Научная статья на тему 'Куначество - способ межличностного и межнационального общения и сотрудничества'

Куначество - способ межличностного и межнационального общения и сотрудничества Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
371
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / TRADITIONAL CULTURE / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / HISTORICAL MEMORY / ЭТНОНАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ETHNO-NATIONAL IDENTITY / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / SYSTEM OF VALUES / ТРАДИЦИЯ ИСКУССТВЕННОГО РОДСТВА / TRADITION OF THE ARTIFICIAL RELATIONSHIP / ИНСТИТУТ КУНАЧЕСТВА / INSTITUTION OF KUNACHESTVO (CONSECRATED FRIENDSHIP) / ГОРСКИЙ ЭТИКЕТ / HIGHLAND ETIQUETTE RULES

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Исаева Энвира Шафидиновна

Традиции, общественные институты являются формой закрепления достижений нравственной и художественной культуры народа. Традиция куначества является одной из важнейших традиций общечеловеческой культуры. В Дагестане, как и в других районах Северного Кавказа, общественный институт куначества получил самое широкое распространение. История и этнография свидетельствуют о непрерывном сотрудничестве горцев Дагестана, о постоянном накоплении, шлифовке и обмене приёмов посредничества, способов разрешения конфликтов. История и этнография свидетельствуют о непрерывном сотрудничестве горцев Дагестана, о постоянном накоплении и шлифовке ими приёмов посредничества, способов разрешения конфликтов, обмене полученными знаниями. В статье рассмотрены проблемы куначества как формы межличностного и межнационального общения, сотрудничества и взаимодействия; традиции, имеющей важное социально-педагогическое и нравственное значение. Проанализированы результаты регионального проекта «Куначество», направленного на возрождение общественного института, на восстановление норм горского этикета и повышение культуры межнационального общения, на развитие культурного обмена, пропаганды народных традиций и обычаев. Выявлена и обоснована значимость куначества как способа сохранения и практического использования наследия народов Дагестана. Результаты исследования подтверждают значимость ценностных установок предыдущих поколений для современных дагестанцев, что побуждает их сознательно участвовать в мероприятиях, связанных с историей и культурой народов Дагестана. Куначество по-прежнему является средством сохранения и укрепления межличностных и межнациональных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Исаева Энвира Шафидиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KUNACHESTVO AS A FORM OF INTERNATIONAL COMMUNICATION AND COLLABORATION

Traditions, social institutions present a form of fastening the achievements of moral and artistic culture of the people. The tradition of kunachestvo (consecrated friendship) is one of the most important traditions of human culture. In Dagestan, as well as in other areas of the North Caucasus, the public institution of kunachestvo got most widespread. History and Ethnography testify to continual cooperation between highlanders of Dagestan, their continual accumulation and fine-tuning the forms of mediation, methods of conflict resolution; to exchanging the got knowledge with each other. The given article deals with the problems of kunachestvo as a form of international communication, collaboration and cooperation, as a tradition, which has an important socio-pedagogical and moral significance. The results of the regional project «Kunachestvo» have been analyzed. The project is aimed at revival of a public institution, at restoring the highland etiquette rules and improving the culture of international dialogue, at the development of cultural exchanges, popularization of national traditions and customs. This article presents the signification and substantiation of the necessity of kunachestvo for preserving the heritage of the peoples of Dagestan and its practical application. The results of the study confirm the importance of value system of previous generations for modern Dagestan people, that encourages them to consciously participating in the activities related to the history and culture of the peoples of Dagestan. The kunachestvo remains still a mean for preserving and strengthening of interpersonal and international relations.

Текст научной работы на тему «Куначество - способ межличностного и межнационального общения и сотрудничества»

Исаева Энвира Шафидиновна КУНАЧЕСТВО - СПОСОБ ...

педагогические науки

УДК 371.4

КУНАЧЕСТВО - СПОСОБ МЕЖЛИЧНОСТНОГО И МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ И СОТРУДНИЧЕСТВА

© 2017

Исаева Энвира Шафидиновна, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии образования, аспирант Дагестанского государственного педагогического университета Дагестанский институт развития образования (367027, Россия, Махачкала, ул. ГенералаМагомедтагирова (Казбекова), 15, e-mail: gahmed1@mail.ru)

Аннотация. Традиции, общественные институты являются формой закрепления достижений нравственной и художественной культуры народа. Традиция куначества является одной из важнейших традиций общечеловеческой культуры. В Дагестане, как и в других районах Северного Кавказа, общественный институт куначества получил самое широкое распространение. История и этнография свидетельствуют о непрерывном сотрудничестве горцев Дагестана, о постоянном накоплении, шлифовке и обмене приёмов посредничества, способов разрешения конфликтов. История и этнография свидетельствуют о непрерывном сотрудничестве горцев Дагестана, о постоянном накоплении и шлифовке ими приёмов посредничества, способов разрешения конфликтов, обмене полученными знаниями. В статье рассмотрены проблемы куначества как формы межличностного и межнационального общения, сотрудничества и взаимодействия; традиции, имеющей важное социально-педагогическое и нравственное значение. Проанализированы результаты регионального проекта «Куначество», направленного на возрождение общественного института, на восстановление норм горского этикета и повышение культуры межнационального общения, на развитие культурного обмена, пропаганды народных традиций и обычаев. Выявлена и обоснована значимость куначества как способа сохранения и практического использования наследия народов Дагестана. Результаты исследования подтверждают значимость ценностных установок предыдущих поколений для современных дагестанцев, что побуждает их сознательно участвовать в мероприятиях, связанных с историей и культурой народов Дагестана. Куначество по-прежнему является средством сохранения и укрепления межличностных и межнациональных отношений.

Ключевые слова: традиционная культура, историческая память, этнонациональная идентичность, ценностные ориентации, традиция искусственного родства, институт куначества, горский этикет.

KUNACHESTVO AS A FORM OF INTERNATIONAL COMMUNICATION AND COLLABORATION

© 2017

Isaeva Envira Shafidinovna, head teacher of the Department of Educational Pedagogy and Psychology, postgraduate at the Dagestan State Pedagogical University Dagestan Institute of Education Development (367027, Russia, Makhachkala, GeneralMagomedtagirov (Kazbekov) Str., 159, e-mail: gahmed1@mail.ru)

Abstract. Traditions, social institutions present a form of fastening the achievements of moral and artistic culture of the people. The tradition of kunachestvo (consecrated friendship) is one of the most important traditions of human culture. In Dagestan, as well as in other areas of the North Caucasus, the public institution of kunachestvo got most widespread. History and Ethnography testify to continual cooperation between highlanders of Dagestan, their continual accumulation and fine-tuning the forms of mediation, methods of conflict resolution; to exchanging the got knowledge with each other. The given article deals with the problems of kunachestvo as a form of international communication, collaboration and cooperation, as a tradition, which has an important socio-pedagogical and moral significance. The results of the regional project «Kunachestvo» have been analyzed. The project is aimed at revival of a public institution, at restoring the highland etiquette rules and improving the culture of international dialogue, at the development of cultural exchanges, popularization of national traditions and customs. This article presents the signification and substantiation of the necessity of kunachestvo for preserving the heritage of the peoples of Dagestan and its practical application. The results of the study confirm the importance of value system of previous generations for modern Dagestan people, that encourages them to consciously participating in the activities related to the history and culture of the peoples of Dagestan. The kunachestvo remains still a mean for preserving and strengthening of interpersonal and international relations.

Keywords: traditional culture, historical memory, ethno-national identity, system of values, tradition of the artificial relationship, institution of kunachestvo (consecrated friendship), highland etiquette rules.

Культура, как подчёркнуто в Основах государственной культурной политики, утверждённых Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 года, есть совокупность формальных и неформальных институтов, явлений и факторов, влияющих на сохранение, производство, трансляцию и распространение духовных ценностей. Приоритетной задачей культурной политики государства является задача сохранения этнических культурных традиций, сохранения этнокультурного разнообразия как одного из значимых источников профессиональной культуры и важной составляющей этнонациональной идентичности[1].

В условиях серьёзных социальных изменении, когда наблюдается духовная дезинтеграция общества, вызванная утратой ценностей старшего поколения; забываются социальные структуры норм, издревле присущие как российской отечественной, так и каждой национальной культуре; пренебрежение к личности, человеку, который является высшей ценностью; снижение престижа семьи, родителей, и, как следствие, увеличение детской преступности; увеличение количества детей, ведущих асоциальный образ жизни, исследование системы ценностных ориентаций личности представляется особен-

но актуальной проблемой. Возникает необходимость пристального внимания к исторически сложившимся и оправданным всем опытом человеческого существования духовно-нравственным ценностям. Более того, возникает необходимость выявления этих ценностей, осмысления, возрождения их, пусть в новых формах, и применения в социализации подрастающего поколения. Важнейшей задачей в этом смысле становится разработка и реализация механизмов, позволяющих реализовать духовно-ценностный потенциал народа, его самобытность, своеобразие, выражающееся в основном в традициях и нормах, закреплённых в морально-этическом кодексе народа. Ведь социально-нравственные развитие человека непосредственно связано с приобщением его к историческому опыту человечества в процессе предметно-практической деятельности и усвоения норм человеческих взаимоотношений. Эти нормы чётко зафиксированы в народных традициях и выступают как образцы лучших черт, качеств личности, нравственные эталоны, принятые в этом обществе. «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным»,- отмечал К.Д. Ушинский.

Понятно, что культура является главным смыслом

педагогические науки

Исаева Энвира Шафидиновна КУНАЧЕСТВО - СПОСОБ ...

и главной ценностью существования и отдельных народов, малых этносов, и целых государств. Вне культуры существование их лишается смысла. Человек живёт, несомненно, в среде, созданной когда-то культурой его предков и создаваемой теперь им самим. Традиции, общественные институты являются формой закрепления достижений нравственной и художественной культуры народа. Преемственность духовной культуры возможно достигнуть путём соблюдения новыми поколениями обычаев и традиций своих предков. Причём всё, накопленное предками, не механически перемещается во времени и пространстве, а сохраняется как духовная ценность, сохраняется после отбрасывания ненужного и утратившего нравственное значение и замены его тем, что необходимо в настоящем и будущем и останется на века.

При всём осознании значимости и необходимости сохранения традиций, имеющих очень важное социально-педагогическое, нравственное значение, усилиями отдельных представителей культурной интеллигенции невозможно сдерживать процесс «забывания» и «игнорирования» важных для дальнейшего культурного развития народа традиций. В условиях доминирования массовой культуры, преобладания «общества потребления», необходимо определить наиболее приемлемые эффективные пути сохранения и передачи ценностей традиционной культуры. Необходимы консолидация всех духовных сил общества, культурологическое осмысление и реализация комплекса мероприятий по сохранению традиций, а значит и культуры народа. Несомненно, значима роль общественных организаций, но по-прежнему ключевая роль принадлежит государству, которое осуществляет национальную политику посредством деятельности исполнительных органов власти в субъектах Российской Федерации. Лихачев Д.С. справедливо, на наш взгляд, утверждал, что ответственность за сохранность культурных ценностей и культуры, как таковой, лежит на государстве. Государство, в частности, отвечает за само-возобновляемость культуры в стране. Культура во всех ее формах имеет право на финансовую поддержку со стороны государства: поддержку образования и охрану культурных ценностей, в первую очередь, и культуры всех этносов, проживающих на территории государства [2, с.127-128].

В республике Дагестан это в настоящее время выражается в организации мероприятий, связанных с эт-нокультурой: организация и проведение национальных праздников, выставок художественного творчества, выступлений художественной самодеятельности, работы домов детского творчества и центров культуры. Но этого, думается, не достаточно. Всё это носит скорее ознакомительный, развлекательный характер. Необходимы, как нам кажется, мероприятия, проекты, в которых можно быть не просто зрителем, а принимать непосредственное участие, что даст возможность прочувствовать явления этнокультуры изнутри, позволит понять значимость и необходимость той или иной народной традиции. В эпоху глобализации и различных трансформационных тенденций необходимо дальнейшее изучение традиционной культуры народов Дагестана, связанное с востребованностью сохранения исторической памяти и актуализацией культурного наследия в системе ценностей современных дагестанцев. Потребность сохранения национального согласия, стабильности и развития традиций, использование воспитательного потенциала этнокультурного и этнопедагогического наследия вызвали необходимость обращения к куначеству, древнейшей традиции, формы искусственного родства и способа укрепления межличностного и межнационального общения. Исследование проекта «Куначество», реализованного Министерством по национальной политике Республики Дагестан, даёт возможность выявить степень эффективности конкретных социально-педагогических мер по сохранению культурного духовного на-

следия, а в частности, традиции куначества как формы искусственного родства.

Традиция куначества является одной из важнейших традиций общечеловеческой культуры. Она имеет глубокие исторические корни, тесно связана с традициями гостеприимства. Гостеприимство - обычай, возникший в первобытном обществе, у охотников и собирателей разных племен, так или иначе, в той или иной мере соблюдавшийся всеми народами мира и доживший до наших дней, во многом изменив свою форму и содержание [3, с. 39-41]. Обычай гостеприимства, «первобытная добродетель всех народов» по выражению Ф.И. Леонтовича, особенно был соблюдаем в раннеклассовых обществах, в социальных организациях, с недостаточно ярко выраженной государственностью с развитыми органами правопорядка и принуждения [4, с.19]. Суть гостеприимства - «явления всеобщего, стадиального, вытекающего из родового строя» - заключалась в предоставлении пришельцу крова, пищи, в защите его жизни, имущества и чести [5, с.219]. Имевшая столь широкое распространение в мире и бытовавшая веками традиция гостеприимства и куначества сохранилась в наши дни и проявляется наиболее ярко, пожалуй, только на Кавказе, где всё ещё сильны традиции и обычаи предков. Исследователи - этнографы проводят параллели между понятиями «кунак» и схожими институтами у разных народов. Мысль об идентичности института гостеприимства и куначества у разных народов впервые была высказана С. Броневским: «Слово кунак или друг, - писал он, - значит то же самое у черкесов, что у босняков побратим и в древности у наших предков крестовый брат, т.е. такой друг, за которого жертвуют имуществом и жизнью» [6, с.128].

В Дагестане, как и в других районах Северного Кавказа, общественный институт куначества получил самое широкое распространение. Историки-учёные утверждают, что Дагестан представляет собой область непрерывного развития общества, освоенную человеком на заре каменного века [7] [8, с.14-41] [9] [10] [11, с.9-125]. История и этнография свидетельствуют о непрерывном сотрудничестве горцев Дагестана, о постоянном накоплении, шлифовке и обмене приёмов посредничества, способов разрешения конфликтов. Именно потому ни междоусобицы, ни кровомщения, ни другие «исторические ужасы» не смогли разделить Дагестан - уникальное историко-культурное единство, бытовавшее тысячелетиями, без какой-либо централизованной власти. Контакты между разноязычными обществами были непрерывными. Большинство жителей Дагестана на протяжении веков находилось в постоянном соприкосновении с иноязычными соседями, имевшими свои особенности и традиции. Это была настоящая школа взаимной терпимости, разумного приспособления, достойных компромиссов, многоязычия, разностороннего сотрудничества вплоть до предоставления убежищ и военной помощи [12, с.5]. Кунаки взаимно принимали участие в любых жизненных ситуациях друг друга. «Близкие и дружеские отношения таких знакомых (т.е. кунаков) сохраняются священно, навсегда и потомственно. Кунаки принимают взаимное участие безусловно во всех интересах друг друга» [13]; укрепляют узы родства и куначества, созданные несколькими поколениями отцов и дедов, и передают эти традиции детям и внукам[14, с.63].

Направленный на возрождение куначества, на восстановление норм горского этикета и повышение культуры межнационального общения проект «Куначество», проводившийся с января по июль и с сентября по ноябрь 2015 года, мыслился организаторами как возможность реконструкции добрососедских отношений между муниципальными образованиями республики Дагестан с различной этнической и конфессиональной принадлежностью, развития культурного обмена, пропаганды народных традиций и обычаев. В проекте приняли участие все 52 муниципальных образования Дагестана, куначескими стали 104 семьи. Территориально Дни кунака прошли в

Исаева Энвира Шафидиновна педагогические

КУНАЧЕСТВО - СПОСОБ ... науки

10 зонах: Кизляре, Хасавюрте, Кизилюрте, Агульском, Дербентском, Акушинском, Кайтагском, Гунибском, Шамильском и Ботлихском районах. Главные участники проекта, дети, учащиеся 7-10 классов, в течение двух недель жили в «приемных» семьях, знакомились с их обычаями, традициями и культурой. Для проживания в семьях кунаков в каждом муниципальном образовании были определены по две семьи - «отдающая», чей ребенок будет выезжать в другое муниципальное образование, и «принимающая», которая будет принимать ребенка для проживания в семье. По программе пребывания ребенок включался в образовательно-воспитательный процесс принимающего образовательного учреждения муниципального образования, знакомился с культурно-историческим наследием и погружался в культурно-этническую среду. Проект реализовывался в несколько этапов: проведение Дня кунака в муниципальных образованиях республики; проживание в семьях кунаков; проведение «круглых столов» в Администрациях МО с участием Глав МО; встреча семей кунаков и подведение итогов пребывания детей в семьях кунаков; торжественное подведение итогов республиканского проекта в столице республики на фольклорном Фестивале.

Выводы, полученные в результате исследования, проведённого на основе анализа материалов проекта «Куначество» привели к следующему: у современных дагестанцев сохранились ценностные установки предыдущих поколений, что побуждает их сознательно участвовать в предлагаемых мероприятиях, связанных с историей и культурой народов Дагестана. Поскольку организованное органом государственной власти куначество - явление достаточно искусственное, интересно было: проявят ли личный интерес к проекту взрослые и дети. На вопрос «Что подтолкнуло вас к участию в проекте?» вариант «Желание иметь кунака» выбрали 41,8 % семей, «Интерес к образу жизни дагестанцев, представляющих другие народы, национальности, конфессии» привлек 58,1 % опрошенных, варианты «Желание ребенка» и «Участвовать в проекте рекомендовала администрация района» выбрали 13,9 % семей, то есть проявилась личная заинтересованность в сохранении традиций и уважения к ним, демонстрирующая желание не только передать представление о куначестве, древнем обычае, своим детям, но и реально расширить круг друзей, родственников (кунаков); проявился интерес к образу жизни, традициям народов другой национальности, другой религиозной принадлежности, что, в итоге, свидетельствует о ценностном отношении к куначеству. Проект доказал, что куначество по-прежнему является у дагестанцев средством стабилизации утвердившихся уже в этом обществе отношений: кунаки встречаются, помогают друг другу (60,4 % из опрошенных), поддерживают многолетние дружеские отношения, общаются как близкие родственники (20,9% из опрошенных); подрастающее поколение дагестанцев способно адаптироваться в новой для них культурной, языковой, конфессиональной среде, налаживать межкультурные и личные контакты с представителями других этносов. Куначество, как народная традиция, сопряженная с эт-нопедагогикой, являясь средством саморегуляции личности, помогает, как отмечают 83,7 % респондентов, решать задачи интеллектуального и нравственно-духовного воспитания; способствуя положительным изменениям в эмоциональном и психологическом климате семьи; способствует позитивным изменениям в характере детей. Куначество по-прежнему в дагестанском обществе является способом регламентации поведения и общественных отношений; условием сохранения утвердившегося порядка в обществе; средством усвоения культурного наследия народа . 41,8% опрашиваемых отметили, что после реализации проекта «Куначество» установились крепкие связи с новыми кунаками; строятся совместные планы на отдых, отмечаются семейные праздники, свадьбы и дни рождения; маленькие кунаки 78

стали настоящими членами семьи. Куначеские отношения в условиях многоязычного современного Дагестана способствуют укреплению значимости русского языка, как важного социального явления; наиважнейшего условия развития общественных отношений, способа обмена опытом, планирования; уважению культуры друг друга[15, с. 11-17].

Проект показал, как важна поддержка традиционной культуры и, в частности, такого востребованного в современном дагестанском обществе института куначества. Подобные проекты способствуют сохранению исторической памяти и культурной специфики. Поддержка государства необходима в силу того, что фактически обеспечивает через систему учреждений культуры и образования единство тех смыслов и значений, которые придают государству устойчивость. Сохранение традиционной культуры и актуализация культурного наследия в системе ценностей современных дагестанцев являются ведущими задачами региональной культурной политики республики Дагестан [16, с. 515-518].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 года //http://ivo.garant.ru/

2. Лихачев Д.С. Об интеллигенции (сб. статей). СПб., 1997.

3. Першиц А.И. Традиции и культурно-исторический процесс //Народы Азии и Африки. М., 1981. №2 4. 71

4. Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев: Материалы по обычному праву Северного и Восточного Кавказа. Одесса, 1982. Вып. 1.

5. Адаты даргинских обществ//ССКГ. Тифлис, 1873. Вып. 7.

6. Броневский С. М. Новейшие географические и исторические сведения о Кавказе. Москва, 1823

7. Котович В.Г. Проблемы культурно-исторического и хозяйственного развития населения древнего Дагестана. М., 1982.

8. История Дагестана: В 4-х томах. М., 1967. Т. 1.

9. Амирханов Х.А. Чохское поселение: Человек и его культура в мезолите и неолите горного Дагестана. М., 1987

10. Гаджиев М.Г. Раннеземледельческая культура Северо-Восточного Кавказа. Эпоха энеолита и ранней бронзы. М., 1991

11. История Дагестана с древнейших времен до начала XX века//История Дагестана с древнейших времен до наших дней: В 2-х томах. М., 2004. Т. 1.

12. Магомедов Р.М. Обычаи и традиции народов Дагестана: учеб. пособие по курсу / Р.М. Магомедов. -Махачкала: Даг. кн. изд-во, 2010.

13. Омаров А. Как живут лаки. Сборник сведений о кавказских горцах. Выпуск Ш.Тифлис. 1868. МОСКВА МНТПО «АДИР»1992.

14. Мирзоев Ш.А., Гасанов А.М. Формирование морально-этического облика мужчины в народной педагогике Дагестана // Известия ДГПУ, №3, 2008.

15. Исаева Э.Ш., Гаджимусилов Г.М. Социальная память как фактор сохранения этнической идентичности// Наука в современном обществе. - 2015. - № 7.

16. Ильясова З. К. Традиционная культура в контексте приоритетов региональной культурной политики Республики Дагестан [Текст] / З. К. Ильясова // Молодой ученый. — 2015. — №17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.