Научная статья на тему 'TQM: к вопросу о внедрении в России'

TQM: к вопросу о внедрении в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1208
299
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА / КАЧЕСТВО / TQM / QUALITY MANAGEMENT / QUALITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жильников А. Ю., Галенина А. В.

Данная тема посвящена исследованию проблем управления качеством в организациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This topic is devoted to the study of quality management issues in organizations.

Текст научной работы на тему «TQM: к вопросу о внедрении в России»

Список литературы

1. Аксенов Д.А. Системы клиринга и расчетов на рынке ценных бумаг Японии // Деньги и кредит. 2007. № 6. С. 52-55.

2. Бланк И.А. Управление денежными потоками. - Киев: Ника-Центр 2013.

3. Бригхем Ю.Ф. Энциклопедия финансового менеджмента. -М.: РАГС: Экономика, 2015.

4. Ван Хорн Ж. К. Основы управления финансами. - М.: Финансы и статистика, 2015.

5. Мертон Р. Финансы. - М.: Вильямс 2014.

6. Изотова Н.Н. Воплощение концепта «деньги» в японской паремиологии // Litera. 2017. № 1. С. 135-143.

Жильников А.Ю., Галенина А.В.

TQM: К ВОПРОСУ О ВНЕДРЕНИИ В РОССИИ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: менеджмент качества, качество, TQM.

Аннотация: данная тема посвящена исследованию проблем управления качеством в организациях.

Key words: quality management, quality, TQM.

Abstract: This topic is devoted to the study of quality management issues in organizations.

Термин TQM (Total quality management) или всеобщий менеджмент качества появился в 60-е годы для обозначения японского подхода к управлению компаниями. Этот подход предполагал непрерывное улучшение качества в различных сферах деятельности - производстве, закупках, сбыте, организации работы и пр. В современном понимании TQM рассматривают как философию управления организацией.

Всеобщее управление качеством — это динамично развивающаяся концепция. На сегодня существует несколько основных «школ» ТQМ (японская, американская, европейская). Возможно, поэтому в среде специалистов нет единого мнения о количестве принципов, на которых базируется ТQМ.

Основные принципы TQM:

1. Ориентация на потребителя - именно потребитель устанавливает уровень качества.

2. Вовлечение персонала - принцип TQM обеспечивает постоянную совместную работу всех сотрудников организации по достижению целей.

3. Единство системы. Для того, чтобы достигнуть высоких результатов в производимых продуктах или предоставляемых услугах необходимо воспитывать в организации культуру качества во всех подразделениях одновременно.

4. Стратегический и систематический подход. Для достижения поставленных целей по улучшению качества необходимо проводить систематическую и непрерывную работу.

5. Непрерывное улучшение позволяет организации применять и аналитические, и творческие методы для поиска путей повышения своей конкурентоспособности и эффективности.

6. Коммуникации. Необходимо, чтобы коммуникации по вопросам происходящих изменений стали ежедневными действиями, такими же, как обычные процессы.

Также существуют стратегии применения TQM:

Стратегия поэлементного внедрения TQM. Применение этой стратегии подразумевает использование различных инструментов менеджмента качества для улучшения ключевых бизнес-процессов и работы подразделений.

Стратегия применения теории TQM. Организация изучает теории и принципы, разработанные специалистами, чтобы определить какие недостатки в сравнении с этими теориями существуют в практике работы. После этого выполняются действия по устранению этих недостатков.

Стратегия применения модели для сравнения. В этом варианте команда специалистов организации или отдельные сотрудники посещают другую организацию, которая занимает лидирующую роль в процессе реализации TQM, и изучает особенности и факторы успешного внедрения.

Стратегия применения критериев премий по качеству. Для разработки системы качества на основе TQM применяются критерии различных премий по качеству. Эти критерии используют, чтобы определить области для улучшения в своей работе.

На сегодняшний день все развитые страны внедрили TQM, Россия же только встает на этот путь. Применение всеобщего управления качеством в России зачастую сопровождаются целым рядом проблем, вот некоторые из них:

1. Эволюционный разрыв в 50 лет. На западе философия качества последовательно прошла этапы контроля качества, гарантии качества

и приняло форму всеобщего управления качеством, а в России только начинают применять этот подход в некоторых предприятиях.

2. Разница в расстановке акцентов в понимании качества. В России качество означает соответствие стандарту (ГОСТу), такое понимание крепко осело в головах российских управленцев, и заставляет их думать, что параметры качества устанавливаются или регулирующими органами, или производителем.

3. Недостаточность специалистов в области качества. В советское время эти специалисты имели исключительно техническое образование, однако, современный менеджмент качества давно вышел за рамки математики и статистики.

4. Использование современных методов совершенствования. Руководители, с одной стороны, понимают, что менять философию необходимо, с другой стороны, существует масса барьеров: незнание, как и что менять, сопротивление работников, непонимание коллег и партнеров по бизнесу.

5. Недостаточная конкуренция. Сегодня в России только складываются экономические условия, на рынке нет высокой конкуренции, а значит, компаниям не нужно стремиться к эффективному использованию менеджмента качества и тем более применять его на практике.

По нашему мнению, у нас в стране система менеджмента качества создается с чисто практической целью: получить сертификат, который требуется различными участниками рынка, подтверждающий надлежащий уровень качества управления производством услуг или продукции. Для этого, зачастую, формально создается впечатление соответствия требованиям стандарта.

Внедрение TQM в России, как и любые перемены, связанные с переходом к рыночной системе хозяйствования, сопровождаются рядом барьеров, одни из которых наследство советского прошлого, другие - объективная реальность настоящего. Преграды, являясь ощутимыми проблемами для внедрения TQM в России, не могут стать непреодолимыми барьерами этому процессу.

Предлагаем возможности развития менеджмента качества в России:

1. Формирование методологической базы адаптации TQM в России. В последние годы вышли в свет более 20 учебников и учебных пособий, значительно возросло количество публикаций по вопросам TQM в периодических изданиях, стремительно растет число интернет-сайтов, посвященных проблемам качества. Ведь чем больше будет источников информации, тем больше руководителей будут заинтересовываться моделью TQM и переходить на нее.

2. Лидерство руководства. Успех компании в первую очередь зависит от лидерских качеств руководителя, его уверенности в необходимости изменений, умении увлечь за собой работников. Изменения в организации должны начинаться с изменения самих руководителей.

3. Психология потребителей. Бизнесу России предстоит доказать свою состоятельность в глазах потребителей. Это важно начинать делать уже сейчас, поэтому те компании, которые начали процесс совершенствования, основанный на управлении качеством, уже имеют преимущества перед конкурентами в борьбе за потребителя и более других чувствуют уверенность в завтрашнем дне.

4. Обучение менеджеров. Руководители и менеджеры российских предприятий за последние 10-15 лет включились в образовательный процесс с целью получить теоретическую подготовку в сфере экономики и управления. Чтобы перейти на технологию TQM, необходимо дать как можно больше знаний в этой области.

Таким образом, у нас существуют предприятия, которые уже используют TQM, но, к сожалению, их число не велико. Безусловно, это явление временное - еще 10-15 лет назад мало кто в России различал понятия "менеджмент" и "маркетинг", а сегодня это неотъемлемые атрибуты деятельности любого российского предприятия, от крупного до малого. Поэтому, в дальнейшем Россия будет использовать TQM в больших масштабах.

Список литературы

1. Ганин Д.В., Шамин А.А. Влияние синхронизации цифровых систем передачи на уменьшение ошибок в канале связи // Вестник НГИЭИ. 2016. № 8 (63). С. 16-22.

2. Глекова Н.Л., Жильников А.Ю. Анализ процесса реализации политики импортозамещения // В сборнике: Инновационные подходы к решению социально-экономических, правовых и педагогических проблем в условиях развития современного общества материалы I международной научно-практической конференции. 2015. С. 139-142.

3. Жильников А.Ю. Концепция опережающего инновационного развития региона // Экономические науки. 2014. № 120. С. 64-67.

4. Жильников А.Ю. Совершенствование способов оценки инновационного развития регионов // Диссертация ... кандидата экономических наук: 08.00.05 / Воронежский государственный университет инженерных технологий. - Воронеж, 2013.

5. Ляхова Н.И., Жильников А.Ю. Диагностика и оценка инновационного развития регионов. - Воронеж, 2013.

6. Сибиряев А.С. Государственная инновационная политика в условиях модернизации // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2013. № 20. С. 192-196.

Зиновьева Н.М., Блошенко К.В.

АУДИТ КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ БИЗНЕСА

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: аудит, аудиторская деятельность, цели аудита, государственный контроль, финансовая отчетность.

Аннотация: Данная статья посвящена актуальной проблеме -проведения аудита финансовой отчетности. В основе аудита лежат гражданское право, административно-хозяйственное право, бухгалтерский учет. Поэтому результатом данного исследования является изучение различных подходов к определению понятия «аудит», а также уточнение ключевых целей и задач проведения аудита.

Keywords: audit, audit activities, audit objectives, state control, financial reporting.

Abstract: This article is devoted to an actual problem - the audit of financial statements. The basis of the audit are civil law, administrative and commercial law, accounting. Therefore, the result of this study is to explore different approaches to the definition of "audit", as well as the refinement of key goals and objectives of the audit.

В настоящее время развитие предпринимательства сопровождается возрастанием роли бухгалтерской информации в сферах управления, контроля и анализа предпринимательской деятельности. Поэтому возникает необходимость в проведении аудита. Под аудитом понимается независимая проверка и выражение мнения о финансовой отчетности предприятия.

Проведение аудиторской проверки даже в тех случаях, когда она не является обязательной, несомненно, имеет важное значение. В условиях рынка предприятия, кредитные учреждения, другие хозяйствующие субъекты вступают в договорные отношения по использованию имущества, денежных средств, проведению коммерческих операций и инвестиций. Достоверность этих отношений должна подкрепляться возможностью получать и использовать финансовую информацию всеми участниками сделок. Достоверность информации подтверждается независимым аудитором.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.