Научная статья на тему 'Инфотейнмент как технология создания медиаобразовательных проектов в системе профессионального журналистского образования'

Инфотейнмент как технология создания медиаобразовательных проектов в системе профессионального журналистского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
840
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАПРОЕКТИРОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОТЕЙМЕНТ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ФОРМИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / MEDIA EDUCATION / MEDIEPRODUCTION / PROFESSIONAL JOURNALISTIC EDUCATION / INFOTAINMENT / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / FORMATIVE EXPERIMENT / MEDIA EDUCATIONAL PROJECT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Парамонова Татьяна Александровна

Статья посвящена актуальному направлению в современной педагогике медиапроектированию и реализации медиаобразовательных проектов. Предмет статьи инфотейнмент как медиаобразовательная технология в системе профессионального журналистского образования. Объект статьи методика проектирования медиаобразовательных проектов с использованием технологии инфотейнмент и результаты медиаобразовательной деятельности студентов отделения журналистики Самарского государственного социально-педагогического университета, реализованные под руководством автора научной статьи. Цель работы формализация и анализ категории «инфотейнмент» как медиаобразовательной технологии, обоснование ее образовательного потенциала в ходе медиапроектирования. Инфотейнмент, понимаемый в теории и практике журналистики как особый формат или способ подачи материала, впервые рассматривается как эффективная технология создания медиаобразовательных проектов медиаобразовательная технология. В статье предлагается авторская методика работы над проектами в формате «инфотейнмент». Анализируются печатные и электронные проекты, реализованные при помощи указанной технологии на базе Самарского государственного социально-педагогического университета автором научной статьи со студентами отделения журналистики филологического факультета СГСПУ. В ходе медиапроектирования выявлен большой медиаобразовательный потенциал указанной технологии, в том числе в процессе организации коллективной работы в творческих группах. Методология работы анализ научной литературы, проектирование, формирующий эксперимент. Результаты работы содержат обзор подходов к интерпретации категории «инфотейнмент» и авторскую методику реализации медиаобразовательных проектов с использованием технологии «инфотейнмент». Областью применения результатов исследования является медийная модель профессионального журналистского образования в аспекте разработки методологии и технологии медиапроектирования. Вывод. Инфотейнмент представляет собой технологию активного типа в системе проектных технологий профессионального журналисткого образования, направленных на овладение совокупностью медиакомпетенций и формирование востребованных специалистов для массмедиа. В результате использования технологии инфотейнмент могут быть реализованы проекты для разных медиаканалов в разных знаковых системах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Парамонова Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the up-to-date sector of modern pedagogy media design and implementation of media education projects. The subject of the article is the infotainment as media educational technology in the system of professional journalistic education. The object of the article is the technique of designing a media education projects with the use of infotainment technology and the results of media education activity of the students of the Chair of Journalism of Samara State University of Social Sciences and Education, implemented under the guidance of the scientific article author. The aim of this work is the formalisation and analysis of the "infotainment" category as media educational technology, objectivation of its educational potential in the course of mediaproduction. The infotainment, understood in the theory and practice of journalism as a particular format or method of presentation, for the first time is considered as an effective technology for the creation of media educational projects media educational technology. The article offers author's method of working on projects in the format of infotainment". The printed and electronic projects realized by means of the specified technology at Samara State University of Social Sciences and Education by the author of this scientific article with students of the Chair of Journalism of Philology Department are analyzed. During mediaproduction a high media educational potential of this technology, including in the process of organizing collective work in creative groups is revealed. Methodology analysis of scientific literature, designing, formative experiment. The results contain an overview of approaches to the interpretation of the "infotainment" category and the author's method of implementation of media educational projects using the "infotainment" technology. The scope of the research results is the media model of professional journalistic education in terms of methodology development and mediaproduction technology. Conclusion. The infotainment is a technology type that is active in the system of design technologies of professional journalistic education aimed at mastery of a set of media competences and formation of demanded specialists for mass media. The use of the infotainment technology can be implemented in projects for different media channels in different symbolic systems.

Текст научной работы на тему «Инфотейнмент как технология создания медиаобразовательных проектов в системе профессионального журналистского образования»

УДК378:070+004.738.5(Высшее профессиональное образование. Высшая школа. Подготовка научных кадров. Педагогика высшей школы. Журналистика. Интернет)

ИНФОТЕЙНМЕНТ КАК ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЖУРНАЛИСТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© 2017 Т.А.Парамонова

Парамонова Татьяна Александровна, кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики, медиапедагог, зав. лаб. "Центр медиаобразования и медиапроектирования". Е-mail: mediatext63@yandex.т

Самарский государственный социально-педагогический университет. Самара, Россия

Статья поступила в редакцию 20.07.2017

Статья посвящена актуальному направлению в современной педагогике - медиапроектированию и реализации медиаобразовательных проектов. Предмет статьи - инфотейнмент как медиаобразовательная технология в системе профессионального журналистского образования. Объект статьи - методика проектирования медиаобразовательных проектов с использованием технологии инфотейнмент и результаты медиа-образовательной деятельности студентов отделения журналистики Самарского государственного социально-педагогического университета, реализованные под руководством автора научной статьи. Цель работы -формализация и анализ категории «инфотейнмент» как медиаобразовательной технологии, обоснование ее образовательного потенциала в ходе медиапроектирования. Инфотейнмент, понимаемый в теории и практике журналистики как особый формат или способ подачи материала, впервые рассматривается как эффективная технология создания медиаобразовательных проектов - медиаобразовательная технология. В статье предлагается авторская методика работы над проектами в формате «инфотейнмент». Анализируются печатные и электронные проекты, реализованные при помощи указанной технологии на базе Самарского государственного социально-педагогического университета автором научной статьи со студентами отделения журналистики филологического факультета СГСПУ. В ходе медиапроектирования выявлен большой медиаобразовательный потенциал указанной технологии, в том числе в процессе организации коллективной работы в творческих группах. Методология работы - анализ научной литературы, проектирование, формирующий эксперимент. Результаты работы содержат обзор подходов к интерпретации категории «инфотейнмент» и авторскую методику реализации медиаобразовательных проектов с использованием технологии «инфотейнмент». Областью применения результатов исследования является медийная модель профессионального журналистского образования в аспекте разработки методологии и технологии медиа-проектирования. Вывод. Инфотейнмент представляет собой технологию активного типа в системе проектных технологий профессионального журналисткого образования, направленных на овладение совокупностью медиакомпетенций и формирование востребованных специалистов для массмедиа. В результате использования технологии инфотейнмент могут быть реализованы проекты для разных медиаканалов в разных знаковых системах.

Ключевые слова: медиаобразование; медиапроектирование; профессиональное журналистское образование; инфотеймент; педагогическая технология; образовательная технология; формирующий эксперимент; ме-диаобразовательный проект.

Актуализация медиаобразовательного научного дискурса, наметившаяся в последнее десятилетие, и необходимость разработки вопросов медиаобразовательной педагогики требуют, на наш взгляд, уточнения ряда методологических моментов, связанных в том числе и с технологиями создания медиаобразовательных проектов в системе профессионального журналистского образования. В современной научной парадигме сложился ряд концепций отечественного медиаобра-зования, разработанных в трудах А.В.Федорова [1], А.В.Шарикова [2], И.В.Жилавской [3], И.А.Фатеевой [4] и других исследователей и практиков медиаобразования.

Под медиаобразованием А.В.Федоров понимает «процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники» [1, с.27]. Медиаобразование рассматривается в технологическом, медийном, теологическом и аксиологическом аспектах, которые взаимосвязаны между собой.

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 19, №4, 2017 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.19, no. 4, 2017

В системе высшего профессионального журналистского образования определяющее значение на этапе формирования профессиональных компетенций имеют медийный и технологический аспекты, которые являются базой для построения теологической и аксиологической моделей профессионального образования. Медийные аспекты медиаобразования связаны с овладением навыками медиапроизводства. Понимая особенности функционирования средств массовой информации, студенты-журналисты осваивают базовые профессиональные умения и навыки. Обучение в процессе имитации профессиональной деятельности широко используется в профессиональном журналистском образовании и реализуется через совокупность методов и технологий, применяемых в образовательном процессе.

В «Толковом словаре» С.И.Ожегова под технологией понимается «совокупность производственных методов и процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства» [5].

По определению ЮНЕСКО образовательная (или педагогическая) технология представляет собой «системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящей своей задачей оптимизацию форм образования» [6, с.4].

В интерпретации В.М.Монахова «педагогическая технология - это продуманная модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса <...>» [7, с.76].

Образовательная технология в системе профессионального журналисткого образования может быть рассмотрена как совокупность операций по созданию медиатекстов - результатов медиа-образовательной деятельности. В профессиональном журналистском образовании продуктивным является обращение к проектным технологиям, которые относятся к технологиям активного типа и связаны с медиапроектированием. Ме-диаобразовательный проект в рамках исследования, как было отмечено в ряде публикаций, рассматривается как один из эффективных инструментов профессионального журналистского образования, направленного на овладение медиаком-петенциями [8], [9], [10].

Медиапроектирование может осуществляться в ходе изучения практикоориентированных дисциплин, в рамках которых работа над медиапро-

ектами является эффективным средством отработки навыков медиапроизводства, либо в условиях медиалаборатории во время учебной и учебно-ознакомительной практик. В рамках группы проектных технологий, в системе профессионального журналистского образования, полагаем целесообразным говорить о выделении в качестве самостоятельной технологии - инфотейнмента. Изучение феномена инфотейнмент представлено в работах ряда исследователей, среди них Л.М.Землянова [11], Е.Л.Вартанова [12], Б.Н.Лозовский [13], Д.А.Еремина [14], Е.М.Драгун [15], А.С.Жуков [16], Н.Н.Зорков [17], Л.С.Яковлев, Е.В.Потехина [18] и другие авторы.

Понятие «инфотейнмент» (infotainment - «информация» и «развлечение»), как отмечает Д.А.Еремина, стало употребляться в европейской практике по отношению к феноменам массмедиа в 1980-е годы изначально для характеристики новых телевизионных форматов информационно-развлекательного характера [14]. Большая часть исследований посвящена специфике инфотейнмента в аудиовизуальных СМИ (Е.Л.Вартанова, Л.М.Землянова, Д.А.Еремина и др.). По отношению к прессе категория стала использоваться в 2000-е годы и представляла, по определению Ули Бернхарда, «попытку журналистов повысить развлекательный потенциал изначально политической информации с помощью соответствующих структурных и содержательных средств оформления и представления» [14].

Российская научная практика обращается к инфотейнменту в 1990-2000-е годы и интерпретирует его в связи с рекреационной и культурно-просветительской функцией средств массовой информации, занимательностью подачи информационного повода. Как отмечает Е.М.Драгун, в разных сферах общественной жизни появляются инварианты инфотейнмента: политейнмент, эдьютейнмент, бизнестейнмент, технотейнмент и др. [15].

В современных исследованиях инфотейнмент рассматривается как «особый способ или журналистский прием для передачи информации» [14], «эстетизированно-развлекательный формат подачи новостных и других видов информации», характерный для разных видов СМИ [15], «способ отражения реальности в журналистике» [16], разыгрывание или «раскручивание» новости [19].

Применительно к системе высшего профессионального журналистского образования интересной оказывается интерпретация инфотейн-мента как «раскручивания» новости или инфор-

мационного повода. В качестве примера Л.А.Васильева приводит схему материала «Комсомольской правды» «Сергею Доренко грозит три года тюрьмы», который включает в себя девять новостных компонентов, разнородных по форме, высвечивающих новость [19].

Инфотейнмент раскрывает разные аспекты события или информационного повода через представление ряда сюжетов или материалов и представляет, на наш взгляд, большие возможности по созданию проектов совместного творчества преподавателей и студентов в системе профессионального журналистского образования. Инфо-тейнмент, понимаемый в журналистике как особый формат, инструмент разыгрывания новости, способ структурирования материала, может быть использован в медиаобразовательной практике как технология создания медиаобразовательных проектов. Медиаобразовательный проект - «уникальная медиаобразовательная деятельность активного типа, имеющая начало и конец во времени и направленная на создание определенного, уникального продукта». [4, с.15]. Инфотейнмент направлен на овладение навыками медиапроиз-водства и умение работать с информацией, отрабатывать тему, «раскручивать» новость.

Медиаобразовательный потенциал указанной технологии доказывает практика использования автором статьи инфотеймента в процессе образовательной деятельности по обучению студентов отделения журналистики СГСПУ в рамках прак-тикоориентированных курсов («Выпуск учебных СМИ», «Журналистское мастерство»), а также учебно-ознакомительной и производственной практик. Методика создания проектов с использованием технологии инфотейнмент была разработана нами и апробирована на базе Самарского государственного социально-педагогического университета в 2015-2017 гг. (корпоративные СМИ вуза, включая корпоративный сайт СГСПУ и газету кафедры журналистики «Академикус», проекты учебных СМИ). Методика направлена на овладение профессиональными знаниями, умениями и навыками, формирование системы профессиональных компетенций журналистов -бакалавров с опорой на раскрытие разных аспектов события или темы. Результатом медиаобра-зовательной деятельности могут быть тексты для разных медиаплощадок, приближающиеся к лонгриду, а также медиаобразовательные проекты, построенные по принципу «раскручивания новости».

Инфотейнмент - это профессиональная ме-диатехнология в группе проектных технологий,

основанная на создании медиатекстов в процессе медиаобразовательной деятельности с опорой на работу с информационным поводом или темой и «раскручивание» этой темы или новости в структуре медиаобразовательного проекта. Инфотейн-мент может быть реализован в условиях индивидуальной, групповой и коллективной форм деятельности. Продуктивными в системе организации практической профессиональной деятельности студентов-журналистов становятся коллективные и групповые формы работы. Структура будущего материала объясняется студентам с помощью блок-схемы или макета создаваемого проекта или технического задания с описанием параметров отдельных составных элементов материала (частей этого проекта), ответственными за создание которых являются студенты с указанием сроков сдачи и технических параметров.

Каждый участник творческой группы отвечает за выполнение индивидуального задания, сформулированного редактором - куратором-преподавателем: учитываются уровень подготовки студентов и необходимость максимального освещения темы с привлечением дополнительного материала из открытых источников, получения экспертного мнения или комментария, подготовки инфографики или опроса. Собранный студентами материал, включая информационную часть и бэкграунд, может быть структурирован в виде дополнительных блоков (фактоидов, врезок, выносов, инфографики) и соединен в единый текст или проект под руководством преподавателя.

По мере овладения профессиональными навыками, студенты могут самостоятельно заниматься медиапроектированием, опираясь на опыт реализации медиапроектов. Имитационный характер деятельности позволяет студентам получать и навыки по проектированию медиапроектов, понимать возможные варианты конструирования проектов, развития темы, логику медиапроекти-рования в системе профессиональной деятельности. В основе методики создания медиаобразова-тельных проектов в формате инфотейнмент -формирующий эксперимент, в ходе которого студенты должны овладеть определенными знаниями, умениями и навыками. Формирующий эксперимент предполагает активное включение исследователя в процесс медиапроектирования и целенаправленное воздействие на обучающихся с целью адаптация к условиям профессиональной работы, формированию навыков медиапроизвод-ства и отдельных операций по сбору, обработке информации и созданию текстов в разных знаковых системах. Инфотейнмент способствует полу-

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 19, №4, 2017 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.19, no. 4, 2017

чению опыта по созданию медиатекстов, анализу результатов медиаобразовательной деятельности формированию медиакомпетенций. Основа технологии инфотейнмент заключается в использовании принципов дискретности и синтеза: разделения заданий на ряд индивидуальных, связанных с разными аспектами раскрытия темы или события, и их закрепление в рамках проекта за определенными участниками творческой группы с последующим соединением результатов медиа-образовательной деятельности в единый проект.

Технология инфотейнмент продуктивна в процессе организации информационного сопровождения мероприятий или освещении событий, имеющих значимость для вуза или региона. Технология инфотейнмент была использована в ходе проектирования и реализации проектов, в том числе спецвыпусков «Осенний бал в ПГСГА» (2015), «Ночь искусств» (2015), «Соль земли рус-

ской» (вкладка в выпуске «Объединенная редакция СГСПУ» (2015), «День открытых дверей»

(2016), <<1Волга-2016», <<1Волга-2017», «Студвесна»

(2017). Часть материалов публиковалась на сайте СГСПУ и была адаптирована под формат печатного проекта. Инфотейнмент стал основой моделирования не только проектов, но и материалов как в печатных СМИ («Академикус получил «Хрустальную стрелу») [22, с.2-3], так и на корпоративном сайте («Кто хочет стать журналистом?» (2017) [23], «Дирекция 1Волги встретилась со студентами СГСПУ» (2016) [24] и др.). Таким образом, медиапроектирование в рамках профессионального журналистского образования может быть осуществлено с помощью технологии инфотейн-мент, которая рассматривается как технология активного типа, способствующая формированию профессиональных компетенций.

1. Федоров, А.В. Медиаобразование: История, теория и методика. Ростов на/Д., Изд-во ЦВВР, 2001. 708 с.

2. Шариков, А.В. Медиаобразование: мировой и отечественный опыт. М., Изд-во «Академии педагогических наук СССР», 1990. 66 с.

3. Жилавская, И.В. Медиаобразование молодежной аудитории. Томск, ТИИТ, 2009. 322 с.: http:// evartist.narod.ru/text23/0006.html

4. Фатеева, И.А. Медиаобразование: теоретические основы и опыт реализации: монография. Челябинск, Изд-во Челяб. гос. ун-т, 2007. C. 270.

5. Ожегов, С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. 4-е изд., доп. М., ООО «А ТЕМП», 2006. 944 с.: http ://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=31747

6. Современные образовательные технологии в учебном процессе вуза [Текст]: методическое пособие / авт.-сост. Н.Э.Касаткина, Т.К.Градусова, Т.А.Жукова, Е.А.Кагакина, О.М.Колупаева, Г.Г.Солодова, И.В.Тимонина; отв. ред. Н.Э.Касаткина. Кемерово, ГОУ «КРИРПО», 2011. 237 с.

7. Монахов, В.М. Педагогическое проектирование - современный инструментарий дидактических исследований // Школьные технологии. 2001. № 5. С.75-89.

8. Парамонова, Т.А. Медиаобразовательный проект как форма овладения профессиональными компетенциями (опыт Поволжской государственной социально-гуманитарной академии) // Проблемы гуманитарного образования: филология, журналистика, история: сб. науч. ст. II Междунар. науч.-практ. конф. (г. Пенза, 10-12 декабря 2015 г.) / под ред. канд. пед. наук, доц. Т.В.Стрыгиной. Пенза, Изд-во ПГУ, 2015. С. 149-151.

9. Парамонова, Т.А. Проектные технологии в журналистском образовании: опыт реализации медиаобразователь-ных проектов // Проблемы гуманитарного образования: филология, журналистика, история: сб. науч. ст. III Междунар. науч.-практ. конф. (г. Пенза, 8-10 декабря 2016 г.) / под ред. канд. пед. наук, доц. Т.В.Стрыгиной. Пенза, Изд-во ПГУ, 2016. С. 101-103.

10. Парамонова, Т.А. Медиаобразовательный проект как инструмент профессионального журналистского образования (региональный опыт реализации медиаобразовательных проектов в педагогическом вузе) // Актуальные вопросы теории и практики медиаобразования в педагогической сфере: Сб. трудов международного форума «Медиаобразование в педагогической сфере: опыт и новые подходы к управлению». Москва, 16-17 марта 2017 г. / под. ред. И.В.Жилавской, И.А.Фатеевой. М., МПГУ, 2017. C.404-413.

11. Землянова, Л.М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества. Толковый словарь терминов и концепций. М., 1999. 301 с.

12. Вартанова, Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран. М., Аспект-Пресс, 2003. 335 с.: http://www. gumer.info/bibliotek Buks/Gurn/Vart/index.php

13. Лозовский, Б.Н. Журналистика: краткий словарь: http://virlib.eunnet.net/metod materials /jdictionary/?xsln=article .xslt &id=a81

14. Еремина, Д.А. Интерпретация термина «инфотейнмент» в немецких и российских исследованиях масс-медиа // Теория СМИ и массовой коммуникации. Вып. №4, 2013: https://elibrary.ru/item.asp?id=21065577

15. Драгун, Е.М. Инфотеймент как явление современной медиакультуры: автореф. к. культур. н. 24.00.01. М., РГГУ, 2015. 32 с.: http://cheloveknauka.com/infotevnment-kak-vavlenie-sovremennov-mediakulturv

16. Жуков, А.С. Тексты в формате инфотейнмента в прессе // Молодой ученый. №4, 2014. С. 131-133.

17. Зорков, Н.Н. Инфотеймент на российском телевидении // Научно-культурологический журнал Relga №19 (121), 01.12.2005: http://www.relga.ru/Environ/wa/'Main?level1=main&level2=articles&textid=735

18. Яковлев, Л.С., Потехина, Е.В. Инфотеймент как стратегия структурации социокультурного пространства // Вестник Поволжского института управления. 2016: https://cvberleninka.ru/arücle/n/infotevnment-kak-strategiva-strukturatsii-sotsiokulturnogo-prostranstva

19. Васильева, Л.А. Делаем новости! М., Аспект Пресс, 2003. 190 c.: http ://evartist.narod.ru/text5/23 .html

20. Осенний бал в ПГСГА. Самара, 2015: http ://www.pgsga.ru/infocenter/news/21475.html

21. Объединенная редакция. ПГСГА. Октябрь 2015: http://www.vkonline.ru/news/archive/82032/obsuzhdaetsva-variant-obedineniva-pgsga-s-samgu

22. Медиа&Образование. Спецвыпуск. Самара: СГСПУ, май 2016: http://vuz.edunetwork.ru/63/43/v541/specs/

23. Земенкова, М., Боженов, Е., Иванов, М., Борщева, Н., Парамонова, Т. Кто хочет стать журналистом: http:// www.pgsga.ru/infocenter/news/23300.html

24. Матвеева, А., Шилинцева, В., Федорова, М. Дирекция «Волги» встретилась со студентами СГСПУ: http://www.pgsga.ru/infocenter/news/22016.html

INFOTAINMENT AS THE TECHNOLOGY TO CREATE MEDIA EDUCATION PROJECTS IN THE SYSTEM OF PROFESSIONAL JOURNALISTIC EDUCATION

© 2017 T.A.Paramonova

Tatyana A. Paramonova, candidate of philological sciences, associate professor of the Chair of Journalism, head of the laboratory "Center of media education and media design". E-mail: mediatext63@yandex. ru

Samara State Universitv of Social Sciences and Education. Samara, Russia

The article is devoted to the up-to-date sector of modern pedagogv - media design and implementation of media education projects. The subject of the article is the infotainment as media educational technologv in the svstem of professional journalistic education. The object of the article is the technique of designing a media education projects with the use of infotainment technologv and the results of media education activitv of the students of the Chair of Journalism of Samara State Universitv of Social Sciences and Education, implemented under the guidance of the scientific article author. The aim of this work is the formalisation and analvsis of the "infotainment" categorv as media educational technologv, objectivation of its educational potential in the course of mediaproduction. The infotainment, understood in the theorv and practice of journalism as a particular format or method of presentation, for the first time is considered as an effective technologv for the creation of media educational projects - media educational technologv. The article offers author's method of working on projects in the format of infotainment". The printed and electronic projects realized bv means of the specified technologv at Samara State Universitv of Social Sciences and Education bv the author of this scientific article with students of the Chair of Journalism of Philologv Department are analvzed. During mediaproduction a high media educational potential of this technologv, including in the process of organizing collective work in creative groups is revealed. Methodology - analvsis of scientific literature, designing, formative experiment. The results contain an overview of approaches to the interpretation of the "infotainment" categorv and the author's method of implementation of media educational projects using the "infotainment" technologv. The scope of the research results is the media model of professional journalistic education in terms of methodologv development and mediaproduction technologv. Conclusion. The infotainment is a technologv tvpe that is active in the svstem of design technologies of professional journalistic education aimed at masterv of a set of media competences and formation of demanded specialists for mass media. The use of the infotainment technologv can be implemented in projects for different media channels in different svmbolic svstems.

Keywords: media education; medieproduction; professional journalistic education; infotainment; educational technologv; formative experiment; media educational project.

1. Fedorov, A.V. Mediaobrazovanie: Istoriva, teoriva i metodika (Media education: Historv, theorv and methods). Rostov na/D., Izd-vo TsVVR, 2001. 708 s.

2. Sharikov, A.V. Mediaobrazovanie: mirovoi i otechestvennvi opvt (Media education: world and domestic experience). M., Izd-vo «Akademii pedagogicheskikh nauk SSSR», 1990. 66 s.

3. Zhilavskava, I.V. Mediaobrazovanie molodezhnoi auditoria (Media education of the vouth audience). Tomsk, TIIT, 2009. 322 S.: http://evartist.narod.ru/text23/0006.html

4. Fateeva, I.A. Mediaobrazovanie: teoreticheskie osnovv i opvt realizatsii: monografiva (Media education: theoretical basis and experience of realization: monograph). Chelvabinsk, Izd-vo Chelvab. gos. un-t, 2007. C. 270.

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 19, №4, 2017 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.19, no. 4, 2017

5. Ozhegov, S.I., Shvedova, N.Yu. Tolkovyi slovar' russkogo yazyka: 80 000 slov i frazeologicheskikh vyrazhenii (Explanatory dictionary of Russian language: 80 000 words and phraseological expressions). 4-e izd., dop. M., OOO «A TEMP», 2006. 944 s. http ://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=31747

6. Sovremennye obrazovatel'nye tekhnologii v uchebnom protsesse vuza (Modern educational technologies in educational process of the University): metodicheskoe posobie / avt.-sost. N.E.Kasatkina, T.K.Gradusova, T.A.Zhukova, E.A.Kagakina, O.M.Kolupaeva, G.G.Solodova, I.V.Timonina; otv. red. N.E.Kasatkina. Kemerovo, GOU «KRIRPO», 2011. 237 s.

7. Monakhov, V.M. Pedagogicheskoe proektirovanie - sovremennyi instrumentarii didakticheskikh issledovanii (Pedagogical design - modern tools of teaching research). Shkol'nye tekhnologii. 2001. № 5. S.75-89.

8. Paramonova, T.A. Mediaobrazovatel'nyi proekt kak forma ovladeniya professional'nymi kompetentsiyami (opyt Povolzhskoi gosudarstvennoi sotsial'no-gumanitarnoi akademii) (The media educational project as a form of mastery of professional competencies (the experience of the Volga Region State Social and Humanitarian Academy)). Problemy gumanitarnogo obrazova-niya: filologiya, zhurnalistika, istoriya: sb. nauch. st. II Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (g. Penza, 10-12 dekabrya 2015 g.) / pod red. kand. ped. nauk, dots. T.V.Stryginoi. Penza, Izd-vo PGU, 2015. S. 149-151.

9. Paramonova, T.A. Proektnye tekhnologii v zhurnalistskom obrazovanii: opyt realizatsii mediaobrazovatel'-nykh proektov (Design technologies in journalistic education: the experience of the implementation of media educational projects). Problemy gumanitarnogo obrazovaniya: filologiya, zhurnalistika, istoriya: sb. nauch. st. III Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (g. Penza, 8-10 dekabrya 2016 g.) / pod red. kand. ped. nauk, dots. T.V.Stryginoi. Penza, Izd-vo PGU, 2016. S. 101-103.

10. Paramonova, T.A. Mediaobrazovatel'nyi proekt kak instrument professional'nogo zhurnalistskogo obrazo-vaniya (regional'nyi opyt realizatsii mediaobrazovatel'nykh proektov v pedagogicheskom vuze) (The media educational project as a tool for professional journalistic education (the regional experience of implementation of media educational projects in a pedagogical University)). Aktualnye voprosy teorii i praktiki mediaobrazovaniya v pedagogicheskoi sfere: Sb. trudov mezhdunarodnogo foruma «Mediaobrazovanie v pedagogicheskoi sfere: opyt i novye podkhody k upravleniyu». Moskva, 16-17 marta 2017 g. / pod. red. I.V.Zhilavskoi, I.A.Fateevoi. M., MPGU, 2017. C.404-413.

11. Zemlyanova, L.M. Zarubezhnaya kommunikativistika v preddverii informatsionnogo obshchestva (Foreign communication science on the eve of the information society. Dictionary of terms and concepts). Tolkovyi slovar' terminov i kontseptsii. M., 1999. 301 s.

12. Vartanova, E.L. Mediaekonomika zarubezhnykh stran (Mediaeconomics of foreign countries). M., Aspekt-Press, 2003. 335 s. http://www.gumer.info/bibliotek Buks/Gurn/Vart/index.php

13. Lozovskii, B.N. Zhurnalistika: kratkii slovar' (Journalism: concise dictionary). http://virlib. eunnet.net/metod materials/jdictionary/?xsln=article.xslt&id=a81

14. Eremina, D.A. Interpretatsiya termina «infoteinment» v nemetskikh i rossiiskikh issledovaniyakh mass-media (Interpretation of the term "infotainment" in German and Russian studies of mass media). Teoriya SMI i massovoi kommunikatsii. Vyp. №4, 2013. https://elibrary.ru/item.asp?id=21065577

15. Dragun, E.M. Infoteiment kak yavlenie sovremennoi mediakul'tury (The infotainment as a phenomenon of modern media culture): avtoref. k. kul'tur. n. 24.00.01. M., RGGU, 2015. 32 s: http://cheloveknauka.com/infoteynment-kak-yavlenie-sovremennoy-mediakultury

16. Zhukov, A. S. Teksty v formate infoteinmenta v presse (Texts in the format of infotainment in the print media). Molodoi uchenyi. №4, 2014. S. 131-133.

17. Zorkov, N.N. Infoteiment na rossiiskom televidenii (Infotaiment on Russian television). Nauchno-kul'turologicheskii zhurnalRelga №19 (12) 01.12.2005. http://www.relga.ru/Environ/wa/Main?level1=main&level2=articles&textid=735

18. Yakovlev, L.S., Potekhina, E.V. Infoteiment kak strategiya strukturatsii sotsiokul'turnogo prostranstva (Infotaiment as the strategy of structural socio-cultural space). Vestnik Povolzhskogo instituta upravleniya. 2016. https://cyberleninka.ru/article/n/infoteynment-kak-strategiya-strukturatsii-sotsiokulturnogo-prostranstva

19. Vasil'eva, L.A. Delaem novosti! (Make the news!) M., Aspekt Press, 2003. 190 s. http://evartist.narod.ru/text5/23.html

20. Osennii bal v PGSGA [Autumn ball in the PGSGA]. Samara, 2015: http ://www.pgsga.ru/infocenter/news/21475.html

21. Ob"edinennaya redaktsiya (Joint editorial). PGSGA. Oktyabr' 2015: http ://www.vkonline.ru /news/archive/82032/obsuzhdaetsya-variant-obedineniya-pgsga-s-samgu

22. Media &Obrazovanie (Media&Education). Spetsvypusk. Samara: SGSPU, mai 2016: http://vuz. edunetwork.ru/63/43/v541/specs/

23. Zemenkova, M., Bozhenov, E., Ivanov, M., Borshcheva, N., Paramonova, T. Kto khochet stat' zhurnalistom (Who wants to become a j ournalist): http:// www.pgsga.ru/infocenter/news/23300.html

24. Matveeva, A., Shilintseva, V., Fedorova, M. Direktsiya «iVolgi» vstretilas' so studentami SGSPU (The directorate of iVolga has met with students SSUSSE). http://www.pgsga.ru/infocenter/news/22016.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.