УДК 005:001.12/ 18; 658: 001.12/.18
АУДИТ СМК В ОЦЕНКЕ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ А.Б. Рязанцев
Повышенный интерес к концепции TQM как одной из наиболее значимых при формировании устойчивого конкурентного преимущества в долгосрочном периоде, формирует потребность создания инновационного инструмента оценки эффективности стратегии предприятия на основе концепции TQM
Ключевые слова: менеджмент, менеджмент качества, стратегия, стратегический менеджмент, аудит СМК
Современная, динамично развивающаяся конкурентная среда определяет потребность предприятий в создании инновационных систем управления, направленных на постоянное
улучшение качества не только продукции, но и всего предприятия. В связи с этим среди независимых экономических субъектов возникает объективный интерес к изучению и использованию инновационных инструментов, средств и методов управления, ориентированных на долгосрочную перспективу.
Особенный интерес вызывают модели
стратегического развития, обладающие практически отработанным набором инструментов и методов по достижению конкурентного преимущества в
долгосрочном периоде, к которым следует отнести современную стратегическую модель на основе
концепции всеобщего менеджмента качества (TQM).№ современном этапе не существует теоретически обоснованных и практически
отработанных комплексных оценок деятельности предприятий, использующих TQM в построении стратегии.
Целью данного исследования является
разработка инновационного инструмента оценки эффективности стратегии предприятия, основанной на концепции TQM. Основными задачами в рамках исследования следует считать определение
алгоритма внедрения концепции TQM в менеджмент организации, анализ процесса аудита СМК (системы менеджмента качества) с целью создания инновационного инструмента оценки эффективности стратегии предприятия, основанной на концепции TQM.
Разработка инструмента оценки стратегии предприятия на базе аудита обусловлена тем, что сертификация СМК является одним из ключевых составляющих элементов внедрения концепции
TQM в менеджмент организации. Обратимся к алгоритму внедрения концепции TQM в менеджмент предприятия, направленному на создание эффективной стратегии. Общую схему алгоритма можно представить в виде рисунка 1:
Рязанцев Александр Борисович - ВГУ, соискатель, тел. (473) 290-11-41, e-mail: [email protected]
Рис. 1. Алгоритм внедрения концепции TQM в менеджмент организации
Базовым и основным элементом следует считать СМК, сертифицированную ISO 9000:2008 (стандарты последней редакции на момент написания статьи). Введение стандартов ISO 9000 позволяет систематизировать функционирование концепции TQM, а в реальной практике сформировать эффективную систему управления, при условии действительного внедрения всех необходимых элементов ISO 9000. Так А. Фейгенбаум отмечает: “... необходимо признать, что TQM ориентирована на повышение качества изделий, когда уже имеется некий достигнутый уровень, т.е. TQM предопределяет конкурентоспособность фирмы. Внедрение стандартов ISO 9000, скорее всего, ориентировано на снижение вероятности сделать что-нибудь неверно. Таким образом, эти два вида деятельности как бы являются партнерами в достижении единой цели, но на разных стадиях движения предприятия к качеству. При этом основной являются стандарты ISO серии 9000, а эволюционным развитием - TQM ”[1].
Таким образом, TQM является определенным уровнем развития предприятия, концепцией постоянного совершенствования, а стандарты ISO серии 9000 классифицируются как инструмент, используемый для реализации концепции. Основное значение стандартов в данном алгоритме является преодоление этапа “формализованного качества”, то есть установление документированной системы менеджмента качества, распространяющейся на деятельность всей организации, упорядочивание внутрифирменных процессов. В долгосрочном же периоде система стандартов выступает в качестве инструмента
управления, адаптации и контроля предприятия, реализующего стратегию, основанную на концепции TQM. Рассматривая стандарты ISO, можно утверждать, что в рамках концепции TQM стандарты позволяют управлять предприятием, посредствам выполнения основных требований, заложенных в стандартах и, в тоже время, внедрять собственные разработки в зависимости от специфики деятельности компании, а так же внутренних и внешних факторов.
Следующим элементом алгоритма является интеграция принципов TQM в управление предприятием. Рассмотрим более подробно данные принципы. Первым принципом является ориентация на потребителя. Этот принцип направлен на своевременное выявление и предвосхищение потребностей потребителей. Принцип лидерства руководства призывает менеджеров к созданию условий, при которых сотрудники будут максимально вовлечены в процесс достижения поставленных целей, условия, необходимые для успешной реализации системного управления, что способствует выполнению следующего принципа -вовлечение всех сотрудников в деятельность организации. Принцип системного и процессного подходов неразрывно связаны друг с другом -производство товаров, услуг и управление рассматривается как система взаимосвязанных процессов, а каждый процесс, в свою очередь, как система, имеющая вход и выход, что в большей степени выражено в определении TQM, представленном В.Лапидусом [2, С.49].
Согласно структуре алгоритма первые два элемента в совокупности обеспечивают достижение третьего элемента - принятие качества как базового элемента разработки стратегии предприятия.
На данном этапе исследования мы определили алгоритм и значимость каждого из элементов, способствующих внедрению концепции TQM в менеджмент организации. Учитывая значение сертификации СМК при построении стратегической модели на базе TQM рассмотрим значение и виды аудита СМК.
Аудит можно определить как систематический, независимый и
документированный процесс получения
свидетельств аудита и объективного их оценивания с целью установления степени выполнения согласованных критериев аудита [3]. Аудит применяют для определения степени выполнения требований к системе менеджмента качества. Наблюдения аудитов используют для оценки эффективности системы менеджмента качества и определения возможностей для улучшения. Учитывая рассмотренный алгоритм внедрения концепции TQM в менеджмент предприятия, предложим инновационный подход к использованию существующего инструмента аудита СМК, базирующийся на основе учета характеристик и значения основных элементов концепции TQM и модели оценки EQA(Европейской премии по качеству).
Таким образом, аудит предполагает проведение двух этапов оценки.
Первым этапом аудита является экспертный анализ проводимых на предприятии мер по расширению каждого из восьми принципов, заложенных в ISO 9000:2008.
Первый этап аудита обусловлен значимостью сертифицированной СМК, определенной на предыдущих стадиях исследования, в рамках идентификации ключевых элементов концепции TQM и структуры стратегической модели на основе TQM. На данном этапе одним из основных элементов аудита является процесс оценки эффективности стратегии, основанной на концепции TQM на основе определения и развития степени реализации принципов ISO - непосредственный анализ конкретных действий руководства и ответственных лиц, оценка комплекса мер позволяющая определить насколько тот или иной принцип подкреплен практическими действиями. Оценивать степень реализации каждого принципа следует исходя из анализа документации, отчетов, в зависимости от специфики деятельности предприятия. Первый этап является гибким и не имеет жесткой структуры за исключением заданных для проверки основных принципов, заложенных в системе стандартов ISO
Практическое значение аудита состоит в возможности оценки эффективности реализуемой стратегии, основанной на концепции TQM и, в то же время, в возможности определения сильных и слабых сторон предприятия на момент проверки по основным направлениям деятельности, так как, проводя аудит, мы анализируем насколько предприятие расширяет границы
сертифицированной системы менеджмента качества, использует заложенный в концепцию TQM стратегический потенциал.
В рамках второго этапа аудита
предполагается проведение оценки деятельности предприятия исходя из анализа ответов
руководителей подразделений предприятия. Анкета на основе Европейской премии по качеству была выбрана, так как именно в структуре этой анкеты заложен сбалансированный набор критериев, отвечающий основным подходам к определению эффективности. Инструмент аудита на основе анкеты EQA, позволяет широко отобразить эффективность деятельности, как подразделений, так и всего предприятия с позиции наиболее часто использующихся методов определения
эффективности.
Обращаясь к основной цели исследования можно утверждать, что нами был применен креативный подход к использованию существующего инструмента аудита СМК, базирующийся на основе учета характеристик и значения основных элементов концепции TQM. Результатом такого подхода является разработка инновационного инструмента оценки
эффективности стратегии предприятия, основанной на концепции TQM. Представленный инструмент
следует определить как развернутый двухэтапныи аудит СМК. Можно утверждать, что в данном виде аудита минимизированы отрицательные факторы, характерные для внешних и внутренних аудиторских проверок. Практическое значение аудита такого рода состоит в возможности оценки эффективности реализуемой стратегической модели, основанной на принципах Трм и в то же время в возможности определения сильных и слабых стороны организации на момент проверки по основным направлениям деятельности.
Литература
1. Quality: new culture for the new Europe (materials of 38-th EAQ Congress in Lisbon) // Standarts and Quality. - 1994.-№8.- P.3-7.
2. Лапидус В.А. Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях / В.А. Лапидус.- М.: Типография Новости, 2000.- 432 с.
3. Государственный стандарт Российской Федерации. ГОСТ Р ИсО 9000-2001 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.- М.: ИПК “Издательство стандартов”, 2001. - 26 с.
Воронежский государственный университет
QMS AUDIT IN STRATEGY EFFICIENCY ASSESMENT A.B. Ryazantsev
Heightened interest to TQM concept as one of the most useful in achieving competitive advantage in long-term period is shaping the need in developing of innovative instrument which can solve the problem of efficiency assessment of TQM-based strategy
Key words: management, quality management, strategy, strategic management, audit QMS