2. Заика В.М., Кукарцев В.Н., Хотько В.И. Методические рекомендации для спортсменов-стрелков высокой квалификации, Брест: ОАО «Брестская типография», 2002. 16 с.
3. ИльинЕ.П. Дифференциальная психология. СПб.: Питер, 2001. 464 с.
4. Марищук Л.В., Заика В.М. Оптимальное состояние и пути его достижения в стрелковом спорте. «Олимпийский спорт и спорт для всех»: тезисы V международного научного конгресса. Гл. ред. М.Е. Кобринский, 2001. 439 с.
5. Мерлин В.С. Особенности свойств высшей нервной системы и темперамента в связи со спортивной деятельностью. / Очерки теории темперамента. Изд. 2. Пермь: Пермское книжное издательство, 1973. С. 291-294.
6. Полякова Т.Д. Психолого-педагогические основы управления движениями в стрелковом спорте. Мн., 1993. 49 с.
7. Психические состояния / Сост. и общ. ред. Л.В. Куликова. СПб.: Питер, 2000. 512 с.
ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ: НОВОЕ В ПРИВЫЧНОМ
Матюхина Е.В.
Матюхина Елена Владимировна - учитель начальных классов и английского языка, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 64, г. Чебоксары
Аннотация: в статье рассматривается тема социализации подростков в современной школе. Автор предлагает решение проблемы социализации через технологию организации самоуправления. Анализируются активизация и вовлечение подростков в общественно полезную деятельность через проект «Школа - наш дом», формат которого предполагает сознательное усвоение форм и способов социальной жизни, выработку собственных ценностных ориентаций, позволяющих подростку самореализоваться как личности.
Ключевые слова: социализация, социальное воспитание, образовательный процесс.
Несмотря на то, что процессы обучения и личностного воспитания находились в тесной взаимосвязи на протяжении всего существования педагогики, наиболее актуальные тренды диктуют необходимость перенесения акцента с традиционной функции учителя как распространителя знаний на роль помощника в процессе социализации. Таким образом, на передний план образовательной системы выносится необходимость помочь ребенку стать полноценным членом общества. В данной работе рассматриваются теоретические и практические аспекты организации процесса социализации через самоуправление.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА: ДРАЙВЕРЫ И ПРЕПЯТСТВИЯ
Новая парадигма педагогики в рамках концепции личностно-ориентированного образования стремится осмыслить социализацию как педагогическое явление. В этой связи представляется необходимым определить, в какой мере современная школа способна обеспечить благоприятные условия для включения ребенка в жизнь общества и, напротив, какие препятствия на пути этого процесса она невольно создает.
Социализация - самое широкое понятие в становлении личности. Оно предполагает не столько сознательное усвоение готовых форм и способов социальной жизни, сколько выработку собственных ценностных ориентаций и стиля поведения, что позволяет человеку самореализовываться как личности [1]. Иными словами, под социализацией мы понимаем включение личности в систему общественных
отношений и развитие способности к самостоятельному воспроизводству этих отношений, «развитие деятельности ребёнка, как внешней, так и внутренней».
Анализ природных свойств детей позволяет оценить потенциал современной школы с точки зрения ее способности ускорять процесс социализации и выявить аспекты, в которых он не реализуется полномерно.
Итак, чего не хватает детям в современной школе?
1. Игры. В череде дней повседневные дела и обязанности становятся рутинными и скучными.
2. Участие в принятии решений. Зачастую наблюдается нехватка опыта демократически построенной жизни и, как следствие, психологический и физический террор ребенка со стороны сверстников.
3. Возможности для самопознания. Как и во все времена, дети испытывают трудности с пониманием себя и своего места в мире.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЧЕРЕЗ САМОУПРАВЛЕНИЕ
Так как кружковая, клубная деятельность не может охватить всех детей и не обеспечивает долгосрочности и постоянства участия школьников (ибо эта деятельность - внеурочная и предполагает вовлечённость детей, как правило, после учебных занятий), то хочется остановиться на форме самоуправления, которая формирует:
• ответственность и чувство внутренней свободы, чувство собственного достоинства (самоуважение) и уважение к другим;
• готовность к социально необходимому труду и стремление к нему;
• инициативность и дисциплинированность;
• желание и (умение) понимать других людей и требовательность к себе и другим;
• способствует реализации активности школьников;
• усиливает динамизм и интенсивность общения;
• обеспечивает положительную эмоционально-психологическую атмосферу.
Определив приоритетную позицию самоуправления как метода стимулирования
социализации, рассмотрим практический пример его применения в МБОУ «СОШ № 64» г. Чебоксары. Заметный вклад в организацию самоуправления, осуществленную автором, внесла авторская разработка Елены Ивановой «Эстафета дел как тьюторская технология организации классного самоуправления» [2]. Данная инициатива представляется универсальной моделью организации жизни в коллективе: класс разделяется на команды, каждая из которых в течение недели выполняет одно общественно важное дело; в конце недели работа команд обсуждается и оценивается, оценка отражается на экране соревнования.
Способ организации самоуправления через череду сменных командных дел показал, что игровой формат привычных поручений, где уже заложены нормы жизни, правила распорядка, тематические часы выполняет побудительную, организующую, контролирующую функции. Апробированная на классном коллективе модель нашла продолжение в долгосрочном проекте «Школа - наш дом» охватившем учащихся 5-11 классов.
На Совете лидеров были обозначены 7 основных проблем, касающихся каждого: школьная форма, питание, дисциплина, учёба, расход электроэнергии и воды, отношение к учебникам, чистота речи. Каждая параллель1 получает одно из семи общественно значимых дел, которое выполняется в течение недели. В конце недели на Совете лидеров представители команд отчитываются о проделанной работе и получают оценку и отметку сверстников, фиксируемую на экране соревнования, после чего дело передаётся следующей параллели. По окончании цикла длительностью в семь недель подводится промежуточный итог, а в конце учебного
1Прим. Параллелей среднего и старшего звена также 7.
47
года на традиционной школьной «Овации» награждаются лучшие команды и командиры по общему результату проекта.
Таким образом, в исполнение повседневных задач был внесен игровой момент, ученики были интегрированы в процесс организации и оценки результатов проекта и получили возможность обнаружить в себе новые, инициативные и лидерские стороны характера. Интересно, что применение модели самоуправления оказывает прямое воздействие на разрешение именно тех проблем, которые были обнаружены в первой части статьи как препятствия для социализации.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА НА ПРИМЕРЕ ПАРАЛЛЕЛИ 8-Х КЛАССОВ
Ниже представлен пример нескольких недель - несколько повседневных, рутинных дел, предложенных ребятам в сочетании с творческим и нетрадиционным подходом подростков к их исполнению. Предоставленная возможность инициативы и самостоятельности позволила детям с азартом и удовольствием включиться в общественно-полезную деятельность. Все идеи по реализации предложенного дела, цели, формулировки, мероприятия придуманы детьми самостоятельно.
Неделя 1 - «Школьная форма»
Цель недели: «Начать с себя, зажечь других». Мероприятия, проведенные в течение недели, были направлены на то, чтобы показать, что в школьной форме можно выглядеть стильно, и включили 2 акции: «День бабочек и бантов» и флэш-моб «Стильно! Модно! Молодёжно!» В результате проведённой недели в школе зародилась мода на ношение бантов и бабочек, а успешность акции во второй половине недели позволила ученикам осознать, что они способны увлечь других за собой.
Неделя 2 - «Учебники»
Цель недели: «Добиться, чтобы учебники были обложены» В течение недели работало придуманное детьми сыскное агентство - «ПК1 », агенты которого проверяли, обложены ли учебники у школьников, организовали показ мультфильма «Гришкины книжки», провели акцию «Живи, учебник!», организовали беседу с библиотекарем школы на тему «Почему и КАК надо беречь учебники».
Неделя 3 - «Бережём электроэнергию и воду»
Идея недели: «Ресурсы планеты не бесконечны!» Ребята восьмых классов провели интерактивную игру с учениками 4-х классов под девизом: «Хочешь изменить мир -начни с себя!», организовали конкурс коллажей и плакатов на заданную тему. Было предложено, чтобы в классах появились Инспекторы по воде и электричеству.
Неделя 4 - « Наша речь»
Девиз недели: « Школа - наш дом! Жить без мата НУЖНО в нём!»
Учащиеся восьмых классов начали неделю с акции «Доброе слово Дня», выпустили коллаж «Русский язык как Национальная идея» Ребята провели тематические классные часы для учащихся 4-х классов под названием: «Сквернословие от слова «скверна», организовали «Невидимый дозор», чтобы проанализировать, насколько часто можно услышать мат в стенах школы.
В результате проведённой недели подростки пришли к выводу, что в наше время многие относятся к мату, как к норме жизни, почувствовали ответственность за младшее звено школы и решили взять шефство над четвероклассниками, приняли решение «объявить школу территорией вне мата». Успешность недели привела к важному выводу, что вместе легче добиваться результатов. В выпущенной газете ребята написали: «Мы вместе: вместе планируем, вместе готовим, вместе проводим, вместе анализируем!»
Неделя 5 - «Учимся!»
Девиз недели: «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться!». Мероприятия, проведенные в течение недели, были направлены на то, чтобы весело и ненавязчиво напомнить детям, что скоро каникулы и учиться надо с удвоенной силой. Неделя
1Прим. ПК - помощь книге.
началась с акции «Закон 00»: те, кто пришёл в школу вовремя, получили «5 на удачу!». Для 4-х классов был проведён «День пятёрок»: представители класса, получившего больше всего пятёрок в течение дня, стали почтальонами «Почты Деда Мороза».
Кроме того, восьмиклассниками была проведена игра-вертушка: «Вместе весело шагать по урокам» для учеников подшефной параллели 4-х классов и «умные переменки» для 3-х классов.
Неделя 6 - «Питание»
Девиз недели: «Школа - наш дом, этикет питания важен в нём!» Ребята начали неделю с презентации «Этикет за столом» и показа мультфильма «Мойдодыр», а затем провели несколько акций: «Чистые руки», «Доброе слово и кошке приятно», «Салфетка», «Фраза дня» (у каждого класса на столе появлялось мудрое высказывание на день). Восьмиклассники провели игру на знание этикета разных стран, устроили «День чистых тарелок», организовали опыт для четвероклассников «Мы - то, что мы едим!», провели классный час «А в блокадном Ленинграде...», где рассказывали и показывали, какой крошечной была пайка хлеба, и как голодно жилось людям.
Неделя 7 - «Дисциплина»
Идея недели: «В школе в одном здании учится множество людей. Когда такое множество людей работает и какое-то время находится вместе, должны существовать правила». Ребятами был выпущен буклет: «Необсуждаемые правила нашей школы», показан фильм «Правила поведения в школе». Для поддержания дисциплины в рекреациях, была придумана игра «Регулируй! Не зевай! Сам за порядок отвечай!», где бегающие школьники получали «штрафные карточки». К дежурству были привлечены четвероклассники.
С мальчиками 5-7 классов был проведён «Совет Старших». Идея Совета: «МЫ - это школа № 64. От НАС зависит, КАКОЙ будет жизнь в школе. Правила существуют для ВСЕХ».
В завершение недели ребята получили благодарность за отличное дежурство, а сами они подытожили результаты недели и первого круга так: «Мы замкнули прямую в круг, а это самая совершенная геометрическая фигура. Дело сделано качественно, а следовательно, мы по-прежнему логичны, последовательны, результативны!».
Заключение
Что мы получили в результате реализации проекта?
• Плюс 1. Сплочение: классных коллективов и параллелей;
• Плюс 2. Естественным образом сформировавшуюся лидерскую группу;
• Плюс 3. Развитие личностных и лидерских качеств;
• Плюс 4. Появление шефского движения;
• Плюс 5. Творчество и инициатива;
• Плюс 6. Осознание собственной значимости (осознание того, что для осуществления изменений, необходимо за них приняться);
• Плюс 7 и самый главный. Школа - мой дом!
Процесс реализации воспитательного потенциала проекта максимально эффективно осуществлялся посредством длительной игры, где преодолевается социальная инфантильность подростков, каждый ребёнок включается в деятельность, а коллективное творческое дело способствует постоянной смене социальной позиции (организатор, исполнитель, генератор идей и т.д.).
Свободный выбор вида деятельности на основе желания и способностей обеспечивает комфортное существование, положительную эмоционально -психологическую обстановку, что ведёт к общей эмоционально-положительной атмосфере всей коллективной жизни.
Условия, когда дети сами должны решать насущные проблемы жизнедеятельности, приводят к тому, что не только повышается общественная
активность личности, удовлетворённость своей деятельностью, но и ответственность, и способность критически мыслить, давать оценку.
Таким образом, социализация личности представляет собой не пассивное отражение общественных отношений. Выступая и субъектом, и результатом общественных отношений, личность формируется через ее активные общественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму себя в процессе целенаправленной деятельности. Именно в процессе целенаправленно организуемой деятельности формируется важнейшая, определяющая его как развитую личность черта - потребность во благе другого, происходит его социализация.
Список литературы
1. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. СПб.: Речь, 2004. 272 с.
2. Шацкий С.Т. Задачи общества «Детский труд и отдых». [Электронный ресурс]: Литература и жизнь. [Официальный сайт]. Режим доступа: http://dugward.ru/library/chatskiy/chatskiy_zadachi_obchestva.html/ (дата обращения: 30.07.2017).
3. Эстафета важных дел (организация классного самоуправления). [Электронный ресурс]: Лицей № 44 гор. Чебоксары [Официальный сайт]. Режим доступа: http://www.lyceum44.ru/attachments/033_эстафета%20важных%20дел%200писание doc/ (дата обращения: 30.07.2017).
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ Бауман Н.В.
Бауман Надежда Владимировна - воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад «Белочка», г. Черногорск, Республика Хакасия
Аннотация: в статье рассматриваются нетрадиционные формы работы с родителями в условиях дошкольного учреждения. Представлен опыт работы с родителями в МБДОУ д.с. «Белочка» г. Черногорска. Ключевые слова: нетрадиционные формы, сотрудничество, воспитание.
Вопрос о работе с родителями - это большой и важный вопрос.
Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их педминимумом,
привлечении их к работе детского сада.
Н.К. Крупская
Семья - первоисточник и образец формирования межличностных отношений, а мама и папа - образцы для подражания. Семья предопределяет закономерности развития будущего человека.
Нужно как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей, так как детский сад служит организующим центром и влияет на домашнее воспитание.
Главный момент в контексте «семья - дошкольное учреждение» - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития [1].
50