«все хотят расписываться ни за что»1, но вряд ли в случае с подконтрольным государству оказанием бесплатной юридической помощи это будет иметь место. Действительно, в случае назначения адвоката в качестве представителя судом в связи с неизвестностью места жительства ответчика, а также в иных предусмотренных законом случаях, представитель фактически не в полной мере защищает интересы доверителя. Позицию представляемого по спорному вопросу адвокат может и не знать, поскольку на практике эта норма, в основном, применяется именно в связи в отсутствием ответчика2. Однако при оказании бесплатной юридической помощи доверитель фактически присутствует, настаивает на защите своих прав и законных интересов, а также имеет возможность в случае ненадлежащего оказания юридических услуг обратиться с соответствующей жалобой.
Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что случаи, в которых юридическая помощь в соответствии с законодательством Российской Федерации должна оказываться бесплатно, в основном, не представляют особой правовой сложности для лиц, обладающих высшим юридическим образованием. Поэтому считаем, что Закон окажет воздействие на упрощение ряда юридических процедур.
В заключение хочется отметить, что, несмотря на некую «сырость», непродуманность Закона, он все же решает ряд принципиальных задач как для правовой системы Российской Федерации в целом, так и для системы процессуального права в частности, поднимая оказание бесплатной юридической помощи на высокий правовой уровень и обеспечивая тем самым реализацию гарантированного права на юридическую помощь наименее социально защищенным гражданам.
1 См.: Мельниченко Р. Указ. соч.
2 См. об этом: Харлашина Т.Е. Назначение адвоката в качестве представителя судом // Адвокатская практика. 2010. № 4.
С.А. Семикина,
кандидат юридических наук, доцент, старший научный сотрудник Саратовского филиала Института государства и права РАН svetlanasemikina@rambler. ги
Роль актов арбитражных судов в реализации арбитражной процессуальной правовой политики
Аннотация: статья посвящена анализу категории арбитражной процессуальной правовой политики, которая имеет важное значение для развития арбитражного процессуального права, арбитражного процессуального законодательства, а также влияет на эффективность функционирования системы арбитражных судов.
Ключевые слова: арбитражная процессуальная правовая политика; правовая политика; арбитражные суды; судебная политика; судебный прецедент; арбитражное процессуальное право; судебная практика.
51
Summary: this article is devoted to the analysis of category to arbitration procedural legal policy which matters for development of an arbitration procedural law, arbitration procedural legislation, and also influences efficiency of functioning of system of arbitration courts.
Keywords: arbitration procedural legal policy; legal policy; arbitration courts; judicial policy; judicial precedent; arbitration procedural law; jurisprudence.
Арбитражная процессуальная правовая политика — одно из самостоятельных направлений правовой политики. В данном случае правовая политика направлена на осуществление правосудия арбитражными судами в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражная процессуальная политика имеет важное значение для развития арбитражного процессуального права, арбитражного процессуального законодательства, а также влияет на эффективность функционирования системы арбитражных судов, реализацию задач модернизации российской экономики. Это обусловливает актуальность и значимость категории арбитражной процессуальной правовой политики.
По мнению В.А. Терехина и С.Ф. Афанасьева, «судебно-правовая политика есть научно обоснованная, последовательная и системная деятельность государства, его органов и должностных лиц, негосударственных институтов и других субъектов социальных связей по выработке правовых идей, реализуемых в сфере организации и осуществления правосудия»1. т Под судебной политикой в сфере арбитражного процессуального права ^ можно понимать целенаправленную, системную деятельность арбитражных к судов, связанную с обеспечением, восстановлением и защитой прав, свобод ш и законных интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной эко-^ номической деятельности.
с Соответственно, арбитражная процессуальная правовая политика есть ^ указанная деятельность по выработке и реализации правовых идей в сфере
организации и осуществления экономического правосудия2. н Итак, арбитражная процессуальная правовая политика реализуется, с прежде всего, в Арбитражном процессуальном кодексе РФ, а также через с постановления Пленума ВАС РФ и Президиума ВАС РФ.
По нашему мнению, в первую очередь следует обратить внимание на по-§ становления Пленума и Президиума ВАС РФ, т. к. они играют существенную <С роль в данной политике.
с Согласно п. 2 ст. 13 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»3 постановле-52 ния Пленума ВАС РФ обязательны для арбитражных судов, а в соответствии с п. 4 ст. 170 АПК РФ ссылки на такие постановления могут содержаться в мотивировочной части решения. Суды часто применяют данную норму. В Постановлении Пленума ВАС РФ от 28 мая 2009 г. № 36 «О применении см Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции» судам апелляционной и кассационной инстанций при рассмотрении соответственно апелляционных и кассацион-
1 Терехин В.А., Афанасьев С.Ф. Судебно-правовая политика // Правовая политика России: теория и практика / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 2006. С. 311.
2 См.: Правовая политика : учеб. пособие / под ред. А.В. Малько, Р.В. Пузикова. Тамбов, 2012. С. 443.
3 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 18, ст. 1589.
СО
OJ
ных жалоб на судебный акт, основанный на положениях законодательства, практика применения которых после его принятия определена ВАС РФ, предлагается учитывать правовую позицию суда при оценке наличия оснований о для изменения или отмены обжалуемого судебного акта. Так, «арбитражным ^ судам надлежит исходить из разъяснений, данных в... Постановлении Пленума | Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации»1. ^
Приведем пример постановления Президиума ВАС РФ
2012 г. № 9443/122, в котором четко устанавливается ссылка не только на
гражданское законодательство, но и на разъяснения, содержащиеся в н
Информационном письме Президиума ВАС РФ от 11 января 2002 г. № 66 §
«Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой». В этом же су
постановлении впервые стало говориться и о соответствующих правовых В
подходах, которые закреплены в постановлениях Президиума Высшего ш Арбитражного Суда Российской Федерации от 8 апреля 2008 г. № 1051/08 и
от 7 июня 2011 г. № 1744/113. и
Приведем еще один пример, доказывающий существование и реали- ц
зацию прецедента в системе судов арбитражной юрисдикции в настоящее I
время. На официальном сайте ВАС РФ представлены «Правовые по- б
зиции Президиума ВАС РФ». При изучении судебной практики особое р
внимание следует уделять анализу правовых позиций по применению |
отдельных норм законодательства, сформулированных Президиумом й
Высшего Арбитражного Суда РФ при рассмотрении судебных дел в по- =,
рядке надзора. Для облегчения изучения практики Президиума Высший ц
Арбитражный Суд Российской Федерации начинает публиковать обзоры С
постановлений Президиума по конкретным делам. Данные обзоры носят Л
информационный характер, позволяют получить предварительное пред- О
ставление о предмете спора и дают краткое описание правовой позиции s<
высшей судебной инстанции. g
В настоящее время на официальном сайте ВАС РФ (www. arbitr.ru) имеется о
опубликованный проект обзора судебной практики рассмотрения арбитражны- I
ми судами дел о возмещении вреда, причиненного государственными органа- Л
ми, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами4. т
К примеру, в соответствии с п. 3 проекта при рассмотрении иска о воз- и мещении вреда суд оценивает законность соответствующего ненормативного
акта, решения или действия (бездействия) государственного или муниципаль- 53
ного органа (должностного лица). Тот факт, что ненормативный правовой — акт не был признан в судебном порядке недействительным, а решение или
действие (бездействие) государственного органа — незаконным, сам по себе £
1 О применении Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел в арби- о тражном суде апелляционной инстанции : постановление Пленума ВАС РФ от 28 мая 2009 г. № 36 // Вестник ВАС. 2009. № 8.
ф
а
2 Документ опубликован не был. Доступ из СПС «КонсультантПлюс». |
3 Документы опубликованы не были. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
4 См.: Проект Обзора судебной практики рассмотрения арбитражными судами дел о возмещении вреда, причиненного государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами. URL: http://www.arbitr.ru/_upimg/234EF3895735CD01FF6 9722A65BAE620_presidium_01Jul.pdf (дата обращения: 25.01.2013).
-О X
со
не является основанием для отказа в иске о возмещении вреда, причиненного таким актом, решением или действием (бездействием).
Таким образом, в настоящее время можно говорить о признании судебного прецедента судебной практикой со стороны органов судебной власти, а именно, высшими судебными органами.
В целом споры в отечественной юридической литературе о том, являются ли судебные акты источником права, берут начало в XIX в. Не вдаваясь в подробности имевшей место до и после революции 1917 г. дискуссии, отметим лишь, что решения Правительствующего Сената как высшего дореволюционного судебного органа, а тем более разъяснения Верховного Суда СССР, РСФСР на практике часто использовались в качестве источника права1.
В настоящее время высшие судебные инстанции всячески поддерживают идею о правотворческом характере выносимых ими постановлений. В данном аспекте проблематики Председатель ВС РФ В.М. Лебедев пишет: «...законодательно-нормативный путь формирования российского права не исключает возможности развития прецеденого права»2.
Председатель ВАС РФ A.A. Иванов придерживается такого же мнения: «Судебное толкование требуется прежде всего тогда, когда качество законов является низким.... Поэтому через судебное толкование и обеспечивается правовая стабильность»3.
С высказанной позицией согласен экс-Президент РФ Д.А. Медведев: «Полагаю, что нет смысла объяснять, какую роль играют постановления m пленумов высших судебных инстанций для точного толкования закона, для
единообразного применения гражданского закона»4. s Судебный прецедент можно определить как решение по конкретному делу, < являющееся обязательным для судов той же или низшей инстанции при ре-s шении аналогичных дел либо служащее примерным образцом толкования за-g кона, не имеющим обязательной силы. Он создается не любым судом, а только ^ высшими органами судебной власти и по конкретному делу, которое становится к обязательным для нижестоящих судов при рассмотрении аналогичных дел. g По мнению П.А. Гука, в случае если судебное решение нижестоящего ^ суда «пройдет» все судебные инстанции и будет оставлено без изменения с высшими судебными органом, можно говорить, что суд выработал прецедент, но только в том случае, если созданы новые правовые правила, регулирую-54 щие спорные отношения5.
- Характерными чертами судебного прецедента являются: 1) разработка
только органами судебной власти; 2) использование при его создании определенной юридической процедуры; 3) обязательность применения; 4) необхо-
0J 1 О подробном анализе дискуссии см., напр.: Молчанов В.В. Источники правового регулирования судебного доказывания // Ученые-юристы МГУ о современном праве / под ред. М.К. Треушникова. М., 2005. С. 123-126.
2 Лебедев В.М. Судебная власть в современной России: проблемы становления и развития. СПб., 2001. С. 215.
3 Иванов А.А. Суды должны понимать истинную цель сделок // Время новостей. 2005. 23 нояб.
4 Из выступления Д.А. Медведева на научно-практической конференции, посвященной 15-летию образования арбитражных судов Российской Федерации (Закон. 2007. № 5. С. 13).
5 См.: Тук П.А. Судебный прецедент: теория и практика. М., 2009. С. 42.
СО
т—
О
димость официального опубликования в сборниках1. Стоит добавить еще одну черту — обязательность для всех нижестоящих арбитражных судов
правовой позиции ВАС РФ по применению законодательства по конкретным о
категориям дел. g
Нижестоящие арбитражные суды нередко принимают противоположные, |
а иногда и взаимоисключающие акты. Несомненно, нижестоящие суды g
играют роль в формировании судебной практики. Именно на них лежит Рб
бремя вынесения судебных решений, которые впоследствии высшие суды р
либо принимают, либо отменяют2. |
Таким образом, акты арбитражных судов, в особенности выносимые ВАС §
РФ, играют важную самостоятельную роль в формировании арбитражной у
процессуальной правовой политики. В
В России свойство обязательности придается не только постановлениям ш
Пленума и Президиума ВАС РФ, но и постановлениям Конституционного g
Суда РФ, постановлениям Пленума ВС РФ. В случае отклонения судей от g
выполнения и применения правоположений, выработанных этими высшими ц
судебными органами, судебный акт нижестоящих судов может быть отменен3. Ш
Таким образом, в настоящее время можно говорить, во-первых, что б
запущен механизм защиты прав и свобод субъектов в сфере предприни- Р
мательской и иной экономической деятельности — создается судебный |
прецедент, во-вторых, законодателем введена санкция за отклонение от вы- й
работанного и введенного в действие судебного прецедента с учетом ст. 311 Р
АПК РФ — определение либо изменение в постановлении Пленума Высшего ц
Арбитражного Суда Российской Федерации или в постановлении Президиума С
Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации практики применения 1
правовой нормы, если в соответствующем акте Высшего Арбитражного Суда О
Российской Федерации содержится указание на возможность пересмотра s<
вступивших в законную силу судебных актов в силу данного обстоятельства. g
--в
1 См.: Тук П.А. Судебный прецедент: теория и практика. М., 2009. С. 115. в
2 См.: Савельева О.А. Единой стране — единую судебную практику // Вестник Орловского гос. й ун-та. 2009. № 1. С. 103-104. О
3 См.: Тук П.А. Судебное нормотворчество: теория и практика. Германия, Саарбрюкен, 2012. и С. 73. g
55
о О
О ф
S
s *
S 5 Ш