Научная статья на тему 'ПРОЦЕССУАЛЬНО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ'

ПРОЦЕССУАЛЬНО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
71
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОТВОРЧЕСКАЯ ФОРМА ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ / LAWMAKING FORM OF PROCEDURAL POLICY / ПРОЦЕССУАЛЬНО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / PROCEDURAL AND LEGAL POLICY / ПРАВОВАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА / LEGAL SOCIETY / PROCEDURAL LEGAL RELATIONSHIPS / GOALS / ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ФОРМА ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ / DOCTRINAL-FUNCTIONAL FORM OF PROCEDURAL POLICY ENFORCEMENT FORM OF PROCEDURAL POLICIES / ПРОЦЕССУАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ЦЕЛИ ПРОЦЕССУАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ / ДОКТРИНАЛЬНАЯ ФОРМА ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пономаренков В.А., Порунова О.Г.

В статье проводится анализ тенденций развития и дается сущностная характеристика процессуально-правовой политики. Отмечается, что процессуально-правовая политика представляет собой целенаправленную, научно-обоснованную, последовательно-системную деятельность государственных органов и должностных лиц по созданию эффективного механизма процессуально-правового регулирования, оптимизации процессуальной деятельности в целях реализации основных ее назначений, наиболее полной защиты прав, свобод и законных интересов субъектов процессуальных отношений. Процессуально-правовая политика выступает частью политики государства, без которой законодатель и правоприменительные органы не смогут в полной мере обеспечить реализацию назначений юридического процесса, что приведет к «дискриминации» идеи демократического, социального, правового государства. Обеспечение эффективности процессуальной политики предполагает необходимость ее реализации в форме целенаправленной активной правотворческой и практической деятельности управомоченных субъектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN PROCEDURAL LEGAL POLICY

In the article the analysis of trends and given essential characteristic of procedural and legal policy. It is noted that procedural and legal policy is targeted, evidence-based, consistent, systemic activity of state bodies and officials to establish an effective mechanism for procedural and legal regulation, optimization of remedial activity in order to realize its main assignments, the fullest protection of the rights, freedoms and lawful interests of procedural relations. Procedural and legal policies are part of the policy of the state, without which the legislator and law enforcement authorities will not be able to fully ensure the implementation of the assignment of a legal process that will lead to "discrimination" the idea of ​​a democratic, social, legal state. Ensuring the effectiveness of remedial policy requires its implementation in the form of targeted active law-making and practical activities of entitled subjects.

Текст научной работы на тему «ПРОЦЕССУАЛЬНО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»

• ПРЕДСТАВЛЯЕМ ЮРИДИЧЕСКИЕ ВУЗЫ РОССИИ -СЫЗРАНСКИЙ ФИЛИАЛ САМАРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА •

_0 X

со

<

ш О ш

□Е

с

с

о

с

о; <

ш О ш

□Е

с

В.А. Пономаренков,

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и арбитражного

процесса

Самарского государственного экономического университета О.Г. Порунова,

старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Сызранского филиала Самарского государственного экономического университета

V.A. Ponomarenkov,

Candidate of Law, Associate professor, department of civil and arbitration process Samara State University of Economics 2770402@mail.ru

O.G. Porunova

Senior teacher of department of civil disciplines Syzran branch of the Samara state economic university olga.porunova@rambler.ru

96

Процессуально-правовая политика современной России

Аннотация: в статье проводится анализ тенденций развития и дается сущностная характеристика процессуально-правовой политики. Отмечается, что процессуально-правовая политика представляет собой целенаправленную, научно-обоснованную, последовательно-системную деятельность государственных органов и должностных лиц по созданию эффективного механизма процессуально-правового регулирования, оптимизации процессуальной деятельности в целях реализации основных ее назначений, наиболее полной защиты прав, свобод и законных интересов субъектов процессуальных отношений. Процессуально-правовая политика выступает частью политики государства, без которой законодатель и правоприменительные органы не смогут в полной мере обеспечить реализацию назначений юридического процесса, что приведет к «дискриминации» идеи демократического, социального, правового государства. Обеспечение эффективности процессуальной политики предполагает необходимость ее реализации в форме целенаправленной активной правотворческой и практической деятельности управомоченных субъектов.

Ключевые слова: процессуально-правовая политика, правовая жизнь общества, процессуально-правовые отношения, цели процессуально-правовой политики, доктринальная форма процессуальной политики, правоприменительная форма процессуальной политики; правотворческая форма процессуальной политики.

<0

О

0J

Modern procedural legal policy

Abstract: in the article the analysis of trends and given essential characteristic of procedural and legal policy. It is noted that procedural and legal policy is targeted, evidence-based, consistent, systemic activity of state bodies and officials to establish an effective mechanism for procedural and legal regulation, optimization of remedial activity in order to realize its main assignments, the fullest protection of the rights, freedoms and lawful interests of procedural relations. Procedural and legal policies are part of the policy of the state, without which the legislator and law enforcement authorities will not be able to fully ensure the implementation of the assignment of a legal process that will lead to «discrimination» the idea of a democratic, social, legal state. Ensuring the effectiveness of remedial policy requires its implementation in the form of targeted active law-making and practical activities of entitled subjects.

Keywords: procedural and legal policy, legal society, procedural legal relationships, goals, procedural and legal policy, doctrinal-functional form of procedural policy enforcement form of procedural policies; lawmaking form of procedural policy.

Те

тенденции развития и вопросы сущности процессуально-правовой политики, оставаясь весьма актуальными, до сих пор изучены недостаточно.

Сегодня процессуально-правовая политика представляет собой целенаправленную, научно-обоснованную, последовательно-системную деятельность, прежде всего, государственных органов и должностных лиц по созданию эффективного механизма процессуально-правового регулирования, оптимизации процессуальной деятельности в целях реализации основных ее назначений, наиболее полной защиты прав, свобод и законных интересов субъектов процессуальных отношений.

Процессуально-правовая политика является самостоятельной частью единой государственной политики, в основе которой лежит понимание содержательной ее ценности. По своей сути процессуально-правовая политика представляет собой обеспечение присущими государству властно-распорядительными средствами, развития процессуального законодательства, О направленного на обеспечение эффективной деятельности соответствующих р органов и должностных лиц, осуществляющих процессуально-правовую ш

Z1 "О

о

J= ®

п

у

и

о

деятельность при гарантировании защиты личности, ее прав и свобод, интересов общества и государства.

Таким образом, ближайшие цели процессуально-правовой политики состоят в повышении степени упорядоченности юридического бытия, совершенствовании существующих юридических средств и процессуальных механизмов для повышения качества и обеспечения эффективности деятельности. Стратегическая цель — регламентация правовых инструмен- м тов, изначально предполагающих учет социально-факторных элементов в ® процессуальных отношениях. й

К числу наиболее актуальных задач формирования современной о процессуально-правовой политики, требующих скорейшего решения, от- | носится следующее:

1. Оптимизация правового регулирования процессуальной сферы правовой жизни общества.

2. Обеспечение соблюдения правовой законности и социальной справедливости при применении норм процессуального закона. р р

3. Обеспечение реальной гарантированности правовой защищенности ^ ^ субъектов процессуально-правовых отношений. § §

о

4. Улучшение координации деятельности органов и должностных лиц, - |

осуществляющих процессуальную деятельность. §

0) -

5. Организация эффективного взаимодействия внутригосударственных -с и международных органов отправления правосудия. §

6. Безусловность исполнения судебного решения.

Данный перечень не является исчерпывающим, но определяет основные направления формирования процессуально-правовой политики.

Отечественная процессуально-правовая политика реализуется в доктри-нальной, правотворческой, правоприменительной и других формах. Так, во многом сначала основные идеи правовой политики возникают в рамках юридической науки, ученые их выдвигают и обосновывают в своих трудах, экспертных заключениях, концепциях [1]. Именно поэтому первой формой реализации процессуальной политики считают именно доктринальную. Данная форма носит интеллектуально-волевой, целенаправленный характер и выражается в государственном санкционировании научных достижений в качестве правил регулирования процессуальных отношений.

Правоприменительная форма процессуальной политики представляет собой деятельность специально уполномоченных органов и должностных лиц по реализации нормативных актов путем осуществления процессуальной деятельности и принятия процессуальных актов применения права органами и должностными лицами.

Правоприменение в процессуальной сфере правового регулирования — сложная совокупность условий и предпосылок, наличие которых непосредственно х обусловливает четкое исполнение конкретных требований процессуального ^ закона.

к Правоприменительная форма процессуальной политики нацелена на оптимизацию деятельности специально уполномоченных органов и долж-§ ностных лиц, осуществляющих процессуальную деятельность. Именно эти лица непосредственно обеспечивают с помощью правовых средств проведение ^ в жизнь процессуальной политики, которая характеризуется следующими <5 чертами:

:: - унификацией процессуального законодательства и практики его ^ применения;

° - демократизацией процессуальных мер воздействия; к - обеспечением законности и социальной справедливости при применена нии процессуальных норм;

т - укреплением судебной власти, повышением ее независимости, авторитета;

- признанием приоритета общечеловеческих ценностей и использованием 98 достижений мировой цивилизации.

- Процессуальная политика имеет свои приоритеты, содержание и направленность которых вытекают из содержания общепризнанных, фундаментальных норм и принципов международного права, конституционных нормативных установлений, концепций (стратегий) развития законодательства, реализуемых в правоприменительной деятельности. Одним из таких основных приоритетов процессуальной политики является соблюдение и защита неотъемлемых прав личности.

Однако необходимо учитывать, что при изменении направления развития государства, смене социально-правовых ориентиров и т. д. происходит и изменение (полный отказ, частичная смена или расширение) приоритетов развития и реализации процессуальной политики.

о

сч

о

с

®

п и

В современном обществе имеет место система факторов, влияющих на такие изменения и определяющих такие тенденции, которые должны рассматриваться в комплексе. К ним можно отнести следующее:

- систему общепризнанных, фундаментальных принципов, признаваемых государством;

- приоритеты общей правовой политики, декларируемые в государстве;

- соотношение внутренних политических сил, способных влиять на содержание процессуальной политики;

- установление и учет социально-факторных (этнических, религиозных, языковых, социобиологических и др.) особенностей процессуальных отношений;

- соблюдение международных, создание и выполнение национальных стандартов процессуальной деятельности и др.

О содержании процессуальной политики государства можно судить по законодательно сформулированным принципам, стандартам и гарантиям процессуальной деятельности, поскольку именно эти элементы представляют собой в общих чертах образ реального юридического процесса.

Правотворческая форма процессуальной политики связана с совершенствованием нормативно-правового регулирования процессуальных отношений. н

Низкое качество современного процессуального законодательства, за- п путанность содержащихся в нем норм, проблемы правовой регламентации а различных процессуально-правовых механизмов являются давно обсуждае- ° мыми вопросами, не теряющими своей актуальности и сегодня. Поэтому § именно противоречивостью и неоднозначностью нормативного регулирова- Л ния процессуальных отношений обусловливается необходимость научного и обеспечения правотворческой формы процессуально-правовой политики. а

Целью правотворческой формы процессуально-правовой политики явля- § ется «достижение последовательности и преемственности в законотворчестве, е обеспечение строгой системности и непротиворечивости законодательства, с § тем, чтобы принимаемые законы и подзаконные акты изначально учитывали § многообразие жизни, морально не "устаревали" бы уже сразу после введения р их в действие» [2]. 8

Средствами научного обеспечения правотворческой формы процессуально- 1 правовой политики являются: экспертиза законопроектов; социально-правовой эксперимент; научное прогнозирование и законодательное планиро- дд вание; осуществление правового мониторинга; исследование общественного — мнения и др.[3].

Необходимость проведения экспертизы законопроектов обусловливается следующими факторами:

о а

Н Н

5 о

- отсутствием специального профессионального образования у подавляю- тз § щего большинства представителей депутатского корпуса; § §

- необходимостью обеспечения качества законопроектов, проведения § анализа документов на соответствие Конституции РФ и действующему § законодательству;

- необходимостью обеспечения внутренней логики законопроекта, устранения противоречий между его структурными единицами; проведе-

ния оценки соответствия текста законопроекта языковым правилам; дачей финансово-правового заключения (в случае проведения финансовой экспертизы Правительством РФ и Счетной палатой РФ) и т. д.

Возможность проведения экспертиз законопроектов предусмотрена Регламентами обеих палат Федерального Собрания. Так, Регламент Государственной Думы ФС РФ предусматривает проведение правовой, лингвистической и ряда других экспертиз [4]. В Совете Федерации предусмотрено, что на стадии предварительного рассмотрения законопроекта комитет «может приглашать... ученых и специалистов в качестве экспертов» [5]. Статья 27 Регламента Государственной Думы говорит о факультативных экспертизах, которые могут инициироваться профильными комитетами в случае необходимости, и самой распространенной из них является научная экспертиза законопроектов. Она может осуществляться научными институтами, специализированными научно-исследовательскими учреждениями, ведущими учеными.

К сожалению, сегодня результаты обобщения опыта и сравнительно-правых исследований в сфере регулирования процессуальных отношений практически не используются; недостаточно четко сформулированы нормы, касающиеся мер процессуального воздействия; в законе имеются положения, х реализация которых зависит исключительно от субъективного отношения ^ лиц, осуществляющих процессуальную деятельность; в правоприменительной к практике нередко нарушаются основополагающие принципы процессуальной деятельности; не учитываются социально-факторные (этносоциальные, § конфессиональные, языковые, социобиолоические и др.) особенности участок ников процессуальных отношений, компактно проживающих в различных ^ регионах нашей страны, и т. д. Таким образом, необходимость модернизации <5 отечественного процессуального законодательства становится все более оче-:: видной, в том числе и на региональном уровне.

^ Оптимизация процессуальной деятельности предполагает, наряду с ре° формированием функционального состояния органов и должностных лиц, ее к осуществляющих, и внутренние процедурные ее изменения, учет социально-т факторных особенностей участников процессуальных отношений в целях ш обеспечения прав и свобод личности, а также обеспечения эффективности самой процессуальной деятельности.

Предложения о внесении изменений в Конституцию РФ (ст. 71 и 72), 100 касающихся разграничения предмета совместного ведения Российской - Федерации и субъектов Федерации с тем, чтобы вопросы правового регулирования отдельных процессуальных отношений были переданы на разрешение субъектов Федерации, высказывались учеными неоднократно. В частности, предлагалось предусмотреть право субъектов Федерации дополнять (в установленных федеральным законом пределах) федеральное процессуальное законодательство, а также указать условия, при которых это возможно; установить перечень вопросов и (или) статей, в отношении которых дополнения допускаются; предоставить субъектам Федерации право регламентировать отдельные процессуальные действия с учетом этноконфессиональных, языковых особенностей населения территории, дополнять перечень про-

о

сч

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

цессуального воздействия в соответствии с этническими, религиозными и территориально-ландшафтными условиями региона.

Правовая политика в современной России нацелена на активное внедрение новых, альтернативных традиционному, способов урегулирования правовых споров. Так, в 2010 г. был принят Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». Предусмотренные Законом процедуры направлены на урегулирование гражданско-правовых споров, однако аналогичные процессуальные механизмы могут и должны быть приняты и в сфере разрешения уголовно-правовых конфликтов, например, по делам частного обвинения и т. д.

Внесудебные примирительные механизмы урегулирования правовых конфликтов являются перспективным направлением развития современной юридической науки, подлежат нормативно-правовой легализации.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что процессуальная политика выступает частью политики государства, без которой законодатель и право- о применительные органы не смогут в полной мере обеспечить реализацию ® назначений юридического процесса, что приведет к «дискриминации» идеи Ю демократического, социального, правового государства. Обеспечение эффек- ? тивности процессуальной политики предполагает необходимость ее реализа- -ции в форме целенаправленной активной правотворческой и практической а

деятельности управомоченных субъектов. В

ю а

Список литературы:

1. Малько, А.В. Правозащитная политика в современной России: необходимость U формирования // Социология и право. — 2010. — № 4. — С. 36—43. U

2. Петухова, М.А. Применение норм уголовно-процессуального права следовате- ш лями органов внутренних дел в условиях реформирования уголовно-процессуального о законодательства Российской Федерации (на примере следственных подразделе- е ний субъекта РФ — Ленинградской области) : автореф. дис. ... канд. юрид. наук / | М.А. Петухова. — СПб., 2003. О

3. Зелепукин, А.А. Российское законодательство: состояние и проблемы опти- sc мизации / А.А. Зелепукин; под ред. Н.И. Матузова. — Саратов: Саратовский юридический институт МВД России, 2007. — 168 с.

4. О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской s Федерации : постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ

от 22 января 1998 г. № 2134-II // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1998. — 1Q1

№ 7, ст. 801. -

5. О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации : постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ Р ®

от 30 января 2002 г. № 33-СФ // СПС «КонсультантПлюс». ' "

I? Э 5 о

1 5

8 -о

о

01

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.