педагогические науки
Исаева Энвира Шафидиновна, Мирзоев Шайдабег Айдабегович ЗНАЧИМОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ...
УДК 371.4
ЗНАЧИМОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ЭТНОКУЛЬТУРНОМ РАЗВИТИИ И СОХРАНЕНИИ ДУХОВНОГО НАСЛЕДИЯ
© 2018
Исаева Энвира Шафидиновна, старший преподаватель кафедры
«Педагогика и психология образования» Мирзоев Шайдабег Айдабегович, кандидат педагогических наук, профессор кафедры «Педагогика» Дагестанский государственный педагогический университет (367013, Россия, Махачкала, ул. Ярагского, д.57, e-mail: [email protected])
Аннотация. В данной статье подчеркнута роль культуры, в которой заключена главная ценность существования как отдельных народов, малых этносов, так и целых государств; ее значение как совокупности формальных и неформальных институтов, различных общественных явлений, влияющих на сохранение, распространение и воспроизводство духовных ценностей, которые необходимо выявлять и возрождать, пусть даже в новых формах, и применять в социализации подрастающего поколения. В статье на примере работы Министерства по национальной политике Республики Дагестан, основные усилия которого направлены на консолидацию деятельности органов исполнительной власти республики, органов местного самоуправления и институтов гражданского общества по укреплению единства народов Дагестана, удовлетворению их насущных потребностей, сохранению межнационального мира и согласия на пути современного цивилизованного демократического развития, рассмотрена деятельность государственных организаций, способствующая сохранению духовного наследия, этнических культурных традиций и этнокультурного разнообразия. Проанализированы особенности работы органов исполнительной власти по укреплению единства народов Дагестана, удовлетворению их насущных потребностей, сохранению межнационального мира. На основе проведённого исследования сделаны выводы о том, что регулярные мероприятия, проводимые государственным ведомством, не являются формальными. Они реально способствуют вовлечению в механизм укрепления дружбы и взаимопонимания между народами Дагестана и России огромное количество людей, представителей различных этносов, проживающих в различных районах республики, что доказывает значимость деятельности государственных служб и ведомств в гармонизации межнациональных отношений, в предотвращении этнополитических, этноконфессиональных конфликтов и противоречий.
Ключевые слова: культура, этническое наследие, национальное самосознание, национальная идентичность, культурная политика, самовозобновляемость культуры, этнополитические исследования, гармонизации межнациональных отношений.
SIGNIFICANCY OF THE ACTIVITY OF STATE INSTITUTIONS IN THE SPHERE OF ETHNOCULTURAL DEVELOPMENT AND PRESERVATION OF THE SPIRITUAL HERITAGE
© 2018
Isaeva Envira Shafidinovna, Head teacher of the Department of Educational Pedagogy and Psychology Mirzoev Shaydabeg Aydabegovich, candidate of pedagogic sciences, professor of the Department of Pedagogy Dagestan State Pedagogical University (367013, Russia, Makhachkala, Yaragskogo str., 57, e-mail: [email protected])
Abstract. This article emphasizes the role of culture, in which the main value of the existence of whether separate peoples or small ethnic groups and entire states is concluded; its importance as a combination of formal and informal institutions, different social phenomena that affect the preservation, extension and reproduction of spiritual values that need to be identified and revitalized, tho in new forms, and used in the socialization of the younger generation. The activities of state institutions supporting the preservation of spiritual heritage, ethnic and cultural traditions, ethnocultural diversity are considered in the article on the example of the activity of the Ministry For National Policy of the Republic of Dagestan, whose main efforts are aimed at consolidating the activities of executive agencies of the republic, local government agencies and civil society institutions to strengthen the unity of the peoples of Dagestan, meet their urgent needs, preserve the interethnic peace on the way of modern civilized democratic development. Features of the work of the executive authorities to strengthen the unity of the peoples of Dagestan, meet their urgent needs, preserve the interethnic peace have been analyzed in the work. From the conducted research a conclusion is drawn, that the actions of the government establishment are not formal. They really contribute to the involvement in the mechanism of strengthening friendship and mutual understanding between the peoples of Dagestan and Russia a large number of people, representatives of various ethnic groups living in different regions of the country, what proves the importance of the activities of state services and departments for harmonization of interethnic relations, preventing ethnopolitical, ethnoconfessional conflicts and contradictions.
Keywords: culture, ethnic heritage, national identity, national distinctness, cultural policy, self-restoring of culture, ethnopolitical studies, harmonisation of the interethnic relations.
Наиважнейшую роль в жизни человека и общества играет культура, выступающая средством аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта, способствующая личностному становлению человека, который, социализируясь, осваивая знания, ценности, нормы, традиции своего народа, становится членом общества. Именно культура является связующим ядром в единстве всех членов общества, в сплочении и интеграции их. Принимаемые в процессе социализации ценности, идеалы, нормы и образцы поведения, став частью самосознания личности, формируют и регулируют ее поведение.
В культуре заключены главный смысл и главная ценность существования как отдельных народов, малых этносов, так и целых государств. Вне культуры они суще-
ствовать не могут. Человек живёт в природной среде, но значимо для него и то, что он живет в среде, созданной когда-то культурой его предков и создаваемой теперь им самим. Понимая необходимость и важность сохранения окружающей среды, природы, мы должны понимать значимость задачи сохранения среды культурной, ибо, как известно, если природа необходима человеку для его биологического существования, то культурная среда необходима для духовной, нравственной жизни, социальной организации, без чего, естественно, ни человек, ни человеческое общество обойтись не могут. Между тем, вопросы, связанные с этнокультурой, с восстановлением и сохранением культурных ценностей, в современном обществе ставятся, наш взгляд, и изучаются очень сла-
Isaeva Envira Shafidinovna, Mirzoev Shaydabeg Aydabegovich SIGNIFICANCY OF THE ACTIVITY OF STATE ...
pedagogical sciences
бо, чаще формально. Изучаются порой отдельные виды культурного наследия, остатки культурного прошлого, изучаются архивные данные и документы, но не всегда изучается воздействующая сила культурной среды, ее нравственное значение и влияние на человека. При этом не приходится сомневаться в силе воспитательного воздействия на человека, особенно на молодёжь, этнического наследия, культуры и традиций народа. Г.Н.Волков, основатель этнопедагогики, совершенно справедливо замечал, что народ в наиболее чистом виде всегда представляют дети. Когда национальное умирает в детях, то это означает начало смерти нации [1, с.35].
Значима культура и как совокупность формальных и неформальных институтов, различных общественных явлений, влияющих на сохранение, распространение и воспроизводство духовных ценностей. Поэтому в числе приоритетных задач в культурной политике государства поставлена задача сохранения этнических культурных традиций, сохранения этнокультурного разнообразия. Эта проблема особенно актуальна сегодня, когда наблюдается духовная дезинтеграция общества, утрачиваются ценности старшего поколения, забываются нормы национальной культуры.
В связи с этим необходимо пристальное внимание к исторически сложившимся и оправданным всем опытом человеческого существования духовно-нравственным ценностям нашего общества, которые необходимо выявлять и возрождать, пусть даже в новых формах, и применять в социализации подрастающего поколения.
В формировании нравственной личности дагестанцы всегда придерживались выработанных веками особых методов, приемов, форм и средств подготовки детей к жизни. В этом смысле особую значимость приобретает сегодня народная педагогика Дагестана. Являясь исторически выстраданной теорией и практикой прогрессивного формирования личности, она отражает социально-экономическую историю народа, среду бытования этнических традиций, основополагающие нравственные принципы общества. А обращение к культуре и традициям предков позволяет обновить систему формирования личности и повысить воспитательный потенциал как семьи, общественных и государственных институтов, так и общества в целом.
Новейшие ценности и нормы, которые с развитием общества так или иначе формируются, не могут не соотноситься с прежними, ибо есть понятие непреходящих ценностей. Поэтому столь актуальны традиционные регуляторы поведения людей, содержащиеся в этнической культуре. Необходима определенная теоретическая обработка и практическая поддержка того традиционного, что не противоречит провозглашаемым программным социальным установкам и служит фактором стабилизации общества [2].
Как известно, первостепенная роль в формировании личности, в её нравственном и духовном развитии, в приобщении к национальным и общечеловеческим ценностям, принадлежит семье. Ведь именно в семье ребенок проходит первые этапы социализации, приобщается к нормам поведения, морали человеческого общежития. Первое знакомство и осознание национальных традиций, их роли и значимости для каждого человека происходит именно в семье. И все, что усваивает будущий гражданин из духовного наследия предков, укладывается в его сознании как нельзя более естественно, присваивается им в условиях не искусственно созданных, а естественных, принимается как условие нормальной человеческой жизни. Роль педагога, учителя начинает проявляться уже на следующем жизненном этапе, когда начинается осмысление всего того, что принималось безоговорочно и безусловно, когда становится необходимым осмысление всего, что тебя окружает, с чем ты имеешь дело в быту, что так или иначе связывает тебя отношениями с другими людьми. Тогда - то и необходимо раскрывать потенциал национальных традиций и обычаев, работать над воспитанием
интереса к родной культуре и над проблемой осознания себя как носителя этой культуры.
Не менее значимой становится деятельность общественных и государственных организаций, которые, на наш взгляд, могут и должны вырабатывать механизмы по сохранению и восстановлению духовного наследия. Трудно не согласиться с Г.Н. Волковым, основателем этнопедагогики, который отмечал: «Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национально-региональных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения». В этой связи Лихачев Д.С. справедливо утверждал, что ответственность за сохранность культурных ценностей и культуры, как таковой, лежит на государстве. Государство, в частности, отвечает за самовозобновляемость культуры в стране. Культура во всех ее формах имеет право на финансовую поддержку со стороны государства: поддержку образования и охрану культурных ценностей, в первую очередь, и культуры всех этносов, проживающих на территории государства [3, с.127-128].
При всём осознании значимости и необходимости сохранения традиционной культуры, имеющей социально-педагогическое, нравственное значение, особенно востребованной в настоящее время, невозможно сдерживать усилиями лишь отдельных педагогов, представителей культурной интеллигенции процесс «забывания» и «игнорирования» важных для дальнейшего культурного развития народных традиций, В условиях доминирования массовой культуры, преобладания «общества потребления», необходимо определить наиболее приемлемые эффективные пути сохранения и передачи ценностей традиционной культуры. Необходимы консолидация всех духовных сил общества, культурологическое осмысление и реализация комплекса мероприятий по сохранению традиций, а значит и всей культуры народа[4]. Значима роль общественных организаций, но по-прежнему ключевая роль принадлежит государству, которое осуществляет национальную политику посредством деятельности исполнительных органов власти в субъектах Российской Федерации. В настоящее время это выражается в организации мероприятий, связанных с этнокультурой: организация и проведение национальных праздников, выставок художественного творчества, выступлений художественной самодеятельности. Всё это имеет важное значение в сохранении и дальнейшем развитии современной национальной культуры, однако носит, на наш взгляд, скорее ознакомительный, развлекательный характер. Чтобы возродить важнейшие, востребованные в современном обществе народные традиции, необходимы, как нам видится, мероприятия, проекты, в которых бы представители определенного этноса были не просто зрителями, а непосредственными участниками, что дало бы возможность прочувствовать явления этнокультуры изнутри, позволило бы понять значимость и необходимость той или иной народной традиции.
В этом смысле эффективными социально-педагогическими мерами по сохранению культурного духовного наследия дагестанцев является, на наш взгляд, работа Министерства по национальной политике Республики Дагестан, основные усилия которого направлены на консолидацию деятельности органов исполнительной власти республики, органов местного самоуправления и институтов гражданского общества по укреплению единства народов Дагестана, удовлетворению их насущных потребностей, сохранению межнационального мира и согласия на пути современного цивилизованного демократического развития республики. В рамках выполнения пунктов государственной программы Республики Дагестан «Реализация Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» в Республике Дагестан на 2015-2017 годы», а также ее подпрограмм «Поддержка проживающего и возвра-
84
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 1(22)
педагогические науки
Исаева Энвира Шафидиновна, Мирзоев Шайдабег Айдабегович ЗНАЧИМОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ...
щающегося в Республику Дагестан русского населения на 2015-2017 годы» и «Государственная поддержка казачьих обществ в Республике Дагестан на 2015-2016 годы» Министерством по национальной политике Республики Дагестан проведен ряд мероприятий, направленных на содействие муниципальным образованиям республики в реализации планов по выполнению государственной программы, связанной с укреплением единства народов Дагестана и этнокультурным развитием, повышение эффективности работы районных и городских Центров традиционной культуры народов России.
Анализ деятельности Министерства по национальной политике Республики Дагестан позволяет сделать вывод о том, что регулярные мероприятия, проводимые государственным ведомством, не являются формальными. Они реально способствуют вовлечению в механизм укрепления дружбы и взаимопонимания между народами Дагестана и России огромное количество людей, представителей различных этносов, проживающих в различных районах республики.
Примером служит реализованный министерством проект «Куначество», благодаря которому установились добрососедские дружественные отношения между муниципальными образованиями республики с различной этнической и конфессиональной принадлежностью, получил развитие культурный обмен, пропагандировались народные традиции и обычаи. В проекте «Куначество», который проводился с января по июль и с сентября по ноябрь 2015 года, приняли участие 52 муниципальных образования Дагестана, куначескими стали 104 семьи. В течение двух недель главные участники проекта, дети, учащиеся 7-10 классов, жили в «приемных» семьях, знакомились с обычаями, традициями и культурой, приобщались к незнакомому быту.
Для проживания в семьях кунаков в каждом муниципальном образовании были определены по две семьи - «отдающая», чей ребенок выезжал в другое муниципальное образование, и «принимающая», которая принимала ребенка в свою семью. По программе пребывания ребенок включался в образовательно-воспитательный процесс принимающего образовательного учреждения, знакомился с культурно-историческим наследием и погружался в культурно-этническую среду. В проекте принимали участие взрослые и дети, школьники и ветераны. Дети не просто жили в своих новых семьях, но и выполняли миссию «маленького дипломата», становились представителями своего народа, ведь именно по тому, как вел себя ребенок в этой семье, как он представлял этническую культуру, было видно, какая среда его воспитала.
Анкетирование с родителями из 23-х «принимающих» и 20-и «отдающих» семей, а также интервью и беседы с участниками и организаторами проекта привели к следующим выводам:
-у современных дагестанцев (90,6 %) сохранились ценностные установки предыдущих поколений, уважительное отношение к важнейшим традициям, что побуждает их сознательно, всей семьёй (86 %), участвовать в предлагаемых мероприятиях, связанных с историей и культурой народов Дагестана;
-взрослые (родители) проявляют личную заинтересованность в сохранении традиций и уважения к ним, демонстрируя желание не только передать представление о древних обычаях своим детям, но и реально расширить круг друзей, родственников (кунаков), проявляя при этом интерес к образу жизни, традициям народов другой национальности, другой религиозной принадлежности, что, в итоге, свидетельствует о ценностном отношении к культурному прошлому;
- по-прежнему сохраняется важное социально-педагогическое значение нравственных традиций народа, заключающееся в укреплении преемственности поколений; обращённых к духовному миру человека, осуществляющих воспроизводство уже проверенных жизнью важных общественных отношений через формирование
духовных качеств, требуемых этими отношениями;
- актуальность традиционной культуры, как социально-педагогического явления, как средства стабилизации и воспроизводства общественных отношений в ряду сменяющих друг друга поколений подчёркнуто 69,6% дагестанцев, считающими, что возрождение многого из традиционного наследия может послужить укреплению связей между народами, возрождению и сохранению многих полезных обычаев и традиций этносов Дагестана, укреплению межнациональных и межконфессиональных отношений;
- 41,8% опрашиваемых отметили, что реализация проекта «Куначество» привела к развитию и укреплению связей между представителями различных этносов, проживающих в Дагестане. Проект, осуществленный государственным ведомством, продемонстрировал значимость государственных мер в этнокультурном развитии, в развитии и укреплении взаимоотношений. Ведомство получило массу положительных отзывов о проекте, рекомендации по его продолжению. Жители республики, активно приняв участие в проекте, продемонстрировали свое желание содействовать сохранению дагестанских духовных ценностей через сохранение и возрождение важных для народа традиций, значимых в стабилизации и воспроизводстве общественных отношений, укреплении межнациональных и межконфессиональных отношений. Самым значительным результатом проекта явилось то, что традиции «ожили», а сам проект в различных вариациях и уже без участия ведомства продолжается на уровне муниципальных образований Дагестана.
Значимым в укреплении межнациональных отношений явился и Северокавказский молодежный образовательный слет «Куначество как инструмент против идеологии терроризма и экстремизма», проведенный в с. Ашильта Унцукульского района Республики Дагестан, где в рамках республиканского месячника «Дагестанцы против терроризма - Родина дороже» прошел круглый стол «Нет терроризму и экстремизму» и итоговое мероприятие Межрегионального проекта «Куначество», направленного на укрепление братских отношений между народами Северного Кавказа, обмен знаниями о культуре и быте представителей разных этносов. Слет собрал более 200 участников со всей России - из Ставропольского края, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Северной Осетии, Чечни, а также представителей Узбекистана, Казахстана, Мордовии, делегации республиканских вузов и муниципальных образований Дагестана.
В ноябре 2016 года Министерством по национальной политике Республики Дагестан был реализован межрегиональный проект «Куначество - 2016», в котором приняли участие 24 семьи из шести регионов Северо -Кавказского федерального округа: из Ставропольского края, Республики Ингушетия, Республики Северной Осетии-Алании, Карачаево-Черкесской Республики, Республики Кабардино-Балкарии, Чеченской Республики и Республики Дагестан.
В соответствии с Постановлением Правительства республики создано Государственное бюджетное учреждение «Республиканский казачий центр в г. Кизляре». В целях укрепления единства и целостности РФ, сохранения этнокультурной самобытности народов, населяющих республику, а также в целях патриотического воспитания молодежи, в городе Кизляре регулярно проводятся мероприятия (конкурсы, беседы, выставки, концерты), направленные на поддержание многообразия культуры РД и поддержание местных национальных и религиозных традиций. Так, к примеру, проведены единые уроки русского языка, познавательные мероприятия, занятия, праздничные концерты, посвященные Дню славянской письменности «Аз, Буки, веди». Ежегодно в День дагестанской культуры и языков проводится Тотальный диктант на языках народов Дагестана, в котором принимают участие и представители дагестанской диаспоры в регионах России.
Isaeva Envira Shafidinovna, Mirzoev Shaydabeg Aydabegovich pedagogical
SIGNIFICANCY OF THE ACTIVITY OF STATE ... sciences
В мае - июне 2016 года был реализован республиканский проект «Этноквест», целью которого была популяризация интереса к изучению истории и культуры родного края.
Осуществляется республиканский проект «Как живешь, сосед?», мероприятия которого проходят во всех муниципалитетах республики. В рамках данного проекта состоялся Республиканский конкурс детских и профессиональных творческих работ «Как живешь, сосед?».
В 2016 году в рамках республиканского проекта «Колыбельные народов Дагестана» было собрано 36 записей на 14 государственных языках Дагестана: лезгинском, кумыкском, лакском, аварском, даргинском, рутульском, агульском, чеченском, татском, ногайском, цахурском, азербайджанском, табасаранском и русском, а также на каратинском наречии и кубачинской идиоме. Знаменательно, что самое активное участие в проекте приняли жители дагестанских аулов и сел, с энтузиазмом участвовавшие в сборе материалов, убежденные в необходимости сохранения такого жанра устного народного и музыкального творчества, как колыбельные песни.
В решении проблем гармонизации межнациональных отношений в России в «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» институту науки отводится значительная роль. Для формирования системного характера обществоведческих исследований необходима консолидация органов исполнительной власти и научных институтов для формирования комплекса мероприятий по осуществлению мониторинга, прогнозирования и предупреждения конфликтов на национальной и религиозной почве. Ведь государство на сегодняшний день объективно нуждается во взвешенном научном анализе существующих проблем в области межнациональных отношений и выработке идеологических и практических параметров противодействия явлениям национализма и экстремизма. В этом смысле оправдана работа созданного при Региональном центре этнополитических исследований ДНЦ РАН республиканского Центра мониторинга, выработка рекомендаций по раннему предупреждению конфликтных ситуаций и оперативному реагированию на негативные проявления в общественно-политической сфере.
Объектами мониторинга центра стали органы государственной и муниципальной власти, городские и сельские округа республики, деятельность общественных организаций, средства массовой информации, некоторые образовательные учреждения. Предметом мониторинга выступали экономические, политические, социальные и культурные процессы в дагестанском обществе, влияющие на национальные отношения. Целями деятельности центра являлись комплексный анализ этнических, демографических, миграционных процессов, оценка и системное прогнозирование трансформаций этнической структуры расселения народов Дагестана, состояние межнациональных и этноконфессиональных отношений на региональном, муниципальном, поселенческом уровнях, проведение социологических исследований по проблемам межнациональных и этноконфессиональных отношений, мониторинг реализации стратегии государственной национальной политики.
Активное участие государственных учреждений, а в частности, Миннац Дагестана в реализации Федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)» особенно значимо для республики, являющейся одной из крупнейших субъектов России на Северном Кавказе с полиэтническим составом населения, обладающей этнической и религиозной доминантой. В республике проживают представители более 100 этносов и народностей, обладающих особенностями материальной и духовной культуры. Если учесть, что в России используется 277 языков и диалектов, в системе государственного образования используется 89 языков, из них 30 - в качестве языка обучения, 59 - в качестве 86
предмета изучения (2010 год), то в нашей республике дагестанцы разговаривают на 28 языках и более 100 диалектах. Поэтому реализация данной ФЦП, целью которой является укрепление единства многонационального народа Российской Федерации, для Дагестана является востребованной самой жизнью.
Становится очевидна значимость деятельности государственных служб и ведомств в гармонизации межнациональных отношений, в предотвращении этнополити-ческих, этноконфессиональных конфликов и противоречий. В связи с этим можно заметить, что в 2016 году при участии Миннац РД в сфере национальной политики поддержано около 20 мероприятий, проведено около 75 и подготовлено 4 мероприятия. В рамках развития международных, межрегиональных связей и в работе с институтами гражданского общества поддержано около 10 мероприятий, проведено около 20 и подготовлено более 10 мероприятий.
Становится ясно, что значительные ресурсы социального становления и всестороннего воспитания молодежи, скрытые в прогрессивных национальных традициях и культуре, которая решает задачу воспитания подрастающего поколения - через регламентацию духовных качеств, необходимых для правильного, с точки зрения конкретного общества, народа, поведения в той или иной сфере личной или общественной жизни, могут быть сохранены и возрождены при непосредственном участии государства. Мероприятия государственных учреждений и ведомств способствуют укреплению гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений, сохранению этнокультурного многообразия народов. Традиционные нормы, проверенные временем, выработанные целыми поколениями, являются моральным ориентиром, позволяющим сохранить свою идентичность, свою принадлежность к истории и культуре своего народа. Опыт горцев Дагестана прошлых столетий, своя система правил и норм поведения, общения, своя специфика восприятия и ощущения окружающего мира, свои национальные особенности, свой характер и свои психологические особенности, своя духовная культура - бесценный опыт в воспитании современной молодёжи.
Итак, поддержка государством традиционной культуры востребована в связи с необходимостью сохранения исторической памяти и культурной специфики, она необходима в силу того, что фактически обеспечивает через систему учреждений культуры и образования единство тех смыслов и значений, которые придают государству устойчивость, а народу - возможность сохранить и актуализировать культурное наследие [5-8].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб.для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. М., издательский центр «Академия», 1999. - 168 с.
2. Бочарова И.А. Дагестан - уникальная ценность Кавказа // Гуманитарные научные исследования. 2012. № 11
3. Лихачев Д.С. Об интеллигенции (сб. статей). СПб. 1997
4. Ильясова З. К. Традиционная культура в контексте приоритетов региональной культурной политики Республики Дагестан [Текст] / З. К. Ильясова // Молодой ученый. — 2015. — №17.
5. Лихачев Д.С. Культура как целостная среда // Новый мир. 1994. № 8
6. Магомедов А.М. Традиции кавказских горцев. Духовно-нравственное воспитание. Махачкала: Издательство «Юпитер», 1999г.
7. Ревская Н.Е. Культурология. Конспект лекций. -М., 2001
8. Волков Г.Н. Этнопедагогика / Под ред. И.Т.Огород-никова. -Чебоксары: Чув.кн.изд-во, 1974-256с.
Статья поступила в редакцию 12.01.2018
Статья принята к публикации 28.03.2018
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 1(22)