7. Savchenkov A.V. Preemstvennost' ssuza i vuza, kak forma integratsii v obrazovanii. Azimut nauchnykh issledovanii : pedagogika i psikhologiya, 2016, no. 3, i. 16, vol. 5, pp. 146-149. (In Russian)
8. Sergeev G.G. Nekotorye aspekty razvitiya modelei professional'nogo obucheniya v Rossii i Germanii, available at: http://docplayer.ru/64509726-Nekotorye-aspekty-razvitiya-modeley-profes-sionalnogo-obucheniya-v-rossii-i-germanii.html.
9. Istoriya srednego professional'nogo obrazovaniya v Rossii. NMTs SPO, 2000. 704 p. (In Russian)
10. Pasport prioritetnogo proekta «Obrazovanie» po napravleniyu "Podgotovka vysokokvali-fitsirovannykh spetsialistov i rabochikh kadrov s uchetom sovremennykh standartov i peredovykh tekhnologii" ("Rabochie kadry dlya peredovykh tekhnologii"), available at: http://static.government.ru/ media/fi lesA7ARTAf6Lqv5wSXjIeJbjViodyObukhty.pdf.
11. Sichinskii E.P. Professional'noe samoopredelenie molodezhi : tsennostno-orientatsion-nyi kontekst. Innovatsionnoe razvitie professional'nogo obrazovaniya, 2016, no. 2, i. 10, pp. 9-12. (In Russian)
Лизунов Павел Владимирович, директор ГБПОУ «Усть-Катавский индустриально-технологический техникум», Челябинская обл., г. Усть-Ка-тав, e-mail: [email protected]
Lizunov P. V., director, Ust-Katav industrial and technological technical secondary school, Chelyabinsk region, e-mail: [email protected]
Сведения для цитирования: Олейников, А. А. Традиции как условие создания безопасного медиаобразовательно-го пространства [Текст] / А. А. Олейников, А. А. Мукашева, Г. А. Олейников // Инновационное развитие профессионального образования. — 2018. — № 1 (17). — С. 85-92.
УДК 004 ББК 74.200
ТРАДИЦИИ КАК УСЛОВИЕ СОЗДАНИЯ БЕЗОПАСНОГО МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
А. А. Олейников, А. А. Мукашева, Г. А. Олейников
Длительное время традиции как форма воспитания были второстепенными, так как считалось, что они лишь связаны с прошлым культуры, утратили новизну и символизирует некий застой. В статье авторы на основе работ передовых ученых-педагогов раскрывают пути реализации традиций качества инновационного педагогического инструмента — условий, позволяющих воспитать интерактивную личность, создать безопасное медиаобразовательное пространство, сформировать опыт применения традиции как основу интернет-контента, воспитания и обучения, проектирования и наполнения медиаобразовательного пространства информацией позитивного содержания.
Ключевые слова: традиции, медиаобразовательное пространство, безопасность, интернет-контент, целевые ориентиры.
В условиях информационного общества наиболее эффективным средством формирования массового сознания выступает интернет и образованные на его основе социальные сети. Одним из инструментов работы в интернете является интернет-контент, т. е. информационное наполнение, которое включает тексты, графику, мультимедиа и иное информационно
значимое содержание сайта, блога и т. п. Контент, в свою очередь, служит основой медиа-образования.
В настоящее время одной из основных функцией системы образования является создание условий для безопасного медиаобразова-ния, в этой связи становится все более очевидной необходимость выявления новых ресурсов,
способных обеспечить требуемую безопасность. По мнению ученых-педагогов К. Бэзэл-гэт, Е. В. Бондаревской, С. Г. Молчанова [1-4] и др., таким ресурсом могут выступать частично сохраненные и возрожденные традиции, способные обеспечить формирование позитивного информационного партнерства в интернет-контенте.
Традиции — это групповой опыт, исторически сложившийся и воплощенный в стереотипах социума, который передается из поколения в поколение. К основным типам традиций можно отнести: народные (этнические), социально-культурные, национальные и религиозные. Термин «традиции» можно трактовать как определенный механизм коллективной коммуникации.
Применение традиций в качестве средства или инструмента в создании безопасного ме-диаобразовательного пространства позволит адаптировать и реализовать в виртуальном пространстве интернета доступность понимания содержания самих традиций, обеспечить личностное проецирование их на окружающую человека действительность.
В разрабатываемой концепции традиции представлены как социально-педагогический компонент медиаобразовательного пространства, направленный на действия по созданию условий для безопасного развития личности. Создание таких условий происходит через включение личности в различные виды социальных отношений и ответственность за позитивность этих отношений в игре, общении, обучении и практической деятельности.
Такое понимание традиций основывается на убеждении ученых в том, что медиаобразо-вательное пространство не учитывает влияния социальных сетей и средств массовой информации на развитие и социализацию личности. Сказанное выше свидетельствует о наличии проблемы, заключающейся в отсутствии в педагогике опыта применения интернет-контента как инструмента воспитания и обучения, проектирования и наполнения медиаобразователь-ного пространства информацией позитивного содержания. Безопасность медиаобразователь-ного пространства — это цель любого педагога, поскольку очень важно поддержать человека педагогическими средствами. Успешность протекания безопасного медиаобразовательного пространства зависит от активности и самореализации молодых людей в социуме. Оба условия реализуются на основе традиций.
Самореализация предполагает более полное раскрытие себя в социуме посредством контен-
та, раскрывающего суть и содержание традиции (национальной, религиозной, социальной-культурной и др.), имеющей, прежде всего, позитивный характер.
Четкие и ясные перспективы в медиадея-тельности, в которую включается человек, способствуют пониманию цели и значимости самой деятельности для саморазвития личности, а также осознания себя.
Целевые ориентиры создания безопасного медиаобразования можно условно разбить на две взаимообусловленные группы: идеальные и реальные.
Идеальные: целью выступает личность, гармонично развивающаяся и сочетающая в себе духовное и моральное совершенство.
Реальные: в соответствии с особенностями личности и спецификой условий ее развития цели конкретизируются сообразно условиям жизнедеятельности человека, в частности, образованию медиапространства.
Одновременно с целевыми ориентирами необходимо определить актуальные задачи медиа-образовательной деятельности педагога. Исходя из того, что результатом решения задач медиа-образовательной деятельности педагога должно являться социальное развитие личности, можно выделить следующее:
- формирование мировоззрения личности на основе традиций;
- формирование нравственного поведения на основе традиций.
Сформулированные коллективом ярославских и калининградских ученых принципы воспитания взяты нами за основу создания безопасного медиаобразовательного пространства на базе традиций, определены условия их реализации и правила осуществления практической педагогической деятельности в соответствии с этими принципами [5].
1. Этическая ориентация медиаобразова-тельного пространства требует рассмотрения личности как основной ценности в социальных отношениях, фундаментом для которых выступает гуманность, т. е. нераспространение информации агрессивного и суицидального характера. Этот принцип требует уважительного отношения к каждому человеку, а также обеспечения свободы совести, вероисповедания и мировоззрения, выделения в качестве приоритетных задач заботы о физическом, социальном и психическом здоровье человека [5].
Данный принцип реализуется через:
- добровольность личности в деятельности по поиску, выявлению и трансляции тради-
ций (национальных, религиозных, социальных и др.), т. е. в создании контента, не противоречащего гуманности;
- доверие к человеку, его личности в выборе средств и инструментов для решения поставленных задач;
- стратегию позитива в определении медиа-образовательных задач;
- предупреждение негативных последствий в создании безопасного медиаобразовательного пространства;
- учет интересов личности, ее индивидуальных особенностей, мотиваций, новых взглядов на жизненные ситуации;
- формирование социальной готовности к защите своих интересов — социальной защищенности при осознании себя.
Данный принцип в практической значимости реализуется с учетом следующих правил:
- необходимо опираться на индивидуальную позицию личности, ее самостоятельность и инициативу;
- в интерактивном общении должно доминировать уважительное отношение к личности;
- находясь в медиаобразовательном пространстве, личность должна быть терпимой к участникам, с которыми взаимодействует, но предотвращать проявление толерантности, т. е. полного согласия с неприемлемыми для себя условиями взаимодействия (их принятия);
- традиции должны обеспечить защиту интересов личности и помогать ей в решении ее актуальных проблем;
- поэтапно решая медиаобразовательные задачи, необходимо искать варианты их применения на практике, способные принести пользу каждому участнику медиаобразовательного пространства;
- защита, безопасность медиаобразователь-ного пространства должна быть приоритетной задачей педагогической деятельности;
- в социальных группах и других интернет-сообществах должно формироваться отношение терпимое, но при этом не допускающее унижения достоинства личности.
2. Принцип адекватности в социуме медиа-образовательного пространства требует соответствия содержания и средств медиакоммуни-каций среде, где организуется образовательный процесс. Задачи социальной адекватности ориентированы на реальные социально-экономические условия медиаобразования и предполагают формирование у различных слоев населения прогностической готовности к решению социальных задач, в том числе задач формирования позитив-
ного информационного партнерства в интернет-контенте.
Реализация такого принципа возможна, если учесть влияние социальных сетей и социума.
Этот принцип реализуется в условиях:
- взаимосвязи воспитания и развития в социуме информационного общества;
- согласования взаимодействия социальных институтов, оказывающих влияние на развитие личности;
- обеспечения комплекса педагогической, социальной и психологической помощи при актуализации и оценке традиции (традиций);
- ориентации мер безопасности на существующие возможности социума;
- принятия во внимание различных факторов социальной среды (национальных, региональных, религиозных особенностей учебного заведения и т. д.);
- оценки информации, получаемой от средств массовых коммуникаций, на предмет позитивности и отсутствия агрессивности и су-ицидальности.
В практической значимости этот принцип адекватности отражается в следующих правилах:
- медиаобразовательное пространство формируется с учетом реальности социальных отношений, духовности общества, особенностей экономики, политики;
- безопасность не должна ограничиваться рамками отдельной группы пользователей, необходимо учитывать реальные факторы социума и широко их использовать;
- необходима профилактика негативного влияния социальных сетей на медиаобразова-тельное пространство;
- необходимо организовать взаимодействие участников медиаобразовательного пространства на основе традиций.
3. Принцип индивидуализации медиаобразовательного пространства требует определения траектории развития личности, выделения дидактических задач, соответствующих индивидуальным особенностям личности, и включения ее в различные виды деятельности, реализации потенциалов личности как в учебной, так и во внеучебной работе, обеспечения возможности самореализации и самораскрытия каждому находящемуся в медиаобразовательном пространстве.
Принцип реализуется в следующих условиях:
- контроль личностных качеств участника медиобразовательного пространства;
- оценка эффективности влияния медиао-бразовательного пространства на индивидуальность человека;
- выбор средств педагогического, социального и психологического влияния на каждого участника медиаобразовательного пространства;
- учет качеств индивида при выборе средств влияния, обеспечивающих его развитие как личности;
- предоставление возможности самостоятельного выбора способов участия в медиадея-тельности, а также выбора сферы дополнительного образования.
Для реализации принципа необходимо соблюсти следующие правила:
- работа должна ориентироваться на каждого члена интерактивной группы;
- успех при работе с одним участником ме-диаобразовательного пространства не должен негативно влиять на других участников;
- используя индивидуальную информацию о качествах личности, можно осуществлять выбор средства воздействия на нее;
- на основе совместных действий всех участников медиаобразовательного пространства должен вестись поиск способов коррекции их поведения;
- совокупность педагогических средств воздействия должна определяться с учетом контрольного отслеживания результативности для каждого участника.
4. Принцип социального иммунитета обуславливает включение участников медиаобра-зовательного процесса в обстановку, которая требует определенной воли для преодоления негативного воздействия социума, выработки позитивных способов преодоления сложившихся обстоятельств, соответствующих индивидуальным качествам участника, выработки иммунитета к стрессам, позитивной социальной позиции.
Условиями реализации принципа социального иммунитета являются:
- включение участников медиаобразова-тельного пространства в решение социальных проблем и отношений в реальных и имитируемых обстоятельствах;
- определение уровня готовности воли человека к системе социальных отношений в ме-диаобразовательном пространстве;
- стимулирование самопознания, выбора своей позиции и способа поведения в социуме;
- оказание содействия в оценке проблем отношений в социуме и моделей своего поведения в сложных жизненных обстоятельствах.
В практической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах:
- проблемы участников медиаобразователь-ного пространства надо решать с ними самими, а не за них;
- человеку надо быть готовым к преодолению трудностей жизни, несмотря на их непредсказуемость.
5. Принцип безопасного медиаобразова-тельного пространства требует создания отношений, которые бы формировали социальную адекватность. Единство участников медиаобразовательного пространства должно формироваться на основе духовной, психологической совместимости (интеллектуальное, волевое и эмоциональное). Безопасная медиа-образовательная среда предполагает взаимную ответственность участников, сострадание, взаимовыручку, способность совместно преодолевать сложности в жизни, когда в социальном окружении творческие начала доминируют, при этом творчество является критерием оценки личности и отношений в социуме.
Реализация принципа возможна в условиях:
- определения главной объединяющей цели популяризации традиции (традиций) интернет-сообществом;
- определения значимой для всех членов интернет-группы деятельности;
- создания разнообразных интернет-объединений, обеспечивающих развитие саморегуляции, инициативы;
- привития позитивного отношения к традициям;
- наличие в интернет-группе (сообществе) позитивного отношения к традициям [6].
Этот принцип отражается в ряде правил организации деятельности:
- группа для участника должна быть всегда открытой, и участник должен чувствовать сопричастность к достижениям и поражениям интернет-коллектива;
- члены группы помогают друг другу;
- общая цель группы — цель каждого ее члена;
- необходимо доверять каждому члену группы;
- каждый в группе должен быть инициатором отношений и новых дел.
Содержание процесса популяризации традиции (традиций). Усвоение системы гуманистических ценностей предполагает становление личности человека. Система ценностей выступает в качестве основы культуры человека. Традиции как представление общественных ценностей в сознании человека преобразуют психическую функцию личности в позитивное
отношение к общечеловеческим ценностям. Система, которая предусматривает социальные особенности, коррелирует со сферами индивидуальности, является наиболее перспективной для создания безопасного медиаобразователь-ного пространства. На основе сказанного можно обусловить содержание безопасности, способствующей развитию сущностных сфер человека: умственной, побудительной, психически-эмоциональной, духовной.
Необходимо наполнить медиаобразователь-ное пространство знаниями о нравственных ценностях в объеме и глубине их действенности, популяризировать традиции, которые формируют идеалы, мораль, принципы, поведенческие нормы. Традиции как ценностно-смысловые образования являются основой нравственных оценок, в которых заключаются значение моральных явлений в обществе и поведенческие ориентиры.
В активизирующей сфере целесообразно делать акцент на правомерность и обоснованность обращения к традициям как нормам морали, таким как: уважительное отношение к человеку; коррелирование личных и общественных интересов; стремление к совершенству; честность; нравственные установки; смысл и цели жизни; потребность и ответственность личности в контакте с другими участниками медиаобразовательного пространства. Реализация перечисленных аспектов является главной движущей силой формирования личности и ее развития.
В эмоциональной сфере изучение традиций обеспечит формирование характера, чувственно-эмоциональных переживаний, связанных с нормами или отклонениями от морали (сострадание, уверенность, щедрость, гордость, скромность, чувство неловкости и др.). Изучение традиций результативно при условии сочетания требовательности и гуманности.
В волевой сфере изучение традиций должно развивать позитивные качества: решительность, уверенность, целеустремленность. Важно то, на что пойдет личность для достижения цели. Принятие личностью решений на основе знания традиций — это выбор социальных альтернатив разрешения противоречий, способа активности в преодолении трудностей. Проявление активности, инициатива, требовательность к себе — особые качества личности, сформированные на основе традиций.
Изучение традиций нацелено на формирование саморегуляции при выборе решения социальной задачи.
В предметно-практической сфере традиции призваны развивать способность совершать благородные поступки, строить искренние отношения; умение оценить поступки и поведение с точки зрения этических норм.
Духовность необходимо формировать через сознательное отношение к традициям, содержание которых направлено на позитивные отношения с другими людьми без отказа от собственных идеалов. Позитивные отношения характеризуются умением управлять своими эмоциями, определяемыми самой личностью.
Элементами механизма безопасности являются формы, методы и приемы взаимодействия участников медиаобразовательного пространства. От правильного выбора традиций во многом зависит успешность их влияния на процесс социального становления личности как субъекта безопасности. Все методы, обеспечивающие безопасность медиаобразовательного пространства, осуществляют совокупное воздействие на жизненные сферы личности. Но при этом только один метод имеет результативное воздействие на личность.
Для оценки результативности безопасности медиаобразовательного пространства целесообразно использовать различные критерии и показатели. Они могут быть сформулированы самими участниками медиаобразователь-ного пространства с учетом уровня развития, конкретных целей и задач, поставленных перед интернет-группой. Критерии, прежде всего инструмент для самоанализа и самооценки личности и участников группы в целом, должны быть конкретными, удобными для измерения, ясными.
Наиболее важными компонентами диагностики являются:
а) изучение участников группы, показателем которой является направленность отдельной личности, ее взгляды, убеждения, духовные ориентиры;
б) диагностика результативности традиций для развития личности;
в) исследование аспектов организации безопасности, направленной на определение наиболее эффективных средств воздействия и установление негативных воздействий, снижающих эффективность безопасного взаимодействия членов интернет-группы, которое позволяют усилить безопасность медиаобразовательного пространства.
Для создания безопасного медиаобразова-тельного пространства воспользуемся рекомендациями авторов Л. М. Лузиной и Е. Н. Степанова [7].
1. Диагностика исследования требует соблюдения принципа терпимости как основы отношений участников группы.
2. Оценка результативности безопасности должна применяться как система методов, ко -торые подтверждали бы объективность и достоверность получаемых результатов безопасности. При этом методики должны представлять собой учебное или воспитательное средство, разрабатываемое с учетом индивидуальности, специфики группы и взаимоотношений в ней.
3. Важно учитывать влияние участников группы друг на друга. Уровень влияния в группе можно выявить, проведя анкетирование. В анкете делается акцент на важность независимости мнений при изучении традиции. Необходимо нейтрализовать влияние или давление на анкетируемых, для этого некоторые методики должен применять только специалист.
4. Изучение результативности безопасности производится на основе анализа полученных данных. В этих целях формулируются конкретные показатели, определяются способы их фиксирования, разрабатываются правила математической обработки. Методики должны содержать простые процедуры обработки полученных результатов, представлять данные исследований в доступной для восприятия форме.
5. Систематичность изучения результатов обеспечивает объективность информации. Для этого нужны:
а) проведение исследований в одно и то же время, в период активности участников группы в социальной сети;
б) периодичность анализа и оценки данных;
в) преемственность диагностического инструментария при анализе данных.
6. Плановость в организации контроля состояния безопасности.
7. Проведение опроса участников группы по одной и той же проблеме. Обеспечение объективности информации и выводов на основе сходств суждений, мнений, оценок членов группы.
8. Содержание и способы отбора результатов оценки состояния безопасности позволяют зафиксировать несколько показателей.
9. Осуществление управления диагностической деятельностью с целью изучения результатов безопасности [7].
Соблюдение перечисленных требований позволяет организаторам осуществлять сложную диагностическую работу по изучению результатов безопасности медиаобразовательно-го пространства качественно, корректно и без лишних затрат времени и сил.
Библиографический список
1. Молчанов, С. Г. Инструментарий для оценивания воспитательной работы в образном учреждении [Текст] / С. Г. Молчанов // Педагогический журнал. — 2012. — № 1. — С. 35-54.
2. Бондаревская, Е. Е. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания [Текст] / Е. Е. Бондаревская // Педагогика. — 1995. — № 4. — С. 17-29.
3. Бондаревская, Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования [Текст] / Е. В. Бондаревская. — Ростов н/Д : Изд-во Ростов. пед. ун-та, 2000. — 352 с.
4. Бэзэлгэт, К. Медиа и молодежь : Влияние, восприятие, образование (на материале СМИ) [Текст] / К. Бэзэлгэт. — М., 1995. — 51 с.
5. Рожков, М. И. Организация воспитательного процесса в школе [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. — М. : Гуманит. изд. центр «Владос», 2000. — 256 с.
6. Макаренко, А. С. Собрание сочинений [Текст] : в 7 т. / А. С. Макаренко. — М., 1959-1960.
7. Степанов, Е. Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания [Текст] / Е. Н. Степанов, Л. М. Лузина. — М. : тЦ «Сфера», 2003. — С. 39-51.
8. Фатеева, И. А. Медиаобразование : Теоретические основы и практика реализации [Текст] : моногр. / И. А. Фатеева. — Челябинск : Челяб. гос. ун-т, 2007. — 270 с.
9. Каменева, Т. Н. Педагогические технологии в электронном образовательном пространстве : Традиции и инновации [Текст] / Т. Н. Каменева // Образовательные технологии и общество. — 2013. — Т. 16. — № 1. — С. 609-626.
10. Касторнова, В. А. Единое информационное образовательное пространство и его компоненты [Текст] / В. А. Касторнова // Вестник Череповецкого государственного университета. — 2012. — Т. 1. — № 3 (40). — С. 109-112.
11. Кихтан, В. В. К вопросу о переходе от учебного телевидения к обучающим интернет-медиа [Текст] / В. В. Кихтан // Вестник Московского государственного областного университета. Серия : Лингвистика. — 2010. — № 6. — С. 123-128.
12. Костина, О. В. Онтологическое измерение коммуникации [Текст] / О. В. Костина // Ме-диафилософия. Основные проблемы и понятия : материалы междунар. науч. конф. «Медиа
как предмет философии» (16-17 нояб. 2007 г.) / под ред. В. В. Савчука. — СПб. : Санкт-Петербургское философское общество, 2008. — С. 128-131.
13. Кузнецова, Е. И. Медиа и медиальное : Социально-философский анализ [Текст] / Е. И. Кузнецова, А. М. Дорожкин // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия : Социальные науки. — 2008. — № 3. — С. 171-186.
14. Шапинская, Е. Н. Телевидение в современной культуре и обществе : Технология и культурная форма [Текст] / Е. Н. Шапинская // Массовая культура. — М. : Альфа-М ; ИНФРА-М, 2004. — С. 21-26.
For citation: Oleynikov, A. A. Traditions as a condition of safe media-educational space creation [Text] / A. A. Oley-nikov, A. A. Mukasheva, G. A. Oleynikov // Innovative development of vocational education. — 2018. — № 1 (17). — P. 85-92.
TRADITIONS AS A CONDITION OF SAFE MEDIA-EDUCATIONAL
SPACE CREATION
A. A. Oleynikov, A. A. Mukasheva, G. A. Oleynikov
For a long time traditions were considered as a minor aspect in the education. It was supposed that they are connected only with the past culture, lack novelty and symbolize some stagnation. On the basis of the progressive pedagogical works the authors explain the traditions of the innovative pedagogical tool - conditions, which help to educate the interactive personality, to create the safe media-educational space with positive information, to use traditions as a basis of the internet-content and education.
Key words: traditions, media-educational space, safety, internet-content, goals.
References
1. Molchanov S.G. Instrumentarii dlya otsenivaniya vospitatel'noi raboty v obraznom uchrezhde-nii. Pedagogicheskii zhurnal, 2012, no. 1, pp. 35-54. (In Russian)
2. Bondarevskaya E.E. Tsennostnye osnovaniya lichnostno-orientirovannogo vospitaniya. Peda-gogika, 1995, no. 4, pp. 17-29. (In Russian)
3. Bondarevskaya E.V. Teoriya i praktika lichnostno-orientirovannogo obrazovaniya. Rostov-on-Don, Izd-vo Rostov. ped. un-ta, 2000. 352 p. (In Russian)
4. Bezelget K. Media i molodezh': Vliyanie, vospriyatie, obrazovanie (na materiale SMI). Moscow, 1995. 51 p. (In Russian)
5. Rozhkov M.I., Baiborodova L.V. Organizatsiya vospitatel'nogo protsessa v shkole. Moscow, Gumanit. izd. tsentr «Vlados», 2000. 256 p. (In Russian)
6. Makarenko A.S. Sobranie sochinenii. V 7 t. Moscow, 1959-1960. (In Russian)
7. Stepanov E.N., Luzina L.M. Pedagogu o sovremennykh podkhodakh i kontseptsiyakh vospitaniya. Moscow, TTs «Sfera», 2003, pp. 39-51. (In Russian)
8. Fateeva I.A. Mediaobrazovanie: Teoreticheskie osnovy i praktika realizatsii. Chelyabinsk, Chelyab. gos. un-t, 2007. 270 p. (In Russian)
9. Kameneva T.N. Pedagogicheskie tekhnologii v elektronnom obrazovatel'nom prostranstve : traditsii i innovatsii. Obrazovatel'nye tekhnologii i obshchestvo, 2013, no. 1. Vol. 16, pp. 609-626. (In Russian)
10. Kastornova V.A. Edinoe informatsionnoe obrazovatel'noe prostranstvo i ego komponenty. Vest-nik Cherepovetskogo gosudarstvennogo universiteta, 2012 , no. 3, i. 40. Vol. 1, pp. 109-112. In Russian)
11. Kikhtan V.V. K voprosu o perekhode ot uchebnogo televideniya k obuchayushchim internetmedia. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya : Lingvistika, 2010, no. 6, pp. 123-128. (In Russian)
12. Kostina O.V. Ontologicheskoe izmerenie kommunikatsii. Mediafilosofiya. Osnovnye prob-lemy i ponyatiya, Proceedings of the conference, Saint Petersburg, Peterburgskoe filosofskoe obshchestvo, 2008, pp. 128-131. (In Russian)
13. Kuznetsova E.I., Dorozhkin A.M. Media i medial'noe : Sotsial'no-filosofskii analiz. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. Seriya : Sotsial'nye nauki, 2008, no. 3, pp. 171-186. (In Russian)
14. Shapinskaya E.N. Televidenie v sovremennoi kul'ture i obshchestve : Tekhnologiya i kul'turnaya forma. In "Massovaya kul'tura", Moscow, Al'fa-M, INFRA-M, 2004, pp. 21-26. (In Russian)
Олейников Алексей Анатольевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры развития образовательной системы ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования», г. Челябинск, е-шай: [email protected] Мукашева Альмира Айкайдаровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики, медицинской информатики, информатики и статистики, физики ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Челябинск, е-шаД: [email protected]
Олейников Георгий Алексеевич, студент ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет», г. Челябинск, е-шай: [email protected]
Oleynikov A. A., candidate of pedagogical sciences, associate professor, Chelyabinsk institute of the vocational education development, Chelyabinsk, е-mail: [email protected]
Mukasheva A. A., candidate of pedagogical sciences, associate professor, South Ural state medical university, Chelyabinsk, е-mail: [email protected]
Oleynikov G. A., student, Chelyabinsk state university, Chelyabinsk, е-mail: [email protected]
Сведения для цитирования: Худолей, Е. С. Реализация программы ранней профессиональной ориентации в условиях ПОО СПО (из опыта работы ГБПОУ «Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства им. Я. П. Осадчего») [Текст] / Е. С. Худолей, Н. В. Задорожная // Инновационное развитие профессионального образования. — 2018. — № 1 (17). — С. 92-95.
УДК 377/372 ББК 74.200.52
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ РАННЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ В УСЛОВИЯХ ПОО СПО (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ГБПОУ «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ТЕХНИКУМ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА ИМ. Я. П. ОСАДЧЕГО»)
Е. С. Худолей, Н. В. Задорожная
В статье описывается программа ранней профориентации «Все работы хороши» для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, реализуемой в условиях ПОО СПО.
Ключевые слова: программа, ранняя профориентация, дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста, профессия.
В педагогических исследованиях последних лет обосновывается тезис о необходимости подготовки к правильному выбору будущей профессии детей не только старшего школьного, но и дошкольного возраста [1-3]. В условиях современной рыночной ситуации такой подход к подготовке будущих рабочих кадров оправдан, так как в дальнейшем позволит сократить материальные и временные затраты на переобучение населения. К тому же формирование ценностных ориентиров, выстраивание отношений человека с внешним миром, интерес к миру взрослых людей, занимающихся той или иной профессиональной деятельностью, подра-
жание им начинается с дошкольного возраста, соответственно этот этап в развитии ребенка — наиболее благоприятный для знакомства с многообразием профессий, специальностей и приобретения простейшего опыта профессиональной деятельности.
В рамках функционирования региональной инновационной площадки на базе ГБПОУ «Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства им. Я. П. Осадчего», посвященной проблеме «Профессиональная образовательная организация как центр системы профессиональной навигации», была разработана программа ранней профессиональной ори-