Научная статья на тему 'Взаимодействие технологического и аксиологического аспектов медиапроектирования в системе профессионального журналистского образования: интеграция обучения и развития'

Взаимодействие технологического и аксиологического аспектов медиапроектирования в системе профессионального журналистского образования: интеграция обучения и развития Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
399
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАПРОЕКТИРОВАНИЕ / МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТЬ / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ МЕДИАПРОЕКТИРОВАНИЯ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ МЕДИАПРОЕКТИРОВАНИЯ / АКСИОЛОГИЯ МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА / ИНТЕГРАТИВНАЯ МОДЕЛЬ МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА / ОБУЧЕНИЕ / РАЗВИТИЕ / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / MEDIAPRODUCTION / MEDIA EDUCATION PROJECT / PROFESSIONAL JOURNALISM EDUCATION / MEDIA COMPETENCE / THE AXIOLOGICAL ASPECT OF MEDIAPRODUCTION / THE TECHNOLOGICAL ASPECT OF MEDIAPRODUCTION / AXIOLOGY MEDIA EDUCATION PROJECT / AN INTEGRATIVE MODEL OF MEDIA EDUCATION PROJECT / TRAINING / DEVELOPMENT / MEDIA EDUCATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Парамонова Татьяна Александровна

Предмет статьи медиапроектирование как инструмент профессионального журналистского образования. Объект статьи интегральная модель медиаобразовательного проекта. Цель статьи рассмотреть взаимодействие технологического и аксиологического аспектов медиапроектирования как основу интегральной модели медиаобразовательного проекта, ориентированной на формирование медиакомпетенций и развитие личности в процессе обучения. В системе профессионального журналистского образования медиапроектирование направлено на овладение навыками медиапроизводства и формирование профессиональных компетенций. Показателем медикомпетентности будущих журналистов является умение создавать тексты в разных знаковых системах и проектировать медиа / медиатексты. Медиапроектирование связано с реализацией медиаобразовательных проектов, которые рассматриваются как инструмент профессионального журналистского образования, проектная педагогическая технология, результат и продукт медиаобразовательной деятельности. Медиаобразовательный проект направлен на формирование навыков медиапроизводства через актуализацию технологического (медийного) и аксиологического аспектов медиапроектирования. Технологический аспект медиапроектирования связан с овладением технологией создания медиапроектов, алгоритмом медиапроизводства (печать, телевидение, интернет, радио). Аксиологический аспект реализует ценностный потенциал медиапроектирования и способствует формированию ценностной медиаобразовательной среды. В связи с актуализацией аксиологического компонента медиаобразовательный проект становится полем репрезентации аксиосферы, целевой аудиторией которого являются как сами студенты участники медиапроизводства, так и потенциальная аудитория медиа. Методология работы анализ научной литературы, проектирование (моделирование и реализация медиаобразовательных проектов), формирующий эксперимент. Результаты исследования содержат контуры интегральной модели медиаобразовательного проекта и особенности ее функционирования в системе профессионального медиаобразования. Областью применения результатов исследования является медийная модель профессионального журналистского образования в аспекте разработки методологии и технологии медиапроектирования, уточнения тезауруса профессионального медиаобразования. Выводы. Взаимодействие в процессе медиапроектирования технологического и аксиологического аспектов позволяет говорить о реализации медиапроектом медиаобразовательной функции и о перспективах интегрального подхода к медиапроектированию в системе профессионального журналистского образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Парамонова Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTERACTION OF TECHNOLOGICAL AND AXIOLOGICAL ASPECTS OF MEDIA DESIGNING IN THE SYSTEM OF PROFESSIONAL JOURNALISTIC EDUCATION: INTEGRATION OF EDUCATION AND DEVELOPMENT

The subject of the article is media designing as an instrument of professional journalistic education. The object of the article is an integral model of the media education project. The purpose of the article is to consider the interaction of the technological and axiological aspects of media designing as the basis of an integrated model of a media education project focused on the formation of media competencies and the development of the personality in the education process. In the system of professional journalistic education media designing is aimed at mastering the skills of media production and the formation of professional competencies. The indicator of the media competence of future journalists is the ability to create texts in different sign systems and to design media / media texts. Media design is related to the implementation of media education projects which are considered as a tool for professional journalistic education, project pedagogical technology, the result and the product of media education activities. The media education project is aimed at forming the skills of media production through the actualization of the technological (media) and axiological aspects of media design. The technological aspect of media design is related to mastering the technology of creating media projects, the algorithm of media production (print, television, Internet, radio). The axiological aspect implements the value potential of media design and contributes to the formation of a value-based media education environment. In connection with the actualization of the axiological component, the media education project becomes the field of axiosphere representation, the target audience of which are both the students-participants in media production and the potential audience of the media. Methodology of work analysis of scientific literature, design (modeling and implementation of media education projects), formative an experiment. The results of the research contain the outlines of the integrated model of the media education project and the features of its functioning in the system of professional media education. The field of application of the research results is the media model of professional journalism education in the aspect of developing the methodology and technology of media design, clarifying the thesaurus of professional media education. Conclusions. Interaction in the process of media design of technological and axiological aspects allows us to talk about the media project implementation of the media education function and about the prospects of the integrated model of the media education project in the system of professional journalistic education.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие технологического и аксиологического аспектов медиапроектирования в системе профессионального журналистского образования: интеграция обучения и развития»

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 19, №6, 2017 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.19, no. 6, 2017

УДК37.0/.02:070 (Основные типы и принципы обучения. Основы образования. Теоретические основы. Философские основы и др. Методика преподавания журналистики. Общие вопросы дидактики и методики)

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО И АКСИОЛОГИЧЕСКОГО АСПЕКТОВ МЕДИАПРОЕКТИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЖУРНАЛИСТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ИНТЕГРАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

© 2017 Т.А. Парамонова

Парамонова Татьяна Александровна, кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики, медиапедагог, зав. лаб. "Центр медиаобразования и медиапроектирования". Е-mail: mediatext63@yandex.т

Самарский государственный социально-педагогический университет. Самара, Россия

Статья поступила в редакцию 06.09.2017

Предмет статьи - медиапроектирование как инструмент профессионального журналистского образования. Объект статьи - интегральная модель медиаобразовательного проекта. Цель статьи - рассмотреть взаимодействие технологического и аксиологического аспектов медиапроектирования как основу интегральной модели медиаобразовательного проекта, ориентированной на формирование медиакомпетен-ций и развитие личности в процессе обучения. В системе профессионального журналистского образования медиапроектирование направлено на овладение навыками медиапроизводства и формирование профессиональных компетенций. Показателем медикомпетентности будущих журналистов является умение создавать тексты в разных знаковых системах и проектировать медиа / медиатексты. Медиапроектирование связано с реализацией медиаобразовательных проектов, которые рассматриваются как инструмент профессионального журналистского образования, проектная педагогическая технология, результат и продукт медиаобразовательной деятельности. Медиаобразовательный проект направлен на формирование навыков медиапроизводства через актуализацию технологического (медийного) и аксиологического аспектов медиапроектирования. Технологический аспект медиапроектирования связан с овладением технологией создания медиапроектов, алгоритмом медиапроизводства (печать, телевидение, интернет, радио). Аксиологический аспект реализует ценностный потенциал медиапроектирования и способствует формированию ценностной медиаобразовательной среды. В связи с актуализацией аксиологического компонента медиаобразовательный проект становится полем репрезентации аксиосферы, целевой аудиторией которого являются как сами студенты - участники медиапроизводства, так и потенциальная аудитория медиа. Методология работы - анализ научной литературы, проектирование (моделирование и реализация медиаобразовательных проектов), формирующий эксперимент. Результаты исследования содержат контуры интегральной модели медиаобразовательного проекта и особенности ее функционирования в системе профессионального медиаобразования. Областью применения результатов исследования является медийная модель профессионального журналистского образования в аспекте разработки методологии и технологии медиапроектирования, уточнения тезауруса профессионального медиа-образования. Выводы. Взаимодействие в процессе медиапроектирования технологического и аксиологического аспектов позволяет говорить о реализации медиапроектом медиаобразовательной функции и о перспективах интегрального подхода к медиапроектированию в системе профессионального журналистского образования.

Ключевые слова: медиапроектирование; медиаобразовательный проект; профессиональное журналистское образование; медиакомпетентность; аксиологический аспект медиапроектирования; технологический аспект медиапроектирования; аксиология медиаобразовательного проекта; интегративная модель медиаобразовательного проекта; обучение; развитие; медиаобразование.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту профессиональное журналистское образование направлено на подготовку выпускников, способных выполнять авторскую, журналистскую, проектную, управленческую виды деятельности и создавать тексты в разных знаковых системах. Основатель научной

медиаобразовательной школы А.В. Федоров отмечает, что «термин медиакомпетентность более точно определяет суть имеющихся у индивида умений использовать, критически анализировать, оценивать и передавать медиатексты в различных видах, формах и жанрах, анализировать сложные процессы функционирования ме-

диа в социуме» [1, с. 22]. Рассматривая проблему формирования медиакомпетенций, исследователь говорит о медиакомпетенции личности, которая включает в себя ряд аспектов, в том числе мотивационный, информационный, креативный, методический, практико-операционный или деятельностный [1, с. 40].

Медиапроектирование, согласно исследователю Д. Бааке, наряду с медиакритикой, медиа-наукой, умением использовать медиатексты в профессиональной коммуникации является показателем медикомпетентности [2]. В системе медиа-ориентированного журналистского образования медиапроектирование направлено на овладение навыками медиапроизводства. Результатом и уникальной технологией медиапро-ектирования является медиаобразовательный проект, который направлен на овладение навыками медиапроизводства в процессе медиаобра-зовательной деятельности [3, с. 406-407]. Предметом изучения исследователей становились особенности реализации медиаобразовательных проектов в разных технологических форматах, медиаобразовательный потенциал учебных СМИ и вузовских медиа [4-8]. Медиаобразовательный проект, как отмечает И.А. Фатеева, создается в учебных целях и представляет собой педагогическую технологию [4, с. 118]. Обзор интерпретаций категории «медиаобразовательный проект» приведен в статье «Медиаобразовательный проект как инструмент профессионального журналистского образования: региональный опыт реализации медиаобразовательных проектов» [3, с. 406-408].

В системе профессионального журналистского образования медиаобразовательные проекты

реализуются традиционно с опорой на технологический или медийный аспект медиапроекти-рования, который представляет собой овладение алгоритмом медиапроизводства разных медийных форматов. Технологический аспект реализации медиапроектов становился предметом научного осмысления в работах ряда исследователей [3; 5; 6; 7; 9; 10] и является базой для актуализации других аспектов медиапроектирова-ния, в том числе аксиологического.

Аксиологический аспект реализации медиа-проектов связан с созданием ценностной медиа-образовательной среды. Обращение в процессе медиапроектирования к аксиологическому аспекту, позволяет не только обучать студентов, но и развивать их, формировать ценностные ориентиры, включая социальные и профессиональные ценности, которые проектируются на этапе це-леполагания и реализации медиаобразователь-ного проекта [11]. Взаимодействие технологического и аксиологического аспектов в ходе меди-апроектирования позволяет создавать интегра-тивные проекты, направленные одновременно на обучение - отработку навыков медиапроиз-водства, создания медиатекстов в разных знаковых системах - и развитие студентов - формирование ценностной медиаобразовательной среды, которая способствует интеллектуальному, профессиональному и личностному росту. Предложенный нами интегральный подход к медиа-проектированию позволяет соответствовать требованиям Федерального государственного образовательного стандарта и рекомендациям «Концепции развития образования в РФ до 2020 г.».

1. Федоров, А.В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза. М., Информация для всех, 2007. 616 с.

2. Тришина, С.В. Информационная компетентность как педагогическая категория // Интернет-журнал «Эйдос»: http://www.eidos.ru/iournal/2004/062209.html

3. Парамонова, Т.А. Медиаобразовательный проект как инструмент профессионального журналистского образования (региональный опыт реализации медиаобразовательных проектов в педагогическом вузе) // Актуальные вопросы теории и практики медиаобразования в педагогической сфере: сб. трудов международного форума «Медиаобразование в педагогической сфере: опыт и новые подходы к управлению». Москва, 16-17 марта 2017 г. / под. ред. И.В. Жилавской, И.А. Фатеевой. М., МПГУ, 2017. C.404-413.

4. Фатеева, И.А. Медиаобразование: теоретические основы и практика реализации: монография. Челябинск, Челяб. гос. ун-т, 2007. 270 с.

5. Жилавская, И.В. Медиаобразовательные технологии печатных СМИ // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. № 5. 2011. C. 107-118.

6. Морозова, А.А. Медиаобразовательные интернет-проекты в челябинском радиопространстве // Провинциальный мегаполис в современном информационном обществе: материалы Международной научной конференции (Челябинск, 24-26 марта 2010 г.) Челябинск, 2010. С. 110-115.

7. Соколов, М.В. Сетевой медиапроект как средство формирования готовности к профессиональному саморазвитию будущего педагога // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2013. № 10 (85). С. 68-73.

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 19, №6, 2017 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.19, no. 6, 2017

8. Парамонова, Т.А. Медиаобразовательный проект как форма овладения профессиональными компетенциями (опыт Поволжской государственной социально-гуманитарной академии) // Проблемы гуманитарного образования: филология, журналистика, история: сб. науч. ст. II Междунар. науч.-практ. конф. (г. Пенза, 10-12 декабря 2015 г.) / Под ред. канд. пед. наук, доц. Т.В. Стрыгиной. Пенза, Изд-во ПГУ, 2015. С. 149-151.

9. Фатеева, И.А. Новые технологические форматы медиаобразовательных проектов // Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 5 (360). Филология. Искусствоведение. Вып. 94. С.40-46.

10. Парамонова Т.А. Инфотейнмент как технология создания медиаобразовательных проектов в системе профессионального журналистского образования // Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки Т. 19. №4. С. 35-40.

11. Парамонова, Т.А. Аксиологический аспект реализации медиаобразовательных проектов в системе профессионального журналистского образования // Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2017. Т.19. № 5. С. 33-38.

THE INTERACTION OF TECHNOLOGICAL AND AXIOLOGICAL ASPECTS OF MEDIA DESIGNING IN THE SYSTEM OF PROFESSIONAL JOURNALISTIC EDUCATION: INTEGRATION OF EDUCATION AND DEVELOPMENT

© 2017 T.A.Paramonova

Tatyana A. Paramonova, candidate of philological sciences, associate professor of the Chair of Journalism, head of the laboratory "Center of media education and media production". E-mail: mediatext63@yandex. ru

Samara State University of Social Sciences and Education. Samara, Russia

The subject of the article is media designing as an instrument of professional journalistic education. The object of the article is an integral model of the media education project. The purpose of the article is to consider the interaction of the technological and axiological aspects of media designing as the basis of an integrated model of a media education project focused on the formation of media competencies and the development of the personality in the education process. In the system of professional journalistic education media designing is aimed at mastering the skills of media production and the formation of professional competencies. The indicator of the media competence of future journalists is the ability to create texts in different sign systems and to design media / media texts. Media design is related to the implementation of media education projects which are considered as a tool for professional journalistic education, project pedagogical technology, the result and the product of media education activities. The media education project is aimed at forming the skills of media production through the actualization of the technological (media) and axiological aspects of media design. The technological aspect of media design is related to mastering the technology of creating media projects, the algorithm of media production (print, television, Internet, radio). The axiological aspect implements the value potential of media design and contributes to the formation of a value-based media education environment. In connection with the actualization of the axiological component, the media education project becomes the field of axiosphere representation, the target audience of which are both the students-participants in media production and the potential audience of the media. Methodology of work - analysis of scientific literature, design (modeling and implementation of media education projects), formative an experiment. The results of the research contain the outlines of the integrated model of the media education project and the features of its functioning in the system of professional media education. The field of application of the research results is the media model of professional journalism education in the aspect of developing the methodology and technology of media design, clarifying the thesaurus of professional media education. Conclusions. Interaction in the process of media design of technological and ax-iological aspects allows us to talk about the media project implementation of the media education function and about the prospects of the integrated model of the media education project in the system of professional journalistic education.

Keywords: mediaproduction; media education project; professional journalism education; media competence; the axiological aspect of mediaproduction; the technological aspect of mediaproduction; axiology media education project; an integrative model of media education project; training; development; media education.

1. Fedorov, A.V. Razvitie mediakompetentnosti i kriticheskogo myshleniya studentov pedagogicheskogo vuza (Development of media competence and critical thinking of students of pedagogical higher education institution). M., Informatsiya dlya vsekh, 2007. 616 c.

2. Trishina, S.V. Informatsionnaya kompetentnost' kak pedagogicheskaya kategoriya (Information competence as a pedagogical category). Internet-zhurnal «Eidos»: http://www.eidos.ru/journal/2004/062209.html

3. Paramonova, T.A. Mediaobrazovatel'nyi proekt kak instrument professional'nogo zhurnalistskogo obrazo-vaniya (regional'nyi opyt realizatsii mediaobrazovatel'nykh proektov v pedagogicheskom vuze) (The media educational project as a tool for professional journalistic education (the regional experience of implementation of media education projects in a pedagogical higher education institution)). Aktualnye voprosy teorii i praktiki mediaobrazovaniya v pedagogicheskoi sfere: Sb. trudov mezhdunarodnogo foruma «Mediaobrazovanie v pedagogicheskoi sfere: opyt i novye podkhody k upravleniyu». Moskva, 16-17 marta 2017 g. / Pod. red. I.V. Zhilavskoi, I.A. Fateevoi. M., MPGU, 2017. C.404-413.

4. Fateeva, I.A. Mediaobrazovanie: teoreticheskie osnovy i opyt realizatsii: monografiya (Media education: theoretical basis and experience of realization: monograph). Chelyabinsk, Izd-vo Chelyab. gos. un-t, 2007. C. 270.

5. Zhilavskaya, I.V. Mediaobrazovatel'nye tekhnologii pechatnykh SMI (Media education technologies of printed mass media). VestnikMoskovskogo universiteta. Seriya 10. Zhurnalistika. № 5. 2011. C. 107-118.

6. Morozova, A.A. Mediaobrazovatel'nye internet-proekty v chelyabinskom radioprostranstve (Media educational Internet-projects in Chelyabinsk radio environment). Provintsialnyi megapolis v sovremennom informatsionnom obshchestve: materialy Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii (Chelyabinsk, 24-26 marta 2010 g.) Chelyabinsk, 2010. C. 110-115.

7. Sokolov, M.V. Setevoi mediaproekt kak sredstvo formirovaniya gotovnosti k professional'nomu samorazvitiyu budushchego pedagoga (Network media project as a means of readiness formation to professional self-development of a future lecturer). Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2013. № 10 (85). C. 68-73.

8. Paramonova, T.A. Mediaobrazovatel'nyi proekt kak forma ovladeniya professional'nymi kompetentsiyami (opyt Povolzhskoi gosudarstvennoi sotsial'no-gumanitarnoi akademii) (The media educational project as a form of professional competencies mastery (the experience of the Volga Region State Social and Humanitarian Academy). Problemy gumanitarnogo obrazovaniya: flologiya, zhurnalistika, istoriya: sb. nauch. st. II Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (g. Penza, 10-12 dekabrya 2015 g.) / Pod red. kand. ped. nauk, dots. T.V. Stryginoi. Penza, Izd-vo PGU, 2015. S. 149-151.

9. Fateeva, I.A. Novye tekhnologicheskie formaty mediaobrazovatel'nykh proektov (New technological formats of media education projects). Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2015. № 5 (360). Filologiya. Iskusstvovedenie. Vyp. 94. C. 40-46.

10. Paramonova, T.A. Infotejnment kak tekhnologiya sozdaniya mediaobrazovatel'nyh proektov v sisteme professional'nogo zhurnalistskogo obrazovaniya (The infotainment as a technology of the creation of the media education projects in the system of professional journalistic education). Izvestiya Samarskogo nauchnogo centra RAN. Socialnye, gumanitarnye, mediko-biologicheskie nauki. T. 19. №4. S.35-40.

11. Paramonova, T.A. Aksiologicheskii aspekt realizatsii mediaobrazovatel'nykh proektov v sisteme professional'nogo zhurnalistskogo obrazovaniya (Axiological aspect of the implementation of media education projects in the system of professional journalistic education). Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra RAN. Sotsialnye, gumanitarnye, mediko-biologicheskie nauki. 2017. T.19 № 5. S. 33-38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.