ответственность торговых предприятий за реализацию некачественных товаров
Р.Ф. Буркова,
профессор Кемеровского института (филиала) Российского государственного торгово-экономического университета, кандидат экономических наук;
О.Н. Скачкова,
аспирант Кемеровского института (филиала) Российского государственного торгово-экономического университета
В статье исследуется проблема контроля качества потребительских товаров. Анализируется нормативно-правовая база в сфере защиты прав потребителей в РФ. Обосновывается необходимость и пути создания действенного экономического механизма, обеспечивающего ответственность производственных и торговых предприятий за нарушение действующего законодательства.
Ключевые слова: качество потребительских товаров; права потребителей; контроль качества; штрафы.
УДК 339.3
Вопросы качества предметов потребления всегда интересовали людей. Но особую актуальность они приобрели с развитием промышленности и массового производства. Изобилие производимых промышленным способом товаров сопровождалось уменьшением в них доли собственно природного вещества и снижением качественных характеристик, связанных с воздействием на здоровье человека. Как выяснилось, рыночный контроль не решает этих проблем: диктат предложения оказался сильнее диктата спроса. Поэтому необходимость в государственном регулировании вопросов качества товаров и их безопасности для человека была осознана мировым сообществом уже в ХХ веке.
Новейшая история России в полной мере подтверждает остроту проблемы: ситуация с качеством потребительских товаров только ухудшалась. Попытки переломить эту тенденцию не принесли желаемого результата вследствие отсутствия действенного механизма экономической ответственности производственных и торговых структур.
На сегодняшний день в Российской Федерации в области обеспечения качества создана определенная законодательная и нормативная база, направленная на повышение ответственности руководителей предприятий на всех стадиях производства и оборота продукции. Среди принятых законодательных актов необходимо отметить Гражданский кодекс РФ, законы «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ», «О защите прав потребителей», «О качестве и безопасности пищевых продуктов», «О техническом регулировании» и др. В соответствии с законом «О защите прав потребителей», Правительством РФ в 1998 г. были разработаны «Правила продажи отдельных видов товаров». Они призваны регулировать отношения между покупателями и продавцами при продаже отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров.
Созданы и работают в этом направлении также организации, которые обеспечивают надзор за соблюдением установленных законами норм и правил и оказывают активную помощь потребителям при нарушении их прав. Значительную роль играет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). Правовые основы функционирования этой организации заложены федеральными законами «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О защите прав потребителей», другими нормативно-правовыми актами.
При создании законов и правил для сферы торговли ставилась цель защитить потребителей от приобретения некачественных товаров и обмана. Однако, как свидетельствует реальная практика торговли, существование законов и строгое их исполнение в полном объеме — это далеко не одно и то же.
На предприятиях торговли до сих пор нередки случаи, когда продавцами нарушаются требования указанных законов. Например, цена, указанная в ценнике, не соответствует указанной в чеке; товар, бывший в употреблении, продается без указания соответствующей ссылки на это; потребитель не получает необходимой информации об изготовителе, составе товара; отсутс-
твуют сертификаты на реализуемые товары; товары продаются с истекшим сроком годности; показатели качества товаров зачастую не соответствуют действующим стандартам и техническим условиям. Это, в свою очередь, наносит вред здоровью потребителя, что подтверждается данными Федеральной службы государственной статистики. Только в Кемеровской области количество заболевших (в том числе и в результате отравления от некачественных товаров) с 2004 по 2008 гг. выросло, в общем, на 106%, а в пересчете на душу населения — на 107,9 % [3].
Свидетельством нарушений продавцами правил торговли, выявленных органами Роспотребнадзора или самими потребителями, служат многочисленные жалобы населения в отделы по защите прав потребителей. По количеству нарушений лидирует сфера торговли. На нее приходится около 60-70% претензий и обращений. Так, в ходе проводимых проверок на гигиеническую оценку качества и безопасность реализуемой продукции на предприятиях торговли Кемеровской области в 2008 г. было установлено, что 21% проб не соответствовал требованиям качества. В основном, — это несоблюдение условий реализации и хранения пищевых продуктов. Эти нарушения выявлены в большинстве магазинов региона, зафиксированы факты реализации продукции с истекшим сроком годности. Отмечено отсутствие условий и согласованной документации при производстве и реализации кулинарной и салатной продукции, а также нарушение правил личной гигиены и отсутствие личных медицинских книжек у персонала [7]. Данные проверок торгующих организаций, проводимых территориальным управлением Роспотребнадзора по Кемеровской области за 2008-2009 гг., а также сумма штрафов за эти нарушения представлены в таблице 1.
Как видно из приведенных данных, количество проверок торгующих организаций в 2009 г. сократилось на 18,3%. Это сокращение связано с изменением порядка организации проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в соответствии с принятием 22.12.2008 г. ФЗ № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Согласно новому закону, плановые проверки теперь должны проводиться не чаще чем один раз в три года (ранее 1 раз в 2 года). К тому же о проведении плановой проверки юридическое лицо или индивидуальный предприниматель должны быть уведомлены органом государственного контроля (надзора), органом муниципального надзора не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения. Внеплановая выездная проверка может быть проведена после согласования с органами прокуратуры по месту осуществления деятельности тех юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, у которых должна быть проверка.
Несмотря на то, что количество проверок сократилось на 18,3%, количество выявленных правонарушений сократилось на 5,3%, а процентное соотношение выявленных правонарушений к количеству проводимых проверок практически не изменилось (в 2008 г. — 63,3%, в 2009 г. — 69%). Фактически изменение действующего законодательства привело только к статистическому
1 48
Таблица 1
Результаты проверок торгующих организаций, проводимых территориальным управлением Роспотребнадзора по Кемеровской области за 2008-2009 гг.
Показатели 2008 г. 2009 г. Динамика в % к 2009 г.
Оборот розничной торговли Кемеровской области, млн руб. 273834 223710 81,7
Количество проверок торгующих организаций 3000 2600 86,7
Количество выявленных правонарушений 1900 1800 94,7
Количество правонарушителей, привлеченных к административной ответственности (чел.) 626 833 133,06
Сумма штрафов, взысканных с правонарушителей (тыс. руб.) 868,5 960,0 110,5
Таблица 2
Соотношение штрафов, взысканных Роспотребнадзором с правонарушителей, и оборота розничной торговли (за 2008 год)
Показатели Россия Кемеровская область Торговая сеть (Кемеровская область)
Оборот розничной торговли за 2008 г. (млрд руб.) 13919,6 273,8 6,0
Сумма штрафов взысканных Роспотребнадзором с правонарушителей в 2008 г. (тыс. руб.) 88000,0 868,5 40,0
Доля штрафов к розничному товарообороту (%) 0,00063 0,00031 0,007
уменьшению количества нарушений, но никак не повлияло на изменение ситуации в сфере соблюдения норм и правил торговли, соблюдения качества и безопасности товаров потребительского назначения. Напротив, количество правонарушителей, привлеченных к административной ответственности, выросло на 133,06%, а сумма взысканных штрафов всего на 110,5%. Это, в свою очередь, свидетельствует о снижении контроля качества и о значительном уменьшении экономической ответственности.
Считаем, что сокращение проверок торгующих организаций должно сопровождаться увеличением размера экономической ответственности за реализацию некачественных товаров, т.е. если снижается количество проверок, то в обязательном порядке должна быть усилена ответственность за нарушения. Можно утверждать, что на сегодняшний момент в Российской Федерации нет серьезной ответственности за нарушения в данной области, а существующая ответственность является минимальной, неспособной как-либо воздействовать на руководителей торговых предприятий.
Ситуация, исследуемая на рынке Кемеровской области, справедлива и для рынка России в целом, что подтверждается данными, приведенными в табл. 2.
Соотношение штрафов, вынесенных за реализацию некачественных товаров или причин, приведших к этому, составляет тысячные доли процента от общего товарооборота, что наглядно иллюстрирует рис. 1.
120
100
80
з
н
^ 60 о а. с
40
20
0
Рис. 1. Соотношение штрафов, взысканных Роспотребнадзором с правонарушителей и оборота розничной торговли (за 2008 г.)
100 розничный товарооборот 100 100
0 ,00063 0 !Оля штрафоі ,00031 0,007
Россия Кемеровская обл торговая сеть
Сумма взысканных штрафов с правонарушителей не просто минимальна, она вообще не ощутима для предприятий торговли. Соответственно, существующая на сегодняшний день экономическая ответственность за нарушения в данной области не может как-либо повлиять на сложившуюся ситуацию с реализацией некачественных товаров. Мы считаем, что решение проблемы качества товаров возможно только на основе разработки и применения действенного механизма экономической ответственности. Наказание рублем — это наиболее эффективная и чувствительная мера для предприятий торговли. Лишь значительное увеличение штрафных санкций не в десятки, а в сотни раз способно улучшить ситуацию и обеспечить потребителям возможность приобретать качественные товары.
В сложившейся ситуации необходимо принимать более решительные меры, непосредственно связанные с экономической ответственностью не только продавцов, а всех задействованных в цепочке товародвижения: от агентов, поставщиков до производителей. Напомним, что согласно ст. 18 закона «О защите прав потребителей», потребитель, которому был продан товар ненадлежащего качества, если оно не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору потребовать: безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; соразмерного уменьшения покупной цены; замены на товар аналогичной марки (модели, артикула); замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены.
Вместо вышеперечисленных действий продавец, при отказе потребителя от исполнения договора, возвращает последнему уплаченную за товар денежную сумму и забирает товар с недостатками [1]. Такой порядок организации взаимоотношений «продавец-покупатель» по сути не содержит ни какой экономической ответственности продавца за продажу некачественного товара. При этом возможным виновником потери качества товара является не продавец, а агент, поставщик или производитель.
Для улучшения качества реализуемых товаров необходимо разработать действенный механизм экономической ответственности за нарушения в данной области. Сумма штрафов должна быть соотнесена с объемом получаемой прибыли от реализации той товарной группы, в которой выявлен случай продажи товаров ненадлежащего качества.
С целью фактического уменьшения количества реализуемых некачественных товаров целесообразно не просто обеспечить возврат денежной суммы, которая была уплачена за некачественный товар, а рассчитывать ее с учетом стоимости товара, морального и физического вреда, нанесенному покупателю.
ЭО = ЦТ + МВ +ФЗ ,
где ЭО — экономическая ответственность торгового агента за реализацию некачественного товара;
ЦТ — цена товара или уплаченная за товар денежная сумма;
МВ — моральный вред (т.к. определить и доказать его достаточно трудно, то предлагаем приравнять его к сумме, равной 50% минимального размера оплаты труда, установленного на данный период);
ФЗ — физический вред (при наличии).
Сумма возврата, рассчитываемая по предлагаемой методике, может распределяться между участниками по всей цепочке товародвижения.
В формировании механизма экономической ответственности за реализацию некачественных товаров целесообразно использовать подход, приведенный выше, что заставит торговые
организации четко соблюдать установленные законы и правила. Такой подход к оценке экономической ответственности приведет к тому, что торговые организации по-новому будут относиться к контролю качества закупаемых и реализуемых товаров и послужит стимулом для предъявления более жестких требований и к поставщикам, и к самим себе. Этот подход, на наш взгляд, должен найти отражение в законе «О защите прав потребителей». Результатом действия данного механизма будет значительное уменьшение количества нарушений в торговле, уменьшение количества жалоб потребителей на продажу товаров с недостатками, а также уменьшение количества случаев отравления потребителей некачественными продуктами.
Литература
1. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 23.07.2008).
2. Основные социально-экономические характеристики Российской Федерации по данным Федеральной службы государственной статистики за 2009 год. [Электронный ресурс]: http://www.gks.ru/wps/portal1/OSI.
3. Социально-экономическое положение Кемеровской области, 2008 г. — Кемерово, 2009.
4. Социально-экономическое положение Кемеровской области, 2009 г. — Кемерово, 2010.
5. Федеральный закон № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 22.12.2008 г.
6. http: // i2n.ru/news/incindent/2424/
7. http: // i2n.ru/news/society/1460/
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ УЧЕТА В ТРАНСПОРТНОЙ организации
К.В. Гульпенко,
профессор Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета, кандидат экономических наук [email protected]
В статье исследуются вопросы организации и информационного обеспечения учета в транспортных предприятиях. Анализируется состав показателей, характеризующих эффективность работы транспортных организаций. На примере автотранспортного предприятия обосновывается применение различных калькуляционных единиц для оптимизации управления конкретными видами перевозок.
Ключевые слова: учет, калькулирование, транспорт, перевозка, показатели, грузооборот, себестоимость, прибыль, управление
УДК 657; ББК 65.052
Функционирование и воспроизводство всех элементов жизнедеятельности как отдельного человека, так и общества в целом, напрямую связаны с возможностью перемещения товаров, людей, информации, капиталов. Транспорт, с одной стороны, является частью рыночной инфраструктуры, реализуя обмен товарами и оказывая услуги населению, а с другой — он сам как субъект рынка продает свои услуги, перемещая грузы и пассажиров, образуя тем самым транспортный рынок. Современный транспорт представляет собой сложную систему общественно-производственной деятельности людей, направленную на организацию пассажирских и грузовых перевозок и являющуюся объектом управления [7, с. 5].
Функционирование транспорта, как и любой другой отрасли народного хозяйства, неизбежно связано с существованием соответствующих издержек, которые, как показывает практика, в современной экономике имеют тенденцию к росту. В экономической литературе высказываются предположения, что причинами удорожания транспортных услуг являются неразвитость транспортной инфраструктуры и несовершенная система тарифного регулирования, состояние мировой конъюнктуры, географический фактор, влияющий на удаленность производителя продукции от транспортной магистрали и потребителя. Существенную
роль играет инфляция издержек, проявляющаяся в росте цен на горючее и другие энергоносители.
Потребителей оценивают транспортные услуги с позиций скорости, времени в пути, комфортности, а также уровня цен. Производитель, предлагая такие услуги, помимо качественных характеристик, определяющих его конкурентоспособность, оценивает предполагаемые финансовые результаты деятельности. При этом тарифы на перевозки должны быть такими, чтобы потребитель мог ими воспользоваться, исходя их своей платежеспособности.
Определение состава показателей на транспорте должно исходить из специфики транспортных услуг и их народнохозяйственной значимости. Основными показателями являются грузооборот и пассажирооборот, выраженные в тонно-километрах и пассажиро-километрах (перевозка одной тонны груза или пассажира на определенное расстояние). Проблема в том, что эти показатели определяются расчетным путем, а учет ведется в разрезе перевезенных тонн или пассажиров и выполненного пробега. Поэтому предприятия изыскивают новые показатели.
Показатель грузооборота на транспорте является универсальным, поскольку отражает перемещение груза на определенное расстояние. Его применение на практике позволяет