РЫБЧЕНКО Татьяна Викторовна
Кандидат философских наук, доцент кафедры философии
Уральский государственный экономический университет
620144, РФ, г. Екатеринбург, ул.8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 251-96-11 e-mail: [email protected]
САРАПУЛЬЦЕВА Анастасия Владиславовна
Кандидат философских наук, доцент кафедры философии
Уральский государственный экономический университет
620144, РФ, г. Екатеринбург, ул.8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 251-96-11 e-mail: [email protected]
Исследование ценностных ориентаций студентов в сфере семейно-брачных отношений
Ключевые слова семья; брак; модели семьи; ценностные ориентации; тенденции развития семьи.
Дается анализ ценностных ориентаций студентов в сфере семейно-брачных отношений. Представлены структура и динамика видов семейных отношений, охарактеризованы тенденции их развития. Эмпирической основой исследования являются социологические опросы студентов Уральского государственного экономического университета.
Структуру семейных ценностей можно анализировать в различных аспектах: ценностные основания добрачного поведения; выбор партнера и форм семейно-брачных отношений; ценности, связанные с рождением и воспитанием ребенка, и т. д. Семья и ее ценности, относимые сегодня к ценностям высокого духовного порядка, свойственны личности, устремленной на реализацию потребностей самоактуализации, личностного роста.
Брак и семья исследуются разными дисциплинами с различных сторон и в то же время являются объектом целостного осмысления, выделяясь в такую отрасль знания, как фамилелогия, основы которой должен знать каждый. В нашем вузе студенты изучают фамилелогию с акцентом на формирование культуры семейных отношений.
Эмпирическую базу данной статьи составили результаты социологических исследований, проводимых на протяжении пятнадцати лет в Уральском государственном экономическом университете среди студентов, изучающих курс «Культура семьи и семейных отношений».
Как уже отмечалось выше, структура системы семейных ценностей может рассматриваться с различных позиций. По объекту выделяют ценности: добрачного поведения и выбора брачного партнера; связанные с предпочтительными формами брачных отношений; репродуктивные ценности, связанные с рождением и воспитанием детей; связанные с взаимоотношениями мужчины и женщины в браке.
Для студентов наиболее актуален этап добрачного общения, когда приобретается опыт межличностного взаимодействия и происходит выбор брачного партнера. Выбор супруга чаще всего осуществляется с учетом мнения значимого окружения.
© Рыбченко Т. В., Сарапульцева А. В., 2013
В предбрачном периоде выделяют знакомство и период ухаживания. 47% опрошенных студентов ответили, что они познакомились со своими партнерами в местах отдыха, 20% - по месту учебы, 10% - на улице, 15% - в местах досуга [1. С. 134].
Знакомство в местах отдыха сопровождается «эффектом ореола», происходит общение «масок», которые каждый надевает на себя, пытаясь выглядеть лучше в глазах другого. Короткий предбрачный период не дает молодым людям увидеть истинное лицо будущего супруга, все негативные стороны проявляются после заключения брака. Слишком длительный период ухаживания также имеет негативные моменты: приводит к уменьшению сексуальной привлекательности, снижает новизну межличностного общения. Таким образом, как слишком короткий, так и слишком длительный период ухаживания несет в себе риск неустойчивости брачных отношений.
Социологи и психологи среди мотивов вступления в брак обычно выделяют эмоционально-этические мотивы, мотивы самореализации и мотивы долга и обязанностей. Современными психологами выделяются благоприятные факторы, повышающие вероятность успешного брака. Это оптимизм и эмоциональная живость, старательность, доброжелательность, умение обращаться с деньгами, умение брать на себя ответственность, способность получать удовольствие, уверенность в себе, способность к эмоциональной поддержке, спокойное отношение к советам, отсутствие излишней романтичности.
Студенты нашего вуза среди факторов вступления в брак наиболее предпочтительным для себя считают общность интересов, на втором месте - финансовое и материальное благополучие. Анализируя опыт своих друзей и знакомых, уточняют основания вступления в юридический брак: беременность, любовь, стремление к самостоятельности (желание уйти от родителей), прагматический расчет.
Интересно, что студенты УрГЭУ дифференцированно относятся к понятиям «идеальный мужчина» и «идеальный муж» и называют разные качества, характеризуя первого и второго. Идеальный мужчина, по их мнению, должен быть умным, сильным, привлекательным, здоровым, сексуальным, самостоятельным, предприимчивым, великодушным, с чувством юмора. А идеальный муж должен иметь материальный достаток, любить детей, не иметь вредных привычек, быть хозяйственным, обладать высоким интеллектом, быть внешне привлекательным и сексуальным 1. С. 135].
Важным показателем при формировании семьи является возраст вступления в брак. При общем колебании в отдельные периоды явственно проявляется повышение среднего возраста вступления в брак как у мужчин, так и у женщин. Ранние браки становятся менее распространенным явлением. Для большинства это важное событие происходит после 25 лет. По данным нашего социологического опроса, оптимальный возраст вступления в брак составил: для мужчин 22-26 лет, для женщин 22-24 года. Повышение возраста вступления в брак связывается с увеличением времени, необходимого для получения образования, профессии, с удлинением процесса социализации личности. И все же большую роль в этом вопросе играет изменение системы жизненных ценностей. Для юношей приоритетными являются экономическая и финансовая независимость, наличие материальной базы для вступления в брак [2. С. 26].
До недавнего времени практически единственной формой был официально зарегистрированный брак. Сегодня во всем мире большое распространение получили неофициальные супружеские союзы. Незарегистрированный брак стал довольно распространенным явлением и в России. Опросы общественного мнения показывают позитивное отношение к нему молодого поколения. Студенты УрГЭУ при абстрактной формулировке также высказали положительное отношение к нему (76% юношей и 68% девушек). Главное препятствие к такой форме брака они видят со стороны родителей девушек. Родители юношей более терпимо относятся к этому явлению. Если сравнивать с социологическим опросом студентов в 1997 г., то в те годы положительно оценивали
незарегистрированный брак лишь 8% опрошенных. Как мы видим, сегодня взгляды студентов значительно изменились. Однако студенты, уже создавшие семью, такую форму брака оценили в большинстве своем отрицательно [3].
Довольно часто в нашей литературе трактуют распространение незарегистрированных браков как проявление кризиса института брака и семьи, как свидетельство падения их ценности. Утверждается, что юноши и девушки предпочитают жить в свободных союзах, не беря на себя ответственность и обязанности, не желая обременять себя длительными и постоянными отношениями с одним партнером. Сами же супруги, находящимся в таком союзе, отметили, что не относятся легкомысленно к своему браку и семье, а верность их порой даже крепче, чем в браке де-юре. Поэтому аргумент сторонников официального брака, что юридическое оформление союза способствует укреплению семейных отношений, является не вполне убедительным.
В литературе обычно выделяется три типа семьи:
1) патриархальная, которая характеризуется унифицированностью, отсутствием индивидуальной избирательности в выборе супруга, следованием обычаям, религиозным представлениям, главенством мужа, проявляющимся в сосредоточении экономических ресурсов, в принятии им основных решений и жестком закреплении внутрисемейных ролей;
2) детоцентристская, в которой дети выступают в качестве объединяющего стержня, т. е. ребенок возводится в ранг жизненно важной ценности;
3) супружеская - тип семьи, наиболее распространенный в наши дни. Под супружеством понимается «личностное взаимодействие мужа и жены, регулируемое моральными принципами и поддерживаемое имманентными ему ценностями» [4].
Отвечая на вопрос «Какой тип семьи Вы хотели бы создать?», 87% девушек и 72% юношей ориентируются на супружескую семью. Это такой тип союза, в котором господствуют демократические отношения, учитываются взаимные интересы, идет диалог равных партнеров, повышается психологическая ценность «Я». Этот тип семьи отличает избирательность в выборе брачного партнера. Большинство опрошенных (70%) считает, что семейные отношения должны строиться на любви, 15% - что брак является лишь ритуальным исполнением социально-нормативных установок, а 10% - что в основе брака должен лежать честный контракт, экономический расчет, а любовь придет со временем.
Ориентация студентов на супружеский тип брака, основанный на любви, подтверждается жизненной концепцией личности. Благодаря индивидуализации личности возросло значение личного счастья, эмоциональных переживаний. Сегодня, как считают многие, несчастливый брак не может иметь морального оправдания, он должен быть расторгнут.
В то же время новые ценности брака, основанного на любви, имеют порой нестабильный характер. Он уже не воспринимается как брак на всю жизнь, и если любовь исчезла, то молодые люди спокойно идут на расторжение этого союза. Следовательно, происходит переориентация ценностной системы с общественного интереса на личностный. Подавляющее большинство студентов (74%) не хотят воспринимать ценности матерей и отцов в качестве основополагающих, а смену брачного партнера (развод) считают вполне реальным позитивным явлением. Таким образом, проявляется готовность принять преходящий характер супружеских отношений, их открытость возможным переменам. Отсюда позитивное восприятие пробного брака. Это также говорит о значимости человеческих отношений и снижении роли правовых отношений в брачной сфере. Молодые люди считают, что чувства любви, симпатии, привязанности не могут регулироваться никакими юридическими актами. Отношения не могут иметь в своей основе материальную выгоду, расчет. В самосознании молодежи проявляется приоритет частной жизни, отражается ограничение внешнего вмешательства со стороны государства в личную жизнь граждан.
Изменение ролевых отношений в семье является показателем качественных сдвигов в брачно-семейных отношениях. Исходя из характера распределения семейных ролей, выделяют обычно три типа семей: традиционные, эгалитарные и промежуточные.
В традиционных семьях домашние обязанности подразделяются на мужские и женские и большую долю домашней работы выполняет жена. В эгалитарных семьях домашняя работа не подразделяется на мужскую и женскую, в них присутствует взаимозаменяемость. В промежуточных семьях нет четко выраженного распределения внутрисемейных ролей. Традиционные семьи, в свою очередь, могут быть патриархальными и детоцентристскими [4].
Портрет женщины в эгалитарной семье имеет свои особенности. Важной ценностью является равенство мужчины и женщины во всех сферах общественной жизни, большое значение имеют работа и карьера, личностное развитие для такой женщины является приоритетным.
Ответы студентов относительно ролей в семье разнообразны, они сочетают в себе как традиционные, так и эгалитарные ценности. На вопрос «Делите ли вы работу по дому на мужскую и женскую?» ответили «да» 47% юношей и 68% девушек, «нет» - соответственно 47 и 32%. В группе семейных студентов в выполнении основных обязанностей (распоряжение деньгами, воспитание детей, домашняя работа) доминируют женщины. Мужчины же в большей мере, чем женщины, зарабатывают деньги. Молодежь, не имеющая личного супружеского опыта, ориентирована на гендерное равенство в семейно-брачной сфере, здесь обычно выбирается ответ «должны выполнять в равной мере муж и жена». Такие представления молодежи, не состоящей в браке, можно отнести на счет отсутствия личного опыта семейной жизни.
Управление бюджетом семьи - одна из важнейших проблем взаимоотношений супругов. Распоряжение деньгами дает власть в семье, которая может быть использована по-разному. Разногласия супругов в этой сфере могут служить источником конфликтов. Обычно выделяют пять основных моделей управления бюджетом семьи: управление жены, управление мужа, совместное управление, независимое управление и управление с участием других (в расширенной семье.) На выбор модели управления влияет фактор занятости, размер дохода, престиж, социально-культурные нормы, этические традиции и личностные особенности супругов. Для семьи советского периода характерным было управлением бюджетом со стороны женщины. Обычно это объясняют низкими доходами мужчин и существующим дефицитом товаров. Кроме того, активное участие женщин в профессиональной деятельности, высокий уровень образования, порой более высокая заработанная плата способствовали упрочению их лидирующей позиции в семье. Обычно муж отдавал весь заработок жене, оставляя себе лишь на «карманные расходы», а жена самостоятельно принимала решения относительно расходов. Согласно многим исследованиям, жены распоряжались деньгами более чем в 50% семей [2].
Сегодня в молодых семьях равное участие супругов в распоряжении деньгами встречается в два раза чаще, чем ситуация, когда семейный бюджет находится в руках жены.
Образование также влияет на восприятие характера распоряжения доходами и расходами. Чем выше уровень образования опрошенных, тем чаще они воспринимают разделение этой обязанности как эгалитарное и тем реже встречается доминирование женщин. Сегодня все в большей степени проявляется усиление роли мужчины в получении дохода, и это будет приводить, как считают многие исследователи, к снижению единоличного влияния внутри семьи женщины и дальнейшему усилению эгалитарнос-ти и даже способствовать перераспределению семейной власти в пользу мужей.
В исследовании ставился вопрос о факторах, от которых, согласно мнению студентов, зависит формирование счастливого крепкого брака. Ответы распределились
следующим образом, %: взаимная любовь - 85; гармония в сексуальной сфере - 79; материальное благополучие - 84; сходство жизненных ценностей и интересов - 40; психологическая совместимость - 43; невмешательство родителей - 40; уважение - 40; верность - 43 [1. С. 135].
Взгляды молодых людей складываются в ходе социализации в родительской семье, под воздействием жизненного опыта, а также под влиянием средств массовой информации. Студентам был задан вопрос «Хотели бы Вы воспринять систему ценностей Ваших родителей?» Большинство студентов ответили отрицательно. Они отметили, что многие родители не понимают и не воспринимают ценностные установки своих детей. Безусловно, подобная категоричность связана с возрастом опрашиваемых и продиктована юношеским максимализмом (да и конфликт отцов и детей ситуация вечная).
Для характеристики супружеских отношений необходим анализ такого свойства, как автономность супругов, позволяющая им самосохраняться в браке как личностям. На вопрос «Поощряют ли они интересы и потребности своего супруга (партнера) в сфере учебы и карьеры?» ответили «да» 70% студентов, «нет» - 25%. В отношении интересов и потребностей в сфере здоровья «да» сказали 85%, «нет» - 10%; отдыха и развлечений - 27 и 69%; общения с друзьями - 40 и 31% соответственно. Остальные воздержались от ответа. Как мы видим, супруги чаще всего поощряют интересы своего партнера в сфере образования, работы, карьеры, но в меньшей степени в сфере отдыха, развлечений и общения. Причем женщины в два раза чаще не поощряют мужей в общении с друзьями и в сфере отдыха.
Важный аспект брака - общение супругов. Приоритетными темами общения являются проблемы доходов, расходов, другие денежные темы. Когда появляются дети, на первый план выходят разговоры о них. Супруги довольно часто обсуждают вопросы личных чувств, личных отношений, проблемы секса, меньше говорят о фильмах, книгах, статьях, передачах телевидения. Лишь 15% опрошенных сказали, что они обсуждают фильмы, спектакли. Что касается техники супружеского общения, то она оставляет желать лучшего. Общение молодых супругов включает в себя ругань, приказы, запреты, риторические вопросы, часто используются такие выражения, как «вечно», «снова», «опять», «ты такой, как все», используется ирония, сарказм, скрытая издевка. Более 50% студентов ответили, что ссоры в процессе супружеского общения возникают достаточно часто. Лишь 26% студентов высказывают критические замечания с глазу на глаз, 57% опрошенных отметили, что при этом порой присутствуют другие люди (дети, родители, знакомые) [4].
Постоянная критика одного супруга другим ведет к личностному дискомфорту, эмоциональным срывам, отчуждению. Наиболее частая причина конфликтов - неудовлетворенные потребности.
Студенты УрГЭУ в качестве причин, располагающих к конфликту, назвали следующие, %: неудовлетворенные потребности в значимости своего «Я» - 40%; неуважение чувства достоинства со стороны партнера - 32; различия в привычках, связанных с проведением досуга, увлечениями - 43; ревность - 52; распределение семейных обязанностей - 44; наличие личностных недостатков или отрицательных качеств у супруга - 25; отсутствие взаимопонимания между родителями и молодыми супругами - 12 и т. п. Считают ревность атрибутом любви 56% респондентов (ревнует - значит любит), для 27% опрошенных ревность явление негативное, и сцена ревности для них смешна и нелепа.
Существенное влияние на репродуктивное поведение оказала революция ценностей. На первое место вышли образование, карьера, экономическая независимость и материальное благополучие. У молодых людей резко повысились запросы на набор жизненных благ и более высокое положение в обществе. Распространены установки на приоритет индивидуального благополучия вопреки общественному. Это отодвигает на второй план ценность детей.
Рождение и воспитание детей требуют самоотречения, ограничения личной жизни, интересов, не связанных с семьей. Сексуальная жизнь перестала связываться с рождением детей. Она превратилась в самостоятельную часть жизни человека, имеющую собственную ценность. В ходе нашего исследования студентам был задан вопрос «Сколько детей Вы хотели бы иметь в своей семье?» Были получены следующие ответы: один ребенок - 21% опрошенных; двое детей - 59; трое детей - 8; четверо и более - 4; не хотят иметь детей - 8%. Таким образом, мы видим, что ответы не дотягивают даже до уровня простого воспроизводства.
Итак, ценности, на которых основан современный брак, характеризуются сочетанием новых ценностей, свойственных супружеской семье, и прежних, свойственных семье традиционной. В то же время следует отметить, что семья строится вокруг супружеских отношений, а не в угоду кровным отношениям, растет тенденция к индивидуализации, формируются новые способы решения семейных проблем. Но говорить, что брак исчерпал себя, было бы ошибочно. Нам не кажется справедливым распространенное мнение о системном кризисе семьи и брака. Наши исследования подтверждают вывод о том, что изменения, свидетелями которых мы являемся, лишь отражение адаптационных процессов семьи, как социального института, к новым реалиям жизни. Безусловно, перемены, происходящие в современной российской семье, в сознании молодых людей, создающих семью, определяются не только российской ситуацией, но и общеевропейскими тенденциями.
Господствующие среди молодежи брачно-семейные и репродуктивные ценностные ориентации практически не рассматриваются в качестве объекта воздействия государства, направленного на изменение демографической ситуации. Наше исследование подтверждает тот факт, что в России мер только социально-экономического характера недостаточно. Требуются усилия для формирования социальных норм брачности и детности, а также соответствующих ценностных ориентаций. В этой связи актуализируется проблема государственной семейной политики, важнейшие принципы которой призваны обеспечить как благоприятные условия функционирования семьи, так и соблюдение суверенитета семьи и защиту ее права на свободное развитие. Именно на институте семьи с его фундаментальными жизненными ценностями рождения и воспитания детей базируется и сам организм государственности.
Источники
1. Философия, культура и ценностный мир человека : межвуз. сб. науч. тр. / Е. А. Ат-манских и др.; отв. ред. В. В. Егоров. Екатеринбург : Изд-во УрГЭУ, 2006.
2 Антонов А. И., Медков В. М. Социология семьи. М. : ИНФРА-М, 2007.
3 Семья и будущее России : материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (10-13 февраля 2008 г.). Екатеринбург : Урал. гуманитар. ин-т, 2008.
4. Калинина Р. Р. Введение в психологию семейных отношений. СПб. : Речь, 2008.