Научная статья на тему 'Народные традиции и их роль в упрочении дагестанского единства'

Народные традиции и их роль в упрочении дагестанского единства Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2739
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИЯ / ОБЫЧАЙ / СОГЛАСИЯ / ЕДИНСТВО / КУНАК / ТРУД / МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЕ СОГЛАСИЕ / TRADITION / CUSTOM / CONSENT / UNITY / FRIEND / WORK / KOUNAK / INTERNATIONAL CONSENT

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гаджиев Магомедэмин Магомедрасулович, Гасанов Нариман Набиевич

Данная статья посвящена роли народных традиций в упрочении единства Дагестана. Рассматривается взаимосвязь обычаев с межнациональными отношениями. В ней уделено внимание таким традициям как единство народов Дагестана, гостеприимство, куначество и другим.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Гаджиев Магомедэмин Магомедрасулович, Гасанов Нариман Набиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Folk traditions and their role in consolidation of Dagestan unity

This article considers role of national traditions in consolidation of unity of Dagestan. The author discusses correlation of the traditions with international relations. The research pays attention to such traditions as unity of Dagestan people, hospitality, brotherhood (kunachestvo) and other traditions.

Текст научной работы на тему «Народные традиции и их роль в упрочении дагестанского единства»

УДК 304.444 (470.67)

Гаджиев Магомедэмин Магомедрасулович

кандидат политических наук, доцент кафедры философии и социологии Дагестанского государственного университета [email protected]

Гасанов Нариман Набиевич

кандидат философских наук, профессор кафедры политологии и социологии Дагестанского государственного педагогического университета [email protected]

НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ И ИХ РОЛЬ В УПРОЧЕНИИ ДАГЕСТАНСКОГО ЕДИНСТВА

Gadzhiev Magomedemin Magomedrasulovich

PhD in Political Science, Assistant Professor of the Philosophy and Social Science Department, Dagestan State University [email protected]

Gasanov Nariman Nabiyevich

PhD, Professor of the Political and Social Science Department, Dagestan State Teachers’ Training University [email protected]

FOLK TRADITIONS AND THEIR ROLE IN CONSOLIDATION OF DAGESTAN UNITY

Аннотация:

Данная статья посвящена роли народных традиций в упрочении единства Дагестана. Рассматривается взаимосвязь обычаев с межнациональными отношениями. В ней уделено внимание таким традициям как единство народов Дагестана, гостеприимство, куначество и другим.

Ключевые слова:

традиция, обычай, согласия, единство, кунак, труд, межнациональное согласие.

The summary:

This article considers role of national traditions in consolidation of unity of Dagestan. The author discusses correlation of the traditions with international relations. The research pays attention to such traditions as unity of Dagestan people, hospitality, brotherhood (kunachestvo) and other traditions.

Keywords:

tradition, custom, consent, unity, friend, work, kounak, international consent.

Проблема традиций обширна и многопланова. В последнее время она присутствует в выступлениях первых лиц государства и его субъектов, в средствах массовой информации. Об актуальности рассматриваемого вопроса свидетельствует и то, что в «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» вопрос о традициях значится среди основных принципов государственной национальной политики РФ.

Традиции народные являются активными социальными регуляторами многих сторон общественной и личной жизни людей. Они представляют собой своего рода кладовые, в которых оседает и хранится социальный опыт поколений, отражены и закреплены в специфической форме их взгляды, нормы и правила жизни [1]. Вот почему руководство республики указывает на необходимость возрождения положительных народных традиций и обычаев, обобщения опыта их использования в решении задач консолидации общества.

Следует отметить, что все области духовной жизни социума (наука, образование, искусство и другое) влияют на формирование традиций, и они, в свою очередь, оказывают воздействие на них.

Изучение литературы по этой проблеме показывает разнообразие взглядов относительно традиций, их место в системе социальных норм и роль в жизни общества.

Приведем несколько определений понятия «традиция». В философском словаре отмечается, что «традиция - исторически сложившиеся и передаваемые от поколения к поколению обычаи, обряды, общественные установления, идеи и ценности, нормы поведения и т.п.; элементы социокультурного наследия, сохраняющиеся в обществе или в отдельных социальных группах в течение длительного времени» [2].

В толковом словаре русского языка говорится, что «традиция - это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений» [3].

А в словаре по этике мы читаем: «Традиция - разновидность обычая, отличающаяся особой устойчивостью и направленными усилиями людей сохранить неизменными унаследованные от предыдущих поколений формы поведения» [4].

Как известно, традиции изучаются в различных аспектах - историко-этнографическом, философском, педагогическом, социально-политическом и др. В советский период в этом плане

были достигнуты определенные результаты. К сожалению, в 90-е гг. внимание исследователей к этой жизненно важной проблеме было ослаблено. Причины общеизвестны. Отрадно отметить, что в последние годы вновь оживилась работа исследователей в этом направлении.

Определенный вклад в изучение традиций внесли и такие дагестанские ученые, как М.А. Абдуллаев, Р.Г. Абдулатипов, А.Г. Агаев, А.К. Алиев, Б.Г. Алиев, С.Ш. Гаджиева, Р.М. Магомедов, А. Магомедов, С.Ш. Муслимов, Х.М. Халилов и другие. В их трудах обстоятельно исследуются: социальная сущность, механизм и закономерности возникновения и развития народных традиций и обычаев, выясняется роль положительных традиций прошлого и новых современных традиций и обычаев в формировании духовного облика дагестанцев. Большое внимание уделено вопросам дагестанского единства, укреплению дружбы между народами Дагестана и России в целом.

Сегодня в Дагестане идут глубокие процессы обновления. Это отвечает требованию сегодняшнего дня: поднять уровень воспитательной работы в республике в соответствии с теми сложными задачами, которые ныне решает руководство Дагестана по очищению дагестанского общества от коррупции, невежества, бандитизма и т.д. Эта работа оживилась с приходом к руководству республики Р.Г. Абдулатипова. Практика убеждает, что новые традиции являются важным звеном в духовной преемственности между старшим и младшим поколениями дагестанцев. И не только дагестанцев, но и других народов страны. Мы не имеем права быть оторванными от своих национальных корней, ибо, как справедливо подчеркивает Президент РД Р.Г. Абдулатипов, «людям, оторванным от своих родовых, национальных корней, трудно выступать носителями духовно-нравственных ценностей и социально-политических традиций, а также быть полноценными гражданами государства» [5].

Традиции выполняют ряд важнейших социальных функций. Это утверждение гуманистических отношений в обществе между людьми в разных сферах жизнедеятельности, в межличностных отношениях, передача положительных ценностей прошлого новым поколениям, укрепление общественных отношений, закрепление и развитие новых духовно-нравственных ценностей.

Необходимо отметить, что часть современных традиций имеет многовековую историю, выработана народным опытом предшествующих поколений. Сохраняя национальный характер и региональную специфику, традиции прошли проверку историей, наполнились и обогатились новым содержанием, соответствующим требованиям времени.

Мы далеки от мысли абсолютизировать роль и значение традиций. В статье речь идет лишь о положительных традициях, способствующих прогрессу, сближению народов, их устойчивому развитию, укреплению общественной морали и т.д.

За многовековую историю развития Дагестана среди его народов утвердились замечательные гуманистические традиции, в которых закреплен богатейший исторический опыт борьбы и созидания. О таких традициях обстоятельно пишет профессор М.А. Абдуллаев в статье «Нравственные традиции горцев и современная молодежь»: «У народов Дагестана есть глубоко гуманные и ни при каких общественных переменах не устаревающее традиции. Это уважение к старым, женщинам, детям, бедным и нуждающимся, иммигрантам и т.д. Осознанное чувство высокой ответственности за свои слова, поведение и действия, обостренное чувство справедливости, готовность откликнуться на чужую беду и далее пожертвовать собой ради несправедливо обиженных и обижаемых, верность словам и долгу, бескорыстная дружба, душевная привязанность к семье, родным, друзьям, соседям, коллективизм, взаимопомощь, трудолюбие, любовь к родине и своему очагу, интернационализм, умеренность в быту и довольство тем, что есть и т.д. Эти традиции складывались со времени родового строя, укреплялись по мере развития общества. Определяющую роль в их формировании и функционировании играли адаты и немалую роль со времени своего утверждения в Дагестане сыграл ислам» [6].

Дагестанские ученые дают высокую оценку роли и значению общедагестанских традиций, которые воплотили в себе духовное наследие народа, его мудрость. В основе всех указанных традиций лежала глубоко запавшая в душу и ставшая почти образом мысли идея равенства всех людей независимо от национального и социального положения.

Как известно, утверждение идей справедливости в сознании людей происходит не на пустом месте. Оно опирается на принципы гуманизма. Богатейшие гуманистические традиции, накопленные дагестанцами в течение многих веков развития взаимоотношений, играют важную роль в формировании коллективизма и солидарности в сознании и поведении людей, в закреплении чувства дружбы и взаимной поддержки народов. Актуальность гуманистических традиций прошлого подчеркивается тем, что, опираясь на них, воспитание в целом, в частности, нравственное воспитание, усиливает свое воздействие, что весьма важно в современной непростой ситуации развития общества. Ибо без учета истории предшествующих отношений с другими народами невозможно преодоление в полной мере предубеждений в отношении людей к тому или иному народу, которые порождены негативными сторонами истории национальных отношений прошлого.

Отсюда настоятельная необходимость в ходе воспитания обращения к историческому нравственному опыту народов, к традициям национального дружелюбия, гостеприимства.

Из истории известно, что народы Дагестана никогда не воевали друг против друга. В течение веков здесь стихийно складывались гибкие механизмы саморегулирования межнациональных отношений, утверждались дух терпимости, гуманистические по своей сущности принципы и институты межнационального общения. Так, любой путник, попав в горный аул, не оставался без еды, крова, заботы. Причем на годекане и не спрашивали у него, какой он национальности. Такой вопрос считался нравственно недопустимым. В горах Дагестана случайное знакомство могло перерасти в постоянную дружбу - куначество. Кунаками становились люди независимо от кровнородственных связей, этнической принадлежности. Разумеется, в наше время горские традиции гостеприимства, куначества претерпели изменения, но суть их осталась прежней: на первом месте - человек, а не его национальность. О традициях дагестанского гостеприимства и куначества обстоятельно пишут в своих работах многие известные ученые.

Народы Дагестана всегда доверяли друг другу, уважали друг друга, учились друг у друга, заимствовали друг у друга лучшие качества. Чувство единства никогда не покидало дагестанцев, хотя были силы, стремящиеся помешать этому. Идеи единства дагестанцев превратились в общедагестанскую традицию единства. Передаваясь из поколения в поколение, она приобрела особую значимость и актуальность в наше время.

Третий съезд народов Дагестана, состоявшийся в декабре 2010 г., установил День единства народов Дагестана, отмечаемый 15 сентября.

В общедагестанскую традицию вошло также представление о территориальной целостности и единстве Дагестана, его «самости». Вышеизложенное говорит о том, что народами Дагестана накоплен богатый опыт межнационального общения, позволяющий обеспечить межэтническое согласие и стабильность в республике. На наш взгляд, опыт этот может быть полезным и для других регионов страны.

«В этой связи важнейшей нашей задачей, - как подчеркивает Президент РД Р.Г. Абдулатипов, - является довести до россиян на территории всей Российской Федерации, что Дагестан - это страна древнейшей цивилизации, сообщество талантливых и достойных народов с многообразием культур, языков, традиций, с развитым чувством собственного и национального, дагестанского достоинства, доброжелательности, солидарности с русским и со всеми народами России» [7].

В обеспечении дагестанского единства велика роль России, русского народа, русского языка, ставшего для нас языком межнационального общения. Русский народ подавал и ныне продолжает подавать дагестанцам свою руку. Он был и остается прочной опорой и ведущей силой единства и дружбы народов Дагестана.

Не случайно Расул Гамзатов в стихотворении «Слово о старшем брате» писал:

«Ты достигал вершин хребтов огромных,

Мы тоже шли туда по склонам скал.

И для того, чтобы облегчить нам подъем,

Ты нам по-братски руку подавал» [8].

Одной из примечательных традиций является маслиат, который своим содержанием направлен на укрепление дружбы и взаимопонимания, мирного сосуществования, взаимопомощи, воспитания в людях высоких моральных качеств: высокой нравственности, дисциплины, поведения в быту и на производстве.

Маслиат является универсальным механизмом согласования интересов и достижения мира, одна из давних горских традиций погашения конфликта, примирения враждующих сторон.

Этноконфессиональная толерантность - иными словами традиция веротерпимости, уважения к иным религиозным взглядам, присущая Дагестану веками, имеет место и сегодня. Как справедливо отмечает профессор Л.Х. Авшалумова, она является одним из существенных факторов формирования единства. Духовные лица всех религий ориентируют верующих на мирные, толерантные отношения, на защиту своей малой и большей Родины, уважение всех народов, независимо от их вероисповедания.

Ислам, христианство, иудаизм стали, по мнению Л.Х. Авшалумовой, интегрирующей силой формирования дагестанских народов, имеющих более полуторатысячелетний опыт мирового, взаимоуважительного проживания [9].

В современном обществе все еще витает дух центробежных сил. К сожалению, то же самое наблюдается и в Дагестане. Здесь некоторые политические и общественные деятели стараются нарушить устоявшееся единство дагестанских народов, ведя к национальной ограниченности и розни. Но единство народов Дагестана обусловлено их внутренней духовной и ма-

териальной общностью, их единой исторической судьбой, их особой уникальностью. И это хорошо понимают все народы нашей республики.

И в наши дни Дагестану, который продолжает традиции своих дедов и прадедов, несмотря на трудный период своего общественного развития, осложненный проявлениями экстремизма и терроризма, удается сохранить межнациональное согласие, мир и единство. Республика возрождается, живет, верит в будущее и видит свою историческую судьбу в составе России -России обновленной и могучей.

«Межэтнонациональное общедагестанское единство, построенное на взаимном уважении и сотворчестве, на чести и достоинстве человека, на традиционной культуре является стержневой линией развития народов Дагестана и сегодня, как и на всех этапах исторического прогресса» [10].

По мнению профессора Р.М. Магомедова, традиции и обычаи - «наше наследие, в них заложены нравственные и гуманистические основы устройства общественной жизни». Он справедливо отмечал, что адаты [11] - это своего рода моральный кодекс горцев. Дагестанские адаты, даже когда это касается интересов каких-либо народностей, предусматривают пределы, нарушать которые не следует. Адаты, сохранившиеся в сфере быта, обрядности, проповедуют честность и справедливость, простоту и скромность, трудолюбие и прямодушие, откровенность и сыновний долг, оказание помощи, отправление исламских обрядов и т.д.

В то же время намус осуждает сепаратизм, национальное чванство, неприязнь к другим народам, безделье и праздность, вероломство, бесчинство, жестокость, слабоволие, трусость, легкомыслие и т.д. [12].

Особого внимания требует вопрос формирования и утверждения сознательного отношения к труду.

Трудовые традиции - это не просто накопление и передача от одного поколения к другому производственного опыта, приемов труда, профессионального мастерства, а прежде всего формирование и воспроизводство передовых мотивов отношения человека к труду, имеющих исключительно важное значение для формирования самого человека, воспитания культуры общения в трудовых ассоциациях.

Совместная работа в трудовых ассоциациях способствует формированию общедагестанских традиций и обрядов, которые отвечают трудовым потребностям всех граждан республики.

Испокон веков народы Дагестана торжественно отмечали такие земледельческие традиции, как проводы зимы, встреча весны, такие ответственные моменты хозяйственного цикла, как праздники первой борозды, сбора урожая, проводы и встречи животноводов. Они способствовали формированию коллективизма, патриотизма, воспитанию любви и уважения к труду, лучших качеств общечеловеческой нравственности.

Как правило, на праздники приглашали гостей из соседних районов для налаживания широких контактов между хозяйствами, районами как самого Дагестана, так и соседних республик.

В заключение хотелось бы отметить, что обеспечение устойчивого развития общества -сложная задача. Это дело, требующее объединения усилий народов для достижения высокого уровня экономики на основе новейшей технологии, повышения качества жизни, улучшения социальной и нравственно-духовной сфер, утверждения подлинных гуманистических отношений в обществе. Для этого требуется большая, целенаправленная работа всех звеньев общества, в том числе и работа по возрождению, обновлению и использованию положительных традиций народов Российской Федерации.

Ссылки и примечания:

1. Абдуллаев М.А. Из истории философской и общественно-политической мысли Дагестана. Махачкала, 1993. С.

273.

2. Философский словарь. М., 1986. С. 487.

3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1999. С. 807.

4. Словарь по этике. М., 1989. С. 354.

5. Абдулатипов Р. Мой дагестанский народ. М.; Махачкала, 2011. С. 8.

6. Абдуллаев М.А. Нравственные традиции горцев и современная молодежь // Наше культурное наследие.

Информационный бюллетень. № 2. Махачкала, 2005. С. 5.

7. Абдулатипов Р. Указ. соч. С. 30.

8. Абдуллаев М.А. Актуальные проблемы национальных отношений. Махачкала, 2013. С. 258.

9. Авшалумова Л.Х. Традиции дагестанских народов как фактор воспитания молодежи // Наше культурное насле-

дие. Информационный бюллетень. № 2. Махачкала, 2005. С. 16-17.

10. Абдулатипов Р. Указ. соч. С. 39.

11. Адат - обычай.

12. Магомедов Р.М. Мы - не щепки в потоке жизни // Дагестанская правда. 1988. 2 декабря.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.