Научная статья на тему 'Аксиологический аспект реализации медиаобразовательных проектов в системе профессионального журналистского образования'

Аксиологический аспект реализации медиаобразовательных проектов в системе профессионального журналистского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
361
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / МЕДИАПРОЕКТИРОВАНИЕ / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ МЕДИАПРОЕКТИРОВАНИЯ / АКСИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / АКСИОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ / АКСИОЛОГИЯ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ / PROFESSIONAL JOURNALISM EDUCATION / MEDIA EDUCATION PROJECT / MEDIEPRODUKTION / AXIOLOGICAL ASPECT OF MEDIAPRODUCTION / AXIOLOGY OF EDUCATION / AXIOLOGY OF JOURNALISM / AXIOLOGY OF MEDIA EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Парамонова Татьяна Александровна

Статья посвящена актуальному и малоизученному направлению в медиаобразовании аксиологии медиапроектирования, которая поставлена в научной работе. Предмет исследования аксиологический аспект реализации медиаобразовательных проектов. Объект исследования методологическое поле изучения аксиологического аспекта медиапроектирования в системе высшего профессионального журналистского образования. Цель работы обоснование актуальности медиаобразовательного потенциала аксиологического аспекта медиапроектирования и создание теоретической и методологической основы изучения аксиологии медиапроектирования в высшем профессиональном образовании. Аксиологический аспект реализации медиаобразовательных проектов рассматривается в статье в связи с ценностным наполнением медиаобразовательной деятельности, проблемой формирования духовно-нравственных ориентиров и воспитательным потенциалом медиаобразовательных проектов. Предложен обзор работ по теории и практике изучения медиаобразовательных проектов, аксиологии образования и аксиологии журналистики / массмедиа как основы методологического поля изучения аксиологического аспекта реализации медиапроектирования в высшей школе. Показан пограничный характер аксиологии медиаобразовательного проекта, связанной с ценностным потенциалом медиатекста медиапроекта и ценностным целеполаганием в процессе педагогического проектирования. В исследовании приводятся примеры проектов высшей школы, включая инклюзивные проекты, направленных на формирование социальных и духовных ценностей, моделей социального поведения. Методология работы анализ научной литературы, проектирование, формирующий эксперимент. Результаты работы содержат авторскую интерпретацию понимания проблемы реализации аксиологического аспекта обзор подходов к интерпретации категории «аксиология» и выводы о специфике реализации аксиологического аспекта медиапроектирования в системе высшего профессионального журналистского образования, об аксиологической природе медиаобразовательного проекта. Областью применения результатов исследования является медийная модель профессионального журналистского образования в аспекте разработки теории и методологии медиапроектирования. Вывод. Медиапроектирование в системе профессионального журналистского образования может быть реализовано с опорой на аксиологический компонент и направлено на развитие студентов через формирование социальных и профессиональных моделей поведения, создание аксиологической медиаобразовательной среды. Ценностный потенциал медиапроектирования реализуется на стыке аксиологии журналистики (массмедиа) и аксиологии образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Парамонова Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AXIOLOGICAL ASPECT OF THE IMPLEMENTATION OF MEDIA EDUCATION PROJECTS IN THE SYSTEM OF PROFESSIONAL JOURNALISM EDUCATION

The article focuses on insufficiently studied direction in media education axiology of mediaproduction. The research subject is the axiological aspect of the implementation of media education projects. The research object is the methodological field of study of the axiological aspect of mediaproduction in the system of higher professional education. The aim of study is to justify the relevance of media education potential of axiological aspect of mediaproduction and development of theoretical and methodological foundations of the study of axiology of mediaproduction in higher professional education. The axiological aspect of the implementation of media education projects is discussed in the article in connection with the value component of media education activities; the problem of formation of spiritual and moral values and educational potential of media education projects. The authors review the works on the theory and practice study of media education projects, and axiology of education and journalism / mass media as the basis for the methodological field of study of the axiological aspect of mediaproduction implementation in higher education. The discussion part shows the threshold character of axiology of media education project that is associated with the value-potential of the media text of the media project and value-centred goals in the pedagogical process. The study provides examples of projects in higher education as well as inclusive projects aimed at the formation of social and spiritual principles, models of social behavior, and projects related to the preservation of historical memory. Methodology analysis of the scientific literature, designing, the formative experiment. The results provide an overview of the approaches to the interpretation of the category of "axiology" and conclusions about the specifics of the implementation of the axiological aspect of mediaproduction in the system of higher professional education, the axiological nature of media education project. The scope of the results of the study is the media model of professional journalism education in terms of developing the theory and methodology of mediaproduction. Conclusion. Mediaproduction in the system of professional education can be implemented if based on the axiological component and is aimed at the development of students through the formation of social and professional behaviors, the creation of axiological environment of media education. The value potential of mediaproduction presupposes the connection of axiology of journalism (mass media) and axiology of education.

Текст научной работы на тему «Аксиологический аспект реализации медиаобразовательных проектов в системе профессионального журналистского образования»

УДК378+070 (Высшее образование. Университеты. Академическое обучение. Газеты. Пресса.

Журналистика)

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РЕАЛИЗАЦИИ МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЖУРНАЛИСТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© 2017 Т.А. Парамонова

Парамонова Татьяна Александровна, кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики, медиапедагог, зав. лаб. "Центр медиаобразования и медиапроектирования". Е-таП: mediatext63@yandex.ги

Самарский государственный социально-педагогический университет. Самара, Россия

Статья поступила в редакцию 17.08.2017

Статья посвящена актуальному и малоизученному направлению в медиаобразовании - аксиологии медиа-проектирования, которая поставлена в научной работе. Предмет исследования - аксиологический аспект реализации медиаобразовательных проектов. Объект исследования - методологическое поле изучения аксиологического аспекта медиапроектирования в системе высшего профессионального журналистского образования. Цель работы - обоснование актуальности медиаобразовательного потенциала аксиологического аспекта медиапроектирования и создание теоретической и методологической основы изучения аксиологии медиапроектирования в высшем профессиональном образовании. Аксиологический аспект реализации ме-диаобразовательных проектов рассматривается в статье в связи с ценностным наполнением медиаобразо-вательной деятельности, проблемой формирования духовно-нравственных ориентиров и воспитательным потенциалом медиаобразовательных проектов. Предложен обзор работ по теории и практике изучения медиаобразовательных проектов, аксиологии образования и аксиологии журналистики / массмедиа как основы методологического поля изучения аксиологического аспекта реализации медиапроектирования в высшей школе. Показан пограничный характер аксиологии медиаобразовательного проекта, связанной с ценностным потенциалом медиатекста медиапроекта и ценностным целеполаганием в процессе педагогического проектирования. В исследовании приводятся примеры проектов высшей школы, включая инклюзивные проекты, направленных на формирование социальных и духовных ценностей, моделей социального поведения. Методология работы - анализ научной литературы, проектирование, формирующий эксперимент. Результаты работы содержат авторскую интерпретацию понимания проблемы реализации аксиологического аспекта обзор подходов к интерпретации категории «аксиология» и выводы о специфике реализации аксиологического аспекта медиапроектирования в системе высшего профессионального журналистского образования, об аксиологической природе медиаобразовательного проекта. Областью применения результатов исследования является медийная модель профессионального журналистского образования в аспекте разработки теории и методологии медиапроектирования.

Вывод. Медиапроектирование в системе профессионального журналистского образования может быть реализовано с опорой на аксиологический компонент и направлено на развитие студентов через формирование социальных и профессиональных моделей поведения, создание аксиологической медиаобразователь-ной среды. Ценностный потенциал медиапроектирования реализуется на стыке аксиологии журналистики (массмедиа) и аксиологии образования.

Ключевые слова: профессиональное журналистское образование; медиаобразовательный проект; медиапро-ектирование; аксиологический аспект медиапроектирования; аксиология образования, аксиология журналистики; аксиология медиаобразования.

Введение в проблему аксиологии медиапроектирования. В системе профессионального журналистского образования, направленного на подготовку востребованных кадров, способных создавать медиатексты в разных знаковых системах и выполнять авторскую, журналистскую, проектную, управленческую виды деятельности, реализация медиаобразовательных проектов является перспективным направлением педагогики высшей школы. Теоретические и практические основы изучения медиаобразовательных проектов пред-

ставлены в работах И.А. Фатеевой [1], [2], И.В. Жилавской [3], М.В. Соколова [4], А.А. Морозовой [5], Т.А. Парамоновой [6] и других исследователей. Обзор точек зрения на природу медиаобразовательного проекта приведен в нашей статье [7]. Медиаобразовательные проекты, как отмечает И.А. Фатеева, создаются в учебных целях и направлены на овладение навыками ме-диапроизводства. В основе реализации медиаоб-разовательных проектов в системе профессионального журналистского образования - техноло-

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 19, №5, 2017 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.19, no. 5, 2017

гический аспект медиапроектирования, который реализуется в рамках практико-ориентированных дисциплин.

В условиях гуманизации и модернизации образования обращение к аксиологическому аспекту реализации медиаобразовательных проектов в процессе медиапроектирования является актуальным направлением медиаобразовательной деятельности. Определение «аксиологический», используемый нами в словосочетании «аксиологический аспект», связан с понятием аксиологии. Прежде чем обратиться к содержанию аксиологического подхода в медиапроектировании, рассмотрим интерпретации понятия аксиология. В современной научной парадигме аксиология рассматривается как сфера научного знания, предметом которой является категория «ценности». Аксиология появилась в первое десятилетие ХХ века как «сфера философии, исследующая ценностную проблематику» [8, с. 5]. В «Словаре по этике» аксиология рассматривается как наука, изучающая «философские вопросы моральных ценностей» [9, с. 11]. В «Философском словаре» П.П. Гайденко определяет аксиологию как учение о ценностях (от греч. axios - ценность и logos -слово, понятие). Согласно точке зрения ученого аксиология - «теория общезначимых принципов, определяющих направленность человеческой деятельности, мотивацию человеческих поступков» [10, с. 17]. В рамках «Философского энциклопедического словаря» М.А. Киссель рассматривает аксиологию (теорию ценностей) как «учение о природе ценностей, их месте в реальности и о структуре ценностного мира, т.е. о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности» [11, с.763]. В настоящее время сформировался ряд дисциплинарных подходов к изучению аксиологии, включая социологический, культурологический, психологический, педагогический, медийный дискурсы, рассматривающие аксиологию в рамках предметной методологии: ценностное поле культуры, массмедиа, педагогической деятельности, моделей социального поведения. В рамках аксиологического подхода ценность рассматривается как «способность вещей, идей и т.п. выступать средством удовлетворения потребностей отдельных индивидов и социальных групп» [8, с.7].

В процессе медиапроектирования обращение к аксиологическому аспекту реализации медиаоб-разовательных проектов является важным фактором развития студентов, которые создают медиа-

тексты в разных знаковых системах. Аксиология медиаобразовательного проекта связана с интегральным характером медиатекста, который является результатом медиаобразовательной деятельности и направлен одновременно на обучение и воспитание или развитие посредством производства и потребления медиаобразовательного контента. В ходе распределения ролей в процессе медиапроектирования и формулирования индивидуальных заданий учитываются возможности и интересы студентов с целью создания положительной мотивации и закрепления позитивного опыта медиапроизводства. Рассмотрение аксиологического характера реализации медиаобразо-вательного проекта оказывается возможным из-за пограничного характера медиапроекта в системе профессионального журналистского образования. Медиапроект связан с журналистским текстом (текстом профессиональной коммуникации) и одновременно является объектом и результатом медиаобразовательной деятельности - результатом педагогического целеполагания. Ценностный характер медиапроекта может быть интерпретирован во взаимодействии ценностного потенциала медиатекста медиаобразовательного проекта и системы ценностей педагогической аксиологии. В процессе медиапроектирования могут быть сформированы социальные ценности - определенные поведенческие модели в обществе (как следует поступать, что является благом), профессиональные ценности, определяющие направления роста и постулаты профессиональной деятельности, обозначены возможности личностного роста, духовные, эстетические ценности и другие. В зависимости от знаковой природы, в которой выполнен медиаобразовательный проект, различными будут способы репрезентации выбранной ценности в медиатексте (соотношение текста и иконического компонента).

Аксиологический аспект медиапроектирования и аксиология массмедиа. На рубеже ХХ-ХХ! веков формируется представление об аксиологической функции журналистики, связанной с формированием и трансляцией ценностей и идеалов. В связи с этим появляется научное направление - аксиология журналистики [12], [13] и аксиология массмедиа [14], связанные с ценностной ориентацией медиатекстов, репрезентацией в текстах массовой информации ценностей и идеалов, моделей поведения (В.А. Сидоров, А.П. Короченский, И.В. Ерофеева, Е.В. Поликарпова, С.С. Ильченко, Н.Р. Нигматуллина, В.В. Антропова и др.). Как отмечает исследователь В.А. Сидоров, средства мас-

совой информации генерируют не только содержание, но и определенную ценностную систему [15, с. 39]. И.В. Ерофеева в монографии «Аксиология медиатекста в российской культуре (ценностная рефлексия журналистики начала ХХ1 века)» отмечает медиативную функцию текстов массмедиа с точки зрения трансляции ценностных ориентиров: «медиатекст становится эффективным проводником новых социальных, культурных и духовных явлений общественного бытия» [16, с.4]. Как отмечает В.В. Антропова, формирование аксиологии журналистики было подготовлено исследованиями В.А. Аграновского, Г.В. Лазутиной, С.А. Муратова, М.Н. Ким, С.Г. Корконосенко, Л.Г. Свитич и других теоретиков и практиков журналистики [17, с.75].

Медиапроектирование как инструмент медиа-образования, которое направлено, согласно определению А.В. Федорова, на развитие личности с помощью и на материале медиа, связано с ценностной ориентацией [18, с.27]. Аксиология медиа-проектирования или проектирования ценностной системы медиобразовательного проекта во многом зависит от целеполагания педагога - руководителя медиаобразовательного проекта и связана с аксиологической функцией журналистики и средств массовой информации. Как отмечает М.В. Соколов, медиапроектирование включает предпроектную подготовку, реализацию проекта, рефлексивный и послепроектный этапы [4, с.70].

Аксиологический аспект медиапроектирования и аксиология образования. Интерес в конце ХХ -начале ХХ1 вв. к ценностным ориентирам образования обусловил становление педагогической аксиологии как особой сферы гуманитарного знания. Аксиология тесно связана с образованием, которое ценностно ориентировано. Как отмечает В.К. Батурин, без опоры на аксиологический аспект «образование разрушается и вырождается в экономоцентристский «рынок образовательных услуг» [19]. Исследователь отмечает духовные основы образования в работе «Философия аксиологии образования», изучая историю формирования ценностей в образовательной сфере [20, с. 30-35]. Исследователи В.П. Сластенин и Г.И. Чижакова рассматривают формирование аксиологии образования. Согласно точке зрения исследователей становлению междисциплинарного направления аксиологии образования в отечественной науке предшествовало появление в 60-е годы ХХ века исследований, посвященных категории «ценность» и типологии ценностей (В.А. Василенко, О.Г. Дробницкий, Б.Г. Кузнецов, В.А. Ядов) [8, с. 3]. Предметом педагогической аксиологии являются

формирование ценностного сознания, ценностное отношение и ценностного поведения - моделей поведения с опорой на систему ценностей.

Аксиологический аспект реализации медиаоб-разовательных проектов связан с ценностным наполнением медиаобразовательной деятельности, проблемой формирования духовно-нравственных ориентиров и изучением воспитательного потенциала медиаобразовательных проектов. В ходе медиапроектирования создается особая ме-диаобразовательная среда, в которую вовлекаются как участники медиапроизводства, так и потребители информационного продукта, целевая аудитория. Показательными в свете заявленной проблемы являются проекты военно-патриотической тематики высших учебных заведений, а также проекты, реализуемые вузами совместно с общественными организациями, в том числе направленные на социализацию инвалидов и преодоление социальных барьеров. Медиаобразова-тельный проект становится не только формой построения индивидуального образовательного маршрута по овладению системой компетенций, в рамках которого учитываются способности и возможности студентов, но и инструментом формирования и трансляции системы ценностей -воспитания и развития личности.

Практика реализации медиаобразовательных проектов: медиапроектирование и репрезентация ценностей. Перспективным направлением меди-апроектирования высшей школы является социальное проектирование посредством медиаобра-зовательных проектов, направленных на определенные социальные группы, в том числе и на людей с ограниченными возможностями. И.В. Жилавская и А.А. Широбокова систематизировали опыт реализации группой преподавателей МГГУ (МПГУ) медиаобразовательного проекта «Интернет-журналистика для глухих детей», направленного на социализацию детей с нарушением слуха специализированной школы-интерната № 101 с использованием социальных сетей [21, с.595]. Проект включает в себя выпуск газеты, образовательную программу для воспитанников школы, создание и ведение группы вКонтакте, организацию фотовыставки [21, с.595]. Понимание аксиологической основы образования позволяет проектировать образовательные результаты и развивать с помощью медиа студентов и представителей целевой аудитории, формируя определенные социальные модели поведения и систему ценностей в рамках приоритетных направлений образовательной и государственной политики РФ.

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 19, №5, 2017 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.19, no. 5, 2017

Вывод. В системе профессионального журналистского образования в процессе реализации ме-диаобразовательных проектов реализация аксиологического аспекта медиапроектирования является актуальным направлением медиаобразова-ния студентов. Медиаобразовательный проект как медиатекст и продукт педагогического проектирования имеет интегральную природу, являясь инструментом обучения и воспитания (развития) студентов в системе профессионального журналистского образования. Аксиологический аспект медиапроектирования вскрывает дуализм медиа-образовательного проекта, который может быть интерпретирован в методологическом поле ак-

сиологии медиаобразования на стыке аксиологии журналистики (массмедиа) с точки зрения репрезентации аксиологического потенциала медиа-текста медиаобразовательного проекта и педагогической аксиологии - формирования системы ценностей студентов в процессе медиапроизвод-ства - образовательной деятельности - в процессе использования формирующего эксперимента. Проектирование ценностных ориентиров в системе профессионального журналистского образования - актуальное направление педагогики высшей школы в связи с гуманизацией и модернизацией системы образования.

1. Фатеева, И.А. Медиаобразование: теоретические основы и практика реализации: монография. Челябинск, Че-ляб. гос. ун-т, 2007. 270 с.

2. Фатеева, И.А. Новые технологические форматы медиаобразовательных проектов // Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 5 (360). Филология. Искусствоведение. Вып. 94. С.40-46.

3. Жилавская, И.В. Медиаобразовательные технологии печатных СМИ // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. № 5. 2011. C. 107-118.

4. Соколов, М.В. Сетевой медиапроект как средство формирования готовности к профессиональному саморазвитию будущего педагога // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2013. № 10 (85). С. 68-73.

5. Морозова, А.А. Медиаобразовательные интернет-проекты в челябинском радиопространстве // Провинциальный мегаполис в современном информационном обществе: материалы Международной научной конференции (Челябинск, 24-26 марта 2010 г.) Челябинск, 2010. С. 110-115.

6. Парамонова, Т.А. Медиаобразовательный проект как форма овладения профессиональными компетенциями (опыт Поволжской государственной социально-гуманитарной академии) // Проблемы гуманитарного образования: филология, журналистика, история: сб. науч. ст. II Междунар. науч.-практ. конф. (г. Пенза, 10-12 декабря 2015 г.) / под ред. канд. пед. наук, доц. Т.В. Стрыгиной. Пенза, Изд-во ПГУ, 2015. С. 149-151.

7. Парамонова, Т.А. Медиаобразовательный проект как инструмент профессионального журналистского образования (региональный опыт реализации медиаобразовательных проектов в педагогическом вузе) // Актуальные вопросы теории и практики медиаобразования в педагогической сфере: Сб. трудов международного форума «Медиаобразование в педагогической сфере: опыт и новые подходы к управлению». Москва, 16-17 марта 2017 г. / под. ред. И.В. Жилавской, И.А. Фатеевой. М., МПГУ, 2017. C.404-413.

8. Сластенин, В.А., Чижакова, Г.И. Введение в педагогическую аксиологию. М., Изд. Центр «Академия», 2003. 192 с.

9. Словарь по этике / под ред. А.А. Гусеинова и И.С. Кона. 6-е изд. М., Политиздат, 1989. 447 с.

10. Гайденко, П.П. Аксиология //Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. М., Республика, 2001. C.17-19.

11. Киссель, М.А. Ценностей теория // Философский энциклопедический словарь / под. ред. Л.Ф. Ильичева, П.П. Федосеева, С.М. Ковалева, В.Г. Панова. М., «Советская энциклопедия», 1983. C.763-764.

12. Сидоров, В.А. Аксиология журналистики: возможности прочтения проблематики // Теория журналистики: в поисках смысла, структуры и значения / под. ред. М.Н. Ким. СПб., СпбГУ, 2007. C.56.

13. Нигматуллина, К.Р. Аксиология в журналистике: пересекающиеся измерения // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. 2008. С.140-146.

14. Поликарпова, Е.В. Аксиологические функции массмедиа в современном обществе. Ростов на/Д., ИППК при РГУ, 2002. 178 с.

15. Сидоров, В.А. Ценностное осознание журналистики // Медиаобразование: концепции и перспективы: материалы для дискуссии / ред.-сост. С.Г. Корконосенко. СПб., СПбГУ, 2006. С. 33-43.

16. Ерофеева, И.В. Аксиология медиатекста в российской культуре (ценностная рефлексия журналистики начала XXI века). Чита, Забайкал. гос. гум. пед. ун-т. 2009. 297 с.

17. Антропова, В.В. Духовность как проблемное поле современного медиапространства в аспекте аксиологии журналистики // Знак. Проблемное поле медиаобразования. Т.1. № 9. Челябинск, Центр интеллектуальных услуг «Энциклопедия», 2012. С.73-79.

18. Федоров, А.В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпе-тентности. М., МОО «Информация для всех», 2014. 64 с.

19. Батурин, В.К. Философия аксиологии образования // Вестник высшей школы. 2012. №8. С.14-19: https ://almavest.ru/ru/archive/75 9/2394

20. Батурин, В.К. Философия аксиологии образования // Вестник высшей школы. 2012. №9. С.30-35.

21. Жилавская, И.В., Широбокова, А.А. Медиаобразовательный проект «Интернет-журналистика для глухих детей»: из опыта реализации // Образовательные технологии и общество. Выпуск № 2. Т. 16. 2013. Казань, Казанский национ. исслед. ун-т. С. 595-603.

AXIOLOGICAL ASPECT OF THE IMPLEMENTATION OF MEDIA EDUCATION PROJECTS IN THE SYSTEM OF PROFESSIONAL JOURNALISM EDUCATION

© 2017 T.A. Paramonova

Tatyana A. Paramonova, candidate of philological sciences, associate professor of the Chair of Journalism, head of the laboratory "Center of media education and media design". E-mail: mediatext63@yandex. ru

Samara State University of Social Sciences and Education. Samara, Russia

The article focuses on insufficiently studied direction in media education - axiology of mediaproduction. The research subject is the axiological aspect of the implementation of media education projects. The research object is the methodological field of study of the axiological aspect of mediaproduction in the system of higher professional education. The aim of study is to justify the relevance of media education potential of axiological aspect of mediaproduction and development of theoretical and methodological foundations of the study of axiology of mediaproduction in higher professional education. The axiological aspect of the implementation of media education projects is discussed in the article in connection with the value component of media education activities; the problem of formation of spiritual and moral values and educational potential of media education projects. The authors review the works on the theory and practice study of media education projects, and axiology of education and journalism / mass media as the basis for the methodological field of study of the axiological aspect of mediaproduction implementation in higher education. The discussion part shows the threshold character of axiology of media education project that is associated with the value-potential of the media text of the media project and value-centred goals in the pedagogical process. The study provides examples of projects in higher education as well as inclusive projects aimed at the formation of social and spiritual principles, models of social behavior, and projects related to the preservation of historical memory. Methodology - analysis of the scientific literature, designing, the formative experiment. The results provide an overview of the approaches to the interpretation of the category of "axiology" and conclusions about the specifics of the implementation of the axiological aspect of mediaproduction in the system of higher professional education, the axiological nature of media education project. The scope of the results of the study is the media model of professional journalism education in terms of developing the theory and methodology of mediaproduction. Conclusion. Mediaproduction in the system of professional education can be implemented if based on the axiological component and is aimed at the development of students through the formation of social and professional behaviors, the creation of axiological environment of media education. The value potential of mediaproduction presupposes the connection of axiology of j ournalism (mass media) and axiology of education. Keywords: professional journalism education; media education project; medieproduktion; axiological aspect of mediaproduction; axiology of education, axiology of journalism; axiology of media education.

1. Fateeva, I.A. Mediaobrazovanie: teoreticheskie osnovy i opyt realizatsii: monografiya (Media Education: Theoretical Basis and Experience of its Implementation: Monograph). Chelyabinsk, Izd-vo Chelyab. gos. un-t, 2007. C. 270.

2. Fateeva, I.A. Novye tekhnologicheskie formaty mediaobrazovatel'nykh proektov (New Technological Formats of Media Education Projects). Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2015. № 5 (360). Filologiya. Iskusstvovedenie. Vyp. 94. С.40-46.

3. Zhilavskaya, I.V. Mediaobrazovatel'nye tekhnologii pechatnykh SMI (Media Technology of Print Media). Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 10. Zhurnalistika. № 5. 2011. C. 107-118.

4. Sokolov, M.V. Setevoi mediaproekt kak sredstvo formirovaniya gotovnosti k professional'nomu samorazvitiyu budushchego pedagoga (Network Media Project as A Means of Formation of Readiness for Professional Self-Development of a Future Teacher). Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2013. № 10 (85). С. 68-73.

5. Morozova, A.A. Mediaobrazovatel'nye internet-proekty v chelyabinskom radioprostranstve (Media Educational Internet-Projects in Chelyabinsk's Radio Space). Provintsial'nyi megapolis v sovremennom informatsionnom obshchestve: materialy Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii (Chelyabinsk, 24-26 marta 2010 g.) Chelyabinsk, 2010. С. 110-115.

6. Paramonova, T.A. Mediaobrazovatel'nyi proekt kak forma ovladeniya professionalnymi kompetentsiyami (opyt Povolzhskoi gosudarstvennoi sotsial'no-gumanitarnoi akademii) (The Media Educational Project as a Form of Mastery of Professional Competencies (The Experience of the Volga Region State Social and Humanitarian Academy).

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 19, №5, 2017 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.19, no. 5, 2017

Problemy gumanitarnogo obrazovaniya: filologiya, zhurnalistika, istoriya: sb. nauch. st. II Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (g. Penza, 10-12 dekabrya 2015 g.) / Pod red. kand. ped. nauk, dots. T.V. Stryginoi. Penza: Izd-vo PGU, 2015. S. 149-151.

7. Paramonova, T.A. Mediaobrazovatel'nyi proekt kak forma ovladeniya professional'nymi kompetentsiyami (opyt Povolzhskoi gosudarstvennoi sotsial'no-gumanitarnoi akademii) (The Media Educational Project as a Form of Mastery of Professional Competencies (The Experience of the Volga Region State Social and Humanitarian Academy). Problemy gumanitarnogo obrazovaniya: filologiya, zhurnalistika, istoriya: sb. nauch. st. II Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (g. Penza, 10-12 dekabrya 2015 g.) / Pod red. kand. ped. nauk, dots. T.V. Stryginoi. Penza, Izd-vo PGU, 2015. S. 149-151.

8. Slastenin, V.A., Chizhakov,a G.I. Vvedenie v pedagogicheskuyu aksiologiyu (Introduction to Pedagogical Axiology). M., Izdat. Tsentr «Akademiya», 2003. 192 c.

9. Slovar' po etike (Dictionary of Ethics) / pod red. A.A. Guseinova i I.S. Kona. 6-e izd. M., Politizdat, 1989. 447 c.

10. Gaidenko, P.P. Aksiologiya (Axiology). Filosofskii slovar' / pod red. I.T. Frolova. M., Respublika, 2001. C.17 axiology 19.

11. Kissel', M.A. Tsennostei teoriya (Theory of Values). Filosofskii entsiklopedicheskii slovar' / pod. red. L.F. Il'icheva, P.P. Fedoseeva, S.M. Kovaleva, V.G. Panova. M., «Sovetskaya entsiklopediya», 1983. C.763-764.

12. Sidorov, V.A. Aksiologiya zhurnalistiki: vozmozhnosti prochteniya problematiki (The Axiological Function of Mass Media in Modern Society). Teoriya zhurnalistiki: v poiskakh smysla, struktury i znacheniya / pod. red. M.N. Kim. SPb., SpbGU, 2007. C.56.

13. Nigmatullina, K.R. Aksiologiya v zhurnalistike: peresekayushchiesya izmereniya (Axiology in Journalism: The Intersecting Dimensions). Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya 9. Filologiya. Vostokovedenie. Zhurnalistika. 2008. C.140-146.

14. Polikarpova, E.V. Aksiologicheskie funktsii massmedia v sovremennom obshchestve (The Axiological Function of Mass Media in Modern Society). Rostov-na/D., IPPK pri RGU, 2002. 178 c.

15. Sidorov, V.A. Tsennostnoe osoznanie zhurnalistiki (The Value Awareness of Journalism). Mediaobrazovanie: kontseptsii i perspektivy: materialy dlya diskussii / red.-sost. S.G. Korkonosenko. SPb., SPbGU, 2006. C. 33-43.

16. Erofeeva, I.V. Aksiologiya mediateksta v rossiiskoi kul'ture (tsennostnaya refleksiya zhurnalistiki nachala XXI veka) (Axiology of Media Texts in Russian Culture (Evaluative Reflection of Journalism in the Early Twenty-First Century)). Zabaikal. gos. gum. ped. un-t. Chita, 2009. 297 c.

17. Antropova, V.V. Dukhovnost' kak problemnoe pole sovremennogo mediaprostranstva v aspekte aksiologii zhurnalistiki (Spirituality as the Problematic Field of Modern Media in the Terms of Axiology of Journalism). Znak. Problemnoe pole mediaobrazovaniya. T.1. № 9. Chelyabinsk, Tsentr intellektual'nykh uslug «Entsiklopediya», 2012. C.73-79.

18. Fedorov, A.V. Slovar' terminov po mediaobrazovaniyu, mediapedagogike, mediagramotnosti, mediakompetentnosti (Glossary of Media Education, Media Education, Media Literacy, Media Competence). M., MOO «Informatsiya dlya vsekh», 2014. 64 c.

19. Baturin, V.K. Filosofiya aksiologii obrazovaniya (The Philosophy of Axiology of Education). Vestnik vysshei shkoly. 2012. №8. C.14-19. - URL: https://almavest.ru/ru/archive/759/2394

20. Baturin, V.K. Filosofiya aksiologii obrazovaniya (The Philosophy of Axiology of Education). Vestnik vysshei shkoly. 2012. №8. C.30-35.

21. Zhilavskaya, I.V., Shirobokova, A.A. Mediaobrazovatel'nyi proekt «Internet-zhurnalistika dlya glukhikh detei»: iz opyta realizatsii (The Media Educational Project "Internet Journalism for Deaf Children": Experience of Implementation). Obrazovatelnye tekhnologii i obshchestvo. Vypusk № 2. T. 16. 2013. Kazan', Kazanskii natsional'nyi issledovatel'skii universitet. C. 595-603.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.