Научная статья на тему 'Инновационная активность как элемент конкурентного преимущества предприятий розничной торговли'

Инновационная активность как элемент конкурентного преимущества предприятий розничной торговли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
228
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / EXPENSES / COSTS / PRODUCTION COST / ELEMENTS OF COSTS / COST STRUCTURE / MATERIAL COSTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Калинушкин Владислав Сергеевич

В сложившихся условиях развития торговли потребительскими товарами конкурентоспособность является одной из главных интегральных характеристик при оценке деятельности предприятий розничной торговли. При этом усиления влияния конкуренции на развитие товарных рынков, снижения реальных доходов населения, ресурсный потенциал торговой организации является основанием возможностей ее экономического роста и эффективного развития. Оценивается конкурентное превосходство организации с позиции соответствия товарного предложения потребностям покупателей, ценности ресурсов, которыми обладает организация и сочетания ресурсов в их взаимодействии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE ACTIVITY AS AN ELEMENT OF COMPETITIVE ADVANTAGES OF RETAIL TRADING COMPANIES

In the current conditions for the trade of consumer goods development, competitiveness is one of the main integral characteristics in assessing the activities of retailers. At the same time, the increasing impact of competition on the development of commodity markets, reducing real incomes of the population, the resource potential of the trade organization is the basis for the prospects of its economic growth and effective development. The competitive advantage of the organization is judged from the position of correlation between the goods offer to the needs of customers, the cost of resources that the organization possesses and the combination of resources in their interaction.

Текст научной работы на тему «Инновационная активность как элемент конкурентного преимущества предприятий розничной торговли»

литература

1. Астахов, В.П. Бухгалтерский и финансовый учет: учебное пособие/ В.П. Астахов. - М.: ИЦК «МарТ», 2015. - 960 с.

2. Илясов, Г.Г. Как улучшить финансовое состояние предприятия/ Г.Г. Ильясов // Финансы. -2016. -№10. - С. 70-73.

3. Семенов Н.Н. Повышение привлекательности инвестиционного климата - ключевое условие развития экономики/ Н.Н. Семенов // Финансы и кредит. -2015. -№ 1. -С.18 - 23.

4. Шевцов А.В. Инвестиционные фонды и их эффективность/ А.В. Шевцов // Деньги и кредит. - 2016. - № 9. - С.23 -25.

Калинушкин В. С.

инновационная Активность как элемент конкурентного преимущества предприятий розничной торговли

В условиях глобализации рынка, усиления влияния конкуренции на развитие товарных рынков, снижения реальных доходов населения, ресурсный потенциал торговой организации является основанием возможностей ее экономического роста и эффективного развития. Управление ресурсами является одной из важнейших задач в управлении многогранной деятельностью организации.

Под ресурсным потенциалом организации следует понимать способность ее экономической и управленческой системы к использованию внутренних ресурсов с максимальным экономическим эффектом в условиях влияния факторов внешней среды.

От ресурсного потенциала зависит, насколько эффективно реализуется выбранная стратегия развития организации. Стратегия позволяет организации концентрировать усилия и организационные ресурсы на ключевых направлениях, способных принести организации экономический и финансовый успех.

В современных условиях торговые предприятия принимают соответствующие меры для привлечения покупателей. Процесс продажи товаров не заканчивается оплатой и получением товара покупателем. Предприятия розничной торговли стремятся завоевать покупателя на долгосрочной основе, сделать так, чтобы он становился постоянным покупателем, улучшая качество обслуживания.

С целью привлечения покупателей, роста товарооборота и сохранения уровня доходности бизнеса, на уровне докризисного периода, предприниматели развивают инновационную активность. В настоящее время торговые предприятия чаще всего занимают оборонительную позицию на угрозы со стороны субъектов рынка и лишь некоторые из них стремятся занять или сохранить лидирующее место в торговом бизнесе.

Важным элементом ресурсного потенциала является инновационный потенциал. Внедрение инновационных технологий в современной торговле обеспечит конкурентоспособность предприятия в долгосрочной перспективе.

На данном этапе развития технологий, инновации не могли не затронуть такого обширного сектора, как розничная торговля. Благодаря инновационным технологиям мы уже не мыслим свою жизнь без магазинов самообслуживания, где с каждым днем внедряется все больше технических решений, облегчающих жизнь и персоналу, и покупателям. Хотя еще 15 лет назад повсеместно были распространены магазины, в котором использовался метод продажи через прилавок.

Инновации требуют финансовых вложений, объем которых зависит от направлений инновационной деятельности, что могут позволить себе крупные торговые организации. В большинстве случаев, целью финансовых вложений является: получение дополнительной прибыли, сохранения существующего положения на рынке.

Известно, что для удовлетворения потребностей населения в товарах и услугах применяются продуктовые инновации (предметные) и процессные инновации (технологические). В торговле инновации чаще всего связаны с торговыми и технологическими процессами. Основными принципами инновационной политики являются: соответствие требованиям рынка и их эффективность, выражающаяся в росте объемов оборота и прибыли.

В конечном итоге вложения в инновации в торговый бизнес оборачиваются полным контролем над процессами торговли и финансовых потоков.

Спектр применяемых технологий и оборудования в торговле обширен, начиная от сканирования информации с товара и тары, внедрения электронных ценников, автоматизации логистических процессов, учетно-расчетных операций и контрольно-кассовых операций и др.

В качестве примера инноваций последних лет можно привести инновационный проект в розничной торговли «Магазин будущего», который внедрен в практику компании X-5 Retail Group N.V. в 2012 году.

По сообщениям пресс-службы компании «Роснано», программа проекта разработана для того, чтобы внедрить применение инновационных решений и технологий в сфере розничной торговли.

Данный проект отличается уникальностью, поскольку в нем отсутствуют кассиры и продавцы и магазин функционирует на основе полного самообслуживания покупателями. Здесь используются инновационные технологии RFID (Radio Frequency Identification), которые позволяют маркировать товары радиометками с уникальными идентификаторами для каждой единицы товара.

Покупатель самостоятельно отбирает товар, помещает его в корзину или в пакет, затем подходит к автоматической кассе самообслуживания, у которой отсутствует транспортерная лента, но есть специальный сканер, размещенный в люке, в который помещается корзина. Покупатель использует специальную одноразовую анонимную карточку покупателя, прикладывает ее к сканеру, и сумма покупки высвечивается на экране.

Преимущества автоматических касс очевидны: экономия денежных средств и торговых площадей; рост пропускной способности; сокращение времени оплаты.

Возможность полного самообслуживания является далеко не единственным преимуществом технологии ЯРЮ. Индивидуальные радиочастотные метки помогают отслеживать продвижение товара от поставщика товара до потребителя, позволяют вести контроль товара по срокам годности, что является чрезвычайно важным как для магазина, так и для покупателя. Маркировка товаров работниками магазина осуществляется самостоятельно, каждому товару присваивается код, хранящийся в базе данных торговой организации.

Отслеживать товар с просроченным сроком годности помогают специальные полки торгового оборудования, которые оснащены ЯЛО-антеннами, интегрированными в компьютерные системы магазинов. «Умными» полки становятся благодаря бизнес-приложению, которое выделяет товар с просроченным сроком годности красным цветом.

Одним из видов современного оборудования в торговых организациях является тележка с дисплеем, оснащенная навигационным устройством, которое позволяет установить связь с каталогом всех товаров в магазине и показать их месторасположение. На дисплее можно прочесть подробную информацию о товаре, представлена развернутая информация о сопутствующих товарах для приобретенного товара. Для покупателя достоверная и своевременная информация о товаре дает возможность исключить ошибку при приобретении нужной продукции.

При всей важности решения ряда проблем от внедрения рассмотренной технологии (повышение качества обслуживания, соблюдение сроков годности товаров, быстрота и правильность учета товаров, оптимизация системы това-роснабжения, снижение потерь товаров, эффективное управление товарными запасами, сокращение численности работающих и др.), она имеет и недостатки, мешающие повсеместному внедрению:

1. Высокие расходы на приобретение и внедрение этого оборудования. Внедрять подобные системы могут торговые сети, где высокий покупательский поток и финансовые возможности.

2. Невозможно оборудовать в настоящее время все товары электронными чипами.

3. Внедрение прогрессивных технологий предполагает наличие финансовых возможностей организации. Предприятие должно обладать соответствующим ресурсным потенциалом и возможностями, как для внедрения новаций, так и отдачи от их применения, выраженного в росте товарооборота, доходов и укрепления имиджа.

Однако такая технология помогает торговому предприятию получить экономический и социальный успех при таком же уровне цен на товары, как и в магазинах, работающих по обычной схеме самообслуживания. Это достигается за счет роста товарооборота и высокой пропускной способности. С целью снижения расходов и поддержания цен на уровне конкурентов, прикрепления покупателей, торговые организации снижают совокупные расходы за счет улучшения системы товароснабжения, снижения товарных потерь, оптимизации товарных запасов роста производительности труда, сокращения расходов на осуществления контроля покупателей.

Важным моментом в этой технологии является введение электронных жидкокристаллических ценников, подключенных к базе данных. Использование электронных ценников позволяет вносить изменения в цены в течение одной-двух минут. Если потребуется изменить цены на все товары, то это займет около получаса времени.

Инновационным решением повышения эффективности менеджмента персонала и решения спорных ситуаций, связанных с обслуживанием в кассовом узле, является внедрение модуля контроля кассовых операций. Данная опция позволяет не только эффективно снижать потери товаров на кассовых узлах, но и обеспечить непрерывный контроль оплаты покупок, а также дает возможность в реальном времени оценивать качество работы персонала.

Подобные системы синхронизируют информацию с камер наблюдения, расположенных вдоль линии касс, с информацией кассового терминала. Специальное программное обеспечение ведет учет и обработку полученной информации, которая позволяет оперативно решать вопросы торгового обслуживания. Наблюдение ведется в реальном времени и осуществляется видеозапись, хранящаяся в архиве, что дает возможность восстановить события за предыдущий период времени.

Сейчас в магазинах много товаров маленького размера, но значимой стоимости. Представители «Роснано» предлагают решения проблемы краж товаров в прикассовой зоне, а также проблемы трудномаркируемых продуктов в виде размещения в торговых залах и на улицах вендиговых машин. Часть из них будут виртуальными. Чтобы совершить покупку в вендиговых машинах, нужно просто считать QR-код нужного товара с помощью мобильника. Например, для австралийцев такие витрины уже не будущее, а реальность.

Выбор стратегии развития организации - это определение конкретных путей развития на длительный период, обеспечивающих долгосрочную эффективность функционирования.

В будущем в сфере розничной торговли ожидаются еще более прогрессивные и кардинальные изменения.

По данным исследовательской компании TNS, в списке наиболее ожидаемых из них значатся такие как: биометрическая оплата посредством отпечатков пальцев, получение консультаций о товарах и совершение сделки с помощью голографических продавцов и трехмерное сканирование покупателя для подбора оптимального размера одежды и обуви. Все эти изменения и нововведения будут

происходить, в первую очередь, на информационной основе, для чего потребуется построение соответствующей инфраструктуры, то есть сетевой основы обработки данных и программного обеспечения.

литература

1. Каскинов, И. Технологии, которые изменят торговлю / Продвижение продовольствия: Электронный ресурс [Режим доступа] // http://marketklub.irktorgnews.ru

2. Назарова, О.А. Факторы, определяющие качество обслуживания в розничных торговых сетях /О.А, Назарова// Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. - 2015. - № 23.- С. 68.

3. Яковлева-Чернышева А.Ю. Теоретические основы управления устойчивым развитием коммерческой организации // Управление и экономика в XXI веке. - 2015. - №2. - С. 5-11.

4. Яковлева-Чернышева А.Ю. Концептуальные основы управления устойчивым развитием предпринимательских структур / А.Ю. Яковлева-Чернышева, А.В. Дружинина, А.В. Кузнецов // Социально-экономические и правовые основы развития экономики. - Уфа, 2015. - С. 239-250.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.