Научная статья на тему 'Формирование гражданственности школьников посредством организации социальных практик'

Формирование гражданственности школьников посредством организации социальных практик Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
539
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ПРАКТИКА / САМОУПРАВЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬ-НО-РОЛЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / СТАЖИРОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казанцева Светлана Ивановна

В современном обществе одной из основных задач является формирование гражданственности у молодого поколения. Сегодня время и общество требуют человека с активной гражданской позицией. С этой целью в школе необходимо организовывать различные виды социальных практик, которые позволяет учащимся успешно пройти процесс социализации. Социальные практики выстраиваются в трех направлениях: самоуправление, волонтерская деятельность, профессионально-ролевая деятельность (социальное проектирование, стажировки).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Казанцева Светлана Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование гражданственности школьников посредством организации социальных практик»

УДК 37.035

С.И. Казанцева

Формирование

гражданственности

школьников

посредством

организации

социальных практик.

Аннотация: В современном обществе одной из основных задач является формирование гражданственности у молодого поколения. Сегодня время и общество требуют человека с активной гражданской позицией. С этой целью в школе необходимо организовывать различные виды социальных практик, которые позволяет учащимся успешно пройти процесс социализации. Социальные практики выстраиваются в трех направлениях: самоуправление, волонтерская

деятельность, профессионально-ролевая деятельность (социальное проектирование, стажировки).

Ключевые слова: гражданственность, социализация, социальная практика, самоуправление, профессиональ-но-ролевая деятельность, социальное проектирование, стажировка.

В России в настоящее время гражданское образование находится в центре внимания государства, а следовательно, и педагогической общественности. Сегодня время и общество требуют человека с активной гражданской позицией, умеющего успешно пройти процесс социализации т.е. быть сознательным и полноценным гражданином общества, выполняющим различные функции: профессиональные, общественные, внутрисемейные и другие.

С целью формирования гражданственности учащихся в школе необходимо организовывать различные виды социальных практик.

Социальная практика - это ситуации^ которых человек получает социальный опыт. Такие ситуации возникают в результате делового общения и совместной деятельности

ребят с представителями разных профессий на рабочих местах; самостоятельного поиска тех,кто нуждается в помощи и заботе. Задачи социальной практики:

- формирование социальных компетенций;

- приобретение практических умений коммуникативной культуры;

- знакомство с конкретными условиями и содержанием отдельных процессов, проходящих в современном обществе;

- приобретение навыков формирования индивидуальных моделей поведения, адекватных ситуаций решения и преодоления проблем;

- умение применять теоретические знания в конкретной ситуации;

- формирование представлений учащихся

о возможностях современных социальных технологий.

Социальная практика учащихся выстраивается в трех направлениях:

• самоуправление;

• волонтерская деятельность;

• профессионально-ролевая деятельность. Самоуправление

Органы ученического самоуправления в школе функционируют через классное ученическое самоуправление (советы дела) и школьное ученическое самоуправление (совет старшеклассников). К результатам деятельности детских органов ученического самоуправления можно отнести следующее: проведение новогодних спектаклей для учащихся школы, родителей, жителей микрорайона; организация и проведение спортивных соревнований и праздников здоровья, проведение здоровой и правовой дискотек, творческих концертов «Таланты и поклонники» и интеллектуальных игр; участие в создании фонда внебюджетных средств школы (сборы макулатуры, пластиковых бутылок в рамках городских экологических акций); организация трудовых десантов («Поможем снегу растаять», «Ремонтируем школьную мебель»).

Совет старшеклассников школы является участником городских форумов общественных инициатив,долговременных игр, слетов и т.д.

В 2008 году ученикам 8,9,10 классов была предоставлена возможность наравне с родителями и педагогами принять участие в выборах в Управляющий совет школы.

Предвыборная кампания учащихся прошла в 3 этапа:

© Казанцева С.И., 2011

134

1 этап. Выбор кандидатов в Управляющий совет на классных ученических собраниях в 8-11 классах.

2 этап. Оформление школьного стенда с информацией о каждом кандидате в Управляющий совет. Встречи кандидатов с классными коллективами.

3 этап. Дебаты кандидатов в Управляющий совет.

Перед началом дебатов «доверенные лица» (одноклассники) представили присутствующим в зале избирателям своего кандидата. Кандидатам были предложены разные вопросы и ситуации не только от ведущего дебатов,но и от самих избирателей (учащихся 7-10 классов). Вот только некоторые из них: дежурство по школе: каким ему быть? Как ты относишься к единой форме одежды для учащихся? Нужна ли школьная форма? Актуальная проблема школы - курение учащихся. Как ее решить? Дополнительное образование в школе. Какие кружки, секции нужно организовать в нашей школе, чтобы ребята с удовольствием занимались в них. Можно ли тебя назвать инициативным человеком? Когда и в чем ты проявил инициативу? Что необходимо изменить в школе, чтобы она стала лучше? Какие дела в школе, по твоему мнению, могут решаться одними учителями, совместно учителями и учащимися, самостоятельно учащимися?

В день голосования в школе были установлены кабинки,урна для голосования,а избирательная комиссия (учащихся 11 класса) выдавала бюллетени для голосования по главному ученическому документу - дневнику.

Такая форма деловой игры позволила детям получить опыт участия в выборах, проявить гражданскую активность, научила отстаивать свою позицию.

Прав был американский педагог Горас Манн, когда писал, что «великая духовная потребность участвовать в управлении страной не может быть воспитана в человеке за один день; и если в ребенке с детства не воспитывать это качество, не стоит ожидать, что оно появится у взрослого человека».

Волонтерская деятельность.

Социальную активность учащиеся школы проявляют,принимая участие в различных акциях школьного и городского уровней. Много лет в школе проходит акции «Твори добро».

Направления акции разнообразны: благоустройство территории школы и микрорайона, помощь пожилым людям и ветеранам, приведение в порядок братских могил воинов. Эта акция зародилась в школе более 10 лет назад, когда школа стала тесно сотрудничать с советом ветеранов ОАО «Сильвинит». Результатом этого сотрудничества стало не только проведение данной акции, но и организация поисковых работ («Солдатские письма», «На моей улице живет ветеран Великой Отечественной войны и других локальных войн»), создание сайта о ветеранах «Поклонимся живым», традиционные концерты для ветеранов «Есть память,которой не будет конца»,встречи поколений, фестивали, конкурсы.

Профессионально-ролевая деятельность.

Формы организации данного направления социальной практики - самые разнообразные. Учащиеся 9-11 классов являются членами жюри не только творческих конкурсов, но и школьной научно-практической конференции, которая в нашей школе проходит ежегодно в течение 15 лет. Быть ведущим (модератором) той или иной секции на школьной НПК, оценивать исследовательские работы учащихся стало престижным видом деятельности среди старшеклассников. Справиться с такой «ролью» старшеклассникам сначала помогают педагоги, консультируя их по данным вопросам, затем учащиеся сами становятся консультантами для новичков.

Но самым распространенным видом социальной практики является социальное проектирование. Именно эта актуальная технология позволяет увидеть обучающимся проблемы в обществе и сыграть активную роль в их решении.

Сначала мы использовали элементы этой технологии только в урочной деятельности, затем элементы проекторной деятельности легли в основу дополнительного образования в школе. Это был первоначальный этап освоения проектной деятельности в школе. Старшеклассники объединения «Лидер» стали инициаторами различных социальных проектов в школе, среди них: «Историю школы

- в школьный музей!»,проект «Компьютер -это серьезно» (проведение пользовательских олимпиад совместно с ООО «Системой - сервис»), «Дети - детям» (проведение концертов для опекаемых детей,для детей микрорайона).

Следующий этап освоения проектной деятельности - это участие всех коллективов (с 5 по 11 класс) в классных социальных проектах .

В 2008-2009 учебном году в основу всей воспитательной работы легло социальное проектирование. С целью воспитания и развития социальной активности учащихся в школе был объявлен конкур классных социальных проектов «Дом,в котором ты живешь». Идея конкурса заключалась в следующем: в классном коллективе необходимо было выявить проблемы школы, которые ребята могли решить сами, а социальный проект должен был им в этом помочь.

Была организована целенаправленная работа по обучению классных руководителей и детей социальному проектированию.

Для классных руководителей проведено инструктивно-методическое совещание, проектный семинар по организации детей в написании и реализации социального проекта: «Социальное проектирование: шаг за шагом», была создана инициативная группа, которая в заключение работы создала «Методические рекомендации по составлению классных социальных проектов».

Для представителей классных коллективов 5-11 классов в 1 учебной четверти была проведена творческая учеба «Социальное проектирование: Что? Где? Когда? Зачем? и Почему?» Затем шла непосредственная работа классного руководителя и учащихся над социальным проектом (от выбора проблемы до плана реализации).

Во 2 четверти состоялась защита социальных проектов. Вот названия некоторых из них: «Неделя интересных переменок»

(5Б класс), «Поможем первому учителю» (5В класс), «За здоровый образ жизни» (6А класс), «Организация вечеров отдыха» (7Б класс), «Стенд-витрина «Из истории вычислительной техники» (8А класс) «Спортивная площадка» (7А класс), «Школьное телевидение» (10 класс), «Цветочная поляна» (8Б класс) (этот социальный проект лег в основу проекта «Школьный дворик»,с которым школа участвовала в муниципальном конкурсе социальных проектов по облагораживанию пришкольного участка).

Активисты школы, воспитанники объединения «Лидер» вышли с предложением организации серии дворовых праздников (при

Совете микрорайона); один из них провели для опекаемых детей города.

Ход реализации социальных проектов освещало школьное телевидение и информационные плакаты на стендах школы.

При подведении итогов работы учителя отметили,что социальные проекты позволили вовлечь учащихся в исследовательскую деятельность, развили навыки коммуникации, обогатили ребят опытом решения конкретных школьных проблем.

Вот некоторые комментарии, которые учащиеся,педагоги и родители сделали,выступив на итоговой пресс-конференции для школьного телевидения:

-«Социальный проект - это воплощение любой идеи и детской мечты в реальность»;

-«Социальный проект - это универсальный инструмент для планирования деятельности классного коллектива»;

-«Социальный проект - это возможность рассчитывать свои шаги к цели с точностью до дней и часов»;

-«Социальный проект - это умение правильно использовать свой потенциал, потенциал своего класса и привлекать ресурсы из разных источников»;

-«Социальный проект - это решение тех проблем,которые касаются и меня,и моих ровесников»...

Но были выявлены и некоторые проблемы, над решением которых мы работали на следующем этапе освоения проектной технологии в 2009-2010 учебном году, а именно: трудности в написании проекта, постановке четких цели и задач, распределении обязанностей среди участников проекта и др.

В 2010-2011 учебном году школа продолжает работать над социальными проектами, привлекая родительскую общественность, Совет микрорайона и Управляющий Совет школы. Главным критерием для реализации классных проектов остается важность данной проблемы для школы и города. Основные направления классных социальных проектов этого учебного года: здоровый образ жизни, профилактика социально значимых заболеваний, организация досуговых мероприятий, профилактика дорожно-транспортного травматизма. Выбор данных направлений не случаен. Мы знаем, что у нас много проблем, которые благодаря реализации социальных проектов могут быть решены. Как говорил

Джордж Элиот, «тот, кто решился на какое-нибудь великое дело, этой самой решимостью преодолел первое крупное препятствие к выполнению его».

Одна из форм профессионально-ролевого направления социальной практики - стажировка ~ нашла отражение в учебном плане профильного обучения, который включает в себя 4 блока (базовые общеобразовательные предметы, профильные, элективные курсы и учебные практики). Особое место среди методов профильного обучения занимает учебная практика как основной вид познавательной деятельности. Такой вид социальной практики помогает учащимся больше узнать об интересующей профессии, попробовать себя на реальном рабочем месте, понять, подходит ли эта профессия тебе или нет; научиться нести ответственность за выбранное дело; научиться вступать в деловые отношения с организациями, работать с деловой документацией, проектировать свою деятельность.

Учебный план школы предполагает организацию учебной практики в 10 классе в течение одной недели в июне. Нормативные документы, регламентирующие организацию учебной практики: устав школы, договор

между образовательной школой и родителями учащихся профильного класса, приказ по школе об организации учебной практики, дневник учебной практики.

В дневниках учебной практики сформулированы задачи учащихся, маршрутный лист движения к месту работы, отметка о прохождении инструктажа по технике безопасности, отчет о ходе практики. Места прохождения практики-стажировки учащимися: профильный лагерь на базе школы,управление образования, ООО «Система-сервис», ООО «Иней», ООО «Транссервис», ООО «Консультант-плюс», служба судебных приставов, ресурсный центр,центр коммуникационных услуг.

Результаты и эффект социальной практики как образовательной технологии трудно

оценить, так как это не только внешний результат преобразования социальной среды,но и,в большей степени,внутреннее приращение.

Таким образом, для формирования гражданственности школьников необходимо вести целенаправленную воспитательную работу по вовлечению учащихся в общественную деятельность посредством организации социальных практик, которые позволяют принести реальную пользу окружающим. А участники социальных практик не только воздействуют на систему общественных отношений,изменяют общество,но и развиваются сами.

Библиографический список

/. Борисов A.A. Власть и гражданское общество в контексте модернизации системы образования РФ // Вестник ПОИПКРО. 2007. №1. С. 3-8.

2. Борисов A.A. Гражданское образование и социальное проектирование. // Вестник ПОИПКРО. 2007. №1. С. 12-19.

3. Гражданское образование и социальное проектирование. Пособие для преподавателей школ, учреждений дополнительного образования, организаторов воспитательной работы /Под ред. канд. пед. наук Н.М. Воскресенской. Серия «Библиотека Федеральной программы развития образования>>. М.: Изд. Дом «Новый учебник»,2003.

4. Воспитательная система школы: проблемы управления. Очерки прагматической теории/ Под ред. В. А. Караковского, Л. И. Новиковой,Н.Л. Селивановой. М.: Сентябрь, 1997.

5. Концепция целевой программы «Развитие политической культуры и гражданского образования населения Пермского края на 2007-2011 гг.».

6. О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений РФ // Вестник образования. 2003- №7. С. 34-45;

7. Образование в документах// Вестник образования. 2003. №23. С31-42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.