Научная статья на тему 'Изменение системы ценностей городской молодой семьи Подмосковья'

Изменение системы ценностей городской молодой семьи Подмосковья Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
229
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ценности / изменение ценностных ориентаций / молодая городская семья / Values / change of values / young urban family

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Прохорова Эльза Модестовна, Фадеева Фадеева Юлия Валерьевна, Фодоря Анна Юрьевна

В статье рассмотрены факторы, определившие изменения в ценностной системе современного российского общества, и направление изменений ценностных ориентаций современной городской молодежи. Показано доминирование семейных ценностей в молодой семье над общественным положением, управленческим статусом или политической ангажированностью (механизмами включения в общественную жизнь периода социализма), религией или предпринимательской ини- циативой, выполняющих ту же функцию при переходе к рыночной экономике. В качестве основ- ных факторов изменения ценностных ориентаций молодой городской семьи Московского региона рассмотрены следующие: системный кризис российского общества, вызванный рыночными рефор- мами, масштабные изменения в социально-экономической и социокультурной сферах общества, кризис института семьи, кризис традиционных семейных ценностей и соционормативной куль- туры нашего общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Прохорова Эльза Модестовна, Фадеева Фадеева Юлия Валерьевна, Фодоря Анна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The authors discuss factors that determine changes in the value system of the Russian society and trends in value change of urban youth like the dominance of family values. The main factors of the change are the systemic crisis of the Russian society, caused by the market reforms, major shifts in the socio-economic and socio-cultural spheres, the family crisis, the crisis of traditional family values, and the socionormative culture of the Russian society.

Текст научной работы на тему «Изменение системы ценностей городской молодой семьи Подмосковья»

УДК 316.7

ИЗМЕНЕНИЕ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ ГОРОДСКОЙ МОЛОДОЙ СЕМЬИ ПОДМОСКОВЬЯ

Прохорова Эльза Модестовна, кандидат медицинских наук, профессор,

Фадеева Юлия Валерьевна, кандидат социологических наук, доцент,

ФодоряАннаЮрьевна, кандидат социологическихнаук, доцент, redkollegiaMGUS@mail.ru, ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва

The authors discuss factors that determine changes in the value system of the Russian society and trends in value change of urban youth like the dominance of family values. The main factors of the change are the systemic crisis of the Russian society, caused by the market reforms, major shifts in the socio-economic and socio-cultural spheres, the family crisis, the crisis of traditionalfamily values, and the socionormative culture ofthe Russian society.

Б статье рассмотрены факторы, определившие изменения в ценностной системе современного российского общества, и направление изменений ценностных ориентаций современной городской молодежи. Показано доминирование семейных ценностей в молодой семье над общественным положением, управленческим статусом или политической ангажированностью (механизмами включения в общественную жизнь периода социализма), религией или предпринимательской инициативой, выполняющих ту же функцию при переходе к рыночной экономике. Б качестве основных факторов изменения ценностных ориентаций молодой городской семьи Московского региона рассмотрены следующие: системный кризисроссийского общества, вызванныйрыночнымирефор-мами, масштабные изменения в социально-экономической и социокультурной сферах общества, кризис института семьи, кризис традиционных семейных ценностей и соционормативной культуры нашего общества.

Key Words: values, change ofvalues, young urbanfamily

Ключевые слова: ценности, изменение ценностных ориентаций, молодая городская семья

Факторы, определившие изменения в ценностной системе современного российского общества, и направление изменений ценностных ориентаций современной городской мо-

лодежи будут рассмотрены на материалах Подмосковья1.

Вера все больше уходит в сферу обычая и ритуала, переставая даже в традиционно вы-

1 73% наших респондентов, проживающих в г. Мытищи, 93,7% опрошенных нами жителей г. Королева, и 47% респондентов из городов Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад женаты или замужем; 27% наших респондентов, проживающих в г. Мытищи, 6,3% опрошенных нами жителей г. Королева и 53% респондентов из городов Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад не женаты или не замужем. При этом на вопрос «Был ли Ваш брак зарегистрирован в ЗАГСе?» респонденты, создавшие собственную семью, ответили: а) «Да» — 90,9%всех опрошенных; б) «Нет» — 9,1% опрошенных.

20% респондентов из г. Мытищи, 43,7% респондентов из г. Королева и 23,5% опрошенных из городов Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад — мужчины; 80% респондентов из г. Мытищи, 56,3% респондентов из г. Королева и 76,5% опрошенныхиз городов Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад — женщины.

Студентами являются 66,6% респондентов из г. Мытищи, 18,8% опрошенных из г. Королева, 41,1% респондентов из городов Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад. Служащими государственных организаций и предприятий являются 33,3 % респондентов из г. Мытищи, 12,5% опрошенных из г. Королева, 47,1% респондентов из городов Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад. Сотрудниками коммерческих организаций и фирм являются 68,7% респондентов из г. Королева, 11,8% опрошенныхиз гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад.

Согласно проведенному нами опросу, местожительство респондентов: Мытищи — 31,25%; Королев — 33,33%; Ивантеевка— 8,33%; Красноармейск — 4,17%; Сергиев Посад — 4,17%; Пушкино — 18,7%. Таким образом, респонденты могут быть сгруппированы в следующие группы, обладающие схожими социально-экономическими и культурными характеристиками: 1) г. Мытищи (31,25% респондентов); 2) г. Королев (33,33% респондентов); 3) городаИвантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад (35,37% респондентов).

81

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

соко религиозных сообществах определять сознание и поведение человека — материалиста и прагматика. Считают себя верующими 66% мужчинг. Мытищи, 100% мужчинг. Королева, 50% мужчин гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад. Среди женщин этот показатель составил соответственно 90% по г. Мытищи, 100% по г. Королеву, 83% по городам Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад. Среди студентов к верующим относят себя 66% мужчин и 100% женщин по г. Мытищи, 66% студенток по гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад. Среди государственных служащих верующими считают себя 80% жительниц г. Мытищи, 100% мужчин и женщин остальных пяти городов. Среди сотрудников фирм и частных предприятий верующими назвали себя 100% мужчин и женщин г. Королева, а также 100% мужчин гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад. Затруднились ответить на вопрос о личной вере 1% мужчин (студентов) и 10% женщин г. Мытищи, и 1% студенток, составляющий 0,5% всехженщин гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад.

При этом на вопрос «Ваше отношение к церковному браку (венчанию)?» ответили следующим образом:

а) обязательным обряд венчания («иначе это не брак, а сожительство») считают 33% мужчин г. Мытищи, 25% мужчин и 41,5% женщин г. Королева. Среди студентов этот показатель равен 33% мужчин по г. Мытищи и 50% женщин по г. Королев, среди государственных служащих соответственно 50% мужчин г. Королева, среди сотрудников фирм и частных предприятий — 33% женщин г. Королева;

б) желательным (как красивый обычай) обряд венчания считают 33% мужчин г. Мытищи, 20% мужчин г. Королева, 50% мужчин гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад. Среди женщин этот показатель составил соответственно — 73% по г. Мытищи, 16,50% — по г. Королеву, 50% — по городам Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад. Среди студентов желательным обряд венчания считают 33% мужчин и 66% женщин по г. Мытищи, 33% студенток по городам Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад. Среди государственных служащих желательным венчание считают 80% жительниц г. Мытищи, 66% женщин гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад.

Среди сотрудников фирм и частных предприятий желательным венчание считают 40% мужчин и 33% женщин г. Королева, а также 100% мужчин гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад;

в) необязательным обряд венчания полагают 33% мужчин г. Мытищи, 55% мужчин г. Королева, 50% мужчин гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад. Среди женщин этот показатель составил соответственно 26,5% по г. Мытищи, 41,5% — по г. Королеву, 50% — по городам Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад. Среди студентов необязательным венчание считают 33% мужчин и женщин г. Мытищи, 50% студенток г. Королева, 66% студенток гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад. Среди государственных служащих необязательным обряд венчания считают 20% жительниц г. Мытищи, 50% мужчин г. Королева, 100% мужчин и 33% женщин остальных четырех городов. Среди сотрудников фирм и частных предприятий этот показатель составляет 60% мужчин и 33% женщин г. Королева.

Красота и торжественность обряда, стремление не отстать от других, смутная надежда на то, что таинство венчания каким-то образом поможет сохранить семью, — вот, пожалуй, основные мотивы для венчания будущих супругов. Белый наряд невесты, символизирующий по церковному учению чистоту и целомудрие до брака, воспринимается как некая условность. Подготовка к таинству венчания (знакомство с символикой обряда и христианским пониманием брака, исповедь и причастие молодых) практически не проводится, многие новобрачные относятся к обряду венчания как к модному поветрию, не налагающему на венчающихся обязательств жить в браке не для себя, а для другого, отказаться от своего «я», перешагнуть свой эгоизм, до конца дней своих делить на двоих радости и скорби [1.С.29].

Венчались 33% мужчин г. Мытищи и 50% мужчин гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад, 20% женщин г. Мытищи и 33% женщин гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад. Среди студентов этот показатель равен 33% мужчин по г. Мытищи, среди государственных служащих соответственно 40% женщин г. Мытищи, 100% мужчин и 66% женщин гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад.

82 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2010/№ 3

Изменение системы ценностей городской молодой семьи Подмосковья

По собственной инициативе венчались 10% женщин гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад. По инициативе супруги венчалось 50% мужчин гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад. По инициативе собственных родителей венчались 100% женщин г. Мытищи и 20% женщин гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад. По инициативе родителей супруга венчались 50% женщин г. Мытищи. По инициативе родни в целом венчались 50% мужчин и 70% женщин гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад, т.е. инициатива венчания исходила, в основном, от старшего поколения. Значительная часть молодежи, относя себя к верующим, не считает обязательным соблюдение одного из важнейших требований христианской веры — освящения брака церковью.

Полагают, что развод — это личное дело каждой пары, 66% мужчин г. Мытищи, 20% мужчин г. Королева, 25% мужчин гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад. Среди женщин этот показатель составил соответственно 40% по г. Мытищи, 66,65% — по г. Королеву, 100% — по городам Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад. Среди студентов, полагающих, что развод — личное дело каждой пары, 66% мужчин и 22% женщин по г. Мытищи, 50% студенток г. Королева, 100% студенток гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад. Среди государственных служащих так считают 60% жительниц г. Мытищи, 100% женщин гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад. Среди сотрудников фирм и частных предприятий этот показатель равен 40% мужчин и 83,3% женщин г. Королева, а также 50% мужчин гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад.

Разводы допустимы (при определенных обстоятельствах) для 35% мужчин г. Королева, 50% мужчин гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад. Среди женщин г. Мытищи этот показатель составил соответственно 20%. Среди студентов считают развод допустимым 22% женщин по г. Мытищи. Среди государственных служащих считают развод допустимым 20% жительниц г. Мытищи, 50% мужчин г. Королева и 100% мужчин остальных четырех городов. Среди сотрудников фирм и частных предприятий этот показатель составляет 20% мужчин г. Королева.

Разводы нежелательны или оправданы в исключительной ситуации для 33% мужчин г. Мытищи, 35% мужчинг. Королева, 25%мужчин гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад. Среди женщин этот показатель составил соответственно 40% по г. Мытищи, 33,35% — по г. Королеву. Среди студентов считают разводы нежелательными 33% мужчин и 66% женщин по г. Мытищи, 50% студенток по г. Королеву. Среди государственных служащих так считают 20% жительниц г. Мытищи, 50% мужчин г. Королева. Среди сотрудников фирм и частных предприятий этот показатель составляет 20% мужчин и 16,7% женщин г. Королева, а также 50% мужчин гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад.

Разводы недопустимы (не оправданы ни при каких обстоятельствах) для 10% мужчин г. Королева. Среди сотрудников фирм и частных предприятий так считают 20% мужчин г. Королева, т.е. большинство опрошенных не придерживаются религиозного взгляда на святость и нерушимость брака, выступают за принцип свободы разводов.

В межрегиональном социологическом исследовании (Московская, Ленинградская, Свердловская области, г. Воронеж, республики Татарстан, Удмуртия и Бурятия, Ханты-Мансийский автономный округ), проведенном в 2004 году, наименее благополучными регионами (по готовности молодежи к разводам) оказались Московская и Воронежская области [2. С. 57]. Респондентов из Московской области больше, чем опрошенных из других регионов, удерживает от развода беспокойство о будущем детей. Собственное будущее практически никак не оказывает влияние на возможное прекращение семейных отношений, что, очевидно, связано с высокой степенью личной социальной защищенности в Московском регионе и независимостью супругов [2. С. 59].

Проведенный нами социологический опрос подтвердил, что значительная доля опрошенных допускает для себя возможность развода, не рассматривая собственный брак как нечто сверхценное и нерушимое: 66% мужчин г. Мытищи, 60% мужчин г. Королева, 25% мужчин гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад. Среди женщин этот показатель составил соответственно 50% по г. Королеву, 33% по гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад. Среди студентов допускают для себя развод 66% мужчин

83

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

по г. Мытищи, 50% студенток по г. Королеву. Среди государственных служащих допускают для себя развод 100% мужчин г. Королева и 66% женщин гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад. Среди сотрудников фирм и частных предприятий этот показатель составляет 20% мужчин и 50% женщин г. Королева, а также 50% мужчин гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад.

Таким образом, декларация своей приверженности православию не подкрепляется реальным следованием требованиям, выдвигаемым Церковью перед верующими. Объяснение подобной ситуации, по всей видимости, в следующем. Ориентация на христианское учение, характерная теперь и для политической элиты, приобрела в современной России, как в других странах «второго мира», престижный оттенок. Религиозная вера действительно вернула себе нормативную функцию. Однако процент неверующих и убежденных атеистов почти не менялся, а рост рядов верующих шел, в основном, за счет людей с неопределенной мировоззренческой позицией. Массовое их появление вызвано последствиями «атеизации» 1920—1970-х годов. Теперь этот процесс получил «обратный ход».

В отечественной научной литературе недостаточно исследован вопрос о влиянии религиозных воззрений и конфессиональной деятельности на современный институт семьи. Однако без его рассмотрения остаются не понятыми многие процессы, происходящие в семье [3. С. 79]. Все «традиционные» для России конфессии поддерживают семейные ценности, образ жизни и традиции. Так, в Основах социальной концепции русской православной церкви (РПЦ), принятых Архиерейским Собором, состоявшимся в Москве 13—16 августа 2000 года, подчеркивается: «Живая преемственность поколений, начинаясь в семье, обретает свое продолжение в любви к предкам и отечеству, в чувстве сопричастности к истории. Поэтому столь опасно разрушение традиционных связей родителей с детьми, которому, к сожалению, во многом способствует уклад жизни современного общества...» [4. С. 36].

В социальной концепции РПЦ с позиций православной этики дана негативная оценка прелюбодеяния, внебрачного сожительства, порнографии, гомосексуальных половых связей, транссексуальности, наркомании, алкоголизма, абортов, контрацепции, фактически об-

ладающей абортивным действием, донорства половыми клетками, суррогатного материнства, экстракорпорального оплодотворения, клонирования человека, фетальной терапии (использования в медицинских целях человеческих эмбрионов), эвтаназии безнадежных больных.

Специфика современной России заключается в том, что, в отличие от стран Запада, сексуальная и контрацептивная революция совпала в нашей стране с социально-экономической трансформацией, системным социально-экономическим кризисом и распространением СПИДа, массовым проникновением в страну наиболее негативных форм западной молодежной попкультуры [3. С. 82—83]. Это обусловливает актуальность исследований проблемы влияния конфессий, в частности, русской православной церкви на сохранение нравственных норм семейной жизни, позитивных семейных традиций и самого института семьи в современной России.

Однако материалы проведенного нами опроса свидетельствуют, что отношение человека к семье теперь все больше регулируется не религиозными нормами, а соображениями экономической выгоды. Более того, разрушилась всякая нематериалистическая мотивация жизнедеятельности.

Согласно материалам проведенного нами опроса, «общий кошелек» («семейная кубышка») есть у 33% опрошенных мужчин в г. Мытищи, 75% опрошенных мужчин в г. Королеве, 100% опрошенных мужчин в гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад, а также у 100% опрошенных женщин г. Мытищи, 91,65% женщин г. Королева, 100% женщин гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад.

В большинстве молодых городских семей (в семье у 65% опрошенных мужчин в г. Королеве, 100% опрошенных мужчин в гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад, а также в семье у 40% опрошенных женщин г. Мытищи, 75% женщин г. Королева, 83,5% женщин гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад) преобладает эгалитаристская ориентация: практикуется совместное распоряжение общим семейным кошельком.

Для подавляющего большинства опрошенных характерны рационально-прагматические формы поведения в финансовой сфере жизнедеятельности семьи: в большинстве моло-

84 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2010/№ 3

Изменение системы ценностей городской молодой семьи Подмосковья

дых семей ведется финансовый учет, а крупные покупки заблаговременно планируются. Так, планируются крупные покупки в семьях у 66% опрошенных мужчин в г. Мытищи, 100% опрошенных мужчин как в г. Королеве, так и в городах Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад, а также в семьях у 90% опрошенных женщин г. Мытищи, 66,65% женщин г. Королева, 83% женщин гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад. Финансовый учет ведется в семье у 75% опрошенных мужчин в гг. Королеве, Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад, а также в семье у 75% опрошенных женщин г. Мытищи, 50% женщин г. Королева, 66% женщин гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад.

Согласно данным мониторингового исследования социально-экономического потенциала российских семей, проведенного в течение 1996—2000 годов Академией проблем социальной работы при участии Е.М. Черняк (генеральная совокупность — более 5 тыс. студентов столичных вузов обоего пола, в возрасте от 17 до 25 лет), за совместный контроль над расходованием семейных средств высказалось более 80% женщин и 64% мужчин; только 16% женщин и 17% мужчин считают, что семейной кассой должна распоряжаться только жена, тогда как менее 2% женщин и 11% мужчин полагают, что контролировать семейную кассу должен муж [5.С.63].

Данные проведенного нами опроса «Кем в семье ведется финансовый учет?» рисуют более сложную картину реального финансового контроля в молодых семьяхреспондентов:

а) муж ведет финансовый учет в семье у 20% опрошенных мужчин в г. Королеве, у 25% опрошенных женщин г. Королева, у 49,5% женщин гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад;

б) жена ведет финансовый учет в семье у 10% опрошенных мужчин в г. Королеве, у 25% опрошенных мужчин в гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад, у 16,65% опрошенных женщин г. Мытищи;

в) совместно ведут финансовый учет в семье у 20% опрошенных мужчин в г. Королеве, у 50% опрошенных мужчин в городах Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад, у 8,35% опрошенных женщин г. Мытищи, у 25% женщин г. Королева.

Таким образом, в большинстве молодых семей респондентов финансовый учет ведется или мужем, или совместно.

Потребительский материализм стал для постсоветского человека, участвующего в ускоренном «межцивилизационном дрейфе», намного более опасной «западней», чем материализм социалистический. Угроза дегуманизации общества, о которой предупреждали социологи еще в 1960-е годы, спустя четверть века приобрела критический характер.

В условиях радикальных преобразований у народов России произошла мобилизация глубинных свойств их национального характера. Экспансия материализма и прагматизма предельно обострила потребность постсоветского человека в утраченной духовной основе существования.

Процессы, происходившие в 1990-е годы в религиозной жизни российского общества, отражали содержание переживаемых им трансформаций исторического, цивилизационного масштаба. Это общество почти до самого конца XX века сохраняло свой полутрадиционный облик. Синтез традиции и постмодерна дал взлет духовности, постматериализма на этапе развития позднесоветского типа. Постсоциалистический период принес, напротив, упадок духовности, феномен «сплошного» материализма и жесткого прагматизма. Массовое обращение в этих условиях к религии, возрождающемуся институту церкви означало естественное стремление россиян вернуть духовное начало жизни и просто адаптироваться к новой реальности. Поэтому 1990-е годы везде отмечены увеличением посещаемости церквей и ростом религиозной маргинальное™, то есть появлением верующих-конформистов, избирательно верующих (признающих отдельные стороны вероучения), практикующих, но не исповедующих веру и, наоборот, склонных к принятию некоторых религиозных норм, но не участвующих в церковной жизни. Крайней формой проявления религиозной маргинальное™ стало распространение оккультных ориентаций. На этом фоне размывались различия, существующие между народами России в уровне и характере религиозности. Культурная унификация народов явилась одним из важнейших, если не главным, процессом второй Великой трансформации стран второго мира.

Возвращение к религии в условиях капиталистической модернизации сменило отход

85

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

от нее в условиях модернизации социалистической, а «массовый верующий» сменил «массового атеиста». Еще более важной чертой обоих витков российского типа модернизации было формирование многочисленных мировоззренческих конформистов, людей дезориентированных и демобилизованных, переживающих кризис сознания в стремительно изменяющемся мире. Разрушение традиционного фундамента русской культуры в период либерально-демократической модернизации шло интенсивней, чем в период консервативной социалистической модернизации.

Возрождение и обновление народных обычаев религиозного содержания (рождественских, пасхальных, связанных со свадьбой и крещением) происходили в 1980-е годы скорее в городах. Это было новым для них явлением, как и оживление иррационального, мифологического типа сознания высокообразованного горожанина. В это десятилетие исчезает отчетливая зависимость между уровнем религиозности и величиной населенного пункта, которая существовала еще в его начале. Правда, в период социализма изменился тип веры: традиционный сельский тип религиозности уступал место новому — городскому — с его мировоззренческой неопределенностью, размытостью идейных и нравственных ориентаций. Городской тип веры и был одним из проявлений «городского нематериализма» как некоторого «мировоззренческого синтеза». Он возник в 1970-е годы в среде массовой интеллигенции и служащих, став плодородной почвой для процессов «перестройки», для всевозможных духовных превращений общества позднесоветского типа. «Городской нематериализм» 1980-х годов возникал на месте утраченной веры в Бога.

Культурное наследие народов России, давшее миру уникальное явление социалистического постмодерна рубежа 1970— 1980-х годов, было предано забвению во имя следования универсальной, как представлялось, западной модели развития. Совершился отказ от духовных ценностей, носителем которых являлась российская интеллигенция, пережившая процесс социокультурной дезинтеграции.

Характерный для них высокоразвитый этос солидарности (национальной, семейной, религиозной) деградировал в условиях роста

индивидуализма и «разгосударствления» постсоветского человека.

Религиозность, ее рост находили преимущественно внешние, поведенческие проявления, а «внутренняя религиозность», основанная на убеждении, скорее шла на убыль. Эта закономерность ярко отразилась в динамике нравственного сознания — мировоззренческого «ядра» человеческой личности. Мораль все меньше опиралась на религиозные нормы и все больше на экономическую целесообразность. Так, например, отвечая на вопрос «Если Вы откладываете рождение ребенка, то по какой причине?» (можно было назвать несколько причин), респонденты заявили, что делают это:

а) по причине плохих материальных условий — 35% опрошенных мужчин г. Королева, 20% опрошенных женщин г. Мытищи, 16,5% женщин г. Королева, 33% женщин гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад;

б) по причине материальной несамостоятельности — 8,35% опрошенных женщин г. Мытищи;

в) из-за плохих финансовых условий — 50% опрошенных мужчин как в г. Королеве, так и в гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад, а также 18,35% опрошенных женщин г. Мытищи, 41,5% женщин г. Королева, 16,5% женщингг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад;

г) поскольку «вначале надо закончить учебу» — 33% опрошенных мужчин г. Мытищи и 10% опрошенных мужчин г. Королева, а также 16,7% опрошенных женщин г. Мытищи, 25% женщин г. Королева;

д) поскольку «сначала надо подумать о карьере» — 33% опрошенных мужчин г. Мытищи и 35% опрошенных мужчин г. Королева, 8,35% опрошенных женщин как в г. Мытищи, так и в г. Королеве, 16,5% женщин гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад;

е) «надо пожить в свое удовольствие» — 25% опрошенных мужчин гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад, 20% опрошенных женщин г. Мытищи, 33,35% женщин г. Королева.

Можно сделать вывод о значительном прагматизме и даже гедонизме значительной части опрошенной нами городской молодежи. Дети не являются больше безусловной приоритетной ценностью, а рассматриваются лишь как

86 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2010/№ 3

Изменение системы ценностей городской молодой семьи Подмосковья

сопутствующий семье атрибут, с обзаведением которым можно не спешить.

На вопрос «Как Вы относитесь к возможности усыновления детей?» ответили следующим образом:

а) «усыновление ребенка для меня лично невозможно» — полагают 10% опрошенных мужчин в г. Королеве, 50% мужчин в гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад, а также 10% опрошенных женщин г. Мытищи, 8,35% женщин г. Королева, 0% женщин гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад;

б) «при определенных условиях усыновление ребенка для меня лично возможно» считают 33% опрошенных мужчин в г. Мытищи, 30% опрошенных мужчин в г. Королеве, 25% мужчин в гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад, а также 71,65% опрошенных женщин г. Мытищи, 16,9% женщин г. Королева, 66% женщин гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад;

в) «усыновление ребенка для меня лично нежелательно, но нельзя исключить» — полагают 50% опрошенных мужчин в г. Мытищи, 60% опрошенных мужчин в г. Королеве, 25% мужчин в гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад, атакже 18,35% опрошенных женщин г. Мытищи, 75% женщин г. Королева, 33% женщин гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад;

г) вариант ответа «усыновление ребенка для меня лично желательно, всерьез думаю об этом» не выбрал никто.

Нравственная сфера российской культуры в период либерализации трансформировалась особенно значительно. Усилилась терпимость к новым, нетрадиционным образцам поведения, прежде всего демографического — супружеского, семейного. Так, на вопрос «Ваше отношение к гражданскому браку?» респонденты ответили следующим образом:

а) положительное отношение к гражданскому браку («гражданский брак — это проверка чувств и серьезности намерений, приобретение опыта совместной жизни») высказали 31,5% мужчин г. Мытищи, 45% мужчин г. Королева, 75% мужчин гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад. Среди женщин этот показатель составил 46,5% по г. Мытищи, 50% — по гг. Королеву, Ивантеевке, Красноармейску, Пушкино, Сергиеву Посаду. Среди студентов положительно относятся

к гражданскому браку 33% (мужчин и женщин) по г. Мытищи, 50% студентокг. Королева, 66% студенток по остальным городам. Среди государственных служащих положительное отношение к гражданскому браку свойственно 60% жительниц г. Мытищи, 50% мужчин г. Королева, 100% мужчин и 33% женщин остальных четырех городов. Среди сотрудников фирм и частных предприятий положительное отношение к гражданскому браку характерно для 40% мужчин и 50% женщин г. Королева, а также для 50% мужчин гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад;

б) полагают, что гражданский брак допустим при определенныхусловиях, 66% мужчин г. Мытищи и 55% мужчин г. Королева, а также 35% женщин г. Мытищи, 50% женщин г. Королева и 16,5% женщин остальных четырех городов. Среди студентов 66% мужчин г. Мытищи и 50% женщин гг. Мытищи и Королев считают гражданский брак допустимым при определенных условиях. Среди государственных служащих допустимым гражданский брак считают 20% жительниц г. Мытищи, 50% мужчин г. Королева, 33% женщин остальных четырех городов. Среди сотрудников фирм и частных предприятий подобное отношение к гражданскому браку характерно для 60% мужчин и 50% женщин г. Королева;

в) нежелательным, не гарантирующим права женщины и ребенка, гражданский брак считают 25% мужчин гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад. Среди женщин этот показатель составил соответственно 18,5% по г. Мытищи, 16,5% — по городам Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад. Среди студентов нежелательным гражданский брак считают 17% женщин г. Мытищи. Среди государственных служащих указанное отношение к гражданскому браку свойственно 20% жительниц г. Мытищи и 33% женщин гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад. Среди сотрудников фирм и частных предприятий нежелательным гражданский брак считают 50% мужчин гг.. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад;

г) недопустимым, т.е. безнравственным, противоречащим религиозным канонам, гражданский брак считают только 33% студенток гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад.

87

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

Таким образом, можно констатировать преимущественно положительное или, по крайней мере, толерантное отношение городской молодежи к гражданскому браку.

На вопрос «Как Вы относитесь к лицам нетрадиционной сексуальной ориентации?» (возможно было несколько ответов) опрошенные нами ответили следующим образом:

а) «нетрадиционная сексуальная ориентация — это личное дело каждого», — полагают 33% опрошенных мужчин в г. Мытищи, 30% опрошенных мужчин в г. Королеве, 50% мужчин в городах Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад, а также 55% опрошенных женщин г. Мытищи, 33% женщин г. Королева, 49,5% женщин гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад;

б) «нетрадиционная сексуальная ориентация — это болезнь, их надо лечить», — так думают 10% опрошенных мужчин в г. Королеве, 16,5% женщин гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад;

в) считают нетрадиционную сексуальную ориентацию извращением 66% опрошенных мужчин в г. Мытищи, 70% опрошенных мужчин в г. Королеве, 25% мужчин в городах Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад, а также 8,35% опрошенных женщин г. Мытищи;

г) полагают, что «нетрадиционная сексуальная ориентация — это вариант нормы», 16,5% женщин гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад;

д) «Я с такими не общаюсь», — ответили 25% опрошенных мужчин в г. Королеве, 50% мужчин в городах Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад, а также 20% опрошенных женщин г. Мытищи;

е) дружат с лицами с нетрадиционной сексуальной ориентацией 10% опрошенных мужчин в г. Королеве, 25% мужчин в городах Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад, 25% женщин г. Королева;

ж) «Мне безразлично, у кого какая сексуальная ориентация», — отметили 10% опрошенных мужчин в г. Королеве, 35% опрошенных женщин г. Мытищи, 41,5% женщин г. Королева, 49,5% женщин гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад.

Очевидна резкая поляризация по признаку пола в общественном мнении по данному вопросу: большинство мужчин считают гомосексуализм извращением или подчеркивают, что

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

не общаются с гомосексуалистами, в то время как женщины считают, что это личное дело каждого, или выражают безразличие к проблеме сексуальной ориентации окружающих.

Большая демонстрация опрошенными мужчинами (по сравнению с женщинами-респондентами) нетерпимости по отношению к гомосексуалистам объясняется, по-видимому, сильным опасением отвечавших, как бы их самих не заподозрили в нетрадиционной сексуальной ориентации. Мужской гомосексуализм во многих традиционных российских субкультурах (например, в тюремной или в армейской) оценивается вполне однозначно. К женскому гомосексуализму общество, по-видимому, относится более терпимо либо не считает его столь распространенным и потенциально опасным для семьи и общества, как гомосексуальность мужчин.

Считают допустимыми однополые браки 33% опрошенных мужчин в г. Мытищи, а также 16,65% опрошенных женщин г. Мытищи, 58,35% женщин г. Королева. Не считают допустимыми однополые браки 66% опрошенных мужчин в г. Мытищи, 100% опрошенных мужчин как в г. Королеве, таки в городах Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад, а также 83,35% опрошенных женщин г. Мытищи, 41,65% женщин г. Королева, 100% женщин гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад. Затруднившихся с ответом не отмечено. Таким образом, хотя большинство опрошенных негативно оценивают возможность заключения однополых браков, значительная часть респондентов проявила высокую степень терпимости.

Эта же ситуация повторяется и при ответах на вопрос «По Вашему мнению, следует ли разрешать однополым парам усыновлять детей?»:

а) полагают, что следует разрешать однополым парам усыновлять детей 36,5% опрошенных женщин г. Мытищи, 41,5% женщин г. Королева;

б) думают, что не следует разрешать однополым парам усыновлять детей, 100% опрошенных мужчин во всех городах, где проводился опрос (Мытищи, Королев, Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад), а также 58,3% опрошенных женщин г. Мытищи, 25% женщин г. Королева, 100% женщин гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад;

gg научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2010/№ 3

Изменение системы ценностей городской молодой семьи Подмосковья

в) «Не знаю, следует ли разрешать однополым парам усыновлять детей», — заявили 5,2% опрошенных женщин г. Мытищи и 33,5% женщин г. Королева.

Таким образом, значительная часть опрошенных считает, что важнее дать ребенку-сироте семью, а гомосексуалистов, создавших «семью», негуманно лишать возможности проявить родительские чувства, и не задумываются при этом о нарушении нормальной полоролевой социализации детей, помещенных в подобные «семьи», и дальнейшем разрушении традиционной семьи. Отмечается также большая демонстрация опрошенными мужчинами (по сравнению с женщинами-респондентами) неприятия подобной ситуации (очевидно по вышеизложенным причинам).

На вопрос «Как Вы относитесь к абортам?» респонденты ответили следующим образом:

а) считают аборт «нормальным средством контрацепции» 33,5% опрошенных мужчин в г. Мытищи, 5% опрошенных мужчин в г. Королеве;

б) полагают, что аборт — «это личное дело каждого», 50% опрошенных мужчин в городах Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад, а также 20% опрошенных женщин г. Мытищи, 25% женщин г. Королева, 33,3% женщин гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад;

в) думают, что аборт «допустим, хотя вредит здоровью женщины», 5% опрошенных мужчин в г. Королеве, 25% опрошенных мужчин в городах Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад, а также 10% опрошенных женщин г. Мытищи, 8,35% женщин г. Королева;

г) заявляют, что аборт «нежелателен, кроме особых случаев», 66,5% опрошенных мужчин в г. Мытищи, 65% опрошенных мужчин в г. Королеве, 25% мужчин в гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад, а также 53,5% опрошенныхженщин г. Мытищи, 58,35% женщин г. Королева, 33,3% женщин гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад;

д) аборт «исключен (это убийство ребенка, грех)», — считают 25% опрошенных мужчин в г. Королеве, 16,5% опрошенныхженщин г. Мытищи и 33,3% женщин гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад;

е) не задумывавшихся над отношением к аборту в ходе опроса не выявлено.

В целом можно констатировать низкую степень нетерпимости к абортам в молодежной среде, что подтверждают и ответы на вопрос «Как Вы полагаете, надо ли запрещать аборты?»: не считают, что аборты следует запрещать, 100% опрошенных мужчин в г. Мытищи, 75% опрошенных мужчин как в г. Королеве, так и в гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад, а также 83,35% опрошенных женщин г. Мытищи, 91,65% женщин г. Королева, 50% женщин гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад.

Таким образом, можно констатировать, что моральная планка частной и общественной жизни резко понизилась, а в ситуации нормативного хаоса, смены культурных систем глубоко развился синдром недоверия, который охватил различные стороны жизни людей, их отношений.

Согласно данным проведенного нами исследования, полагают, что центр и смысл семьи — это дети, 100% опрошенных мужчин в г. Мытищи и в г. Королеве, 75% опрошенных мужчин в городах Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад, а также 80% опрошенных женщин г. Мытищи, 58% женщин г. Королева, 100% женщин гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад, т.е. подавляющее большинство опрошенных выразили приверженность к традиционной дето-центричной модели семьи.

Одного ребенка при благоприятных условиях хотели бы иметь 10% опрошенных мужчин г. Королева, что составляет 20% опрошенных мужчин-сотрудников коммерческих фирм в г. Королеве. Двоих детей при благоприятных условиях хотели бы иметь 66% опрошенных мужчин г. Мытищи, 55% мужчин г. Королева и 75% опрошенныхмужчингг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад, 71,65% опрошенныхженщин г. Мытищи, 66,65% женщин г. Королева, 66% женщин гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад. Трех детей при благоприятных условиях хотели бы иметь 33% опрошенных мужчин г. Мытищи, 35% мужчин г. Королева и 25% опрошенных мужчин гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад, 18,35% опрошенных женщин г. Мытищи, 33,35% женщин г. Королева, 33% женщин гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад. Четверых детей при благоприятных условиях хотели бы иметь 10% опрошенныхженщин г. Мытищи.

89

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

Таким образом, очевидна преобладающая ориентация (в предпочтениях, по крайней мере) на двухдетную семью (от 2/3 до 3/4 респондентов) при значительной доли (около 1/3 опрошенных) ориентирующихся на семью трехдетную, т.е. при разработке и последовательном осуществлении национальной демографической программы, ориентированной, прежде всего, на молодую семью, можно рассчитывать на некоторое улучшение демографической ситуации в нашей стране, по крайней мере на некоторое замедление темпов ее депопуляции.

Однако остается значительной и доля молодежи, отказавшаяся от перспективы родить и воспитывать своих детей, о чем свидетельствуют ответы респондентов на вопрос «В случае, если у Вас нет детей, планируете ли Вы заводить ребенка (детей)?»: не планируют заводить детей (при их отсутствии) 45% мужчин г. Королева, 36,6% опрошенных женщин г. Мытищи, 25% женщин г. Королева, 83,5% женщин гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад.

Согласно материалам проведенного нами опроса, глава в молодой семье есть у 66% опрошенных мужчин в г. Мытищи, 70% опрошенных мужчин в г. Королеве, 100% опрошенных мужчин в городах Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад, а также в молодой семье у 35% опрошенных женщин г. Мытищи, 75% женщин г. Королева, 50% женщин гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад, т.е. в большинстве семей респондентов есть глава семьи.

По материалам нашего опроса, в молодых семьях Московского региона преобладает (очевидно, формальная) ориентация на традиционное мужское лидерство (мужчины — 100%, женщины — около 50%).

Совместно решают основные вопросы семейной жизни 33% опрошенных мужчин в г. Мытищи, 70% опрошенных мужчин в г. Королеве, 100% опрошенных мужчин в городах Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад, а также 71,65% опрошенных женщин г. Мытищи, 75% женщин г. Королева, 100% женщин гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад. Таким образом, подавляющее большинство опрошенныхпридер-живается установки на эгалитарные отношения в семье, что противоречит преобладающим ответам на предыдущий вопрос. Указанное

противоречие позволяет сделать вывод о формализме установки на мужское лидерство в семье.

В ответах на вопрос «Как Вы полагаете, может ли муж разрешать (запрещать) жене работать, учиться и т.д.?» сильно выражен половой аспект: большинство мужчин полагает, что муж имеет право управлять поведением жены в силу своего семейного статуса или национальных традиций; тогда как большинство женщин не согласны с этим. Таким образом, можно констатировать более консервативные установки мужчин, однако большинство опрошенных не разделяет патриархальную установку на разделение жизнедеятельности на частную (женскую) и общественную (мужскую) сферы, об этом свидетельствуют ответы на вопрос «Согласны ли Вы с пословицей «Мир женщины — дом, дом мужчины — мир»?»: не согласны с 33% опрошенных мужчин в г. Мытищи, 55% опрошенных мужчин в г. Королеве, 100% опрошенных мужчин в гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад, а также 71,65% опрошенных женщин г. Мытищи, 65% женщин г. Королева, 83,5% женщин гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад.

Считают, что замужняя женщина должна работать, 33% опрошенных мужчин в г. Мытищи, 25% опрошенных мужчин в г. Королеве, 50% опрошенных мужчин в городах Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад, а также 66,65% опрошенных женщин г. Мытищи, 25% женщин г. Королева, 16,5% женщин гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад. Считающих, что замужняя женщина не должна работать, при опросе не выявлено.

На вопрос «Что такое работа для замужней женщины?» респонденты ответили следующим образом:

а) «это необходимость», — считают 66% опрошенных мужчин в г. Мытищи, 100% опрошенных мужчин в г. Королеве, 50% опрошенных мужчин в гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад, а также 61,65% опрошенных женщин г. Мытищи, 75% женщин г. Королева, 49,5% женщин гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад;

б) «это хобби», — считают 33% опрошенных мужчин в г. Мытищи, 25% опрошенных мужчин в гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад, атакже 28,35% опрошенных

90 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2010/№ 3

Изменение системы ценностей городской молодой семьи Подмосковья

женщин г. Мытищи, 25% женщин г. Королева, 33% женщин гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад;

в) «прихоть», — так думают 25% опрошенных мужчин в гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад, 10% опрошенных женщин г. Мытищи, 16,5% женщин гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад.

Таким образом, большинство опрошенных считают работу необходимостью для замужней женщины. Молодые городские женщины менее консервативны в оценке труда как способа обретения ими независимости и необходимости для женщины работать, чтобы материально поддержать семью. Так, на вопрос «Работающая мать — кто это?» респонденты ответили следующим образом:

а) «работающая мать — это благо для детей (больше сможет дать детям и духовно, и материально)», — так считают 20% опрошенных мужчин в г. Королеве, 25% опрошенных мужчин в городах Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад, а также 25% опрошенных женщин г. Королева, 16,5% женщин гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад;

б) «работающая мать — это потеря для детей (заброшенные дом и дети)», — полагают 33% опрошенных мужчин в г. Мытищи, 20% опрошенных мужчин в г. Королеве, 8,35% женщин г. Королева;

в) «работающая мать — это проблема для женщины (совмещение ролей ценой здоровья)», — думают 33% опрошенных мужчин в г. Мытищи, 25% опрошенных мужчин в г. Королеве, а также 20% опрошенных женщин г. Мытищи, 16,5% опрошенныхженщинвгг. Королев, Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад;

г) «работающая мать — это обретение для женщины (возможность самореализации и как профессионала, и как матери)», — считают 33% опрошенных мужчин в г. Мытищи, 70% опро-

Литература

шенных мужчин в г. Королеве, 75% опрошенных мужчин в городах Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад, а также 80% опрошенных женщин г. Мытищи, 50% женщин г. Королева, 49,5% женщин гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад;

д) затруднились ответить на вопрос 17% женщин гг. Ивантеевка, Красноармейск, Пушкино, Сергиев Посад.

Таким образом, большинство респондентов полагает, что работа — это обретение для женщины (возможность самореализации).

В целом в отношении супружества и семьи женщины более традиционны, более склонны считать, что люди, состоящие в браке, счастливее, что дети — основная цель заключения брака, что плохое супружество лучше одиночества.

На фоне явного и постоянного доминирования ценности семьи и отношений с близкими в обществе 1990-х годов существовало отчетливое разделение на «мир людей» и «мир институций».

Семейные ценности доминировали в родительской семье и продолжают доминировать в молодой семье и над общественным положением, управленческим статусом или политической ангажированностью (механизмами включения в общественную жизнь периода социализма), и над религией или предпринимательской инициативой, выполняющих ту же функцию при переходе к рыночной экономике.

Основными факторами изменения ценностных ориентаций молодой городской семьи Московского региона являются следующие: системный кризис российского общества, вызванный рыночными реформами, масштабные изменения в социально-экономической и социокультурной сферах общества, кризис института семьи, кризис традиционных семейных ценностей и соционормативной культуры нашего общества.

1. Суворова Е. Мода на венчание // Только ты.2005.№6.

2. Молодая семья сегодня // Опыт реализации молодежной семейной политики в субъектах Российской Феде-

рации / Бочкарева И.И., Головлева И.И., Малышева Н.В. и др. М.: Мин-во образования РФ, ГУ «Российский центр молодежной семейной политики», 2004.

3. Климантова Г.И. Государственная семейная политика современной России: Учебное пособие. М., 2004.

91

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.