ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Сорокина И. Р., Новикова И. В., Демидова С. А. Формирование социальной активности учащихся посредством работы детского объединения в общеобразовательной школе // Концепт. - 2015. - № 05 (май). - ART 15164. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15164.htm. - ISSN 2304-120X.
ART 15164
УДК 371.83
Сорокина Ирина Радиславовна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Владимирский государственный университет им. А. Г. и Н. Г. Столетовых», г. Владимир
Новикова Ирина Владимировна,
социальный педагог МБОУ ДОД «Детский оздоровительно-образовательный социально-педагогический центр», г. Владимир
Демидова Светлана Альбертовна,
студентка гуманитарного института ФГБОУ ВПО «Владимирский государственный университет им. А. Г. и Н. Г. Столетовых», г. Владимир
Формирование социальной активности учащихся посредством работы детского объединения в общеобразовательной школе
Аннотация. В статье рассказывается о современном подходе к формированию социальной активности подростков в общеобразовательной школе. Изначально рассматривается отечественный подход к пониманию социальной активности учащихся, такая активность формировалась в советское время через общественно полезный труд. На современном этапе формирование социальной активности более организованная система, внедренная в общеобразовательный процесс школы в форме создания общественной организации, которая должна заниматься проведением благотворительных акций, созданием социальных проектов, систематизированной помощью нуждающимся.
Ключевые слова: социальная активность; социально значимые качества личности; труд; формы социальной активности; методы формирования социальной активности; подростки; общественно полезное дело; акция; совместная деятельность. Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Большое значение в обществе играет то, насколько, активно ребенок способен взаимодействовать с членами данного общества. Российское законодательство в образовании не имеет единой стратегии формирования социальной активности у подростка. В советское время социальная активность в школах выполняла функции политической социализации и была идеологизирована, это позволяло организовать и упорядочить социальную активность школьника в рамках комплекса общественных мероприятий (занятие общественно полезным делом). Таким образом воспитывалась гражданская ответственность школьников, организовывался процесс приобретения опыта самоорганизации и возможности участия в общественной деятельности. На сегодняшний день успешность школы в реализации этой функции зависит от степени участия подростков в процессе самоуправления школой и организации воспитательного процесса в общем плане работы школы.
Социальная активность личности рассматривается как «степень проявления его сил, возможностей и способностей как члена коллектива, члена общества». Под социальной активностью понимается готовность к деятельности, которая представляет целенаправленную творческую социальную деятельность. Вместе с тем выделение готовности и отношения личности к выполнению социально значимой деятельности, безусловно, является важным для характеристики социальной активности [1].
1
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Сорокина И. Р., Новикова И. В., Демидова С. А. Формирование социальной активности учащихся посредством работы детского объединения в общеобразовательной школе // Концепт. - 2015. - № 05 (май). - ART 15164. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15164.htm. - ISSN 2304-120X.
Рассмотрев точки зрения отечественных педагогов и психологов (А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, Л. В. Мардахаев, П. П. Блонский, Д. В. Адамчук, Н. К. Крупская) на проблему формирования социальной активности и на то, что вообще из себя представляет социально активная личность, можно выделить, что определяющей чертой социальной активности человека считают формирование в себе необходимых социальных качеств (индивидуальность, ответственность, активность, самоконтроль, самоанализ, самообладание, целеустремленность) [2]. Данное определение современного российского педагога и ученого Л. В. Мардахаева в своей работе мы берем за основу понятия социальной активности, так как в нем наиболее полно представлена его суть, включающая в себя определенные компоненты, о которых говорили разные авторы (рис. 1) [3].
А. С. Макаренко: подготовка товарища (нравственная подготовка, духовное развитие личности)
В. А. Сухомлинский: трудолюбие, уважение к людям, бережное отношение к материальным и духовным благам
t
Л. В. Мардахаев:
Социально значимые качества личности
▼ ▼
П. П. Блонский: умение научно работать, созна- ’ тель ный деятель, активный преобразователь природы и общества, умение самостоятельно работать, способность к самообразованию Д. В. Адамчук: деятельность общественных организаций, целенаправленная, творческая, социальная деятельность
1 г
Н. К. Крупская: ставить ясные цели, трудиться во благо общества
Рис. 1. Понятие социальной активности с позиции разных авторов
В советское время формами и методами формирования социальной активности были пионерские и комсомольские организации; в 1980-е гг. была предпринята попытка культурной организации подростковой активности в форме коммунарского движения (А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинский). Существует множество современных форм и методов формирования и контроля социальной активности детей и подростков в школе. На сегодняшний день этот опыт малоприменим, так как коммунарская идеология утратила привлекательность [4]. В настоящее время наиболее современными формами социальной активности подростков в школе являются: секции по социальному самоопределению молодежи, внеклассная работа, групповые формы работы с детьми (детские общественные организации), подростковые клубы, театральные студии, спортивные секции, отдельный опыт волонтерского движения, организация культурно-досуговой деятельности, интернет-ресурсы для детских общественных организаций (сайты и порталы, сервисы быстрых сообщений, социальные сети, электронная почта и списки рассылки, поисковые системы, веб-форумы, блоги, вики-проекты и др.).
Одним из основных направлений социальной активности ребенка становится волонтерское движение - эффективная форма приобретения трудового опыта молодыми людьми. Волонтерская деятельность позволяет участникам увидеть, что их труд прино-
2
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Сорокина И. Р., Новикова И. В., Демидова С. А. Формирование социальной активности учащихся посредством работы детского объединения в общеобразовательной школе // Концепт. - 2015. - № 05 (май). - ART 15164. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15164.htm. - ISSN 2304-120X.
сит реальную пользу людям. Это ведет к воспитанию потребности в общественной деятельности, сознательной дисциплине труда, формированию умения планировать свое время, быть социально активным, владеть подходом к решению жизненных ситуаций.
Чтобы создать на базе школы общественное молодежное объединение, необходимо руководствоваться следующими документами: Конвенция о правах ребенка, Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон «Об образовании в РФ», Постановление Правительства РФ от 21.03.07 г. № 72 «О Федеральной целевой программе "Дети России” на 2007-2010 годы», Федеральный закон от 24.07.98 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях и правах ребенка в РФ (с изменениями и дополнениями)».
Одна из главных задач педагогов сегодня - привлечь детей и подростков к социально значимой деятельности, позволяющей развить у подростка социальную инициативу, а также создать условия для самостоятельного включения в жизнь общества, действовать на основании постоянного творческого поиска. В последние годы ряд мероприятий приобрел статус «доброй традиции» и появилась необходимость систематизации проводимой работы. В МБОУ СОШ № 40 города Владимира этому послужила долгосрочная социально-педагогическая программа добровольческого отряда «Дружина "Дружная”», цели которой заключаются в том, чтобы содействовать стремлению учащихся к самопознанию, самореализации и саморазвитию на основе осуществления многоплановой деятельности, направленной на удовлетворение разнообразных интересов детей; способствовать приобретению подростками положительного социального опыта для личного развития в процессе группового содержательного общения.
Цели этой программы конкретизируются следующими задачами: осознание своих возможностей, способностей, интересов в целях саморазвития и самосовершенствования; приобретение навыков проблемного общения со сверстниками и взрослыми; развитие гражданских инициатив и гражданской ответственности; содействие занятости детей и подростков в свободное от обучения время.
Данная программа включает в себя разработку социальных проектов и организацию благотворительных акций. На этой основе строится работа социального педагога по формированию социальной активности подростков в школе, например, в 2015 г. это были: Всероссийский культурно-образовательный проект «Команда добрых дел», программа-акция «Viva la дружба», волонтерская акция «Помощь животным городских приютов», на которой мы остановимся подробнее чуть позже.
Наше исследование проводилось на базе СОШ № 40 г. Владимира, где исследуемая группа составила 30 человек - учащиеся 8-10-х классов. С помощью психодиагностической методики Р. Кеттелла мы оценили уровень таких социально значимых качеств личности, как степень ответственности, включение в групповую деятельность, особенности индивидуальности ребенка, самоконтроль. Из данной методики мы возьмем четыре фактора, определяющие социально значимые качества личности (см. рис. 2).
ФС: эмоциональная неустойчивость, низкие значения регистрируются у детей, которые остро реагируют на неудачи, оценивают себя как менее способных по сравнению со сверстниками, обнаруживают неустойчивость настроения, плохо контролируют свои эмоции и импульсивные влечения, особенно неспособны их выразить в социально допустимой форме. Они испытывают трудности в приспособлении к новым условиям. Внешне это может проявляться в плохом эмоциональном контроле, отсутствии чувства ответственности, капризности. Внутренне они часто чувствуют себя беспомощными, усталыми и неспособными справиться с жизненными трудностями. На отрицательном полюсе группируются дети, неблагополучные в учебной деятельности.
3
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Сорокина И. Р., Новикова И. В., Демидова С. А. Формирование социальной активности учащихся посредством работы детского объединения в общеобразовательной школе // Концепт. - 2015. - № 05 (май). - ART 15164. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15164.htm. - ISSN 2304-120X.
14
12
10
8
6
4
2
0
ФС ФС ФJ ФО3
■ Экспериментальная группа:
■ Контрольная группа
Рис. 2. Результаты методики Р. Кеттелла до эксперимента
ФG: недобросовестность, низкие качества имеют дети, пренебрегающие своими обязанностями, не заслуживающие доверия, часто конфликтующие с родителями и учителями. У них отмечаются непостоянство, несобранность, отсутствие стойкой мотивации.
ФJ: интерес к участию в общих делах, низкие оценки характерны для лиц живых, экспрессивных, деятельных и некритичных.
ФОз: импульсивность, низкий уровень по данному фактору выделяет того, кто не умеет контролировать свое поведение в отношении социальных нормативов, плохо организован.
С помощью методики И. Г. Сенина мы определили наиболее важные терминальные ценности подростка, которые необходимы для социализации в обществе: сфера общественной жизни; креативность; активные социальные контакты; сфера собственной индивидуальности. Результаты опросника терминальных ценностей И. Г. Сенина (подростковый), предназначенного для диагностики жизненных ценностей человека, переведем в стены и представим в виде таблицы: 1-4 - низкий уровень, 4-7 - средний уровень, 7-10 - высокий уровень. В таблице мы рассматриваем четыре сферы человеческой жизни, связанные с социальной активностью подростка: СОЖ - сфера общественной жизни; Кре - креативность; АСК - активные социальные контакты; ССИ - сфера собственной индивидуальности (см. рис. 3). Мы выявили испытуемых с низкими показателями по каждой сфере жизни подростка: СОЖ -9 человек (60%) (экспериментальная и контрольная группы), Кре - 9 человек (60%) (экспериментальная группа) и 8 человек (53%) (контрольная группа), АСК - 7 человек (47%) (экспериментальная группа) и 8 человек (53%) (контрольная группа), ССИ - 8 человек (53%) (экспериментальная и контрольная группы), (см. рис. 3).
СОЖ: низкий балл по данному показателю отражает незначительность для человека проблем жизни общества. Такие люди, как правило, с трудом вовлекаются в общественно политическую жизнь, не интересуются этими вопросами и предпочитают не быть связанными с какими-либо общественно-политическими проблемами.
Кре: низкий балл по данному показателю отражает отсутствие стремления человека к реализации своих творческих возможностей, внесению различных изменений во все сферы своей жизни. Испытуемые с низким баллом по данному показателю предпочитают спокойную и размеренную жизнь без неожиданных поворотов и потрясений. Такие люди обычно бывают не склонны к нестандартным необычным решениям и редко проявляют творческий подход при решении различных проблем.
4
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Сорокина И. Р., Новикова И. В., Демидова С. А. Формирование социальной активности учащихся посредством работы детского объединения в общеобразовательной школе // Концепт. - 2015. - № 05 (май). - ART 15164. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15164.htm. - ISSN 2304-120X.
70%
60%
50%
40%
30%
20%
10%
0%
СОЖ Кре Аск ССИ
■ экспериментальная группа
■ Контрольная группа
Рис. 3. Результаты опросника терминальных ценностей И. Г. Сенина до эксперимента
АСК: низкий уровень стремления к установлению благоприятных взаимоотношении с другими людьми. Как правило, для них не очень значимы все аспекты человеческих взаимоотношений, они часто бывают убеждены в том, что общаться и взаимодействовать с другими людьми не самое ценное в жизни.
ССИ: низкий балл по этому показателю говорит о том, что человек стремится быть похожим на людей. Такие люди достаточно сильно подвержены влиянию общественных мнений, массовых взглядов и позиций. Эти люди склонны в типичных ситуациях вести себя так же, как ведет себя большинство людей, не беспокоясь при этом, что они теряют свою неповторимость.
В рамках программы «Дружина "Дружная”», которая действует на базе школы с 2007 г., мы провели добровольческую акцию по оказанию помощи животным приютов г. Владимира. В волонтерской акции принимали участие 15 учащихся 8-10-х классов. Учащимся необходимо понимать значимость собственных решений и поступков в вопросах оказания посильной помощи тем, кто оказался в трудной жизненной ситуации.
Учениками были заранее подготовлены плакаты, листовки с лозунгами, стенгазеты, ящички для писем, объявления об акции с просьбами собрать вещи и корм для животных. На стенах школьных коридоров висели листовки в виде цветочков, бабочек и солнышек с добрыми делами, которые мог бы совершить каждый («Улыбнись соседу по парте», «Пропусти пожилого человека в очереди», «Придержи дверь за следующим за тобой человеком» и т. п.). В коридорах школы играла музыкальная композиция группы «Ласковый май» «Бездомный котенок, бездомный ребенок». На входе висел плакат «День добрых дел», рядом с ним - стенгазета, куда учащиеся записывали добрые дела, которые они хотели бы совершить. К концу первой смены стенгазета была полностью исписана: «Хочу приютить бездомное животное», «Хочу помочь своему другу по учебе», «Хочу чем-нибудь помочь пожилым людям» и т. п. Рядом стоял ящичек, в который можно было опустить записку, с описанием доброго дела, которое ученик уже совершил. Тут были такие письма: «Покормил бездомное животное», «Развеселила подружку, когда ей было грустно», «Принес из дома книги в школьную библиотеку» и т. п. Было собрано много товаров для животных из приюта.
Ребята участвовали в помощи активно, собрали много вещей. Во второй половине дня волонтерский отряд отправился в приют для бездомных животных «Вален-та». Все собранные вещи были переданы, учащиеся получили массу эмоций, которыми они поделились на итоговом собрании по подведению итогов акции на следующий день. Самое важное с их точки зрения, - это условия, в которых проживают
5
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Сорокина И. Р., Новикова И. В., Демидова С. А. Формирование социальной активности учащихся посредством работы детского объединения в общеобразовательной школе // Концепт. - 2015. - № 05 (май). - ART 15164. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15164.htm. - ISSN 2304-120X.
животные в переполненном приюте. Ребята сделали вывод, что если ничего не делать, отводить взгляд или делать вид, что ничего не замечаешь при виде чего-то неприятного, то само по себе ничего не поменяется. Только конкретные поступки, посильная помощь тем, кому это необходимо, могут изменить картину реального мира.
После проведенных акций мы повторно продиагностировали испытуемых экспериментальной группы. По результатам методики Р. Кеттелла мы получили следующие результаты, которые представлены на диаграммах (рис. 4 и 5).
14
12
10
ФС ФС ФJ ФО3
8
6
4
■ Экспериментальная группа:
■ Контрольная группа
Рис. 4. Результаты методики Р. Кеттелла после эксперимента
Из данных рис. 4 мы видим, что показатели по каждому фактору улучшились, это свидетельствует об эффективности программы социального педагога по формированию социальной активности подростков в школе.
70%
60%
50%
40%
30%
20%
10%
0%
СОЖ Кре Аск ССИ
■ экспериментальная группа
■ Контрольная группа
Рис. 5. Результаты опросника терминальных ценностей И. Г. Сенина после эксперимента
Также мы видим из диаграммы, что количество испытуемых, имеющих низкие показатели, сократилось, что свидетельствует о повышении уровня значимости социальной активности среди подростков.
Таким образом, чтобы формировать социальную активность подростков в школе, социальному педагогу необходимо:
- во-первых, проводить диагностику подростков до и после воздействия на них;
6
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Сорокина И. Р., Новикова И. В., Демидова С. А. Формирование социальной активности учащихся посредством работы детского объединения в общеобразовательной школе // Концепт. - 2015. - № 05 (май). - ART 15164. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15164.htm. - ISSN 2304-120X.
- во-вторых, осуществлять групповую работу с классным коллективом и коллективом школы через разработку совместных проектов;
- в-третьих, систематизировать деятельность общественных организаций по формированию социальной активности подростков (разработка перечня нормативных актов, совместное создание проектов и проведение акций).
Ссылки на источники
1. Краткий словарь по социологии / гл. ред. П. Д. Павленок. - 3-е изд. - М.: Инфра-М и Термика, 2012. - С. 47.
2. Василькова Т. А., Василькова Ю. В. Социальная педагогика: учеб. пособие для студ. пед. вузов, обуч. по спец. «Педагогика и психология», «Соц. педагогика», «Педагогика». - М.: КНОРУС, 2010. - С. 20.
3. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика. - М.: Гардарики, 2005. - С. 58.
4. Макаренко А. С. О воспитании. - 2-е изд., перераб. - М.: Политиздат, 1990. - С. 223.
Irina Sorokina,
Vladimir State University named after Alexander and Nicholas Stoletovs,
Supervisor, candidate pedagogical sciences, assistant professor of social pedagogy and psychology Irina Novikova,
Social teacher first qualifying category, Municipal budget educational institution of additional education of children "Children ozdorovitelno educational socio- educational center" in Vladimir Svetlana Demidova,
Vladimir State University named after Alexander and Nicholas Stoletovs, a fifth-year student of the Institute of Humanities, Department of Social Pedagogy and Psychology
Formation of social activity of students through the work of children's associations in comprehensive schools
Abstract. The article describes the modern approach to the formation of social activity of adolescents in secondary school. Initially considered a domestic approach to understanding the social activity of students, such activity was formed in the Soviet era through community service. At the present stage of the formation of social activity more organized system, introduced in educational process of the school in the form of the creation of a public organization, which is to deal with holding fundraisers, creating social projects, systematic assistance to the needy.
Key words: social activity; socially important qualities of the person; work; forms of social activity; the methods of formation of social activity; adolescents; socially useful work; action; joint activities.
References
1. Pavlenok, P. D. (ed.) (2012) Kratkij slovar' po sociologii, 3-e izd., In-fra-M i Termika, Moscow, p. 47 (in Russian).
2. Vasil'kova, T. A. & Vasil'kova, Ju. V. (2010) Social'naja pedagogika: ucheb. posobie dlja stud. ped. vuzov, obuch. po spec. “Pedagogika i psihologija”, “Soc. Pedagogika”, “Pedagogika”, KNORUS, Moscow, p. 20 (in Russian).
3. Mardahaev, L. V. (2005) Social'naja pedagogika, Gardariki, Moscow, p. 58 (in Russian).
4. Makarenko, A. S. (1990) O vospitanii, 2-e izd., pererab., Politizdat, Moscow, p. 223 (in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию 15.05.15 Получена положительная рецензия 17.05.15
Received Received a positive review
Принята к публикации 17.05.15 Опубликована 31.05.15
Accepted for publication Published
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Сорокина И. Р., Новикова И. В., Демидова С. А., 2015
www.e-koncept.ru
7