Научная статья на тему 'Актуальные направления контроля качества аудиторских услуг'

Актуальные направления контроля качества аудиторских услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
150
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУДИТОРСКИЕ УСЛУГИ / AUDIT SERVICES / КАЧЕСТВО УСЛУГ / QUALITY OF SERVICES / КАЧЕСТВО АУДИТОРСКИХ УСЛУГ / QUALITY AUDIT SERVICES / КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА / QUALITY CONTROL / КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА АУДИТОРСКИХ УСЛУГ / QUALITY CONTROL OF AUDIT SERVICES / ВНУТРЕННИЙ И ВНЕШНИЙ КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА / INTERNAL AND EXTERNAL QUALITY CONTROL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Павлова Ксения Сергеевна, Чариков Вячеслав Сергеевич

Статья посвящена актуальной теме исследования проблеме качества аудиторского рынка. Описана структура контроля качества аудиторских услуг, дана характеристика ее элементам, обозначены пути развития в целях повышения качества аудиторской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT TRENDS OF THE QUALITY CONTROL AUDIT SERVICES

The article is devoted to the topical subject of research the problem of the quality of audit market. The author described structure of quality control of audit services, the characteristics of its elements, the ways of development in order to improve the quality of auditing.

Текст научной работы на тему «Актуальные направления контроля качества аудиторских услуг»

экономические науки

К.С. Павлова, В.С. Чариков

АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА АУДИТОРСКИХ УСЛУГ

УДК 657.6:336.2

АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА АУДИТОРСКИХ УСЛУГ

© 2015

К.С. Павлова, кандидат экономических наук, старший преподаватель В.С. Чариков, кандидат экономических наук, доцент, Самарский государственный экономический университет, Самара (Россия)

Аннотация. Статья посвящена актуальной теме исследования - проблеме качества аудиторского рынка. Описана структура контроля качества аудиторских услуг, дана характеристика ее элементам, обозначены пути развития в целях повышения качества аудиторской деятельности.

Ключевые слова: аудиторские услуги, качество услуг, качество аудиторских услуг, контроль качества, контроль качества аудиторских услуг, внутренний и внешний контроль качества.

В условиях глобализации экономики, роста коммер-

ческой деятельности, производства товаров, работ и услуг основным конкурентным преимуществом становится качество, в том числе это характерно и для аудиторской деятельности.

Аудиторские услуги подчинены строгому государственному контролю, что оказывает значительное влияние не только на функционирование и развитие аудита в целом, но и на аудиторские организации в частности. Деятельность аудиторских организаций, ее особенности и результаты, а также качество аудиторских услуг регулируются законодательством РФ. Однако говоря о качестве аудиторских услуг, как о комплексе мероприятий и средств контроля, направленные на удовлетворение потребностей клиентов, следует выделять не только правовые аспекты контроля качества услуг, но и рыночные инструменты. Говоря о качестве услуг и о контроле качества, прежде всего, следует начать с определения основного понятия «качества».

Термин «качество» известен достаточно давно. Согласно работам А.В. Гличева, первым исследователем критериев качества принято считать Аристотеля[2]. Аристотель говорил о качестве как о состоянии сущности, которая находится в движении (в пример он приводил следующие сравнения: холод и тепло, чернота и белизна и т.д.). По отношению к продукции или услугам данное понятие применяется как оценка состояния продукции (товара, выполненных работ или оказанных услуг) - качественное или некачественное. Исследование понятия качества освещены в трудах таких известных ученых как Гегеля, Гоббси, Декара, Канта, Ленина, Локка, Фейрбаха, Энгельса. К современным ученым, изучающих проблему управления качеством услуг, в том числе и аудиторской деятельности относятся работы Р. Адамса, Ю.П. Адлера, Е.В. Аноховой, С.М.Бычкова, В.Н. Войтоловского, А.В. Гличева, Е.А. Горбашко, П.О.Ермолаева, Дж. Лоббека, Т.И. Леонова, Я.В.Соколов, А.Д. Шеремета и др.

Основной продукт аудиторский деятельности - услуга, соответственно в большей степени интерес вызывает понятие «управление качеством услуг», чем более широкий термин «качество». Согласно международному стандарту ИСО 8402-94 качество услуг трактуется как совокупность характеристик услуги, которые придают ей способность удовлетворять существующие или ожидаемые потребности клиента. В соответствии со стандартом ИСО 9000, управление качеством продукции представляет часть менеджмента качества, направленная на создание уверенности в том, что существующие требования к качеству продукции (товаров, выполненных работ и услуг) будут выполнены[5]. Аудиторская услуга подразумевает под собой нематериальный результат труда, происходящего за счет взаимодействия поставщика и заказчика. Основным продуктом аудиторских услуг является документальное подтверждение достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности. Что касается сопутствующих и прочих услуг, то результатом аудиторской деятельности выступает предоставление консультаций и разработка мер по эффективному управлению финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Качество и результативность аудиторско-

го продукта невозможно оценить до или в момент оказания услуги, только после проведение всех аудиторских процедур. Поэтому, контроль работы аудиторских организаций является важнейшим элементом деятельности, основная функция которого заключается в обеспечение качества услуг. Контроль качества для аудиторской деятельности представляет собой проверку участников аудиторского рынка, включающую систему методик и процедур, позволяющих вывить ошибки и проблемы, а также подтвердить добросовестность аудиторских организаций и индивидуальных предпринимателей и соблюдение ими правовых норм законодательства.

Существует два основных вида контроля качества аудиторских услуг: внешний и внутренний. Подробная схема контроля качества услуг аудиторской деятельности в России представлена на рисунке 1.

В целом вопрос повышения качества услуг для российского аудиторского рынка является основным, это подтверждается исследованиями специалистов и ученых. Например, по мнению Е.В. Аноховой внешний контроль качества со стороны саморегулируемых организаций проходят добросовестные компании, до 20% участников аудиторского рынка к моменту наступления срока прохождения внешнего контроля качества работ выходят из саморегулруемой организации [1].

Рисунок 1 - Структура контроля качества аудиторских услуг в РФ

Такое положение дел негативно влияет на аудиторскую деятельность в целом, а так же на работу самору-гулируемых оргнанизаций. Для улучшения показателей внешнего контроля аудиторских услуг требуется законодательное регулирование, а именно разработка требований для мониторинга недобросовестных аудиторских предприятий и повышение административной ответ-свенности для руководителей и владельцев аудиторских фирм. Координация проведения мониторинга возможна за счет создания специализированого отчета саморегулируемых организаций о выходе аудиторских предприятий из их состава и передачи этих данных в Росфиннадзор. Проверки качества услуг со стороны саморегулируемых организаций и Росфиннадзора - надежный инструмент контроля за деятельностью компаний, предоставляющие аудиторские услуги. Но зачастую данные проверки имеют однородный характер, за счет чего снижается их

Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 2(11)

57

К.С. Павлова, В.С. Чариков

АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА АУДИТОРСКИХ УСЛУГ

экономические науки

эффективность и увеличивается нагрузка и давление на аудиторские предприятия. Особенно это касается малого бизнеса. В данном случае, целесообразно было бы скорректировать график проверок двух структур так, чтобы проверки проходили в разные периоды времени и среди объектов исследования было меньше точек соприкосновения, например, за счет обмена информацией и показателями.

С точки зрения Федеральных стандартов аудиторской деятельности, качество аудиторских услуг определяется как обязательное выполнение требований и рекомендаций федеральных стандартов и как четкое следование аудиторскими организациями законодательных норм РФ. Стандартизацию аудиторскиой деятельности можно охарактеризовать как важный элемент нормативно-методического обеспечения системы качества аудиторских услуг, где сформирована главная цель аудита, определена организационно-техническая платформа аудиторских услуг. Стандартизация аудиторских услуг включает в себя: правовое обеспечение аудита; государственный надзор и регулирование аудиторкой деятельности; стимулирование повышения качественных характеристик услуг; организация материальной базы и технической оснащенности, информационного обеспечения аудиторского предприятия; требования к качеству услуг; основу для подготовки и обучения персонала.

Процедура и форма прохождения квалификационного экзамена регулируется на государственном уровне. На сегодняшний день показатель успешной сдачи очень низок. Например за I квартал 2015 года по данным «Единой аттестационной комиссии» процент сдачи компьютерного тестирования составил 23,6%[4]. Содержание вопросов тестирования, охватывает большой спектр информации, в том числе особенности и тонкости различных специализаций, что являтся приградой для успешной сдачи. В основномкаждый аудитор работает с одним или несколькими напрвлениями деятельности, для малознакомой специфики дятельности аудируемого объекта целесообразнее привлечь к проверке специалиста со стороны, чем самостоятельно давать заключения, где риски неуобнаружения и искажения фактов будут велики.

Внутренний контроль качества важен для аудиторских организаций не менее, чем внешний. Разница между ними заключается в том, что у аудиторской организации при внутреннем контроле отсутствует ответсвен-ность перед третьим лицом, т.е. в большей степени это право, нежели обязательство. Однако согласно п.1 ст. 19 Федерального закона от 06.12.11 №402-ФЗ все российские организации обязаны проводить внутреннюю проверку и контроль состояния экономической и хозяйс-венной деятельности на предприятии. Исключением служат только предприятия, подлежащие обязательному аудиту. По закону их бухгалтерская и (или) финансовая отчетность, а также результаты финансово-хозяйсвен-ной деятельности должны подвергаться внутреннему контролю во всех случаях, кроме ситуации, когда руководитель совмещает обязанности по управлению фирмой с должностью главного бухгалтера. Внутренний контроль направлен не только на выявление ошибок и погрешностей учета, выявление слабых сторон, но и на повышение качесва деятельности организации, в частности аудиторского предприятия.

Разработкой внутрефирменных стандартов занимаются в основном крупные фирмы, так как это требует во-первых отдельного финансирования, во-вторых необходима специалистов с уровнем квалификации и опыта достаточных для данной работы, в-третьих наличие выделеных рабочих мест или возможность совмещения.

К рыночным инструментам, как к элементам контроля качества, можно отнести маркетинговые инструменты, элементы экономического прогнозирования, ценообразование, повышение качества услуг, влияние на лояльное отношение клиента, управление инновациями и т.д. Каждый из из перечисленных рыночных инструментов направлен на повышение эффективности ауди-тоских услуг. Наличие таких элементов контроля деятельности позволяет также бороться с антидемпинговой политикой, так как применения совокупности рыночных инструментов повышает превлекательность услуг, что положительно влияет на покупательскую способность. В свою очередь это гарантирует стабильный спрос по стандартной стоимости, профессиональные услуги аудиторов не могут быть оценены дешево, так как это высококвалифицированный труд и прежде всего при демпинге стардает качество оказываемых услуг.

Подводя итоги следует отметить, что контроль качества аудитоской деятельности это комплекс мер, на-правленый на улучшение финансово-хозяйственной деятельности и снижение рисков аудитоских организаций. Определяющую роль для клиентов при выборе аудиторской компании играет безупречная деловая репутация, поэтому только организации, представляющие качественно и добросовестно свои услуги могут расчитывать наконкурентные преимущества на аудиторском рынке и рентабельность продаж.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Совершенствование методики обеспечения качества аудиторских услуг» № 15-32-01339

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Анохова Е. В., Парамонов А. В. Особенности развития рынка аудиторских услуг в России // Аудитор. М., 2014 №8, с. 40-49

2. Гличев А.В. Основы управления качеством продукции. - 2-е изд., перераб. и доп. -М.: РИА «Стандарты и качество», 2001. - 424 с.

3. Ермолаева П.О., Леонтьева М.В., Прыгунова М.И. Качество деятельности образовательных учреждений в оценках потребителей образовательных услуг (на примере республики Татарстан) //Вестник СГЭУ -Самара, 2013. - №11 (109). - С.104-109

4. Результаты сдачи компьютерного тестирования и анализ ошибок, допущенных претендентами на квалификационном экзамене на получение квалификационного аттестата аудитора, проводимом в 1 квартале 2015 года[Электронный ресурс]: Официальный сайт АНО «Единая аттестационная комиссии»: интернет-ресурс. - Москва, 2015. - Режим доступа:http://eak-rus.rU/rezultaty_ekzamenov/ (дата обращения 22.06.2015 г.)

5. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь(Ш09009:2005, IDT) [Электронный ресурс]: http://www.sut.ru/doci/kach/osnova.pdf(дата обращения 03.06.2015 г.).

© 2015

CURRENT TRENDS OF THE QUALITY CONTROL AUDIT SERVICES

K. S. Pavlova, PhD, Senior Lecturer V. S. Charikov, PhD, associate professor

Samara State University of Economics, Samara (Russia)

Abstract. The article is devoted to the topical subject of research - the problem of the quality of audit market. The author described structure of quality control of audit services, the characteristics of its elements, the ways of development in order to improve the quality of auditing.

Keywords: audit services, quality of services, quality audit services, quality control, quality control of audit services,

internal and external quality control._

58 Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 2(11)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.