родителей, но сделают по-своему, при этом 27,8% мужчин и 20,3% женщин мнение родителей о будущем супруге безразлично [8. С. 61].

Несколько иные данные были получены нами при проведении социологического опроса подмосковной молодежи: познакомились с будущим супругом в начале знакомства молодых родители 80% мужчин г. Королева, 50% мужчин гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад, 80% женщин г. Мытищи, 66,65% женщин г. Королева, 100% женщин гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад. Среди студенток этот показатель составляет 100% в г. Мытищи, 50% в г. Королеве, 100% в гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад. Среди госслужащих-мужчин г. Королева так же, как и гг. Ивантеевки, Красноармейска, Пушкино, Сергиева Посада, этот показатель составляет 100%, среди госслужащих-женщин — 60% в г. Мытищи, 100% в гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад. Родители 60% мужчин г. Королева, работающих в коммерческих фирмах, познакомились с будущей невесткой в начале знакомства молодых. У родителей 83,3% женщин г. Королева, являющихся сотрудницами различных фирм, знакомство с будущим зятем произошло в начале знакомства самих молодых, т. е. традиция получать одобрение («благословение») родителей и родни в целом на заключение брака в значительной степени сохраняется. Молодежь демонстрирует традиционное уважение мнения старшего поколения. Так, вариантов ответа «познакомились на свадьбе» и «после свадьбы» нами не отмечено. Расхождение данных нашего опроса и мониторингового исследования объясняется, вероятно, различием в социальном статусе опрашиваемых (в нашем опросе преобладали семейные и работающие, в мониторинге — холостые студенты), их возрасте (студенты дневных отделений вузов моложе), месте жительства (столичный мегаполис и небольшие подмосковные города) и степенью удаленности от родительской семьи

(многие московские студенты проживают вдалеке от своих родителей, в общежитии).

Подавляющее большинство опрошенных нами считают свою свадьбу традиционной: 90% опрошенных мужчин г. Королева и 100% опрошенных мужчин гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад оценивают свою свадьбу как «традиционную». Среди опрошенных женщин этот показатель составляет, соответственно, 81,65% в г. Мытищи, 75% в г. Королеве, 100% в гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад.

Однако несмотря на преобладающую оценку собственной свадьбы как традиционной, по характеру ответов на вопрос «Где Вы играли свою свадьбу?» видно, что само представление о традиционности свадьбы сильно размыто:

— дома у родителей супруги свадьбу играли 25% опрошенных мужчин г. Королева (в т. ч. 50% мужчин-госслужащих) и 50% опрошенных мужчин в гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад (в т. ч. 100% мужчин-госслужащих);

— в ресторане свадьбу играли 55% опрошенных мужчин г. Королева (в т.ч. 50% мужчин-госслужащих и 60% сотрудников фирм), 25% опрошенных мужчин в гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад (в т. ч. 50% сотрудников фирм), 73,3% женщин в г. Мытищи (в т. ч. 66,6% студенток и 80% женщин-госслужащих), 33% женщин — в г. Королеве (в т. ч. 66% сотрудниц фирм), 16,5% женщин — в гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад (в т. ч. 33% студенток). Таким образом, большинство опрошенных играли свадьбу в ресторане, а у половины опрошенных мужчин свадьба прошла в доме у родителей невесты, что наглядно свидетельствует об утрате представления о традиционном месте и форме проведения свадьбы.

Одной из сохраняющихся традиций молодой семьи являются тесные дружеские и родственные связи. Общие друзья (друзья семьи) есть у 66% опрошенных мужчин в г. Мытищи, 100% опрошенных мужчин в г. Королеве, 75% мужчин в гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад, а также у 100% опрошенных женщин в г. Мытищи и в гг. Королев, Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад.

Собственные друзья, имевшиеся до брака, стали друзьями семьи у 66% опрошенных муж-

чин в г. Мытищи, 100% опрошенных мужчин в г. Королеве, 75% в гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад, а также у 100% опрошенных женщин г. Мытищи, 91,65% женщин г. Королева, 66,5% женщин гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад. Друзья жены, имевшиеся у нее до вступления в брак, стали друзьями семьи у 80% опрошенных мужчин в г. Королеве, 50% мужчин в гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад, а друзья мужа стали друзьями жены у 81,65% опрошенных женщин г. Мытищи, 91,65% опрошенных женщин г. Королева, 33% женщин гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад, т. е. в системе дружеских связей семьи преобладают собственные добрачные друзья одного из супругов, в меньшей степени — новые общие друзья семьи.

Безусловно, хорошо сохранился и массово соблюдается как традиция семьи обычай гостеприимства. Как показали ответы респондентов, ходить в гости принято в семьях всех опрошенных нами.

На вопрос «К кому Вы обычно ходите в гости?» ответили следующим образом:

— обычно ходят в гости к родителям 33% опрошенных мужчин в г. Мытищи, 75% опрошенных мужчин в г. Королеве, 100% опрошенных мужчин в гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад, а также 81,65% опрошенных женщин г. Мытищи, 91,65% женщин г. Королева, 49,5% женщин гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад;

— к братьям и сестрам обычно ходят в гости 66% опрошенных мужчин в г. Мытищи, 20% опрошенных мужчин в г. Королеве, 75% мужчин в гг. Ивантеевка, Красноар-мейск, Пушкино, Сергиев Посад, 48,35% опрошенных женщин г. Мытищи, 41,5% женщин г. Королева, 16,5% женщин гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад;

— к друзьям семьи обычно ходят в гости 33% опрошенных мужчин в г. Мытищи, 55% опрошенных мужчин в г. Королеве, 50% мужчин в гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад, 80% опрошенных женщин г. Мытищи, 58% женщин г. Королева, 100% женщин гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад. Таким образом, молодые семьи, в основном,

ходят в гости к родителям, братьям и сестрам, а также к друзьям семьи.

Большинство опрошенных ходит в гости еженедельно: 66% опрошенных мужчин в г. Мытищи, 30% опрошенных мужчин в г. Королеве, 75% мужчин в гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад, а также 38,35% опрошенных женщин г. Мытищи, 41,5% опрошенных женщин г. Королева, 33% женщин гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад.

На семейные праздники (дни рождения, юбилеи и т. д.) ходят в гости семьи 66% опрошенных мужчин в г. Мытищи, 65% опрошенных мужчин в г. Королеве, 75% мужчин в гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад, 83% опрошенных женщин г. Мытищи, 58% женщин г. Королева, 50% женщин гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад.

На календарные праздники (Новый год, 8 Марта и т. д.), в основном, ходят в гости семьи 33% опрошенных мужчин в г. Мытищи, 10% опрошенных мужчин в г. Королеве, 25% мужчин в гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад, 20% опрошенных женщин г. Мытищи, 41,5% женщин г. Королева, 16,5% женщин гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад. На религиозные праздники (Пасха, т.д.), в основном, ходят в гости семьи 33% опрошенных мужчин в г. Мытищи, 10% опрошенных мужчин в г. Королеве, 10% опрошенных женщин г. Мытищи. На вечеринки и дружеские посиделки без повода ходят в гости семьи 33% опрошенных мужчин в г. Мытищи, 30% опрошенных мужчин в г. Королеве, 50% мужчин в гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад, 63% опрошенных женщин г. Мытищи, 50% женщин г. Королева, 66% женщин гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад; других вариантов ответа не выявлено. Таким образом, в основном молодые семьи ходят в гости на семейные праздники, вечеринки и дружеские посиделки.

Новый год — один из самых главных праздников для семей 66% опрошенных мужчин в г. Мытищи, 25% опрошенных мужчин в г. Королеве, 100% мужчин в гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад, 90% опрошенных женщин г. Мытищи, 75% женщин г. Королева, 100% женщин гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад.

8 Марта — один из главных праздников для семей 66% опрошенных мужчин в г. Мытищи, 25% опрошенных мужчин в г. Королеве, 100% в гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад, 80% опрошенных женщин г. Мытищи, 83% женщин г. Королева, 66% женщин гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад;

23 февраля — один из главных праздников для семей 33% опрошенных мужчин в г. Мытищи, 25% опрошенных мужчин в г. Королеве, 14% опрошенных женщин г. Мытищи, 8,35% женщин г. Королева, 16,5% женщин гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад; других вариантов ответа не выявлено. Таким образом, для большинства молодых семей главными являются семейные и некоторые календарные праздники (Новый год, 8 Марта).

Для большинства опрошенных главными в гостях являются встреча и тесное общение родных:

а) главное в гостях — хорошее застолье, — так считают 33% опрошенных мужчин в г. Мытищи, 20% опрошенных мужчин в г. Королеве, 25% мужчин в гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад, а также 33,35% опрошенных женщин г. Королева, 16,5% опрошенных женщин гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад;

б) встреча и тесное общение родных, друзей являются главным в гостях для 66% опрошенных мужчин в г. Мытищи, 100% опрошенных мужчин в г. Королеве, 50% мужчин в гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад, а также для 73% опрошенных женщин г. Мытищи, 33% женщин г. Королева, 83% женщин гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад;

в) веселье — главное в гостях для 33% опрошенных мужчин в г. Мытищи, 55% опрошенных мужчин в г. Королеве, 25% мужчин в гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад, а также для 45% опрошенных женщин г. Мытищи, 8,35% женщин г. Королева, 16,5% женщин гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад;

г) перемена обстановки — главное в гостях для 20% опрошенных мужчин в г. Королеве, 50% мужчин в гг. Ивантеевка, Красно-армейск, Пушкино, Сергиев Посад, а также для 10% опрошенных женщин г. Мытищи, 33,35% женщин г. Королева, 16,5% женщин

гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино,

Сергиев Посад; д) других вариантов ответа не выявлено.

Подавляющее большинство респондентов считают гостеприимство «традицией, обязательной для соблюдения»: так считают 100% опрошенных мужчин в г. Мытищи, 90% опрошенных мужчин в г. Королеве, 100% мужчин в гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад, а также 71,65% опрошенных женщин г. Мытищи, 75% женщин г. Королева, 83% женщин гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад.

Судя по материалам опроса, принято обмениваться подарками на праздники в семьях у 100% опрошенных мужчин в г. Мытищи, 90% опрошенных мужчин в г. Королеве, 100% мужчин в гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад, а также в семьях у 100% опрошенных женщин г. Мытищи, 75% женщин г. Королева, 100% женщин гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад.

Принято устраивать праздничный стол вскладчину в семьях у 33% опрошенных мужчин в г. Мытищи, 50% опрошенных мужчин в гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад, а также в семьях у 53% опрошенных женщин г. Мытищи, 50% женщин г. Королева, 66,65% женщин гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад. Таким образом, в молодых семьях большинства опрошенных мужчин не принято устраивать праздничный стол вскладчину, в семьях женщин — наоборот. Данное противоречие может быть объяснено тем обстоятельством, что праздничным столом занимаются преимущественно женщины, а мужчины могут быть просто не осведомлены о практикующейся в семье складчине.

Согласны с поговоркой «С пустыми руками в гости не ходят» 100% опрошенных мужчин как в г. Мытищи, так и в гг. Королев, Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад, 75% опрошенных женщин г. Мытищи, 100% женщин г. Королева, 66% женщин гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад, т. е. эта традиционная культурная норма устойчиво сохраняется и широко распространена. Женщины, идя в гости, в основном, несут хозяевам торты, сладости к чаю, подарки, а мужчины несут, преимущественно, алкоголь и что-нибудь из еды (закуску).

Получают подарки, гостинцы после госте-вания у родителей 100% опрошенных мужчин в г. Королеве, 83% опрошенных женщин г. Мытищи, 66,65% женщин г. Королева, 50% женщин гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад.

Как уже отмечалось выше, согласно данным межрегионального социологического исследования, образ жизни родителей более всего (по сравнению с представителями других восьми регионов РФ) вызывает уважение у респондентов из Московской области (81,2%), но при этом лишь 22,9% опрошенных в Подмосковье хотят, чтобы их жизнь была похожа на жизнь их родителей [2. С. 38; С. 40]

Как в родительской семье, отмечают праздники в собственной семье 45% опрошенных мужчин в г. Королеве, 100% мужчин в гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад, 63% опрошенных женщин г. Мытищи, 50% женщин г. Королева, 33% женщин гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад, т. е. большинство опрошенных в собственной семье отмечают праздники так, как это было принято в их родительской семье.

В большинстве молодых семей, судя по проведенному нами опросу, не приняты регулярные семейные (родственные) сборы: у 80% опрошенных мужчин в г. Королеве, у 56,5% опрошенных женщин г. Мытищи, 75% женщин г. Королева, 67% женщин гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад. В тех же молодых семьях (около трети опрошенных нами), где принято проводить семейные советы, на них решают в основном хозяйственно-бытовые вопросы.

Следует отметить слабое знание русских национальных традиций молодыми горожанами Подмосковья. Об этом свидетельствует характер ответов на вопрос «Какие национальные традиции Вы знаете?» (возможно было несколько ответов): национальную традицию гостеприимства знают 10% опрошенных женщин г. Мытищи; пьянство как национальную традицию назвали 10% опрошенных мужчин в г. Королеве и 10% опрошенных женщин г. Мытищи; проводы русской зимы — 10% опрошенных женщин г. Мытищи; крашение яиц на Пасху — 33% опрошенных мужчин в г. Мытищи; религиозные традиции вообще — 20% опрошенных мужчин в г. Королеве; свадьбу — 10 % опрошенных мужчин в г. Королеве; традицию собираться вместе — 16,5% женщин гг. Ивантеевка, Крас-

ноармейск, Пушкино, Сергиев Посад; обмен подарками — 16,5% женщин гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад; при этом никаких национальных традиций не знают 33% опрошенных мужчин в г. Мытищи; остальные опрошенные не ответили на поставленный вопрос.

На вопрос «Какие традиции, принятые в родительской семье, соблюдаются в Вашей семье?» (возможно было несколько ответов) ответили следующим образом:

— традиция семейных праздников соблюдается в семьях у 35% опрошенных мужчин в г. Королеве, 36,5% опрошенных женщин г. Мытищи, 8,35% женщин г. Королева, 16,5% женщин гг. Ивантеевка, Красноар-мейск, Пушкино, Сергиев Посад;

— традиция взаимопомощи и традиция совместного отдыха — в семьях у 10% опрошенных женщин г. Мытищи;

— традиция гостеприимства — в семьях у 10% опрошенных мужчин в г. Королеве;

— традиция обмена подарками — в семьях у 8,35% женщин г. Королева;

— традиция доброго отношения к людям — в семьях у 10% опрошенных мужчин в г. Королеве, 16,5% опрошенных женщин в гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад.

Однако подавляющее большинство опрошенных (73% опрошенных женщин г. Мытищи, 83% женщин гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад) не соблюдает в собственных семьях никаких традиций, принятых в их родительских семья. Тем не менее, акцент, сделанный отвечавшими в основном на традициях взаимопомощи и гостеприимства, свидетельствует о значительной степени сохранения ценностно-нормативного «ядра» традиционной культуры русской семьи. Любопытно, однако, что некоторые традиции, сохранение которых ярко показали ответы на предыдущие вопросы (например, традиционной патриархальной ориентации семьи, особенности нормативного поло-ролевого поведения и т. д.), не осознаются таковыми самими отвечающими.

Таким образом, согласно данным проведенного нами социологического опроса [3], место и ситуация, при которых респонденты познакомились с будущим супругом (супругой), преимущественно связаны с родственным кругом общения, учебой или работой и сферой досуга и отдыха. В знакомстве с будущим супругом

роль сверстников (друзей и знакомых) значительно выше, чем роль родственников (особенно старших), что позволяет констатировать нетрадиционную ориентацию молодежи в вопросах брачного знакомства. Для большинства опрошенной нами молодежи характерно серьезное отношение к заключению брака, что объясняет длительный период предбрач-ного знакомства. Молодежь не спешит связывать себя брачными обязательствами, стараясь сначала «встать на ноги». Решение о заключении брака в большинстве случаев принимается или совместно (на семейном совете) двумя родительскими семьями, или самим мужчиною. Традиция получать одобрение («благословение») родителей и родни в целом на заключение брака, в значительной степени, сохраняется. Молодежь демонстрирует традиционное уважение мнения старшего поколения.

Расхождение данных нашего опроса [3] и мониторингового исследования [1] объясняется, вероятно, различием в социальном статусе опрашиваемых (в нашем опросе преобладали семейные и работающие, в мониторинге — холостые студенты), их возрасте (студенты дневных отделений вузов моложе), месте жительства (столичный мегаполис и небольшие подмосковные города) и степенью удаленности от родительской семьи (многие московские студенты проживают вдалеке от своих родителей, в общежитии).

Таким образом, на основании проведенного социологического исследования традиций молодой городской семьи Московской области [3, 5] можно сделать следующие выводы:

• семейные традиции имеют важнейшее значение как для интеграции и стабилизации современной городской молодой семьи, так и для общества в целом;

• социальный институт семьи трансформируется, но традиции семьи сохраняют свою социальную сущность (как интегрирующий и стабилизирующий фактор) в современном российском обществе;

• основные функции традиций современной молодой городской семьи: жизнеобеспечения, стабилизирующая, социальной поддержки, интегрирующая;

• уважение к старшим, к женщине-матери, трудовое воспитание, гостеприимство, се-мейно-родственная взаимопомощь — это те семейные традиции, которых не достает современной городской молодой семье

для стабильности и преодоления девиаци-онных процессов;

• классификация различных форм семейных традиций по организационным структурам, субъектному аспекту, типам, видам, функциям и сферам бытования у городской молодой семьи — основание для выявления как этнического и регионального своеобразия традиций городской молодой семьи Подмосковья, так и универсальности семейных традиций, а также возможности применения прогрессивных семейных традиций в современной российской жизни;

• этапы социально-исторической эволюции традиций городской молодой семьи: 1) до середины XIX века; 2) середина XIX — нач. XX века; 3) советский (1917— 1991 годы), 4) конец XX—XXI век (период рыночных реформ) [3—5].

Таким образом, в условиях системной трансформации современного российского общества и кризиса, переживаемого социальным институтом семьи, семейные традиции, видоизменяясь, сохраняют свою интегрирующую и стабилизирующую роль.

Столкновение с жестокой экономической реальностью 1990-х годов негативно отразилось на характере внутрисемейных отношений. Тем не менее, продолжали поддерживаться тесные экономические взаимосвязи внутри семьи: 67% семей получали помощь от родителей, ровно столько же помогали им. Российское общество ответило на новый трансформационный вызов мобилизацией своего традиционного ресурса — семейного.

Семью считают «очень важной в своей жизни» 87% опрошенных, тогда как, например, друзей — всего 24%. Верят членам своей семьи 83%. Недоверие «обществу» широко распространено: 73% при общении с чужими людьми предпочитают «соблюдать осторожность». Неудивительно, что в качестве главной стратегии преодоления трудных времен 90% избрало «се-мейно-оборонительную», подразумевавшую экономию, сокращение расходов, ограничение потребления. Лишь 5% выражали стремление создать собственную фирму и стать самозанятым [5].

Так, на женщине по-прежнему осталась основная ответственность за домашнее хозяйство и воспитание детей, то есть за безопасность и обеспечение преемственности рода, а значит,

и всего общества. Сохраняется своеобразный матриархат, который женщины сознательно предпочитают партнерской модели отношений с равным распределением домашних обязанностей. Женщины не воспринимают себя как конкурентов мужчин в профессиональной сфере. Более естественной для себя сферой самореализации они считают семейную, особенно воспитание детей. Здесь они чувствуют свою незаменимость, освобождая мужчин от домашних обязанностей. Бытует мнение, что мужчинам в целом приходится тяжелее в силу высоких производственных нагрузок. Для современной женщины важнее в этом смысле соображения не равенства, а справедливости. Такой выбор и составляет сущностное отличие общества российского от западноевропейского.

С западноевропейской точки зрения подобное положение трактуется как возврат к традиционным ценностям. И это недалеко от истины. Специалистов на Западе не могла не удивлять «живучесть» российской патриархальности, ее способность принимать различные институциональные формы, не уступая при этом своих господствующих позиций.

«Консервативные» представления о счастливой семейной жизни по-прежнему преобладают над «прогрессивными», то есть либеральными, акцентирующими идеалы прагматизма и личной свободы, приоритета индивидуального начала семейной жизни. Трудностям нового переходного периода общество противопоставило испытанный историей ресурс семейной солидарности [3, 5]. Для молодых россиян основу их социальной адаптации вновь составила семья как коллектив наиболее близких людей, а не отдельный индивид с его единоличными усилиями.

Использование в кризисных ситуациях ментального и материального потенциала семейного окружения, способности «держаться вместе» считается наиболее рациональным способом выживания и самосохранения. Это

соответствует традиционным российским семейным ценностям, когда личные цели соотносятся с потребностями семьи, ближайшего окружения, а не идут вразрез с ними [5]. Российская молодежь, например, чаще декларирует готовность учитывать интересы своих близких, тогда как западная предпочитает принимать решения, исходя, прежде всего, из собственных интересов. Российский тип индивидуализма, явно отличающийся не только от классического западного, но и от привычных нам представлений о коллективизме, связанных с общественным служением и общественной пользой, составляет главную особенность этой группы, объединяющую ее в сообщество.

Несмотря на переживаемый ею кризис, семья осталась надежной и стабильной опорой существования. Самые прагматичные из молодежи предпочли семейную солидарность новой форме социального экспериментирования — массовой компании по привлечению к предпринимательской деятельности.

В условиях дезориентации людей, когда резко возросло давление на них со стороны и массовой культуры, и сферы массового потребления с ее гигантским социально-психологическим потенциалом, своеобразный культур-но-исторический опыт «семейной стратегии» существования оказался важнейшим фактором стабилизации российского общества.

Преодоление патриархальности семейного уклада сочетается с сохранением элементов традиционализма — семейной взаимопомощи и солидарности, составляющих специфику культуры народов России, независимую от ци-вилизационных превращений современного мира [5]. В начале XXI века, после периода ускоренной модернизации, приходит, наконец, понимание неоспоримой реальности: сохранение своеобразия служит единственным условием не только выживания, но и процветания народов в наступившем столетии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Семья в России. 1997. № 1. С. 148.

2. Молодая семья сегодня // Опыт реализации молодежной семейной политики в субъектах Российской Фе-дерации/Бочкарева И.И., Головлева И.И., Малышева Н.В. и др.; М.: Мин-во образования РФ. ГУ «Российский центр молодежной семейной политики», 2004.

3. Прохорова Э.М., Фадеева Ю.В., Фодоря А.Ю. Городская молодая семья: состояние, традиции, проблемы: Монография. М.: ФГОУВПО «РГУТИС», 2009. 226 с., табл.

4. Прохорова Э.М., Фадеева Ю.В., Фодоря А.Ю. Изменение системы ценностей городской молодой семьи Подмосковья // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2010. № 3. С. 81—91.

5. Фадеева Ю.В. Эволюция семейных традиций у городской молодежи на современном этапе // Сервис plus. 2005. № 1. С. 75-77.

6. ФадееваЮ.В. Молодая городская семья Подмосковья и ее традиции: Дис. ... канд. социолог. наук. М., 2005.

7. Фодоря А.Ю. Нормы и ценности традиционного общества // 10-летие социальной работы в России: итоги, проблемы и перспективы: Материалы науч.-практич. конф., сост. в МГУ сервиса 19—20 сентября 2001 г.; Редкол.: Павленок П.Д. (отв. ред.) и др. Ч. III. Пушкино, 2002. С. 39—46.

8. Черняк Е.М. Семья глазами студентов // Российский журнал социальной работы. 1998. № 21.

УДК 364. 044. 68

ОТДЕЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ КАК СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ (НА ПРИМЕРЕ ПРОЛЕТАРСКОГО ФИЛИАЛА ГУ «КОМПЛЕКСНЫЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПО Г. О. САРАНСК»)

Савинов Леонид Иванович, доктор социологических наук, профессор, зав. кафедрой социальной работы.

Рябова Елена Николаевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры социальной работы, yula1@bk.ru,

ГОУВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева», Саранск, Республика Мордовия

The article examines activities of department of social assistance to families and children of Proletarian branch of the SU «Comprehensive Center for Social Service on Saransk city region» as the subject of social work. It shows the data on the provision of various types of assistance to families and children, and recommendations for improvement and expansion of offices in this area.

В статье анализируется деятельность отделения социальной помощи семье и детям Пролетарского филиала ГУ «Комплексный Центр социального обслуживания населения по г. о. Саранск» как субъекта социальной работы. Представлены данные по оказанию различных видов помощи семье и детям и рекомендации по усовершенствованию и расширению деятельности отделения по данному направлению.

Keywords: targeted social assistance, family, assistance subject, facilitation

Ключевые слова: адресная социальная помощь, семья, субъект помощи, фасилитация

Процессы модернизации и глобализации общества способствуют росту индивидуализации и свободы выбора для человека, что отражается на положении семьи и ее дальнейшей трансформации. Современная семья переживает сложные времена — находясь в движении, она меняется не только под воздействием социально-экономических условий, но и в силу внутренних процессов своего развития. Изменение представлений о роли женщины в семье и обществе, повышение уровня внебрачной рождаемости, количества разводов обостряют

существующие социальные проблемы. Определяющая роль в обеспечении жизнедеятельности семей принадлежит государственной социальной политике, которая реализуется через систему социальных учреждений и служб.

Если рассматривать социальную работу с семьей как практическую деятельность, непременно встает вопрос о субъектно-объект-ных отношениях. В нашем случае объектами социальной работы будут выступать семья и ее конкретные члены независимо от пола и возраста, социального статуса и социальной роли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.