ПОЛИТИЧЕСКИЕ И СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 316. 723 (470. 67)
МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЕ СОГЛАСИЕ В ДАГЕСТАНЕ
И НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ
© 2011
АдзиевХ.Г., Гасанов Н.Н.
Дагестанский государственный педагогический университет
Статья посвящена актуальной проблеме мира и согласия на Северном Кавказе, в одном из наиболее проблемных регионов Российской Федерации. Распад СССР привел к обострению межэтнических противоречий в этом регионе. Дагестан не был изолирован от этого. В 90-е годы XX в. он оказался втянутым в межнациональные конфликты. Однако благодаря мудрости дагестанского народа и принципиальной политике руководства республики удалось сохранить единство и территориальную целостность Дагестана в составе Российской Федерации. Огромную роль в укреплении единства народов Дагестана играет русский язык, ставший вторым родным языком для наших народов.
The article deals with the topical problem of the peace and the consent in the Northern Caucasus, in one of the most problematic regions of the Russian Federation. The disintegration of the USSR led to the inter-ethnic tension in this region. Dagestan was not isolated from it. In the 90s of the 20th century, it was embroiled in the interethnic conflicts. However, thanks to the Dagestan people’s wisdom and republican leaders’ principled policy it was managed to preserve the unity and the territorial integrity of Dagestan as one of the parts of the Russian Federation. The Russian language plays a great role in the strengthening of Dagestan peoples’ unity. It became the second native tongue for our peoples.
Ключевые слова: полиэтничность, территориальная локализация,
тухумы, аулы, путник, парад суверенитетов, национальный сепаратизм.
Keywords: polyethnicity, territorial localization, tukhums, auls, traveler, the sovereignties parade, national separatism.
Россия - многонациональное государство, населенное
различными по языку и культуре народами (или, как часто именуют в научной литературе, «этносами»). Поэтому национальные факторы играли и продолжают играть весьма заметную роль в жизни нашей страны: они определяют основную
политико-административную структуру российского государства как союза многонациональных субъектов. Ими во многом обусловлены особенности
социально-экономического и
культурного развития отдельных республик, краев и областей нашего государства. Поэтому особый
интерес и большую значимость имеет исследование проблем, возникающих в сфере этнических и межэтнических отношений.
Ученые, занимающиеся
национальными проблемами, в последние годы большое значение придают проблемам формирования межнационального мира и согласия в Российском обществе. Эта тема нашла отражение в специальных исследованиях и в трудах, посвященных общим проблемам развития наций и национальных отношений [1].
Целью настоящей статьи является выяснение основы, на которой может быть реально достигнуто межнациональное согласие в
современных условиях в Дагестане и России.
Известно, что межнациональное согласие - понятие многостороннее и емкое. Соответствующих определений может быть сформулировано достаточно много. Мы ограничимся лишь двумя определениями, которые
представляются нам наиболее адекватными: межнациональное
согласие в обществе в целом возникает, если для субъектов межэтнических отношений
некоторые ценности природы или общества оказываются, в силу ряда обстоятельств, приоритетными по
сравнению с собственно национальными ценностями.
Согласие означает такие
отношения, которые обеспечивают разрешение противоречий и
конфликтов без применения методов насилия, в наибольшей мере служат решению созидательных задач всего полиэтнического общества.
Межнациональное согласие
является таким типом отношений между этническими группами, а также органами государственной власти, при котором его участники предпочитают консенсус конфликту.
В современном социуме межнациональное согласие
базируется на демократических
принципах: а) безусловное
соблюдение прав и личных свобод человека, их приоритетность; б) единство России и ее
многонационального народа; в) мирное решение всех спорных вопросов; г) сотрудничество всех этнокультурных объединений и этнических элит и др.
Наконец, межнациональное
согласие является не только фактором отсутствия
насильственных конфликтов в стране, но и таким типом взаимоотношений между людьми, который легитимируется в массовом сознании, то есть одобряется и поддерживается большинством населения общества.
История распорядилась так, что в Дагестане в качестве приоритетной ценности на протяжении веков выдвигалась и выдвигается ныне ценность человека: его жизни, прав и личных свобод.
Северный Кавказ в постсоветский период стал одним из наиболее проблемных регионов Российской Федерации. Это обусловлено наличием здесь множества противоречий социальноэкономического, национально-
государ-ственного устройства и межэтнических отношений.
Среди этих противоречий есть и такие, которые достались еще от прежней системы, но есть и противоречия, порожденные
современным этапом развития российского государства.
В основе отмеченных
противоречий лежит конкурентная борьба этнических и политических сил за перераспределение ресурсов
- земли, производственных мощностей, власти, источников финансовых поступлений и др.
Распад СССР привел к
обострению имевшихся и возникших после этой трагедии противоречий. Народы Северного Кавказа, как и страны в целом, сполна испытали внезапно свалившиеся на них «прелести» новоявленного
капитализма. Из бутылки был
выпущен злой дух наживы, безнравственности, коррупции и криминала. Страну охватила бездуховность, вся личная и общественная жизнь бешено завертелась вокруг денег и наживы... Народ был самым бессовестным образом ограблен [5. С. 309].
В 90-х годах прошлого столетия в нашей стране были преданы забвению не только гуманистические ценности и идеалы, существовавшие на протяжении веков, но и отброшены как ненужные национальные интересы и традиции народов, благосостояние населения упало до недопустимого уровня.
Россияне были совсем не заинтересованы в распаде страны. Напротив, в новой России, а нередко и в других, ставших
самостоятельными государствах он вызвал у населения колоссальное замешательство. Мир был ошеломлен быстротой
саморазрушения Советского Союза. Народы России почувствовали обрушившиеся на них беды и несчастья лишь после
свершившегося факта [10. С. 219].
Распад Советского Союза, который явился величайшей социально-политической катастрофой и трагедией XX столетия, нужен был российским олигархам, которые оказались у власти после августовских событий 1991 г., криминалу, для которого закон, правовое поле, совесть оказались пустыми фразами, националистам всех мастей.
Северный Кавказ не оказался огражденным от этих негативных явлений и испытал все последствия разрушительных процессов. Здесь внутриполитические противоречия в целом ряде случаев явились и по сей день являются отражением борьбы этнических кланов или (даже мафиозных) групп за место в управлении или соответствующее им участие в перераспределении ресурсов и благ. Межэтническая напряженность в республиках Северного Кавказа является
внешним прикрытием борьбы
коррумпированных национальных
элит за власть и ряда других факторов: замедленное развитие
экономики, дотационность при богатейших природных и людских ресурсах, громадный разрыв между бедностью и богатством, повальная коррупция, угрожающая
безработица, рост преступности, терроризм и т.п. Все это говорит о том, что ситуация на Северном Кавказе действительно сложная и требует скорейшей нормализации с учетом его полиэтничности. Поэтому позитивным является, на наш взгляд, создание Северокавказского
федерального округа. Решение о его создании обусловлено как тактическими, так и стратегическими соображениями.
Северокавказский федеральный округ включает в себя республику Адыгею, Дагестан, Ингушетию, Кабардино-Балкарию, Карачаево-Черкесию, Северную Осетию, Чеченскую Республику,
Ставропольский край. Каждый из этих субъектов является полиэтничным.
Ниже приводятся данные национального состава населения северокавказского федерального округа по переписи 2002 г. Все население 8933889, в том числе русские - 2 938070 - 32%, чеченцы -1 237506 - 13,9%, аварцы - 771043 -8,6%, кабардинцы - 509539 - 5,7%, даргинцы - 467670 - 5,2%, осетины -467493 - 5,2%, кумыки - 394183 -4,4%, ингуши - 388845 - 4,4%, лезгины - 345659 - 3,9%, карачаевцы
- 185764 - 2,1%, армяне - 181125 -2,0%, лакцы - 145 422 - 1,6%, азербайджанцы - 132808 - 1,5%, табасаранцы - 116189 - 1,3%,
балкарцы - 106440 - 1,2%, ногайцы -77897 - 0,9%, украинцы - 65900 -0,7%, черкесы - 52582 - 0,6%, греки -38280 - 0,4%, абазины - 36208 - 0,4% [3].
Республика Дагестан - один из многонациональных субъектов Российской Федерации
Дагестан - уникальная в своем роде республика, образованная не на национальной, а на территориальной основе. И внутренне Дагестан, за некоторыми исключениями, тоже районируется не по национальному
признаку, а по территориальной локализации, и районы его именуются по названиям не доминирующих в тех или других районах представителей различных наций и народностей, а их административных центров.
Каждый его народ обладает своей спецификой от особенностей быта до языка. Все это дало основание в просторечии именовать Дагестан «страной гор, горой языков», а известному народному поэту Дагестана Расулу Г амзатову когда-то определить его как «союз в миниатюре».
По переписи населения 2002 года, здесь проживают 30 так называемых коренных народностей [9. С. 13-15]. В целом же в республике проживают представители 120 наций и народностей. Следует подчеркнуть, что национальный фактор никогда не абсолютизировался и не
абсолютизируется в республике.
Многонациональность в Дагестане является не фактором его слабости и разобщенности, напротив, это фактор его силы, обеспечивающий стабильность в регионе,
способствующий вхождению народов горного края в единое пространство социо-культурного общения,
сближению их языков, культур, традиций и обычаев. Конечно, многонациональность имеет и свои проблемы. Власти республики должны учитывать их в своей работе. Особого внимания заслуживает то обстоятельство, что Дагестан имеет специфический и полезный опыт межнационального общения.
Традиция совместного проживания формировалась в Дагестане на личностном уровне. Она не
навязывалась сверху вниз, а вырастала снизу вверх, как обычно растет все живое.
И это потому, отмечают
профессора А. Г. Агаев и Р. М. Магомедов, что сами жители ... на индивидуальном уровне с самого детства научились жить в кругу разных национальностей [2. С. 29].
Говоря о единстве Дагестана,
следует отметить, что на протяжении веков наши народы накопили поучительный опыт улаживания
конфликтов, достижения согласия между противоборствующими или спорящими друг с другом общинами. В этом заключается суть дагестанской народной дипломатии [2. С. 84].
В прошлом в Дагестане воевали тухумы, сталкивались аулы за кусок земли, за пастбища . случалось, наших предков разделяла
принадлежность к разным религиям . однако не было ни одного случая борьбы одной дагестанской
народности против другой.
Бывало, удавалось столкнуть
горцев с их соседями, эксплуатируя религиозные разногласия. Есть
примеры использования феодальной раздробленности, местных
особенностей и разногласий, но нет примеров розни по национальному признаку. Эта особенность нашего края не была случайной. Она опиралась на тысячелетия его исторического развития [2. С. 84].
Согласно дагестанским
традициям, у путника, зашедшего в дом, считалось невежливым спрашивать, какого он роду-племени. В мужской дружбе, священной для Кавказа вообще и Дагестана в частности, национальность кунаков заметной роли не играла.
Так обстояло дело в прошлом.
Национально-сепаратистские идеи в Дагестане в современных условиях
В начале 90-х годов прошлого века Дагестан, оказавшись в зоне влияния парада суверенитетов, столкнулся с необходимостью объявить о своем собственном государственном
суверенитете от Москвы. Дагестан объявил о нем крайне неохотно, не с первой попытки, и под почти неприкрытым давлением со стороны той же Москвы. Тот же самый парад суверенитетов «показал», тем не менее, влияние на умонастроения и дагестанцев, часть из которых поставила перед собой прямые национально-сепаратистские цели, предполагающие раздел Дагестана на отдельные «куски» по национальному принципу, вспоминались былые взаимные национальные трения и обиды (действительные и мнимые).
В этой связи в общественном сознании дагестанцев всех национальностей возникла
естественная тревога, тревога как за целостность своей республики, так и за то, что в ней тоже традиционно закрепилась этно-национальное деление, существующее во многих областях общественной жизни, включая служебные, кадровые и т.п. отношения [11].
В противовес всем этим движениям возникли и
сформировались организации
противоположной направленности, в том числе общественно-политическое интердвижение «Единый Дагестан», в руководящее ядро которого вошли и авторы этих строк. Программа этого движения была построена на принципах единства и
территориальной целостности
Дагестана в составе Российской Федерации [8. С. 49]. В конечном счете раскол Дагестана был предотвращен, как и отторжение его от России.
В 1999 году Дагестан подвергся неспровоцированной агрессии с территории соседней Чечни. Одной из целей агрессоров было отторжение Дагестана с его феноменальными природными богатствами и выгодами географической локализации (крайний южный форпост России, наличие гор и моря и.т.п.) от Российской Федерации. В арсенал идеологического обеспечения агрессии входило все возможное от общности исторических судеб Дагестана и Чечни до слабого развития Дагестана по сравнению с другими российскими регионами, от общности господствующей религии (ислама) до действительно возмутительной кампании в Москве против лиц «кавказской
национальности». Тоже почти сразу и стихийно в Дагестане возникло всенародное ополчение (как в Великую Отечественную войну), выступившее за сохранение Дагестана в составе России. При поддержке регулярных частей российской армии враг был выбит с дагестанской земли. Поскольку Дагестан, как и Северный Кавказ в целом, многообразен по
национальному, языковому и
религиозным признакам, то вопросы национальной политики и
межэтнического согласия постоянно находятся в центре внимания руководства республики. Еще в первой половины 90-х годов (1993 г.) прошлого столетия в нашей республике была принята «Комплексная программа решения проблем национальных отношений в Республике Дагестан».
В настоящее время принята и реализуется Программа развития национальных отношений в Республике Дагестан на 2008-2010 годы. Политика, которая проводится сегодня в этом направлении, возведена в ранг закона Республики Дагестан. Названные программные документы имеют основной приоритет: отстаивание государственной
целостности и национальной безопасности России. В них сформулированы также приоритеты сохранения национального и гражданского мира, политической стабильности, демократического согласования интересов народов [7. С. 60].
В обеспечении межнационального мира и согласия в республике и в регионах Северного Кавказа актуальной остается работа по воспитанию будущих поколений в духе уважительного отношения к человеку независимо от его национальности. Воспитание должно быть направлено на полное очищение человека от национальной ограниченности, от
националистических предрассудков, на развитие в нем коллективизма, гуманизма и толерантности, чувства общероссийского патриотизма.
В республике последовательно проводится работа по воспитанию у дагестанцев уважительного
отношения к представителям всех народов, проживающих в ней, ко всем народам полиэтнической России.
Русский язык - язык межнационального общения
Огромную роль в сплочении народов страны играет русский язык
- язык межнационального общения. Постоянное общение
представителей различных наций и
народностей в полиэтничных учебных, трудовых и воинских коллективах усиливает тягу к овладению русским языком, что становится важным фактором успешного приобщения граждан различных национальностей к достижениям русской и мировой культуры, а следовательно, очищения от остатков национальной ограниченности и дальнейшего укрепления единства народов страны.
Русский язык реально стал языком, цементирующим дружбу и единство народов полиэтнического Дагестана, эффективным средством интегрирования народов Российской Федерации. Это не означает, что родные языки должны остаться без внимания. Наоборот, в последние
годы открылись широкие
возможности для их успешного развития и использования.
В условиях нашей республики прочно утвердилось двуязычие.
Дагестанцы имеют возможность свободно владеть, прежде всего, двумя языками - межнациональным русским и национальным родным языком. Магистральная линия языковой политики дагестанского
общества - всемерное развитие национального русского и русско-национального двуязычия [6. С. 234235].
Развитие двуязычия -
прогрессивный и в социальноэкономическом, и в духовном смысле процесс. Двуязычие - это общесоциальное в действии. Если человек изучил с добрыми намерениями два, три
инонациональных языка, он невольно пропитывается уважением и к каждому из этих языков, и к народам, которым они принадлежат. Напротив, стремление разжечь настроения национализма и шовинизма сопровождается, как правило, нападками на двуязычие.
Национальные отношения - это такая область общественной жизни, на которую оказывают воздействие множество факторов, объективных и субъективных. Здесь, пожалуй, больше, чем в других областях, дают о
себе знать исторические традиции, инерция старых нравов и представлений, которые нередко сохраняются и тогда, когда перестали действовать причины, их породившие.
В работе по обеспечению межнационального мира и согласия необходимо учитывать, что у каждого народа исторически сложились свои национальные традиции, обычаи и обряды, содержащие веками накопленный опыт, мудрость поколений. Мы должны с уважением относиться к этому духовому богатству, очищая его от отжившего, национально-ограниченного.
В числе основных средств установления мира и согласия на Северном Кавказе - проведение глубоких социально-экономических реформ, служащих интересам подавляющего большинства
населения региона, реальное функционирование сектора экономики, позволяющего снятию напряженности в сфере занятости,
совершенствование воспитательной работы, придание ей системного характера, учет особенностей
традиций и обычаев народов, проживающих в регионе, активная работа институтов гражданского общества. При этом необходима регионализация реформ внутри самого региона, придание им большей социальной направленности, более широкого информирования о них всех граждан. Северный Кавказ должен быть объектом пристального
внимания российского руководства, чтобы не только не допустить повторения на его территории разного рода эксцессов, имевших место в недавнем прошлом, но и содействовать укреплению всех субъектов Российской Федерации в этом регионе, как гарантов политической стабильности на юге страны.
При этом надо исходить из того, что мир и согласие должны формироваться не насильственными средствами, а путем обеспечения реальной свободы, демократии, равенства всех перед законом, а также проведением гуманной политики, признанием приоритетной
ценности в обществе человека, его права на жизнь и свободу.
Национальный мир, на наш взгляд, это, прежде всего, достижение общественного согласия между всеми народами,
проживающими в той или иной республике, с опорой на демократические силы, партии, движения.
Подлинно гражданский мир имеет целью утверждение в обществе таких отношений, которые исключали бы вражду и ненависть, развивали партнерство, дружбу и коллективизм среди граждан независимо от их социального статуса, убеждений, партийной и национальной принадлежности.
Было бы нелепо отрицать наличие в северокавказском регионе сил, которым выгодно обострение межэтнических отношений и создание конфликтогенной ситуации. Костяк таких сил составляют этнические кланы, экстремистские течения, незаконные
бандформирования, или «лесные братья», дельцы теневой экономики, материально заинтересованные в сохранении нестабильности в стране, благодаря чему они получают огромные барыши, в том числе все больше и больше от торговли оружием. К этим силам
тянутся неспособные руководители разного уровня, теряющие в новых условиях свои посты, но сохраняющие старые связи, свою этническую клиентуру и т.д.
В завершение имеет смысл сделать несколько обобщающих выводов.
Распад СССР и обострение межэтнических отношений на Северном Кавказе и в Дагестане, в частности, были обусловлены рядом обстоятельств. В числе можно назвать специфику национальной политики в бывшем СССР и нынешней России, национальный принцип федерализма в Российской Федерации, идеологические
перегибы, имевшие место в
прошлом, инерцию массового
сознания в вопросах
межнациональных отношений и др.
Особое место в сложившейся ситуации сегодня в России занимает Дагестан в качестве субъекта РФ в статусе республики. Специфика эта состоит прежде всего в признании ценностного приоритета личностного, человеческого начала по сравнению с национальным фактором. Опыт Дагестана в сфере
межнациональных отношений может быть с успехом использован в целях предотвращения распада России по образцу СССР.
Примечания
1. Абдулатипов Р. Г. Парадоксы суверенитета. М., 1995. Он же. Дагестан
в час испытания: уроки агрессии и подвига. Махачкала, 2 000; Абдуллаев М. А., Кафаров Т. Э. Межнациональные отношения: некоторые вопросы их
стабилизации. Махачкала, 1994; Абдуллаев М. А. Возможна ли общедагестанская национальная идеология? // Научный мир. 2009. №4 (13);
Агаев А. Г., Магомедов Р. М. Дагестанское единство. История и современность. Махачкала, 1995; Адзиев X. Г., Гасанов Н. Н. Дагестан на рубеже веков: политика, идеология. Махачкала, 2005; Алиев А. К.
Воспитание культуры мира - важнейшее условие этнополитической
стабильности на Северном Кавказе. Махачкала, 2000; Алиев А. К., Юсупова Г. И. Межнациональное согласие как фактор обеспечения стабильности общества в условиях многонационального Дагестана. Махачкала, 1998; Магомедов Р. М. Единство народов - великое благо Дагестана. Махачкала, 2001; Национальная политика и межэтнические отношения в полиэтническом регионе. Махачкала, 2009; Единство народов Дагестана - основа
политической стабильности, социально-экономического и культурного
развития республики. Махачкала, 2009. 2. Агаев А. Г., Магомедов Р. М.
Дагестанское единство. История и современность. Махачкала, 1995. 3.
Ахмеднабиев А., Шахбанов М. Новая метла для нового округа // Новое дело.
22 января 2010. №3 (939) . 4. Буржунов Г. Г. Мост многоязычия //
Дагестанская правда. 20 апреля 2002. 5. Дашичев В. И. О путях России в
будущее. Социально-гуманитарные науки и мир в XXI веке // Мат-лы Международной конференции, посвященной 35-летию журнала «Социальногуманитарные знания». Ч. 1. М., 2009. 6. Каймаразов Г. Ш., Каймаразова Л. Г. Роль русского языка в развитии дружбы и укреплении единства народов Дагестана. Единство народов Дагестана - основа политической стабильности, социально-экономического и культурного развития республики. Махачкала, 2009. 7. Национальная политика и межэтнические отношения в полиэтническом регионе // Мат-лы научно-практической конференции. Махачкала, 2 009. 8.
Общественные движения и политические партии Дагестана на современном этапе. Справочник. Махачкала, 1998. 9. Основные итоги Всероссийской
переписи населения 2002 г. Госкомстат России. М., 2003. 10. Тавадов Г.
Т., Крылова И. Е. Геополитические последствия распада СССР для России. Социально-гуманитарные науки и мир в XXI веке // Мат-лы Международной конференции, посвященной 35-летию журнала «Социально-гуманитарные знания». Ч. 2. М., 2009. 11. Юнусов А., Чунгуев Э. Ракурс. Избранные
статьи. Махачкала, 2 008.
Статья поступила в редакцию 10.08.2011 г.