Научная статья на тему 'Традиции гостеприимства и куначества в системе современного воспитания дагестанцев'

Традиции гостеприимства и куначества в системе современного воспитания дагестанцев Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1350
48
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУНАЧЕСТВО / КУНАК / KUNAK / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / CULTURAL HERITAGE / НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / MORAL VALUES / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ / SOCIO-PEDAGOGICAL ASPECTS / МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ / INTERNATIONAL COMMUNICATION / МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / INTERRELIGIOUS RELATIONS / ВОЗРОЖДЕНИЕ ТРАДИЦИЙ / REVIVAL OF TRADITIONS / KUNACHESTVO (CONSECRATED FRIENDSHIP)

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Исаева Энвира Шафидиновна

В данной статье рассмотрены социально-педагогические аспекты куначества, важнейшего общественного института с социально-педагогической направленностью, продолжающего занимать значимое место в культуре и быту горцев Кавказа, а в частности, народов Дагестана. Выявлено значение традиций гостеприимства и куначества в современной системе воспитания дагестанцев. На основе республиканского проекта «Куначество», реализованного Министерством по национальной политике Республики Дагестан, проведено исследование, основная проблема которого: каково ценностное значение куначества, в чём заключается целесообразность сохранения данной традиции в современной её форме? В результате исследования были проанализированы особенности современной формы куначества как способа сохранения традиции, важной с точки зрения нравственного, духовного воспитания; выявлена и обоснована необходимость подобного общественного института, так как куначеские связи в настоящее время не только существуют, но по-прежнему хорошо развиваются. Выводы, полученные в результате проведённого исследования свидетельствуют, что социально-педагогические возможности куначества в современном дагестанском обществе по-прежнему высоки и значимы; и сам институт, играющий важную роль в системе воспитании дагестанской молодёжи, в формировании её нравственных качеств, по-прежнему востребован. Жители республики готовы содействовать сохранению дагестанских духовных ценностей через сохранение и возрождение важных для народа традиций, одной из которых является куначество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Исаева Энвира Шафидиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONS OF HOSPITALITY AND KUNACHESTVO IN THE SYSTEM OF MODERN EDUCATION OF DAGESTAN PEOPLE

The given article deals with the socio-pedagogical aspects of kunachestvo (consecrated friendship), the most important institutional setting with social and pedagogical orientation, which still takes an important place in the culture and daily life of the highlanders of the Caucasus, and in particular, the peoples of Dagestan. The value of traditions of hospitality and kunachestvo in the modern system of education of Dagestan people is identified in the article. On the basis of the regional project «Kunachestvo» implemented by the Ministry of National Policy of the Republic of Dagestan a study is carried out. The main problem of this study is: what is the value of kunachestvo, what is the desirability of preserving this tradition in its modern form? As the result of the study the features of the modern form of kunachestvo as a way to preserve a tradition, which is important in the context of moral, mental education, have been analyzed; the necessity of such an institutional setting have been found out and substantiated, because kunak-relations not only exist nowadays, but are still in progress. On the basis of the study have been drawn conclusions, that the socio-pedagogical opportunities of kunachestvo are still high and important in the modern Dagestan society. And the institution itself, which plays an important role in the education of the Dagestan youth, in the formation of its morals, is still in demand. Residents of the republic are ready to contribute to the preservation of the Dagestan intellectual values through the preservation and revival of the traditions, which are important for the people, one of them is kunachestvo.

Текст научной работы на тему «Традиции гостеприимства и куначества в системе современного воспитания дагестанцев»

УДК 371.4

ТРАДИЦИИ ГОСТЕПРИИМСТВА И КУНАЧЕСТВА В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО

ВОСПИТАНИЯ ДАГЕСТАНЦЕВ

© 2017

Исаева Энвира Шафидиновна, аспирант

Дагестанский государственный педагогический университет (367003, Россия, Махачкала, ул. М.Ярагского, д. 57, e-mail: gahmed1@mail.ru)

Аннотация. В данной статье рассмотрены социально-педагогические аспекты куначества, важнейшего общественного института с социально-педагогической направленностью, продолжающего занимать значимое место в культуре и быту горцев Кавказа, а в частности, народов Дагестана. Выявлено значение традиций гостеприимства и куначества в современной системе воспитания дагестанцев. На основе республиканского проекта «Куначество», реализованного Министерством по национальной политике Республики Дагестан, проведено исследование, основная проблема которого: каково ценностное значение куначества, в чём заключается целесообразность сохранения данной традиции в современной её форме? В результате исследования были проанализированы особенности современной формы куначества как способа сохранения традиции, важной с точки зрения нравственного, духовного воспитания; выявлена и обоснована необходимость подобного общественного института, так как куначеские связи в настоящее время не только существуют, но по-прежнему хорошо развиваются. Выводы, полученные в результате проведённого исследования свидетельствуют, что социально-педагогические возможности куначества в современном дагестанском обществе по-прежнему высоки и значимы; и сам институт, играющий важную роль в системе воспитании дагестанской молодёжи, в формировании её нравственных качеств, по-прежнему востребован. Жители республики готовы содействовать сохранению дагестанских духовных ценностей через сохранение и возрождение важных для народа традиций, одной из которых является куначество.

Ключевые слова: куначество, кунак, культурное наследие, нравственные ценности, социально-педагогические аспекты, межнациональное общение, межконфессиональные отношения, возрождение традиций.

TRADITIONS OF HOSPITALITY AND KUNACHESTVO IN THE SYSTEM OF MODERN

EDUCATION OF DAGESTAN PEOPLE

© 2017

Isaeva Envira Shafidinovna, postgraduate

Dagestan State Pedagogical University (367003, Republic of Dagestan, Makhachkala, M.Yaragskiy Str., 57. e-mail: gahmed1@mail.ru)

Abstract. The given article deals with the socio-pedagogical aspects of kunachestvo (consecrated friendship), the most important institutional setting with social and pedagogical orientation, which still takes an important place in the culture and daily life of the highlanders of the Caucasus, and in particular, the peoples of Dagestan. The value of traditions of hospitality and kunachestvo in the modern system of education of Dagestan people is identified in the article. On the basis of the regional project «Kunachestvo» implemented by the Ministry of National Policy of the Republic of Dagestan a study is carried out. The main problem of this study is: what is the value of kunachestvo, what is the desirability of preserving this tradition in its modern form? As the result of the study the features of the modern form of kunachestvo as a way to preserve a tradition, which is important in the context of moral, mental education, have been analyzed; the necessity of such an institutional setting have been found out and substantiated, because kunak-relations not only exist nowadays, but are still in progress. On the basis of the study have been drawn conclusions, that the socio-pedagogical opportunities of kunachestvo are still high and important in the modern Dagestan society. And the institution itself, which plays an important role in the education of the Dagestan youth, in the formation of its morals, is still in demand. Residents of the republic are ready to contribute to the preservation of the Dagestan intellectual values through the preservation and revival of the traditions, which are important for the people, one of them is kunachestvo.

Keywords: kunachestvo (consecrated friendship), kunak, cultural heritage, moral values, socio-pedagogical aspects, international communication, interreligious relations, revival of traditions.

Нравственные ценности, относительно тесно связанные и переплетенные с другими сторонами культуры, являются важной основой для многих представлений, действий и взаимоотношений в социуме. Уважительное и заботливое отношение к старшим и детям, стремление морально и материально помочь нуждающимся, милосердие в самых разных его проявлениях, помощь и взаимопомощь по отношению к соседям и родственникам, понятие чести и долга, выполнение тех или иных обязательств, взятых на себя, ответственность за данное слово, трудолюбие и многое другое - все это следует считать основой нравственной культуры.

Процесс нравственного воспитания - процесс многогранный и, несомненно, связан с народной культурой и традициями, исходит из исторического опыта народа. Не является исключением и дагестанская этнопедагоги-ка. Р.М. Магомедов, патриарх дагестанской историографии, пишет, что в воспитании все «стремились приучить детей к дисциплине, соблюдению обычаев, нравов, традиций как семейных, так и тухума, села и народа. Воспитание строилось с таким расчётом, чтобы каждый считал себя личностью гордой, свободным и инициативным в труде и поведении. В то же время ребёнок с детства воспитывался в духе уважительного отношения к людям, особенно старшего возраста, ко всем народам, к их языку, культуре и истории» [1, c.88]. Воспитание

совершенной личности горца и горянки требовало продуманного применения всей совокупности педагогических методов и средств воздействия на подрастающее поколение. Одной из важных задач являлось воспитание правильного восприятия общественно значимых ценностей. Поэтому уже в самом раннем возрасте закладывались основы направленного поведения.

Куначество, наиважнейший общественный институт с социально-педагогической направленностью, занимал и продолжает занимать значимое место в культуре и быту горцев Кавказа. Гостеприимству и куначеству, как важному нравственному качеству в системе воспитания горцев, наряду с воспитанием таких нравственных качеств как честность, правдивость, скромность, вежливость, уважение к родителям, старшему, традиционно отдавался приоритет в дагестанском обществе. Простота, достоинство, общительность, верность родственникам и кунакам считались ярко выраженными чертами характера дагестанцев. Издревле самой авторитетной и уважаемой считалась та семья, у которой было больше кунаков. Поэтому каждый горец старался иметь их как можно больше. Отношения куначества становились настолько близкими, что в случае смерти родителей кунаки усыновляли детей. У многих горцев кунак отца или брата становился кунаком всех детей и всего рода, что с обеих сторон охватывало очень большое чис-

ло людей. Это не могло не способствовать улаживанию конфликтов в отношениях между аулами и народами. Гостеприимство и куначество - это не просто обычаи, устанавливаемые людьми для своего удобства. Надо было иметь такую семью, куда можно было ввести незнакомого человека, крепкое хозяйство, определённый достаток. Поэтому очень сильны нравственные основы куначества, которые требовали формирования таких качеств, как порядочность, трудолюбие, мужество, миролюбие, гуманность. Эти черты характера воспитывались в детях с малых лет [2, с.193]. Процессы социально-значимые происходили на глазах детей, с участием родителей, и это автоматически приобщало молодёжь к народным традициям, к соблюдению норм и правил общества.

В горных аулах не функционировали общественные заведения, которые бы облегчали перемещение и передвижение людей. Институты гостеприимства и куначества были призваны восполнить этот пробел, и возникли они не по велению властных структур, а по желанию людей, психологически и нравственно подготовленных социальными и природно-климатическими особенностями региона. Горцы по велению сердца, руководствуясь разумом, создали условия, позволявшие не только выжить в суровых условиях, но и сформировать высоконравственные отношения. Хотя строить подобные отношения было не так просто. Ради укрепления и дальнейшего развития связей кунаки готовы были в любое время жертвовать жизнью или имуществом. Между кунаками устанавливались крепкие хозяйственно-экономические отношения. Они помогали друг другу во время сева, при уборке урожая, обменивались рабочим скотом и сельскохозяйственными орудиями и инвентарём. Ощутимой эта помощь бывала при стихийных бедствиях, на похоронах, свадьбах. Без нравственной основы такие отношения вряд ли сумели бы пройти испытания временем.

Дети становились не только свидетелями таких отношений, но и непосредственными их участниками. Поэтому этикет, комплекс правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям, обхождение с окружающими, формы обращения, приветствий, поведения в общественных местах, манеры поведения имели очень большое значение. Детям постепенно прививались элементарные навыки: навыки обращения к взрослым, поведения во время трапезы, при гостях, в гостях и тому подобное. Всё это еще в XIX в. было подмечено Н.И. Карлгофом, который писал: «Уважение к старшим, перед которыми молодые люди не садятся и с которыми без их вопроса не начинают разговаривать, обычай гостеприимства и условные формы вежливости, смягчая их нравы, много способствовали сохранению у них общественного спокойствия»[3, с.532]. Дети были участниками всех важных событий в жизни семьи и общества. Им доверяли, проявляли уважение к желанию быть самостоятельными. Родители следили за соблюдением детьми правил поведения, которые при взаимоотношениях определяли уровень воспитанности и порядочность человека. Положительное влияние на воспитание у детей лучших нравственных качеств оказывал, несомненно, традиционный обычай гостеприимства, который свято соблюдался в горах и соблюдается в настоящее время. «Гость - посланник Аллаха» - говорили горцы и этим обусловлены были все традиции, связанные с гостеприимством и куначеством. Принять гостя и оказать ему услуги дагестанцы считали своим нравственным долгом. Приезд гостя считался приятным случаем для всех домашних проявить услужливость. Так относились к каждому вошедшему в дом, кто бы он ни был, к какой бы нации и вероисповеданию не принадлежал. Даже кровник становился для хозяина священною особою и вступал во все права гостя, то есть под особую защиту. Его кормили, поили и содержали как родственника, даже лучше. Старинная кумыкская пословица гласит: «Гостю еду можешь не дать, а встречай радушно» [1, с.15]._

Особым почётом был окружён представитель другой народности. Во всех горских аулах кунаку и гостю отводилась лучшая комната, если такой комнаты в силу разных причин не было, хозяева дома уходили к родственникам, создавая гостю удобства. Гость в горах не бывает неожиданным. Горец всегда ждёт его. Гость ни в чём не должен нуждаться - таков неписаный закон горцев. Чем старше гость, тем он считается почётнее. «У горцев, как у всех восточных народов, гостеприимство было священною обязанностью каждого. Гость - лицо не только близкое, но и священное, неприкосновенное» [4, с.24-25]. Все эти требования и условности, особый этикет, соблюдались и в отношении кунака, с различием лишь в том, что кунак, всё же, ближе хозяину дома нежели просто гость, ибо кунака и хозяина связывают тесные отношения, предполагающие взаимные обязательства, основанные на глубоких дружественных отношениях и связях искусственного родства[5, с.78-85]. Горский этикет уделял большое внимание правилам приёма приезжего, а дети были непосредственными участниками этого приёма, они приобщались ко всем церемониям, связанным с встречей гостя или кунака. Наблюдая за всем происходящим, сами участвуя в этом, выполняя посильные поручения, дети осваивали новый опыт общения, усваивали правила поведения в присутствии гостей[6, с.285].

Из всего вышеизложенного следует: институт куначества и традиции гостеприимства играют очень важную роль в системе воспитании дагестанской молодёжи, в формировании её нравственных качеств. Выражая в этикетных правилах общественно значимые ценности, практика гостеприимства и куначества уже с раннего детства закладывает в ребёнке правильное восприятие общепринятых норм морали. Куначество предусматривает комплекс правил поведения, касающихся не только внешнего проявления отношения к людям, обхождения с окружающими, формы обращения, поведения в общественных местах, но самое важное, что куначество предполагает формирование высоконравственных отношений: готовность к сопереживанию, состраданию, сочувствию, взаимопомощь и взаимоподдержку и даже самопожертвование.

В настоящее время с повышением интереса к национальному самосознанию, национальной идентичности в современном дагестанском обществе наблюдается интерес к возрождению народных традиций, появляется понимание необходимости знаний о роли своего народа, этноса в мировом историческом процессе, который имеет общечеловеческое значение. Современное демократическое общество - это общество свободных, сознательных, всесторонне развитых людей, способности, знания, умения и навыки которых должны фор-миро- ваться на основе национально-специфических и общечеловеческих морально-этических ценностей[7]. Значима роль педагогов, которым необходимо раскрывать потенциал национальных традиций и обычаев, работать над воспитанием интереса к родной культуре и над проблемой осознания себя как носителя этой культуры. Необходима также деятельность общественных и государственных организаций, вырабатывающих механизмы по сохранению и восстановлению духовного наследия. Г.Н. Волков отмечал: «Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национально-региональных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения»[8].

В этом смысле эффективным социально-педагогическим мероприятием, направленным на сохранение культурного духовного наследия, явился республиканский проект «Куначество», реализованный Министерством по национальной политике Республики Дагестан. Материалы проекта стали основной базой для эмпирического исследования, основная проблема которого: каково ценностное значение куначества и в чём заклю-

Исаева Энвира Шафидиновна педагогические

ТРАДИЦИИ ГОСТЕПРИИМСТВА ... науки

чается целесообразность сохранения данной традиции в современной её форме? Цель исследования: выявление отношения дагестанцев, и, в частности, дагестанской молодёжи к такому факту традиционной культуры Дагестана как куначество; анализ социально-педагогических аспектов современного куначества. В исследовании использовались следующие методы: теоретический анализ социально-педагогической и этнографической литературы; анализ содержания республиканского проекта «Куначество», в том числе анализ проведённых мероприятий в рамках проекта, анализ социально-педагогических условий, в которых осуществлялся проект, а также сравнительный анализ. В процессе исследования осуществлялось анкетирование, интервьюирование; беседы с организаторами и участниками проекта; изучение отзывов как от самих участников проекта, так и от экспертов в области межнациональных отношений; использовались статистико-математические методы.

Направленный на возрождение куначества, на восстановление норм горского этикета и повышение культуры межнационального общения проект «Куначество» проводился с января по июль и с сентября по ноябрь 2015 года. В проекте приняли участие все 52 муниципальных образования Дагестана, куначескими стали 104 семьи. Главные участники проекта, дети, учащиеся 7-10 классов, в течение двух недель жили в «приемных» семьях, знакомились с их обычаями, традициями и культурой. Для проживания в семьях кунаков в каждом муниципальном образовании были определены по две семьи - «отдающая», чей ребенок будет выезжать в другое муниципальное образование, и «принимающая», которая будет принимать ребенка для проживания в семье. По программе пребывания ребенок включался в образовательно-воспитательный процесс принимающего образовательного учреждения муниципального образования, знакомился с культурно-историческим наследием и погружался в культурно-этническую среду.

Поскольку организованное органом государственной власти куначество - явление достаточно искусственное, нас, прежде всего, интересовало, каким образом семьи узнали о проекте и почему решили принять в нем участие. Как показало анкетирование, 83,7 % опрошенных узнали о проекте от администрации муниципального образования, 18,6 % - из средств массовой информации. Несмотря на то, что источником информации о планируемом мероприятии стала администрация муниципалитета, семьи приняли решение об участии в проекте более по причинам личного характера, проявив тем самым личную заинтересованность, а по большому счёту, выразив этим свою гражданскую позицию: на вопрос «Что подтолкнуло вас к участию в проекте?» вариант «Желание иметь кунака» выбрали 41,8 % семей, «Интерес к образу жизни дагестанцев, представляющих другие народы, национальности, конфессии» привлек 58,1 % опрошенных, варианты «Желание ребенка» и «Участвовать в проекте рекомендовала администрация района» выбрали 13,9 % семей.

Одним из важных показателей формального подхода к реализации проекта является, на наш взгляд, ответ на вопрос об участии в открытых мероприятиях, проводимых согласно положению проекта «Куначество». Большая часть родителей и детей (90,6 %) участвовала в открытых мероприятиях, в том числе - 86 % - всей семьей. Это, безусловно, говорит о заинтересованности участников в том, чтобы их дети имели представление о куначестве, с малых лет приобщались к обычаям своего народа, свидетельствует о ценностном отношении к куначеству как важной традиции дагестанцев.

На вопрос «Как вы готовились к участию в проекте?» большинство респондентов ответили, что узнавали об особенностях жизни района, в который собирались отправить или из которого собирались принять ребенка (37,8 %), проводили беседы с детьми (30,9 %), находили информацию об истории возникновения и об особенно-100

стях куначества в Дагестане (26,7 %), узнавали и рассказывали ребенку об особенностях религии (4,6 %). Проект так или иначе повлиял на отношение родителей к детям, заставил родителей уделить больше времени детям, их просвещению, взаимодействию с ними, в чём откровенно опрошенные признавались в анкетах. В этом, на наш взгляд, проявляется сознательное отношение и к самому мероприятию, и к традиции, которую, как заметили многие участники, необходимо возрождать. При этом, по результатам анкетирования, «не готовились к проекту специально» 25,5 % опрошенных. Объяснили они это в анкетах тем, что не считают нужным специально готовиться к тому, что для них является само собой разумеющимся.

В результате исследования было выявлено, что куначество до сих пор существует и куначеские связи хорошо развиваются. О сохранении куначества во многих муниципальных образованиях можно судить и из других ответов. Так, на вопрос «Есть ли кунаки у ваших односельчан (в вашем городе), что вы о них знаете?» большинство ответило, что кунаки в их селах (городах) дружат, встречаются, помогают друг другу (60,4 %). О том, что земляки поддерживают с кунаками многолетние дружеские отношения, общаются как близкие родственники, сказали 20,9 % участников.

Для понимания готовности дагестанского общества сохранять и развивать принципы традиционного социального воспитания значимым явился вопрос о чувствах, которые испытывали родители, отправляя ребёнка в семью кунаков или принимая кунака в свою семью. Из 20-ти «отдающих» семей представители 5-ти семей (25 %) ответили, что испытывали волнение, беспокойство, тревогу за ребёнка, за то, как он освоится в совершенно незнакомой семье (что не характерно для традиционного куначества), хотя добавляли, что эти чувства у них были лишь до того, как побывали в семье и познакомились с семьёй. 75 % опрошенных родителей ответили, что предварительно проводили беседу с ребёнком, объясняя значимость его участия в проекте. При этом воспитывающие беседы отличались духовно-нравственной, гражданской и патриотической направленностью. «Принимающие» семьи, отвечая на этот же вопрос, отметили, что испытывали чувства волнения, беспокойства и ответственности, но готовились «принять кунака как очень дорогого гостя». С педагогической точки зрения интерес вызывает отношение детей к появлению кунака. Все семьи отметили радушие, интерес, восторг и любопытство, с которыми члены семьи ожидали появление кунака.

Учитывая тот факт, что «Куначество» было реализовано в условиях многоязычия, мы не могли не обратить внимания на отношение участников проекта к использованию в семьях русского языка и языков, не являющихся для детей родными. На вопрос «Возникали ли у вас проблемы, связанные с пониманием друг друга?» абсолютное большинство респондентов (97,6 %) ответили отрицательно. Все 43 опрошенных семьи подчеркнули, что в процессе общения у них не возникало никаких языковых трудностей. При этом 86 % семей отметили, что чаще общались с участниками проекта на русском языке. 72 % респондентов использовали в общении только русский язык. Несколько опрошенных отметили, что «возможность говорить на русском языке явилась хорошей языковой практикой». Русский язык, в данном случае сыграл важную консолидирующую роль, так как именно им чаще всего и пользовались, хотя интерес вызывали и незнакомые дагестанские языки. Отвечая на вопрос о том, как ребенок воспринял новую языковую среду, почти все отметили интерес к незнакомому языку. Встречаются следующие ответы: «Воспринял новую языковую среду с интересом», «Появилось желание изучить другой дагестанский язык», «Выучил общеупотребительные слова». А желание выучить новый язык подчёркивает значимость для кунаков сложившихся от-Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 1(18)

ношений, уважения культуры друг друга.

Понятно, что теперь куначество не может существовать в традиционной форме. Оно трансформировалось в соответствии с условиями, диктуемыми современным обществом: другое транспортное сообщение, другие формы коммуникационной связи. Представление об этом нам дают ответы на вопрос «Каким образом поддерживалась связь между семьями»: 55,8 % опрошенных связывались друг с другом по телефону, по системе связи skype; 44,1 % семей часто созванивались по телефону, ездили друг к другу в гости, вместе отмечали ставшие общими праздники. При помощи современных средств связи поддерживаются отношения между семьями и детьми после отъезда кунаков: они переписываются в мессенджере WhatsApp, общаются по skype, обмениваются фотографиями и видеороликами друг о друге, дети, да и взрослые, как сообщают респонденты, стали близкими, они не только созваниваются, но даже чаще чем со своими родственниками, живущими далеко, встречаются, навещая друг друга по праздникам и просто без всякого повода.

Ответы на вопрос о том, каковы были ожидания от проекта и оправдались ли они, помогли сделать в исследовании выводы о значимости проекта и сущности куначества как социально-педагогического института. 44,1 % опрошенных отметили, что проект служит укреплению связей между народами, возрождению и сохранению обычаев и традиций этносов Дагестана, межнациональных и межконфессиональных отношений. Для 25,5 % семей важным оказалось приобретение новых кунаков, «обмен семейными ценностями и традициями», обретение семьи, «с которой можно поддерживать отношения и за рамками проекта», «установление дружеских отношений на всю жизнь». 41,8% опрашиваемых подчеркнули, что у них установились крепкие связи с новыми кунаками; они строят совместные планы на летний отдых, вместе отмечают семейные праздники, ходят друг к другу на свадьбы и дни рождения; маленькие кунаки стали для них родными и близкими, настоящими членами семьи. 83,7 % респондентов отметили положительные изменения в эмоциональном и психологическом климате семьи: они стали чаще встречаться с родными, проводить вместе время, внимательнее относиться друг к другу, изучать культуру, историю и обычаи своего народа, других этносов республики, активнее выражать свое отношение к родственникам. Многие заметили позитивные изменения в характере детей, побывавших в куначеских семьях: по их словам, дети стали более ответственными, серьезными, самостоятельными, терпимыми, стали более сдержанными, сострадательными; научились ценить и любить людей, крепко подружились с членами «приемной семьи». 25,5 % семей ответили, что никаких особенных изменений в образе их жизни не произошло. Они отмечают при этом, что «просто появились новые друзья», «прибавилось ответственности за еще одного члена семьи», обращая при этом внимание на тот факт, что для них куначеские связи естественны. Многие семьи, независимо от разработанной министерством программы пребывания ребенка, имели свой план гостеприимства: хотели что-то показать, с кем-то познакомить, научить чему-то особенному, традиционному: посетить конный клуб, тир, съездить за город, выйти на природу, посетить краеведческий музей, научить выжигать по дереву, познакомить с родственниками, с тухумом, с соседями, поехать на историческую родину, научить готовить национальные блюда, обучить национальным танцам. Данные ответы подтверждают готовность дагестанского общества сохранять и развивать принципы традиционного социального воспитания. Из всего вышесказанного следует: этикетные нормы куначества в данном проекте проявились естественным образом: они шли от семьи, от кунаков, «без директивы сверху». Живя в «приемной» семье, ребенок приобщался к нормам общества и вынужден был принимать их и

следовать им.

Выводы, полученные в результате проведённого исследования свидетельствуют, что социально-педагогические возможности куначества в современном дагестанском обществе по-прежнему высоки и значимы; и сам институт, играющий важную роль в системе воспитании дагестанской молодёжи, в формировании её нравственных качеств, по-прежнему востребован. Жители республики готовы содействовать сохранению дагестанских духовных ценностей через сохранение и возрождение важных для народа традиций, одной из которых является куначество.

Исследование показало способность подрастающего поколения дагестанцев адаптироваться в новой для них культурной, языковой, конфессиональной среде, налаживать межкультурные и личные контакты с представителями других этносов. У современных дагестанцев, в том числе у молодёжи, сохранились ценностные установки предыдущих поколений, хотя и наблюдается их трансформация. Взрослые (родители), участвуя в государственном проекте, проявили свою личную заинтересованность, продемонстрировав тем самым не только уважение к традициям предков, но и желание передать представление о куначестве, древнем обычае, своим детям, реально расширить круг друзей, родственников (кунаков), проявляя при этом интерес к образу жизни, традициям народов другой национальности, другой религиозной принадлежности, что, в итоге, свидетельствует о ценностном отношении к куначеству как важной традиции дагестанцев. Традиция куначества в современной его форме повлияла на поведение взрослых, заставив родителей больше уделять внимания и времени детям, их просвещению, взаимодействию с ними. Сами же дети не только проявили интерес и любопытство к куначеству; они искренне, с радушием, а порой и восторгом, принимали кунака-подростка, подтверждая тем самым, что куначество, как нравственная традиция народа, обращённая к духовному миру человека, осуществляет воспроизводство уже проверенных жизнью важных общественных отношений через формирование духовных качеств, требуемых этими отношениями. Социальное значение куначества, как средства стабилизации и воспроизводства общественных отношений в ряду сменяющих друг друга поколений, было выявлено в результате анализа ответов респондентов, которые утверждали, что эта традиция служит укреплению связей между народами, возрождению и сохранению многих полезных обычаев и традиций этносов Дагестана, укреплению межнациональных и межконфессиональных отношений; расширению круга знакомств; обмену семейными ценностями и традициями.

Итак, становится ясно: жизненность и сила национальных традиций в педагогическом процессе, а в частности, традиции гостеприимства и куначества, заключаются в их последовательности, стабильности, когда у детей воспитывается чувство национальной гордости, формируются стойкие моральные нормы, навыки уважительного сосуществования в полиязычной, поликультурной, полирелигиозной рекреации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Магомедов Р.М. Обычаи и традиции народов Дагестана: учеб. пособие по курсу / Р.М. Магомедов. -Махачкала: Даг. кн. изд-во, 2010. - 216 с.

2. Магомедов А.М. Традиции кавказских горцев. Духовно-нравственное воспитание. Махачкала: Издательство «Юпитер», 1999 г.

3. Карлгоф Н.И. О политическом устройстве черкесских племен, населяющих Северо-Восточный берег Черного моря // Русский вестник. М., 1860. № 2

4. Лилов А. Очерки быта кавказских горцев// СМОМПК. Тифлис, 1892. Вып. 14.

5. Гимбатова М.Б. Традиции гостеприимства и куначества у ногайцев (северокавказские и тюркские параллели) // Научная мысль Кавказа. Ростов н/Д, 2007. № 1.

6. Гимбатова М.Б. Культура поведения и этикет ногайцев в семейном и общественном быту (XIX - начало ХХ века). Махачкала, 2007.

7. Мирзоев Ш.А., Гасанов А.М. Формирование морально-этического облика мужчины в народной педагогике Дагестана // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2008. № 3

8. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учебник для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. М., издательский центр «Академия», 1999 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.