Научная статья на тему 'ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ (НА ПРИМЕРЕ МЕДИАЦИИ)'

ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ (НА ПРИМЕРЕ МЕДИАЦИИ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
30
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / LEGAL POLICY / ГРАЖДАНСКАЯ ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / CIVIL PROCEDURAL LAW POLICY / СУД / COURT / СУДЕБНАЯ СИСТЕМА / JUDICIAL SYSTEM / ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / PROCEDURAL LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Малько Е. А.

Статья посвящена выявлению основных традиций отечественной гражданской процессуальной правовой политики, а также определению ее новаций, которые влияют на ход развития указанной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONS AND INNOVATIONS OF DOMESTIC CIVIL PROCEDURAL LEGAL POLICY (ON THE EXAMPLE OF MEDIATION)

Article is devoted to identifying the main traditions of the national civil procedural legal policy, as well as the definition of its innovations, which influence on the development of this policy.

Текст научной работы на тему «ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ (НА ПРИМЕРЕ МЕДИАЦИИ)»

По видам ответственности, наступающей в результате противоправных деяний в сфере трудовых отношений, трудоправовые нарушения можно разделить на четыре группы:

1) влекущие трудоправовую (дисциплинарную, материальную) ответственность;

2) влекущие гражданско-правовую ответственность;

3) влекущие административную ответственность;

4) влекущие уголовную ответственность.

Приведенная классификация — адаптация к трудовому праву общепризнанного деления правонарушений на преступления и иные правонарушения — гражданские, административные, дисциплинарные1.

В зависимости от того, нормы каких источников трудового права нарушаются, трудоправовые нарушения можно разделить на:

— затрагивающие нормы международных правовых актов;

— затрагивающие нормы нормативных правовых актов, действующих в Российской Федерации;

— затрагивающие нормы локальных нормативных актов;

— затрагивающие нормы правовых актов — соглашений и коллективных договоров;

— затрагивающие условия трудового договора.

Учитывая определенный ст. 1 ТК РФ предмет трудового права, градацию трудоправовых нарушений можно провести в зависимости от вида отноше-¡5$ ний в сфере труда: § — в рамках трудовых отношений;

— в рамках иных непосредственно связанных с трудовыми отношений. ^ Приведенная классификация видов трудоправовых нарушений позволяет < правоприменителям четко и предметно ориентироваться во всем многооб-:: разии правовых запретов и обязанностей в сфере труда. На этой основе обе-^ спечивается дальнейшее улучшение работы по охране правопорядка, усиление ° борьбы с трудоправовыми нарушениями и укрепление законности в стране.

¡5 1 См., напр.: Самощенко И.С. Указ. соч. С. 138; см. также: Иоффе О.С., Шаргородский М.Д. т Указ. соч. М., 1961. С. 248. О

с Е.А. Малько,

кандидат юридических наук, ассистент

32 кафедры гражданского права и процесса

--юридического факультета Саратовского

государственного университета

^ им. Н.Г. Чернышевского

о [email protected]

сч

х

со

к

Традиции и новации отечественной гражданской процессуальной правовой политики (на примере медиации)

Аннотация: статья посвящена выявлению основных традиций отечественной гражданской процессуальной правовой политики, а также определению ее новаций, которые влияют на ход развития указанной политики.

Ключевые слова: правовая политика, гражданская процессуальная правовая политика, суд, судебная система, процессуальное законодательство.

Summary: article is devoted to identifying the main traditions of the national civil procedural legal policy, as well as the definition of its innovations, which influence on the development of this policy. Keywords: legal policy, civil procedural law policy, the court, the judicial system, procedural law.

Как известно, одной из важнейших задач правового государства цц является создание высокоэффективного и действенного правосудия как не- 1 обходимого фактора развития общества в целом. Н

Важно заметить, что на всех основных этапах развития истории g Российского государства особое внимание уделялось именно судебным ре- и формам. Еще при Александре II были проведены серьезные преобразования g в соответствующей сфере. Ч

В новейшей истории традиция развития и переустройства судебной Т деятельности продолжилась в 1991 г. Например, была принята Концепция ® судебной реформы, утвержденная Постановлением Верховного Совета О РСФСР от 24 октября 1991 г. № 1801-11. В этом документе содержатся осново- Г полагающие принципы реформирования устаревшей судебной системы для Ж приведения ее в соответствие с современными политическими, социальными Н и экономическими системами. Концепция считалась необходимым условием К функционирования России как демократического правового государства2 и i подтверждала сохранение курса на создание наравне с судами общей юрис- О дикции арбитражных и конституционных судов. ®

Предполагалось, что современная российская судебная система объеди- -3 нит в себе все лучшее, накопленное дореволюционной Россией, советским ^ Н государством. Однако происходящие в последнее время изменения носят 1 ° больше организационно-формальный либо политический характер3. | р

Помимо этого реформирование судебной системы в целом не должно е О проходить стихийно, непоследовательно и без учета интересов общества и 1 g отдельных граждан. Как справедливо заметил В.М. Жуйков, анализ рос- е ^ сийского процессуального законодательства «свидетельствует об отсутствии 3 | единой концепции его развития»4. I К

Все вышесказанное ставит на повестку дня вопрос об упорядочении ^ 1 судебной системы. Важную роль в его решении играет гражданская процессуальная правовая политика — достаточно новое, современное и актуальное правовое явление.

Однако данная политика является разновидностью правовой политики, под которой понимают научно обоснованную, последовательную и системную деятельность государственных и негосударственных структур по созданию

1 См.: Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 44, ст. 1435.

2 См.: Концепция судебной реформы в Российской Федерации / отв. за вып. Б.А. Золотухин. М., 1992. С. 108-109.

3 См.: Анохин В. С. Судебная система Российской Федерации: проблемы и пути совершенствования // Арбитражный и гражданский процесс. 2013. № 3. С. 7.

4 Теоретические и практические проблемы гражданского, арбитражного процесса и исполнительного производства : сборник науч. статей / предисл. В.М. Жуйкова. Краснодар; СПб., 2005. С. 13.

33

m

эффективного механизма правового регулирования, по цивилизованному использованию юридических средств в целях наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина и др.1 Правовая политика в зависимости от различных критериев может проявляться в виде политики правотворческой, правоприменительной, судебно-правовой, процессуально-правовой, конституционно-правовой, финансово-правовой, информационно-правовой, административно-правовой и др.

Еще в конце XIX — начале XX вв. учеными-юристами выделялись отраслевые виды правовой политики — гражданская, уголовная, финансовая и иные. Например, С.А. Муромцев отмечал, что разновидностью правовой политики выступает гражданско-правовая политика. «На основании ее указаний слагается догма гражданских правоопределений, которая излагает действующие в стране правоопределения в таком виде и по такой системе, которые прямо отвечают требованиям гражданско-судебной политики»2. Л.И. Петражицкий выделял гражданскую, уголовную, финансовую, аграрную политику. В частности, под предметом исследования гражданской политики он видел правовой механизм децентрализованной системы народного хозяйства3.

^ В контексте настоящей статьи научный интерес представляет одна из ^ разновидностей правовой политики — гражданская процессуальная правок вая политика, которая, на наш взгляд, является научно обоснованным, последовательным и системным руководством к действию, принятию решений ш органами государственной власти, местного самоуправления, их должностей ными лицами, негосударственными учреждениями и организациями в сфере ^ оптимизации механизма гражданского процессуального правового регули-< рования, а также принудительного исполнения судебных постановлений и актов других органов, в целях защиты нарушенных и оспариваемых прав, ^ свобод и законных интересов4.

^ Данный вид правовой политики представляет собой специализированна ную и самостоятельную политику именно в сфере цивилистического суш допроизводства и, тем самым, направлен на совершенствование механизма ^ гражданского процессуального правового регулирования. с В связи с этим указанная политика воплощается в реальность благодаря деятельности различных субъектов в рамках своих полномочий. Так, 34 ее реализацию невозможно представить без деятельности судебных органов. — Еще С.А. Муромцев верно отмечал, что «гражданско-правовая политика определяет цели и приемы, которыми должны руководствоваться законода-? тель и судья...»5. Сегодня указанное мнение не потеряло своей актуальности. ° По мнению С.Ф. Афанасьева, «субъектами, посредством которых гражданская

^ 1 См.: Правовая политика: словарь и проект концепции / под ред. А.В. Малько. Саратов, 2010. С. 26.

2 Муромцев С.А. Определение и основное разделение права. М., 1879. С. 14—15.

3 См.: Петражицкий Л.И. Теория и политика права. Избранные труды. СПб., 2010. С. 42, 62.

4 См. подробно: Малько Е.А. Гражданская процессуальная правовая политика в современной России : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2012; Ее же. Гражданская процессуальная правовая политика в современной России / под ред. С.Ф. Афанасьева. М., 2013.

5 Муромцев С.А. Указ. соч. С. 14-15.

о ш

и j=

процессуальная политика воплощается в жизнь, выступают суды, входящие в систему Российской Федерации»1.

Действительно, судебные органы (высшие судебные инстанции и нижестоящие суды) играют в формировании гражданской процессуальной правовой политики очень важную роль, т. к. их деятельность заключается в восстановлении социального мира и порядка, устранении конфликтных ч ситуаций, по возможности с учетом интересов всех участников процесса. ё Собственно, идея справедливости и предполагает, прежде всего, достижение ё баланса интересов2. и

Однако не стоит забывать, что судебная система периодически подвергается реформированию, вбирает в себя последние тенденции современности и новации в области процессуального законодательства, которые не могут не коснуться рассматриваемого вида правовой политики. ]

В связи с тем, что суды общей юрисдикции являются субъектами ука- ] занной политики, а проблема их чрезмерной загруженности представляется В достаточно актуальной, целесообразным представляется внедрение альтер- Н нативных способов разрешения гражданско-правовых споров. §<

В последнее время уделяется повышенное внимание альтернативным 3 способам разрешения гражданско-правовых споров. Федеральный закон от | 27 июля 2010 г. № 193-Ф3 «Об альтернативной процедуре урегулирования С споров с участием посредника (процедуре медиации)» (с изм. и доп., всту- | пившими в силу с 1 сентября 2013 г.)3 (далее — ФЗ «О процедуре медиации») р предусматривает становление и развитие полноценных институтов медиации ц в виде практикующих медиаторов, организаций, оказывающих содействие С в проведении процедуры медиации, и даже специализированных саморегу- § лируемых организаций. н 0

«Процедура медиации — это один из элементов единой системы урегу- П s< лирования и разрешения правовых споров, представляющий собой само- М 3 стоятельный внеюрисдикционный способ урегулирования правового спора ч о путем переговоров сторон при содействии нейтрального лица — медиатора»4. М Медиатор ставит перед собой задачу, нацеленную, в основном, на то, чтобы д § помочь сторонам снова завязать, выстроить или сохранить отношения. Его ц т цель — построить будущее, цель судопроизводства — навести порядок в прошлом5.

Если рассматривать статистику досудебного урегулирования споров, 35

то она демонстрирует, что в США до 95 % споров разрешается, не до- -

ходя до суда, в Англии — до 87 %, в Словении — 35 %, в России — не более 5—6 %. Однако в России становление института медиации только 2 начинается, что сталкивает его со многими проблемами, в том числе ^

1 Афанасьев С.Ф. Гражданская процессуальная политика как элемент правовой политики // § Проблемы защиты прав и законных интересов граждан и организаций : материалы междунар. g науч.-практ. конференции. Краснодар; Сочи, 2002. С. 75.

2 См.: Орешкин С.Н. Введение в судебную политику. Элиста, 2007. С. 69.

3 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 31, ст. 4162.

4 Калашникова С.И. Медиация в сфере гражданской юрисдикции. URL: http://lawtheses.com/ mediatsiya-v-sfere-grazhdanskoy-yurisdiktsii (дата обращения: 15.12.2013).

5 См.: URL: http://mediacia.com/merout.php?id=46 (дата обращения: 15.12.2013).

связанными с недостаточной информированностью общества о нем и нехваткой эффективных программ подготовки медиаторов по урегулированию разногласий по семейным, жилищно-коммунальным, трудовым, гражданским и иным спорам1.

На Первой Российско-Французской конференции по медиации 30 сентября 2010 г. Председатель Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькин отметил, что медиация способна взять на себя часть важной функции судебной деятельности — восстановление мира между спорящими сторонами, и это никоим образом не повлечет за собой уменьшения роли суда: «Напротив, медиация, освобождая суды от части нагрузки, в определенной мере усилит оперативность и эффективность рассмотрения и разрешения дел, по которым сторонам не удается прийти к согласию»2. Он также подчеркнул, что альтернативные способы решения споров могут успешно применяться там, где есть хорошо развитая, устойчивая система судопроизводства3. С этим нельзя не согласиться.

Бесспорно, указанные изменения способствуют повышению эффективности гражданской процессуальной правовой политики. Кроме того, они дают возможность развивать гражданское судопроизводство более перспективно, ^ ориентируясь при этом на европейские стандарты правосудия. ^ В заключение отметим, что, сочетая традиции и новации отечественной к гражданской процессуальной правовой политики, можно сформировать m четкую концепцию гражданского процессуального законодательства, без m которой сложно представить его продуктивность.

с 1 См.: Перспективы развития медиации в республике Башкортостан : обзор материалов круглого s стола. Евразийская адвокатура. 2013. № 2.

< 2 URL: http://mediacia.com/merout.php?id=46 (дата обращения: 15.12.2013). ;= 3 См.: Там же.

36

то

0J

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.