Список литературы
1. Давыдова Е. Ю. Создание интегрированной информационной среды на предприятии // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2008. - № 69. - С. 374-376.
2. Кабанов В.Н. Модель линии безубыточности при исследовании добавленной стоимости// Синергия. 2016. № 1. С. 39-43.
3. Овсянников С.В., Давыдова Е.Ю. Формирование инновационных и инвестиционных стратегий управления в жизненном цикле организации // Известия высших учебных заведений: Социология. Экономика. Политика. - 2015. - № 4 (47). - С. 24-27.
4. Сироткина Н.В., Брякина А.В., Титова М.В. Пространственные особенности формирования национальной инновационной системы // Проблемы социально-экономического развития регионов: Сборник материалов Международной научно-практической конференции; Отв. Редактор Сукиасян А.А. 2015. С. 109-112.
5. Скворцова К.Е., Ивановская А.В. Совокупный финансовый результат: проблемы формирования компонентов совокупного финансового результата, не включаемых в чистую прибыль отчетного периода // Успехи современной науки. 2016. № 2. Т. 2. С. 69-73
6. Тяглов С.Г., Ярошенко С.Г. Организация и управление предпринимательской деятельностью. - Ростов-на-Дону, 2014.
Жильников А. Ю., Комаров И. В.
КАЙДЗЕН ПО-РУССКИ. 10 СПОСОБОВ УЛУЧШИТЬ РОССИЙСКУЮ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ
Воронежский экономико-правовой институт
Ключевые слова: модель управления, менеджмент, российская модель управления.
Аннотация: В данной статье проведен анализ американской и японской моделей управления в сравнении с формирующейся российской моделью, выявлены ключевые сходства и различия. В ходе исследования сформированы десять необходимых условий, которые помогут улучшить российскую модель управления.
Keywords: management model, management, the Russian model of management.
Abstract: This article analyzed American and Japanese management models in comparison with the emerging Russian model identified key similarities and differences. The study formed ten necessary conditions that
will help to improve the Russian model of management.
Несмотря на то, что менеджмент как наука, имеет свое начало в XIX веке, Российская система менеджмента только формируется. Основной тренд в этом формировании - заимствование.
Важно заметить, что существующий сегодня «скелет» российской модели управления не строился на многолетнем опыте, не разрабатывался учеными, а сложился сам собой. В его основу легла советская директивная модель управления, которую еще называют распорядительной, командной. Стоит признать, что командная модель управления работала должным образом в сложное, военное время, а также в условиях плановой экономики. Но с началом перехода нашей страны к открытой рыночной экономике, она перестала быть эффективной. Тем не менее, российские управленцы продолжают активно использовать ее, с привнесением элементов американской и японской систем управления. К сожалению, такое заимствование делается без учета менталитета, культурных различий и оценки применимости в российских условиях. Поэтому и не приносит ожидаемых результатов.
Перечислим сходства с американской моделью управления:
1) Решения принимает только руководитель. Не существует коллегиального способа принятия решений. Но при этом, в отличие от американских коллег, российские сотрудники даже не пытаются проявить инициативу, потому что у них нет возможности внести свои предложения по улучшению работы. Русское выражение «инициатива наказуема» полностью отражает поведение работников.
2) Оплата труда работников, находящихся на одной и той же позиции, может значительно отличаться. Это отличный стимул, если только сотрудник понимает, каких результатов надо достигнуть, чтобы получить повышение заработной платы. Только в России, зачастую, разница в зарплате на одной и той же должности - признак родственных связей или дружбы с руководителем, а не профессиональных достижений.
3) При продвижении по карьерной лестнице стаж работы и возраст не имеют никакого значения. На этом сходство по данному признаку заканчивается, так как в американской компании только профессиональные достижения могут иметь значение, а в российской - пол, национальность, сексуальная ориентация, связи с «нужными» людьми и тому подобное.
Основные сходства с японской моделью управления - в следующем:
1) Персонал часто обучают за счет компании: проводятся тренинги, сотрудников отправляют на курсы иностранного языка, компьютерной грамотности и прочее. Однако в России после обучения сотрудник не начинает «стоить» дороже, а продолжает выполнять свою работу на качественно новом уровне за те же деньги.
2) Традиционно сильны социальные гарантии: увольнение -крайняя мера, которой предшествуют выговоры, лишения премии и т.п. К тому же в России, как и в Японии, очень лояльно относятся к сотрудникам, которые давно работают в компании [1-7].
Помимо вышесказанного во многих российских компаниях, путем синтеза обеих стилей управления получился свой неповторимый стиль. Например, в Америке при приеме на работу имеют значение только профессиональные навыки, а в Японии на первом месте личностные качества. В России же при приеме на работу проверяют и то, и другое. Ни в Америке, ни в Японии занимаемая должность не дает работнику дополнительных прав и привилегий, как это может происходить в российских компаниях. Например, приходить позже или уходить раньше, пользоваться служебным автомобилем в личных целях и прочее.
Безусловно, любая модель управления базируется на мировоззрении и системе ценностей народа. В нашей стране еще не так давно катализатором была идея равенства и светлого будущего для всех, а сегодня основной мотив - личная материальная выгода. «Ломка» старого сознания сама по себе процесс непростой, да еще и происходит под влиянием то финансового кризиса, то экономических санкций. Поэтому, говоря о специфике российского менеджмента можно отметить: несмотря на то, что после развала СССР уже прошло много времени, многие молодые профессионалы еще очень подвержены влиянию старших коллег старой советской закалки. Суть советского подхода можно охарактеризовать как привычку не зарабатывать, а получать. У работников низшего и среднего звена предпочтение отдается рутинной работе с небольшим, но стабильным заработком. А на руководящих постах до сих пор - опытные специалисты с огромным стажем работы на предприятии, но не имеющие понятия о менеджменте, психологии, социологии, маркетинге. До сих пор практикуется административно-командный стиль управления, в то время как в современных реалиях работник будет стремиться выполнять распоряжения только в том случае, если у него есть личная мотивация к этому (финансовая, карьерная).
На основании всего вышесказанного, можно сформировать десять необходимых условий, которые помогут улучшить российскую модель
управления.
1. Осуществлять в России качественную подготовку менеджеров с новым мышлением в соответствии с мировыми стандартами и избавляться от руководителей советского образца. Сколько молодых и талантливых специалистов потерпели фиаско в борьбе с заскорузлыми советскими руководителями, не приемлющими ничего нового, желающими спокойно досидеть в своем кресле до пенсии.
2. Обучать делегированию полномочий. Вопреки особенности нашего менталитета делать всю работу самостоятельно. «Если хочешь, чтобы было сделано хорошо, сделай сам» - типичная российская поговорка.
3. Преломлять страх руководства перед инновациями. Внедрять современное программное обеспечение, позволяющее освоить систему информационного менеджмента на предприятии.
4. Внедрять системы управления качеством продукции предприятия. Например, в Японии качество продукции всегда остается на первом месте даже с потерей прибыли. И весь мир знает: Made in Japan - синоним высокого качества. Внедрение систем менеджмента качества - TQM, работа по системным концепциям «7-S» и «Just in time».
5. Реализовывать принципы социально-ответственного управления. Менеджмент должен стать социально ответственным. Качество, экологичность и социальная ответственность бизнеса вовсе не противоречат получению прибыли. Осознание того, что бизнес приносит пользу обществу - признак ответственного менеджера новой формации в российской действительности.
6. Применять современные приемы при принятии решений и разработке стратегии. Развивать стратегическое видение руководителя, делегировать полномочия в принятии управленческих решений, внедрять концепции управления лицами, принимающими решения.
7. Осваивать современные инструменты маркетинга. Руководители обязаны уделять повышенное внимание маркетингу. Создание потребителя - важнейшая задача современных организаций.
8. Внедрять современные методы мотивации персонала на предприятии. Индивидуальный подход, гласность, справедливость, сочетание внутренних и внешних форм мотивации.
9. Изучать, осваивать и применять на практике социальную и управленческую психологию. Менеджер должен уметь, как набрать эффективную команду, так и уволить в интересах компании -работодателя.
10. Начать соблюдать закон. Российская система налогообложения
хоть и не совершенна, но отнюдь не самая плохая в мире.
Все это реально выполнить, и радует, что в некоторых крупных российских компаниях уже предпочитают не бездумно перенимать чей-то чужой, чуждый русскому менталитету, опыт, а накапливать свой, постоянно работая над ошибками.
Список литературы
1. Гольштейн Г. Я. Основы менеджмента. - М., 2009;
2. Жильников А.Ю. Совершенствование способов оценки инновационного развития регионов // А. Ю. Жильников, диссертация ... кандидата экономических наук: 08.00.05 / Воронежский государственный университет инженерных технологий. Воронеж, 2013.
3. Масааки Имаи. Кайдзен. Ключ к успеху японских компаний. -М., 2014.
4. Попов А. В. Теория и организация американского менеджмента. -М., 2009.
5. Российская модель управления: анализ и рекомендации к применению. Материалы всероссийской научно-практической конференции (14-15 мая 2014 г.). - Ханты-Мансийск, 2015.
6. Таланова А. В., Лымарева О. А. Современная российская модель управления персоналом: особенности применения зарубежного опыта // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2013. №12. [Электронный ресурс] URL: http://ekonomika.snauka.ru/2013/12/3475.
7. Тепман Л. Н. Корпоративное управление. - М., 2009.
Зиновьева Н.М., Карайченцева Е.Г.
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА КАК ОСНОВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Воронежский экономико-правовой институт
Ключевые слова: инвестиционный потенциал, инвестиционные вложения, конкурентные преимущества.
Аннотация: Данная статья рассматривает вопросы инвестиционной активности и инновационной направленности экономического развития регионов, которые выступают первоочередными предпосылками роста инвестиционного потенциала не только региона, но и в целом всей страны. Это особо актуально ввиду того, что инвестиционный потенциал региона являются одним из важнейших