Научная статья на тему 'Инновационный сектор розничной торговли'

Инновационный сектор розничной торговли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
616
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТОВАР / РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / РОЗНИЧНАЯ СЕТЬ / INNOVATION / INFORMATION TECHNOLOGY / PRODUCTS / RETAIL TRADE / RETAIL NETWORK

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Анфиногенов Владимир Борисович

В статье исследованы вопросы применения информационных технологий в розничной торговле, их сущность, виды, ключевые компоненты. Информационные технологии в управлении бизнес-процессами способствуют эффективному планированию хода процессов, контролю их исполнения, возможности сравнивать запланированные показатели с полученными и данные результаты применять в последующих периодах. Проанализированы инновационные для рынка решения, приемлемые для современного ретейла. Представлены примеры перспективных инноваций в этой сфере (биометрический способ оплаты товаров; использование роботов; планшет, программно интегрированный с кассовой системой; технология искусственного интеллекта; логистический инструмент блокчейн), описывается полезный эффект от их внедрения. Предприятия розничной торговли с инновационными технологиями приобретают ряд преимуществ, в числе которых: уменьшение издержек, наращивание объемов продаж, выход на новые рынки сбыта, завоевание преданности клиентов. Данные тенденции содействуют повышению эффективности предпринимательства и развитию в целом нашей национальной экономики. Сделан вывод о необходимости в текущих экономических условиях использования цифровой информатизации розничной торговли для роста эффективности ее деятельности и повышения конкурентоспособности на мировых рынках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE SECTOR IN RETAIL BUSINESS

The article studies various aspects of applying information technologies in retail trade, their essence, types, and key components. Information technology in business process management facilitates effective planning of business process progress, gives control over their execution and ability to compare planned indicators with those obtained as well as use the results for subsequent periods. The author analyzes innovative solutions suitable for retail trade, pre-sents examples of promising innovations in this area (biometric method of payment, use of robots, a tablet programmed to work with a sales register, artifi cial intelligence technology, block-chain), and describes the usefulness of their im-plementation. Retail businesses with innovative technologies acquire a number of advantages, including: reducing costs, increasing sales, entering new sales markets, winning customer loyalty, and most importantly, these solutions contribute to improving business effi ciency and the development of Russian national economy as a whole. Conclusion is made that in current economic context it is necessary to use digital retail informatization for increasing retail effi -ciency and improving its international competitiveness

Текст научной работы на тему «Инновационный сектор розничной торговли»

Владимир Борисович Анфиногснов,

кандидат физико-математических наук, доцент кафедры информационных систем в экономике. Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г.В. Плеханова

ИННОВАЦИОННЫЙ СЕКТОР РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ

В еггатье исследован^: вопроси, применения информационных технологий в рОзчИЧИОЙ торговле их сущность, еидь' ключевые компоненты Информационные технолог и и в ул равнение |#знес-процессами способствуют эффективному планированию кода провесив, контролю их исполнения, возможности сравнивать за-ппачированные показатели с полученными и данные результаты применять в последующих периодах. Проанализированы инновационные Для рынка решения, приемлемые для современного ретейла Представлены Примеру перспективных /нновации щ >той сфере -¡оиона-фичвгкии способ оплату товаров; испопьзоаанио роботов, ппаншег программно интегрированный с кассовой системой технология искусственно™ интеллекта, .г|сгисг/ческий инструмент 5л£яйайй) описывается полезней эффегг от их внедрения Предприятия розничной торговли с инновационными технологиями приобретают ряд преимуществ, в числе которых уменьшение издержек, наращибание объемов Продаж, выход на Нонье рынки сбыта завоевание преданности клиентов Дан N1,1 е тенденции содействуют позы щемило аффективное™ предпринимательства и- развитию в целрм из шей национальной экономии« Сделан вывод о необходимости в текущих экономически у условиях использования цифровой информатизации розничной торговли для роста эффективности ее деятельности и повышения кон куре неспособности на мировых рынках

Ключевые слова; инновация, информационные m&xnatioeuu. товар розничная торгоипя, розничная сеть

V.B. Anfinogenov INNOVATIVE SECTOR IN RETAIL BUSINESS

The article studies узпоив aspects of applying informal:.on technologies in retail trade. Their essence types and Key components Information tecfi погоду (й business process management facilitates effective pianoins of business process progress gives control over their execution and ability to compare planned indicators wth those obtained as w&H as. use the results for subsequent periods The author analyzes inn ovalive sokJtions s<jitat>fe for retail trade эге-se nts e> a it p e б of ргогтиз i n g i nnovation s 'n th i s а rea (b ¡orrtel п l: rneth od of p а у ment, use о f fobo'S, a ta ble L pre g i am nie d

vlanf a yandex. ru

УДК 339.1/. 5

to work wf№ a sales register, artificial intelligence technology block-chain'¡, and describes the usefulness of their irrv plementation. Retail businesses with innovative technologies acquire a number of advantages, noluding. reducing costs, ¡rereading salos entering new sales markets winning customer loyalty, and mo si importantly. Those solutions cor,iribute to improving business effrciency and the development of Russian natural economy as a whole Conc'usion is made tiiat in current economic conlexl it is necessary to use dismal retai nfDrmatzatson foi in ere 351 no retail etli ciency and improving its international competitiveness

Keywords: innavat/on, information technoitigy. products, 1■eta/I trade, retail network

в гонке за совершенством побеждают прогрессивные и современные решения интенсивное развитие п россии орган из одами он розницы, особенно розничных сетей, стимулирует спрос ьэ инновационный сектор информационных технологий (тп it посменно депаются важной частью стратегии развития рос-си йсчил торговых предприятии. б то *е время спрос на ft далеко не однороден, что связано со специфическими условиями развития- рынка так как все еще существуют самые разные форматы- маг-ззинов. «ото рые различаются объемами торговли, ассортиментом, а "зкже поДНвдаМИ К обслуживание покуп¿тепей

нереально автоматизировать торговлю без одновременного &нед рея ия ре ше ни й. ко тор ые а втоматиз и-рует ее основные и управленческие (пункции, а именно обслуживание потребителей и копт роль товарного поточа а зале сегодня спектр оборудования, которое призЕ а ко непосредственно гвтог-'-зтизнровэть продажи, довольно обширен и включает кассовое оборудование и связанную с ним инфраструктуру кассовые аппараты, программно-аппаратный комплекс для торговли кассира (роз-терманалы), специализированные pos-клавиатуры, мониторы оборудование компьютерно-кассовых ctteit; счетчики и детекторы ванкнот принтеры *екоэ, фискальные регистраторы, формирующие платежные документы на чековой основе кроме того, в торговом зале применяются подключенные к единой компьютерной сети приборы взвешивания принтеры этикеток, аппаратура для маркировки и печати, а также с^итыаанил штрих-кодов и меток радиочастотной идентификации rffd (radio frequency identification) аппарату цифрового и видеоконтроля кассовым операций [5. 3]

предприятиям торговли инновационные решении требуются по вполне очевидным причинам ужесточающаяся конкуренция ди ¿тует поиск новых способов привлечения клиентов повышения их лояльн.ооги. в свою очередь, изменяющиеся резпии рынка обязывают соответствующим образом □ носить коррективы п бизнес-процессы в секторе розни-'-!зй торговли ха рацтврным можно назвать устойчивый рост расходов на те^екеммуникаиионные услуг*. розничные операторы отарэчугся отказаться от простейших систем телекоммуникационных услуг с их элементарным набором ач утр и офисная телефония, междугородняя связь, интернет-доступ взамен всему этому внедряются принципиапьно более сложные комплексы телекоммуникации способных удовлетэорлть растущие потребности бизнеса при этом характерным в современное уровне обслуживания покупателя явпяется переход к телекомму и и кационным сетям с повышенной надежность« и централизованным управлением, имеющим развитую сеть внутренней свяаи в норму

пйстелвннйвходит обеспечение персонала магазинов и менеджеров торговых залов мобильными компьютерами и смартфонами что позволяет больше времени находиться в торговом зале, более оперативно и гибко огвечз! ь на возникающие зал росы покупателя приложения на та кии устройствах позволяют получать информацию о характерно!иках и наличии rofo или иного товара, находить и идентифицировать постоянного покупателя (по карте- пояпьносхи. номеру телефона имени), оформлять покупну (и даже принять оллату картой с выпиской фискального чека) или дополнительные сервисы ;■-.астройку, монтаж, стра ковку и т п ) у операторов розничных сетей, способных оперативно внедрять новые изменения в итоге может увеличиться объем продаж, повысится эффективность работы сотрудников, а также значительно сократятся расходы

эсту пленив а о всемирную торговую организацию (9то) заставляет российские розничный сети лрддерр живать мировой уровень стандартов обслуживания и технологической оснащенности бизнеса данный фактор привел к повышению it расходов. в тс-рговых залах растет число телекоммуникационных устройств которые транслируют видеоннсюрмацию рекламного и развлекательного характера. в павильона^ устанавливают терм и налы wifi с интернет-выход ом, которыми покупатель мог бы быстро воспользоваться при изучении характеристик тоаара и его цены в различных торговых точках в итоге цель автоматизации торгового предприятия и его бизнес-процессов - это их оптимизация, подразумевающая онимение продолжительности процессов, образование добавленной стоимости, а также сокращение прямых и косвенных затрат использование it а управлении ьизнес-процес сами ¡. пособствует эффективному ппанированию хода процессов, контроле их исполнений, возможности сравнивать запланированные показатели с полученными и данные результаты при менять в последующих период ах сл еду ет отм етить. что уров е нь грамотности персонала напрямую впияет на эффект явность п решений, которые внедряются компанией наторговых предприятиях сетевого формата, которые облвдйют значительным числом поставщиков и широким набором филиалов, особенно актуальна автоматизация логистических функций автоматизация логистики предполагает не только ведение баз данных постав щи ко в и автоматический учет поступивших названий товаров но и планирование пооцессйв внутри компании. э именно между магазинами и центральным офисом, между филиалами и складскими помещениями о гтги м и за щ я вз зи мо игноше ни и с л отре ьите пя i.: и и поставщиками дает возможность создавать це-пи поставок иг многий ком па ни й-производителей, дипе-

ров, дистрибьюторов и потребителей тоеэров Здесь основным можно выдеяйгь сокращение контроля движения товаров б цели и общего времени поставки, а также отслеживание образования добавочной стоимости В широком понимании круг задач автоматиза ции «аряду с учетом и некоторыми функциями управления тортовым процессом, может включать множество систем, та имя как управление персоналом, г;ри-нятие решений, наблюдение эз покупателями и пр. При этом учет занимает лишь небольшую часть тор-гсжаи системы Гакже существует вар на нт униаерсаль ного решение, в котором основной частью являются модули, приобретенные у других разработчиков а Специальный интерфейс дзет возможность быстро и легко объединить их в единый комплекс Сейчас аналогичного типа IT-систему все более привлекают в ни м а ни е оссс ий ски х за казч v ков кото ры е ор иенти ру-ются на усовершенствование маркетинговой политики и улучшение качества обслуживания покупателей, а не только на повьшеыле управляемости

Естественно чтобы компания, которая специализируется на розничной торговле была конкурентоспособной, нужно лов а .иать эффективность ? расширят -■ бизнес при минимальном росте затрат В реализации этих задач важно использовать аффективнее, мэс-штаСиру емые н-дое оч айь дорогие г -решен ия Инфор-матизэция розничной торговле происходит интенсивнее. чем оптовой Однако такжа необходимо отметить, что почти Пол оа и на о&орота розницы доводится на неспециализированные магазинь и рынки которые не информатизируются, так как не обладают для этого достаточной мотивацией и ресурсами J2]. При этом многие компании готовы увеличивать клиентоорменгиров а ин ость вкладывать в повышение управляв мости I"1" внося средства в CRM (упраЕпение взаимоот ношениями с клиентами) и чолл-центры {центр обслуживания звонков), развивать нсб-лрелставитепьстна и ичгернет-торговлю Сегодня традиционная иингер-нет-юрговпя стали единым целым Товар можно сначала выбрать в интернете а потом пойти и купить в традиционном Магазине, и наоборот сначала посмотреть на припйвке, а после этого заказать через интернет-магазин

В секторе розничной торговли сравнительно высокий объем егабийыный рост IT-рэ сходов является заслугой продолжающегося роста торговых свтеи, накапливающих в своих шг аб- ква р гйрах зн ачи т ел ьны е финансовые ресурсы Большим сетям требуются и стандартные :т ¡минимально необходимые для современного торгового павильона), и более современные технологии Существуют перспективные технологии для автоматизированного обслуживания покупателя, например П-усгройство. которое) после считывания штрих-кода выбранного покупателем товара может показать месторасположение аналогичного товара в торговом павильоне или iT-прилохение на базе интернета позволяющее покупателю сравнить цану на этот товар сс средними ценами в других магазинах. по другим торговым сетям, районам. 3 итоге покупателю быстро в реальном времени будет предложен на sbiüCD целый ряд близких по характеристикам товаров [1J.

Эффективной системой работы о покупателями является инновационная система самообслуживания, покупатель самостоятельно взвешивает выбранный товар далее после нажатия на кнопку с названием товара печатается этикетка со штрих--вдом, которую покупатель сам наклеивае- на пакет, и потом покупка

оппзчивдетая в кассе

В акциях по стимулирований сбьгга бумажные объявления о распродажах заменяются информационными табло, электронные ценники звучат разноцветно мигают, гфивлекал таким об разом к товару полупзте.пя кроме этого, электронные *идко*ристалпические ценники, подключенные к базе данных, дают возможность по всей сети быстро Изменить цень нэ весь ассортимент товара оптимизировать цены с учетом продаж, устанавливать и снимать акции

Большие перс г-ект ивы имеет испопьзоаание технологи й интернате веш^й (вычислительная сеть физических объектов которые оснащены встроенными технологиями для аэаимодейстйия друг с другое или с внешней средой) например счетчики посетителей и устройства, фиксирующие ^тепло-вые карпу я движения посетителей по "орговым залам, позволяют получать информацию о количестве клиенгое и могут дать информацию дпя оптимизации выкладки товаров, а устройства, передающие данные об остатках товаров (когда вес попм становится меньше определенного значения ипн когда освещенность попки в нескольких точках увеличивается и сохраняемся >-а этом уровне длительное время и тп ) могут дать сигнал к тому чтобы пополнить товары в *але

Событием в технологиях розничной торговли стало использование радиочастотной идентификации или ЯРЮ-метка вместо стандартного штрих-кода [10] Радиочастотная идентификация производится считы еэющим устройством параллельно длр разных групп товаров ее всевозможных комплектациях, и при этом товар необязательно должен располагаться в зоне прямой видимости, также отсутствуют сложности при считывании с запачканных поверхностей Для быстрого отображения вози информации о товаре гтеобходй-чо поднести его сред пометкой к специальной Информационно* пан-епи 0 отличие от шгрюг-кода, радиометр практически нельзя скопировать Радиочастотные метки помогают следить за перемещением товара от поставщика до потребителя. контролировать товар по срокам годности. Сегодня на территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС) марадровка меховых изделий КРЮ-ЧипЗ^И является обязательной

Розничный сети лредоставляют покупателям все больше? вариантов оплаты практически везде принимают банковские карты многие ретеилеры дают возможность оплачивать покупки накопленными бал лами лояльности. Это, клримеру начисление баллов за оригинальные рецепты в программах лояльности продуктовых регейлеров, конкурс спортивная достижении среди участников программ спортивных магазинов и тп Развитие программ лояльности можно -эзьагь еще одной тенденцией рынка Наблюдается переход от просты? программ ориентированных в основ ном и а пред остан пени е с кид ок, к бопее с ложн ым. в основе которых лevит накопление баллов Благо-

даря г^о6нп:,ным приложениям покупатели могут виде гь состояние своего счета лояльности, получать информацию о действующих акциях и вы годных предложения к [7] 3 некоторых интернет-магазинах дпн оплаты можно использовать не только ¡банковские карты ной наиболее популярные платежиыесио1еЪ1ы Во второй половине г р. России заработали

Samsung Pay и Apple Pay, о.поддержке которых заявил целый ряд ретйилеров включая «Магнит», «М Видео». «Ашан» Хорошо зарекомендовавшим сабя с&рвисом является технология оесконтактных платежей Master Caïd РзуРаьз и Visa Paywave базе тех но лог NFC ( Near F ie Id Commun icetion - п ередач а дэн и ых н а малые расстояния}, а также платежи с по мощью смартфонов (Appîe Inc. и Samsung Electronicsj. лозвопяюших pac-n па читаться путем поднесения карты или смартфонов к платежному устройству [9] Также можно отметить новую технологию применения онлайн-касс в розничной сети, способных передавать информацию о расчетах в ¡¡нтайн-режиме, a raione изготавливать ц направлять покупателям кассовые чеки и бланки строгой отчетности в электрон кои форме.

Перспективными среди мировых технологических направлении в розничной торговле можнр назвать следующие инновации [Э] йо-переых, ато б л о метрический способ оплаты товаров. Специальной программой банковская карта покупателя привязывается к отпечатку агр двух пальцев, и оплата производится прикладыванием Пальцев к специальному терминалу Такой способ оплаты не требует наличия при себе карт:-,| и пин-кода Зо-вторых, эта испадазование роботов. а именно робот на складах, робот-упаковщик товаров, робот, который с помощью гам еры способен узнавать своего клиента и всегда находится рядом с Покупателем в качестве носильщика корзины с покупками В-третьих, это использование планшета, программно полностью интегрированного с кассовой. ERP

¡Enterprise Resource Planning) и CRM (Custome* Relationship Management) системами в магазине клиент получает планшет и при покупке лишь сканирует илрИХ'ШДы Нужных Товаров и Потом оплачивает на кассе заказ. Затем покупателю привозят уже собранный на складе заказ, либо он оформляет доставку Е-чет вертых это технологии искусственного интеллекта, т е в магазине без касс покупатель со смартфоном может просто заити взять.товар и уйти. Всеосталь^ое автоматически одела.-от технология Интернет se щей. искусственный интеллект и платежное технологии И в-пятых, это човый логистический инструмент олок-чейн на базе блочных сетей, признанный на Всемирном экономическом форуме (World Economic Forum) одним из шести мегзтрендов [2] Он лозволя:ет контролировать весь Путь товара от Поставщика до магазина и содержит данные о сро>ах годности продукта, требованиях к условиям перевозки и температуре хранения

Для розничной торговли крайне необходимы технологии хранения информации и системы аналитиче-

ской ее <т&рэ &QTM что6 ы да н ныв о со стояни и то ргов-ли в различных точках сети и на рынке могли быть доступны в любое время Для торговых сетей делается акцепт нэ внедрении единой чупьтиеврвиснои корпоративной телекоммуникационной се'и. которая может обслуживаться одним оператором и обеспечивать передачу разнородного информационного трафика. видео звук, интернет, количественные данкые. Для построения информационных систем управления торговлей программное приложения учитывают лучшие Практики отечественного И мирового бизнеса Т ортовы е п редп р^ят ия д ол ж ны л ишь под о 5 ра Ть опти-мапьные инструменты для решения своих задач

В соответствии с изложенным можно сделать вывод. что сейчас для улучшения культуры обслуживания и потребления ни одна крупная российская розничная сеть в :аоей текущей расоте o« l Í обойтись не может Потребность в большинстве стандартных fT диктуется расширением торговых сетей в регионы Поэтому требуется внедрение систем, которые обеспечивали бы оперативный доступ к единой, онлайн обновляемой информационной базе что приведет к повышению эффективности взаимодействия внутри сети и в связях с поставщиками Затраты на IT в розничной торговле повь-и-аются. и соответственно, спектр предлагаемы* услуг, маркетинговая политика розничных сетей, уровень обслуживания все теснее связаны с рынком информационных технологии С использованием инновационных технологии Предприятия розничной торгов ли приобретают ояд преимуществ в числе которых уменьшение издержек, наращивание объемов продаж выход на новые рынки сбыта, завоевание преданности клиентов Данные тенденции содействуют повышению ■Эффективности предпринимательства и развитию в целом нaiueи национальной экономики

1 Внедрение инч&ьэций к putuftne? йснавные преимуще стая и недостатки UPl htip -.■'■ллгли lib tpu rij/lillteriftjiSOl^1 C4(W2i'

2- ИиформацианныЕ ^ЕИНОПОГИИ p розничной торговле

URL http:tfiniaprt.Bpi> ruiarticies/271655.php

3 ИТ ё решение 3017 URL blip //WWW сПеьчэ nJireviswEi-

4. ttomopot в Ично&ацин ts современной тргавле и Российская торговля 200& №Ь.С. 10—13.

5 Материалы XV1 (форума * Инфп рма ^исНнЫе Техно поГии а розничной торговлея. URL: ШЩр.Ичтм.retail oyalty .Dig/news ilDgi-forumai

Р Сканере, u/mич> юд-а автоматизации тормзвпи URL hdtp. --и ^ ij га h.a LI г u.-c&rri pa n y/sta псоД-е/Ыйу/^"S-l

7 Теиндпдгип, которые вднент" торговлю' Продвижение продовольствия ProdfiPrcd iJo 2 URL htips

OV-Rerla-na ты

3 IT-новзции в ретеиле URL: https:tfwww nela ll.fUi'a nicies,'1 AOtEA:

S PROF:T Retail Day 2017. |>етейл зыниэет голькс 5 связке b ИТ URL tittp://wWw.proH.leirievrai/3TO3W

10. RFiD-технология в розничной торгонле URL title,'i

aaupm.cDmVgps-gsm.'iy^eiTi/rfld-ltihnBiDijy-rafail |,[т|/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.