Научная статья на тему '\ торговые сети \ залежалый товар'

\ торговые сети \ залежалый товар Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
111
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «\ торговые сети \ залежалый товар»

\ ТОРГОВЫЕ СЕТИ \

Залежалый товар

Российские потребители нередко сталкиваются с просроченными продуктами на прилавках магазинов. Однако если супермаркет расплачивается за нарушения небольшим штрафом, то покупатель — своим здоровьем, а иногда и жизнью.

Вторая жизнь продуктов

По данным Межрегиональной общественной организации «Общество защиты прав потребителей «Общественный контроль» (ОЗПП), на долю жалоб, связанных с качеством продуктов и истекшим сроком их реализации, приходится более 20% обращений граждан (из 60 тыс. обращений за год), которые поступают сюда ежедневно, — это самый большой показатель. В 2011 году были поданы жалобы на просроченные продукты в «Седьмом континенте», «Перекрестке», «Пятерочке», «Ашане», «Утконосе», «Виктории», «Магните». Нередки и жалобы на торговые точки индивидуальных предпринимателей. Однако торговые сети хором заявляют, что количество просроченного товара в магазинах минимально.

Причины появления продуктов не первой свежести в магазинах различны: от технических неполадок до невнимательности персонала. «Руководство торговых сетей всегда винит в этом менеджеров магазинов. Когда возникают конфликты, персонал отвечает: «Ой, не туда поставили», «Не успели сменить ценник»» и т.д. Вроде бы случайно ошиблись, а на самом деле это четко отлаженная система обмана покупателей. В российской торговле существует огромное количество нелегальных механизмов для получения максимальной прибыли», — отмечает пресс-секретарь ОЗПП Юлия Шарапова.

По словам специалиста, если продукт просрочен или срок годности подходит к концу, товар выставляют на полках вперед. На него ставят яркий ценник с надписью «Акция» или «Скидка», при этом цена остается прежней. На просроченных тортах и пирожных стикер заменяют на новый. Конфеты, срок годности которых подходит к концу, расфасовывают по красочным упаковкам, на которых не указан срок годности (обычно это делают в конце года).

Очень часто просроченную продукцию из сетевых структур перепродают по сниженной цене в небольшие московские магазины, тогда как продукты с истекшим сроком должны списывать либо на корм животным, либо утилизировать. Но в столице системы утилизации продуктов нет.

В российских торговых сетях просроченный товар в лучшем случае возвращают поставщику. Однако, как следует из закона «О торговле», который вступил в силу с 1 января 2010 года, поставщик не обязан принимать обратно просроченный товар, это возможно только на стадии его непосредственного получения. Исключение составляют только хлебобулочные и кондитерские изделия.

По словам Елены Асановой, руководителя PR-де-партамента саратовского ООО «Гипермаркет Реал», часто в договорах поставки оговариваются условия о возврате продукции с истекшим сроком годности поставщику. «По мнению ФАС России, добровольное включение условия о возврате поставщику продовольственных товаров, не проданных по истечении определенного срока, не нарушает положения ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Проще говоря, закон не запрещает возвращать товар поставщику, но не позволяет навязывать поставщику условие о возврате товара», — отмечает эксперт.

Тем временем от поставщиков, которые не хотят забирать свой товар обратно, сети любят освобождаться. Притом что в некоторых случаях возврат просроченного товара законодательством не предусмотрен. К примеру, мясные изделия по истечении срока годности считаются

\ РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР \

непригодными для использования по назначению и поэтому не могут быть предметом купли-продажи. В итоге все расходы по утилизации и уничтожению просроченного товара ложатся полностью на предприятия торговли, это их убытки. Торговым сетям это невыгодно и, пренебрегая санитарными нормами, товар реанимируют.

«Сосиски, сморщившиеся и потерявшие товарный вид, вымачивают в холодной воде для возвращения формы. Колбасную продукцию с истекающим сроком годности в магазине нарезают и выкладывают на видное место. Просроченную мясную продукцию переделывают в котлеты, бифштексы, шашлык, с добавлением сильно пахнущих специй. Охлажденное мясо в упаковке, у которого истек срок годности, распаковывают и продают как замороженное (его вымачивают в растворе марганцовки, что убивает запах и придает «здоровый» вид). Курицу-гриль в сетевых магазинах практически всегда изготавливают из курятины с истекшим сроком хранения», — разъясняет Юлия Шарапова.

Палочка в салате

По словам начальника отдела надзора по гигиене питания управления Роспотребнадзора по Нижегородской области Татьяны Бурковой, около 50% реализуемой на территории России продукции не соответствует нормам безопасности и качества. Итог — рост количества тяжелых отравлений и кишечных заболеваний, влекущих, в том числе, и смертельный исход.

В Московском государственном университете пищевых производств утверждают, что чаще всего на продукты попадают сальмонелла и кишечная палочка. Их можно обнаружить в готовых продуктах, в сырье, на овощах и фруктах, в полуфабрикатах. Например, салаты в сетевых магазинах часто продают не только в день изготовления, как это положено, но и четыре-пять дней после этого. По мнению экспертов ОЗПП, такая удручающая ситуация связана с фактической отменой ГОСТов в 2003 году и внесением в 2007 году поправок в законодательство, по которым контролирующим органам запрещено проверять предприятия чаще, чем раз в три года. Кроме того, «уже два года сотрудники Роспотребнадзора, в соответствии с законом, запрещающим «кошмарить» бизнес, сообщают владельцам компаний о грядущих проверках заранее», — уточняет Юлия Шарапова. И с февраля 2010 года в России была отменена обязательная сертификация продуктов.

Тем временем Роспотребнадзор, единственный надзорный орган на территории России, продолжает находить в супермаркетах опасную для здоровья пищу, граждане продолжают травиться некачественными продуктами, а магазины, уличенные в продаже такой продукции, отделываются несерьезным штрафом в среднем в размере 20 тыс. руб. Для крупной торговой сети это мизерные деньги. Для сравнения: в Германии средний штраф за реализацию просроченной продукции достигает 20 тыс. евро, в ОАЭ и Турции — 25 тыс. евро.

В конце мая 2011 года в Госдуму был внесен законопроект, в десятки раз увеличивающий штрафы за продажу просроченных продуктов. Документ предполагает увеличение штрафов за продажу товаров ненадлежащего качества до 700 тыс. руб. Альтернативой штрафу станет приостановление деятельности магазина на срок до 90 суток. Данный проект поддерживают ряд депутатов Госдумы. Однако воз и ныне там.

\ГРАНИТ НАУКИ \

февраля

Московская бизнес-школа SRC приглашает на трехдневный курс по внутреннему и финансовому контролю. Этот курс посвящен изучению ключевых моментов контроля в финансовом менеджменте, а также тем аналитическим инструментам, которые позволяют эффективно оценивать финансовое состояние компании, планировать финансовые потоки, принимать правильные решения. Полученные знания будут закреплены на решении практических примеров (кейсов) и в деловых играх. Основа эффективного финансового контроля в компании — управленческий финансовый учет, необходимый для обеспечения руководителей предприятия оперативной информацией о результатах деятельности по всем направлениям. Ведут курс Эдуард Иванченко, руководитель департамента финансового консалтинга компании Management Consulting Partners Group (Ltd), и Михаил Серов, преподаватель МВА Государственного университета управления. Стоимость — 33 600 рублей.

февраля

Московская компания «Бизнес-семинары» приглашает на семинар «Налоговые споры. Защита прав налогоплательщиков». Будут обсуждаться следующие вопросы: «Виды налоговых проверок (камеральные, выездные)», «Основания и порядок обжалования актов налоговых органов», «Возмещение вреда, причиненного неправомерными действиями налоговых органов», «Процессуальные особенности рассмотрения налоговых споров в арбитражных судах». Ведущие расскажут также о практике разрешения спорных ситуаций, связанных с исчислением, уплатой и возмещением НДС. Ведут семинар С.А. Герасименко — заместитель начальника управления анализа и обобщения судебной практики Высшего арбитражного суда РФ, Т.В. Завьялова — судья Высшего арбитражного суда РФ, Д.М. Щекин — доцент кафедры финансового права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, А.А. Никонов — партнер юридической компании «Пепеляев Групп». По окончании будет выдан сертификат. Стоимость участия — 20 500 руб. (НДС не облагается).

марта

Русская школа управления (РШУ) проводит в Санкт-Петербурге курс повышения квалификации высшего управленческого персонала «Генеральный директор — 2012». Целевая аудитория курса — руководители предприятий, заместители генеральных директоров, кадровый резерв компаний на замещение первых должностей. В программе шесть модулей: «Современная компания: создание эффективной системы управления», «Менеджмент и собственник: трудности взаимодействия», «Управление персоналом: получение выдающихся результатов от обычных людей», «Повышение эффективности маркетинга и продаж», «Налоговые риски: как защитить бизнес», «Деловые коммуникации. Управление переговорами». Слушатели получат удостоверение о краткосрочном повышении квалификации государственного образца, «Директорскую папку» с учебным материалом и доступ к дополнительным электронным материалам РШУ. Стоимость семинара — 55 500 рублей.

\ РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР \

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 2 (118) 2012 51

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.